Научная статья на тему 'Теоретические аспекты развития региональной системы общего образования в условиях применения программно-целевого метода управления'

Теоретические аспекты развития региональной системы общего образования в условиях применения программно-целевого метода управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ЦЕЛЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / MANAGEMENT / PROGRAM AND TARGET APPROACH / TARGET / REGIONAL SYSTEM OF SECONDARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гомбоев Тимур Будаевич

В статье определена актуальность программно-целевого подхода в управлении системой общего образования на примере Республике Бурятия. Определены и проинтерпретированы применительно к образованию понятия цели и программы. Указаны результаты и преимущества опоры на данный подход в управлении образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гомбоев Тимур Будаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of general education regional system development in the conditions of the program-target method of management implementation

The article defines the relevance of the program-target approach in the management of the general education system on the example of the Republic of Buryatia. The author defines and interpretes concepts and objectives of the program. The results and benefits of this approach in the management of education implementation are revealed.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты развития региональной системы общего образования в условиях применения программно-целевого метода управления»

4. Карпене Т. И. Метод проектов — как поиск новой педагогической альтернативы. Одарённые дети: теория и практика. — М.: Психологический ин.-т РАО; Ярославль: Яросл. ин-т развития образования, 2001. — С. 105-109.

5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Академия, 2000.

6. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. — М.: Вентанта-Граф, 2002. — 112 с.

7. Нерода М. В., Тебенева Т. Н. Педагогическое сопровождение семейного воспитания // Управление ДОУ. — 2005. — №6. — С. 91.

8. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 347 с.

9. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

10. Мудрик А. В. Социальная педагогика. — М.: Academia, 1999. — С. 8-10, 17, 38-39, 41, 95-109.

11. Бацын В. К. Реформа образования в РФ 1990-1994. — М., 1995. — С. 15.

12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.

13. Гуружапов В. А. Аналитика и экспертиза инновационных проектов. — М., 2004.

Будаева Татьяна Чагдуровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Бурятского республиканского института образовательной политики. E-mail: [email protected].

Budaeva Tatiana Ch., candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Buryat Republican Institute of Educational Policy. E-mail: [email protected].

УДК 373

© Т. Б. Гомбоев

Теоретические аспекты развития региональной системы общего образования в условиях применения программно-целевого метода управления

В статье определена актуальность программно-целевого подхода в управлении системой общего образования на примере Республике Бурятия. Определены и проинтерпретированы применительно к образованию понятия цели и программы. Указаны результаты и преимущества опоры на данный подход в управлении образованием.

Ключевые слова: управление, программно-целевой подход, цель, региональная система общего образования.

T. B. Gomboev

Theoretical aspects of general education regional system development in the conditions of the program-target method of management implementation

The article defines the relevance of the program-target approach in the management of the general education system on the example of the Republic of Buryatia. The author de-

fines and interpretes concepts and objectives of the program. The results and benefits of this approach in the management of education implementation are revealed.

Keywords: management, program and target approach, target, regional system of secondary education.

Управление образовательной системой предстает как совокупность сложных процессов, эффективная реализация которых возможна лишь на научной основе. Современным научным основанием описания и реализации управления представляется системный подход. Его осуществление производится в соответствии с программно-целевым принципом (подходом) управления. Функциональное назначение принципа — целевая ориентация управления и придание ему характера системы в соответствии с основной целью. Реализация программно-целевого подхода в управлении образованием — один из основополагающих приоритетов развития образовательной системы.

В то же время любое управленческое действие характеризуется наличием цели и выработкой управляющих воздействий по ее достижению. Все это говорит о том, что программно-целевое управление не является чем-то принципиально новым.

За последние годы в Республике Бурятия произошли существенные сдвиги в организации управления образованием. Совершенствуется правовая база академической самостоятельности образовательных учреждений, преодолевается ведомственный подход к управлению образовательными учреждениями. Осуществляется процесс взаимодействия государственных и общественных форм управления образованием. Новые подходы к управлению образованием закреплены в действующих законодательных актах. Основная цель дальнейшего реформирования управления образованием — создание эффективной региональной системы управления образованием, обеспечивающей взаимодействие государства и общества в интересах динамичного развития и ориентации на удовлетворение запросов личности и общества в условиях модернизации системы образовательной сферы. Исходя из данных предпосылок, актуализируется проблема развития региональной системы общего образования и поиск эффективных методов управления данным процессом.

Современная педагогика располагает значительным научным потенциалом для исследования проблемы развития и модернизации региональной системы образования, включающим исследования инновационных подходов к развитию региональных систем образования (B. C. Иванов), исследования экономических, социальных, управленческих аспектов развития региональных систем образования (А. И. Авдяков, Т. О. Толстых, Г. В. Севастьянова и др.). В области теории и методологии управления — это вопросы системного и программно-целевого подходов (Т. М. Давыденко, А. Е. Капто, В. С. Лазарев, А. М. Моисеев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков и др.) [3, 4].

Исходя из анализа особенностей программно-целевого управления некоторые авторы выделяют два подхода к трактовке данного понятия: расширенное и узкое (Е. П. Голубков, Л. С. Пекарский, Б. А. Райзберг). Программно-целевое управление в широком смысле — это «воздействие субъекта управления на объект управления, вырабатываемое на основе методологии

системного анализа. При этом средства достижения целей управления (план, целевая комплексная программа, оргструктура и др.) определяются, исходя из этих целей и охвата всех стадий воспроизводственного процесса (жизненного цикла)» [2].

Из этого определения следует, что на стадии выработки управленческого воздействия сущность системного анализа и сущность программно-целевого управления практически совпадают. Однако программно-целевое управление в отличие от системного анализа включает и реализацию принятого решения. Целью же системного анализа является только выработка рекомендаций для подготовки управленческого решения.

В узком смысле «сущность программно-целевого подхода в управлении сводится только к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа, являющихся единым плановым документом, в котором отражены все особенности данного подхода» [3].

В современной теории образования находят отражение два основных вида программ. Это программы развития образовательных систем и образовательные программы. И те, и другие могут выступать в качестве целевых [1].

Образовательные программы обладают признаками целевых программ лишь в случае их взаимосвязанности с программами развития образовательных систем и согласованности с ними.

Итак, региональное программно-целевое управление в образовании:

• имеет системный характер;

• подчинено федеральным образовательным целям;

• осуществимо при помощи программ развития образования или согласованных с ними образовательных программ [3].

Таким образом, программно-целевое управление предполагает наличие цели, причем четко осознаваемой, и разработку программы по достижению этой цели. Поэтому при рассмотрении программно-целевого управления образованием особую роль играет единая программа развития образовательной системы.

В государственном масштабе стратегии управления образованием излагаются в федеральных целевых программах и национальном проекте развития образования на перспективу. На их основе разрабатываются региональные программы, в которых стратегии управления образованием уточняются с учетом национальной специфики и местных особенностей региона [4].

На наш взгляд, программно-целевое управление образовательной системой состоит в управлении ее развитием и функционированием в единстве.

Одним из значительных этапов, отражающих модернизацию отечественной образовательной структуры, является реализация приоритетного национального проекта «Образование». В основе данного проекта лежит программно-целевой подход в управлении образованием, в котором осуществляется интеграция и синтез основных принципов управления и планирования: целевого (направленности на конечный результат), комплексности, связи целей и ресурсов, конкретности, единства отраслевого и территориального планирования (как преодоления местничества и ведомственности).

Программно-целевой подход в управлении образованием, особенно в период модернизации, предполагает наличие интегрированных целей управления и программы развития, построенной в соответствии с этими целями. В теории образовательная цель выступает как основание либо системообразующий элемент при построении образовательных систем. Цель, целевой заказ, наряду с начальным состоянием системы педагогического образования, предстают как основания реализации программно-целевого принципа (подхода). Основания системы управления обуславливают определенные стратегию и тактику управления.

ПНП «Образование» был призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и сложившимся социально-экономическим реалиям.

Одним из масштабных направлений реализации ПНП «Образование» является Комплексный проект модернизации образования (КПМО), основной целью которого является — предоставить всем школьникам независимо от места жительства возможность получать качественное общее образование. При этом под качеством образования понимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье граждан. По мнению исследователя развития региональных систем образования А.И. Адам-ского, конечной целью реализации КПМО является внедрение единой информационной системы, повышение автономности образовательных учреждений, обеспечение качества образования и расширения общественного участия в управлении образованием.

Комплексный проект модернизации образования Республики Бурятия реа-лизовывался в заданных на федеральном уровне рамках, в которых каждый регион, муниципалитет, учреждение, педагог имели возможность на своем уровне в проектном режиме участвовать в модернизации системы образования. Общие перспективы развития определены в направлении компетент-ностного подхода, исходя из которого, происходят изменения в требованиях к содержанию и условиям организации образовательного процесса. Это, в свою очередь, влечет за собой изменения в понимании результатов образования и способов их оценивания в каждом отдельном регионе, в том числе и в Республике Бурятия.

Внедрение Комплексного проекта модернизации образования в Республике Бурятия началось с издания распоряжения Правительства РБ от 09.04.2007 г. № 228-р об утверждении и мероприятиях по обеспечению реализации Комплексного проекта модернизации образования Республики Бурятия на 2007-2009 гг. Это позволило заключить соглашения о реализации проекта во всех муниципальных образованиях республики и создать на местах нормативно-правовую базу для проведения мероприятий по пяти направлениям проекта [6].

Для управления проектом была сформирована и утверждена приказом Министерства образования и науки РБ от 03.07.07 № 964 республиканская

рабочая группа, в которую вошли как ответственные по направлениям реализации проекта, так и представители общественных институтов, эксперты. По аналогии создавались муниципальные рабочие группы и школьные рабочие группы в пилотных общеобразовательных учреждениях, вступивших в эксперимент по НСОТ с 1 сентября 2007 г.

Первый этап реализации приоритетного национального проекта «Образование» привлек позитивным изменениям в системе образования: повышению качества образования, улучшению материальной базы школы, обновлению организационной инфраструктуры, активизации работы с родителями, устранению замечаний в уставах школ и др.

Одним из наиболее важных социальных эффектов реализации национального проекта «Образование» явился рост доверия к власти, к тем мерам государства, которые направлены на поддержку и развитие общего образования.

В эпоху глобализации и новых технологий, возникло понимание, что образование — это не просто социальная сфера, а вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия, организации, граждане — все заинтересованные в качественном образовании. Однако, необходимо, отметить, что простое увеличение финансирования не всегда приводит к решению проблем образовательной сферы. В связи с этим, возникает необходимость решать сложившиеся проблемы комплексно, эффективно используя существующие ресурсы.

Комплексный проект модернизации образования Республики Бурятия на 2007-2009 годы предусматривал повышение качества образовательных услуг для населения и эффективности расходования бюджетных средств по следующим направлениям: введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей; переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений; создание единой независимой региональной системы оценки качества образования; развитие региональной сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающей соответствие условий обучения современным требованиям; обеспечение общественного участия в управлении образованием. Ключевой задачей, стоящей перед образованием республики на тот период являлось ин-ституциализация изменений.

Комплексный проект модернизации образования обеспечил начало сложным системным изменениям в образовании. Одним из наиболее важных социальных эффектов и экономической основой модернизации общего образования в Республике Бурятия стал переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, что предполагает отказ от сметно-затратного принципа управления и переход к управлению по результатам [6].

Таким образом, использование программно-целевого подхода в управлении развитием региональной системы общего образования характеризуется информационной открытостью структурных компонентов, их непрерывным взаимодействием друг с другом и с внешней средой; является структурообразующим основанием данного процесса, влияет на него, стимулирует, обеспечивает реализацию комплексных целевых программ и выступает алгоритмом

эффективного управления развитием региональной системы образования. Качество реализации программно-целевого метода управления в процессе развития региональной системы образования обеспечивается комплексом педагогических (стимулирование субъектов управления развитием региональной системы образования; коллективное проектирование образовательной среды региона; разнообразие форм подготовки педагогов к восприятию, освоению и распространению программно-целевого метода управления) и социально-экономических условий (разработка программ основывается на реализации экономического федерализма; изменяется характер планирования — место жестких директив в плане занимает индикативное планирование; программно-целевая основа планирования демократизируется [3]; программы строятся на тщательном анализе целей, предвидении, основанного на знании; учет конкретных условий; учет влияния внутренних и внешних факторов на систему управления; ориентация всех звеньев образования не только на удовлетворение изменяющихся потребностей общества и региона, но и на удовлетворение дифференцированных образовательных запросов личности).

Литература

1. Афанасьев В. Г. Программно-целевое управление: Научное управление обществом / под ред. Л.К. Науменко, Г.П. Журавлева, В.В. Григорьева. — Москва: Мысль, 1978. — Вып. 2. — С. 45-87.

2. Бондаренко О. А Использование программно-целевого подхода в современных условиях развития муниципального образования [Электронный ресурс]. — URL: http://www.scienceforum.ru/2013/120/1603 (дата обращения: 1 апреля 2015 г.).

3. Калина И. И., Смирнова Н. В. Инновационный подход к управлению региональной системой управления [Электронный ресурс]. — URL: http://credonew.ru/content/view/95/50 (дата обращения: 3 апреля 2015 г.).

4. Репин С. А. Программно-целевой принцип управления // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки. — Челябинск, 2009. — Вып.1. — С. 32-34.

5. Суздальцева Л. Н. Управление развитием региональной системы образования в условиях реализации федеральных целевых программ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2011 . — 22 с.

6. Доклад Министерства образования и науки Республики Бурятия: Образование и наука в Республике Бурятия: 2009 год.

7. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 18.12.2002 г. № 1118-р.

8. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 09.04.2007 № 228-р «Об утверждении Комплексного проекта модернизации образования Республики Бурятия на 2007-2009 гг.

Гомбоев Тимур Будаевич, аспирант кафедры педагогики Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Gomboev Timur B., post-graduate student, Pedagogics Department, Buryat State University. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.