Научная статья УДК 336.14:352 EDN WEFSMU
DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).266-274
СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ДИНАМИКЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Т.В. Сорокина1, Т.В. Щукина2, Т.М. Раитина1
1 Администрация г. Иркутска, г. Иркутск, Российская Федерация
2 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Информация о статье
Дата поступления 19 мая 2022 г.
Дата принятия к печати 8 июня 2022 г.
Дата онлайн-размещения 23 июня 2022 г.
Ключевые слова
Налоги; местные налоги; местный бюджет; доходы местного бюджета; налоговые доходы; экономическое развитие территорий
Аннотация
В статье исследуются налоговые доходы местных бюджетов в период пандемии коронавирусной инфекции. За базу исследования были взяты данные по бюджетам городских округов Иркутской области. Были выявлены основные тренды развития, установлены факторы, в наибольшей степени повлиявшие на изменение объемов и структуры налоговых доходов, их соотношение с другими видами доходов местных бюджетов. Все исследуемые городские округа Иркутской области находятся в разных экономических, климатических и других условиях развития, что затрудняло обобщающие выводы, но, несмотря на это, общие тенденции были определены. Структура налоговых доходов местных бюджетов в основном изменялась под влиянием законодательных реформ, которые пришлись на этот период. Специфика местных налогов, поступающих в бюджеты городских округов, способствовала тому, что на их объем практически не воздействовали негативные факторы, связанные с пандемией коронавирусной инфекции. Индивидуальный подход в исследовании также был реализован с применением анализа и оценки показателей доходов бюджета Иркутска, который является областным центром. Выводы, сделанные по данному муниципалитету, можно распространить и на другие городские округа Иркутской области с учетом специфики их развития.
Original article
STRUCTURAL SHIFTS IN THE DYNAMICS OF TAX REVENUES OF LOCAL BUDGETS DURING THE PANDEMIC
Tatyana V. Sorokina1, Tatyana V. Shchukina2, Tatyana M. Raitina1
1 Administration of Irkutsk, Irkutsk, the Russian Federation
2 Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation
Article info
Received May 19, 2022
Accepted June 8, 2022
Available online June 23, 2022
Keywords
Taxes; local taxes; local budget; local budget revenues; tax revenues; economic development of territories
Abstract
The study examined the tax revenues of local budgets during the coronavirus pandemic. The data on the budgets of urban districts of the Irkutsk region were taken as the basis for the study. We identified main development trends, factors that had the greatest impact on changes in the volumes, structure of tax revenues, and their correlation with other types of local budget revenues. All the studied urban districts of the Irkutsk region are in different economic, climatic and other conditions of development, which made it difficult to draw general conclusions, but, despite this, general trends were identified. The structure of tax revenues of local budgets mainly changed under legislative reforms introduced during this period. The specifics of local taxes received by the budgets of urban districts contributed to the fact that their volume was practically not affected by the negative
© Сорокина Т.В., Щукина Т.В., Раитина Т.М., 2022
factors associated with the coronavirus pandemic. We analyzed and assessed the indicators of the budget revenues of the city of Irkutsk, which is the regional center. The conclusions made for this municipality can be applied to other urban districts of the Irkutsk region, taking into account the specifics of their development.
Пандемия коронавируса, которая началась в 2020 г., затронула многие аспекты жизнедеятельности отдельных экономических субъектов. Испытал на себе ее воздействие и процесс формирования бюджетов государственных и муниципальных органов власти отдельных территорий.
С учетом преодоления последствий распространения в 2020 г. новой коронавирусной инфекции, поэтапного восстановления экономики и ориентирования на достижение национальных целей развития одной из приоритетных задач управления государственными финансами на среднесрочную перспективу является формирование стабильного бюджета РФ. Данная задача указывается в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ до 2023 г.
Анализ влияния пандемии является обязательным условием преодоления спада в экономике и достижения национальных целей развития России на муниципальном уровне. В настоящее время влияние пандемии на исполнение местных бюджетов изучено недостаточно, так как пандемия еще не закончилась и продолжает оказывать негативное воздействие на экономическую активность субъектов хозяйствования, уровень их доходов, а значит, и на объем отчислений в бюджеты различных уровней.
Цель исследования — выявление тенденций развития системы формирования налоговых доходов местных бюджетов под влиянием последствий пандемии коронави-русной инфекции и выработка предложений по восстановлению выпадающих доходов.
В современных условиях среди основных механизмов проведения экономической политики государства выделяется бюджетная система, в которой важную роль играют местные бюджеты. Поэтому отдельное место в исследовании отводится изучению обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований, а также определению механизма планирования муниципальных доходов и управления ими.
Качество исполнения местных бюджетов существенно зависит от такого вида доходов, как налоговые доходы. Налоги являются базой формирования доходов местных бюджетов и дают возможность муниципальным образованиям самостоятельно формировать
свои бюджеты и разрабатывать прогнозы экономического развития муниципалитета на дальнейшую перспективу [1].
Практика показывает, что доходы местных бюджетов в Российской Федерации постепенно растут, в основном за счет увеличения безвозмездных поступлений, а также налоговых доходов. Стоит отметить, что в связи с экономической ситуацией, сложившейся в стране вследствие распространения новой коронавирусной инфекции, обеспечение доходов муниципальных образований происходит не через повышение собственных доходов бюджета, а преимущественно через оказание финансовой поддержки бюджетами других уровней бюджетной системы.
Вопросы местного самоуправления рассматриваются в работах Н.В. Елькиной [2], Н.Я. Кривоносовой [3]. Аспектам исполнения местных бюджетов в части налоговых доходов посвящены труды Н.С. Сергиен-ко [4], А.П. Киреенко, Е.Н. Орловой [5], М.В. Котельниковой [6] и др. Х.М. Мусаева [7], М.Н. Прокофьев и А.В. Фрыгин [8] рассматривали в своих работах вопросы формирования доходов местных бюджетов в условиях пандемии.
Распространение пандемии и реализация комплекса мер по борьбе с ней повлияли на формирование доходной базы местных бюджетов. Так, во-первых, произошло сокращение поступлений от налога на доходы физических лиц, на который приходится большая часть всех налоговых доходов. В качестве причин этого можно назвать приостановку деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, рост безработицы, а также снижение уровня заработной платы в сферах услуг и торговли. Во-вторых, возникли незапланированные расходы, связанные с обеспечением медицинских организаций и применением льгот для предпринимателей.
М.Л. Седова сделала вывод о том, что предпринятые меры по борьбе с пандемией и последствиями кризиса положительно сказались на уровне поступления налогов, связанных с бизнесом, сохранили поступление налога на доходы физических лиц как важного бюджетообразующего дохода региональных и местных бюджетов в прежнем объеме [9].
По мнению Л.В. Мазур и А.Э. Монашо-вой, пандемия стала катализатором запуска
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а
и ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О
м м
ы
Z
10
ы
м
е> —
2
ч 4
сч
(0 <0 N
ä &
ci
О
СЧ «
ci
N
0 N
£ ё
1
iE э
ф *
n *
(0 «
£ «
CO
® IE
CO
достаточно большого количества инноваций в цифровой сфере, но также ограничила круг источников доходов бизнеса и населения. Проведенный ими анализ налоговых доходов бюджетной системы РФ в условиях пандемии показывает, что тенденция к сокращению налоговых поступлений наблюдается не по всем доходным источникам. Конечно, снижение деловой активности негативно воздействует на уровень налоговых поступлений. Но реализуемые в настоящее время государственные программы по поддержке бизнеса и населения в ближайшем будущем дадут положительные результаты. Бизнес, переходя на новые ИТ-технологии и платформы, в дальнейшем имеет возможность сокращать свои затраты, расширять географию продаж, выходить на новые рынки сбыта, что, естественно, будет способствовать росту налоговых поступлений в бюджетную систему. Введение прогрессивной шкалы по налогу на доходы физических лиц и расширение налоговой базы будут способствовать росту налоговых доходов [10].
Н.Ю. Коротина придерживается мнения, что, несмотря на пандемический кризис 2020 г., увеличение доходов муниципального образования зависит от проведения инвентаризации и постановки на муниципальный учет земельных и имущественных объектов, что происходит в результате оказания содействия гражданам в оформлении прав собственности на земельные участки и выявления у собственников неучтенного имущества и земельных участков [11]. П.А. Ибрагимова также считает, что для совершенствования управления муниципальными доходами следует повышать качество информации об объектах налогообложения и улучшать информационный обмен [12].
Таким образом, с одной стороны, исполнение местных бюджетов является достаточно проработанным, а с другой стороны, влияние пандемии коронавирусной инфекции на исполнение местных бюджетов по доходам еще не получило должной оценки. Управление муниципальными доходами в сфере поступления налогов в местный бюджет во многом зависит от эффективных управленческих решений, предусматривающих в том числе организацию контроля различных сфер на территории муниципальных образований.
В табл. 1-3 приводятся данные о структуре доходов бюджетов городских округов Иркутской области в 2019-2021 гг., которая включает налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления.
Анализ данных за 2019 г. позволяет сделать вывод, что в доходах бюджетов большинства городских округов существенно преобладают безвозмездные поступления (табл. 1). Так, в г.о. Свирск данная группа доходов занимает более 90 %, в трех городских округах — Зима, Тулун, Черемхово — более 80 %, в Саянске, Усолье-Сибирском и Усть-Илимске — более 70 %. Только в трех из десяти городских округах (Ангарский, Братск и Иркутск) доля безвозмездных поступлений менее 70 %. Это свидетельствует о высокой степени зависимости местных бюджетов от бюджетов вышестоящих уровней и, соответственно, о низкой доле собственных доходов данных бюджетов. Доля налоговых доходов в бюджетах рассматриваемых городских округов Иркутской области также существенно различается и в большинстве случаев незначительна. Наихудшая ситуация наблюдается в г.о. Свирск и г.о. Тулун, где налоговые доходы составляют 7,16 и 9,93 % соответственно.
Структура доходов бюджетов городских округов Иркутской области по итогам исполнения за 2019 г.*
Таблица 1
№ п/п Городской округ Доходы бюджета, всего Налоговые доходы Неналоговые доходы Безвозмездные поступления
тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. %
1 Ангарский 6 439 195 100 2190743 34,02 419 491 6,51 3 828 961 59,46
2 Братск 7 433 828 100 1 960 950 26,38 515 515 6,93 4 957 363 66,69
3 Зима 1 163 323 100 205 091 17,63 14 661 1,26 943 571 81,11
4 Иркутск 21 245 074 100 10 004 531 47,09 989 505 4,66 10251 038 48,25
5 Саянск 1 851 361 100 297259 16,06 133299 7,20 1 420803 76,74
6 Свирск 933 653 100 66 874 7,16 22 763 2,44 844 016 90,40
7 Тулун 2 449 859 100 243237 9,93 32 997 1,35 2173625 88,72
8 Усолье-Сибирское 2 308 747 100 484 548 20,99 107417 4,65 1 716 782 74,36
9 Усть-Илимск 2 840 644 100 692 341 24,37 133750 4,71 2014553 70,92
10 Черемхово 1 962 517 100 290439 14,80 96 796 4,93 1 575282 80,27
* Составлена по отчетам об исполнении бюджетов городских округов Иркутской области.
Структура доходов бюджетов городских округов Иркутской области по итогам исполнения за 2020 г.*
Таблица 2
№ п/п Городской округ Доходы бюджета, всего Налоговые доходы Неналоговые доходы Безвозмездные поступления
тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. %
1 Ангарский 6 930 797 100 1 919 324 27,69 483025 6,97 4528448 65,34
2 Братск 7873623 100 2 070 056 26,29 571 611 7,26 5231 956 66,45
3 Зима 1 297 644 100 189 844 14,63 14 919 1,15 1 092 881 84,22
4 Иркутск 22 641 704 100 10 144 190 44,80 776 353 3,43 11 721 161 51,77
5 Саянск 2 037 921 100 305 900 15,01 91 736 4,50 1 640285 80,49
6 Свирск 1 430187 100 71 228 4,98 18 642 1,30 1 340317 93,72
7 Тулун 2 145 368 100 291 727 13,60 42 909 2,00 1 810 732 84,40
8 Усолье-Сибирское 2 385 439 100 453 161 19,00 93 130 3,90 1 839 148 77,10
9 Усть-Илимск 2 911 254 100 710 445 24,40 134 780 4,63 2 066 029 70,97
10 Черемхово 2 054 041 100 285 233 13,89 67 802 3,30 1 701 006 82,81
Ф П ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О
ю ю
ы
Z
10
О
2
в) —
2
ч 4
* Составлена по отчетам об исполнении бюджетов городских округов Иркутской области.
Данные табл. 2, в которой показаны доходы городских округов Иркутской области за 2020 г., отражают такую же структуру, которая сложилась в 2019 г. В абсолютном выражении доходы бюджетов анализируемых городских округов выросли в большинстве случаев, кроме доходов бюджета г.о. Тулун, где наблюдалось снижение примерно на 13 %. В других городских округах рост произошел на разные доли: от 2,5 % в г.о. Усть-Илимск до 53 % в г.о. Свирск. Но если рассматривать налоговые доходы, которые являются объектом исследования в данной работе, то здесь можно отметить, что в четырех городских округах (Ангарский, Зима, Усолье-Сибирское и Черемхово) произошло их снижение от 1,8 % (Черемхово) до 13,0 % (Ангарский). В других городских округах наблюдается рост налоговых доходов от 1,4 % (Иркутск) до 20,0 % (Тулун). Хотелось бы обратить внимание, что в г.о. Тулун, как отмечалось ранее, общая сумма доходов
бюджета в 2020 г. сократилась по сравнению с 2019 г. На этом фоне существенный рост налоговых доходов в данном муниципальном образовании выглядит еще более ярко.
В 2021 г., так же как и в 2020 г., в большинстве городских округов Иркутской области можно отметить увеличение доходов бюджетов (табл. 3). На некоторых территориях наблюдался значительный рост доходов. Так, в Братске и Иркутске прирост доходов составил примерно 15 %, в Усолье-Сибирском — 19 %, в Зиме — 24 %, в Черемхове — 38 %, а в Свирске — 56 %. Если более подробно рассмотреть налоговые доходы, то по всем городским округам Иркутской области в 2021 г. наблюдался более высокий темп их прироста по сравнению с предыдущим периодом. Увеличение налоговых доходов можно отметить во всех городских округах Иркутской области. Самый высокий темп прироста был в г.о. Саянск, где он составил 29,4 %.
Таблица 3
Структура доходов бюджетов городских округов Иркутской области за 2021 г.*
№ п/п Городской округ Доходы бюджета, всего Налоговые доходы Неналоговые доходы Безвозмездные поступления
тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. %
1 Ангарский 6 663 587 100 1 942 000 29,14 371 448 5,57 4350139 65,28
2 Братск 9 064 374 100 2 201 846 24,29 892 715 9,85 5 969 813 65,86
3 Зима 1 609 837 100 196 269 12,19 21 227 1,32 1 392 341 86,49
4 Иркутск 26 009 789 100 11 126 178 42,78 841 931 3,24 14041 680 53,98
5 Саянск 2 075 851 100 395 851 19,07 101 431 4,89 1 578 569 76,04
6 Свирск 806 550 100 76 132 9,44 22 654 2,81 707 764 87,75
7 Тулун 1 413218 100 302 500 21,41 30 103 2,13 1 080 615 76,46
8 Усолье-Сибирское 2848155 100 490 334 17,22 116 605 4,09 2241 216 78,69
9 Усть-Илимск 3 037 951 100 751 472 24,74 158 800 5,23 2 127 679 70,04
10 Черемхово 2830361 100 298137 10,53 85 875 3,03 2 446 349 86,43
* Составлена по отчетам об исполнении бюджетов городских округов Иркутской области. ISSN 2500-2759
В табл. 4 представлена динамика налоговых доходов городских округов Иркутской области за 2019-2021 гг. По приведенным данным можно пронаблюдать, как развивались налоговые доходы за анализируемый период. Показатели динамики подтверждают поступательный рост налоговых доходов во всех городских округах Иркутской области. Положительная динамика этих показателей свидетельствует, что в период 2020-2021 гг. налоговые доходы росли и на них не оказывали особого воздействия отрицательные последствия пандемии, которые выражались в снижении доходов некоторых хозяйствующих субъектов и населения.
На примере налоговых доходов г.о. Иркутск рассмотрим более подробно влияние различных факторов на их динамику. В табл. 5 приведены показатели налоговых доходов в разрезе налогов, формирующих бюджет Иркутска.
По итогам 2021 г. социально-экономическая ситуация в Иркутске характеризуется
положительной динамикой основных показателей развития различных сфер деятельности по сравнению с 2020 г., когда наблюдалось замедление роста экономики вследствие неблагоприятной эпидемиологической обстановки и действия ограничительных мер для хозяйствующих субъектов и населения.
В 2021 г. в бюджет Иркутска поступило доходов в сумме 26 009,8 млн р., что на 3 368,1 млн р. (на 14,9 %) выше уровня 2020 г. Как правило, в структуре доходов бюджета Иркутска более 50 % приходится на безвозмездные поступления. Налоговые доходы составили около 45 % общего объема доходов, оставшиеся 5 % — неналоговые доходы. Общая положительная динамика доходов в 2021 г. по сравнению с 2019 и 2020 гг. сложилась за счет роста как безвозмездных поступлений в бюджет города, так и поступлений налоговых и неналоговых доходов.
В общем объеме доходов удельный вес налоговых доходов в 2019 г. составил 47,09 % (или 10 004,5 млн р.), в 2020 г. — 44,8 % (или
Таблица 4
Динамика налоговых доходов городских округов Иркутской области за 2019—2021 гг., тыс. р.*
№ п/п Городской округ 2019 2020 Темп роста 2020/2019, % 2021 Темп роста 2021/2019, % Темп роста 2021/2020, %
1 Ангарский 2 190 743 1 919 324 87,61 1 942 000 88,65 101,18
2 Братск 1 960 950 2 070 056 105,56 2201 846 112,28 106,37
3 Зима 205 091 189 844 92,57 196 269 95,70 103,38
4 Иркутск 10 004 531 10 144190 101,40 11 126 178 111,21 109,68
5 Саянск 297259 305 900 102,91 395 851 133,17 129,41
6 Свирск 66 874 71 228 106,51 76 132 113,84 106,88
7 Тулун 243237 291 727 119,94 302 500 124,36 103,69
8 Усолье-Сибирское 484 548 453 161 93,52 490 334 101,19 108,20
9 Усть-Илимск 692 341 710 445 102,61 751 472 108,54 105,77
10 Черемхово 290 439 285233 98,21 298137 102,65 104,52
сч
(0 (О N
ä &
ci о
сч м
1 ci
N
0 N
£ ё
1
iE э ф
4*
п W
"¡5 £
"iE со
® 3
со
* Составлена по отчетам об исполнении бюджетов городских округов Иркутской области.
Динамика налоговых доходов бюджета г.о. Иркутск за 2019—2021 гг., млн р.*
Таблица 5
Статья доходов 2019 2020 Темп роста 2020/2019, % 2021 Темп роста 2021/2019, % Темп роста 2021/2020, %
Доходы, всего 21 245,1 22 641,7 106,57 26 009,8 122,43 114,88
Из них налоговые доходы 10 004,5 10 144,2 101,40 11 126,2 111,21 109,68
НДФЛ 6 145,8 6 623,6 107,77 7 228,0 117,61 109,12
ЕНВД 685,9 554,4 80,83 156,9 22,88 28,30
УСН 1 102,6 1 154,2 104,68 1 816,4 164,74 157,37
Налог на имущество физических лиц 551,1 403,4 73,20 178,2 32,34 44,17
Земельный налог 1 257,9 1 163,1 92,46 1 240,8 98,64 106,68
Государственная пошлина 178,4 160,8 90,13 164,4 92,15 102,24
Прочие налоговые доходы 82,8 84,7 102,29 341,5 412,44 403,19
* Составлена по отчетам об исполнении бюджета г. Иркутска за 2019-2021 гг.
10 144,2 млн р.) и в 2021 г. — 42,78 % (или
11 126,2 млн р.). Снижение доли налоговых доходов в структуре доходов обусловлено положительной динамикой безвозмездных поступлений на протяжении всего анализируемого периода, а также факторами, влияющими на поступление налогов в бюджет Иркутска в условиях пандемии.
На протяжении 2019-2021 гг. отмечается стабильный рост объема поступлений налоговых доходов Иркутска в среднем на 10 %. Увеличение налоговых доходов преимущественно определяется положительной динамикой тех поступлений, которые в общем объеме занимают значительный удельный вес.
Стоит отметить, что поступления налоговых доходов бюджета Иркутска в большей степени обеспечены за счет налога на доходы физических лиц, удельный вес которого на протяжении анализируемого периода возрастает до 65 %. Также в структуре налоговых доходов поступления, полученные в рамках применения специальных налоговых режимов, занимают около 20 %, из которых наибольшая доля приходится на налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (более 50 %).
В бюджет Иркутска зачисляется 100 % доходов, поступающих от уплаты местных налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц), единого сельскохозяйственного налога и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, 26,5 % — от уплаты налога на доходы физических лиц (за исключением доходов от указанного налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет), 13 % — от уплаты налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тыс. р., относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 млн р., 30 % — от уплаты налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по единому нормативу (кроме того, поступления от указанного налога отчисляются в бюджет города по ежегодно устанавливаемому дифференцированному нормативу). Также в бюджет города поступают доходы от акцизов на нефтепродукты и отдельных видов государственной пошлины, задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.
Формирование налоговых доходов бюджета Иркутска за счет поступлений местных налогов обеспечено примерно на 15-20 %. Большая доля приходится на поступления от земельного налога (около 10-13 %), оставшаяся доля относится на налог на имущество
физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах территории г.о. Иркутск.
Одним из факторов, влияющих на динамику поступления налоговых доходов в бюджет Иркутска, является изменение количества налогоплательщиков, в том числе вследствие ухудшения экономической ситуации, перехода налогоплательщиков на использование других налоговых режимов в связи с отменой единого налога на вмененный доход с 1 января 2021 г. и др. Так, по представленным на сайте налогового органа Иркутской области формам налоговой отчетности можно сделать вывод о замедлении темпов прироста количества налогоплательщиков по отдельным видам налогов за период 2019-2021 гг. Например, наблюдается рост числа плательщиков местных налогов в среднем на 2-3 % в год, число плательщиков по специальным налоговым режимам имеет неоднозначную тенденцию, а именно:
1. По налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, наблюдается увеличение количества налогоплательщиков (примерно 5-8 %). Данное изменение обусловлено стабильным ростом числа индивидуальных предпринимателей, применяющих в своей деятельности упрощенную систему налогообложения, в среднем на 10-12 %. Стоит отметить, что к концу анализируемого периода сокращается количество организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, на 2-4 %.
2. Ситуация по единому налогу на вмененный доход характеризуется отрицательной динамикой количества налогоплательщиков (снижение на 3-10 % в анализируемом периоде). Ключевым фактором стала отмена указанной системы налогообложения с 1 января 2021 г., вследствие чего налогоплательщики вынуждены перейти на использование других налоговых режимов. Поэтому в 2021 г. наблюдается изменение объемов поступлений по патентной системе налогообложения и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Это связано с изменением количества налогоплательщиков вследствие вынужденного перехода на применение других налоговых режимов.
3. По патентной системе налогообложения наблюдается увеличение числа выдаваемых патентов и рост числа индивидуальных предпринимателей, использующих данный налоговый режим (около 20 % ежегодно).
4. В отношении единого сельскохозяйственного налога можно говорить о резком
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч 2
о
м м
ы Z
10 2
К)
е> —
2
ч 4
сокращении числа налогоплательщиков (уменьшение на 50 % в сравнении с началом анализируемого периода).
Кроме того, с 2015 г. вступили в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие право субъектов Российской Федерации устанавливать порядок исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В Иркутской области результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) утверждены постановлением правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп.
Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости установлен нормативным муниципальным правовым актом г. Иркутска (изменения от 28 ноября 2019 г. в решение думы г. Иркутска «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска» от 31 августа 2005 г. № 004-20-160175/5).
С 2020 г. Иркутская область перешла на исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. При переходе на исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен особый порядок определения налоговой базы по квартирам, комнатам, жилым домам, единым недвижимым комплексам. В сравнении с прошлым порядком определения налоговой базы принципиальным различием по данным категориям является установление налоговых вычетов на величину кадастровой стоимости в зависимости от категории объекта налогообложения. Кроме того, законодательством о налогах и сборах был учтен поэтапный переход на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости с его ростом на 20 % ежегодно в случае превышения значения суммы налога, исчисленной исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с новыми правилами у большинства налогоплательщиков сумма налога снизилась. Однако в некоторых случаях наблюдался рост суммы налога. Так, были предусмотрены налоговые вычеты в отношении жилых помещений (например, владельцы комнат могут
уменьшить налоговую базу на 10 м2, квартир — на 20 м2, жилых домов — на 50 м2). При этом налоговые вычеты распространяются на все объекты, подлежащие налогообложению. С одной стороны, часть объектов в Иркутской области теперь вообще не облагается налогом, поскольку их площадь меньше или равна той площади, на которую предоставляется вычет. С другой стороны, плательщики налогов продолжают обращаться с заявлениями об оспаривании кадастровой стоимости объектов налогообложения в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области.
Заявителями в более 99 % случаев являются физические лица и юридические лица. Менее чем в 1 % случаев в числе заявителей выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления и совместно обратившиеся физические и юридические лица. Следует отметить, что в подавляющем большинстве заявления подаются в отношении оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков (более 70 %). Споров относительно величины кадастровой стоимости иных объектов налогообложения в анализируемом периоде значительно меньше.
Таким образом, в структуре налоговых поступлений бюджета Иркутска преобладают налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, местные налоги, а также прочие налоговые доходы. Наиболее динамичными являются местные налоги и налоги на совокупный доход, поэтому именно в отношении них требуется анализ факторов, влияющих на их собираемость.
На протяжении рассматриваемого периода объем поступлений земельного налога имеет положительную динамику за исключением 2020 г. Это обусловлено изменением количества плательщиков налога вследствие ухудшения экономической ситуации в стране, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции, и применения налоговых льгот для отдельных категорий граждан и организаций, а также увеличением сумм выпадающих налоговых доходов бюджета в результате оспаривания владельцами кадастровой стоимости, установленной для объектов налогообложения.
В 2021 г. произошло резкое снижение объема поступлений по налогу на имущество физических лиц, вызванное изменением количества и состава объектов налогообложения, внесением изменений в налоговое законодательство в части определения нало-
говых ставок, переходом на взимание налога исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и постановкой на учет объектов налогообложения, по которым ранее налоговая база не была определена.
Поступления по налогам на совокупный доход включают в себя объем налогов по специальным налоговым режимам. Общий объем поступлений в большей степени обеспечен за счет единого налога на вмененный доход, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Проведенное исследование динамики налоговых доходов городских округов Иркутской области, и в частности г.о. Иркутск, в период пандемии, которая захватила 2020-2021 гг., позволило сделать вывод, что размер данного вида доходов бюджетов рассматриваемых территорий увеличивался, что объясняется изменениями в налоговом
законодательстве и спецификой налогов, поступающих в местные бюджеты. В ходе проведенного анализа было установлено, что, несмотря на рост объемов налоговых доходов, их доля в общей массе доходов местных бюджетов сокращается, уступая место безвозмездным поступлениям. Данное структурное изменение, на наш взгляд, является отрицательным, поскольку свидетельствует об увеличении финансовой зависимости муниципалитетов. В связи с этим местным и вышестоящим органам власти хотелось бы порекомендовать выработать мероприятия, которые будут способствовать созданию новых рабочих мест, увеличению доходов населения, что приведет, в свою очередь, к увеличению объема налогов, поступающих в местные бюджеты, и будет содействовать повышению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Водопьянова В.А. Влияние пандемии коронавирусной инфекции на исполнение местного бюджета по доходам / В.А. Водопьянова. — EDN BNERSR // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2021. — № 4. — С. 20-36.
2. Елькина Н.В. Реформа местного самоуправления как необходимое условие развития экономики (на примере Иркутской области) / Н.В. Елькина. — DOI 10.17150/2411-6262.2015.6(4).10 // Baikal Research Journal. — 2015. — Т. 6, № 4. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=20266.
3. Кривоносова Н.Я. Изменение территориальной организации местного самоуправления и муниципальные бюджеты (на примере Забайкальского края) / Н.Я. Кривоносова. — DOI 10.17150/2500- 2759.2021.31(4).488-501 // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 4. — С. 488-501.
4. Сергиенко Н.С. Доходы местных бюджетов: тенденции и проблемы / Н.С. Сергиенко. — EDN WIHRWV // Самоуправление. — 2019. — Т. 2, № 3. — С. 291-294.
5. Киреенко А.П. Повышение доходного потенциала местных бюджетов на основе закрепления дополнительных налоговых доходов / А.П. Киреенко, Е.Н. Орлова. — DOI 10.17150/2411-6262.2017.8(4).14 // Baikal Research Journal. — 2017. — Т. 8, № 4. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=21902.
6. Котельникова М.В. Субъектная (институциональная) составляющая планирования налоговых доходов местных бюджетов / М.В. Котельникова. — DOI 10.17150/2411-6262.2015.6(4).6 // Baikal Research Journal. — 2015. — Т. 6, № 4. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=20262.
7. Мусаева Х.М. Анализ проблем формирования и пути укрепления доходов бюджета Республики Дагестан в условиях пандемического кризиса / Х.М. Мусаева. — EDN UIAGSF // Индустриальная экономика. — 2021. — Т. 10, № 5. — С. 926-932.
8. Прокофьев М.Н. Проблемы и особенности управления местными бюджетами в условиях пандемии / М.Н. Прокофьев, А.В. Фрыгин. — EDN EGCHGO // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер. 1, Экономика и управление. — 2020. — № 4 (35). — С. 39-45.
9. Седова М.Л. Влияние пандемии на исполнение бюджетов публично-правовых образований / М.Л. Седова. — EDN DLEZUH // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2021. — № 2. — С. 50-61.
10. Мазур Л.В. Налоговые доходы в условиях пандемии: падение или рост в перспективе? / Л.В. Мазур, А.Э. Монашова. — EDN WHOMJE // Управленческое консультирование. — 2021. — № 8. — С. 35-42.
11. Коротина Н.Ю. Возможности роста доходов муниципальных образований в Российской Федерации / Н.Ю. Коротина. — EDN PWWSYX // Социум и власть. — 2013. — № 1 (39). — С. 86-90.
12. Ибрагимова П.А. Проблемы формирования доходов местных бюджетов / П.А. Ибрагимова. — EDN WGEJGR // Актуальные вопросы экономических наук. — 2016. — № 51. — С. 81-86.
REFERENCES
1. Vodopyanova V.A. The impact of the coronavirus pandemic on the execution of the local revenue budget. Territoriya novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa = The Isrritory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2021, no. 4, pp. 20-36. (In Russian). EDN: BNERSR.
2. Elkina N.V. The local government reform as a necessary condition for economic development (on the example of Irkutsk oblast). Baikal Research Journal, 2015, vol. 6, no. 4. (In Russian). DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(4).10.
Ф 0 4
01 И 5<
а
л т
n *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
н
ф
ч
2 О
м м
ы
Z
10
ы
м
е> —
2
ч 4
3. Krivonosova N.Ya. Changes in the Local Territorial Government Organization and Their Effect on Municipal Budgets (by the Example of Trans-Baikal Region). Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 4, pp. 488-501. (In Russian). DOI: 10.17150/2500- 2759.2021.31(4).488-501.
4. Sergienko N.S. Revenues of local budgets: trends and problems. Samoupravlenie = Self-government, 2019, vol. 2, no. 3, pp. 291-294. (In Russian). EDN: WIHRWV.
5. Kireyenko A.P., Orlova Ye.N. Increasing the Revenue Potential of the Local Budgets Through the Attachment of Additional Tax Revenues. Baikal Research Journal, 2017, vol. 8, no. 4. (In Russian). DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(4).14.
6. Kotelnikova M.V. Subjective (institutional) component in planning tax revenues of local budgets. Baikal Research Journal, 2015, vol. 6, no. 4. (In Russian). DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(4).6.
7. Musaeva H.M. Analysis of the problems of formation and ways of strengthening budget revenues of the Republic of Dagestan in the context of a pandemic crisis. Industrial'naya ekonomika = Industrial economics, 2021, vol. 10, no. 5, pp. 926-932. (In Russian). EDN: UIAGSF.
8. Prokofiev M.N., Frigin A.V. Problems and features of local budget management in the context of a pandemic. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1, Ekonomika i upravlenie = Moscow Witte University Bulletin. Series 1, Economics and management, 2020, no. 4, pp. 39-45. (In Russian). EDN: EGCHGO.
9. Sedova M.L. Impact of the covid-19 pandemic on the execution of public budgets. RISK: resursy, informatsi-ya, snabzhenie, konkurentsiya = RISC: Resources, Information, Supply, Competition, 2021, no. 2, pp. 50-61. (In Russian). EDN: DLEZUH.
10. Mazur L.V., Monashova A.E. Tax revenues in a pandemic: decline or growth in the future? Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Administrative Consulting, 2021, no. 8, pp. 35-42. (In Russian). EDN: WHOMJE.
11. Korotina N.Yu. Possibility of revenue growth for the municipalities in the Russian Federation. Sotsium i vlast' = Society and Power, 2013, no. 1, pp. 86-90. (In Russian). EDN: PWWSYX.
12. Ibragimova P.A. Problems of formation of incomes of local budgets. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk = Topical Issues of Economic Sciences, 2016, no. 51, pp. 81-86. (In Russian). EDN: WGEJGR.
Информация об авторах
Сорокина Татьяна Владимировна — доктор экономических наук, доцент, начальник информационно-аналитического управления, администрация г. Иркутска, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]; SPIN-код: 9717-5792; AuthorlD РИНЦ: 516761.
Щукина Татьяна Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и финансовых институтов, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Раитина Татьяна Михайловна — главный специалист информационно-аналитического управления, администрация г. Иркутска, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования
Сорокина Т.В. Структурные сдвиги в динамике налоговых доходов местных бюджетов в период пандемии / Т.В. Сорокина, Т.В. Щукина, Т.М. Раитина. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).266-274. — EDN WEFSMU // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 2. — С. 266-274
Authors
Tatyana V. Sorokina — D.Sc. in Economics, Associate Professor, Head of the Information and Analytical Department, Administration of Irkutsk, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]; SPIN-Code: 9717-5792; AuthorID RSCI: 516761.
Tatyana V. Shchukina — Ph.D. in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Finance and Financial Institutions, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Tatyana M. Raitina — Chief Specialist, Information and Analytical Department, Administration of Irkutsk, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Contribution of the authors
The authors contributed equally to this article. authors declare no conflicts of interests.
The
For Citation
Sorokina T.V., Shchukina T.V., Raitina T.M. Structural Shifts in the Dynamics of Tax Revenues of Local Budgets During the Pandemic. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 2, pp. 266-274. (In Russian). EDN: WEFSMU. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(2).266-274.