Научная статья на тему 'Оценка потенциала логистической инфраструктуры холдинга ОАО «Российские железные дороги»'

Оценка потенциала логистической инфраструктуры холдинга ОАО «Российские железные дороги» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
965
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА / CAPACITY ASSESSMENT / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / LOGISTICS INFRASTRUCTURE / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалёв Г.А.

В статье представлены результаты оценки потенциала логистической инфраструктуры холдинга. Рассмотрены основные составляющие ее подсистемы и их элементы. Приведен анализ общего потенциала логистической инфраструктуры России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the evaluation capacity of the logistics infrastructure of the holding. The main components of its subsystems and their components are described. The overall capacity of the logistics infrastructure in Russia is evaluated and analyzed.

Текст научной работы на тему «Оценка потенциала логистической инфраструктуры холдинга ОАО «Российские железные дороги»»

Г. А. Ковалёв

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХОЛДИНГА ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Аннотация

В статье представлены результаты оценки потенциала логистической инфраструктуры холдинга. Рассмотрены основные составляющие ее подсистемы и их элементы. Приведен анализ общего потенциала логистической инфраструктуры России.

Ключевые слова

Оценка потенциала, логистическая инфраструктура, критерии оценки.

G. A. Kovalyov

ASSESSMENT OF THE POTENTIAL OF LOGISTICS INFRASTRUCTURE OF HOLDING «RUSSIAN RAILWAYS»

Annotation

The article presents the results of the evaluation capacity of the logistics infrastructure of the holding. The main components of its subsystems and their components are described. The overall capacity of the logistics infrastructure in Russia is evaluated and analyzed.

Keywords

Capacity assessment, logistics infrastructure, the evaluation criteria.

Железнодорожная отрасль представляет собой достаточно сложную систему, включающую в свой состав множество подсистем и элементов. Вместе с тем базой, определяющей ее эффективную работу, может стать наличие достаточно развитой инфраструктуры, определяющей возможности удовлетворения запросов клиентов и формирования пакетов предложений на опережение, прогнозируя возможные направления развития рынка транспортных услуг.

Всемирный Банк Реконструкции и Развития при оценке логистического потенциала макросистем использует следующие критерии LPI (Logistics Performance Index):

- эффективность таможенных операций и пограничного контроля;

- качество торговой и транспортной инфраструктуры;

- простота организации отгрузок по конкурентоспособным ценам;

- компетентность и качество логистических услуг;

- возможность отслеживания и контроля грузов;

- частота, с которой поставки достигают грузополучателей в запланированных или ожидаемых сроках поставки.

Данные показатели были выбраны на основе последних теоретических и эмпирических исследований и на практическом опыте профессионалов в области логистики. Шесть показателей LPI разделены на две категории:

1) области политики регулирования, с указанием основных входов в цепях поставок (таможня, инфраструктура и услуги);

2) результаты функционирования цепей поставок (на выходе). Сюда относят такие показатели, как время, издержки, надежность (своевременность поставок, международные перевозки, отслеживание и контроль грузов).

Исходя из данных показателей, каждые два года проводится оценка развития транспортно-логистического комплекса. Максимальной оценкой считается 5 баллов. Последнее проведенное исследование в 2012 г. определило лидера мировой логистики. Им оказался

В общей сложности в рейтинге оценивалось 155 стран мира, однако результат России далек от результатов развитых стран. Огромное значение здесь играет недостаточно развитая инфраструктура, ее неудовлетворительное в некоторых регионах состояние, ограниченная транспортная доступность отдельных регионов. Именно логистическая инфраструктура в свое время, по признанию внутренних экспертов в области логистики Metro Group (в состав которой входят такие бренды, как Metro C&C, MediaMarkt, Saturn, Real), стала причиной столь низкой эффективности в России наработанных компанией логистических схем, доказавших свою эффективность в Европе.

Под логистической инфраструктурой понимается «совокупность функциональных и обеспечивающих подсистем, состоящая из многочисленных взаимодействующих и взаимосвязанных элементов и звеньев региональной логистической сети, целевым образом организованных во времени и пространстве в логистические каналы и цепи, интегрированные экономическим потоком (товароматериальным, сер-

Сингапур с интегральной рейтинговой оценкой в 4.13 баллов. При этом максимальное значение имеет своевременность поставок.

Сравнительный результирующий рейтинг приведен в таблице 1.

висным, информационным, людским и финансовым) и обеспечивающих снижение совокупных логистических издержек, связанных с продвижением то-вароматериальных и сопутствующих потоков при удовлетворении запросов клиентуры в количестве и качестве товаров и услуг и достижении максимального синергетического эффекта для системы в целом» [ 1].

Таким образом, понятие логистической инфраструктуры будет включать в себя совокупность транспортных, складских, информационных, обслуживающих подсистем, которая позволяет реализовывать комплекс услуг в области логистики. При этом необходимо разделение на соответствующие подгруппы согласно основным выполняемым функциям. Условно, всю совокупность логистической инфраструктуры можно представить составными частями каждой из перечисленных подгрупп.

Блок транспортной инфраструктуры достаточно обширен и включает в себя: пути общего и необщего пользования, станции (грузовые, пассажирские сортировочные), подвижной состав, находящийся во владении дочерних

Таблица 1 — Индекс развития логистики 2012 г. по данным Всемирного банка [4]

Страна LPI место LPI оценка Таможня Инфраструктура Международные перевозки Качество услуг Отслеживание и контроль Своевременность

Сингапур 1 4.13 4.10 4.15 3.99 4.07 4.07 4.39

Гонконг, Китай 2 4.12 3.97 4.12 4.18 4.08 4.09 4.28

Финляндия 3 4.05 3.98 4.12 3.85 4.14 4.14 4.10

Россия 95 2.58 2.04 2.45 2.59 2.65 2.76 3.02

предприятий, тяговый подвижной состав, принадлежащий материнской компании, а также различные туннели, сооружения, эстакады, контактную сеть и так далее. Именно на основе этого блока формируется главное предложе-

ние материнской компании в части оказания услуг — перевозки.

Логистическая железнодорожная инфраструктура холдинга ОАО «РЖД» представлена на рисунке 1.

сооружения

контактная сеть, стрелки, тяговый подвижной

переводы состав

станции подвижной состав

подсистема технического обслуживания и ремонта ПС

подсистема технического обслуживания и ремонта пути

обслуживающая

пути общего и необщего пользования

транспортная

складская

информационная

серверы и базы данных

технологии

информационно-вычислительные центры

аппаратно-программные средства

склады терминалы

склады временного распределительные хранения центры

логистические парки логистические центры

Рисунок 1 — Логистическая железнодорожная инфраструктура холдинга

ОАО «РЖД»

Второй блок — обслуживающий — предполагает формирование адекватной, поддерживающей работоспособность общей системы, подсистемы, которая должна включать в себя хозяйства технического и ремонтного обслуживания путевого хозяйства тягового и подвижного состава.

Складская инфраструктура предполагает наличие разветвленной сети складов, терминалов, распределительных центров, логистических парков или логистических центров. Наличие подобных элементов в системе позволяет оказывать определенного вида услуги,

которые связаны с управлением материальными потоками. При этом крайне важное значение имеет количество и месторасположение подобных объектов, необходимых для оказания логистических услуг. Такая инфраструктура формирует точки грузопритяжения и грузо-переработки, но строится на основе тяготения основных грузопотоков.

Роль информации в логистике крайне важна: несмотря на то что информационному потоку отдают сопутствующую роль, невозможно осуществлять ключевые функции логистики без своевременного информационного обес-

печения. В данный блок входят информационно-вычислительные центры на железной дороге, серверы, центры управления движением, аппаратно-программные средства получения, обработки и передачи информации, технологии. Огромная сеть железных дорог России имеет территориально закрепленные информационно-вычислительные центры, в круглосуточном режиме обрабатывающие информацию, поступающую по сети, дают возможность взаимодействия различных структур и формируют единую базу данных.

где Eg —

Etc — Et — Es —

Ehr

Стоит отметить, что Lp = 100. Таким образом, значение каждого из составляющих показателей не может превышать 20. При этом оценка должна проводиться исходя из определенных критериев.

Необходимо определить количественные показатели критерия эффективности. Проводя описание первого блока по выбранным критериям, можно говорить о достаточной протяженности сети железных дорог, при этом ее плотность не всегда однородна и не представляется достаточной. Железнодорожный транспорт доступен практически при любых погодных условиях, исключая стихийное природное воздействие, приводящее в непригодное к эксплуатации состояние железнодорожный путь. В этом плане можно говорить о

Развитие каждого из данных блоков в той или иной мере определяет потенциал логистической инфраструктуры холдинга в целом. Оценка логистического потенциала должна складываться из нескольких показателей эффективности функционирования. При этом необходимо определение критериев оценки.

Обобщение различных направлений оценки логистического потенциала может быть представлено в виде агрегированного показателя, учитывающего территориальные коэффициенты взаимосвязи уже рассчитанных индексов или рейтингов (см. формулу 1) [3]:

(1)

гарантированности доставки вне зависимости от погодных условий. Вместе с тем состояние транспортной инфраструктуры на настоящий момент не является достаточно удовлетворительным. Осуществление грузовых перевозок идет на одном пути с пассажирскими, скоростное движение также использует ту же транспортную магистраль, что и грузовые вагоны. В прошлом году президентом компании ОАО «РЖД» поднимался вопрос о субсидировании государством ремонта Байкало-Амурской магистрали. Крайне мало вводят новых участков пути (не учитывая стройки под Олимпийские объекты к Сочи - 2014). Наряду с этим плотность транспортной сети высока на европейской части России и немного ниже по ее восточной окраине.

Lr, = а1Еп + a2Er + аЗЕя + aAEhr + aSEt

оценка привлекательности экономико-географического положения;

- показатель транзитного потенциала территории;

оценка эффективности функционирования транспортной инфраструктуры; оценка эффективности функционирования складской деятельности;

- оценка кадрового потенциала в сфере логистики.

Таблица 2 — Характеристика элементов потенциала логистической инфраструктуры

Показатель Характеристика

Оценка привлекательности экономико-географического положения - возможность развития сети железных дорог; - возможность строительства логистических объектов; - доступность транспортных путей; - плотность транспортной сети

Показатель транзитного потенциала территории - эффективность осуществления таможенных операций; - время прохождения транзитных грузопотоков; - средняя скорость прохождения грузов; - средняя длительность транспортного цикла; - время простоев

Оценка эффективности функционирования транспортной инфраструктуры - время поставки; - затраты на транспортировку; - своевременность поставки; - оказание комплекса логистических услуг

Оценка эффективности функционирования складской деятельности - структура складских площадей; - уровень эффективности с точки зрения их расположения; - запасоемкость

Оценка кадрового потенциала в сфере логистики динамика и структура численности выпускников вузов по сферам логистической деятельности в соответствии с потребностями логистической инфраструктуры

Эффективность осуществления таможенных операций находится на неудовлетворительном уровне, и здесь мало что зависит от работников железнодорожной отрасли. По оценкам эффективности работы таможенных орга-

Среднее время транспортировки по железной дороге определяется исходя из общей дальности перевозок. Согласно «Правилам перевозок грузов железнодорожным транспортом» определяется среднесуточный пробег вагона.

нов, Россия занимает 157-е место из 189 возможных. Количественная оценка таможенных процедур приведена в таблице 3. Для сравнения приведены результаты первых трех лидеров рейтинга и аутсайдера.

Таким образом, на перевозку на короткие расстояния железнодорожный транспорт предлагает затянутые по времени маршруты и не выдерживает конкуренции с более мобильным автомобильным.

Таблица 3 — Показатели эффективности таможенных операций

Страна Место в рейтинге Документы для экспорта (количество) Время на экспорт (в днях) Стоимость экспорта (долл. за контейнер) Документы на импорт (количество) Время на импорт (в днях) Стоимость импорта (долл. за контейнер)

Сингапур 1 3 6 460 3 4 440

Гонконг, Китай 2 3 6 590 3 5 565

Республика Корея 3 3 8 670 3 7 695

Россия 157 9 22 2 615 10 21 2 810

Узбекистан 189 12 79 4 795 14 95 5 235

Вместе с тем при маршрутных отправках в течение нескольких лет по определенным направлениям предлагаются отправки по твердым ниткам графика, что существенно повышает про-гнозируемость получения грузов конечной точкой назначения. Также диверсификация деятельности в рамках холдинга позволяет говорить о перспективном развитии в направлении комплексности логистических услуг, оказываемых дочерними предприятиями. При этом охвачен широкий спектр — от мульти-модальных перевозок до проектирования и реализации проектов внутренней и внешней логистики для крупных российских промышленных предприятий.

Одновременно вопросы своевременности поставки по территории России железнодорожным транспортом остаются достаточно проблематичными. В настоящий момент клиенты компании вынуждены подписывать соглашения, по которым не имеют претензий к перевозчику в случае задержек доставки до 40 дней. Однако в условиях современного рынка логистики столь серьезное опоздание сводит на «нет» все усилия участников цепей поставок, ведь общепризнанными критериями оценки качества транспортного обслуживания являются быстрота доставки, ее своевременность, гарантированность реализации в заявленные сроки. Построенные на длительной отсрочке выполнения договорных обязательств цепи поставок попросту не могут конкурировать с другими цепями, выстроенными более эффективно.

Суммарная мощность складских комплексов, расположенных на сети железных дорог на наиболее деятельных грузовых дворах железнодорожных станций, составляет порядка 400 тыс. кв. м (20 % существующего предложения складских услуг или 5 % потребной мощности складского комплекса страны) [2]. При этом весь складской комплекс ОАО «РЖД» представлен скла-

дами класса С, пользующимися наименьшим спросом при организации товародвижения в современных форматах торгово-экономической деятельности. Развитие складской логистической инфраструктуры на базе железнодорожного транспорта в настоящий момент отражает недостаточное наличие складских мощностей среднего и высокого класса; в основном представлен складами класса С. А вместе с тем наличие складов класса А и В отражает уровень развития логистической складской инфраструктуры, поскольку именно они могут обеспечить работу с материальными и сопутствующими потоками надлежащего уровня. Однако в настоящее время перед холдингом поставлены задачи развития терминально-складского комплекса на базе железной дороги. Идет активное строительство первого логистического центра «Белый Раст», который позволит улучшить уровень логистического обслуживания, создать базу точек грузопереработки на железнодорожном транспорте, минимизируя «запасы на колесах», в данный момент представляющие актуальную проблему для железнодорожного перевозчика. Согласно Концепции развития терминально-складской деятельности ОАО «РЖД» в то же время идет активное развитие сети складов временного хранения: к 2009 г. их было открыто порядка 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последний интегральный показатель, включающий в себя кадровый потенциал, имеет свою специфику. В России существует сеть железнодорожных вузов, занимающихся выпуском специалистов для железной дороги. Часть их них имеют направления подготовки бакалавров и магистров в области логистики, подобные курсы также включены в программу подготовки специальности «Эксплуатация железных дорог» и программу дополнительной целевой подготовки. Однако стоит понимать, что теоретические и практические аспекты

имеют разные особенности. Однако в целом именно для данной отрасли идет целенаправленная подготовка будущих работников компании, в том числе и по вопросам логистики и организации транспортного обслуживания.

Необходимо определение логистического потенциала железнодорожного транспорта методом экспертных

Таким образом, общий показатель логистического потенциала инфраструктуры холдинга составляет 61. При этом стоит отметить, что нами проводилась оценка на настоящий момент. Однако были рассмотрены вопросы улуч-

оценок. Нами были отобраны критерии для каждого из интегральных показателей и предложены для оценки экспертам исходя из того, что максимальное значение каждого может быть 20. При этом каждый из составляющих критериев оценивается по 5-балльной шкале, где 5 баллов — максимальная оценка.

шения складской инфраструктуры холдинга за счет развития сети терминально-логистических комплексов, что существенно может изменить данную оценку в будущем, поскольку при настоящем исследовании данный показатель был

Таблица 4 — Экспертная оценка логистического потенциала инфраструктуры

ОАО «РЖД»

Критерий оценки Оценки экспертов Балл

1 2 3 4 5

1 Оценка привлекательности экономико-географического положения Оценить по 5-балльной шкале 15

возможность развития сети железных дорог 3 4 3 2 3 3

возможность строительства логистических объектов 4 5 5 5 4 5

доступность транспортных путей 4 3 4 4 4 4

плотность транспортной сети 3 3 2 3 3 3

2 Показатель транзитного потенциала территории Оценить по 5-балльной шкале 9

эффективность осуществления таможенных операций 2 2 1 2 2 2

время прохождения транзитных грузопотоков 2 2 2 2 2 2

средняя скорость прохождения грузов 2 3 2 2 3 2

время простоев 5 4 3 2 3 3

3 Оценка эффективности функционирования транспортной инфраструктуры Оценить по 5-балльной шкале 13

время поставки 3 4 2 1 3 3

затраты на транспортировку 4 4 4 4 4 4

своевременность поставки 4 4 3 2 3 3

оказание комплекса логистических услуг 2 3 4 4 3 3

4 Оценка эффективности функционирования складской деятельности Оценить по 5-балльной шкале 11

структура складских площадей 3 2 3 3 3 3

эффективность расположения 4 4 3 3 3 3

запасоемкость 3 3 2 3 3 3

величина «запасов на колесах» на сети дорог 3 4 2 2 3 2

5 Оценка кадрового потенциала в сфере логистики Оценить по 10-балльной шкале 13

динамика выпускников вузов по сфере логистической деятельности 8 10 8 7 8 8

структура численности выпускников вузов по сферам логистической деятельности 6 4 7 4 5 5

потенциал логистической инфраструктуры 61

одним из самых низких и составил 13. При этом экспертами крайне низко оценен транзитный потенциал, но снова стоит сделать отступление, что в силу современных схем взаимодействия с органами таможенного контроля средние операции по стране в данной сфере достаточно продолжительные.

Низкий уровень работы таможенных органов был оценен в рамках целевой программы развития и исследований Международного Банка Реконструкции и Развития. Исходя из этих документов, при модернизации таможенных органов взят курс на улучшение нецелевых показателей работы, нынешнее состояние которых привело к столь низкой оценке экспертами. Среди таких: сокращение предельного времени прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (с 72 часов в 2012 г. до 2 часов к 2018 г.), сокращение предельного времени прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (с 96 часов в 2012 г. до 2 часов к 2018 г.), увеличение доли деклараций на товары, оформленные в электронном виде без предоставления документов и сведений на бумажных носителях, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (с 40 % в 2012 г. до 100 % к 2014 г.), уменьшение количества документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товара через гос-

ударственную границу России при импорте (экспорте) (с 10 штук в 2012 г. до 4 штук к 2018 г.) и т. д. Достижение подобных индикаторов в будущем позволит повысить потенциал инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Вместе с тем экспертами достаточно хорошо оценена привлекательность положения (15). Средние оценки получили показатели эффективности функционирования транспортной инфраструктуры и кадровый потенциал. В целом, можно говорить об удовлетворительном потенциале логистической инфраструктуры холдинга ОАО «РЖД».

Библиографический список

1. Дыбская, В. В., Зайцев, Е. И., Сергеев, В. И., Стерлигова, А. Н. Логистика / под ред. В. И. Сергеева. — М. : Эксмо, 2008.

2. Кондрашенко, Т. Ю. Развитие терминально-логистической инфраструктуры на железнодорожном транспорте // Транспорт Российской Федерации. — 2007. — № 11.

3. Фрейдман, О. А. Методы критериальной оценки логистического потенциала региона // Российское предпринимательство. — 2013. — № 3 (225).

4. Connecting to compete 2012: trade logistics in the global economy — the logistics performance index and its indicators [Electronic resource]. — URL : http://documents.worldbank.org/curated/en /2012/01/20138311/ connecting-compete-2012-trade-logistics-global-economy-logistics-performance-index-indicators.

Bibliographic list

1. Dybskaya, V. V., Zaitsev, E. I., Sergeev, V. I., Sterligova, A. N. Logistics / ed. by V. I. Sergeeva. — M. : Penguin Books, 2008.

2. Kondrashenko, T. Y. Development of terminal and logistics infrastructure in rail transport // Transport of the Russian Federation. — 2007. — № 11.

3. Freidman, O. A. Methods of evaluation criterion logistic potential of the region // Russian Entrepreneurship. — 2013. — № 3 (225).

4. Connecting to compete 2012: trade logistics in the global economy — the lo-

gistics performance index and its indicators [Electronic resource], — URL: http ://documents. worldbank. org/curated/en /2012/01/20138311 / connecting-compete-2012-trade-logistics-global-economy-logistics-performance-index-indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.