теоретические аспекты реабилитации недоношенных детей первого года жизни средствами адаптивной физической культуры
УДК/UDC 796.01:612
Поступила в редакцию 25.02.2021 г.
Mr
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор биологических наук, профессор А.П. Шкляренко1 Доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Коваленко2 Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Ульянов2
1Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани 2Волгоградский государственный университет, Волгоград
adaptive physical education service for premature infants: first-year rehabilitation means
Dr. Hab., Professor A.P. Shklyarenko1 Dr. Hab., Professor T.G. Kovalenko2 Associate Professor, PhD D.A. Ulyanov2
1Slavyansk-on-Kuban branch of Kuban State University, Slavyansk-on-Kuban 2Volgograd State University, Volgograd
Аннотация
Цель исследования - теоретический анализ основных принципов теории и практики реабилитации недоношенных детей средствами адаптивной физической культуры.
Методика и организация исследования. Использовались следующие методы: тестирование развития, анализ движений, рефлексов и постуральных реакций недоношенных детей первого года жизни, с анамнезом - преждевременные роды на 34-37 недели, с отрицательным ортопедическим статусом.
Результаты исследования и выводы. Для успешной реабилитации недоношенных детей необходима единая методология использования средств адаптивной физической культуры, основанная на знании анатомо-физио-логических особенностей недоношенного ребенка, закономерностей нервно-психического созревания, сроков формирования моторных навыков и точных знаниях о состоянии и степени развития тех или иных патологических процессов. Основными задачами ортопедической реабилитации являются: нормализация общего состояния организма и повышение его резистентности; профилактика и лечение недоразвитий суставов; устранение мышечных асимметрий; общая коррекция функций опорно-двигательного аппарата.
Ключевые слова: недоношенные дети, нервная система, компенсация нарушенных функций, двигательные навыки, адаптивная физическая культура, реабилитация, физическое развитие.
Abstract
Objective of the study was to analyze the key theoretical and practical provisions for the adaptive physical education service to premature infants. Methods and structure of the study. The research methods applied were as follows: physical development tests with analyses of motor skills, reflexes and postural responses in the premature infants sample with 34-37-week bearing terms diagnosed with orthopedic disorders.
Results and conclusion. For success of the premature infants' rehabilitation service, the health system needs a standard adaptive physical education methodology customizable to the premature infants anatomy and physiology, neuropsychic progress patterns and motor skills mastering progress, with a special priority to the knowledgebase on triggers and patterns of the potential pathological process. The orthopedic rehabilitation service will be designed to attain the following key goals: normalize physical health; improve resistance/ immunity; prevent/ cure joint underdevelopments; correct muscular asymmetries; and correct musculoskeletal system functions.
Keywords: premature infants, nervous system, functionality disorders, functionality compensation, motor skills, adaptive physical education, rehabilitation, physical development.
□
и
га у
г.
ч—
. О OJ
■ -О
с
га
^
О (U .с Н
Введение. Данные отечественной и зарубежной литературы отражают единое мнение исследователей о том, что достижения перинатологии привели к увеличению выживаемости младенцев. Частота преждевременных родов в регионах Российской Федерации различна и колеблется от 5 до 10 % от числа родившихся детей [3].
Наиболее частая причина инвалидности среди преждевременно родившихся детей - нарушения со стороны нервной системы. Проблемы моторного контроля и координации проявляются у недоношенных детей главным образом в виде плохого статического баланса и трудностей в согласованности движений. У каждого третьего недоношенного отмечается сочетание двух и более моторных, сенсорных, когнитивных нарушений. В перспективе отрицательный ор-
топедический статус у недоношенных детей может быть связан с дисплазией тазобедренного сустава, мышечной кривошеей, идиопатической ходьбой на носках и др. [2].
Оценка вероятностных исходов недоношенности, прогнозирование развития ребенка и своевременная организация раннего вмешательства, направленного на нивелирование имеющихся дефицитов в развитии, несомненно, являются актуальными.
Цель исследования - теоретический анализ основных принципов теории и практики реабилитации недоношенных детей средствами адаптивной физической культуры.
Методика и организация исследования. Использовались следующие методы: тестирование развития, анализ движений, рефлексов и постуральных реакций недоношен-
ных детей первого года жизни, с анамнезом - преждевременные роды на 34-37 недели, с отрицательным ортопедическим статусом.
Результаты исследования и их обсуждение. Особенности соматической патологии у недоношенных детей, несмотря на многочисленные исследования, представляют научный интерес. Назрела насущная необходимость раннего вмешательства, поскольку недоношенные дети относятся к группе высокого риска формирования нарушений в двигательном развитии, вплоть до инвалидизации.
Физическое развитие недоношенных детей характеризуется более высокими темпами нарастания массы и длины тела в течение первого года жизни, чем их доношенных сверстников. Как показали собственные наблюдения, чем меньше масса и длина тела при рождении, тем интенсивнее увеличивались эти показатели в течение первого года жизни. Их масса к двум-трем месяцам удваивалась, к трем-четырем месяцам -утраивалась, а к одному году масса тела у этих детей увеличивалась в шесть-восемь раз. За первый год жизни рост недоношенных детей увеличивался в среднем на 26-35 см и к году составлял 70-75 см. Большинство недоношенных детей в начале второго года жизни по показателям физического развития догоняли своих доношенных сверстников.
Принимая во внимание литературные и собственные данные, можно предположить, что растущий организм недоношенного ребенка, в частности его нервная система, обладает значительными компенсаторными возможностями, которые особенно велики в первые месяцы жизни и могут быть усилены ранней комплексной терапией, включающей медикаментозную поддержку, физические методы реабилитации, социальную адаптацию, закаливание. Главным условием развития является непрерывное поступление зрительных, слуховых, тактильных, проприоцептивных, вестибулярных стимулов, которые должны быть правильно обработаны соответствующими анализаторами и использованы головным мозгом для упорядочения моторных реакций.
При наличии повреждений в любой из функциональных систем (сенсорной, моторной, когнитивной) мозг начинает получать искаженную информацию, которая не совпадает с генетической программой развития, вследствие чего не создаются условия для физиологического развития ЦНС. Возникают приспособительные реакции, большинство из которых являются патологическими, поскольку тормозят развитие поврежденных функциональных систем, закрепляют неадекватные стереотипы поведения, приводят к вторичным осложнениям со стороны опорно-двигательного аппарата (атрофиям, контрактурам, деформациям), трудно поддающимся коррекции [1].
Поэтому реабилитация недоношенных детей должна быть направлена на предупреждение патологических состояний и нормализацию темпов развития ребенка. К основным средствам реабилитации относили рефлекторно-функциональ-ные занятия, включающие массаж и физические упражнения, которые, как показывает собственный опыт, необходимо до-зированно включать в двигательный режим недоношенного ребенка с первых месяцев его жизни.
Следует отметить, что зачастую активная восстановительная терапия недоношенных детей рекомендуется, когда уже сложились и закрепились стойкие негативные изменения со стороны двигательного аппарата, поэтому даже интенсивно проводимые реабилитационные действия не могут дать ожидаемого результата.
В теоретическом аспекте суть реабилитационного сопровождения недоношенного ребенка состояла в использовании специальных стимулов и влияний (зрительных, слуховых, тактильных, положения тела), которые включали в работу
структуры ЦНС, корригировали их взаимодействие с другими функциональными системами и угнетали патологические двигательные и позные стереотипы.
Для успешного применения средств реабилитации необходимо знать у данной категории детей их морфофункциональные особенности. При этом учитывали особенности физиологического воздействия применяемого метода на организм недоношенного ребенка, а также показания и противопоказания к назначению выбираемых нами средств реабилитации.
Под влиянием физической активности происходила нормализация тканевого метаболизма, а именно тканевого дыхания, являющегося необходимым компонентом функционирования всех органов и систем организма. Это способствовало улучшению метаболических процессов во всем организме и, в частности, в коре головного мозга, в результате чего повышалась регулирующая роль ЦНС, уравновешивались процессы торможения и возбуждения, что приводило к нормализации функций всех органов и систем.
Исходя из вышеизложенного, к задачам адаптивной физической культуры для недоношенных детей относили:
- стимулирование обмена веществ и создание условий для оптимального протекания нервных процессов;
- обеспечение нормального функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой системы;
- стимуляция соответствующей возрасту безусловно-и условно-рефлекторной деятельности, статических и локомоторных функций (предупреждение задержки психомоторного развития);
- нормализация мышечного тонуса и устранение патологических асимметрий;
- предупреждение и коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата;
- повышение уровня неспецифической защиты, профилактика ОРВИ.
При рождении ребенок наделен начальными рефлексами и неосознанными формами поведения (спонтанные движения конечностями, туловищем, сосание, поисковые рефлексы), которые помогают ему контактировать с внешней средой и получать из нее информацию. Врожденное рефлекторное поведение существует до трехмесячного возраста. С третьего месяца жизни поведение ребенка начинает регулировать вся полученная к этому времени сенсорная информация, формируется первый опыт.
Предложенный и апробированный в течение многих лет нами подход использования средств реабилитации на занятиях с недоношенными детьми, у которых в анамнезе был ортопедический диагноз, базировался на принципах теории двигательного контроля. Основной принцип теории - организм способен сформировать новые движения, чтобы приспособиться к новым условиям, как реакцию на внешние раздражители.
Стратегия занятий включала использование массажных приемов в сочетании со специальной гимнастикой, а также манипулирование с имитацией различными позами: лежа, сидя, стоя на четвереньках и стоя. Считали, что оптимальным сроком назначения реабилитационных занятий, включающих массажные манипуляции в сочетании со специальной гимнастикой, для недоношенных детей (по рекомендации ВОЗ 34-37 недель - преждевременные роды) можно считать от полутора до двух месяцев, при массе тела от 4-5 кг.
Температура воздуха в помещении, где проводятся занятия, соответствовала особенностям недоношенного ребенка этого возраста и составляла 25-26°С.
Курсовые занятия (до 15 занятий за курс) с недоношенными младенцами проводили, как правило, со дня врачебного назначения, до того периода, когда ребенок начинал уверенно ходить и имел положительный ортопедический
№10 • 2021 Октябрь | осюЬег http://www.teorjya.ru
□
и
га у
г.
ч—
. О 0J
■ -О
с
га
^
О (U .с Н
статус. Количество курсов зависело от тяжести ортопедической патологии у конкретного младенца и колебалось в диапазоне от пяти до восьми.
Отдаленные результаты обследованных недоношенных младенцев, через год от начала занятий, подтверждали эффективность апробированного метода использования средств адаптивной физической культуры, направленного на устранение тех или иных ортопедических патологий, за счет компенсации нарушенных функций, формирования новых двигательных навыков и нормализации общего состояния организма и повышения его резистентности.
Выводы. Для успешной реабилитации недоношенных детей необходима единая методология использования средств адаптивной физической культуры, основанная на знании анатомо-физиологических особенностей недоношенного ребенка, закономерностей нервно-психического созревания, сроков формирования моторных навыков и точных знаниях о состоянии и степени развития тех или иных патологических процессов.
Поэтому данная проблема требует дальнейших глубоких и системных исследований.
Литература
Адулас Е.И. Влияние реабилитационных воздействий на особенности развития детей первого года жизни, родившихся с малой массой тела: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Е.И. Адулас. -СПб., 2007. - 19 с.
Моисеева Т.Ю. ЛФК и массаж в реабилитации недоношенных детей с перинатальной патологией нервной системы / Т.Ю. Моисеева // ЛФК и массаж. - 2002. - № 1. - С. 13-15. Яцык Г.В. Реабилитация новорожденных детей с перинатальной патологией - профилактика нарушений здоровья в подростковом возрасте / Г.В. Яцык, Р.С. Зайниддинова // Российский педиатрический журнал. - 2011. - № 5. - С. 4-7.
References
Adulas E.I. Vliyanie reabilitatsionnykh vozdeystviy na osobennosti razvitiya detey pervogo goda zhizni, rodivshikhsya s maloy massoy tela [Effect of rehabilitation effects on developmental features of infants born with low body weight]. PhD diss. abstract. St. Petersburg, 2007. 19 p. Moiseeva T.Y. LFK i massazh v reabilitatsii nedonoshennykh detey s perinatalnoy patologiey nervnoy sistemy [Exercise therapy and massage in rehabilitation of premature infants with perinatal pathology of nervous system]. LFK i massazh. 2002. No. 1. pp. 13-15. Yatsyk G.V., Zayniddinova R.S. Reabilitatsiya novorozhdennykh detey s perinatalnoy patologiey - profilaktika narusheniy zdorovya v podrostkovom vozraste [Rehabilitation of newborns with perinatal pathology - prevention of health disorders in adolescence]. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011. No. 5. pp. 4-7.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
развитие мотивации к здоровьесбережению младших школьников в условиях вынужденного дистанционного обучения речевыми средствами
Кандидат педагогических наук, доцент Р.Г. Измайлова1 Кандидат филологических наук, доцент Т.Г. Шейнова1 "Государственный гуманитарно-технологический университет, г.о. Орехово-Зуево Московской области
УДК/UDC 376.1
Ключевые слова: младший школьный возраст, мотивация, здоровьесбережение, речевые средства, существительные, глаголы, прилагательные.
Введение. В условиях вынужденного дистанционного обучения во время пандемии COVID-19 у младших школьников мотивация к здоровьесбережению снижается. В этой связи актуализируется необходимость нахождения эффективных методов, приемов, средств, позволяющих настроить детей на сохранение и укрепление собственного здоровья. В качестве одного из эффективных средств, служащих для развития мотивации к здоровому образу жизни, могут быть использованы речевые средства.
Цель исследования - выявление динамики развития мотивации детей младшего школьного возраста к здоровьесбережению с использованием речевых средств.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент был проведен на базе пяти общеобразовательных организаций г.о. Орехово-Зуево Московской области в период вынужденного дистанционного обучения пандемии COVID-19. Всего в эксперименте приняло участие 715 детей в возрасте 9-11 лет, 327 родителей, 12 педагогов начальных классов. В качестве методов исследования использованы: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, анализ сочинений детей.
На констатирующем и контрольном этапах эксперимента исследовался запас активного и пассивного словаря детей по использованию слов, существенно влияющих на развитие мотивации к здоровьесбережению. На формирующем этапе дети знакомились с существительными, глаголами и прилагательными, характеризующими здоровьесбережение и действия по его сохранению.
verbal means to motivate primary schoolchildren
FOR HEALTH PROTECTION UNDER FORCED DISTANCE LEARNING
PhD, Associate Professor R.G. izmailova1 PhD, Associate Professor T.G. Sheinova1 1State Humanitarian and Technological University, Orekhovo-Zuevo, Moscow Region
Поступила в редакцию 20.08.2021 г.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе эксперимента развития мотивации были выявлены группы слов, существенно влияющие на развитие мотивации к здоровьесбережению: существительные (режим, гимнастика, физкультминутка, закаливание, обливание, обтирание, пробежка, видеоурок, тренировка и пр.); глаголы (бегать, прыгать, лазать, ходить, стоять, двигаться, обтираться, обливаться и пр.); прилагательные (здоровый-больной, быстрый-медленный, холодный-горячий, веселый-грустный и пр.). Было определено, что знакомство с прилагательными с целью развития мотивации к здоровьесбережению целесообразно осуществлять в виде подбора пар слов - антонимов.
Мотивация к здоровьесбережению составила 53% в экспериментальной группе и 21% в контрольной. Она существенно повысилась в классах, где детям в ходе организации дистанционной работы предлагалось составлять описательные рассказы из личного опыта и сочинения о собственной деятельности с использованием существительных, глаголов и прилагательных, характеризующих работу по здоровьесбережению.
Выводы. Доказана эффективность развития мотивации младших школьников 9-11 лет к здоровьесбережению в условиях вынужденного дистанционного обучения с использованием речевых средств путем побуждения детей к составлению рассказов из личного опыта и написанию сочинений.
Литература
1. Сафронов А.И. Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников с ОВЗ и инвалидностью / А.И. Сафронов, Т.В. Тимохина // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 8. - С. 38.
2. Тимохина Т.В. Применение здоровьесберегающих педагогических технологий в домах ребенка / Т.В. Тимохина, Н.М. Толкова // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 6 (984). - С. 31.
Информация для связи с автором: [email protected]