Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ОПЕРАЦИОННАЯ СИНЕРГИЯ / ФИНАНСОВАЯ СИНЕРГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меньшиков Е.В.

Одним из способов стратегического развития компаний выступают сделки слияний и поглощений, которые обеспечивают так называемый неорганический рост - это получение или потеря дополнительной выручки при покупке и продаже активов. В статье рассмотрено понятие и виды сделок слияний и поглощений, выявлены мотивы осуществления процессов по смене корпоративного контроля, приведено понятие, структура и источники синергетического эффекта, являющегося в большинстве случаев результатом и целью сделок слияний и поглощений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ»

производство и реализацию.

2. Экономическая эффективность управления как отношение прибыли предприятия к затратам на управление.

3. Отношение численности аппарата управления к численности производственного персонала.

4. Соотношение линейного и функционального персонала управления.

5. Финансовое положение предприятия по различным показателям.

Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод: эффективность менеджмента отвечает за получение выгоды за счет снижения затрат, а также это залог успешности предприятия.

Использованные источники:

1. Сорокина, Ю.В., Горностаева, Ж.В., Баклакова, В.В., Свинарева Ю.А., Основы формирования новых услуг в сервисе / Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития (экономика регионов): монография/[Е.С. Алехина, В.В. Баклакова, Н.В. Береза и др.]; под общей ред. проф. В.А. Катунина. - книга 36.-Воронеж: ВГПУ; Москва: Наука: информ, 2015. -273 с.

2. Алехина Е.С., Горностаева Ж.В., Кушнарева И.В. К вопросу об организации клиентоориентированности на предприятиях сервис// В сборнике: Наука в современном информационном обществе Материалы IV международной научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Академический». 2014. С. 206.

3. Баклакова, В.В., Ступин, А.О. Структура и особенности рынка услуг. Формирование благоприятного инвестиционного климата в сфере сервиса / В.В. Баклакова, А.О. Ступин // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 1.-С. 9-16.

Меньшиков Е.В. соискатель

кафедра «Корпоративные финансы» Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА СЛИЯНИЙ И

ПОГЛОЩЕНИЙ

АННОТАЦИЯ

Одним из способов стратегического развития компаний выступают сделки слияний и поглощений, которые обеспечивают так называемый неорганический рост - это получение или потеря дополнительной выручки при покупке и продаже активов.

В статье рассмотрено понятие и виды сделок слияний и поглощений,

выявлены мотивы осуществления процессов по смене корпоративного контроля, приведено понятие, структура и источники синергетического эффекта, являющегося в большинстве случаев результатом и целью сделок слияний и поглощений.

Ключевые слова: слияния и поглощения, реорганизация, синергетический эффект, операционная синергия, финансовая синергия. 1. Понятие и виды сделок слияний и поглощений Развитие экономики на современном этапе выражается в глобализации, диверсификации, ориентации компаний на экспансию и рост. Компании стремятся изыскивать дополнительные источники расширения своей деятельности и способы укрупнения капитала в целях более эффективного его использования, среди которых наиболее популярными является проведение сделок по слиянию и поглощению 1.

Масштаб и динамику развития рынка слияний и поглощений в мире и России позволяют оценить данные, представленные на следующих диаграммах.

Рисунок 1. Мировой рынок слияний и поглощений (2005-2014 гг.)

4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500

Мировой рынок M&A (2005-2014 гг.)

3 670

3 295

3 259

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. ■ Сумма сделок, млрд. долл. США

Источник: анализ КПМГ [12]. Рисунок 2. Российский рынок слияний и поглощений (2005-2014

гг.)

1Merger and acquisition - более точный перевод с английского языка означает «слияние и приобретение», но в российской практике устоялся термин «слияния и поглощения», который и будет использоваться на протяжении данной статьи вместе с аббревиатурой M&A, означающей merger and acquisition.

160 140 120 100 80 60 40 20 0

130

Российский рынок M&A (2005-2014 гг.)

136

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. ■ Сумма с учетом мегасделок (>10 млрд. долл. США)

Источник: анализ КПМГ [12].

Обозначенные мегасделки российского рынка слияний и поглощений включали следующие события:

■ 2005 г. - покупка «Газпромом» «Сибнефти»(13 млрд. долл. США);

■ 2007 г. - покупка «Русалом» «Норильского никеля» (13 млрд. долл. США);

■ 2010 г. - покупка «Вымпелкомом» компании Weather Investments Sri (21 млрд. долл. США);

■ 2012 г. - покупка «Роснефтью» компании ТНК-ВР (56 млрд. долл. США);

■ 2013 г. - покупка «Россетями» доли в «Федеральной сетевой компании» (14 млрд. долл. США).

С начала этого года компании объявили о слияниях на $2,15 трлн., показывают данные Dealogic, что дает шанс 2015 году побить рекорд, установленный в 2007 г. По словам консультантов, активность на рынке M&A подпитывается страхом менеджеров, что компанию проглотят конкуренты, успевшие объединиться раньше. «Растет давление с точки зрения конкуренции и стратегии в пользу сделок», - говорит соруководитель глобального отдела M&A в Goldman Sachs Грег Лемкау [13].

Исследование теоретических аспектов изучаемого явления предполагает детальное рассмотрение понятийного аппарата. Необходимо отметить, что термины «слияние», «поглощение» не имеют однозначного толкования. Расхождения в их определении обусловлены следующими факторами:

■ заимствованием англо-американских терминов, которые не

имеют однозначного толкования;

■ российской деловой практикой и различиями в интерпретациях;

■ особенностями российского законодательства.

Согласно Патрику А. Гохану слиянием называется объединение двух корпораций, в котором выживает только одна из них, а другая прекращает свое существование [3]. Гохан приводит также термин «консолидация» -соединение предприятий, в котором две или более компаний объединяются, чтобы образовать совершенно новую компанию. Все объединяющиеся компании упраздняются, и продолжает работать новое юридическое лицо.

Грейм Динз в своей книге использует термин «слияния» как синоним слияний и поглощений, исходя из того, что слияний в подлинном смысле слова очень немного [4]. Почти во всех случаях одно юридическое лицо поглощает другое.

Корпоративное поглощение согласно Стенли Ф. Риду - это процесс, предполагающий, что акции или активы корпорации становятся собственностью покупателя [10]. Поглощение - это общий термин, используемый для описания передачи собственности. Слияние, по мнению Стенли Ф. Рида, более узкий технический термин для определенной юридической процедуры, которая может последовать, а может и не последовать за поглощением.

Дональд Депамфилис проводит более подробный анализ понятия М&А. С организационной точки зрения слияние, это объединение двух компаний, в результате которого только одна из них сохраняется как юридическое лицо [6]. При типичном слиянии акционеры компании-мишени обменивают свои акции на акции поглощающей компании. При слиянии с образованием нового юридического лица поглощающая компания приобретает активы и принимает на себя обязательства мишени. Слияние с образованием дочерней компании происходит, когда мишень становится дочерней фирмой поглощающей компании.

Депамфилис, как и Гохан, приводит термин «консолидация», но подчеркивает, что консолидация с образованием нового юридического лица технически слиянием не является, т.к. с образованием новой компании все консолидирующиеся юридические лица прекращают свое существование, а при слиянии обязательно выживает либо поглощающая компания, либо компания-мишень.

Для закрепления терминологии обратимся к нормам российского законодательства. Согласно ст.57 ГК РФ существует термин, описывающий ряд процессов рынка корпоративного контроля - реорганизация компаний. Это общий термин, за которым скрываются слияние и присоединение компаний, выделение и разделение, и преобразование [1].

В качестве слияния рассматривается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ.

Под присоединением общества понимают прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому. Следует заметить, что, несмотря на наличие законодательно и практически закрепленного разграничения, оба термина используются для обозначения формы одного процесса - концентрации производства путем его интеграции.

Разделение общества означает прекращение деятельности общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым. Под выделением понимается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей. В случае с выделением происходит разделение части активов и пассивов компании и передача их одному или нескольким вновь создаваемым организациям. При этом старая компания продолжает свое функционирование. Часть акционеров может взамен своей доли в материнской компании получить долю в новой компании.

Заключительным процессом, объединенным под термином реорганизация, является преобразование общества, заключающееся в изменении его организационно-правовой формы. Процесс, характеризующий изменение таких важнейших характеристик компании как формирование собственного капитала, ответственность собственников, по сути, не является процессом обращения прав контроля.

2. Классификация слияний и поглощений

Сделки M&A можно классифицировать по различным признакам.

В зависимости от характера интеграции компаний выделяют следующие виды:

■ горизонтальные слияния - объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;

■ вертикальные слияния - объединение компаний, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья (вертикальная интеграция назад), либо на последующие - до конечного потребителя (вертикальная интеграция вперед);

■ родовые слияния - объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары;

■ конгломератные слияния - объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние такого типа - это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом.

В свою очередь можно выделить три разновидности конгломератных слияний:

S Слияния с расширением продуктовой линии (product line extension mergers), т.е. соединение неконкурирующих продуктов, каналы

реализации и процесс производства которых похожи.

S Слияния с расширением рынка (market extension mergers), т.е. приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались.

S Чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности.

В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний:

• национальные слияния (внутренние сделки) - объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;

• транснациональные слияния (трансграничные или международные сделки) - слияния компаний, находящихся в разных странах (transnational merger), приобретение компаний в других странах (cross-border acquisition).

В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к сделке по слиянию или поглощению компании можно выделить:

■ дружественные слияния - слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний поддерживают данную сделку;

■ враждебные слияния - слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании (компании-мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий.

3. Мотивы сделок слияний и поглощений

Вопрос о мотивах является одним из наиболее важных при оценке целесообразности сделок и оценке стоимости компании в целях M&A.

На практике конкретными мотивами, побуждающими компании к совершению сделок слияний и поглощений традиционно считаются следующие мотивы (табл. 1) [6].

Таблица 1

Теория Мотивы слияния или поглощения

Синергия 1 + 1 = 3

Операционная синергия Экономия за счет масштабов Экономия за счет охвата Повысить эффективность, получив экономию за счет масштабов или за счет охвата путем поглощения заказчика, поставщика или конкурента

Финансовая синергия Снизить затраты на капитал, стабилизировав денежный поток, получив финансовую экономию за счет масштабов, а также обеспечив лучшую увязку инвестиционных возможностей с внутренними денежными потоками

Диверсификация Новые продукты / прежние рынки Новые продукты / новые рынки Обновить ассортимент выпускаемой продукции или выйти на более перспективные рынки

Прежние продукты / новые рынки

Рыночное могущество Увеличить свою рыночную долю, чтобы получить возможность устанавливать и поддерживать более высокие цены

Корректировка стратегии Быстрее приобрести возможности, необходимые в новых условиях

Самоуверенность управляющих Управляющие поглощающих компаний думают, что определили стоимость мишени точнее, чем рынок, переоценивают выгоды от синергии и поэтому переплачивают

Покупка недооцененных активов Выгодно приобрести активы, если купить компании, у которых есть эти активы, дешевле, чем купить или создать сами активы

Неэффективное управление Заменить управляющих, действующих вразрез с интересами собственников или некомпетентных

Налоговые соображения Задействовать неиспользованные чистые операционные убытки

«Менеджеризм» Управляющие стремятся к укрупнению своей компании в надежде на одновременное повышение собственного статуса и заработной платы

Одним из наиболее распространенных является мотив приобретения компании в том случае, если она «недооценена» на финансовом рынке. При этом речь в основном идет о публичных компаниях, акции которых котируются на бирже или внебиржевых торгах. Выгодой для покупателя служит разница между потенциальной стоимостью компании при адекватной ее оценке фондовым рынком и ценой сделки.

Мотив диверсификации, при котором теоретически достигаются сокращение риска, стабилизация доходов, на практике в большинстве случаев приводит к увеличению рисков в результате снижения управляемости и прозрачности объединенной компании. Признано, что значительно более выгодной является диверсификация инвестором своих вложений, чем предприятием своей деятельности в силу затрат на диверсификацию. Кроме того, диверсификация во времени может быть достаточно привлекательной для компании-инициатора - например, если бизнес компании-инициатора является сезонным, то можно выбрать компанию-цель со стабильным оборотом в течение года.

Серьезным и оправданным мотивом сделок различного уровня служит возможность получения синергетического эффекта, который представляет собой дополнительную стоимость, возникающую в результате объединения. В дипломной работе далее будет уделено значительное внимание понятию синергии, возможным путям достижения синергетического эффекта, методам его оценки.

Приобретение компании с неэффективным менеджментом связано с мнением собственников компании-покупателя о низком качестве управления

в компании-цели. По своей природе данный мотив имеет схожие мотивы с покупкой недооцененной компании.

Личные мотивы менеджеров являются решающими во многих сделках M&A, несмотря на то, что формально могут быть представлены другие мотивы.

Мотив монополии - устранения конкурентов подразумевает стремление компании, инициирующей сделку, к увеличению своего влияния на рынке. Поглощаемая компания в результате поглощения перестает быть конкурентом, а в ряде случаев и приобретается с целью последующего закрытия. Такие сделки не всегда осуществимы, т.к. находятся под вниманием антимонопольных органов.

Очевидно, что, несмотря на многообразие мотивов, сделки M&A являются довольно рискованными (особенно при недружественных поглощениях), а выгодами от их реализации часто пользуется компания-цель, когда ее акционеры получают значительную премию к рыночной стоимости их предприятия. Свойства целевой фирмы, которые интересуют компанию-покупателя в предстоящей сделке слияния или поглощения, отражены в следующей таблице [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Свойства целевой фирмы при заданном мотиве приобретения

Мотив Свойства целевой фирмы

Недооценка Продается по цене ниже ее расчетной ценности

Диверсификация Функционирует в сфере бизнеса, отличной от бизнеса приобретающей фирмы

Операционная синергия Обладает свойствами, порождающими операционную синергию (экономия издержек, ускоренный рост).

Финансовая синергия Обладает свойствами, порождающими финансовую синергию (экономия на налогах, долговая способность, недостаток денежных средств)

Контроль Плохо управляемая фирма, имеющая неразвитый рынок

Интересы менеджеров Обладает свойствами, которые наиболее льстят самолюбию президентов и удовлетворяют их потребности во власти.

В целом, при принятии решения о выходе на рынок слияния и поглощений, т.е. при перспективной оценке, а также при анализе совершившейся сделки, т.е. при ретроспективной оценке, необходимо анализировать целесообразность мотивов и условия получения выгод от сделки при выборе между внутренним (органическим) и внешним (M&A) ростом.

4. Синергетический эффект

Стремление получить эффект синергии является одной из основных причин заключения сделок по слиянию (поглощению) компаний, так как, с точки зрения менеджмента, его появление создает предпосылки для роста эффективности и конкурентоспособности компании. Эффект синергии возникает не случайно, а является результатом целенаправленного

управления стоимостью компании при наличии у ее менеджмента компетенций в вопросах управления синергией [7].

На сегодняшний день не существует единого подхода к определению понятия эффекта синергии от слияния (поглощения) компаний, что, соответственно, приводит к сложностям при определении его величины (табл. 3).

Таблица 3

Подходы к определению сущности эффекта синергии от сделки

М&А

Понятие эффекта синергии от слияния (поглощения) компаний Сторонники подхода

Комбинация бизнесов, которая делает 2 + 2 = 5 или даже 2 + 2 > 5 Грязнова А.Г., Федотова М.А. [9]

- Интеграция выгод от объединения стратегий и экономии на масштабе - Сумма всех выгод от создания интегрированной производственной системы для каждого ее участника, включая маркетинговые, технологические, информационные, экономические и финансовые составляющие, извлечение которых было бы невозможно при разрозненном функционировании участников - Очевидная выгода объединения бизнес-единиц - Выгода корпоративного центра, так как решение о поглощении исходит из головного офиса и работа по объединению предприятий проводится им же - Согласованное, взаимно усиливающее действие двух или нескольких подсистем, увеличивающее упорядоченность (уменьшающее энтропию) системы в целом, в результате чего единая система производит больший эффект, нежели все ее подсистемы по отдельности; в бизнесе - преимущество от совместной деятельности нескольких предприятий (компаний) по сравнению с их разрозненной деятельностью Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. [8]

Увеличение эффективности деятельности объединенной фирмы сверх того, что две фирмы уже могут или должны выполнять как независимые, что на управленческом языке означает «конкурировать лучше, чем кто-либо когда-либо мог ожидать», или увеличение конкурентного преимущества сверх того, которое необходимо фирмам, чтобы выжить на своих конкурентных рынках Эванс Ф.Ч., Бишоп Д.М. [11]

Объединение двух компаний, при котором стоимость производственных активов объединенной фирмы оказывается выше, чем простая сумма их активов (стоимость капитала увеличивается в связи с тем, что использование факторов производства в объединенной фирме организовано более эффективно) Боди З.[2]

Эффект от совместных действий, комбинированная стоимость обеих фирм (фирмы-цели и фирмы-покупателя), или потенциальная дополнительная стоимость, появляющаяся в результате объединения двух фирм Дамодаран А. [5]

Если предполагается, что при поглощении возникает синергия, то

ценность объединенной фирмы должна превышать сумму ценностей покупающей и целевой фирм, действующих независимо друг от друга.

У(ЛБ) >У(Л) + У(Б),

где V(AB) = ценность фирмы, созданной в результате объединения А и В (синергия);

V(A) = ценность фирмы А, действующей независимо;

V(B) = ценность фирмы В, действующей независимо.

Существование синергии обычно предполагает, что объединенная фирма станет более прибыльной или будет после слияния расти быстрее, чем фирмы, действующие изолированно. Более сильным тестом для синергии является оценка того, улучшается ли после поглощений функционирование (прибыльность и рост) слившихся фирм относительно их конкурентов.

Ключевая причина, объясняющая большие премии, выплачиваемые в большинстве приобретений, - это синергетический эффект, или синергия. Синергия - это потенциальная дополнительная стоимость, появляющаяся в результате объединения двух фирм. Вероятно, именно она наиболее широко используется - причем как правильно, так и неправильно, - с целью обоснования слияния или приобретения.

Синергетические выгоды, как правило, возникают из нескольких потенциальных источников [5].

Источники операционной синергии. К операционным синергиям относят синергии, позволяющие фирмам поднять свой операционный доход, увеличить темпы роста или достичь и того, и другого. Операционные синергии можно подразделить на четыре типа:

1. Экономия от масштаба, которая может быть следствием слияния, позволяет объединенным фирмам стать более эффективными в части затрат и получения прибыли.

2. Повышенная ценовая власть, возникающая вследствие ослабления конкуренции и повышения доли рынка, что должно привести к более высокой марже и операционному доходу.

3. Объединение различных функциональных сил, как это наблюдается в случае, когда фирма с большими маркетинговыми навыками приобретает фирму с хорошей предметно-производственной специализацией.

4. Ускоренный рост на новых или существующих рынках, связанный с объединением двух фирм. Например, такая ситуация возникает, когда компания по производству потребительских товаров приобретает на формирующемся рынке фирму, которая имеет закрепившуюся дистрибьюторскую сеть и узнаваемый бренд, и использует эти преимущества для увеличения объема продаж своей продукции.

Операционные синергии могут повлиять на маржу и рост, а через них на стоимость фирм, подлежащих слиянию или приобретению.

Источники финансовой синергии. При финансовых синергиях вознаграждение может принять форму либо увеличения денежных потоков, либо снижения стоимости капитала (ставки дисконтирования). Сюда включается следующее.

■ Объединение фирмы с избыточной наличностью или пассивными деньгами (и ограниченными проектными возможностями) и фирмы с высокодоходными проектами (и ограниченными денежными средствами) может создать выгоду в виде более высокой ценности объединенной фирмы. Рост ценности проистекает из проектов, реализуемых с помощью избыточных денег, которые иначе не были бы реализованы. Эта синергия, по всей вероятности, проявляется наиболее часто в тех случаях, когда крупные фирмы приобретают мелкие, или если публичные фирмы приобретают частные компании.

■ Могут возрасти долговые возможности, поскольку при объединении двух фирм их прибыль и денежные потоки способны стать более стабильными и предсказуемыми. В свою очередь, данное обстоятельство позволяет им занимать больше средств, чем они могли бы занять, оставаясь отдельными предприятиями, что создает выигрыш на налогах для объединенной фирмы. Этот выигрыш может выявляться либо в виде увеличения денежных потоков, либо принять форму пониженной стоимости капитала объединенной фирмы.

■ Выигрыши на налогах могут возникать либо в связи с приобретением, создающим преимущество с точки зрения налогового законодательства, либо от использования чистых операционных убытков для прикрытия дохода. Таким образом, прибыльная фирма, приобретающая фирму, которая теряет деньги, может получить доступ к использованию чистых операционных убытков последней для снижения своего налогового бремени. С другой стороны, фирма, имеющая возможность увеличить свои амортизационные отчисления после приобретения, сэкономит на налогах и поднимет свою ценность.

Очевидно, что потенциальная синергия возникает во многих слияниях. Поэтому важными являются вопросы о том, можно ли оценить эту синергию, и если да, то каким образом это сделать.

Оценивая потенциальную экономию от каждого из источников синергетического эффекта, необходимо сосредоточиться на трех переменных, способных существенно влиять на точность оценки и расчета предполагаемой синергии:

1. Размер выгоды от синергетического эффекта. Стоимость синергии должна быть количественно определена в прогнозе чистых денежных потоков, включающем оценки доходов, расходов, издержек финансирования и налогообложения, а также инвестиций в оборотный капитал и основные средства. Каждый компонент прогноза, особенно все

предполагаемые улучшения, должен быть подвергнут строгой критике. Члены команды поглощения должны сопротивляться естественной склонности стремиться к завершению сделки на эмоциональной почве, очень часто приводящей к чрезмерно оптимистическим оценкам доходов и расходов.

2. Вероятность достижения. Объединение бизнесов будет предполагать различные выгоды, часть из которых имеет очень высокую вероятность успеха, в то время как другие остаются весьма спорным мероприятием.

3. Время получения выгод. Команда M&A покупателя должна понимать, что, в то время как поглощение обычно совершается в виде единственной сделки, выгоды от нее накапливаются в течение всего периода прогноза, способного охватывать много лет. Стоимость поглощения и его успех критически связаны с достижением увеличенных денежных потоков согласно прогнозируемому календарному плану. Любые задержки отдаляют время получения денежных потоков, уменьшая их текущую стоимость. Следует избегать искушения ускорить наступление момента повышения доходов или сокращения расходов, а время, необходимое для достижения каждого предполагаемого улучшения, рассмотреть столь же критически как и его размер. История M&A полна случаев, когда необоснованное ускорение улучшений с целью увеличить привлекательность поглощения приводило к завышенной оценке стоимости синергии. Команда M&A, поддающаяся этому желанию, обманывает себя в первую очередь.

Чтобы создать стоимость, совокупная стоимость синергетических эффектов должна превысить премию, уплаченную покупателем сверх справедливой рыночной стоимости.

Выводы

Слияния и поглощения компаний - это объективная реальность, которую важно исследовать, анализировать и делать соответствующие выводы, позволяющие не повторять ошибки, уже пройденные, и неоднократно, другими.

Несмотря на наличие множества препятствий к успешной реализации слияний и поглощения, компании обязательно должны учитывать возможность слияния с другой компанией или ее поглощения, в частности для укрепления своей конкурентной позиций и создания новых возможностей. Перечень ключевых преимуществ и недостатков подобной стратегии развития отмечены в табл. 4.

Таблица 4

Преимущества и недостатки слияний и поглощений как стратегии _развития компании_

Преимущества Недостатки

♦♦♦ Возможность скорейшего достижения цели ♦♦♦ Быстрое приобретение стратегически важных активов, прежде всего, нематериальных ♦ Стратегия способна одновременно ослабить конкуренцию ♦ Достижение синергетического эффекта за счет снижения издержек вследствие экономии на масштабе и устранения дублирующих функций ♦ Выход на новые географические рынки, приобретение отлаженной сбытовой инфраструктуры ♦ Быстрая покупка доли рынка ♦ Возможность приобрести недооцененные активы ♦ Стратегия связана со значительными финансовыми затратами, т.к. предполагает выплату премии акционерам и «золотых парашютов» персоналу ♦ Высокий риск в случае неверной оценки компании и ситуации ♦ Сложность интеграции компаний, особенно если они действую в разных, незнакомых друг для друга сферах ♦ Возможность возникновения проблем с персоналом купленной компании после реализации сделки ♦ Возможность несовместимости культур двух компаний, особенно при трансграничных поглощениях

В заключение необходимо подчеркнуть, что поглощения должны совершаться таким образом, чтобы увеличивать стоимость для акционеров. Они могут расширять продукцию или рынки компании, обеспечивать новую технологию, увеличивать ее эффективность и т.п. Однако ни один из этих результатов не должен быть абсолютной целью. Поглощение должно увеличивать стоимость для акционеров путем сокращения риска компании и/или увеличения чистого денежного потока на инвестированный капитал.

Использованные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Официальный текст. Часть I, Ст. 57— М.: Экзамен, 2011. — 336 с.

2. Боди З., Кейн А., Маркус А. Принципы инвестиций. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

3. Гохан П. Слияния, поглощения и реструктуризация бизнеса. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

4. Грейм Динз и др. К победе через слияния. Как обратить отраслевую консолидацию себе на пользу. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

5. Дамодаран Асват. Инвестиционная оценка. Инструменты и оценка любых активов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

6. Депамфилис Дональд. Слияния, поглощения и другие способы реструктуризации компании. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007.

7. Ищенко С.М., Бадокина Е.А. Алгоритм отбора перспективных сделок по слиянию и поглощению компаний на основе оценки эффекта синергии. // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СГУ. 2010. №2. с. 39-55.

8. Коупленд Том и др. Стоимость компаний: оценка и управление. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.

9. Оценка бизнеса. / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 2001.

10. Рид С.Ф., Лажу А.Р. Искусство слияний и поглощений. - М.: Альпина Паблишерз, 2011.

11. Эванс Фрэнк Ч., Бишоп Дэвид М.. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: создание стоимости в частных компаниях. - М.: Альпина Паблишерз, 2009.

12. Рынок слияний и поглощений в России в 2014 году. // Отчет КПМГ. Март 2015.

13. «Покупай, или купят тебя». // Ведомости. № 3861 от 29.06.2015.

Микалут С.М., к.э.н.

доцент кафедра маркетинга Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Россия, г. Белгород ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ Процесс взаимодействия субъектов экономического пространства основан на организации, планировании и управлении как конкретными функциональными субъектными областями отдельного экономического пространства, так и процессами движения материальных, информационных. финансовых потоков между основными и косвенными участниками взаимоотношений. В научной литературе процесс взаимодействия субъектов экономического пространства понимается как комплекс партнерских отношений, под которыми можно понимать процесс создания и поддержания связей между основными и второстепенными участниками экономической среды для создания устойчивости в бизнесе и коллективного конкурентного преимущества. Отметим, что партнерские отношения - это нематериальный управленческий актив, имеющий динамичную материально-вещественную и организационно-правовую форму, формирующийся в результате прошлой деятельности и способный приносить экономическую выгоду в будущем. Таким образом, партнерские отношения являются сложным управленческим инструментом, определяемым совокупностью субъектных отношений в цепи создания ценности и проявляющимся в практике хозяйственной деятельности как симбиоз трансакций между участниками экономического пространства. Научно-производственные взаимодействия ведут к росту деловой активности организаций [4]. Рыночная среда является динамичной областью, заставляющей организации создавать гибкие формы кооперации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.