УДК 65.011.2 (075.8)
и в. Пустохина ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ
КЛАСТЕРОВ В РАМКАХ ГЛОБАЛЬНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК
Аннотация. В статье рассматривается понятие «логистический кластер». Поднимается вопрос эффективности работы логистической системы в России. Автор формулирует основные требования при проектировании и подчеркивает преимущества логистических кластеров.
Ключевые слова: логистический кластер, структура, классификация, проектирование, итоговый логистический индекс.
Mna PustokMna DESIGN OF LOGISTICS CLUSTERS WITHIN
THE GLOBAL LOGISTICS SUPPLY CHAIN
Annotation. The article deals with the concept of «logistics cluster». It raises the issue of the efficiency of the logistics system in Russia. The author formulates the basic requirements for the design and highlights the advantages of logistics clusters.
Keywords: logistics cluster, structure, classification, design, logistics performance index.
Расширение географии закупок и продаж привело к созданию глобальных логистических цепей поставок. Глобальные логистические цепи поставок в настоящее время требуют создания высокоэффективных физических интерфейсов. Поэтому проектирование таких интерфейсов, как логистические кластеры приобрело большое значение. Логистический кластер является логистическим узлом в логистической сети, предоставляющей логистические услуги.
Определение и структура. Анализ научной литературы и публикаций отечественных и зарубежных ученых в области логистики и управления цепями поставок указывает на отсутствие единого мнения в отношении ряда терминов. Многие термины в логистике постоянно уточняются, дополняются и даже видоизменяются. Задача определения логистического кластера осложняется использованием многих сходно звучащих и взаимосвязанных терминов - логистический центр, логистический парк, транспортный терминал, распределительный центр. Логистический кластер - это уникальный комплекс, обеспечивающий полный перечень услуг по доставке, обработке, консолидации, складированию, хранению, перевалке и транспортировке грузов с широким географическим охватом. Таким образом, сущность логистического кластера раскрывается через взаимосвязи входящих в него компа-ний, деятельность которых представляет собой цепочки добавленной стоимости.
Помимо огромного количества квадратных метров складских помещений структура логисти -ческого кластера концентрирует в себе:
- стоянки для большегрузных машин;
- гостиницы;
- заправочные станции;
- офисы;
- кафе;
- магазины;
- жилье с объектами социальной инфраструктуры;
- таможенные терминалы;
- финансовые организации;
© Пустохина И.В., 2015
- страховые компании;
- консалтингово-аналитические организации;
- информационные порталы.
Развитая технологическая инфраструктура включает в себя возможность осуществлять перевалку контейнеров между различными видами транспорта; наличие системы RFID, которая позволяет отслеживать каждый отдельно взятый груз и его перемещения; различные транспортные и стивидорные услуги. Инфраструктура включают в себя и сухие склады, и рефрижераторы, и мощности для light-production, а также перегрузочные комплексы.
К основным функциям логистических кластеров можно отнести:
- организация перевозки;
- терминальная обработка грузов;
- таможенное оформление;
- страхование грузов;
- перевозка грузов в контейнерах «от двери до двери».
Именно широкий состав инфраструктуры отличает логистические кластеры от традиционного логистического комплекса, состав которого в большинстве случаев ограничивается терминалами, логистическим центром и минимальным набором инфраструктуры. Многие авторы отмечают, что логистические кластеры способствуют процессу создания стоимости по всей логистической цепи поставок.
В литературе часто встречается понятие логистических парков. Выделим основные параметры, отличающие логистические кластеры от логистических парков.
1) логистические кластеры предполагают стыковки железнодорожного и автомобильного транспорта с предоставлением сквозного сервиса;
2) логистический кластер должен располагать полноценным контейнерным терминалом;
3) логистический кластер предоставляет услуги для размещения не только складского или экспедиторского бизнеса, но и высокотехнологичных производств;
4) логистический кластер является составной частью системы глобальной торговли;
5) наличие централизованного управления в логистическом кластере.
Принимая во внимание вышесказанное, а также учитывая размер инфраструктуры, виды транспорта, объем грузовых потоков, функциональность, добавленную стоимость и роль в логистических цепях поставок, подчеркнем, что логистические кластеры находятся в верхней части иерархии логистических центров в связи с размером их влияния. Учитывая разнообразие логистических кластеров, предложим классификацию по отобранным критериям. Логистические кластеры могут быть разработаны на основе следующих критериев:
1) размер;
а) малый;
б) средний;
в) большой;
2) виды транспорта;
3) техническая инфраструктура;
4) географический диапазон деятельности;
а) местное значение;
б) региональное значение;
в) национальное значение;
г) международное значение;
5) основные функции;
а) консолидация;
б) разукрупнение;
в) концентрация и хранение;
г) комплектация партий;
д) кросс-докинг;
6) типы грузов, например, сборные грузы, сыпучие грузы, скоропортящиеся товары, опасные грузы и т.д.;
7) тип участников.
Логистические кластеры могут быть классифицированы в соответствии с профессиональной категорией участников, например, сельскохозяйственная, химическая, фармацевтическая продукция. Также логистические кластеры могут быть местом концентрации мелких перевозчиков, центром оптовой торговли и т.д. Приведенная классификация логистических кластеров поможет облегчить анализ и определить модели управления.
Известно, что первый распределительный центр по модели логистического кластера был построен в немецком городе Бремене в 1985 г. Германия имеет огромный опыт в этом плане: там насчитывается свыше трех десятков логистических кластеров. Их создание помогло снизить суммарные издержки при перевозках, сократить время доставки грузов потребителям, уменьшить совокупные складские запасы предприятий и переключить часть грузопотоков с автомобильного на железнодорожный транспорт. Примечательно, что на территории европейского пространства в 1991 г. была создана Европлатформа (Еигор1а1богш8), которая представляет собой Европейскую ассоциацию «грузовых деревень». Членами данной организации являются 62 компании, представляющих 10 европейских государств (Италия, Испания, Франция, Португалия, Дания, Германия, Греция, Венгрия, Украина и Люксембург) [3].
Логистизация в России. Многие считают, что логистизация в России развивается медленно, существует много административных барьеров, недостаточная квалификация персонала, недостаточный уровень нормативной базы, отсутствие достоверности статотчетности. Рассмотрим два наиболее известных международных показателя, отражающих ключевые условия для ведения международной торговли: индекс вовлеченности страны в международную торговлю (Всемирный экономический форум) и индекс эффективности логистики (Всемирный банк).
Отчет Всемирного экономического форума «Вовлеченность в мировую торговлю - 2014» оценивает потенциал стран по содействию торговле, используя 56 показателей, распределенных в следующих категориях:
1) доступ к внутреннему рынку;
2) административное управление на границах;
3) деловой климат;
4) транспортная и коммуникационная инфраструктура.
Исследование показывает, насколько государственные институты, политика и инфраструктура способствуют свободному передвижению товаров через границы к местам назначения. Согласно индексу 2014 г. Россия заняла 105 место (из 138) в данном рейтинге, показав следующие результаты по основным категориям:
- доступ к внутреннему рынку - 127 место;
- административное управление на границах - 103 место;
- транспортная и коммуникационная инфраструктура - 52 место;
- деловой климат - 119 место [2].
В исследовании под названием «Налаживание связей для повышения конкурентоспособности: торговая логистика в глобальной экономике» (2014 г.) проводится ранжирование 160 стран по ряду
индикаторов в сфере торговли, которые все чаще признаются важнейшими для развития стран. Значение индекса эффективности логистики (от 1 до 5 баллов) определяется на основе оценки шести показателей: эффективности таможенного и пограничного оформления, качества торговой и транспортной инфраструктуры, простоты организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам, качества и компетентности логистических услуг, возможности отслеживания прохождения грузов, своевременности поставок. Чем выше показатель индекса страны, тем более развитой является ее логистическая система. Эффективность работы логистической системы России представлена в таблице.
Таблица
Итоговый логистический индекс РФ
Год LPI LPI эффектив- качество простота качество и возмож- своевре-
место балл ность та- торговой и организа- компе- ность от- менность
моженного транс- ции меж- тентность слежива- поставок
и погра- портной дународ- логистиче- ния
ничного инфра- ных ских услуг прохожде-
оформле- структуры перевозок ния грузов
ния по конкурентоспособным ценам
2007 99 2,37 1,94 2,23 2,48 2,46 2,17 2,94
2010 94 2,61 2,15 2,38 2,72 2,51 2,60 3,23
2012 95 2,58 2,04 2,45 2,59 2,65 2,76 3,08
2014 90 2,69 2,20 2,59 2,64 2,74 2,85 3,14
Как видно из таблицы, по уровню эффективности работы логистической системы в 2014 г. Россия расположилась на 90-й позиции среди 160 стран мира [1]. Предполагается, что эти индексы должны использоваться государствами для анализа проблемных моментов в экономической политике и разработки мер по улучшению ситуации.
Согласно федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (20102020 годы)», развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения [4]. Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Российской Федерации. Российская Федерация несет значительные потери от низкой конкурентоспособности транспортной системы. Основными проблемами реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации на мировом рынке являются:
- недоиспользование транзитного потенциала;
- несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли;
- низкая конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке.
Одним из решений выше перечисленных проблем является создание логистических кластеров. Идея возникновения логистических кластеров в России связана с решением властей о централизации обработки грузовых потоков. С учетом ежегодного прироста импорта товаров и увеличения производства в стране необходимость таких комплексов возникла эволюционным путем.
При проектировании логистических кластеров необходимо учитывать:
- размещение вблизи автомагистралей, ж.-д. станций и аэропортов, с целью использования мультимодальных перевозок;
- расположение за чертой города;
- наличие вблизи трансъевропейских коридоров, а так же развитой инфраструктуры;
- расположение вблизи крупных городов и городов, где наблюдаются высокие показатели экспортно-импортной деятельности.
Помимо этого логистические кластеры должны обладать следующими чертами:
- открытость / доступность - логистические кластеры должны быть открыты для всех государственных и частных компаний, участвующих в свойственной деятельности логистического кластера и желающих расположиться на его территории;
- наличие общего оборудования: терминальные комплексы с таможенными складами и складами временного хранения, таможенным постом, контейнерные площадки, крупные складские помещения, оборудованные приспособлениями для погрузки, разгрузки и комплектации грузов, площадка для ожидания разгрузки и погрузки автомашин, парк авто- и электропогрузчиков для контейнеров и паллет, которые используются для судов, не приспособленных для горизонтального способа погрузки, административное здание со вспомогательными помещениями, служба связи, служба безопасности и др.;
- наличие в качестве управляющего органа одного независимого юридического лица, действующего от имени логистического кластера и защищающего общие интересы компаний, расположенных в ней;
- наличие большого количества конкурирующих между собой транспортных, логистических и экспедиторских компаний;
- осуществление деятельности, обязательно связанной с транспортными перевозками и логистическими операциями;
- тенденция логистического кластера к национальному и международному взаимодействию и тем самым к оптимизации грузовых потоков и товарораспределения.
Роль государства. Роль государства в создании и развитии логистики как таковой, и логистических кластеров в частности, достаточно велика. Особенно активно в этой области ведут себя страны Юго-Восточной Азии: Сингапур, Южная Корея, Китай, Гонконг, а также Индия. Например, по заверению заместителя премьер-министра Южной Кореи, страна четко ориентирована на конкурентную борьбу за логистические потоки. Поэтому проекты, связанные с развитием логистических кластеров, непосредственно зависят от позиции государства как в части защиты иностранных инвестиций, так и формирования бизнес-окружения, для которого будут востребованы такие современные мощности.
В Европе логистические кластеры создает управляющая компания, капитал которой состоит на 40 % из доли государства и на 60 % - из доли инвесторов и компаний. Однако у нас ситуация осложняется недоверием к государству со стороны бизнеса, который не будет инвестировать, если государство еще не приняло участие в проекте. Примеры логистических кластеров в разных странах показывают, что в их строительстве коренным образом заинтересовано государство. Поэтому оно готово предоставлять землю, снабжать ее необходимой инфраструктурой, инвестировать строительство.
Примеры логистических кластеров в России. В настоящее время в России уже пытаются строить такие комплексы, как логистические кластеры. Рассмотрим некоторые из них.
В Калужской области есть свой логистический кластер «Freight Village Kaluga» (FVK) - уникальный объект, не имеющий аналогов в России. Это не просто транспортно - логистический центр, а большая саморазвивающаяся структура, позволяющая разместить в едином кластере независимые
транспортные, складские, распределительные компании, поставщиков логистических услуг, промышленные и торговые предприятия с прямым доступом к мультимодальному терминалу и основным грузовым коридорам. Его основные элементы: интермодальные транспортные соединения - железной дороги, автомобильного и авиационного транспорта, складская инфраструктура (от простых производственно-складских площадей до сложных систем со своим внутренним климатом и сервисами), профессиональное сообщество.
Логистический кластер «Росва» создан с целью оптимизации логистических операций резидентов индустриальных парков Калужской области («Грабцево», «Росва», «Калуга-Юг»), а также обслуживания других участников ВЭД. Сегодня логистический кластер «Росва» стала одним из опорных объектов сети распределения на территории всего ЦФО. Автомобильный терминал общей площадью 5 га оборудован специальной грузоподъемной техникой, весовым оборудованием, системой контроля радиоактивности и досмотровым рентгеновским комплексом.
Логистический кластер «Ворсино» включена в генеральную схему развития Московского железнодорожного узла, в Программу развития Московского транспортного узла. Комплекс «Ворсино» находится в 67 км от МКАД. Резидентами парка являются более 30 ведущих российских и международных промышленных компаний, включая Samsung, L'Oreal, Nestle, AstraZeneca Industries, НЛМК. Freight Village Vorsino примыкает к федеральной трассе М3 «Москва-Киев», расположен вблизи федеральной трассы А101, Московского Большого кольца А108 и имеет прямой выход на Московскую железную дорогу юго-западного направления.
Реализация проектов по созданию логистических кластеров позволит обслуживать грузовые потоки и предоставлять качественно новый уровень логистических услуг. Только согласованная работа всех звеньев транспортно-логистической системы России, учитывающая конкуренцию между существующими компаниями, обладающая необходимой инфраструктурой, способна обеспечить интеграцию страны в международный рынок транспортных услуг и обеспечить развитие транзитного потенциала страны.
Преимущества логистических кластеров. Анализируя работы, посвященные концепции развития логистических кластеров, отметим следующие преимущества логистических кластеров.
1. Происходит оптимизация складского процесса, он становится менее затратным по времени, а также способствует экономическому развитию того или иного региона.
2. Снижение транспортных расходов в связи с
а) эффектом масштаба;
б) общей инфраструктурой;
в) доступностью различных видов транспорта.
3. Снижение грузовых дорожных перевозок в связи переключением грузопотоков с автомо -бильного на железнодорожный или водный транспорт.
4. Решение экологических проблем. Логистические кластеры также позволяют решать про -блемы ресурсосбережения и улучшения окружающей среды. Концентрация грузовых фур на таких площадках способствует снижению заторов на автодорогах, что уменьшает выбросы углекислого газа в атмосферу.
5. Направление грузопотоков по отдельным коридорам.
6. Вклад в увеличение местного и регионального доходов за счет налоговых сборов, а также прямых иностранных инвестиций.
7. Модернизация транспортной и логистической отрасли.
8. Повышение качества транспортно-логистических услуг.
9. Создание новых рабочих мест и в связи с этим падение уровня безработицы.
Очевидно, что логистические кластеры могут привести к рационализации транспортных и ло-
гистических услуг, вызывая снижение затрат по всей логистической цепи.
Заключение. В данной статье нами было рассмотрено понятие «логистический кластер», рассмотрены отличительные признаки этого уникального комплекса, история его возникновения, требования при проектировании, причины и примеры создания логистических кластеров в Российской Федерации, так же нами была предложена классификация логистических кластеров. Одна из главных причин создания логистических кластеров заключается в синергии между производственными, промышленными и логистическими фирмами, а также создании более эффективных логистических процессов. Логистические кластеры являются интегратором различных видов транспорта, огромного грузового потока и имеют экстенсивное региональное влияние. Стоит подчеркнуть, что реализация проектов по созданию логистических кластеров позволит обслуживать грузовые потоки и предоставлять качественно новый уровень логистических услуг, а также будет способствовать интеграции рынка России в мировую торговлю и развитию транзитного потенциала страны. Неразвитость грузо-торговой и транспортной инфраструктуры ведет к тому, что важнейшие международные торговые коммуникации уже сейчас прокладываются в обход России.
Логистические кластеры организованы как система логистических цепей поставок. Следовательно, следует применять известные и апробированные логистические технологии к системе управления логистическим кластером. Именно интеграционное и координационное управление позволит получить синергетический эффект как в экономической, так и в социальной сфере.
Развивая логистические кластеры, государство достигает решения таких проблем, как:
- транспортная загруженность в мегаполисах, в том числе снижения напряженности городского движения за счет исключения из него крупнотоннажных машин;
- вывод промышленных и транспортных предприятий за город, в связи с чем повышается эффективность землепользования;
- экологические проблемы за счет снижения грузового потока в городском транспортном трафике, за счет использования альтернативных видов транспорта вместо автомобильных перевозок, что ведет к сокращению количества выбросов СН, СО, СО2 в атмосферу;
- создание конкурентного преимущества для страны на мировом рынке логистических услуг;
- повышение налоговых сборов за использование транзитной инфраструктуры, а также прямых иностранных инвестиций в экономику страны;
- способствование занятости населения.
Библиографический список
1. Всемирный банк. Индекс эффективности логистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://1pi.wor1dbank.org/ (дата обращения: 15.03.2015).
2. Всемирный экономический форум [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.weforum.org/getr (датаобращения: 15.03.2015).
3. Европлатформа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.europ1atforms.eu/ (дата обращения: 15.03.2015).
4. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Система «Гарант».