Денежно-кредитная политика
Удк 336.74(07)
теоретические аспекты системы денежно-кредитного регулирования
экономики
С. Н. МАКАРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: msn2004@list. ru
Н. С. ОСКОЛКОВА, старший преподаватель кафедры финансов
E-mail: ons24@mail. ru Сибирский федеральный университет
В статье представлен сравнительный анализ теоретических взглядов на состав и содержание элементов системы денежно-кредитного регулирования экономики. Систематизированы наиболее важные положения и уточнена классификация целей денежно-кредитного регулирования, конкретизированы факторы, влияющие на выбор режима денежно-кредитной политики, дополнен перечень инструментов в части воздействия на денежную массу.
Ключевые слова: денежно-кредитное регулирование, режим денежно-кредитной политики, центральный банк, независимость, транспарентность, метод, инструмент, трансмиссионный механизм.
Введение
В современном мире денежно-кредитная политика любого государства является одним из наиболее мощных рычагов макроэкономического регулирования национальной экономики. Исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Возможности ее проявились в период мирового экономического кризиса 1930-х гг. Теоретические исследования подтвердили зависимость макроэкономических показателей от денежных переменных. Так, изменение количества денег в
обращении может влиять на процессы производства, обмена, потребления. Инфляция после Второй мировой войны была спровоцирована экспансионистской денежно-кредитной политикой при низком уровне процентных ставок, а рестриктивная политика выявила сдерживающее ее развитие признаки.
Проведение согласованной и взвешенной денежно-кредитной политики - важнейший аспект управления экономикой, от которого во многом зависит устойчивое развитие экономической системы.
Теоретические и методологические исследования вопросов содержания, проведения государственной денежно-кредитной политики и проблем денежно-кредитного регулирования экономики выявили многогранность и многоплановость (мно-гоаспектность) этих категорий. Многообразны также и их взаимосвязи с другими методами государственного регулирования экономики: финансовой политикой, валютной политикой и др.
Управление и регулирование экономики предполагает наличие ряда элементов, которые связаны между собой и представляют некую систему. Это относится к любому методу регулирования экономики, в том числе и к денежно-кредитному. Система регулирования должна содержать:
- цели;
- объект;
- субъект;
- механизм воздействия;
- инструменты;
- методы.
Наличие всех элементов дает более полное и точное определение сущности метода государственного регулирования экономики.
По вопросам проведения государственной денежно-кредитной политики и проблем денежно-кредитного регулирования экономики имеется много публикаций, но точки зрения на определение, сущность, содержание категории «денежно-кредитная политика» различны.
Профессор О. И. Лаврушин рассматривает денежно-кредитную политику как важнейшее направление экономической политики государства. Являясь частью общегосударственной экономической политики, она должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия. Денежно-кредитное регулирование трактуется как осуществление кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота [8].
С одной стороны, в содержание определения включены: цель, объект и субъект регулирования. Однако не упомянут механизм воздействия и используемый инструментарий. Ограничена и сфера приложения денежно-кредитной политики денежным оборотом. С другой стороны, несомненным преимуществом данной трактовки является указание на один из факторов институциональной состоятельности денежно-кредитного регулирования - независимость центрального банка.
Системный подход к определению денежно-кредитной политики используют в своих работах и другие ученые. В частности, исследователи И. В. Данилова и А. В. Резепин отмечают, что «денежно-кредитная политика непосредственно направлена на поддержание устойчивого функционирования финансовой системы страны, на достижение банковской и финансовой стабильности. Денежно-кредитная политика представляет собой сложную систему макроэкономических взаимосвя-
зей и социально-экономических институтов» [6]. В данном определении не представлен конкретный состав элементов системы регулирования.
Сужение, ограничение объектов приложения денежно-кредитной политики сферой денежного обращения и сферой кредита, а также отсутствие указания на механизм и инструментарий воздействия характерны для большинства имеющихся в литературе трактовок денежно-кредитной политики. Так, в Большом экономическом словаре под ред. А. Н. Азрилияна приводятся следующие определения: «Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства». «Денежно-кредитное регулирование - одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы» [4]. Отметим, что субъектный состав проводимых мероприятий не конкретизирован.
Исследователи А. М. Бабич и Л. П. Павлова считают, что «денежно-кредитная политика - это проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита» [2]. Данное определение конкретизирует субъект политики - не государство в целом, а правительство страны, однако не уточняет институт, ответственный за формирование и реализацию денежно-кредитной политики, не раскрывает специфики, целей денежно-кредитного регулирования.
Исследователь С. Р. Моисеев понимает под денежно-кредитной политикой «одно из направлений государственной политики регулирования экономики», тем самым определяет данную категорию как вид государственной экономической политики [11].
Более полное, по мнению авторов, определение денежно-кредитной политики представлено Г. Г. Фетисовым. По его мнению, «денежно-кредитная политика рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического
роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т. е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны» [14].
Данная трактовка представляет субъектный состав регулирования (без указания на факторы институциональной состоятельности регулирования), объект и достигаемые цели, но не раскрывает механизма воздействия и используемого инструментария.
Авторы считают, что кроме включения набора элементов системы регулирования адекватность выявления содержания денежно-кредитной политики зависит также от качественного состава каждого элемента.
Цели денежно-кредитной политики
Большинство исследователей цели денежно-кредитной политики подразделяют на несколько уровней [1, 3, 8, 11, 14]:
- стратегические (конечные или долгосрочные) или «политические переменные»;
- промежуточные или среднесрочные («режим монетарной политики»);
- операционные (тактические) цели или процедуры.
Денежно-кредитная политика является лишь одним из элементов экономической политики. Следовательно, ее стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны. Как элемент системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной общей цели. Сама по себе она не в состоянии привести к желаемым результатам. Монетарные власти могут преследовать лишь достижение частной цели, которая в сочетании с другими частными целями, предназначенными для осуществления соответствующей части политики в других сферах, позволяет государственным органам добиваться успеха при реализации своей экономической политики.
В качестве приоритетной цели денежно-кредитной политики могут рассматриваться макроэкономическое равновесие [8], ценовая стабильность [1, 11], финансовая и банковская стабильность [6], устойчивое экономическое развитие [1] или стабильный экономический рост [14]. Данные цели отражают определенное состояние основных
макроэкономических параметров, а именно: устойчивый рост производства, повышение эффективности производства, внутреннюю и внешнюю стабильность национальной денежной единицы, полную занятость рабочей силы и положительное сальдо платежного баланса [2, 4, 14]. Обычно стратегическая цель закрепляется в законе о центральном банке.
При проведении денежно-кредитной политики перед центральными банками неизбежно возникает проблема выбора между политикой, стимулирующей экономический рост, и антиинфляционной политикой. Денежно-кредитные методы не позволяют достичь этих целей на приемлемом уровне. Поэтому выбранный курс денежно-кредитной политики должен в равной степени сочетаться с другими направлениями экономической политики государства.
В силу отсутствия у современных центральных банков законодательно установленных функций по реализации целей обеспечения полной занятости и экономического роста задачи их достижения решаются опосредованно [13]. Поэтому отдельные экономисты расширяют перечень стратегических целей, выделяя в качестве последних устойчивость ставки процента на внутреннем денежном рынке, равновесие на отдельных сегментах национального финансового рынка, устойчивость внутреннего валютного рынка [8].
Авторы предлагают классифицировать цели денежно-кредитной политики:
- по степени охвата экономической системы;
- по границам действия;
- по степени воздействия (достижения) центральным банком.
Цели денежно-кредитной политики по степени охвата экономической системы:
- общие цели, характерные для всей экономической политики как совокупности методов государственного регулирования экономики: устойчивый рост производства, полная занятость рабочей силы, стабильные цены, положительное сальдо платежного баланса;
- специфические цели, характерные только для данного метода государственного регулирования экономики: устойчивость ставки процента на внутреннем денежном рынке, равновесие на отдельных сегментах национального финансового рынка, устойчивость внутреннего валютного рынка.
Цели денежно-кредитной политики по границам действия:
- внутренние цели: устойчивый рост производства, внутренняя стабильность национальной денежной единицы, полная занятость рабочей силы, устойчивость ставки процента на внутреннем денежном рынке, равновесие на отдельных сегментах национального финансового рынка;
- внешние цели: внешняя стабильность национальной денежной единицы, положительное сальдо платежного баланса, устойчивость внутреннего валютного рынка.
Цели денежно-кредитной политики по степени воздействия (достижения) центральным банком:
- прямые цели: стабильные цены, положительное сальдо платежного баланса, устойчивость ставки процента на внутреннем денежном рынке, равновесие на отдельных сегментах национального финансового рынка, устойчивость внутреннего валютного рынка;
- опосредованные цели: устойчивый рост производства, полная занятость рабочей силы. Разграничение целей не должно восприниматься как абсолютное их противопоставление. На самом деле существует лишь общая денежно-кредитная политика, предполагающая наличие тесных связей между ними.
Центральные банки стремятся к достижению конечных целей, воздействуя на цели второго уровня (промежуточные или среднесрочные). В последнее время используется специальный термин - «режим монетарной политики» [1, 11]. Центральный банк выбирает базовую монетарную переменную и устанавливает (таргетирует) ее желательные значения на среднесрочный период.
Выделяют следующие наиболее распространенные варианты таргетирования различных переменных (режимы денежно-кредитной политики), основываясь на международной практике [1, 9, 11]:
- таргетирование инфляции: промежуточная цель денежно-кредитной политики отсутствует, совпадает с конечной целью или ею выступает прогноз инфляции;
- таргетирование валютного курса: промежуточной целью выступает обменный курс национальной валюты;
- денежное таргетирование: промежуточной целью являются денежно-кредитные агрегаты;
- таргетирование номинального дохода: промежуточной целью служит прирост номинального
валового внутреннего продукта (режим, существующий только в теории); таргетирование процентной ставки: промежуточной целью является процентная ставка денежного рынка.
Центральный банк вправе выбрать одну или несколько таргетируемых переменных. Среди экономистов еще не выработано единое мнение о наиболее оптимальном режиме денежно-кредитной политики. Каждый из режимов имеет как преимущества, так и недостатки [1, 11].
Выбор промежуточной цели определяется многими факторами. Так, Г. Г. Фетисов выделяет два фактора:
- степень либерализации экономики;
- уровень функциональной независимости центрального банка, а также стоящие перед ним задачи, его функции в экономике.
Кроме этого, он отмечает наличие тесной взаимосвязи промежуточных целей между собой [14].
Исследователь С. Р. Моисеев видит причины смены варианта таргетирования монетарной переменной в отсутствии связи между промежуточной и конечной целями денежно-кредитной политики [11].
Исследователи С. Андрюшин и В. Кузнецова определяют следующие факторы выбора промежуточной цели:
- соответствие режима социально-экономическим условиям и целям развития страны;
- степень зрелости национального финансового рынка [1].
Авторы предлагают конкретизировать факторы, влияющие на выбор режима денежно-кредитной политики, а именно учитывать:
- соответствие конечной цели экономической политики государства;
- наличие конфликта целей;
- соответствие определенной модели экономического развития страны;
- возможности центрального банка в применении инструментов денежно-кредитного регулирования;
- возможности центрального банка самостоятельно устанавливать и изменять переменную, проводя свои операции;
- степень охвата финансового рынка влиянием центрального банка;
- возможность центрального банка влиять на хозяйственные стратегии субъектов нефинансового сектора экономики;
- степень доверия общества к политике центрального банка;
- степень влияния изменения переменной на инфляционный процесс;
- степень развития рынка ценных бумаг;
- уровень эластичности переменной по отношению к другим денежно-кредитным показателям;
- степень восприимчивости субъектов финансового рынка к изменениям таргетируемой переменной;
- степень взаимосвязи и возможность одновременного использования других монетарных переменных;
- быстроту и точность измерения, доступность информации о переменной. Центральные банки большинства развитых
стран используют разные режимы управляемого обменного курса и режимы денежно-кредитной политики, которые таргетируют одну или несколько монетарных переменных. Центральные банки стран с развивающимися рынками отдают предпочтение таргетированию обменного курса. В 2000-е гг. увеличилось число центральных банков, использующих или переходящих на режим таргетирования инфляции.
Третьим уровнем целей денежно-кредитной политики являются операционные (тактические) цели или процедуры. Они занимают главное место в инструментарии денежно-кредитной политики. Инструменты центрального банка не позволяют напрямую добиться некоторых промежуточных целей, поэтому подбирается набор параметров денежно-кредитной сферы, на которые центральный банк может воздействовать непосредственно. Управление ими является начальным этапом в длинной трансмиссионной цепочке, определяющей влияние центрального банка на экономику.
Обладая монопольным правом на денежную эмиссию, центральный банк может регулировать либо цену, либо количество денег в обращении. В первом случае он управляет процентными ставками денежного рынка, а во втором - денежной базой или ее компонентами (банковскими резервами, чистыми иностранными активами, внутренним кредитом). Кроме этого к операционным целям относятся валютный курс и денежные агрегаты [11].
В условиях информационной асимметрии центральный банк вынужден делать выбор наиболее подходящих целей для своей политики, так как таргетирование цены и количества денег представ-
ляет собой две стороны одного и того же процесса. Выбор операционных целей задается режимом денежно-кредитной политики, а операционные цели и степень развитости национальной финансовой системы, в свою очередь, определяют применение конкретных инструментов денежно-кредитной политики.
Объекты денежно-кредитной политики
Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования являются объекты регулирования. Специфика экономических основ денежно-кредитной политики определяется спецификой ее объектов.
Объектами регулирования, по мнению большинства исследователей, являются спрос на деньги и предложение денег [2, 4, 8, 14]. Исследователь Г. Г. Фетисов относит к объекту воздействия мероприятий в денежно-кредитной сфере весь воспроизводственный процесс [14]. Спрос на деньги и предложение денег зависят от множества факторов, что отражается на возможностях точного прогнозирования этих величин. Количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Поэтому выделяют так называемые производные от них объекты [8], к которым относятся:
- объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;
- скорость оборота денег и уровень насыщенности экономики деньгами;
- объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;
- коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;
- объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;
- курс национальной денежной единицы. Перечисленные показатели в значительной
мере отражают наличие постоянных связей между отдельными частями денежного оборота.
субъекты денежно-кредитной политики
Субъект денежно-кредитной политики может трактоваться как в широком смысле - государство [4], так и в узком смысле - правительство страны [2], правительство совместно с центральным бан-
ком и коммерческие банки [14]. Исследователь О. И. Лаврушин относит к субъектам денежно-кредитной политики независимый центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и систему коммерческих банков [8].
Независимость центрального банка признается большинством исследователей необходимым фактором успешной денежно-кредитной политики. С одной стороны, центральный банк тесно связан с государством. Являясь частью экономического механизма, центральный банк, как самостоятельное звено внутри целого, обеспечивает его единство. С другой стороны, он не только самостоятельный экономический субъект, но и независимый, так как ему дано исключительное право быть единственным эмитентом наличных денег в стране. Как главный субъект в денежно-кредитной сфере, отвечающий за реализацию денежно-кредитной политики, он самостоятелен в своих суждениях и действиях. Кроме того, его независимость заключена в том, что он может принимать и учитывать другие мнения, но в то же время свободен от их влияния и вправе принимать решения исходя из собственного понимания возможности не навредить, а обеспечить осуществление своей главной задачи.
Результаты исследований последних лет свидетельствуют, что независимость центрального банка и денежно-кредитного регулирования - это не единственное условие успешной реализации монетарного регулирования [5, 10]. В настоящее время исследователи-теоретики и представители центральных банков мира все больше понимают важность открытости и транспарентности (прозрачности) деятельности центрального банка в области денежно-кредитного регулирования [5, 10, 11]. Это обусловлено следующими причинами:
- растущей независимостью центральных банков, что предусматривает повышение требований к их подотчетности;
- обострением проблемы ожиданий экономических агентов на финансовых рынках: колебания в ожиданиях нередко препятствуют проведению оптимальной денежно-кредитной политики, повышение транспарентности центрального банка придает больше доверия его политике и позволяет сделать ее более эффективной. Эффективность осуществляемой денежно-кредитной политики зависит также от стабильности банковской системы. Банковский сектор представля-
ет собой канал, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Именно банки в рамках денежно-кредитных отношений обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления.
Центральный банк, осуществляя денежно-кредитное регулирование, воздействует в первую очередь на ресурсы коммерческих банков, стимулируя или ограничивая кредитный потенциал банковской системы, насыщенность экономики денежными ресурсами.
Кроме институтов, непосредственно осуществляющих денежно-кредитное регулирование, к числу субъектов денежно-кредитной политики относятся органы, косвенно участвующие в ее проведении. Так, на состояние денежной сферы в стране оказывают влияние такие институты, как министерство финансов, казначейство, агентство по страхованию вкладов и ряд других организаций.
Механизм воздействия на цели денежно-кредитной политики
Центральный банк может влиять на промежуточные цели денежно-кредитной политики через передаточные (трансмиссионные) механизмы имеющихся в его распоряжении инструментов. Эти механизмы представляют собой систему переменных, через которую предложение денег влияет на экономическую активность.
Структура трансмиссионного механизма состоит из каналов, которые представляют собой цепочки макроэкономических переменных, по которым передается импульс изменений, генерируемых субъектами денежно-кредитного регулирования посредством инструментов регулирования.
Можно выделить несколько каналов трансмиссии [11]:
- канал процентной ставки, включающий каналы замещения и дохода, потока наличных поступлений;
- канал благосостояния;
- балансовый канал или широкий канал кредитования;
- канал издержек привлечения капитала или узкий канал кредитования;
- канал валютного курса;
- монетаристский канал.
Исследования каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, входящих
в модели центральных банков различных стран, позволяют выделить особенности их применения.
Последнее звено трансмиссионного механизма составляют агрегаты реального сектора экономики: потребление, инвестиции, госрасходы, чистый экспорт или валовой внутренний продукт, а источником (первым звеном цепочки) трансмиссионных импульсов выступают различные финансовые переменные и рычаги. Для развитых стран характерно применение финансовых рычагов в качестве источника импульса, находящихся под контролем центральных банков. В развивающихся странах и странах, сильно зависящих от мировой экономической конъюнктуры, реальные трансмиссионные изменения задаются экзогенными переменными.
Таким образом, структура экономики влияет на характер трансмиссионного механизма: эндогенный (в результате искусственного изменения ключевых финансовых показателей) и экзогенный (в случае изменения макроэкономической конъюнктуры).
Кроме этого, прохождение импульсов денежно-кредитной политики по тем или иным каналам зависит от типа национальной финансовой (кредитной) системы: банковская система или рыночная система [11]. В первом случае финансовые ресурсы распределяются преимущественно через банковский сектор экономики, во втором - финансирование реального сектора экономики осуществляется через рынок ценных бумаг.
Мероприятия денежно-кредитной политики воздействуют на экономику только через продолжительный период времени, и эффект воздействия трудно точно оценить. Воздействие денежно-кредитной политики на цены происходит с длительным и неопределенным отставанием относительно изменений в экономике. Исследователи считают, что период запаздывания составляет 2-3 года [7]. Поэтому корректирующее влияние денежно-кредитной политики на экономику может проявиться лишь тогда, когда экономическая система уже изменится по сравнению со своим первоначальным состоянием.
инструменты и методы денежно-кредитного регулирования
Механизм денежно-кредитного регулирования формирует условия и порядок применения методов и инструментов, определяет деятельность центрального банка по использованию этих методов и инструментов.
В экономической литературе нет четкого разграничения между методами и инструментами денежно-кредитной политики, что зачастую приводит к смешению этих понятий [7, 11]. Между тем метод денежно-кредитной политики - это понятие более широкое и емкое, по сравнению с инструментом. Метод определяется как «способ действовать, поступать каким-нибудь образом», инструмент - это «средство, применяемое для достижения чего-нибудь» [12].
В работах С. Р. Моисеева, Б. И. Соколова, В. В. Иванова все способы воздействия центрального банка в ходе денежно-кредитного регулирования экономики трактуются как инструменты [8, 11].
Исследователи О. И. Лаврушин, Г. Г. Фетисов вводят в анализ системы денежно-кредитного регулирования понятие «метод». С одной стороны, они трактуют метод денежно-кредитной политики «как совокупность, набор объединяемых единым признаком способов, инструментов воздействия субъектов на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей». С другой стороны, методы проведения повседневной денежно-кредитной политики отождествляются ими с тактическими целями денежно-кредитной политики, к которым относят таргетирование инфляции, стабилизацию валютного курса и др. Исследователи не конкретизируют перечень методов денежно-кредитной политики, что сказывается на полноте характеристики системы денежно-кредитного регулирования [8, 14].
Понятие инструментов денежно-кредитной политики, а также перечень базовых принципов их применения на практике имеет во многом схожие трактовки [7, 8, 14]. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают «средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики. Это переменная, находящаяся в сфере прямого воздействия центрального банка, величина которой может быть быстро скорректирована и с которой тесно связаны целевые ориентиры» [8, 14]. К инструментам денежно-кредитной политики относят как традиционные средства, используемые в мировой практике (процентную политику, политику минимальных резервов, операции на открытом рынке), так и специфические, предусмотренные банковским законодательством РФ (установление ориентиров роста денежной массы, валютное регулирование). Между тем в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» к инструментам денежно-кредитной политики относятся также эмиссия облигаций от своего имени и прямые количественные ограничения [13]. Включение указанных инструментов в перечень средств денежно-кредитной политики делает его более полным.
Исследователи Б. И. Соколов, В. В. Иванов определяют инструменты денежно-кредитной политики как «операции и способы, при помощи которых центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики» [7]. Данное определение дает представление об объектах воздействия инструмента.
По степени воздействия центрального банка выделяют инструменты денежно-кредитной политики [7]:
- операции на открытом рынке (в широком
смысле);
- постоянно действующие механизмы (или окна
постоянного доступа);
- нормативные резервные требования.
Операции на открытом рынке в традиционном
виде трактуются как операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг на открытом рынке [8, 11, 14]. Исследователи Б. И. Соколов, В. В. Иванов под операциями на открытом рынке понимают широкий набор инструментов, основной чертой которых является инициатива, идущая от центрального банка. К ним относится купля-продажа активов на условиях РЕПО, а также на условиях аутрайт, валютные свопы, размещение в центральном банке краткосрочных депозитов на стандартных условиях, кредитование банков центральным банком в форме ломбардных аукционов. Под постоянно действующими механизмами понимают краткосрочные операции центрального банка, проводимые по инициативе кредитных организаций: кредиты банкам и депозиты банков в центральном банке на условиях овернайт [7].
Нормативные резервные требования представляют собой установленные жесткие административные правила проведения банковских операций, касающиеся величины отчислений от банковских обязательств, влияющих на размер банковских резервов, и объемов кредитных операций банков.
Перечисленные инструменты денежно-кредитной политики можно систематизировать также по субъекту - инициатору совершения операции, а также по характеру воздействия.
По способу воздействия на денежную массу все типы инструментов денежно-кредитной политики подразделяются:
- на инструменты стерилизации (изъятия) излишней ликвидности банковской системы;
- на инструменты предоставления ликвидных средств банковской системе.
К инструментам стерилизации относятся депозитные операции центрального банка. Инструменты предоставления ликвидных средств банковской системе - это покупка ценных бумаг на условиях аутрайт [7].
Данную классификацию предлагается дополнить следующими инструментами, касающимися:
- повышения нормы резервных требований (сте-рилизационная операция);
- предоставления кредитов центрального банка (предоставление ликвидных средств).
В зависимости от целей и оперативности воздействия на денежную массу и процентные ставки выделяют [7]:
- основные операции (проводятся еженедельно в целях постоянного управления процентными ставками и ликвидностью, сигнализируют о состоянии и намерениях в денежно-кредитной политике);
- долгосрочные операции (проводятся на ежемесячной основе в целях обеспечения долгосрочной ликвидности банковской системы);
- операции «тонкой настройки» (проводятся нерегулярно, по усмотрению центрального банка, для сглаживания возможных, непредвиденных колебаний на денежном рынке);
- структурные операции (проводятся в случае неблагоприятных структурных изменений ликвидности денежного рынка).
В представленной классификации авторы не указали виды конкретных инструментов проведения данных операций.
Предлагаем дополнить классификацию следующими инструментами:
- основные операции: ломбардные и депозитные аукционы;
- долгосрочные операции: инструменты рефинансирования в аукционной форме на трехмесячной основе;
- операции «тонкой настройки»: скоростной кредитный (депозитный) тендер с ограниченным кругом потенциальных контрагентов) двусторонние операции центрального банка с заранее
система денежно-кредитного регулирования
Элемент состав элемента содержание
Цели Конечные цели (стратегические) По степени охвата экономической системы: общие; специфические. По границам действия: внутренние; внешние. По степени воздействия (достижения) центральным банком: прямые; опосредованные
Промежуточные цели (режимы денежно-кредитной политики) Параметры воздействия: инфляция; валютный курс; денежная масса (агрегат); процентная ставка; номинальный доход
Операционные цели (тактические) или процедуры Параметры воздействия: процентная ставка; денежная база (и ее компоненты); валютный курс; денежные агрегаты
Объекты Основные объекты Спрос на деньги и предложение денег
Производные объекты Объем и структура денежной массы, находящейся в обороте; скорость оборота денег и уровень насыщенности экономики деньгами; объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе; коэффициенты денежной (банковской) мультипликации; объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота; курс национальной денежной единицы
Субъекты Центральный банк Характеристики: независимость, транспарентность
Система коммерческих банков Характеристики: стабильность
Механизм (каналы трансмиссионного механизма) Канал процентной ставки Канал замещения, канал дохода и потока наличных поступлений
Канал благосостояния -
Кредитный канал Балансовый канал или широкий канал кредитования; канал издержек привлечения капитала или узкий канал кредитования
Канал валютного курса -
Монетаристский канал -
Методы и инструменты Степень воздействия центрального банка Операции на открытом рынке (в широком смысле); постоянно действующие механизмы (или окна постоянного доступа); нормативные резервные требования
Способ воздействия на денежную массу Инструменты стерилизации (изъятия) излишней ликвидности банковской системы; инструменты предоставления ликвидности банковской системе
Цели и оперативность воздействия на денежную массу и процентные ставки Основные операции; долгосрочные операции; операции «тонкой настройки»; структурные операции
фиксированным сроком и доходностью (кредитные или депозитные сделки, операции прямого или обратного РЕПО), валютные свопы; - структурные операции: операции окончательной купли-продажи активов первой категории (операции аутрайт), выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств. Операции «тонкой настройки» и структурные операции по своей сути относятся к чрезвычайным антикризисным инструментам центрального банка (с учетом их высоких рисков и издержек в условиях относительно стабильных финансовых рынков они не могут применяться ежедневно).
Оперативность воздействия на денежную массу и процентные ставки не исчерпывается указанными в приведенной классификации сроками. Центральные банки осуществляют свои операции и на ежедневной основе. Поэтому логично дополнить классификацию по данному критерию постоян-
но действующими механизмами (кредитными и депозитными), предусматривающими операции центрального банка по предоставлению и изъятию ликвидности на денежном рынке сроком на один операционный день.
В представленном контексте конкретный вид инструмента денежно-кредитной политики рассматривается как набор инструментов, что не вполне соответствует его определению. Более корректно рассматривать данную систематизацию как классификацию методов денежно-кредитной политики, дополнив ее указанием на конкретные виды инструментов, входящих в метод.
В результате денежно-кредитное регулирование представляет собой сложную целостную систему, включающую элементы и взаимосвязи между ними (см. таблицу).
Таким образом, анализ теоретических положений в области развития структурных элементов
денежно-кредитной политики позволил систематизировать наиболее важные положения и уточнить классификацию целей, конкретизировать факторы, влияющие на выбор режима денежно-кредитной политики, и дополнить перечень ее инструментов в части воздействия на денежную массу.
Список литературы
1. Андрюшин С., Кузнецова В. Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях глобального финансового кризиса // Вопросы экономики. 2010. № 6. С. 69-87.
2. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ. 2002. С. 687.
3. Белокрылова О. С., ИбрагимоваН. В. Денежно-кредитные инструменты и их использование в стимулировании регионального развития. Ростов на Дону: Содействие-21 век. 2008.
4. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики. 2002.
5. Восканян М. А. Институциональные аспекты монетарной политики: иллюзия или необходимость? // Банковское дело. 2012. № 4. С. 43-48.
6. Данилова И. В., Резепин А. В. Формирование режима денежно-кредитной политики в российс-
кой экономике // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Экономика и менеджмент. 2008. № 30. С.1-12.
7. Деньги. Кредит. Банки / под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. М.: ТК Велби, Проспект. 2006.
8. Деньги. Кредит. Банки / под ред. О. И. Лав-рушина. М.: КноРус. 2010.
9. Малкина М. Ю. Институты денежно-кредитного регулирования: противоречия функционирования и развития // Финансы и кредит. 2010. № 18. С.2-12.
10. Мнацаканян Р. А., Сергеев Л. И. К вопросу о независимости центральных банков // Деньги и кредит. 2011. № 8. С. 75-76.
11. Моисеев С. Р. Формализация, макроэкономика и денежно-кредитная политика // Финансы и кредит. 2007. № 3. С. 22-31.
12. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ Ltd. 1992.
13. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Фетисов Г. Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональный аспекты. М.: Изд. «Экономика». 2006.
ДТ^Я^Conferences
агентство маркетинговых коммуникаций
17 сентября 2013 г. в Москве CNews Conferences и CNews Analytics проведут конференцию
«Банковская информатизация 2013»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Основные вопросы конференции:
какие задачи в сфере банковской информатизации требуют немедленного решения; как определить эффективность процессов; как повысить экономическую эффективность с помощью ИТ; какие новые решения предлагает рынок банковской информатизации; как вендоры реагируют на новые потребности банков.
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-11 (доб. 3141, 3435, 3477, 3439, 3478 либо e-mail: [email protected] Армен Айвазов, Алексей Четеернин, Елена Забродина, Ольга Крысина, Наталья Теличееа
http://events.cnews.ru/