Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
183
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОН / НАЛОГ / БЮДЖЕТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колбягина Людмила Александровна

В настоящем исследовании рассмотрены основные подходы к понятию региональной налоговой политики государства, на основе классификационных признаков и разновидностей терминов. Анализ существующего многообразия, формулировок, понятий и подходов в понимании терминов «регион», «региональная политика», «государственная политика», «налоговая политика», не позволяет как в научных кругах, так и законодательных сформулировать определение «региональной налоговой политики». Большинство авторов под регионом понимают субъект Российской Федерации, анализ конституционных положений подтверждает сделанный вывод. Исследователи признают уникальность каждого региона, подразумевая что он обладает определенным набором характеристик, а именно своей спецификой или особенностью. Одновременно выяснилось, что существует проблема методической разработанности нормативно-правовых документов, утверждающих стратегии развития регионов. В рамках исследования, предлагается на уровне региона сформулировать «стратегическую карту» используя показатель структуры налоговых доходов консолидированного бюджета региона по видам экономической деятельности. Установлено, что регионы имеют специфику в соответствии с отраслевой структурой налоговых доходов. Представляется возможным сформировать «персонифицированный» подход к каждому субъекту, определив при этом его отраслевую специфику по видам экономической деятельности. Данный подход поможет органам законодательной и исполнительной власти субъекта региона определиться с направлением налоговой политики на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF REGIONAL TAX POLICY

The study examines the main approaches to the concept of regional tax policy of the state, based on classification features and varieties of terms. The analysis of the existing diversity, formulations, concepts and approaches in understanding the terms “region”, “regional policy”, “state policy”, “tax policy”, does not allow both in scientific circles and legislative ones to formulate a definition of “regional tax policy”. Most authors understand region as a subject of the Russian Federation, the analysis of constitutional provisions confirms the conclusion. Many researchers focus on the uniqueness of each region, meaning that it has a certain set of characteristics, namely its specificity or peculiarity. At the same time, it turned out that scientists pay attention to the problem of methodological elaboration of regulatory documents representing regional development strategies. The part of the study is to prepare a «strategic map» at the regional level using the indicator of the structure of tax revenues of the consolidated budget of the region by type of economic activity. It is established that regions have specifics in accordance with the sectoral structure of tax revenues. It seems possible to form a «personalized» approach to each subject, while defining its industry specifics by types of economic activity. This approach will help the legislative and executive authorities of the subject of the region to determine the direction of tax policy at the regional level.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ»

Научная статья УДК 336.02:352 EDN FSXKLY

DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(1).51-61 g

JI.A. Колбягина ¡)

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

АННОТАЦИЯ. В настоящем исследовании рассмотрены основные подходы к понятию региональной налоговой политики государства, на основе классификационных признаков и разновидностей терминов. Анализ существующего многообразия, формулировок, понятий и подходов в понимании терминов «регион», «региональная политика», «государственная политика», «налоговая политика», не позволяет как в научных кругах, так и законодательных сформулировать определение «региональной налоговой политики». Большинство авторов под регионом понимают субъект Российской Федерации, анализ конституционных положений подтверждает сделанный вывод. Исследователи признают уникальность каждого региона, подразумевая что он обладает определенным набором характеристик, а именно своей спецификой или особенностью. Одновременно выяснилось, что существует проблема методической разработанности нормативно-правовых документов, утверждающих стратегии развития регионов. В рамках исследования, предлагается на уровне региона сформулировать «стратегическую карту» используя показатель структуры налоговых доходов консолидированного бюджета региона по видам экономической деятельности. Установлено, что регионы имеют специфику в соответствии с отраслевой структурой налоговых доходов. Представляется возможным сформировать «персонифицированный» подход к каждому субъекту, определив при этом его отраслевую специфику по видам экономической деятельности. Данный подход поможет органам законодательной и исполнительной власти субъекта региона определиться с направлением налоговой политики на региональном уровне.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Регион, налог, бюджет, региональная налоговая политика, отраслевая специфика региона.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 30 декабря 2022 г.; дата принятия к печати 31 января 2023 г.; дата онлайн-размещения 3 марта 2023 г.

Original article L.A. Kolbyagina ©

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected]

ABSTRACT. The study examines the main approaches to the concept of regional tax policy of the state, based on classification features and varieties of terms. The analysis of the existing diversity, formulations, concepts and approaches in understanding the terms "region", "regional policy", "state policy", "tax policy", does not allow both in scientific circles and legislative ones to formulate a definition of "regional tax policy". Most authors understand region as a subject of the Russian Federation, the analysis of constitutional provisions confirms the conclusion. Many researchers focus on the uniqueness of each region, meaning that it has a certain set of characteristics, namely its specificity or peculiarity. At the same time, it turned out that scientists pay attention to the problem of methodological elaboration of regulatory documents representing regional development strategies.

The part of the study is to prepare a «strategic map» at the regional level using the indicator of the structure of tax revenues of the consolidated budget of the region by type of economic activity. It is established that regions have specifics in accordance with the

© KoM,6asuna HA., 2023

THEORETICAL ASPECTS OF REGIONAL TAX POLICY

sectoral structure of tax revenues. It seems possible to form a «personalized» approach to each subject, while defining its industry specifics by types of economic activity. This approach will help the legislative and executive authorities of the subject of the region to determine the direction of tax policy at the regional level.

KEYWORDS. Region, tax, budget, regional tax policy, industry specifics of the region. ARTICLE INFO. Received December 30, 2022; accepted January 31, 2023; available online March 3, 2023.

Исследование региональной налоговой политики целесообразно начинать с определения термина «регион», который часто применяется в современном языке в различных областях знаний, на практике и в повседневной жизни. В зависимости от области научных знаний и применения, указанный термин используется в различных значениях. Следует отметить, что данный термин эволюционировал, прошел достаточно длительный путь развития, от самого простого понимания, до усложненного, связанного не только с географией как обозначение определенной территории или местности1, но и с учетом инфраструктуры.

Регион в настоящее время понимается не только как территориальная единица, но и участвует в государственной, социальной и экономической жизни в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.

А.Г. Гранберг [1], в своем исследовании, изучая термин «регион», отмечает, что последнее представляет собой топологическое понятие. Ученый подчеркивает, что регион является определенной территорией, имеющей различия с другими территориями и местностями не только иными критериями, но и определенной структурой, включающей определенные элементы, представляющие собой некоторую целостность.

В работе К.В. Названовой [2] содержатся точки зрения, трактующие термин «регион» в его современном представлении, с точки зрения таких наук как география, экономика и социология. Исследуя различные подходы к данному термину, делается вывод о необходимости изучения термина «регион» с точки зрения комплексного подхода. Например, с позиций географической науки, регион представляет собой часть суши, участка земной поверхности, местности, области, географической или территориальной единицы. Особенностью региона и способом его выделения и обозначения являются определенные границы, выраженные, как правило, физически, определяемые как материальные объекты. С точки зрения экономической науки, регион так же представляет собой территориальную единицу, но в отличие от географического понимания, экономический подход выделяет такой определяющий критерий региона как хозяйственные связи внутри региона, так и складывающиеся вне его. Другими словами, регион с экономической точки зрения представляет собой территориальную единицу с собственной хозяйственной системой со сложившимися экономическими связями. С точки зрения социального понимания, регион представляет собой определенную территориальную единицу, в границах которой проистекает определенное социально-экономическое развитие, на которое имеют влияние различные факторы. Аналогичной точки зрения придерживается Л.В. Гуляева [3], говоря о регионе с точки зрения комплексного подхода.

Отдельные ученые акцентируют внимание на ценности толкования термина «регион» именно с позиции географической науки. В частности, В.С. Бильчаков и В.Ф. Захаров [4] полагают, что термин «регион» следует понимать как «социально-экономическую пространственную целостность», характеристиками которого выступает население, наличие всех форм собственности, культурная и духовная жизнь общества, наличие органов управления.

1 «Regio» (лат.) — регион, территория, местность (slovaronline.com).

Позиция И.В. Арженовского [5] в отношении понимания термина «регион» заключается в подходе автора к региону как географической части страны, которая выделилась в результате эволюции и процесса общественного разделения труда и выделяется спецификой производства определенных товаров и услуг, характеристикой воспроизводственного процесса. Обязательным элементом, определяющим регион, автор также называет фактор управления — наличие определенных органов управления и их деятельность с целью решения задач, поставленных перед регионом.

Л.С. Тарасевич [6] считает, что регион представляет собой территориальную единицу, существующую в едином экономическом пространстве, целью которого является выполнение связующей функции межу микро- и макроуровнями экономики и обеспечение бесперебойной работы всех систем — социально-экономический, национально-политических и других в целом на территории Российской Федерации.

С.Г. Воронков [7] в своем исследовании представляет собственную позицию относительно понимания термина «регион». Исследователь отмечает, что данный термин определяется с различных позиций: географического, природного, климатического, социально-экономического, демографического, культурного, политического и т.д. Особенностью различных подходов является то, что границы одного и того же региона при характеристике его с различных позиций могут не совпадать. Ученый предлагает понимать под регионом конкретную «территориально-пространственную форму», объединяющую в себе форму производства и признаки субъекта, наделенного управленческими полномочиями по принятию властных решений по распоряжению ресурсами в рамках проистекающих социально-экономических процессов; имеющего определенную инфраструктуру, население и связи между ними.

Р.М. Шнипер [8] также приводит собственное понимание региона. По мнению ученого, это неотделимый элемент системы, обладающей признаками целостности сил производства и производственных отношений, характеризующийся обязательным наличием прямых и обратных связей экономики и производственно-экономическими, финансово-денежными, кредитными, ресурсными, научно-техническими сторонами. В качестве основных полномочий региона как субъекта властных отношений, автор относит функции планирования, финансирования, поддержку денежного обращения и иные функции.

A. Куклински [9] полагает, что регион представляет собой элемент экономической системы, имеющей пространственное выражение, при этом, исследователь в качестве основополагающего обстоятельства, имеющего влияние на привлечение в регион представителей рынка различного уровня, называет конкуренцию.

B.А. Долятовский [10] изучал термин «регион» с позиций экономической науки. В его представлении регион — это сложносоставная совокупность элементов, имеющих территориальные (пространственно-географические) и экономические характеристики, имеющие ограниченные внутренние ресурсы, собственные производственные силы и собственные потребности во взаимодействии с внешней средой.

Другие исследователи также связывают регион с процессом воспроизводства, например, А.И. Добрынин [11], который под регионом понимает территориально-специализированную часть экономики государства, особенностью, которая является специфика процесса воспроизводства.

Достоинством ранее проведенных и проанализированных определений является выделение в качестве характеризующего признака экономической категории — единства и целостности процесса воспроизводства, с другой стороны, исследователи не включают в содержание термина «регион» не менее значимых иных критериев, что необоснованно сужает терминологическое содержание понятия «регион».

Рассмотрим позиции исследователей, которые изучали понятие и сущность региона с точки зрения социологического подхода. Например, Н.Н. Некрасов [12]

под регионом понимал большую территорию, часть страны, имеющую приблизительно одинаковые природно-климатические условия, но в качестве наиболее важного признака региона ученый называл специфику тенденций и процессов эволюции производственных сил, основанную на сочетании особенностей природно-климатический условий и социальной инфраструктуры. При этом, ученый намеренно игнорирует административно-территориальные характеристики региона.

С точки зрения А.С. Маршалова и А.С. Новоселова [13], регион представляет собой не только подсистему социально-экономической комплекса страны, но и ее элемент, обладающий определенной степенью самостоятельности с законченным циклом воспроизводства, определенными стадиями и спецификой социально-экономических процессов и явлений.

С позиции социального подхода, наиболее емким является определение, разработанное Г.В. Гутманом [14], который под регионом понимал территориальное формирование, обладающее четко выраженными административными границами, в рамках которых проистекают социально-экономические процессы и явления, направленные на реализацию потребностей жизнедеятельности населения и обусловленные местоположением региона в системе территориального и общественного разделения труда. Ученый справедливо полагает, что при разработке универсального определения «регион», следует принимать во внимание несколько условий: регион — это, прежде всего, территориальное образование, данный признак должен быть включен в универсальное определение в качестве первичного; регион является подсистемой социальной и административной системы, соответственно, должен отражать их основные признаки при соблюдении собственной специфики; регион как явление социально-экономического порядка в обязательном порядке должен характеризоваться замкнутым циклом воспроизводства, экономической спецификой и особенностями ее выявления.

Изложенное понимание региона исходит из понимания административной сущности региона и его характеристики как территориально-административной единицы и социально-экономической общности, обладающей определенной степенью самостоятельности. При этом подчеркиваются и процессы, которые проистекают в границах региона, направленность которых определяется необходимостью поддержки существования и дальнейшего развития региона.

Л.В. Санина [15] указывает на то, что термин «регион» неоднозначен и определяется по-разному, в нормативно-правовых документах под регионом понимается часть территории России в границах субъекта федерации. Кроме того, в ст. 12 гл. 2 Налогового кодекса (ч. 1) при рассмотрении региональных налогов также используется понятие субъекта РФ. Таким образом, несмотря на попытки некоторых авторов отойти от привязки к административным границам, регион продолжает отождествляться с границами субъектов федерации.

Если обратиться к ранее действовавшему Указу Президента РФ от 3.06.1996 г. № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», в нормах указанного президентского акта под регионом подразумевалась некий участок территории России, имеющая определенной совокупностью природно-климатических, социально-экономических, национальных, культурных и иных критериев. При этом подчеркивалось, что регион территориально может совпадать с границами одного или нескольких субъектов РФ2.

В положениях Указа Президента от 16.01.2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на

2 Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 03 июня 1996 г. № 803 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2756. (Документ утратил силу).

период до 2025 года»3 используются следующие определения: «макрорегион — часть территории России, включающая в себя территории двух и более субъектов РФ, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке и реализации документов стратегического планирования; регион — часть территории России в границах территории субъекта РФ. Согласно конституционным нормам, Российская Федерация по своей структуре состоит из республик, краев, областей, трех городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые являются равноправными субъектами государства (ст. 5 Конституции РФ4). Анализ конституционных положений приводит к выводу о том, что регион — это субъект РФ, соответственно, макрорегион — 2 и более субъекта РФ.

Анализ иных нормативно-правовых актов, говорит о том, что законодатель использует и иные термины, связанные с обозначением части страны, ее территориальных образований. Например, в тексте ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодатель использует такие термины как: сельское поселение, городское поселение, поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения, муниципальное образование, межселенная территория5.

В 2019 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена стратегия, представляющая собой документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания по территориальному принципу (Распоряжением Правительства от 13.02.2019 г. № 207-р «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»). В стратегию включены новые термины, объединяющие территории по определенному признаку. В основном по количеству проживающего населения, и по видам экономической деятельности, являющимся приоритетным для определенной территории. Примечательно то, что вводится понятие акватории6. Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ от 3.06.2006 г. № 74-ФЗ «акватория — водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ. Происходит от латинских слов «aqua» — вода и «territorium» — территория. Применяется данный термин в определении перспективного центра экономического роста»7. «Перспективный центр экономического роста — территория одного или нескольких муниципальных образований и (или) акватория, обладающие потенциалом для обеспечения значительного вклада в экономический рост Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации в среднесрочный и долгосрочный периоды (к перспективным центрам экономического роста относятся в том числе минерально-сырьевой центр и агропромышленный центр)».

3 Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ от 16 янв. 2017 г. № 13 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 4. Ст. 637.

4 Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

5 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федер. закон от 06 окт. 2003 г. № 131-Ф3 : (в ред. от 02 авг. 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

6 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 13 февр. 2019 г. № 207-р : (в ред. от 31 авг. 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 2019. № 7, ч. 2. Ст. 702.

7 Водный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ : (в ред. от 02 авг. 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

Кроме того, в стратегии пространственного развития появились следующие термины: «агропромышленный центр — территория одного или нескольких муниципальных образований, специализирующаяся на высокоэффективном агропромышленном производстве», «геостратегическая территория Российской Федерации» — территория в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации, имеющая существенное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации, характеризующаяся специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности, «крупная городская агломерация», «крупнейшая городская агломерация», «минерально-сырьевой центр», «сельская территория — территория сельского поселения и межселенная территория».

Проанализировав достаточное количество источников, можно сделать вывод о том, что термин «регион» претерпевает постоянные трансформации. Неизменным остается то, что практически во всех определениях основной акцент делается на регионе, как субъекте Российской Федерации, имеющим границы, численность проживающего на ней населения, обладающим производством по различным видам экономической деятельности и наделенном управленческими полномочиями по принятию властных решений.

Следующий термин, представляющий непосредственный интерес для настоящего исследования — термин «налоговая политика». Обратимся к его изучению.

Налоговая политика по своей правовой и сущностной природе является элементом социально-экономической государственной политики. Определение «налоговая политика» широко применяется в социально-экономической и политической областях в практике деятельности органов власти и управления, а также в научной сфере. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что законодатель данным термином пользуется редко, в законодательстве нормативное определение налоговой политики отсутствует, как отсутствует описание ее сущностных признаков и содержания.

Анализ различных исследований, по мнению А.Ш. Кузулгуртова [16] позволил сделать вывод о том, что в трудах разных авторов термину «налоговая политика» даются не похожие определения и содержание самого термина наполняется разным смыслом. Рассмотрим некоторые определения.

В соответствии с позицией А.П. Киреенко и Е.Н. Орловой [17], региональная налоговая политика неоднородна, и авторы выделяют определенные ее типы. Так, предлагаются три типа региональной налоговой политики:1 тип — жесткая налоговая политика, целью которой является первоочередная реализация фискальных целей; 2 тип — мягкая налоговая политика; 3 тип — иждивенческая налоговая политика».

И.А. Майбуров [18] считает, что под налоговой политикой следует понимать элемент социально-экономической государственной политики, направленной на создание такой налоговой системы, которая будет способствовать побуждению к накоплению и рациональному применению национального богатства и достояний страны, будет направлена на стабилизацию и взаимное уравновешивание интересов экономики и общества, способствуя социально-экономическому развития общества.

В соответствии с точкой зрения В.Г. Панскова [19], налоговая политика — это сочетание финансово-экономических и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Б.Х. Алиев и А.Н. Абдулгалимов [20] полагают, что «налоговая политика-деятельность государства, выраженная в комплексе мероприятий, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и государственного

управления в области налогов и сборов, отражающих классификацию налогов, методы и принципы налогообложения, действующих на законной основе в налоговой системе данной страны».

Интересную позицию высказывает М.В. Карп [21]. Согласно мнению ученого, налоговая политика представляет собой элемент общей финансово-экономической государственной политики, определяемой на долгосрочную и среднесрочную перспективу. В качестве содержания налоговой политики исследователь отмечает такие термины как концепция деятельности государства в сфере налогов и налогообложения, налоговый механизм, действия по управлению налоговой системой государства.

B.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина [22] под налоговой политикой понимают систему экономических, правовых и организационных мер, направленных на управление и упорядочение налоговых отношений в государстве.

C.В. Барулин, Е.А. Ермакова и В.В. Степаненко [23] в соавторстве пришли к мнению, что налоговая политика является совокупностью мер и действий, имеющих тактический и стратегический характер в сфере реализации управления налогами и налогообложением, реализуемым государством в качестве подсистемы общей экономической политики и ориентированных на наиболее эффективную реализацию функций налогов (фискальной, регулирующей и контрольной) с целью достижения для наиболее значимого результата в социально-экономической сфере.

Согласно положениям ранее действовавшего Указа Президента РФ от 03.06.1996 г. № 8038, законодатель в качестве региональной политики рассматривал комплекс целей и задач государственных органов, реализующих властные полномочия в сфере управления политическим, социально-экономическим развитием регионов государства. Законодатель при этом обозначал следующие основные цели: формирование единого экономического пространства; использование природной и климатической специфики территории; укрепление и развитие возможностей местного самоуправления. Указанные цели и задачи как нормативная и ориентирующая основа были учтены законодателем и при формировании следующих Стратегий, утверждаемым высшими органами исполнительной власти России.

Современная Стратегия государственной политики регионального развития, утвержденная Указом Президента РФ от 16.01.2017 г. № 139, содержит нормативное определение государственной политики регионального развития, под которой законодатель понимает комплекс целей, задач, преимуществ, систему методов, правовых средств и действий органов государственной власти и управления федерального уровня, направленных на политическое, экономическое и социальное развитие субъектов России, отдельных муниципальных образований. В качестве факторов и условий, способствующих развитию регионов, законодатель называет: географические, природные, климатические, социально-демографические, социокультурные особенности развития регионов. Стоит отметить, что многие авторы посвящают свои исследования анализу нормативно-правовых актов стратегического развития регионов, при этом уделяя внимание характеристикам самого региона.

Например, Е.Р. Метелева [24] считает, что стратегическое развитие регионов является важным социально-экономическим аспектом, однако существует проблема, а именно — отсутствие полноценного планирования на региональном уровне, а власти субъектов не уделяют должного внимания анализу и нормативному прогнозу.

8 Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 03 июня 1996 г. № 803 // СПС «КонсультантПлюс».

9 Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ от 16 янв. 2017 № 13 // СПС «КонсультантПлюс».

Г.Л. Соколовой [25] выявлена недостаточная методическая разработанность стратегий развития регионов.

М.В. Вихорева и Т.К. Кириллова [26] считают необходимым учитывать приоритетные направления деятельности региона в стратегических документах.

Г.А. Цыкунов [27] и Р.С. Самойлов [28] сходятся во мнении, что формирование и реализация региональной политики на территории какого-либо субъекта должно осуществляться с учетом его особенностей. В соответствии с ключевыми характеристиками регионов Правительство РФ осуществляет их целевую поддержку через программы развития. Для территорий предусмотрены дифференцированные меры, к примеру программа развития моногородов и другие инструменты.

Анализ существующего многообразия, формулировок, понятий и подходов в понимании терминов «регион», «региональная политика», «государственная политика», «налоговая политика», не позволяет как в научных кругах, так и законодательных сформулировать определение «региональной налоговой политики». Тем не менее, в рамках исследования стоит обратить внимание, что большинство авторов под регионом понимают субъект Российской Федерации, имеющий границы, численность проживающего на нем населения, обладающий производством по различным видам экономической деятельности и наделенный управленческими полномочиями по принятию властных решений. Кроме того, анализ конституционных положений подтверждает сделанный вывод. Исследование понятия налоговая политика приводит к тому, что это комплекс действий по совершенствованию налогообложения органами государственной власти, целью которой является обеспечение доходной части бюджета. Исследователи признают уникальность каждого региона, который обладает определенным набором характеристик, а именно своей спецификой или особенностью. Одновременно выяснилось, что существует проблема методической разработанности нормативно-правовых документов, утверждающих стратегии развития регионов.

Резюмируя вышеизложенное, в рамках исследования, предлагается на уровне региона сформировать «стратегическую карту» используя показатель структуры налоговых доходов консолидированного бюджета региона по видам экономической деятельности, предложенный автором [28]. Вышеуказанное исследование показало, что регионы имеют специфику в соответствии с отраслевой структурой налоговых доходов. При помощи кластерного анализа были сгруппированы регионы Российской Федерации по отраслевой специфике их налоговых доходов. В результате анализа выделены кластеры, имеющие отраслевую специфику по видам экономической деятельности «обрабатывающие производства», «добыча полезных ископаемых», «строительство», «транспортировка и хранение» и т.д. То есть представляется возможным сформировать «персонифицированный» подход к каждому субъекту, определив при этом его отраслевую специфику по видам экономической деятельности. Данный подход поможет органам законодательной и исполнительной власти субъекта региона определиться с направлением налоговой политики на региональном уровне.

Список использованной литературы

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики : учебник /А.Г. Гранберг. — Москва : Изд-во ГУ ВШЭ, 2004. —495 с.

2. Названова К.В. Современные подходы к определению понятия «регион» / К.В. Названова. — ЕОЫ ТНРВВЫ // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. — 2014. — № 1. — С. 36-41.

3. Гуляева Л.В. Совершенствование управления устойчивым социально-экономическим развитием муниципального образования : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Л.В. Гуляева. — Иркутск, 2004. — 225 с. — ЕБЫ ЫМБЕРВ.

4. Бильчак B.C. Региональная экономика : монография / В.С. Бильчак, В.Ф. Захаров. — Калининград : Янтарный сказ, 1998. — 314 с.

5. Арженовский И.В. Региональный рынок: воспроизводственный процесс / И.В. Ар-женовский. — Нижний Новгород : Из-во ВВАГС, 1997. — 111 с. — EDN VYPGMB.

6. Региональная экономика : учебник / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк [и др.]. — Москва : ЮНИТИ, 2001. — 472 с.

7. Воронков С.Г. Российские регионы в условиях становления нового типа мировой экономики / С.Г. Воронков // Порталус. — URL: https://portalus.ru/modules/philoso-phy/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1108806337&archive=0213&start_from=&u-cat=&.

8. Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления / Р.И. Шнипер. — Новосибирск : Наука, 1991. — 308 с.

9. Kuklinski A. Globality versus locality / A. Kuklinski. — Warsaw : Institute of Space Economy, 1990. — 152 p.

10. Долятовский В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов / В.А. Доля-товский // Регионология. — 1994. — № 2-3. — С. 151.

11. Добрынин А.И. Региональные пропорции воспроизводства / А.И. Добрынин. — Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1977. — 126 с.

12. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы / Н.Н. Некрасов. — Москва : Юнити-Дана, 2012. — 344 с.

13. Маршалова А.С. Основы теории регионального воспроизводства : курс лекций / А.С. Маршалова, А.С. Новоселов ; отв. ред. П.В. Шеметов. — Москва : Экономика, 1998. — 192 с.

14. Гутман Г.В. Управление региональной экономикой / Г.В. Гутман, А.А. Мироедов, С.В. Федин. — Москва : Финансы и статистика, 2001. — 176 с.

15. Санина Л.В. Экономическая безопасность региона: современные проблемы определения / Л.В. Санина. — EDN UWNBFF // Обеспечение устойчивого развития регионов в пространственной структуре экономики России : нац. (всерос.) науч.-практ. конф., Орел, 25 апр. 2018 г. — Орел, 2018. — С. 84-90.

16. Кузулгуртов А.Ш. Особенности государственной налоговой политики в периоды глобальной финансовой нестабильности / А.Ш. Кузулгуртов. — EDN ONZBKL // Финансы и кредит. — 2012. — № 4. — С. 22-30.

17. Киреенко А.П. Проявления региональной налоговой политики в условиях Российского бюджетного федерализма / А.П. Киреенко, Е.Н. Орлова. — EDN SLHZUX // Регион: экономика и социология. — 2014. — № 1 (81). — С. 193-217.

18. Майбуров И.А Налоги и налогообложение / И.А. Майбуров. — Москва : Юнити-Да-на, 2017. —487 с.

19. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика : учебник / В.Г. Пансков. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 772 с.

20. Алиев Б.Х. Теоретические основы налогообложения : учеб. пособие / Б.Х. Алиев, А.Н. Абдулгалимов. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. — 112 с.

21. Карп М.В. Налоговый менеджмент : учебник / М.В. Карп. — Москва : Юнити-Да-на, 2001. — 477 с.

22. Едронова В.Н. Сущность и элементы налоговой политики / В.Н. Едронова, Н.Н. Ма-мыкина. — EDN HVFLHX // Финансы и кредит. — 2005. — № 5. — С. 37-40.

23. Барулин С.В. Налоговый менеджмент : учеб. пособие / С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко. — Москва : Омега-Л, 2007. —272 с.

24. Метелева Е.Р. Совершенствование деятельности по стратегированию социально-экономического развития в регионе посредством укрепления взаимосвязи прогнозирования и стратегического планирования / Е.Р. Метелева. — DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(3).285-295. — EDN STPPMK / Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31. — № 3. — С. 285-295.

25. Соколова Л.Г. Оценка резервного потенциала для стратегического планирования социально-экономического развития региона / Л.Г. Соколова, И.И. Казанцева. — DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(4).541-550. — EDN UJTFCY // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30, № 4. — С. 541-550.

26. Вихорева М.В. Развитие приоритетных направлений социально-экономической деятельности региона / М.В. Вихорева, Т.К. Кириллова. — DOI 10.17150/2500-2759.2019.29(1).166-172. — EDN CHPOIO // Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — Т. 29. — № 1. — С. 166-172.

27. Цыкунов Г.А. Моногорода Иркутской области: современное состояние / Г.А. Цы-кунов. — DOI 10.17150/2500-2759.2017.27(2).140-145. — EDN YQQOGX // Известия Байкальского государственного университета. — 2017. — Т. 27, № 2. — С. 140-145.

28. Самойлов Р.С. Преодоление депрессивности моногородов на примере Иркутской области / Р.С. Самойлов, Е.А. Колодина. — EDN WAQHHR // Евразийский научный журнал. — 2015. — № 12. — С. 226-233.

29. Колбягина Л.А. Кластерный анализ отраслевой структуры налоговых доходов на региональном уровне / Л.А. Колбягина. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(3).493-500. — EDN GODBFW // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 3. — С. 493-500.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Granberg A.G. Fundamentals of regional economy. Moscow, State University Higher School of Economics Publ., 2004. 495 p.

2. Nazvanova K.V. Modern Approaches to the Definiton of Notion "Region". Vestnik Vlad-imirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigorev-icha Stoletovykh. Seriya: Ekonomicheskie nauki = Bulletin of the Vladimir State University named after Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs. Series: Economics, 2014, no. 1, pp. 37. (In Russian). EDN: THDBBN.

3. Gulyaeva L.V. Improving the management of sustainable socio-economic development of the municipality. Cand. Diss. Irkutsk, 2004. 225 p. EDN: NMSFPB.

4. Bilchak B.C., Zakharov V.F. Regional Economy. Kaliningrad, Yantarnyi skaz Publ., 1998. 314 p.

5. Arzhenovskii I.V. Regional Market: Reproduction Process. Nizhny Novgorod, VVAGS Publ., 1997. 111 p. EDN: VYPGMB.

6. Morozova T.G., Pobedina M.P., Polyak G.B. [et al.]. Regional Economy. Moscow, YuNI-TI Publ., 2001. 472 p.

7. Voronkov S.G. Russian regions in the context of the formation of a new type of world economy. Portalus. Available at: https://portalus.ru/modules/philosophy/rus re-adme.php?subaction=showfull&id=1108806337&archive=0213&start_from=&ucat=&. (In Russian).

8. Shniper R.I. Region: Economic Management Practices. Novosibirsk, Nauka Publ., 1991, 308 p.

9. Kuklinski A. Globality Versus Locality. Warsaw, Institute of Space Economy, 1990, 152 p.

10. Dolyatovskii V.A. Foreign experience in integrated regional development, Regionologi-ya = Russian Journal of Regional Studies, 1994, no. 2-3, pp. 151. (In Russian).

11. Dobrynin A.I. Regional proportions of reproduction. Leningrad State University Publ., 1977. 126 p.

12. Nekrasov N.N. Regional economy. Theory, problems, methods. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2012. 344 p.

13. Marshalova A.S., Novoselov A.S.; Shemetov P.V. (ed.). Fundamentals of the theory of regional reproduction. Moscow, Ekonomika Publ., 1998. 192 p.

14. Gutman G.V., Miroedov A.A., Fedin S.V. Regional Economy Management. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2001. 176 p.

15. Sanina L. V. Economic Security of the Region : Modern Problems of Definition. Ensuring sustainable development of regions in the spatial structure of the Russian economy. National (All-Russian) Scientific and Practical Conference, Orel, April 25, 2018. Orel, 2018, pp. 84-90. (In Russian). EDN: UWNBFF.

16. Kuzulgurtov A.Sh. Peculiarities of government tax policy during periods of global financial instability. Finansy i kredit = Finance and credit, 2012, no. 4, pp. 22-30. (In Russian). EDN: ONZBKL.

17. Kireenko A.P., Orlova E.N. Regional Fiscal Policy in the Context of Russian Fiscal Federalim. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2014, no. 1, pp. 193-217. (In Russian). EDN: SLHZUX.

18. Maiburov I.A. Taxes and taxation. Moscow, Yuniti-Dana, 2017. 487 p.

19. Panskov V.G. Taxes and taxation: theory and practice. Moscow, Yuniti-Dana, 2015, 772 p.

20. Aliev B.Kh., Abdulgalimov A.N. Theoretical Basics of Taxation. Rostov-on-Don, Fe-niks Publ., 2014, 112 p.

21. Karp M.V. Tax Management. Moscow, Yuniti-Dana, 2001, 477 p.

22. Edronova V.N., Mamykina N.N. Essence and elements of tax policy. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2005, no. 5, pp. 37-40. (In Russian). EDN: HVFLHX.

23. Barulin S.V., Ermakova E.A., Stepanenko V.V. Tax Management. Moscow, Omega-L Publ., 2007, 272 p.

24. Meteleva E.R. Improvement of Activities of Strategizing of Social and Economic Development in a Region by Means of Strengthening the Interconnection Between Forecasting and Strategic Planning. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 3, pp. 285-295. (In Russian). EDN: STPPMK. DOI: 10.17150|2500-2759.2021.31(3).285-295.

25. Sokolova L.G., Kazantseva I.I. The Reserve Potential Evaluation for Strategic Planning of the Regional Socio-Economic Development. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 4, pp. 541-550. (In Russian). EDN: UJTFCY. DOI: 10.17150|2500-2759.2020.30(4).541-550.

26. Vikhoreva M.V., Kirillova T.K. Priority Directions Development of the Region's Social and Economic Activity. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2019, vol. 29, no. 1, pp. 166-172. (In Russian). EDN: CHPOIO. DOI: 10.17150|2500-2759.2019.29(1).166-172.

27. Tsykunov G.A. Company Towns of Irkutsk Oblast: Current Situation. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2017, vol. 27, no. 2, pp. 140-145. (In Russian). EDN: YQQOGX. DOI: 10.17150|2500-2759.2017.27(2).140-145.

28. Samoilov R.S., Kolodina E.A. Overcoming the depression of single-industry towns on the example of the Irkutsk region. Evraziiskii nauchnyi zhurnal = Евразийский научный журнал, 2015, no. 12, pp. 226-233. (In Russian). EDN: WAQHHR.

29. Kolbyagina L.A. Cluster Analysis of the Sectoral Structure of Tax Revenues at the Regional Level. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 3, pp. 493-500. (In Russian). EDN: GODBFW. DOI: 10.17150|2500-2759.2022.32(3).493-500.

Автор

Колбягина Людмила Александровна — старший преподаватель кафедры мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], https:||orcid.org|0000-0001-6655-3140, SPIN-код: 4200-2710, AuthorID РИНЦ: 857976.

Author

Lyudmila A Kolbyagina — Senior Lecturer of the Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, ludmila [email protected], O https:||orcid.org|0000-0001-6655-3140, SPIN-Code: 4200-2710, AuthorID RSCI: 857976.

Для цитирования

Колбягина Л^. Теоретические аспекты региональной налоговой политики | Л^. Колбягина. — DOI 10.17150|2411-6262.2023.14(1).51-61. — EDN FSXKLY || Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, M 1. — C. 51-61.

For Citation

Kolbyagina L.A. Theoretical Aspects of Regional Tax Policy. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 1, pp. 51-61. (In Russian). EDN: FSXKLY. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(1).51-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.