ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА
ПРЕДПРИЯТИИ
А.С. Титова, студент
Научный руководитель: В.В. Сыроижко, д-р экон. наук, профессор
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
(Россия, г. Воронеж)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10413
Аннотация. В эпоху постиндустриального общества главным производственным ресурсом становится информация и знания. В силу быстрых изменений на рынке, для управления современной компанией особенно актуальна комплексность информационной базы для принятия оперативных и стратегических решений и контроля над их выполнением. В данной статье рассматривается проблема учета и интерпретации данных с учетом изменения и развития оперативного контроллинга. Важность представляет эффективная информационно-аналитическая система предприятия и рациональный выбор из имеющихся внутренних и внешних предложений.
Ключевые слова: контроллинг, информация, предприятие, информационные системы, эффективность.
Бумажные носители информации отходят на второй план, из-за того, что заметно тормозят развитие предприятия на пути внедрения передовых технологий управления, вхождения в цифровизацию. В настоящее время одним из важнейших способов поднятия конкурентных преимуществ в бизнесе служат современные методы сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации в корректной форме и контроля над ней.
Информационная поддержка является неотъемлемым элементом системы контроллинга. На сегодняшний день представлено большое разнообразие информационных систем. Каждое предприятие, в зависимости от его размера, сферы деятельности, принятой системы управления, выбирает подходящий для себя вариант. Эффективность управления менеджеров напрямую зависит от системы контроллинга. С его помощью им удается достичь запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде количественных значений уровней рентабельности, ликвидности, прибыли.
Многие российские ученые понимают процесс контроллинга как функционально обособленное направление аналитической деятельности на предприятии. При этом
одни из них связывают его с реализацией информационного обеспечения управления предприятием [1, с. 8], другие - с реализацией финансово-экономической функции по принятию оперативных и стратегических управленческих решений. Контроллинг как инструмент управленческой деятельностью появился в 15 в. в Великобритании, затем получил развитие в Европе и в Соединенных Штатах. В России внимание к контроллингу начало проявляться в начале 1990-х гг., когда в экономике были установлены рыночные отношения. Наибольший интерес к контроллингу (в теоретическом и практическом плане) изначально проявляли банки, как наиболее динамично развивающийся сектор рыночной экономики. Со временем контроллинг стал внедряться в других организации, работающих в различных сферах.
Для того, чтобы быть конкурентно способным на рынке, современному предприятию необходимо иметь качественное информационное обеспечение. Понятно, что для принятия своевременных управленческих решений (т.е. действовать на опережение) необходимо владеть полной информацией.
Принцип построения всех информационно-аналитических систем обуславливается качественными выходными данными, то есть должны соблюдаться основные требования бизнеса, необходимо придерживаться надежности, открытости, обеспечения единого информационного пространства и безопасности. Процесс преобразования данных и/или сведений в информацию, затем в знания является основой информационного обеспечения контроллинга. Качество информационного обеспечения во многом зависит от системы сбора информации, надежности источников информации и своевременности ее предоставления руководству предприятия.
Варианты информационных систем разнообразны и многочисленны. К примеру: ERP-система (Enterprise Resourse Planning System) - система планирования ресурсов предприятия, корпоративная информационная система, необходима для автоматизации процессов; системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные системы управления (АСУ), корпоративные информационные системы (КИС) [2, с. 67].
Используя информационные системы, происходит оперативное сосредоточение и обработка данных по учету фактических затрат, планированию затрат, планированию по месту нахождения затрат, формируются бюджеты и программы для их реализации, выполняются задачи консолидированного планирования. Важность автоматизации информационных потоков на предприятии как части системы оперативного контроля обусловлена тем, что существует постоянное усложнение и расширение информационных потоков, необходимых для принятия правильного управленческого решения.
В целом, контроллинг - это сложная система, которая объединяет различные элементы, такие как постановка целей, планирование, учет, контроль, анализ, сбор информации, поиск альтернатив, выработка рекомендаций для принятия управленческих решений, что позволяет своевременно выявлять и решать проблемы, с которыми сталкиваются предприятие.
Эффективность контроллинга в значительной степени основана на учете затрат, и, следовательно, на важности мониторинга и контроля расходования ресурсов и связанных с этим затрат. Для прогнозирования будущих затрат необходимо сравнить фактические значения затрат с запланированными и проанализировать. Чтобы оптимально использовать этот инструмент в работе, необходима дополнительная информация, в частности, тот факт, что затраты делятся по типам в зависимости от внутренних производственных характеристик и целей. Кроме того, при составлении бюджета затраты учитываются по-разному в зависимости от их типа и времени возникновения. Регулярные расходы, такие как заработная плата, арендная плата, канцелярские товары, прогнозируются ежемесячно в местах их образования в размере одной двенадцатой годовой стоимости. От полноты первичного информационного пространства зависит не только качество информационного обеспечения контроллинга, но и насколько, принятые управленческие решения эффективны. Понятно, что накопить базу знаний без информации и различных данных, обрабатываемых в информационных системах, невозможно. Накопление знаний позволяет создавать информационные модели исследуемых объектов и использовать их для прогнозирования возможных изменений различных параметров, то есть предвидеть будущее, а это и является основной целью контроллинга.
В современном мире практически все предприятия одной отрасли предоставляют примерно одинаковый спектор услуг (так как все находятся в одинаковом правовом поле), и конкурировать можно лишь качестве выпускаемой продукции. Именно для улучшения качества принимаемых управленческих решений необходимо создавать системы информационного обеспечения на базе первичного информационного пространства.
Подводя итог, можно сказать, что одной из основных задач системы контроллинга на предприятии является разработка рекомендаций для принятия управленческих решений. Необходимо проанализировать
сам процесс принятия решений, опреде- казателей. Поддержка управленческих ре-лить, когда и какая информация требуется шений на каждом уровне стратегического, для руководителя. Его практическое зна- оперативного, тактического (функцио-чение заключается в сравнении плановых нального) управления. и фактических значений контрольных по-
Библиографический список
1. Александров Д.В., Александрова Е.В., Лексин А.Ю., Давыдов Н.Н. Методологические основы управления и информатизации бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 376 с.
2. Карминский А.М., Фалько С.Г. Контроллинг на промышленном предприятии. - М.: ФОРУМ; Инфра-М, 2013. - 304 с.
THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE CONTROLLING SYSTEM
IN THE ENTERPRISE
A.S. Titova, Student
Supervisor: V.V. Syroizhko, Doctor of Economic Sciences, Professor
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
(Russia, Voronezh)
Abstract. In the era of post-industrial society, the main production resource is information and knowledge. Due to rapid changes in the market, to manage a modern company, the comprehensiveness of the information base for making operational and strategic decisions and monitoring their implementation is especially relevant. This article discusses the problem of accounting and interpretation of data, taking into account the changes and development of operational controlling. The importance is represented by an effective information-analytical system of the enterprise and a rational choice from existing internal and external offers.
Keywords: controlling, information, enterprise, information systems, efficiency.