Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Астанакулова М., Жабборова Ш., Фарходова М.

Для раскрытия проблемы развития управленческой культуры будущего специалиста дошкольного образования необходимо понимание сущности категории «управленческой культуры», осмысления этого качества у специалистов дошкольного образования. Формирование управленческой культуры требует комплексного подхода к его исследованию и раскрытию данных философских, психологических и педагогических наук, позволяющих более глубоко понять, и обогатить эмпирический опыт дошкольной и вузовской практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT CULTURE OF TEACHERS

To uncover the problem of developing the management culture of a future preschool education specialist, it is necessary to understand the essence of the category of “managerial culture” and to comprehend this quality among preschool education specialists. The formation of management culture requires an integrated approach to its research and disclosure of data from philosophical, psychological and pedagogical sciences, which allows us to more "Экономика и социум" №6(121)-1 2024 www.iupr.ru 924 deeply understand and enrich the empirical experience of preschool and university practice.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ»

Астанакулова М. преподаватель факультет дошкольного образования

Жабборова Ш. студент

факультет дошкольного образования

Фарходова М. студент

факультет дошкольного образования Термезский государственный педагогический институт

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Для раскрытия проблемы развития управленческой культуры будущего специалиста дошкольного образования необходимо понимание сущности категории «управленческой культуры», осмысления этого качества у специалистов дошкольного образования. Формирование управленческой культуры требует комплексного подхода к его исследованию и раскрытию данных философских, психологических и педагогических наук, позволяющих более глубоко понять, и обогатить эмпирический опыт дошкольной и вузовской практики.

Astanakulova M.

teacher

Faculty of Preschool Education Zhabborova Sh. student

Faculty of Preschool Education Farkhodova M. student

Faculty of Preschool Education Termez State Pedagogical Institute

THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT

CULTURE OF TEACHERS

Annotation: To uncover the problem of developing the management culture of a future preschool education specialist, it is necessary to understand the essence of the category of "managerial culture " and to comprehend this quality among preschool education specialists. The formation of management culture requires an integrated approach to its research and disclosure of data from philosophical, psychological and pedagogical sciences, which allows us to more

deeply understand and enrich the empirical experience of preschool and university practice.

В настоящее время категория «управленческая культура», «педагогическая культура» все чаще звучит в научно-практическом контексте. На фоне вариативного толкования этого словосочетания мы рассматриваем управленческо-педагогическую культуру как целостный феномен, который не может быть описан через простую сумму составляющих. Это особое состояние человека, профессиональным занятием которого является педагогическое управление, в широком понимании как специфическая область работы с человеком.

Ведущими категориями нашего исследования являются понятия: «культура», «педагогическая культура», «управление», «педагогический менеджмент», «управленческая культура». Раскрывая содержание указанных понятий, мы обнаружили разное их толкование. Одним из самых спорных моментов в понимании культуры является ее определение. Сейчас существует сотни определений культуры, причем, среди них есть такие, которые противоречат друг другу (определение культуры как нормы и как преобразования стандартов, как адаптации человека к обществу и как преодоления социальной инерции, как накопленного опыта и как самореализации личности)

Обратимся к пониманию категории «культура» в современном культурологическом обосновании. Философы рассматривает культуру «как деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты». Если на ранних этапах человеческого общества главной формой была традиция, обеспечивающая сохранение социальной организации, то затем все более значимой становится инновация, а в последние десятилетия -взаимодействия различных традиций и различных инноваций.

В отечественной культурологии доминируют два исследовательских направления. С середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. концепция интерпретации культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Сторонники деятельностной концепции усматривают в такой трактовке понятия культуры известную ограниченность. По их мнению, аксиологическая интерпретация замыкает культурные явления в относительно узкой сфере, тогда как «культура, диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов». Деятельностный подход к культуре конкретизируется по двум направлениям: - одно рассматривает культуру в контексте личностного становления; другое - характеризует ее как универсальное свойство общественной жизни. Эти авторы в отечественной культурологической

литературе последних десятилетий известны как активные защитники технологического осмысления сущности культуры. В соответствии с термином «педагогический менеджмент», активно используется понятие «управленческая культура», хотя к его определению нет однозначного подхода. Так В.А.Сластенин указывает: "Управленческая культура представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой" Н.М.Таланчук рассматривает управленческую культуру как мастерство, как «меру совершенства деятельности руководителя по реализации объективных управленческих функций при решении конкретных задач управления воспитательным процессом».

Противоположным является представление В.Л.Бенина о сути «педагогической культуры» как интегративной характеристики педагогического процессал «включающего единство как непосредственной деятельности людей при передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому». Данная характеристика наиболее наглядно проявляется в трех основных показателях: социально- педагогическом (степень общественного осознания того, что субъектом воспитания выступает каждый); аксиологическом (отношения к знаниям как ценности); дидактическом (основные принципы воспитания и обучения). Ученый полагает, что педагогическая культура как явление неразрывно связывает две общественные системы: педагогику и культуру - и требует определения ее статуса как в системе педагогики, так и в системе культуры.

Использованные источники:

1. Astanaqulova, M. B. (2023). MENEJMENT ILMINING O'ZIGA XOS XUSUSIYATLARI. Educational Research in Universal Sciences, 2(9 SPECIAL), 111-113. Retrieved from http: //erus .uz/index.php/er/article/view/3709

2. Astanaqulova, M. B. (2023). MENEJMENTNING KELAJAKKA YO'NALTIRILGANLIGI. Educational Research in Universal Sciences, 2(9 SPECIAL), 95-98. Retrieved from http://erus.uz/index.php/er/article/view/3705

3. M.B. Astanakulova. (2024). A Model For Improving The Management Methodology Of Students Based On Different Management Approaches In Preschool Education. Progress Annals: Journal of Progressive Research, 2(2), 5052. Retrieved from https://academiaone.org/index.php/8/article/view/581

4. Astanakulova, M. B., & Jabborova, S. (2023). TA'LIM MENEJMENTI -BOSHQARUV SAN'ATI SIFATIDA. Educational Research in Universal Sciences, 2(10), 224-226. Retrieved from http: //erus .uz/index.php/er/article/view/3847

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.