Научная статья на тему 'Теоретические аспекты регулирования качества учетной информации бизнес-процесса'

Теоретические аспекты регулирования качества учетной информации бизнес-процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДАННЫЕ / DATA / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / КАЧЕСТВО УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРИНЦИПЫ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / QUALITY OF THE REGISTRATION INFORMATION / PRINCIPLES OF THE REGISTRATION INFORMATION / AN ESTIMATION OF QUALITY OF THE REGISTRATION INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Елизавета Сергеевна

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования качественной учетной информации, формируемой в бизнес-процессе, а так же иформационная модель взаимосвязи между функциями финансового управления организации и бизнес-процессом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF QUALITY MANAGEMENT OF ACCOUNTING INFORMATION OF BUSINESS PROCESS

In article theoretical aspects of formation of the qualitative registration information formed in business process, and information interrelation model between functions of a finance administration of the organization and business process are considered

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты регулирования качества учетной информации бизнес-процесса»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА

УДК 657.1

Елизавета Сергеевна Соколова

к.э.н., доцент, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Тел. 442-23-98

Эл. почта: ESokolova@mesi.ru

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования качественной учетной информации, формируемой в бизнес-процессе, а так же иформационная модель взаимосвязи между функциями финансового управления организации и бизнес-процессом

Ключевые слова: данные, информация, качество учетной информации, принципы учетной информации, оценка качества учетной информации.

Elizabeth S. Sokolova

PhD in economics, the senior lecturer, Managing chair «Accounting, the analysis and audit», The Moscow state university Economy, statistics and computer science Tel. 442-23-98 E-mail: ESokolova@mesi.ru

THEORETICAL ASPECTS OF QUALITY MANAGEMENT OF ACCOUNTING INFORMATION OF BUSINESS PROCESS

In article theoretical aspects of formation of the qualitative registration information formed in business process, and information interrelation model between functions of a finance administration of the organization and business process are considered

Keywords: the data, the information, quality of the registration information, principles of the registration information, an estimation of quality of the registration information.

Стратегия развития системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации направлена на повышение качества учетной информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение доступа к ней заинтересованным пользователям.

В соответствии с принятой Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (приказ МФ РФ от 01.07.04 г. .№180) одним из приоритетных направлений развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации является "...повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности...". При реализация этого направления развития бухгалтерского учета и отчетности на первый план выходит методологическая проблема оценки качества учетной информации. В этих условиях руководство Российской Федерации в программном документе "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.08 г. .№1663-р) поставило задачу продолжить работу по совершенствованию системы обеспечения информационной открытости хозяйственной деятельности организаций, повышению ответственности за своевременность и содержание раскрываемой информации.

В этой ситуации особую актуальность приобретают исследования, направленные на разработку методологии оценки качества учетной информации. Проведенный анализ мирового опыта использования учетной информации показывает, что повышение качества информации может быть достигнуто: во-первых, развитием определенных принципов формирования учетной информации, соответствующих рыночной экономике, непосредственно сформулированных в Международных стандартах финансовой отчетности; во-вторых, совершенствованием механизма регулирования качества учетной информации; в-третьих, обеспечением адекватной системы показателей качества учетной информации и методики их расчета.

В современной экономике России так же назрела необходимость в развитии механизма комплексного регулирования, контроля и оценки качества учетной информации. В рамках этой проблемы предстоит решение комплекса задач по формированию понятийного аппарата методологии оценки качества учетной информации, по созданию системы показателей качества учетной информации, обосновании методов оценки качества учетной информации, созданию системы регулирования и контроля качества учетной информации.

Развитие теоретико-методологической сущности учетной информации в системе управления бизнесом в целях обоснования объективной необходимости построения новой информационной модели формирования учетных показателей с учетом потребностей пользователей - участников бизнес-процесса организации. На основе анализа исследований в области теории учетной информации автором выявлены основные проблемы процесса ее формирования: отсутствие четкого определения категорий "данные" и "информация"; отсутствие структурированности системы показателей, отражающих бизнес процесс организации; отсутствие методологии оценки качества.

Для конкретизации понятийного аппарата рассмотрим механизм принятия управленческих решений в бизнес-процессе организации (рис. 1) .

Рис. 1. Процесс принятия управленческого решения в бизнес-процессе

Данные - это сведения о конкретных финансово-хозяйственных операциях, характеризующиеся натуральными, трудовыми, стоимостными измерителями. Данные отражают ограниченную область деятельности и поддерживаются различными этапами бизнес -процесса и описывает конкретную финансово-хозяйственную операцию. Информация - это бизнес ориентированные сведения, которые отражают общий смысл хозяйственной ситуации в целом и направлены на выполнение решения управленческой задачи бизнес-процесса.

На основе процессного подхода возможно построение модели преобразования данных в информацию. Модель состоит из следующих подпроцессов: сбор данных (накопление с целью обеспечения полноты информации для принятия решения в соответствии с требованиями бизнес- процесса); формализация данных (приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме); фильтрация данных (отсеивание данных, в которых нет необходимости для принятия решений); сортировка данных (упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования); группировка данных (объединение данных по заданному признаку); архивация данных (организация хранения данных в удобной и доступной форме); защита данных (комплекс мер, направленных на предотвращение утраты данных); транспортировка данных (прием и передача данных между удаленными участниками бизнес процесса); преобразование данных (перевод данных из одной формы в другую).

На основе исследования методологической сущности учетной информации определены основные направления совершенствования ее формирования в современных условиях, в том числе в контексте целевых установок Кон -цепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. Определена информационная взаимосвязь между функциями финансового управления организации и бизнес-процессом (рис. 2) с учетом потребностей пользователей - участников бизнес- процесса. В отличие от учетной информации прошлых периодов, формируемой в традиционных моделях бухгалтерского

учета, автором предложено включить в систему учетных показателей стратегическую информацию, сформировав прогнозную базу данных в системе управления бизнес процессом. Иформа-ционная модель взаимосвязи между функциями финансового управления организации и бизнес-процессом, содержит традиционные информационные потоки и аналитическую базу данных. Такое построение информационной модели определяет необходимость в разработке новых принципов формирования учетной информации и новой системы учетных показателей.

Принцип структурированности обеспечивает системное построение учетной информации. Система учетных показателей, реализует взаимосвязь всех этапов бизнес-процесса. Система учетных показателей представляет собой иерархическую модель, состоящую из текущих и прогнозных показателей. Принцип оптимальности предполагает обеспечение системой учетных показателей информационных потребностей пользователей на всех этапах бизнес-процесса (рис. 3). Принцип соответствия заданному уровню качества предполагает разработанную систему показателей качества учетной информации и методику их расчета. Принцип кумулятивности обеспечивает накопление и хранение информации на всех этапах бизнес-процесса. Принцип непрерывности отражает взаимосвязь вновь созданной учетной информации

с уже зафиксированной в бизнес процессе. Принцип адекватности определяет степень соответствия информации текущему моменту времени.

В рамках решения вопроса развития теоретико-методологической сущности учетной информации в системе управления бизнесом, следует отметить, что соблюдение вышеперечисленных принципов формирования учетной информации повысит ее качество.

Оценка качества информации является достаточно сложной проблемой в силу неопределенности самой категории качество в отношении информации. Качество информации можно рассматривать с качественной и количественной стороны. Качественный аспект потребительной стоимости учетной информации, то есть тот аспект, который в корне отличает одну потребительную стоимость от другой, можно назвать функцией. Каждая потребительная стоимость, функция которой твердо установлена, может быть определена и количественно, что обеспечивается сопоставлением однородных в качественном отношении потребительных свойств.

В отношении информации отдельное потребительное свойство может характеризоваться несколькими параметрами использования. Это следует из того, что качество информации оценивается потребителями. В общем виде информация, как качественная определенность, представляет собой набор

Рис. 2. Информационная взаимосвязь между функциями финансового управления организации и бизнес процессом

№6, 2011

нескольких потребительных свойств различного значения и играющих в этой связи различную роль в формировании качества информации. Информация обладает набором характеристик с позиций удовлетворения информационных потребностей. Причем, каждая характеристика направлена на удовлетворение определенной составляющей информационной потребности.

Влияние отдельных характеристик на процесс удовлетворения потребностей различно по качественному признаку. Автором сделан вывод, что информационный продукт может быть описан набором характеристик, однозначно определяющих его с позиций удовлетворения информационных потребностей пользователей. Очень важно учитывать дифференцированность показателей оценки качества информации. Это означает, что каждый из показателей качества информации должен обеспечивать максимум информации о соответствующей характеристике качества. Интегрированность показателей реализует возможность наиболее полного описания качества информации при построении обобщенного показателя из отдельных показателей. Данный подход может быть использован при разработке количественных показателей качества учетной информации. Построение обобщенного критерия основано на определении уровня значимости (весовых коэффициентов) каждого из

показателей. Реализация такого подхода позволила определить характер взаимоотношений между показателями, что обеспечивает возможность выявления и изучения характеристик информации с позиции удовлетворения информационной потребности пользователя.

На основе квалиметрического подхода можно сформулировать положения, являющиеся исходной парадигмой методологии количественной оценки качества учетной информации:

- учетная информация характеризуется отдельными свойствами, под которыми понимаются объективные особенности, возникающие при ее создании и движении;

- качество учетной информации -это совокупность свойств, определяющих меру ее полезности для пользователя, такие как вероятность искажения показателей, влияние учетной информации на бизнес-процесс, доступность пользователям, единство методологии расчета показателей по периодам;

- качество учетной информации представляется в виде иерархической структуры (дерева свойств) характеристик;

- свойства учетной информации могут быть измерены системой количественных показателей (коэффициент искажения, коэффициент влияния, коэффициент доступности, коэффициент единства методологии);

- установление абсолютных значений показателей качества учетной информации может проводиться на основе экспертных методов;

- свойство учетной информации характеризуется фактическим значением показателя качества учетной информации, определяющим степень его пригодности для использования.

Для определения количественного значения показателей качества учетной информации автором предложена система коэффициентов: коэффициент искажения, коэффициент влияния, коэффициент доступности, коэффициент соответствия методологии расчета.

Коэффициент искажения (Р) является показателем качества учетной информации и характеризует отсутствие в ней существенных искажений. Для принятия решения об отсутствии искажений при расчете учетных показателей автором рекомендовано принять во внимание выполнение следующих условий: расчет учетных показателей в соответствии с действующей нормативной базой; экспертная оценка расчетов учетных показателей независимыми экспертами; ограничение временного периода проведения оценки надежности учетной информации; независимый контроль расчета экономических показателей. Заданные условия соответствуют абсолютным характеристикам показателя. Для оценки степени искажения учетного показателя автором предло-

Рис. 3. Информационные интересы участников бизнес процесса

жено использование коэффициента Фехнера, позволяющего оценить степень отклонения учетного показателя от базового.

Коэффициент влияния является показателем качества учетной информации и характеризует степень влияния учетной информации на управленческое решение участников бизнес процесса. Используя предложенную автором методику, предложено использование следующих свойств: удовлетворенность инвесторов (показатели финансового состояния организации, кредиторов (показатели платежеспособности, ликвидности), поставщиков и подрядчиков (показатели платежеспособности), покупателей (показатели финансовой устойчивости), государственных органов (активы, капитал, обязательства, показатели финансового состояния), работников организации (показатели платежеспособности, уровня заработной платы), общественности (показатели занятости, экологии, социально-экономические, распределения производительных сил).

Коэффициент доступности является показателем качества учетной информации и характеризует возможность квалифицированного пользователя самостоятельно разобраться в расчете или формировании того или иного показателя. Среди факторов, которые влияют на возможность пользователя самостоятельно рассчитать или проанализиро-

вать тот или инои показатель являются: наличие разработанных методик расчета каждого учетного показателя; количество альтернативных методов расчета учетного показателя.

Коэффициент соответствия методологии расчета является показателем качества учетной информации и характеризует единство методологии расчета показателей текущего и прошлых периодов. Для принятия решения о выполнимости характеристики единства методологии расчета учетного показателя в текущем и прошлом периодах автором рекомендовано принять во внимание выполнение следующих свойства показателей: единство объемных и стоимостных измерителей; единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели; единство исходных условий производства; единство методики исчисления показателей и их состава.

Литература

1. Соколова Е.С. Методика оценки качества бухгалтерской (финансовой) информации.- М.: Доброе слово, 2008.173 с.

2. Соколова Е.С., Чернышева Е.Н. Организационные аспекты повышения качества финансовой информации // Экономические науки.-2009 12(61).-С.386-390.

3. Соколова Е.С. Качество учетной информации:теория и практика оценки. -

М.:МЭСИ, 2010.- 304 с.

4. Соколова Е.С., Ефименко В.В. Оценка качества информации при расчете стоимости компании. - М.: МЭСИ, 2010.354 с.

5. Соколова Е.С. Методика оценки качества бухгалтерской (финансовой) информации // Экономические науки.-2009 5(54).- С.293-299.

6. Фирулин И.В. Финансовый контроль в системе управления рыночной экономикой.- Самара, 1996

References

1. Sokolova E.S. Technique of an estimation of quality of the accounting (financial) information. - М: the Kind word, 2008.173 with.

2. Sokolova E.S., Tchernyshev E.N. Organizational aspects of improvement of quality of the financial information/Economic nauki.-2009 12 (61). С.386-390.

3. Sokolov E.S. Qualit registration информации :теория and estimation practice. - М.:МЭСИ, 2010.304 with.

4. Sokolov E.S., Efimenko W Otsenka of quality of the information at calculation of cost of the company. - М: МЭСИ, 2010.354 with.

5. Sokolova E.S. Technique of an estimation of quality of the accounting (financial) information//Economic nauki.-2009 5 (54). С.293-299.

6. Firulin I.V Financial control in a control system market ekonomikoj.- Sama-ra,1996

№6, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.