Научная статья на тему 'Оценка качества учетной информации'

Оценка качества учетной информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОЛЕЗНОСТЬ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / QUALITY OF ACCOUNTING INFORMATION / QUALITY CHARACTERISTICS OF ACCOUNTING INFORMATION / ACCOUNTING INFORMATION UTILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корабельникова Людмила Сергеевна

В статье рассматривается подход к системе оценки качества учетной информации, учитывающий иерархическую связь между качественными характеристиками учетной информации. Предложены показатели количественной оценки качества учетной информации, позволяющие измерить полезность учетной информации для пользователя, выявить проблемы в формировании учетной информации и в дальнейшем разработать комплекс мероприятий по совершенствованию процедуры формирования учетной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality evaluation of accounting information

The article considers the approach to the system of quality evaluation of accounting information considering a hierarchical relation between qualitative characteristics of accounting information. The quantitative estimation indices of accounting information are suggested. These indices make possible to measure the accounting information utility, and, in future, develop the complex of measures on perfection of procedure of forming of accounting information

Текст научной работы на тему «Оценка качества учетной информации»

УДК 657.1

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Л.С. Корабельникова

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: buia@nsuem.ru

В статье рассматривается подход к системе оценки качества учетной информации, учитывающий иерархическую связь между качественными характеристиками учетной информации. Предложены показатели количественной оценки качества учетной информации, позволяющие измерить полезность учетной информации для пользователя, выявить проблемы в формировании учетной информации и в дальнейшем разработать комплекс мероприятий по совершенствованию процедуры формирования учетной информации.

Ключевые слова: качество учетной информации, качественные характеристики учетной информации, полезность учетной информации.

quality evaluation of accounting information

L.S. Korabelnikova

Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: buia@nsuem.ru

The article considers the approach to the system of quality evaluation of accounting information considering a hierarchical relation between qualitative characteristics of accounting information. The quantitative estimation indices of accounting information are suggested. These indices make possible to measure the accounting information utility, and, in future, develop the complex of measures on perfection of procedure of forming of accounting information.

Key words: quality of accounting information, quality characteristics of accounting information, accounting information utility.

В современных условиях менеджмент как система принятия и реализации решений, направленных на достижение наилучшего из возможных результатов, является основной формой управления. Ключевой составляющей в подготовке, обосновании и принятии управленческих решений субъектами хозяйствования различного уровня является информация.

Видом деятельности, предметом которой служит информация, является учет. Согласно Большому экономическому словарю А.Б. Борисова учет - это отражение хозяйственной или иной деятельности предприятия на основании документов в различных измерителях (количественных и (или) качественных). Учет является составной частью управления экономическими процессами и объектами, сущность учета состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах, отражении этих сведений в учетных ведомостях.

В экономической практике используются различные виды учета: оперативный, бухгалтерский, статистический.

Оперативный учет применяется для наблюдения и контроля за отдельными хозяйственными операциями с целью оперативного руководства ими непосредственно в процессе их совершения. Оперативный учет содержит данные

© Корабельникова Л.С., 2012

об отдельных однородных хозяйственных операциях и не формирует итоговых показателей о результатах деятельности хозяйствующего субъекта.

Статистический учет представляет систему, отражающую и контролирующую однородные массовые явления в области хозяйственной жизни, а также в области социально-экономических явлений.

Преобладающим по своему содержанию и объему, а также наиболее точно отвечающим требованиям системного подхода к экономической работе организаций является бухгалтерский учет, практика которого представляет собой сочетание информационной, контрольной и аналитической функций.

В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина РФ от 01.072004 г № 180, сформулирована цель: создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации, в частности, функций формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями. Одним из направлений развития заявлено - повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, может быть рассмотрена в трех аспектах: синтаксическом, семантическом, прагматическом.

В синтаксическом аспекте бухгалтерская информация представляется как совокупность отношений между знаками. Бухгалтерский учет ведется по единообразной методологии, в основе которой лежит план счетов. Таким образом, посредством бухгалтерского учета факты хозяйственной жизни преобразуются в информационный поток.

В семантическом аспекте бухгалтерская информация позволяет осуществлять содержательную интерпретацию знаков, которыми представлены факты хозяйственной жизни.

В прагматическом аспекте бухгалтерская информация рассматривается как основа для принятия управленческих решений, именно в рамках прагматического аспекта определяется качество данной информации, т.е. ее полезность - способность удовлетворять какую-либо потребность.

Для того чтобы удовлетворить потребности всех заинтересованных пользователей, необходима разноплановая информация, так как каждая группа преследует свои интересы. Информационные потребности заинтересованных пользователей заключаются в необходимости получения сведений о деятельности организации и ее имущественном положении. Для этого в системе бухгалтерского учета формируются:

• учетная и отчетная информация, полезная внутренним пользователям -для принятия управленческих решений, планирования, анализа, контроля производственной и финансовой деятельности;

• отчетная информация о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и изменении в финансовом положении, полезная широкому кругу внешних заинтересованных пользователей при принятии решений.

Анализ определений понятия качества учетной информации, приведенных в работах отечественных экономистов (С.М. Бычковой, Е.Ю. Итыгиловой,

Н.Н. Илышевой, Н.В. Ким, С. Преснякова, А.А. Шапошникова, Е.С. Соколовой), позволил нам определить качество учетной информации как ее способность достоверно1 охарактеризовать экономические процессы и результаты деятельности организации с целью удовлетворения потребностей в этой информации заинтересованных пользователей при принятии обоснованных управленческих решений.

Качество учетной информации является синтетической категорией и раскрывается через совокупность свойств (характеристик), отражающих степень пригодности данной информации для достижения определенных целей и решения конкретных задач, стоящих перед пользователем.

Согласно Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, формируемая в бухгалтерском учете информация, должна быть полезной пользователям. Причем полезность информации, с точки зрения заинтересованных пользователей, раскрывается через характеристики уместности, надежности и сравнимости.

Уместной считается информация, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.

На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.

Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится. При этом факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

На надежность информации в свою очередь влияют такие характеристики, как нейтральность, осмотрительность и полнота.

Информация, представляемая заинтересованным пользователям (кроме отчетов специального назначения), должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

При формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку).

Заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды времени для того, чтобы определить тенденции в ее финансовом положении и финансовых результа-

1 Достоверность в данном случае рассматривается с позиции «true and faire view» - достоверный и добросовестный взгляд.

тах деятельности. Они должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.

При формировании информации в бухгалтерском учете должны приниматься во внимание факторы, ограничивающие уместность и надежность этой информации.

Одним из факторов, способных ограничить уместность и надежность информации, является своевременность информации. Чрезмерная отсрочка представления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее уместности. Чтобы обеспечить своевременность информации, часто бывает необходимым представить ее до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности, в ущерб, таким образом, ее надежности. Ожидание того момента, когда становятся известны все аспекты факта хозяйственной деятельности, может обеспечить высокую надежность информации, но сделать ее малополезной заинтересованным пользователям.

Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации.

Пользователи учетной информации заинтересованы в повышении ее качества, которое возможно при наличии количественной оценки, причем оценивать качество информации необходимо по совокупности ее характеристик.

Сравнительный анализ состава и содержания качественных характеристик учетной информации, приведенный в МСФО и отечественных нормативных документах по бухгалтерскому учету, позволил нам выстроить иерархию качественных характеристик с точки зрения полезности при принятии решении. Наиболее значимыми являются характеристики уместности, надежности и сравнимости (см. рисунок). То есть пользователь учетной информации определяет ее качество степенью уместности, надежности и сравнимости. В связи с этим для определения количественного значения показателей качества введем коэффициенты уместности, надежности и сопоставимости.

Коэффициент уместности (Я) является показателем, характеризующим степень влияния учетной информации на управленческое решение участников бизнес-процесса.

Если все показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности используются пользователем для принятия управленческих решений, то значение г0 будет являться базовым показателем уместности. Отношение фактического значения Г1 к базовому определит значение коэффициента уместности

я = у. (1)

Коэффициент надежности (О) характеризует отсутствие в бухгалтерской финансовой отчетности существенных ошибок и искажений. Базовым для показателя надежности ^0) является количество показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, не содержащих ошибок или искажений.

Сравнение фактического показателя с базовым значением ^0) позволяет определить коэффициент надежности предоставляемой пользователям информации

2 = 1Т- (2)

Чо

Качественные характеристики учетной информации

Уместность

Надежность Сравнимость

Ограничения

• Своевременность

• Рациональность

Иерархия качественных характеристик учетной информации

Коэффициент сравнимости (С) характеризует единство методологии расчета показателей текущего и прошлых отчетных периодов. Базовое значение показателя сопоставимости (с0) достигается при соблюдении сопоставимости всех показателей отчетной формы. Сравнение фактического значения показателей, рассчитанных с соблюдением условия сопоставимости (С1), с базовым определяет коэффициент сопоставимости учетной информации

С = ^

(3)

Бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из системы показателей, сгруппированных в отчетные формы (г). Количество показателей в каждой отчетной форме является переменной величиной, и каждая отчетная форма будет обладать собственным значением коэффициентов уместности, надежности и сопоставимости. Таким образом, необходимо соответственно рассчитать средневзвешенную величину каждого из предложенных коэффициентов.

/1=1 */п,

(4)

0

- _ V" qii i

(5)

(6)

Значение каждого из рассчитанных коэффициентов будет находиться в интервале от 0 до 1. При этом значение показателя, находящееся в интервале [0; 0,4], будет соответствовать низкому уровню уместности, надежности или сопоставимости, находящееся в интервале (0,4; 0,8] - среднему, в интервале (0,8; 1] - высокому.

Комплексный показатель, характеризующий уровень качества учетной информации (£), определяется следующим образом:

Значение комплексного показателя, находящееся в интервале (0,8; 1], будет соответствовать высокому уровню качества учетной информации, в интервале (04; 0,8] - среднему, в интервале [0; 0,4] - низкому.

Процедура определения уровня качества учетной информации может стать составной частью аудиторской проверки деятельности организации, результаты которой представляются в аудиторском заключении. Однако с целью повышения качества учетной информации рекомендуется производить расчет частных показателей качества не реже одного раза в квартал по мере формирования промежуточной отчетности. В таком случае функция определения уровня качества учетной информации может быть возложена на службу внутреннего контроля предприятия.

Количественная оценка качества учетной информации позволит измерить полезность учетной информации для пользователя. Помимо оценки полезности учетной информации для пользователей в целом, комплексный показатель качества может рассматриваться также как элемент, формирующий доверие к отчетности организации у внешних пользователей. Расчет же частных показателей (уместности, надежности и сопоставимости) в большей степени ориентирован на внутренних пользователей, так как позволит выявить проблемы в формировании учетной информации и в дальнейшем стать основой при разработке комплекса мероприятий по совершенствованию учетной процедуры в организации.

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 895 с.

2. Бычкова С.М., Итыгилова Ю.Ю. Понятие «качество» в аудите и бухгалтерском учете // Аудиторские ведомости. 2005. № 3. С. 76 -81.

3. Пресняков С. О критериях качества в бухгалтерском учете и аудите. URL: http:// www.audit-it.ru

4. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. М.: АУДИТ, 1996. 638 с.

5. Соколова Е.С. Качество учетной информации: теория и практика оценки. М.: МЭСИ, 2010. 304 с.

6. Шапошников А.А., Ерохина Т.Н. Система оценки качества бухгалтерской информации организации // Аваль. 2003. № 4. С. 49 -51.

K = (г + q + c)/3.

(7)

Литература

Bibliography

1. BorisovA.B. Bol'shoj jekonomicheskij slovar. M.: Knizhnyj mir, 2003. 895 p.

2. Bychkova S.M., Itygilova JuJu. Ponjatie «kachestvo» v audite i buhgalterskom uchete // Auditorskie vedomosti. 2005. № 3. P 76-81.

3. Presnjakov S. O kriterijah kachestva v buhgalterskom uchete i audite. URL: http://www. audit-it.ru

4. SokolovYa.V. Buhgalterskij uchet: ot istokov do nashih dnej. M.: AUDIT, 1996. 638 p.

5. Sokolova E.S. Kachestvo uchetnoj informacii: teorija i praktika ocenki. M.: MJeSI, 2010. 304 p.

6. Shaposhnikov A.A., Erohina T.N. Sistema ocenki kachestva buhgalterskoj informacii organizacii // Aval'. 2003. № 4. P 49 -51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.