Научная статья на тему 'Теоретические аспекты управления и развития инновационной деятельности экономических систем'

Теоретические аспекты управления и развития инновационной деятельности экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦИКЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE MANAGEMENT / CONCEPTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / EVOLUTION OF INNOVATIVE ACTIVITY / CYCLES OF ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов П.С., Мунтяну Д.В.

В статье рассмотрены современные теории инновационного развития экономических систем, проводится исследование процессов динамики инновационной деятельности экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF MANAGEMENT AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF ECONOMIC SYSTEMS

In article modern theories of innovative development of economic systems are considered, research of processes of dynamics of innovative activity of economic systems is carried out.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты управления и развития инновационной деятельности экономических систем»

инфраструктуры предприятий за счет расширения схем государственно-частного партнерства, включая разработку специальных программ прямого финансирования и стимулирования перспективных направлений роста инновационных предприятий, поддержку диффузии перспективных инноваций на базе формирования системы сетевых взаимодействий предприятиями различных форм собственности и функциональной направленности, а также расширения системы государственного заказа на инновационную продукцию.

В-девятых, развитию инновационной инфраструктуры предприятий, безусловно, способствуют специализированные инновационные компании, включая консалтинговые агентства, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного пользования и т.д.

В-десятых, развитию инновационной инфраструктуры предприятий должна способствовать инновационная система организации кадрового обеспечения, базирующаяся на системе непрерывного профессионального образования, новых формах подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области инновационного менеджмента.

На основе анализа тенденций развития инновационной инфраструктуры субъектов хозяйствования были выявлены проблемы развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции.

Во-первых, информатизация общества, получившая бурное развитие с 1980-х годов, предопределила быстрое развитие систем электронной коммерции, при котором развитие инновационной инфраструктуры подобных систем постоянно отставало от развития самих систем.

Во-вторых, высокая скорость развития информационных технологий в системах электронной коммерции требует формирования в отношении них плодотворных подсистем инновационной инфраструктуры, способных обслуживать несколько поколений информационных технологий.

В-третьих, инновационная инфраструктура должна сохранять преемственность к системам электронной коммерции, которые также имеют достаточно высокие темпы организационных форм развития.

На основе исследования проблем развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции разработан алгоритм их решения.

Аналитический блок решения проблемы раскрывает особенности формирования и развития инновационной инфраструктуры в системах электронной коммерции, включая: анализ факторов внешней среды, определяющих особенности формирования и характер развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции; анализ внутренних факторов, определяющих особенности формирования и развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции; формирование критериев эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции.

Синтетический блок алгоритма направлен на совершенствование механизма формирования и развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, включая: разработку модели, реализующей механизм формирования и развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции; формирование алгоритма локализации рисков при управлении механизмом формирования и развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции; разработку методических рекомендаций по использованию механизма формирования и развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции.

Литература:

1. Юрасов А. В. Основы электронной коммерции. Горячая линия-Телеком, Москва, 2007.

2. Electronic Commerce, Gary Schneide, Course Technology, 2008.

3. Electronic Commerce: Theory and Practice (Studies in Computational Intelligence), Makoto Yokoo, Springer, 2008.

4. Ахромов Я.В. Системы электронной коммерции: Учебное пособие для вузов. - М.: Оникс, 2007.

5. Сибирская Е.В., Старцева О.А. Электронная коммерция. -М.: Форум, 2008.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Герасимов П.С., аспирант ФАОУ ДПО ГАСИС Мунтяну Д.В., аспирант ФАОУ ДПО ГАСИС

В статье рассмотрены современные теории инновационного развития экономических систем, проводится исследование процессов динамики инновационной деятельности 'экономических систем.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный менеджмент, концепции инновационного развития, эволюция инновационной деятельности, циклы экономической активности.

THEORETICAL ASPECTS OF MANAGEMENT AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF ECONOMIC SYSTEMS

Gerasimov P., the post-graduate student, FAEI ЕРЕ SASI Muntyanu D., the post-raduate student, FAEI ЕРЕ SASI

In article modern theories of innovative development of economic systems are considered, research of processes of dynamics of innovative activity of economic systems is carried out.

Keywords: innovative activity, innovative management, concepts of innovative development, evolution of innovative activity, cycles of economic activity.

Современное экономическое развитие связано с коренным изменением в технологическом способе производства в его воздействии на весь экономический потенциал общества. Инновационные преобразования не только трансформируют производительные силы общества, но и представляют собой центральное звено в системе социально-экономических процессов. Согласно концепциям инновационного развития каждое новое поколение инноваций в технике и технологии расширяет сферу своего влияния в социальной жизни. Более того, самоорганизация человека и повышение качества его жизни в условиях постиндустриального общества напрямую связаны с возможностями технологического обновления.

Современные теории инновационного развития тесно связаны

с концепциями социально-организационных изменений, в то время как более ранние технократические тенденции и течение технологического детерминизма были основаны на представлениях о безусловной «технологической рациональности», способности к саморазвитию и благотворности технологий для человечества.

Если с позиций технологического детерминизма раннее индустриальное развитие происходило под лозунгом «свобода предпринимательства», то центральная идея постиндустриального общества трактуется как всеобъемлющая «свобода нововведений»[1].

Происходящие радикальные перемены позволяют говорить не только об инновационной направленности экономического роста, но и о значительной трансформации факторов, определяющих его.

«Свобода нововведений» неизбежно влечет за собой широкий спектр изменений в магистральных направлениях науки и научных знаниях, в технике и технологии производства, а также в возникновении множества социальных и организационно-управленческих инноваций. Радикальные сдвиги назревают именно в подходах к источникам и ресурсам экономического роста.

Фундаментальным критерием экономического развития становится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов с позиций их непреходящей ценности. Сточки зрения важности ресурсов экономического роста первостепенной является сопряженность интеллектуального потенциала с требованиями авангардного научно-техническою развития и с трудовой мотивацией, выступающей как поведенческая установка.

Инновационная направленность экономических процессов, присущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмента, не учитывающих возрастающего значения невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходят новые модели инновационного управления - инновационный менеджмент.

Уделяя значительное внимание инновационному менеджменту как функциональной системе управления, многие авторы характеризуют его как «самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов».

С таких позиций инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства [2].

Содержание понятия «инновационный менеджмент» автор рассматривает, по крайней мере, в трех аспектах: «как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях и как аппарат управления инновациями». Такое глубокое понимание сущности и принципов инновационного менеджмента противоречит узким рамкам функциональной концепции.

Новая методологическая и научная ориентация инновационного менеджмента основана на качественном своеобразии теоретического уровня знания и его определяющей роли в богатстве общества. При инновационной направленности экономического роста модели исследовательского процесса создания нового научного знания и процедуры возникновения новых интеллектуальных продуктов прочно занимают главенствующее место.

С этой точки зрения инновационный менеджмент приобретает институциональное значение, предполагающее включение в его понятие и структурного оформления инновационной сферы, и системы управления инновациями, состоящей из специализированных органов управления, и наличие специального института мер, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентации, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. В рамках постиндустриального общества это означает:

социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества;

социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности;

научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством. В инновационном менеджменте следует выделять два уровня. Первый представлен теориями социального управления инновационными системами и концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития, социально-организационных изменений, а также других экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономической системы.

Второй уровень инновационного менеджмента являет собой

прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управлении, анализа инновационной деятельности, применению новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические системы, на продуктовые и финансовые потоки.

Ведущую роль социально-экономических институтов, таких, как наука, образование, менеджмент, подчеркивает крупнейший экономист и социолог Питер Друкер. Крупнейший теоретик школы «индустриальной социологии», П. Друкер видит совершенствование института классического менеджмента в обогащении его доктриной «человеческих отношений» [3]. Стремясь соединить абстрактное обобщение и институциональные принципы с управленческими рекомендациями, максимально приближенными к практике, он значительно расширил понимание института менеджмента, распространил его функции на управленческие структуры корпораций.

На институциональном уровне менеджмент означает способность предоставлять полномочия тем или иным группам работников принимать решения и осуществлять их на практике. Фактически институт имеет возможность проводить внутри данных социально-экономических отношений необходимые решения вопреки сопротивлению. В силу этого процесс управления - это способность или потенциальная возможность менеджера принимать решения, оказывающие влияние на действие и поведение персонала. В современном обществе менеджмент, основанный на функциях контроля и руководства, немыслим без социально-организационной и институциональной основы.

В конечном счете, институт менеджмента - это структурированные социальные отношения, совокупность систем интеграции и дифференциации. Это система долговременных групповых и индивидуальных установок, ориентации, целей, решений, задач и практических действий. Институциональные основы менеджмента предполагают, что организация характеризуется:

эффективностью, которая достигается за счет строгого разделения обязанностей и полномочий между членами организации;

строгой иерархией, позволяющей вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль выполнения задания нижестоящими сотрудниками;

формально установленной и четко зафиксированной системой правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности;

эмоциональной нейтральностью отношений, складывающихся между функционерами организации, где каждый выступает не как индивид, а как носитель и представитель определенной должности;

процессом «деперсонализации» индивидов в организации.

Базисной системой социального института служат совокупность социально закрепленных и легитимизированных санкций, установленный порядок выполнения тех или иных действий, поведенческих актов и поступков. Институт менеджмента с таких позиций обозначает различный спектр социально регулируемого и организованного поведения персонала. Именно этим определяются конфликтные стремления групп, чьи интересы попираются интересами данной привилегированной социальной группы.

Развитие демократических традиций и систем неформального взаимодействия приводит к переосмыслению структуры и функций институтов. Оптимальная рациональность действия и достижение связи отдельных частей, формальных функций, зачастую связанных с принуждением работника, обеспечиваются процессами социальной интеграции. Это подразумевает наличие упорядоченных, бесконфликтных отношений между частями социальной системы, между поведением индивидов и нормативными стандартами. Институциализация менеджмента должна происходить на основе принципов социальной интеграции и на базе общих для всех членов ценностей и норм.

Современные социально-экономические институты, такие, как наука, искусство, изобретательство, решают интеграционные проблемы с помощью таких механизмов, как универсалистская правовая система, добровольные ассоциации, расширение прав и сужение привилегий членов сообщества и повышение уровня общности. В развитых странах нее большее значение приобретают институты, воплощающие комплекс, ориентированный на достижение ценностей. В число доминирующих попадают научные и образова-

тельные институты, которые обеспечивают доминирование ценностей компетентности, независимости, личной ответственности и рациональности.

Отличительной чертой института инновационного менеджмента является относительно большая независимость выбора альтернативного решения, хотя при этом выбор способов поведения тесно связан с присутствием в мотивационной структуре личности профессиональной компетентности и личной ответственности.

Становление инновационного менеджмента тесно связано с «раскрепощением» личности и повышением уровня межличностного общения, при этом творческий процесс создания новшества становится предметом свободного нравственного и эмоционального выбора личности.

Виды и функции инновационного менеджмента приведены в табл.1.

Инновационный тип экономического развития предприятия означает, прежде всего, снижение детерминированности и усложнение системы управления в целом. Высокая изменчивость макроэкономической, технологической, правовой внешней среды ставит проблему выживания предприятий в прямую зависимость от их способности стратегической ориентации в неожиданных ситуациях. Логика развития новаторской фирмы приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического управления на стратегический уровень. В таких обстоятельствах положение фирмы определяют не только внутренние возможности, но и реакция на изменения внешней среды. Соответственно изменяются содержание, функции и методы инновационного менеджмента.

Важнейшей функцией управления является разработка стратегии приоритетов развития и роста фирмы. В условиях непрерывного поиска возможностей обновления важную роль играет анализ факторов внешней и внутренней среды.

Стратегический менеджмент сосредотачивает свои усилия на анализе макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры. Для упрочения положения фирмы особое внимание уделяется анализу и созданию конкурентных преимуществ фирмы.

В арсенале методов анализа все большее место занимают теория вероятностей, теория очередей, эконометрические модели, концепция движущих сил и главных достоинств. Главные достоинства тесно связаны с функциями оперативного инновационного менеджмента, опирающегося на внутренние возможности: повышение эффективности факторов производства, разработку новых технологий, товаров и услуг, внедрение мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности товаров.

Функциональный инновационный менеджмент направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. Задачей инновационного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления

персоналом и осуществление контроля.

Оперативный тактический инновационный менеджмент сосредоточивает свои функции на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, внедрением, производством и коммерциализацией новшеств. В оперативном менеджменте внимание направлено на кратко- и среднесрочный горизонты. Системы оперативного менеджмента располагают достаточной полнотой информации, характеризуются низкой степенью неопределенности и ориентированы на средний и нижний уровни менеджмента.

Стратегический и оперативный инновационный менеджмент находятся во взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе управления. Так, если стратегический менеджмент концентрируется на важнейших проблемных и структурных областях, то оперативный менеджмент охватывает все направления деятельности предприятия, его функциональные подсистемы, структурные элементы и конкретно всех участников инновационной деятельности.

Оперативное управление инновационной деятельностью анализирует возможности, ищет и согласует наиболее эффективные пути и средства реализации принятой стратегии развития предприятия. Оно сосредоточено на формировании производственных, научных, маркетинговых, а также различных обеспечивающих подсистем предприятия, осуществляет управление подразделениями материально-технического снабжения, сбыта, информационного и финансового обеспечения. Деятельность инновационного менеджера предусматривает формирование инвестиционного, продуктового тематического и проектного портфеля предприятия, разрабатывает конкретные мероприятия по оптимальному управлению персоналом.

Целью деятельности в области оперативного управления инновациями является реализация потенциала организации для достижения высоких объемов реализации, прибыли, доходов и упрочения ее позиций на рынке.

Управление инновационной деятельностью фирмы состоит из: постановки стратегических и тактических целей; разработки системы стратегий; анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска; анализа инфраструктуры; анализа возможностей фирмы; диагноза реально сложившейся ситуации; прогноза будущего состояния фирмы; поиска источников капитала; поиска патентов, лицензий, ноу-хау; формирования инновационного и инвестиционного портфелей; стратегического и оперативного планирования; оперативного управления и контроля научных разработок, их внедрения и последующего производства; совершенствования организационных структур; управления технико-технологическим развитием производства; управления персоналом; управления и контроля финансов; анализа и оценки проектов нововведений, выбора инновационного проекта, оценки эффективности инноваций, процедуры принятия управленческих решений, изучения рыночной конъюнктуры, конкуренции и повеления конкурентов, поиска ниши

Таблица i. Виды и ф

ункции инновационного менеджмента

Функции

инновационного

менеджмента

Виды инновационного менеджмента

Стратегический

Функциональный, оперативный

Прогнозирование

Стратегии приоритетов развития и роста

Новых товаров, технологий

Планирование

Экспансия в новые отрасли, рынки

Повышение качества и конкурентоспособности товаров

Анализ внешней среды

Анализ

макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры

Анализ поведения конкурентов,, емкости рынка, объемов продаж и т.д.

Анализ внутренней среды

Анализ конкурентных преимуществ фирмы

Анализ факторов эффективности производства продукции

Виды решений

Стратегические решения по целям миссии и развитию фирмы

Оперативные решения по разработке, внедрению и производству новшеств

Мотивация

Обеспечение фирме динамического роста и конкурентоспособности

Обеспечение высокой производительности труда, высокого качества продукции, обновление производства

Контроль

Выполнение миссии фирмы, ее роста и развития

Контроль исполнительской дисциплины и качества исполнения работ

на рынке; разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга, исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта, позиционирования нововведения на рынке, формирования инновационной стратегии фирмы на рынке, устранения, диверсификации и управления рисками.

В последнее время в связи с возрастанием стохастических и случайных факторов во внешней среде, а также вследствие неполноты и асимметричности информации в сложных экономических системах стали нарастать процессы десинхронизации ритма и роста параметров возмущения системы. Это объясняется не только возрастанием энтропии как меры устойчивости системы, но и повышением склонности системы к переходу в нестабильное, хаотичное состояние. Данное допущение в полной мере относится к инновационным преобразованиям. В такой ситуации стратегия фирмы как обобщающей модели действий, необходимых для достижения поставленных целей, оказалась напрямую связанной с реакцией фирмы на происходящие изменения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование реактивности организации на изменения среды привело к выявлению различных типов реакций предприятия и повлекло за собой значительные изменения в системе управления.

Главными типами реакций предприятий на изменение среды считаются:

производственная, основанная на поддержании прежнего уров-

конкурентная, нацеленная на расширение и укрепление позиций на рынке;

предпринимательская, направленная на максимальное приспособление к изменениям с целью увеличения дохода;

инновационная, ориентированная на системное обновление.

Типы реакций предприятий демонстрируют тесную связь как с механизмом управления организацией, так и с мероприятиями стратегического и оперативного менеджмента.

Взаимосвязь реакций организации со стратегией и тактикой менеджмента показывает важность учета фактора реактивности.

При таком подходе стратегический менеджмент разрабатывает систему стратегий, направленных на приспособление к внешней среде, а также на максимальную результативность использования внутренних возможностей фирмы.

Под инновационной деятельностью в широком смысле понимается весь комплекс работ по генерации (созданию), освоению, распространению и использованию сырьевых, продуктовых, технологических, организационных и рыночных инноваций.

В узком смысле инновационная деятельность экономических систем — это практическое использование интеллектуального потенциала при производстве инновационного продукта, в том числе в сочетании материальным и энергетическим продуктом, с целью получения нового продукта, обладающего новыми качествами и удовлетворяющего потребительский спрос.

По своему содержанию инновационная деятельность предприятия включает широкий спектр вопросов, включая:

- постановку стратегических и тактических целей инновационного развития,

- разработку программы инновационного развития,

- анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска,

- анализа состояния инфраструктуры,

- анализа инновационного потенциала предприятия,

- диагноза реально сложившейся рыночной ситуации с позиций поиска рыночных ниш для осуществления инновационной деятельности,

- прогнозирование будущего состояния предприятия,

- поиск источников инвестирования инновационной деятельности,

- создание и приобретение инновационных активов (включая патенты, лицензии, ноу-хау и т.д.),

- формирование портфеля инновационных проектов,

- планирование выполнения программ инновационного развития,

- оперативное управление и контроль выполнения научных разработок, их внедрения и последующей реализации,

- совершенствование организационных структур, посредством внедрения организационных инноваций,

- управление технико-технологическим развитием производства,

- управление инновационным развитием кадрового потенциала,

- управление развитием инновационной инфраструктурой,

- анализ и оценку эффективности выполнения инновационных проектов и программ,

- разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга, включая управление цепями поставок, каналами сбыта, позиционирование нововведений на рынке.

В индустриальной экономике совершенствование продукции достигается за счет приложения новых знаний к природным ресурсам, оборудованию, труду, а в инновационном типе экономики это развитие обеспечивается за счет применения новых знаний к имеющимся знаниям. Основные отличительные характеристики индустриальной и инновационной экономических систем представлены в табл. 2, из которой следует, что в основе новой, формирующейся модели мирохозяйственной кооперации, базисом является новое качество инновационного процесса.

Исходя из данных посылок, можно констатировать, что инновационный тип развития - это сознательное и целенаправленное культивирование факторов развития во всех сферах общественной деятельности. В основе инновационного типа развития лежит непрерывный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих увеличить эффективность общественного производства. Формирование новой сферы производства - производства нововведений и превращение ее в ведущий хозяйственно-экономический и социокультурный уклад современного мирового развития, задает основные направления качественных изменений, представленные на рис. 1.

Таблица 2. Основные отличительные характеристики индустриальных и научных основ

экономики

Период

Характерная особенность периода индустриальный (вторая половина XX в.) инновационный (конец XX- начало XXI в.)

Стратегические факторы экономического роста Производственный опыт Научные знания

Основные конкурентные преимущества Промышленные технологии Технологические и управленческие инновации

Преобладают капитал Физический Интеллектуальный

активы Материальные Нематериальные

Рис. 1. Основные направления качественных изменений мирового социально-экономического развития. 62 TRANSPORT RTTSTNFSS TN RTTSSTA

Технологическое направление развития проявляется во влиянии технологии на экономические результаты производства и производительность труда как решающего фактора воспроизводства. Задача перехода к качественно новой материально-технологической базе требует глубокой реконструкции народного хозяйства, комплексной смены технологий во всех его отраслях.

Институциональное направление развития предполагает многообразие форм экономической деятельности, их постоянное обновление в соответствии с изменениями материально-технологического базиса, ценностными установками, стереотипами поведения производителей и потребителей.

Социально-ценностное направление включает обеспечение целого комплекса условий, таких как ориентация общества на непрерывное обновление, право исследователя на свободный поиск, справедливую систему распределения, гарантирующую адекватную оценку творческого труда. Исследования показывают, что инновационный тип экономики явился результатом развития цивилизации. В работах Ю.В. Яковца [4], А.Г. Фонотова [5] отмечается, что в настоящее время, по оценкам специалистов, более 75% прироста мирового валового внутреннего продукта создается за счет инновационной деятельности. Инновации становятся основным видом деятельности, именно они обеспечивают переход экономики на инновационный тип развития. Основными движущими силами этого процесса стали исследования и достижения в ряде областей науки, что позволяет выделить основные аспекты инновационного типа развития. К ним можно отнести историко-философский, образовательный, гуманитарный, социально-психологический, научно-технический.

Изменения взглядов и новые открытия в различных областях знаний, ведут к изменениям структуры экономики.

Научно-технический аспект охватывает достижения в области науки и промышленности. В своем развитии инновации начинаются с научных достижений. В значительной степени инновационное развитие общества определяется успехами фундаментальной и прикладной науки. Эффективное инновационное развитие возможно только на основе успешной технологической и промышленной политики. Именно промышленная политика определяет характер взаимосвязей между научной, технологической, инновационной, инвестиционной, экономической и социальной политиками. Инновационный тип развития экономики предполагает промышленную политику государства, ориентирующуюся на постиндустриальную модель социально-экономического развития страны, предполагает стимулирование высокоэффективного предпринимательства.

Развитые страны завершили два важнейших этапа научно-технической революции. На первом из них 1940-1950 гг. была ориентация, прежде всего на создание систем вооружения, обеспечение военно-технического превосходства. На втором этапе 1960-1980 гг. к этой цели добавилась качественно новая цель достижения стабильных темпов экономического роста, повышение глобальной конкурентоспособности ключевых отраслей. Роль научно-технического фактора в экономике стала доминирующей. Третий, современный этап характеризуется тем, что развитые страны приступили к решению социальных задач научно-технической политики, связанных со смещением приоритетов в сторону информационных услуг, медицины, экологии и других аспектов устойчивого роста и повышения качества жизни. Категория качества, включающая качество товаров, качество услуг, качество отношений, качество жизни становится основополагающим фактором инновационной политики.

С историко-философских позиций следует отметить, что, экономические кризисы в России конца ХХ - начала XXI века продемонстрировали слабость государства в вопросах инновационного развития. Существовавшие организационно-управленческие структуры не рассматривали инновацию как ключевое звено развития, заключающееся в трансформации идеи в новый или улучшенный продукт, инновационный процесс или услугу, пользующиеся спросом на рынке. Фактически инновационная деятельность как самостоятельная сложная система, с помощью которой идея или изобретение превращается в коммерческую реальность, не выделялась. Наука и предпринимательство не рассматривались как две взаимосвязанные составляющие инновационной деятельности. Эти два вида деятельности в истории России развивались специфически, их саморазвитие не носило непрерывного характера.

Исторически Россия всегда относилась к инновационно-ориентированным странам. Но сегодня в России наблюдается кризис науки, и от того, каким образом в сложившихся условиях будет обес-

печиваться непрерывность научного творчества, во многом зависит будущее страны.

Образовательный аспект инновационного развития связан с тем, что обновление техники и технологий приобрело такие темпы, что знания специалистов в соответствующих областях стали устаревать за 3-4 года, а в ряде случаев и за 2 года.

В этой связи важнейшей тенденцией развития высшего образования на протяжении последних десятилетий в мире является его профессионализация.

Гуманитарный аспект инновационного развития связан с тем, что темпы изменений окружающего мира, роста его сложности и системности обгоняли темпы повышения качества человеческого интеллекта. Плата за это - рост потока технологических и экологических катастроф. Фактически «императивы выживаемости» человечества есть императив преобразования коллективного разума человечества в «биосферный разум» [6]. Но это требует от человека преодоления сложившейся узкой специализации, экологизации и космизации его образования. Для этого необходимо расширение понятия профессионализма, включение в него нового типа профессионализма - энциклопедического, проблемно ориентированного профессионализма.

К концу двадцатого столетия достаточно ясно определились некоторые черты, которые станут доминирующими признаками экономики нынешнего столетия. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности. Глобальная сетевая экономика определяется тем, что в ней любая компания или индивид, находящиеся в любой экономической системе, могут контактировать легко и с минимальными затратами по поводу совместной работы, торговли, обмена ноу-хау и т.д. Возникновение сетевой экономики приводит к эволюции современных экономических систем, развитию нерыночных механизмов регулирования и сетевых организационных структур. В итоге возникает своего рода безотраслевая, сетевая экономика, основанная преимущественно на горизонтальных связях.

Социально-психологические аспекты инновационной деятельности обусловлены тем, что переход к инновационному типу развития характеризуется динамичными изменениями во всех сферах жизни - производстве, экономике, культуре, науке, управлении. При этом социальный мир человека уже к концу XX века трансформировался в «мир изменений».

Социально-психологические изменения коснулись, в первую очередь, методов управления. В циклах рыночной конъюнктуры проявились новые аспекты, глубокие социальные изменения, происходящие в связи с переходом к информационному обществу. Эти изменения характерны для всей мировой экономики.

К этим социально-психологическим аспектам инновационной деятельности в России добавились специфические особенности, связанные с экономической реформой 1990-х годов, переходом к рыночным отношениям, особенностями исторического развития государства, менталитетом населения.

В странах с развитой рыночной экономикой переход на инновационный тип развития осуществляется в рамках теории «рационально-действующего индивида», которая не имеет авторства, но считается единственной концепцией, описывающей ориентированное поведение человека в различных областях хозяйственной деятельности (производство, сохранение средств, инвестирование и т. д.) и в различных социокультурных средах. Рационально действующий индивид строит свое поведение на основе соотношения потребления и дохода, полученного в течение всей жизни.

В нашей стране обучение «рациональному экономическому поведению» также происходит, однако даже при самой успешной для формирования этого поведения макроэкономической ситуации время такого обучения масс измеряется сменой поколения.

В целом на основе представленных выводов можно отметить, что инновационный тип развития предполагает многообразие и постоянное обновление форм деятельности в соответствии со сдвигами в технологическом базисе, ценностных установках, стереотипах производственного и потребительского поведения членов общества и хозяйственных субъектов, вообще - любыми изменениями, происходящими в социально-экономической системе или ее связях с окружающим миром. А основой, ведущей производительной силой XXI века будет знание. То есть мировая экономическая и социальная система вступила в некий переходный период, означа-

Таблица 3. Эволюция инновационной деятельности экономических систем

№ Фаза цикла экономической активности Преобладающее содержание инновационной деятельности Основная цель инновационной деятельности Период инновационной деятельности Результат

1 Депрессия Формирование инвенций Продажа идеи инновации Неопределенный Обоснованная идея инновационного развития

2 Оживление Создание радикальных инноваций Создание конечной инновационной продукции для представления на рынке Длительный Рыночный образец инновационной продукции

3 Подъем Улучшающие инновации, способные быстро насытить рынок инновационной продукцией Воспроизводство уже известной на рынке инновации Средний Растущий спрос, увеличение рыночной доли

4 Пик Имитации Тиражирование пользующихся спросом инноваций Короткий Максимизация выручки и прибыли

5 Спад Модернизации Совершенствование инноваций, теряющих спрос Короткий Продление жизненного цикла инновации

ющий движение к обществу, основанному на знаниях, а рассмотренные аспекты являются научной базой, на основе которой складывается новая экономическая система - инновационный тип развития.

Сформированная схема эволюции инновационной деятельности экономических систем в соответствии с фазами циклов экономической активности представлена в табл. 3.

Исследование процессов динамики инновационной деятельности экономических систем позволило выявить несколько этапов, соответствующих фазам циклов экономической активности: «депрессия - оживление - подъем - пик - спад».

Фаза «депрессия» характеризуется формированием инвенций как новых научно-технических идей, создающих фундамент для материализации инноваций.

Фаза «оживление» характеризуется создание радикальных инноваций, позволяющих выйти предприятиям из кризисного состояния за счет воплощения инвенций в принципиально новые практические производственно-технологические решения.

Фаза «подъем» характеризуется поиском улучшающих технологических, организационных и рыночных инноваций, способных быстро насытить рынок инновационной продукцией.

Фаза «пик» характеризуется имитацией инноваций на волне максимальной их востребованности.

Фаза «спад» характеризуется внедрением модернизационных инноваций, призванных поддержать уровень спроса на инновации.

Литература:

1. Инновационный менеджмент. Учебное пособие / под ред. Л.Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М. 2008.

2. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. - М.: ИНФРА - М. 2007.

3. Друкер П. Ф. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества. - М.: Вильямс, 2007.

4. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. - М.: Экономика, 2004.

5. Фонотов А.Г. Россия: инновации и развитие. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

6. Григорьев С.И. Идеи ноосферизма В.И. Вернадского для современного развития виталистской социологии, социологический витализм - современному ноосферизму // «Академия Тринитариз-ма», М., Эл № 77-6567, публ.10495, 26.06.2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.