Научная статья на тему 'Теоретические аспекты управления проектированием логистических систем'

Теоретические аспекты управления проектированием логистических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1304
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ / DESIGN / DESIGN STAGES / THE LOGISTICS SYSTEM / THE MODEL OF DESIGN MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахманина Ирина Алексеевна

Рассмотрен процесс проектирования логистических систем, состоящий из пяти этапов, каждый из которых детализируется на ряд процедур и выделены ситуационные факторы, влияющие в комбинации или в отдельности на решения, принимаемые в процессе проектирования. Предложена модель управления проектированием логистических систем, позволяющая сократить сроки создания систем, достаточно точно определить последствия принимаемых решений и соответствующие затраты, добиться высокого качества проектных работ и создания конкурентоспособной, надежной, адаптивной, гибкой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рахманина Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE DESIGN OF LOGISTICS SYSTEMS

The process of designing logistics systems, consists of five phases, each of which is detailed in the number of procedures and highlights the situational factors that influence on combination or individually on decisions made in the design process. A model of design management of logistics systems, which allows to reduce the time needed to create systems to accurately determine the consequences of the decisions and the associated costs, to achieve high quality design work and creating a competitive, robust, adaptive, flexible system.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты управления проектированием логистических систем»

УДК 658.51(075.8)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

И.А. Рахманина

Рассмотрен процесс проектирования логистических систем, состоящий из пяти этапов, каждый из которых детализируется на ряд процедур и выделены ситуационные факторы, влияющие в комбинации или в отдельности на решения, принимаемые в процессе проектирования. Предложена модель управления проектированием логистических систем, позволяющая сократить сроки создания систем, достаточно точно определить последствия принимаемых решений и соответствующие затраты, добиться высокого качества проектных работ и создания конкурентоспособной, надежной, адаптивной, гибкой системы.

Ключевые слова: проектирование, этапы проектирования, логистическая система, модель управления проектированием.

Повышенное внимание в последнее время к вопросам проектирования промышленных предприятий связано с наличием ряда проблем в этой области, а именно: отсутствие современных разработок, а также системного подхода и научно-обоснованной методологии проектирования, разрабатываемые программы, проекты, планы мероприятий носят временный характер, что вынуждает принимать субъективные решения без учета воздействия многочисленных факторов и в целом приводит к снижению эффективности данного процесса. Кроме того, существует ряд проблем препятствующих реализации любых проектов, к которым можно отнести отсутствие информации о новых технологиях и рынках сбыта продукции, отсутствие на предприятиях интегрированной информационной системы, недостаточно квалифицированный персонал в области управления проектами, высокий экономический риск проектов, низкий платежеспособный спрос на новые товары, неопределенность сроков реализации проекта, отсутствие финансовых средств, и как правило, неоптимальное расходования всех видов ресурсов.

Таким образом, по нашему мнению эффективную реализацию данных задач при выполнении проектно-изыскательских работ способно обеспечить применение методологии логистики, дающее возможность разработать проекты системы и инфраструктурных подсистем с высокой степенью предсказуемости вероятностных событий в этих системах, гарантировать получение ожидаемых конкретных результатов, которые приближаются к максимальной эффективности функционирование всей совокупности производственно-экономических элементов, образующих действующую структуру.

Изучение научных работ по проблеме выявило, что за последнее время разработаны и апробированы многие методологические принципы проектировании логистических систем, основными из которых являются:

принципы оптимальности, синергии, динамичности, формализации, целесообразности, интегративности, превентивности, гибкости, надежности, а также принципы тотальных затрат, разработки необходимого комплекса подсистем, всеобщего управления качеством, моделирования и информационно-компьютерной поддержки [1, 2, 3, 4].

Другая группа ученых формирует принципы организационного проектирования, позволяющие формировать системы с заранее заданными характеристиками, содержащимися в проектной документации, основными из которых являются: принцип разделения функций, принцип разделения полномочий и ответственности, принцип обеспечение вертикали власти, принцип единоначалия, принцип единства действия, принцип демократического централизма, принцип централизации, принцип разумного порядка, принцип справедливости, принцип обеспечение стабильности персонала, принцип разумной инициативы.

С методической точки зрения процесс проектирования ЛСПП представляет собой трансформационный процесс, движущийся как правило от общего к частному и протекающий поэтапно в рамках строго разграниченных шагов, причем систематическая отработка отдельных шагов имеет характер итеративного процесса, обратная связь позволяет оперативно вести оценку выбранных моделей и методов решения и влиять на эффективность управления.

Для обеспечения эффективного решения задач в ходе проектирования ЛСПП и достижения параметров целевого прогноза по затратам, срокам, периодам и качеству необходимо выявить факторы, оказывающие влияние на этот процесс. Как показали многочисленные исследования, факторы носят ситуационный характер и выделяются четыре группы ситуационных факторов: внешняя среда, т.е. все то, что окружает ЛСПП; технология работы в ЛСПП; стратегический выбор руководства ЛСПП в отношении ее целей; поведение работников (см. рис. 1). Представленные на рис. 1 ситуационные факторы могут в отдельности или в комбинации влиять на решение по проектированию ЛСПП через те компоненты, которые включены в каждый из них. При этом можно выделить четыре типа ситуации, соответствующие определенному виду деятельности и требующие своего специфического подхода к проектированию ЛСПП и ее частей.

В процессе проектирования ЛСПП просматриваются следующие закономерности:

- необходимость учета одновременно и последовательно протекающих процессов, наличия многочисленных внешних факторов и ограничений,

- сложность описания объекта проектирования может привести к нечеткой формулировке проблемы и определению целей и как следствие неточной постановке задач, неадекватности математической модели;

- результаты проектирования носят статический характер и могут

быть подвергнуты изменениям на более поздних этапах лишь в ограниченных масштабах,

- итеративно-циклический характер протекания процесса проектирования и внутренних процессов на разных этапах в соответствии с закономерностями свойственными процессам принятия решений,

- пирамидальная структура - по мере продвижения работ по проектированию растет объем проблем, требующих решения, а задачи расширяются в целях получения более подробных и полных результатов,

- издержки на проектные работы растут по мере продвижения последних,

- ошибки в проектировании или принятии решений на ранних этапах оказывают серьезное влияние на ход работ и величину издержек.

Внешняя среда,

характеризующаяся сложностью, динамизмом, неопределенностью, взаимосвязанностью факторов

Низкая

Степень

динамизма

внешнего

окружения

Высокая

Ситуация низкой неопределенности ВО, когда степень влияния определена. Характеризуется следованием принятым политике и процедурам, факторов влияния мало, они схожи и практически не меняются. Ситуация умеренной неопределенности ВО вносит элемент риска в деятельность. Факторов влияния много, они не схожи и практически не меняются.

Ситуация умеренно высокой неопределенности ВО, что требует достаточной гибкости, так как факторы схожи, что позволяет справиться с ситуацией, имея достаточный уровень подготовки и мотивации. Факторов влияния мало, они схожи и постоянно меняются. Ситуация высокой неопределённости ВО, представляет собой наибольшую трудность для управления. Факторов много, они не схожи и постоянно меняются.

Низкая

Степень сложности внешнего окружения

Высокая

Технология работ Стратегический Персонал

выбор Потребности

Неопределенность в Идеология управления

сроках начала работ, Типы потребностей Квалификация

месте их выполнения и Типы рынков сбыта и Мотивирование

способе выполнения территориальное размещение

Рис. 1. Ситуационные факторы проектирования ЛСПП

Следует отметить, что чем более сложной и комплексной является задача проектирования ЛСПП, тем необходимей, но и труднее разбить ее на отдельные элементы и выявить порядок их взаимосвязи, что является обязательной предпосылкой для системного и транспарентного решения возникающих при этом проблем. Поэтому при анализе задачи методически целесообразно добиться поэтапного понимания и упорядочения ее комплексной структуры путем расчленения ее на элементарные частные задачи. Важным инструментом эффективной реализации поставленных задач являются определение последовательности действий и состава каждого этапа проектирования (см. рис. 2).

Процесс проектирования ЛСПП состоит из следующих этапов: диагностический (диагностика); оценочный (оценка); проектировочный; внедренческий (реализация); эффективная эксплуатация(эффективность). Перечисленные этапы в свою очередь делятся на подэтапы (см. рис. 2). Этапы проектирования и связанные с ними объемы работ, необходимые для системного решения задач по проектированию ЛСПП, рассматриваются на основе системного подхода.

Начальным этапом проектирования является этап диагностики (диагностический), который разбит на следующие подэтапы: постановка проблемы, формирование концепции, формирование стратегии, постановка целей и задач, предварительное планирование, анализ, техникоэкономическое обоснование.

Постановка проблемы заключается в формировании ЛСПП, позволяющей повысить эффективность и качество выполняемых логистических функций и операций по достижению корпоративных целей, своевременного решения всей совокупности взаимосвязанных задач, обеспечивающих оптимизацию интегрированных потоковых процессов по заданным критериям.

Цели описывают предполагаемый результат, который планируется достичь в конце реализации проекта. Затем цели разбиваются на задачи, которые представляют собой конкретные действия по достижению цели.

Следующим этапом процесса проектирования является этап оценки (оценочный), включающий следующие подэтапы: оценка концепции, оценка целей, оценка вариантов, оценка затрат, рисков и кадров. Данный этап является важным с точки зрения изучения поведения процесса во времени, возможности избежать избыточных мощностей и дефицитов, рассчитать средние сроки работ и стахостические отклонения и т. д.

Далее наступает этап проектирования (проектировочный), цель которого разработка рабочей документации, необходимой для внедрения системы управления, осуществления контрольных мероприятий, обеспечения нормального функционирования системы управления ЛСПП и самой ЛСПП. На данном этапе должны быть раскрыты следующие тематические блоки: проект функций, процессов, методов управления, структуры объекта, от точности данного подэтапа зависит последующее описание проекта состава и движения всех потоков, а также разработка варианта проекта ЛСПП с определение ее границ.

Внедренческий этап (этап реализации) состоит из подэтапов создания ЛСПП, организации потоковых процессов. Следует отметить, что при внедрении изменений в ЛСПП или при создании новой ЛСПП нужно вносить изменения в проект, в случае изменения в ситуации или выявления ошибок в проекте или несоответствия проекта с результатами внедрения.

Завершающим этапом процесса проектирования ЛСПП является этап эффективная эксплуатация (эффективность). В рамках данного этапа необходимо сформировать систему оценки эффективности ЛСПП, выбрать систему измерения, затем на ее основе формируются целевые показатели. Они могут формироваться от основных показателей и целей ЛСПП или от бизнес-процессов. В дальнейшем необходимо регулярно контролировать выделенные показатели.

Следует отметить, что на каждом этапе проектирования выполняются следующие процедуры: анализ и оценка моделей; выбор модели; выбор метода решения; решение; анализ полученных результатов; принятие решения (см. рис. 3).

Из вышесказанного видно, как исключительно многообразны результаты комплексного процесса проектирования ЛСПП с точки зрения их содержания, целей применения и точности. Масштабы, сложность процесса проектирования, его окружение, количество участников и заинтересованных сторон порождает большое число взаимосвязей и потоков информации, что требует введения специальных функций управления. Базовыми функциями управления являются: управление предметной областью, качеством, временем, стоимостью. Кроме базовых функций можно выделить ряд интегрирующих функций управления: управление риском, персоналом, контрактами и обеспечением проекта, управление взаимодействиями и информационными связями [1, 2].

Процесс проектирования ЛСПП проходит в определенной динамической среде, оказывающей непосредственное воздействие. Факторы, на которые невозможно оказывать воздействие в рамках процесса проектирования назовем условиями осуществления проекта. К указанным условиям отнесены: состояние экономики, макроэкономические показатели темпов развития; динамика инфляции,

изменение процентной ставки, валютного курса; степень развития фондового рынка и финансово-кредитных структур; общество; законы и право; технический уровень; инфраструктура. К факторам внешнего окружения относят: местные органы власти, потребители, поставщики, общественные организации, консалтинговые фирмы.

Сложность решения проблемы проектирования ЛСПП при их создании определяется необходимостью разработки комплексной модели управления, служащей основой для оценки, автоматизации, информационной поддержки основных процедур управления и в целом логистизации процесса проектирования и действий по его реализации (см. рис. 3). При решении задач проектирования ЛСПП, рассматриваемой как открытая система, подверженная внешним случайным воздействиям особое значение играет фактор времени, что требует построения вероятностной модели проектирования ЛСПП.

Здесь наиболее подходит моделирование рассматриваемого процесса на основе марковского случайного процесса с дискретными состояниями и непрерывным временем. Наличие четких границ начала и конца пребывания системы в определенных состояниях свидетельствует о их дискретности, а их совокупность образует последовательность с непрерывным временем. Вероятность любого состояния системы Б!+1 для каждого момента времени 1=х зависит от ее состояния Б! в настоящий момент времени и не зависит от того, когда система в него пришла, а вероятность перехода системы из одного состояния в другое за время А1 равна

Таким образом, процесс проектирования ЛС, состоящий из пяти этапов: Бь 82; Бз; Бб, может быть сведен к марковскому случайному

процессу с дискетными состояниями и непрерывным временем при допущении, что реальный поток событий заменяется пуассоновским. При этом из каждого состояния система может перейти в состояние свертывание работ Бп, причинами такого перехода могут быть самыми различными: не соответствие разработанной концепции, целей и задач современным условиям хозяйствования, требованиям рынка, смена стратегических направлений деятельности, банкротство смежников и т.п. Граф состояний системы с указанными плотностями вероятности перехода Хц+ь из состояния Б! в состояние Б!+1 представлен на рис. 3.

Весь процесс проектирования характеризуется вероятностью Рф) и средним временем 4 пребывания системы в каждом из её состояний, что наиболее важно с точки зрения оценки результатов достижения целей каждого этапа проектирования. Вероятности Рф) графа описываются системой уравнений Колмогорова:

сСр/ ¿г = —Я2Р(г); ыр2 / сг = ЯзР(г) — ЛзРз(г); ¿р / Сг = Лз р (г) — Я4р (г); <СР4 / Сг = Лз4Рз (г) — Л45Р4 (г); СР5 / Сг = Я55Р5 (г) — Л5пР5 (г);

5

СР„ / ¿г = £ р(г )Л„,

/ =1

где

Л*,/+1 Л I+1+

При этом в любой момент времени ! справедливо нормирующее 5

ът +Pr.it) = 1,

условие г=1 а начальные условия при 1=0

Рх(0) = 1; р 2(0) = Р3(0) = Р 4(0) = Р5 (0) = Рп (0) = 0.

(2)

В результате получено математическое описание процесса проектирования ЛС, в основу которого положено моделирование на основе марковского случайного процесса с дискретными состояниями и непрерывным временем.

Решения системы (1) ДЛЯ вероятностей А имеют вид:

к

к—1

П +1

I=1

рк (0 = £ ^ к

1 = П(Л*,/+1—Л], 1+1)

I=1

^(— 1+1!) + ак ^X

(3)

при

к=1

к—1

П Я/,/+1 I=1

П(Я*,/+1—Я/', 1+1)

I =1

* * 1,Я*,1+1 ^Я7, 1+1

£—1

Пя

7,/+1

7=1

П (Я1.,+, — Я5„)

, прик = 5;

0,

прик = 1,2,3,5.

•л

Из нормирующего условия получаем

5

Р (') = Х Р о)

1=1 (4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имея решение системы, можно перейти к определению средних

времен ^ пребывания системы в каждом из состояний графа рис.3 по фор-

муле:

__ да

*к = 1 рк (* >*

0 (5)

Формула (5) с учетом формулы (3) может быть записана так:

к-1

_ ПЛ,/+1

*к = 1=--------,Л01 = 1

к

ПЛ*,/+1

/=1 (6)

Для определения физической сущности интенсивности Ху перехода из состояния Si в состояние Si+l положим Ху = 0 (1 = 1, ..., 5). После преобразования получим:

Лк ,к+1 = ^

_ (7)

4-0

где - ь среднее время пребывания системы в к-м состоянии графа, без учета свертывания работ, которое может произойти на каждом этапе проектирования.

Из выражения (7) следует, что плотность вероятности перехода системы из состояния Si в состояние Si+l представляет собой величину, обратную среднему времени пребывания системы в предыдущем состоянии.

Зависимость (3) - (6) справедливы для общего случая Х* 1-1,1 ф Х* ц+ь Однако могут встречаться ситуации равенства отдельных или всех плотностей Х* 1,1+1 (/ =1, ., 5), тогда решения системы (1) следующее:

р1(*) = ехр(— Л*2 *X

Р2(*) = Л*2 * ехР(—1*2 *X

к

рк (I)=ак ехр(-Я,21)+Х

Пя-+1

7=1

7=3

• ехр(—л*,/+1*)+ьк ехр(—Л5п*);

к—1

% = ПЛ,/+1 / =1

1

к

X

1

кк

кк

П (Л,/+1 — Л12) 7 = (Л/,7+1 —Л^2) П (Л*,/+1 — Л12)

./=1 /=3

к

>к ф

П (Л*,/+1 — Л^2) = 1

при к = 3 /=3

к—1

Пл„+1

--^-------, прик = 5Л^*,г+1 ^Л5И;

Ък = <| (Л*2 —Л5п )2 П(Л,7+1 —Л5п )

7=3

0, прик = 1,2,3,4.

Среднее время пребывания системы в каждом состоянии графа рис. 3 в этом случае можно определить по формуле:

__ к—1

*к = Щ;/+1 /=1

2 1 • X 1

о к ,* х Л12 П(Л1,/+1 — Л12) *2 7=3 _ /=3 к * * к * * (Л**, 7+1 — Л12) П (Л/+1 — Л^2) _ /=3 _

+

к

+х-

]=3

(Л*2 — Л‘,+1)2 П (Л‘,7+1 —Л*,*+1)Л*7+1

7 =3

(7 * 7)

(9)

Как уже отмечалось, при проектировании ЛС особое значение, в условиях резко и часто меняющейся, непредсказуемой рыночной конъюнктуры, жесткой конкуренции, играет фактор времени, что отражается на быстроте и адекватности реакции всех подсистем ЛС. В силу циклического

к

1

к

характера процесса проектирования ЛС, обусловленного необходимостью корректировки целей, задач и моделей принятия управленческих решений на каждом этапе, а также исходя из требований максимальной точности и эффективности операций данного процесса, необходимо определение среднего времени пребывания системы в каждом состоянии. В результате предложенной модели управления проектированием ЛС все этапы процесса будут логистизированы с учетом специфики деятельности, соответствия реальным условиям хозяйствования, потребностям экономических субъектов, а также с учетом проблем конфликта, проявляющегося в наличии конфликта целей, внутриорганизационного конфликта, конфликта разрабатываемой структуры и реальных условий хозяйствования.

Таким образом, достижение продуктивной синергии между субъектами и объектами управления в процессе проектирования ЛС предполагает установление отношений и взаимосвязи между входами и выходами системы, параметрами управления, состояниями и внешней средой, что позволит добиться сокращения сроков создания ЛСПП, достаточно точного определения последствий принимаемых решений и соответствующих затрат, высокого качества проектных работ и создания конкурентоспособной, надежной, адаптивной, гибкой ЛС.

Список литературы

1. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: Логистикоориентированное проектирование бизнеса / А. Д. Канчавели, А. А. Колобов, И. Н. Омельченко и др.; под ред. А. А. Колобова, И. Н. Омельченко. - М.: Изд-во ИГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. 600 с.

2. Проектирование интегрированных производственно-

корпоративных структур: эффективность, организация, управление / С.Н. Анисимов, А.А. Колобов, И. Н. Омельченко и др.; под. Ред. А.А. Колобова,

А. И. Орлова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. 728 с.

3. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. ред. В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА - М, 2005. 976 с.

4. Семененко А. И., Сергеев В. И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. - СПб.: Издательство «Союз», 2001. - 544 с.

5. Бубнов С. О проектировании логистических систем и цепей поставок // Логистика, 2008, № 2. С. 10-12.

Рахманина Ирина Алексеевна, канд. экон. наук, доц., rahmaninaia@mail.ru, Россия, Саратов, Саратовский государственный университет им. Гагарина Ю.А.

THEORETICAL ASPECTS OF THE DESIGN OF LOGISTICS SYSTEMS

I.A. Rahmanina

The process of designing logistics systems, consists of five phases, each of which is detailed in the number of procedures and highlights the situational factors that influence on combination or individually on decisions made in the design process. A model of design management of logistics systems, which allows to reduce the time needed to create systems to accurately determine the consequences of the decisions and the associated costs, to achieve high quality design work and creating a competitive, robust, adaptive , flexible system .

Keywords: design, design stages, the logistics system, the model of design management.

Rahmanina Irina Alekseevna, candidate of economic science, docent, rahmani-naia@mail.ru, Russia, Saratov, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov.

УДК 624: 330.15

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПОДЗЕМНОГО

ПРОСТРАНСТВА

В.А. Умнов

Проведен анализ основных свойств городского подземного пространства, как природного ресурса, находящегося на пересечении недр и городской среды. Выявлены основные особенности данного ресурса и влияющие на них факторы. Проанализированы особенности эколого-экономической оценки городского подземного пространства и его использования.

Ключевые слова: подземное пространство, городская среда, эколого-

экономическая оценка, природные ресурсы.

Развитие городской инфраструктуры и рост стоимости земель способствуют интенсивному освоению городского подземного пространства. При этом недра являются достаточно сложным и малоизученным ресурсом. Их использование влияет на земную поверхность и режим подземных и поверхностных вод, а восстановление после нерационального использования недр требует значительных затрат. Известно множество направлений и способов использования подземного пространства. Их выбор, а также принятие решения о целесообразности освоения тех или иных участков недр следует осуществлять с использованием детальной эколого-экономической оценки. Анализ возможностей применения существующих методов экологоэкономической оценки для данного вида ресурсов требует учета его особенностей, определяющих в конечном счете подходы и методы оценки.

Поскольку городское подземное пространство является природным ресурсом, его оценка должна включать следующее [1]:

- определение потребительской ценности и возможностей его использования;

- определение очередности использования конкретных источников;

- выбор направлений их наиболее рационального использования;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.