Развитие территорий. 2023. № 2. С. 34—40. Territory Development. 2023;(2):34—40.
Проблемы развития экономики и управления
Научная статья УДК: 334
DOI: 10.32324/2412-8945-2023-2-34-40
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Михаил Александрович Мухин1, Анна Александровна Урасова2
1 2 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (Пермский филиал), Пермь, Российская Федерация
1 2 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация
Аннотация. В статье раскрываются ключевые для современных условий теории управления, позволяющие исследовать развитие института некоммерческих организаций, способного выступить дополнительным источником ресурсов для сложившейся системы муниципального менеджмента. В качестве информационной базы исследования выступили труды основоположников ключевых теорий управления, на основе которых развиты современные управленческие подходы социальной направленности. С помощью проведения глубокого логико-структурного анализа источников авторами последовательно приводятся аргументы, обосновывающие возможность рассмотрения некоммерческой организации в качестве элемента системы муниципального менеджмента с теоретический точки зрения. Положения теории социального рыночного хозяйствования позволили вывести понятие некоммерческой организации на новый теоретический уровень осмысления как части муниципальной системы управления. Положения теории социоэкономики обосновали взаимосвязь экономических и социальных составляющих в муниципальном менеджменте, взаимовлияние которых обосновывает включение некоммерческих организаций в систему муниципального менеджмента. На основе синтеза теорий социального рыночного хозяйствования, социоэкономики, муниципального управления и местного самоуправления авторы предлагают свое видение теоретического базиса исследования института некоммерческих организаций как части системы муниципального менеджмента. Ключевые слова: некоммерческая организация, муниципальный менеджмент, система управления Для цитирования: Мухин М. А., Урасова А. А. Теоретические аспекты развития практики управления некоммерческими организациями в системе муниципального менеджмента // Развитие территорий. 2023. № 2. С. 34—40. DOI: 10.32324/2412-8945-2023-2-34-40.
Problems of economic development and management
Original article
THEORETICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE PRACTICE OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE SYSTEM OF MUNICIPAL MANAGEMENT
Mikhail A. Mukhin1, Anna A. Urasova2
1 2 Institute of Economics, Urals Branch, Russian Academy of Sciences (Perm Branch), Perm, Russian Federation 1 2 Perm State National Research University, Perm, Russian Federation
Abstract. The article reveals key management theories for modern conditions, which allow to investigate the development of the institution of non-profit organizations that can act as an additional source of resources for the established system of municipal management. The information base of the study is based on the works of the founders of the key management theories, which are the basis for the development of modern management approaches of social orientation With the help of a deep logical and structural analysis of the sources, the authors consistently provide arguments that justify the possibility of considering a non-profit organization as an element of the municipal management system from a theoretical point of view. The provisions of the theory of social market economy allowed to bring the concept of non-profit organization to a new theoretical level of comprehension as part of the municipal management system. The provisions of the theory of socio-economics substantiated the interrelation of economic and social components in municipal management, the mutual influence of which substantiates the inclusion of non-profit organizations in the municipal management system. Based on the synthesis of the theories of social market economy, socioeconomics, municipal governance and local self-governance, the authors offer their vision of the theoretical basis for the study of the institution of non-profit organizations as part of the municipal management system.
Keywords: non-profit organization, municipal management, management system
© Мухин М. А., Урасова А. А., 2023
For citation: Mukhin М.А., Urasova А.А. Theoretical aspects of the development of the practice of non-profit organizations in the system of municipal management. Territory Development. 2023;(2):34—40. (In Russ.). DOI: 10.32324/24128945-2023-2-34-40.
Введение
Современные условия экономической нестабильности определяют первоочередные задачи развития регионов и территорий, ставя в качестве основополагающего вопрос поступательного экономического роста. В этих целях система управления всех уровней вынуждена задаваться поиском целого ряда новых источников развития, ресурсов, в том числе административных, привлечением к реализации отдельных функций управления различных субъектов хозяйственной деятельности и акторов общественного пространства. В системе реализации приоритетов, заложенных в национальных проектах и программах, перед органами местного самоуправления возникает необходимость значительных корректировок собственных проектов и программ развития. Такой тренд делает еще более обоснованным привлечение в систему муниципального управления некоммерческого сектора в различных формах, в том числе с позиции взаимодействия с государственными структурами и представителями коммерческого сектора.
Таким образом, внешние факторы и последствия экономических шоков определили условия, при которых некоммерческие организации (НКО) становятся одним из значимых институтов, способных не только поддержать, но и увеличить показатели экономического роста территории.
При этом возникает необходимость выработки соответствующих управленческих инструментов и механизмов включения некоммерческого сектора в систему муниципального менеджмента. Ориентация на поиск и реализацию всех резервов территорий вынуждает создавать подобные механизмы и обосновывать их эффективность. То есть мы сталкиваемся с ситуацией, когда практика опережает теоретические разработки. Это усугубляется и постоянным возникновением новых информационных, технологических и социальных потрясений. Можно резюмировать, что феномен включения некоммерческого сектора в систему муниципального менеджмента является новым, актуальным с позиции текущих экономических и социальных трендов и требует теоретического обоснования, выработки инструментов и механизмов внедрения и развития. Под системой муниципального менеджмента авторы понимают отличающуюся от местного самоуправления и муниципального управления систему отношений между субъектами муниципального развития (органы местного самоуправления, организации «третьего сектора» и общественные активисты, юридические лица разных форм собственности, иные участники хозяйственной жизни, социально-экономических процессов в муниципальном образовании), построенную на конкретных проектах, показателях результативности и эффективности взаимодействия, вклада в развитие территории.
Цели и задачи исследования
Цель исследования заключается в обосновании авторского теоретического подхода к развитию системы муниципального менеджмента, базирующегося на синтезе положений теории социального рыночного хозяйствования, теории социо-экономики, теорий муниципального управления и местного самоуправления, ключевым звеном которого стала практика управления некоммерческой организацией. Сообразно авторской логике в работе последовательно решены следующие задачи: обоснован выбор ключевых теорий, положения которых позволяют развивать систему национальный целей и приоритетов на территориальном уровне с привлечением новых ресурсов; конкретизированы положения теорий социального рыночного хозяйствования, теории социоэкономики, теорий муниципального управления и местного самоуправления с позиции раскрытия специфики и возможностей управления некоммерческих организаций в системе муниципального менеджмента; предложено авторское видение состава и содержания теоретического базиса развития системы муниципального менеджмента на основе включения в нее некоммерческой организации.
Методы
Исследование базируется на применении логико-структурного анализа. В качестве структурных элементов при этом выступают положения ключевых теорий, идентификация логической взаимосвязи которых относительно предмета настоящей работы формирует авторское видение и результаты настоящего исследования. Процедура применения логико-структурного анализа представляет собой последовательность этапов: 1) анализ актуальных теоретических подходов и концепций в сфере развития муниципального менеджмента, позволяющий идентифицировать конкретные актуальные теории с позиции их возможностей и ограничений; 2) определение ключевых теоретических положений, акцентирующих внимание на отдельных элементах предмета исследования; 3) анализ проблем и ограничений применения практики управления некоммерческой организацией в системе муниципального менеджмента; 4) выявление условий, противоречащих включению некоммерческих организаций в систему муниципального менеджмента; 5) анализ возможностей и эффектов включения некоммерческих организаций в систему муниципального менеджмента; 6) разработка теоретического базиса исследования включения некоммерческих организаций в систему муниципального менеджмента, раскрытие его преимуществ.
В качестве информационной базы исследования выступили работы авторов-основоположников ряда теорий управления и представителей научных школ, развивающих положения теории соци-
ального рыночного хозяйствования, теории соци-оэкономики, теорий муниципального управления и местного самоуправления.
Основные результаты исследования
Современное общественное развитие с точки зрения эволюции теории гражданского общества прошло целый ряд этапов, на очередном из которых возникло и концептуально оформилось явление «третьего сектора» и сформировались сущностные характеристики некоммерческой организации как явления в социально-экономическом пространстве, что подтверждается в трудах ряда авторов: А. Этциони [1], Т. Левитта [2], В. Нильсена [3].
Институциональное оформление некоммерческой организации и ее развитие приводят к постепенному смещению исследовательского интереса к взаимосвязям НКО с коммерческим и государственным секторами, рациональному поведению населения при создании определенных видов благ [4—7].
Превалирование рыночных механизмов в экономической теории предопределило рассмотрение некоммерческого сектора сквозь призму экономической эффективности. Например, отдельные исследователи доказали, что некоммерческая организация способна привести к значительному снижению транзакционных издержек [8]. Сущностной особенностью некоммерческой организации при этом выступает ее ориентация на создание особых благ и услуг, коммерческий интерес при этом весьма второстепенен. Кроме того, основополагающим является вопрос качества, который подконтролен некоммерческому сектору и является своего рода преимуществом данного вида организаций [9]. Таким образом, блага и услуги, произведенные некоммерческим сектором, с одной стороны, снижают транзакционные издержки, с другой стороны, поддерживают должный уровень качества.
Второй сущностной характеристикой некоммерческой организации выступает ее функционирование в условиях постоянного дефицита ресурсов, что обусловливает необходимость и, соответственно, постоянной выработки инструментов и механизмов поиска резервов для развития.
Помимо этого, нельзя не отметить, что некоммерческая организация, несмотря на социальную ориентированность, реализует интерес отдельных социальных групп местного населения, чьи потребности получили наивысший спрос [10].
Таким образом, к сущностным характеристикам некоммерческой организации отнесем: 1) функционирование в рыночных условиях постоянного дефицита ресурсов; 2) ориентацию на создание особых благ и услуг, преимущественно в социальной сфере; 3) реализацию интересов отдельных социальных групп, чьи потребности получили наивысший спрос; 4) территориальную определенность, чаще в границах муниципальных образований.
Учитывая выявленные особенности некоммерческой организации как социально-экономичес-
кого института, представляется целесообразным в качестве теоретической основы исследования рассмотреть положения теорий: социального рыночного хозяйства; социоэкономики; муниципального управления и местного самоуправления.
Социальное государство как феномен имеет длительную историю в развитии научного дискурса. За этот период сформировались ключевые положения, тренды развития социально ориентированной экономики, закономерности развития социального государства и пр. [11]
Если опираться на труды основоположников теории социального рыночного хозяйствования, то сущностью общественного развития выступает баланс интересов между рынком, государством и социальными группами [12]. Кроме того, теоретики отмечали равенство экономических и социальных элементов, а социальные интересы рассматривались как равные экономическим с позиции развития рыночных механизмов [12]. В частности, А. Мюллер-Армак указывал, что социальное рыночное хозяйство имеет целью своего развития достижение равновесия на основе внедрения новых форм взаимодействия в экономическом и социальном пространстве. Кроме того, некоммерческий сектор в качестве ведущего в рамках социального государства обосновывали В. Рёпке и А. Рюстов [13].
Отечественные исследователи в этом направлении также отмечают экономическую дееспособность, социальную справедливость в качестве ключевых элементов социального рыночного хозяйствования [14].
Можно заключить, что ключевые положения теории социального рыночного хозяйства с позиции исследования некоммерческих организаций позволяют особенным образом рассматривать:
— систему управления, в том числе на муниципальном уровне, как источник рамочных условий для развития некоммерческого сектора территории;
— акторов государственного уровня управления как контролирующих рыночные принципы хозяйствования;
— социальную ориентированность государства как приоритет в направлении повышения благосостояния населения на основе организации общественных объединений.
Положения и тезисы теории социоэкономики свидетельствуют о развитии данного научного направления на основе экономической оценки неэкономических процессов. Исходя из этого выявляются и доказываются сразу несколько закономерностей в развитии экономики на различных уровнях [1].
Взаимосвязь экономических и социальных элементов в пространстве территории имеет многообразие форм, в которых происходят преобразования территориального пространства [15]. Приоритет социальных составляющих над экономическими при этом доказывается на основании общественной активности как источника любого экономического преобразования.
В результате на определенном этапе общественного развития происходит формирование социоэкономических отношений, что вызвано изменением роли человека в трудовых отношениях, смещением пропорций от физического к интеллектуальному труду, расширением спектра социальных ролей, появлением новых форм межсекторного взаимодействия (государство — коммерческий сектор — население), сложностью и разнонаправленностью социальных и экономических процессов [16].
Такие тренды были отмечены авторами и на муниципальном уровне [17]. Так, среди задач органов муниципального управления и местного самоуправления отмечено создание соответствующих условий для развития населения, реализации способностей, что можно организовать в рамках некоммерческой организации [18].
Также представителями социоэкономики предложены и ключевые направления социоэкономи-ческого развития: рост экономики, развитие человеческого потенциала и развитие инфраструктуры [18 ; 19].
Таким образом, применительно к исследованию некоммерческого сектора в контексте развития муниципального менеджмента можно обозначить следующие положения:
— в условиях современных вызовов от системы муниципального менеджмента требуется разработка мер по развитию социальной сферы жизни общества;
— муниципальному менеджменту необходима выработка стратегических приоритетов, связанных с реализацией человеческих способностей и интересов;
— население выступает основой для развития территории, реализация потенциала которого определяет показатели экономического роста.
Теории муниципального управления и местного самоуправления в последние годы получили несколько импульсов для развития. Ряд видных ученых говорят о равенстве категорий «муниципальное управление» и «местное самоуправление» [20 ; 21]. Вместе с тем отметим, что муниципальное управление есть функция системы муниципального менеджмента, а местное самоуправления, в свою очередь, представляет собой деятельность населения в процессах выработки управленческих решений.
На современном этапе развития появились исследования, развивающие категорию «муниципальное управление» с позиции реализации спектра управленческих процессов органов местного самоуправления. При этом отмечается регулирующий характер данных процессов, а также взаимосвязанность с интересами населения [22]. Кроме того, есть позиции, раскрывающие муниципальное управление через компетенции и квалификационные характеристики муниципального менеджмента [23].
Тем не менее отметим, что муниципальное управление, являясь частью общей теории управления, направлено на решение сложных социально-экономических явлений в рамках самоуправления, с целью реализации интересов населения [24].
Именно с позиции самоорганизации некоммерческие организации можно рассматривать в системе муниципального менеджмента, поскольку они выступают инструментом для вовлечения граждан в управленческие процессы [25]. На основе самоорганизации в формате некоммерческих организаций можно повысить эффективность системы муниципального управления [26].
Резюмируем: с позиции исследования некоммерческого сектора в муниципальном менеджменте теории муниципального управления и местного самоуправления позволяют сформулировать следующие тезисы:
— некоммерческая организация на основе самоорганизации населения может выступить в качестве субъекта социально-экономического развития муниципального образования;
— органы муниципального управления находятся в постоянном поиске новых форм развития муниципальной экономики;
— создавая новые инструменты управления, некоммерческие организации могут стать основой для повышения эффективности системы муниципального менеджмента.
Проведенный логико-структурный анализ, конкретизация положений и синтез теорий социального рыночного хозяйства, социоэкономики и муниципального управления, а также местного самоуправления позволили сформировать авторское видение теоретической базы исследования процессов включения некоммерческих организаций в систему муниципального менеджмента (рисунок).
Теоретический базис исследования некоммерческих организаций в системе муниципального менеджмента Theoretical basis of the study of non-profit organizations in the system of municipal management
Представленный подход отличается следующим:
— позволяет рассмотреть некоммерческую организацию как часть муниципального менеджмента;
— рассматривает некоммерческую организацию как взаимосвязывающий государство и население элемент;
— некоммерческая организация выступает источником для реализации отдельных функций муниципального менеджмента в направлении производства отдельных социальных благ и услуг;
— деятельность некоммерческой организации может привести к ряду экономических эффектов.
Таким образом, обобщение положений теории социального рыночного хозяйства, теории социо-экономики и теории муниципального управления представляет собой обосновываемый автором теоретический подход к исследованию некоммерческих организаций в системе муниципального менеджмента.
Выводы
По результатам проведенного логико-структурного анализа в рамках данной работы произведено обобщение ключевых положений теории социального рыночного хозяйства, теории социо-экономики, теории муниципального управления в контексте процесса включения некоммерческой организации в систему муниципального менедж-
мента. А именно, в рыночных условиях хозяйствования в настоящее время, с учетом поиска резервов и потенциалов для развития территорий, происходит развитие механизмов вовлечения населения муниципальных образований в рыночные процессы. Кроме того, возрастает значимость человека как ресурса, используемого для развития муниципалитета. Превалирование социальных вопросов в перечнях задач муниципального управления определяет первоочередность привлечения субъектов хозяйственной деятельности, способных качественно оказывать данные услуги, учитывая социальные приоритеты и интересы местного населения. Помимо этого, впервые некоммерческие организации рассматриваются как административный ресурс, активизация которого направлена на развитие общества. При этом деятельность некоммерческих организаций как хозяйствующих субъектов имеет экономические эффекты, диагностика и измерение которых может выступать основой для корректировки отдельных приоритетов в социально-экономическом развитии территорий.
Таким образом, можно констатировать, что включение некоммерческих организаций в систему муниципального менеджмента является одним из перспективных направлений развития территорий в условиях реализации и задействования дополнительных резервов и потенциалов.
Список источников
1. EtzioniA. The third sector and domestic missions // Public Administration Review. 1973. Vol. 33. Issue 4. P. 314—323.
2. Levitt T. The third sector. New tactics for a responsive society. N. Y. : Amacom Press, 1973. 182 p.
3. Nielsen W. The endangered sector. N. Y. : Columbia University Press, 1979. 279 p.
4. Becker G. Human capital: A theoretical and empirical analysis. Chicago : University of Chicago Press, 1993. 412 p.
5. North D. Institutions, institutional change and economic performance. N. Y. : Cambridge University Press,1999.
6. Putnam R. D. Bowling alone: America's declining social capital // Journal of Democracy. 1995. Vol. 6. Issue 1. Jan uary. P. 65—78.
7. Olson M. The rise and decline of nations: Economic growth, stagflation, and social rigidities. New Haven ; CT : Yale University Press, 1982. 273 p.
8. Hansmann H. Economic theories of nonprofit organizations // The nonprofit sector: A research handbook / W. W. Powell (ed.). New Haven ; CT : Yale University Press, 1987. 459 p.
9. Borgaza C., Tortia E. The economics of social enterprises. An interpretative framework // The economics of social responsibility: The world of social enterprises / L. Becchetti, C. Borgaza (eds.). Routledge, 2010. P. 15—33.
10. Weisbrod B. The future of nonprofit sector: Its entwining with private enterprise and government // Journal of Policy Analysis and Management. 1997. Vol. 16. Issue 4. P. 541—555. DOI: https://doi. org/10.1002/(SICI)1520— 6688(199723)16:4<541::AID-PAM2>3.0.C0;2-G
11. Морозова Н. И. Эволюция общества в сторону накопления элементов социализации — ведущая тенденция современного общественно-экономического развития // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 1. С. 64—69.
12. Muller-ArmackA. Wirtschaftslenkung und Marktwirtschaft. Hamburg, 1946. 88 p.
13. ГутникВ. П. Политика хозяйственного порядка в Германии. М. : Экономика, 2002. 271 с.
14. Нуреев Р. М.Социальный рыночный порядок в Германии: путь от теории к практике // Историко-экономические исследования. 2007. Т. 7, № 1. С. 8—14.
15. Шабанова М. А. Социоэкономика и современность (о пользе и рисках экспансии экономического подхода) // Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 105.
16. Шулус А. А. Социоэкономика как межотраслевая наука: предмет, методы, формы институционализации // Труд и социальные отношения. 2008. № 1. С. 4—12.
17. Сурин А. В. Социоэкономика: от теории к парадигме // Вестник Московского университета. Сер. Управление (государство и общество). 2009. № 1. С. 3—24.
18. Сухих В. А. Развитие теоретико-методологических основ формирования социоэкономики в пространстве региона : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2008. 42 с.
19. Дворядкина Е. Б., Простова Д. М., Истомина Н. А. Социально ориентированные некоммерческие организации: региональная повестка. Екатеринбург, 2022. 167 с.
20. РайзбергБ. А. Основы бизнеса. 3-е изд. М. : Ось-89, 1998.
21. Хайруллов Д. С., Давыдова Л. А. Формы и методы муниципального управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 23. С. 208.
22. Гладышев А. Г. Развитие местного сообщества: теория, методология, практика. М. : Граница, 1999.
23. Васильев А. А. Система муниципального управления. 2-е изд. М. : КноРус. 2010. С. 14.
24. Муниципальная экономика / колл. авт. ; под общ. ред. Я. П. Силина, Е. Г. Анимицы ; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Вольное экономическое общество, Уральский государственный экономический университет. Екатеринбург : Изд-во УРГЭУ, 2021. 494 с.
25. Мальковец Н. В. Некоммерческие организации на территории муниципального образования: проблемы взаимодействия // Экономические и социальные проблемы России. 2022. № 3 (51). С. 125—140.
26. Андреева Е. Л., Захарова В. В., Ратнер А. В. Эволюция социального государства: теория и практика вопроса // Журнал экономической теории. 2014. № 3. С. 66—73.
References
1. Etzioni A. The third sector and domestic missions, Public Administration Review, 1973, vol. 33, issue 4, pp. 314—323.
2. Levitt T. The third sector. New tactics for a responsive so-ciety. New York, Amacom Press, 1973, 182 p.
3. Nielsen W. The endangered sector. New York, Columbia University Press, 1979, 279 p.
4. Becker G. Human capital: A theoretical and empirical analysis. Chicago, University of Chicago Press, 1993, 412 p.
5. North D. Institutions, institutional change and economic performance. New York, Cambridge University Press,1999.
6. Putnam R.D. Bowling alone: America's declining social capital, Journal of Democracy, 1995, vol. 6, issue 1, January, pp. 65—78.
7. Olson M. The rise and decline of nations: Economic growth, stagflation, and social rigidities. New Haven, CT, Yale University Press, 1982, 273 p.
8. Hansmann H., Powell W.W. (ed.) Economic theories of nonprofit organizations, The nonprofit sector: A research handbook, New Haven, CT, Yale University Press, 1987, 459 p.
9. Borgaza C., Tortia E., Becchetti L. (ed.), Borgaza C. (ed.) The economics of social enterprises. An interpretative framework, The economics of social responsibility: The world of social enterprises. Routledge, 2010, pp. 15—33.
10. Weisbrod B. The future of nonprofit sector: Its entwining with private enterprise and government, Journal of Policy Analysis and Management, 1997, vol. 16, issue 4, pp. 541—555. DOI: https://doi. org/10.1002/(SICI)1520— 6688(199723)16:4<541::AID-PAM2>3.0.C0;2-G
11. Morozova N.I. Evolyutsiya obshchestva v storonu nakopleniya elementov sotsializatsii — vedushchaya tendentsiya sovremennogo obshchestvenno-ekonomicheskogo razvitiya [The evolution of society toward the accumulation of elements of socialization is the leading trend of modern socio-economic development], Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgograd-skogo instituta biznesa [Business. Education. Law. Vestnik (Herald) of Volgograd institute of business]. 2011. № 1. S. 64—69.
12. Muller-Armack A. Wirtschaftslenkung und Marktwirtschaft. Hamburg, 1946, 88 p.
13. Gutnik V.P. Politika khozyaistvennogo poryadka v Germanii [The politics of economic order in Germany]. Moscow, Ekonomika, 2002, 271 p.
14. Nureev R.M. Sotsial'nyi rynochnyi poryadok v Ger-manii: put' ot teorii k praktike [The social market order in Germany: from theory to practice], Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya [Historical and economic research], 2007, vol. 7, no. 1, pp. 8—14.
15. Shabanova M.A. Sotsioekonomika i sovremennost' (o pol'ze i riskakh ekspansii ekonomicheskogo podkhodaj [Socioeconomics and modernity (on the benefits and risks of the expansion of the economic approach)], Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social science and modernity], 2010, no. 4, pp. 105.
16. Shulus A.A. Sotsioekonomika kak mezhotraslevaya nauka: predmet, metody, formy institutsionalizatsii [Socioeconomics as an interdisciplinary science: subject matter, methods, forms of institutionalization], Trud i sotsial'nye otnosheniya [Labor and social relations], 2008, no. 1, pp. 4—12.
17. Surin A.V. Sotsioekonomika: ot teorii k paradigme [Socioeconomics: from theory to paradigm] Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo) [Vestnik (Herald) of the Moscow University. Management (State and Society)], 2009, no. 1, pp. 3—24.
18. Sukhikh V.A. Razvitie teoretiko-metodologicheskikh osnov formirovaniya sotsioekonomiki v prostranstve regiona [Development of theoretical and methodological foundations for the formation of socio-economics in the region], Dr. econom. sci. diss. Abstr. Ekaterinburg, 2008, 42 p.
19. Dvoryadkina E.B., Prostova D.M., Istomina N.A. Sotsial'no orientirovannye nekommercheskie organizatsii: region-al'naya povestka [Socially oriented non-profit organizations: a regional agenda]. Ekaterinburg, 2022, 167 p.
20. Raizberg B.A. Osnovy biznesa [The basics of business], ed. 3. Moscow, 0s'-89, 1998.
21. Khairullov D.S., Davydova L.A. Formy i metody munitsipal'nogo upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem territorii munitsipal'nogo obrazovaniya [Forms and methods of municipal management of socio-economic development of the territory of the municipality], Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta [Vestnik (Herald) of Kazan University of Technology], 2012, no. 23, pp. 208.
22. Gladyshev A.G. Razvitie mestnogo soobshchestva: teoriya, metodologiya, praktika [Local community development: theory, methodology, and practice]. Moscow, Granitsa, 1999.
23. Vasil'ev A.A. Sistema munitsipal'nogo upravleniya [The system of municipal administration], ed. 2. Moscow, KnoRus, 2010, p. 14.
24. Silina Ya.P., Animitsy E.G. (eds.) Munitsipal'naya ekonomika [Municipal economy]. Ekaterinburg, URGEU Publ., 2021, 494 p.
25. Mal'kovets N.V. Nekommercheskie organizatsii na territorii munitsipal'nogo obrazovaniya: problemy vzaimodeistviya [Non-profit organizations on the territory of the municipality: the problems of interaction], Ekonomicheskie i sotsial'nye problemy Rossii [Economic and Social Problems in Russia], 2022, no. 3 (51), pp. 125—140.
26. Andreeva E.L., Zakharova V.V., Ratner A.V. Evolyutsiya sotsial'nogo gosudarstva: teoriya i praktika voprosa [The evolution of the social state: theory and practice of the question], Zhurnal ekonomicheskoi teorii [Journal of economic theory], 2014, no. 3, pp. 66—73.
Информация об авторах
Мухин Михаил Александрович — старший преподаватель, кафедра государственного и муниципального управления, Пермский государственный национальный исследовательский университет, младший научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (Пермский филиал), директор Малой академии государственного управления Пермского края, Пермь, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Урасова Анна Александровна — доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Пермский государственный национальный исследовательский университет, ведущий научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (Пермский филиал), Пермь, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the authors Mikhail A. Mukhin — Senior Lecturer, Department of State and Municipal Management, Perm State National Research University, Junior Researcher, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Perm Branch), Director of the Small Academy of Public Administration of Perm Region, Perm, Russian Federation. E-mail: [email protected] Anna A. Urasova — Doctor of Economics, Associate Professor, Associate Professor of State and Municipal Management Department, Perm State National Research University, Leading Researcher, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Perm Branch), Perm, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.01.2023; одобрена после рецензирования 22.02.2023; принята к публикации 22.05.2023.
The article was submitted 17.01.2023; approved after reviewing 22.02.2023; accepted for publication 22.05.2023.