Научная статья на тему 'Теоретические аспекты унификации законодательства государств единого экономического пространства'

Теоретические аспекты унификации законодательства государств единого экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
284
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРИНЦИПЫ УНИФИКАЦИИ / СТАДИИ УНИФИКАЦИИ / МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН / СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашенцев Дмитрий Алексеевич

В статье раскрывается понятие унификации законодательства в связи с созданием Евразийско-го экономического пространства. Подчеркивается, что унификация стала объективной реально-стью в связи с экономической интеграцией. Унификация законодательства рассматривается как систематический, целенаправленный процесс выработки для двух или более государств единообраз-ных подходов в правовом регулировании с целью устранения коллизий законов разных государств. Формулируются авторские подходы к пониманию способов, принципов и стадий унификации за-конодательства. Подчеркивается, что унификация должна затрагивать не только законодатель-ство, но и правоприменительную практику. Сделан вывод, что унификацию законодательства на постсоветском пространстве можно рассматривать как важный этап на пути экономической и политической интеграции, которая, несомненно, улучшит жизнь наших народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты унификации законодательства государств единого экономического пространства»

№ 1 (25) 2012 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Пашенцев Дмитрий Алексеевич,

профессор кафедры теории и истории государства и права Московского городского педагогического университета, доктор юридических наук, профессор (г. Москва)

теоретические аспекты унификации законодательства государств единого экономического пространства

В современных условиях на смену деструктивным разъединяющим процессам закономерно пришли процессы интеграции в рамках Евразийского пространства. Эта интеграция осуществляется, в первую очередь, в экономической сфере, что вполне закономерно. Укрепление экономических связей между Россией, Казахстаном, Беларусью, другими государствами постсоветского пространства способствует экономическому росту, повышению уровня жизни населения наших стран. В связи с этим, руководство ряда государств прилагает определенные усилия, чтобы сделать процессы интеграции более быстрыми и эффективными.

Еще 15 лет назад, в марте 1994 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выступил с инициативой создания Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). Эта плодотворная идея базировалась на принципе добровольной, равноправной интеграции, совместном политико-экономическом развитии постсоветских государств. Впоследствии она воплотилась в деятельности целого ряда межгосударственных структур, таких как ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и др. В рамках ЕврАзЭС осуществлены значительные шаги по созданию режима свободной торговли товарами и услугами. Это, как отмечает Н.А. Назарбаев, позволило увеличить объем взаимного товарооборота стран-участниц Сообщества в 3,5 раза, а общий объем взаимных инвестиций - почти в 5 раз1.

Сегодня важность экономической интеграции и ее политическое значение признается на самом высшем уровне. Например, об укреплении Евразийского экономического сообщества говорится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., которая утверж-

дена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 53 72.

3 октября 2011 года в газете «Известия» опубликована статья Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, в которой говорится, что Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана должен постепенно перерасти в Евразийский союз, который станет связкой между Европой и динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом3.

В статье подчеркивается, что в интересах развития бизнеса принято решение начать кодификацию правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, а с 1 января 2012 года в полном формате заработает и Суд ЕврАзЭС, обращаться в который смогут не только государства, но и участники экономической жизни.

18 ноября 2011 года в Кремле президенты России, Беларуси и Казахстана подписали декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой заявляется о переходе к следующему после Таможенного союза этапу - созданию Единого экономического пространства.

В связи с этим, представляется, что одной из важнейших юридических проблем, связанных с экономической интеграцией, является унификация законодательства государств постсоветского пространства в экономической сфере. Унификация сегодня - всеобщая объективная реальность. Она порождается процессами глобализации (Латинская Америка), а на постсоветском пространстве - объективными процессами экономической интеграции, восстановления нарушенных хозяйственных и культурных связей. Важно отметить, что между Россией, Беларусью и Казахстаном заключен целый ряд соглашений, в ко-

1 Золотухин С.А. О новых формах интеграционных процессов на пространстве СНГ// Общество и право. - 2010. - № 5. - С. 259.

2 Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, № 20, ст. 2444.

3 Известия. 2011. 3 октября.

торых говорится о необходимости унификации законодательства или правового регулирования в определенных сферах. Но жизненно необходимый процесс унификации в определенной степени осложняется неразработанностью связанных с ней теоретических аспектов. На доктринальном уровне отсутствуют единые подходы к пониманию сущности, стадий и способов унификации, ее основных принципов. Это осложняет и практическую работу по унификации законодательства.

Рассматривая понятие унификации и его сущность, необходимо отметить, что унификация отличается от простого изменения национального законодательства. Во-первых, это изменение, согласованное с другими субъектами международных отношений, осуществляемое на основе совместно выработанных позиций. Во-вторых, унификация предполагает изменение сразу нескольких национальных правопорядков. В-третьих, унификация предполагает принятие в соответствующих государствах единообразных, однонаправленных правовых норм и актов.

На этой основе можно сформулировать понятие унификации. Унификация законодательства представляет собой систематический, целенаправленный процесс выработки для двух или более государств единообразных подходов в правовом регулировании с целью устранения коллизий законов разных государств.

Следует отличать понятие унификации от других, близких по значению терминов. Прежде всего, речь идет о понятии гармонизации законодательства. Как справедливо отмечает И.И. Лукашук, «гармонизация представляет собой процесс целенаправленного сближения правовых систем в целом или отдельных отраслей, утверждения общих институтов и норм, устранения противоречий»4. Таким образом, при гармонизации заимствованная норма, прежде чем непосредственно быть включенной в право какого-либо государства, адаптируется под конкретные политические, исторические, социально-экономические и другие условия. Унификация же заключается во введении в правовые системы государств новых, абсолютно единообразных норм и правовых актов5.

В «Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве», который подписан в Москве 26 февраля 1999 года, отдельная глава посвящена сближению и унификации законодательства. В ней, в частности, говорится: «В целях сближения и унификации законодательства Стороны будут принимать меры, включающие:

а) координацию деятельности по подготовке

проектов законодательных и иных правовых актов, включая проекты правовых актов о внесении поправок в законы и иные акты;

б) заключение международных договоров;

в) принятие модельных актов;

г) принятие соответствующих решений Межгосударственным Советом либо Советом глав правительств;

д) иные меры, которые Стороны сочтут целесообразными и возможными, при условии утверждения таких мер Межгосударственным Советом»6.

На основе анализа данных положений можно выделить следующие способы унификации законодательства:

1) принятие международного договора, в котором устанавливаются общие для договаривающихся сторон правила и нормы для регулирования определенных конкретных вопросов;

2) принятие модельных правовых актов, на основе которых заинтересованные в унификации законодательства стороны принимают собственные акты;

3) координация правотворческой деятельности, включающая предварительное совместное обсуждение принимаемых в определенной сфере законопроектов;

4) принятие рекомендаций для сторон, которые могут использоваться ими в правотворческой деятельности, но не являются строго обязательными.

Основу унификации составляют международно-правовые стандарты. У государств, подписавших основополагающие международные конвенции, уже есть общие подходы к праву по ключевым вопросам, таким, например, как права человека. В контексте унификации на основе сравнительно-правовых исследований проводится согласование взаимных подходов дальнейшего развития законодательства, что позволяет постепенно сближать его.

В поисках перспективных направлений гармонизации и унификации национальных правовых систем государства многие международные организации пришли к выводу о необходимости использования специфичного способа правовой унификации - унификации с помощью международных модельных норм. Напомним, что под международными модельными нормами предложено понимать нормы, управомочивающие или обязывающие государства или других субъектов разработать и принять правовые акты или правовые нормы (международные или внутригосударственные) определенного содержания7.

4Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. - М., 2000. - С. 44.

5 См.: Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. - М.: Юрист, 2010.

6 Собрание законодательства РФ, 15.10.2001, № 42, ст. 3983.

7Безбородов Ю.С. Влияние международных модельных норм на внутригосударственные законодательные процедуры // Российский юридический журнал. - 2011. - № 3. - С. 83.

№ 1 (25) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Относительно модельного законодательства, как способа унификации, необходимо отметить, что этот путь может стать достаточно эффективным, но только при наличии согласованной воли соответствующих сторон. В СНГ принят целый ряд модельных законов, которые имеют неплохое качество. К сожалению, в своей правотворческой деятельности государства постсоветского пространства далеко не всегда ориентируются на эти модельные законы, что снижает интенсивность процессов унификации.

В качестве основных принципов унификации законодательства выделим следующие:

1) добровольный характер унификации;

2) постепенный характер унификации;

3) учет интересов всех сторон процесса унификации;

4) соблюдение основополагающих принципов и норм международного права;

5) соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Соблюдение данных принципов позволит сделать процесс унификации законодательства государств постсоветского пространства наименее болезненным, повысит заинтересованность субъектов унификации в ее позитивных результатах.

Унификация законодательства на постсоветском пространстве облегчается тем, что в недалеком прошлом существующие в его рамках государства были объединены в едином Советском Союзе, то есть имели общую правовую семью, сходные правовые системы и унифицированное законодательство, отличавшееся только в малозначительных деталях. Наличие такого общего опыта и существование одинаковых подходов к правовому регулированию должно облегчить процесс унификации. Несмотря на это, не следует ожидать от этого процесса одномоментности, он в любом случае будет растянут по времени.

Унификация законодательства предполагает последовательное прохождение нескольких стадий. К числу основных стадий унификации можно отнести следующие:

1) проведение сравнительно-правовых исследований для определений проблемного поля предстоящей унификации;

2) заключение соглашений об унификации и выработка концептуальных подходов к данному процессу;

3) принятие модельных законов либо иных актов, способствующих унификации;

4) изменение законодательства сторон унификации на основе модельного законодательства или договора.

Унификация должна затрагивать не только законодательство, но и правоприменительную практику. В этом отношении представляет интерес опыт Республики Армения, которая вступила на путь признания судебного прецедента источником права.

Судебный кодекс Армении, принятый 21 февраля 2007 года, закрепил понятие судебного прецедента, который призван обеспечить предсказуемость правосудия. Суть судебного прецедента заключается в единообразном решении судебных споров по делам со сходными фактическими обстоятельствами, а в качестве источников прецедентного права в Армении рассматриваются решения Европейского суда по правам человека и Кассационного суда Армении (ст.15 СК). Институт судебного прецедента сформулирован в Судебном кодексе Армении следующим образом: обоснования, в том числе толкование закона, данные в постановлении Кассационного суда или Европейского суда по правам человека по делу, имеющему конкретные фактические обстоятельства, являются обязательным для суда, рассматривающего дело со схожими фактическими обстоятельствами, за исключением случая, когда суд вескими доводами обоснует, что судебный прецедент не применим к данным фактическим обстоятельствам (п.4 ст.15).

По мнению Председателя Кассационного Суда Республики Армения А.Ю. Мкртумяна, обязанность суда учитывать толкование норм закона, данное Кассационным судом по конкретному делу или норм Конвенции о защите прав и основных свобод, данное Европейским судом по правам человека, исключает, как правило, возможность вынесения неожиданных решений и создает предсказуемое правосудие8.

Представляется, что в перспективе внедрение элементов прецедентного правосудия в практику государств в рамках Евразийского экономического союза с признанием взаимной обязательности прецедентов для каждого из государств может способствовать формированию единой, унифицированной правоприменительной практики. В то же время, учитывая традиционное негативное отношение к судебному прецеденту в государствах евразийского пространства, входящих, как правило, в состав романо-германской правовой семьи, этот процесс обещает быть долгим и трудным.

В целом, унификация законодательства государств Евразийского экономического союза является процессом объективно обусловленным и необратимым. Ее можно рассматривать как важный этап на пути экономической и политической интеграции, которая, несомненно, улучшит жизнь наших народов.

28

8См.: Судебный прецедент в современных условиях. Интервью главного редактора, профессора Д.А. Пашенцева с Председателем Кассационного Суда Республики Армения, заслуженным юристом Республики Армения, кандидатом юридических наук Арманом Юрьевичем Мкртумяном //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2011. № 1.

Использованная литература

1. Безбородов Ю.С. Влияние международных модельных норм на внутригосударственные законодательные процедуры // Российский юридический журнал. - 2011. - № 3.

2. Золотухин С.А. О новых формах интеграционных процессов на пространстве СНГ // Общество и право. - 2010. - № 5.

3. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. - М., 2000.

4. Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. М.: Юрист, 2010.

5. Судебный прецедент в современных условиях. Интервью главного редактора профессора Д.А. Пашенцева с Председателем Кассационного Суда Республики Армения, заслуженным юристом Республики Армения, кандидатом юридических наук Арманом Юрьевичем Мкртумяном // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». - 2011. - № 1.

Мащалада Б1ръщгай экономикалъщ кещстгктгц щурылуына сэйкес зацнаманы бгргздендгрудгц угымы щарастырылады. Б1р1зденд1ру экономикалыщ интеграцияга байланысты объективтж шындъщ болып табылады. Зацнаманы б1р1зденд1ру тэстдерт, щагидаттары мен кезецдерт тYсiнуге авторлыщ кел1стер1 тужырымдалады. ПосткецестЫ кец1стжтег1 зацнаманы б1р1зденд1ру экономикалыщ жэне саяси интеграцияныц жаца кезец ретiнде щарастырылады.

В статье раскрывается понятие унификации законодательства в связи с созданием Евразийского экономического пространства. Подчеркивается, что унификация стала объективной реальностью в связи с экономической интеграцией. Унификация законодательства рассматривается как систематический, целенаправленный процесс выработки для двух или более государств единообразных подходов в правовом регулировании с целью устранения коллизий законов разных государств. Формулируются авторские подходы к пониманию способов, принципов и стадий унификации законодательства. Подчеркивается, что унификация должна затрагивать не только законодательство, но и правоприменительную практику. Сделан вывод, что унификацию законодательства на постсоветском пространстве можно рассматривать как важный этап на пути экономической и политической интеграции, которая, несомненно, улучшит жизнь наших народов.

The article deals with the concept of harmonization of legislation in connection with the creation of the Eurasian economic space. It is stressed that the unification has become an objective reality in relation to economic integration. Unification of law is seen as a systematic and purposeful process of developing two or more states of uniform approaches to legal regulation in order to eliminate conflicts of laws of different states. Formulated approaches to understanding the author's methods, principles and stages of harmonization of legislation. It is emphasized that unification must involve not only legislation but also enforcement practice is concluded that the unification of law in post-Soviet space can be regarded as an important step towards economic and political integration, which will improve the lives of our peoples.

Ty^h сездер: зацнаманы бiрiздендiру, бiрiздендiрудiц щагидаттары, бiрiздендiрудiц кезендер^ Yлгiлi зац, сот преценденп.

Ключевые слова: унификация законодательства, принципы унификации, стадии унификации, модельный закон, судебный прецедент.

Keywords: unification of law, principles of unification, phase of unification, the model law, judicial precedent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.