www.volsu.ru
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2022.4.9
UDC 316.334.2 Submitted: 03.10.2022
LBC 60.561.2 Accepted: 05.12.2022
SOCIALLY-ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE STRUCTURE OF THE "THIRD SECTOR"OF THE ECONOMY IN RUSSIA
Irada M. Dudina
P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russian Federation
Elena G. Efimova
Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation
Dina M. Prostova
Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation
Abstract. The purpose of the paper is to study the functioning of socially oriented non-profit organizations (SO NPOs) in the structure of the third sector of the Russian economy, realizing socially significant benefits for society. To achieve the goal, interpretations of the concept of non-profit organizations (NPOs) were generalized and systematized, the main characteristics of their activities were identified, statistical indicators were studied, which made it possible to determine the essence and significance of the functioning of these organizations from the standpoint of public utility. Society is in demand for social benefits that are aimed at meeting the market needs of people. This study is an attempt to answer the question, how can the social benefits demanded by society be realized in modern conditions? This determines the relevance of the scientific article. The research uses the following methods: analysis, generalization and systematization of scientific provisions in the field of functioning and development of non-profit organizations; comparison of the main normative legal acts in the field of the right field of activity of these organizations; analysis of a sample of statistical data revealing the dynamics of indicators of non-profit organizations in quantitative and qualitative aspects. The theoretical contribution of the study is to determine the essence of the activities of socially-oriented non-profit organizations, their structure based on classification by type of activity, justification of the legal field of their activities. From a practical point of view, the contribution of socially-oriented non-profit organizations to the socio-economic development of the country is determined based on the analysis of statistical data. The analysis of indicators of functioning of socially-oriented non-profit organizations in the field of vocational education is carried out. The demand for educational services of various types of NGOs was noted, which has increased many times by 2021. There is a tendency to decrease the number of students enrolled in higher education programs, a significant increase in the number of students enrolled in secondary special education programs, as well as an increase in the number of private organizations of vocational education. The article concludes that SO NPOs operating in ^ the field of vocational education form and develop the human resources potential of the regional economy, influence the situation on the regional labor market, minimize the risks of unemployment and social isolation of ¡3 people due to low qualifications.
& Key words: non-profit organizations, "the third sector" of the economy, socio-economic development, '"l vocational education, modernization.
W Citation. Dudina I.M., Efimova E.G., Prostova D.M. Socially-Oriented Non-Profit Organizations in the Structure § ofthe "Third Sector"of the Economy in Russia. Logos etPraxis, 2022, vol. 21, no. 4, pp. 95-109. (in Russian). DOI:
-e w
и
https://doi.org/10.15688/lpjvolsu.2022.4.9
УДК 316.334.2 ББК 60.561.2
Дата поступления статьи: 03.10.2022 Дата принятия статьи: 05.12.2022
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРУКТУРЕ «ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА» ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль, Российская Федерация
Елена Георгиевна Ефимова
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация
Дина Михайловна Простова
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация
Аннотация. Целью статьи является исследование функционирования социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в структуре третьего сектора экономики России, реализующих социально-значимые для общества блага. Для достижения цели обобщены и систематизированы трактовки понятия некоммерческих организаций (НКО), выделены основные характеристики их деятельности, исследованы статистические показатели, что позволило определить сущность и значимость функционирования данных организаций с позиции общественной полезности. Социальные блага востребованы обществом и направлены на удовлетворение нерыночных потребностей людей, данное исследование представляет собой попытку ответить на вопрос, каким путем могут реализовываться востребованные обществом социальные блага в современных условиях? Этим определяется актуальность научной статьи. В исследовании использованы анализ, обобщение и систематизация научных положений в сфере функционирования и развития некоммерческих организаций, сопоставление основных нормативно-правовых актов в сфере правого поля деятельности данных организаций; проведен анализ выборки статистических данных, выявляющих динамику показателей некоммерческих организаций в количественном и качественном аспектах. Теоретическим вкладом исследования является определение сущности деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций, их структуры на основе классификации по видам деятельности, обоснование правового поля их деятельности. С практической точки зрения определен вклад социально-ориентированных некоммерческих организаций в социально-экономическое развитие страны на основе анализа данных статистики. Проведен анализ показателей функционирования социально-ориентированных некоммерческих организаций в сфере профессионального образования. Отмечена востребованность образовательных услуг разных видов НКО, которая к 2021 году многократно увеличилась. Выявлена тенденция снижение числа обучающихся по программам высшего образования, значительный рост числа обучающихся по программам среднего специального образования, а также увеличение количества частных организаций в сфере профессионального образования. Делается вывод, что СО НКО, работающие в сфере профессионального образования, формируют и развивают кадровый потенциал экономики регионов, влияют на ситуацию на региональном рынке труда, минимизируют риски безработицы и социальной изоляции людей по причине низкой квалификации.
Ключевые слова: некоммерческие организации, «третий сектор» экономики, социально-экономическое развитие, профессиональное образование, модернизация.
Цитирование. Дудина И.М., Ефимова Е.Г., Простова Д.М. Социально-ориентированные некоммерческие организации в структуре «третьего сектора» экономики России // Logos et Praxis. - 2022. - Т. 21, № 4. -С. 95-109. - DOI: https://doi.Org/10.15688/lp.jvolsu.2022.4.9
Ирада Мехтиевна Дудина
Переход экономических систем к постиндустриальному типу развития определяется соотношением материальной сферы и сферы услуг в общественном производстве, где вторая имеет тенденцию значительного увеличения.
Введение
Со второй половины XX века данная тенденция характерна для стран с высоким уровнем экономического развития. Кроме того, экономисты в это же время стали выделять еще одну тенденцию: с ростом доходов предельная полезность некоторых товаров и услуг снижается. Данные факты в целом привели к
росту сферы услуг, в том числе и особого типа услуг для удовлетворения потребностей человека, не измеряемых в денежном выражении. Речь идет о социальных услугах, соответствующих высшим потребностям человека, выделенных в пирамиде А. Маслоу, таких как самореализация, общение, признание и т. п.
В XXI веке начинается формирование и развитие экономики нерыночных услуг, предоставляемых общественными организациями с особым типом хозяйствования - некоммерческими. Данные организации включены в структуру «третьего сектора экономики», где, как отмечают научные исследования, происходит интенсивный рост и развитие.
Третий сектор экономики - общественный сектор - производит общественные блага и имеет целью их производство и предоставление потребителям. Социально значимые блага не могут реализовываться на рынке, поскольку не являются предметом купли-продажи с целью извлечения прибыли, но они необходимы для достижения социальных целей. Поскольку данный вид благ направлен на удовлетворение нерыночных потребностей общества, это является одной из причин роста общественного сектора, предоставляющего некоммерческие услуги в таких сферах, как образование, воспитание, творчество и других услугах/благах, востребованных обществом.
В Российской Федерации сложилась экономика смешанного типа с различными формами собственности и способами хозяйствования, а ее особенностью является ориентация в большей степени на социальную модель, предполагающую активное участие государства в регулировании экономики и решении социально-экономических задач.
О значимости «третьего сектора» экономики России для ее социально-экономического развития мнения ученых разделились: некоторые скептически относятся к его значимости, поскольку считают использование ими ресурсов неэффективным, а предоставление услуг недостаточно качественным; другие, наоборот, приводят аргументы о пользе его чрезвычайного разнообразия, отсутствия конкуренции между некоммерческими организациями (далее НКО) и государственными и коммерческими структурами, которые берут на себя выполнение важной социальной фун-
кции удовлетворения потребностей людей востребованными услугами и нематериальными благами. В условиях ограниченности ресурсов некоммерческие организации помогают органам власти и управления определять приоритеты государственной политики в удовлетворении граждан социально значимыми благами.
Анализ научных положений позволяет привести аргументы в пользу функционирования некоммерческих организаций в структуре «третьего сектора» экономики. В конце XX столетия к категории важных ресурсов экономисты относят человеческий капитал, в качестве основы перспективного развития общества в условиях смены мирового технологического уклада, наряду с финансовыми, природными и другими ресурсами. Теория человеческого капитала, определяющая человека одним из важных ресурсов развития современного общества, представляет одну из основ для исследования становления и развития некоммерческого сектора и входящих в него организаций, ориентированных на предоставление специфических благ и услуг гражданам.
Теоретически параметры экономического роста определяют индикаторами, которые характеризуют различные стороны развития гражданского общества. Исследователи отмечают, что в условиях возникновения «провалов» (кризиса, фиаско) рынка НКО обладают такими способностями, как снижать трансакционные издержки контролировать со стороны потребителей качество предоставляемых социально-ориентированными некоммерческими организациями (далее СО НКО) услуг [Hansmann 1987; Грегова 2008].
Общественный сектор состоит из структур, включающих государственный, смешанный и добровольно-общественный элементы (подструктуры), и особое место в нем занимают НКО [Грегова 2008, 128].
В научных исследованиях о функционировании некоммерческих организаций авторы определяют, что посредством таковых государство может реализовать удовлетворение потребностей различных социальных групп общества, ориентируясь при этом на «среднего избирателя» [Hansmann 1987; Van Slyke, Lecy, Yoon web; Королева 2011; Зворыкина 2017].
В общем смысле функционирование «третьего сектора» экономики заключается в основной его цели - удовлетворение потребностей общественных групп, чем способствует повышению уровня жизни граждан. Показатели уровня жизни и благополучия, повышение качества жизни находятся в сфере государственных интересов, которые закреплены в некоторых законодательных документах [Федеральный закон N 7-ФЗ 1996... ст. 2, п. 2, Федеральный закон от 05.04.2010...], и относятся к аспектам национальной и экономической безопасности страны.
Кроме того, основы социально-экономического развития страны представлены в действующих нормативных документах, среди которых можно выделить Стратегию пространственного развития [Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019...], Стратегию национальной безопасности [Указ Президента РФ от 02.07.2021...] и другие документы. Стратегии определяют основные векторы социально-экономического развития страны, регионов и муниципальных образований, и в разрезе территорий обеспечение их экономического роста тесно связано со становлением и функционированием «третьего сектора экономики», включающему некоммерческие организации [Дворядкина, Простова 2019, 47].
Текущий 2022 год для России стал годом значимых перемен в экономике и геополитике нашей страны в результате произошедших «катастрофических событий», потрясших сегодня весь мир, описанных академиком РАН Глазьевым С.Ю. [Глазьев web]. Есть основания полагать, что сложившуюся геополитическую ситуацию можно использовать для проведения качественной структурной перестройки экономики России, определения направлений стратегии социально-экономического развития нации в новых геополитических условиях, где уже сейчас следует определить важные стратегические приоритеты для внешней и внутренней государственной политики, сформировать законодательные основы для развития всех секторов национальной экономики, в том числе «третьего сектора», поскольку он способен взять на себя функцию удовлетворения потребностей населения в социально-значимых благах и услугах.
Приведенные аргументы делают актуальным исследование сущности и значимости «третьего сектора экономики» России в контексте социально-экономического развития страны и ее территорий (регионов, муниципальных образований), где в составе некоммерческих организаций находятся образовательные организации, в том числе профессионального образования с их ключевой ролью в формировании человеческого капитала.
Некоммерческие организации в структуре «третьего сектора экономики»: понятие, сущность и значение для развития общества
Обратимся к понятию «некоммерческая организация». В словаре терминов институциональной экономики Г. Литвинцевой указано: «некоммерческая (бесприбыльная) организация - это организация (часто корпорация), доход от деятельности, которой за вычетом расходов должен оставаться в самой организации и использоваться для достижения стоящих перед организацией целей. Некоммерческая организация не имеет собственников, то есть претендентов на остаточный доход» [Литвинцева web].
В 1996 году зарубежные ученые предложили научное обоснование классификации некоммерческих организаций [Salamon, Anheier, 1992b], и сформулировали их отличительные особенности для практического применения [National Council of Voluntary... 1995]. Речь идет о Международной классификации некоммерческих организаций (ICNPO, 1996 г.) в соответствие с которой они могут быть признаны «некоммерческими» [Salamon, Anheier, 1996]. Учеными выделено пять особенностей, характеризующих данные организации:
1. Организации, представляющие часть институциональной сферы с возможностью трансформации социальных отношений в социальный институт с установлением их на основе определенных правил, норм, целей, юридически закрепленных Уставом данной организации. Характер организаций определяет четкая внутренняя организационная структура наряду со структурированными обязанностями ее членов.
2. Организации являются неправительственными, их структура не является субъектом государственного управления, но данное положение совсем не означает отделение их от получения государственной поддержки, или участия правительственных чиновников в их деятельности. Таким образом, некоммерческая организация, отделена от государственного вмешательства, но не лишена возможности государственного надзора за их деятельностью в рамках правовых отношений.
3. Миссия данных организаций обязывает их контролировать собственную деятельность, поскольку является основной целью их создания. Таким образом, НКО имеют собственную внутреннюю процедуру управления при значительной степени автономии. Жесткий контроль над некоторыми частными и правительственными НКО со стороны государственных учреждений или частных предприятий устанавливается в случае, когда контролирующие учреждения предоставляют таким НКО базы для их функционирования.
4. Прибыль НКО не может распределяться между ее владельцами, учредителями, членами правления и другими организаторами. Накопление прибыли организаций происходит в результате осуществления ими своей деятельности, а распределение этой прибыли реинвестируется или применяется согласно реализации ее заявленных целей -только в этом случае она считается некоммерческим учреждением. То есть сущность функционирования некоммерческих организаций не заключается в создании прибыли, достижении коммерческих целей и интересов.
5. Для НКО характерна концепция добровольчества, что связано со следующими аспектами: необходимость привлечения волонтеров к своей деятельности и управлению с помощью добровольцев и добровольных взносов; но с другой стороны, добровольность не означает обязательство. Это строго определяет значение «добровольно», то есть с позиции закона добровольчество и пожертвования не могут быть обязательными или принудительными, иначе организация не может быть включенной в некоммерческий сектор.
В зарубежных исследованиях характеристики НКО определяют их важную роль в стимулировании социальных инноваций, создании
новых рабочих мест, участии в исправлении рыночных неудач и развитии социальных движений [Van Slyke, Lecy, Yoon web]. Д. Баррет выделяет такие фундаментальные отличия между коммерческими и некоммерческими организациями как распределение прибыли между акционерами, где в некоммерческих такое невозможно, поскольку это исключает ее из разряда таковых. Д. Баррет выделяет такие отличительные особенности НКО, как многочисленные налоговые льготы и ограничение на законодательном уровне ответственности добровольцев [Barrett 1996]. Схожим образом трактует понятие НКО Г. Хансман, отмечая обязательное условие - запрет на распределение чистой прибыли [Hausmann 1980].
Группой исследователей университета Джонса Хопкинса (проект «The Comparative Nonprofit Sector Project») были разработаны критерии НКО как неприбыльной организации, идентифицированной в качестве социотехни-ческой структуры. Такие организации характеризуются открытостью, формальным структурированием, отсутствием прямого влияния со стороны государства, использованием добровольных работ и услуг наряду с материальными и нематериальными ресурсами для их производства при достижении собственных целей, но не предпринимательских доходов [Salamon, Anheier 1992a].
Понятие НКО в России закреплено на законодательном уровне. Т.В. Сойфер отмечает понятие некоммерческих организаций как «собирательное, объединяющее все юридические лица, цели деятельности которых не связаны с извлечением прибыли» [Сойфер 2016]. Понятие НКО было впервые закреплено в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., в настоящее время представлено в Гражданском кодексе РФ. Гражданский кодекс РФ уточняет, что «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы» [Гражданский кодекс РФ... от 30.11.1994]. В кризисных рыночных условиях НКО способны снижать трансакционные издержки, вовлекая в сферу своей деятельности представителей гражданской общественности [Borgaza, Tortia 2010].
В законодательных документах представлены основные общие цели создания НКО, среди которых достижение «социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих» и других целей [Федеральный закон N° 7-ФЗ 1996...]. Список целей создания НКО, перечисленный в ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях», может быть расширен. Данный законодательный документ предоставляет широкие возможности для поля деятельности НКО.
Сущность и правовое поле социально-ориентированных некоммерческих организаций
«третьего сектора экономики»
Среди НКО выделяют социально ориентированные некоммерческие организации, понятие о которых введено Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
В законодательных документах многих стран понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» встречается под другой трактовкой: «организации общественной пользы», или «общественно полезные организации», «благотворительные организации».
В федеральном законе № 7-ФЗ 1996 года «социально-ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации» [ Федеральный закон № 7-ФЗ 1996...]. Статьей 31.1 № 7-ФЗ определены виды деятельности некоммерческой организации, придающие ей статус социально-ориентированной некоммерческой организации [Федеральный закон № 7-ФЗ 1996...].
Представленный в законе список видов деятельности СО НКО может быть расширен с учетом особенностей развития регионов, например, в нормативных актах субъек-
тов РФ, представительных органов муниципальных образований.
Понятие СО НКО достаточно емкое, включает в себя различные типы организаций, иными словами «социально ориентированной может быть признана любая деятельность, имеющая признаки общественно-полезной, т.е. приносящая пользу обществу, вне зависимости от того каковы источники доходов, направленных в последствии на реализацию общественно-полезных целей» [Королева, 2011].
Исследователи А. Нещадин, В. Кашин, Г. Тульчинский относят к «социально-ориентированному» предприятию организации с учетом критериев: организационной автономии; реинвестиции прибыли на развитие и социальные нужды; создание и поддержание сети социальных контактов в сфере бизнеса; наличие долговременных социальных проектов, ориентированных на внутреннюю среду и внешнее сообщество [Нещадин, Кашин, Туль-чинский 2014].
СО НКО, по мнению Т.И. Зворыкиной, «должны предоставлять дополнительные гарантии качества и доступности», поскольку эти организации «зачастую производят редкие или уникальные услуги, которые отсутствуют в типовом наборе услуг учреждений социальной защиты» [Зворыкина 2017].
Об ограничении функционирования СО НКО их миссией и целями пишут В.В. Аксенов, Ю.Ю. Антропова, А.П. Коробейникова: СО НКО «...ограничены в деятельности своей миссией и находятся под давлением ожиданий инвесторов и общества в целом относительно ее результатов» [Аксенов 2017]. При этом исследователи отмечают важность и значимость деятельности этих организаций в экономической системе потому как они «становятся немаловажным фактором трансформации социальной политики в целом, оказывая влияние на экономический рост... » в результате создания в третьем секторе экономики множества рабочих мест, что позволяет получить экономическую устойчивость как СО НКО, так и в целом экономике региона [Антропова, Коробейникова 2015].
НКО, в том числе СО НКО, являются гармоничным компонентом экономики субъектов РФ и муниципальных образований, выполняя важные социальные функции для обще-
ства, что означает их жизненно важную роль в укреплении социума и повышении качества жизни населения, в результате предоставления значимых социальных услуг, и тем самым способствует экономической стабильности и мобильности населения регионов. Они дают возможность созидательного труда для общего блага, превращая общие убеждения и надежды в действия, воплощая в жизнь самые смелые мечты, высокие идеалы и самые благородные дела. Следует сказать, что СО НКО, стимулируя экономический рост регионов, способствуют развитию гражданской активности населения. В процессе предоставления образовательных, медицинских и социальных услуг, в которых нуждаются граждане и которые рынок, правительство не всегда могут предоставить в полной мере, НКО укрепляют сообщества.
Таким образом, третий сектор экономики включает НКО и СО НКО, деятельность которых заметно влияет на благосостояние граждан, имеет прямое отношение к повышению показателей уровня жизни населения и других значимых социально-экономических показателей. Структура НКО разнообразна, их деятельность охватывает широкий спектр социально значимых услуг для населения.
В составе СО НКО ведут свою деятельность организации, работающие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения и т.п. Деятельность организаций в сфере профессионального образования, входящих в структуру СО НКО, является значимой на государственном уровне, представляет одно из стратегических направлений социально-экономического развития страны и ее территорий, что в перспективе влияет на состояние трудовых ресурсов, формирование и накопление человеческого потенциала. Социально-экономическое состояние национальной экономики, формирование национального богатства, во многом зависят от функционирования и развития организаций профессионального образования.
Интерес к аспектам развития и функционирования некоммерческих организаций в сфере профобразования в России подтверждается работами многих ученых, например, Ф. Абреговой [Абрегова 2009], М.С. Балико-вой [Баликова 2006], Г. Тищенко [Тищенко
2011], Т. Заславской [Заславская, Ядов, 2008] и многих других.
В. Крутиков, Ю. Зайцев, О. Демина определяют, что взаимодействие организаций третьего сектора и системы высшего образования «должно выступить именно в качестве такого мощного рычага, обеспечивающего преодоление социально-экономического кризиса, помогающего повысить уровень просвещения, а также духовного и физического здоровья нации» [Крутиков, Зайцев, Демина 2013]. НКО предоставляя социальные услуги населению [Jacobsen, Waggett 2022], реализуют свою деятельность как на бюджетной, так и коммерческой основе, выполняя заказ государства, что придает им устойчивость их развития. Между государственными и негосударственными организациями профессионального образования существует высокая конкуренция, которая обеспечивает широкий спектр и разнообразие предоставляемых услуг населению в сфере образования, повышения квалификации, переобучения. НКО исследователи определяют в качестве ресурса для «формирования и выражения» интересов социума, а, значит его развитие и функционирование также находится в поле его интересов. «Главным ...является конструирование тех институтов, которые вносят преобразования в развитие интеллекта общества и личности», где все это дается в виде системы программ обучения и воспитания в школах, вузах, научных учреждениях, где «... главным содержательным приоритетом ... должна стать потребность в формировании всестороннего развитого человека» [Бочко 2022, 416-418], подготовка которого находится в сфере деятельности системы профессионального образования.
Исследование показателей функционирования профессионального
образования в составе СО НКО
Исследуем некоторые аспекты функционирования в структуре СО НКО организаций профобразования. В настоящее время профобразование (как и вся система образования) функционирует в условиях рынка, поэтому стратегия развития отечественной системы образования имеет целью стать конкурентной на мировой арене.
В условиях изменяющегося мирохозяйственного уклада целесообразно говорить не только о конкурентоспособности российской системы образования в мире, но и конкурентоспособности ее экономики. Стремление повысить конкурентоспособность страны зависит от уровня и качества профессиональной подготовки управленцев (в том числе специалистов для разных сфер экономики). Специалистов-управленцев на российском рынке и региональных рынках труда недостаточно. В условиях жестких ограничений государственных бюджетов руководство страны принимает меры по мобилизации потенциала работодателей в области обучения, повышения эффективности и результативности обучения.
Для более детального анализа значимости деятельности некоммерческих организаций в «третьем секторе экономики» проанализируем статистические данные о СО НКО, в состав которых включены организации профессионального образования.
В таблице 1 представлено общее количество СО НКО, динамика которых в абсолютном значении к 2021 году снижается, на что заметно повлияли такие события как пандемия CORVID-19 [Connor et al. 2022], кроме того Министерством экономического развития был создан реестр некоммерческих организаций и разработаны требования к деятельности, однако не все организации смогли им соответствовать.
Следует отметить, что на фоне снижения абсолютных значений СО НКО в области образования (табл. 1) к 2021 году, в процентном отношении их доля к общему числу организаций остается на уровне 10-11 %, что свидетельствует об устойчивости спроса на услуги НКО в области образования и удовлетворенности качеством предоставляемых ими услуг.
Востребованность образовательных услуг (разных видов) НКО можно оценить по
количеству человек, получивших такие услуги, которое к 2021 году многократно увеличилось (см. данные табл. 1).
В структуру СО НКО включены организации профессионального образования, где в таблице 2 представлены данные по их количеству. По причине отсутствия статистических данных Росстата по состоянию на 2021 год (сборник выходит раз в два года) имеем возможность анализа данных только за период с 2017 по 2020 годы.
В абсолютном значении к 2020 году динамика количества частных и государственных организаций высшего образования имеет отрицательные значения, но в большей мере снизилось число частных. Основная причина, по нашему мнению, частные вузы не выдерживают конкуренции с государственными. С введением государственной аккредитации учебных заведений, Министерство науки и высшего образования контролирует качество реализуемых образовательных программ, отзывая аккредитацию у не соответствующих установленным критериям образовательных организаций.
По количеству организаций в сфере среднего профессионального образования (СПО) динамика положительная по всем формам собственности, что обусловлено, с одной стороны, проводимой государством реформой системы образования (с 2012 г.), с другой стороны, государственной политикой, направленной на укрепление и развитие системы профподготовки. Переход функционирования системы образования к рыночным условиям сделал неконкурентными организации СПО, поскольку высшее образование стало доступным для большинства желающих его получить, к тому же демографическая «яма» конца 1990-х годов, до сих пор оказывающая влияние, в том числе влияет и на численность студентов организаций СПО. Это привело к еще большему дефициту специалистов сред-
Показатели 2017 2018 2019 2020 2021
Общее количество СО НКО 142 641 140 247 146 481 128 685 127 632
Количество СО НКО в области образования 14 869 13 957 13 935 14 437 14 099
% от общего количества 10,4 9,9 9,5 11,2 11,1
Количество человек, получивших образовательные услуги СО НКО 1 773 1 019 3 620 1 179 42 193
Таблица 1
Динамика показателей СО НКО в сфере образования по РФ 1
него звена, особенно инженерных специальностей, педагогов, учителей, медицинских работников и др.
Образовавшийся в стране серьезный кадровый «голод» на специалистов среднего звена создал необходимость реформирования, развития и популяризации системы профобразования. В эту волну удачно встроились СО НКО в области профобразования, осуществляющие в том числе услуги по подготовке и переподготовке нужных работодателям специалистов, выполняя при этом социальный заказ государства.
Анализ данных по количеству обучающихся по программам профобразования в таблице 3 выявляет следующие тенденции: снижение числа обучающихся по программам высшего образования, и значительный рост по программам среднего специального образования. Такая тенденция связана, прежде всего, с государственной реформой профобразования, в рамках которой реализуются важные национальные проекты и программы, как например, современный федеральный проект «Професси-оналитет» в рамках стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года. Этот проект выступает основой для комплексной перезагрузки системы СПО, которая решает задачи мотивации интереса молодежи к
обучению в колледжах, техникумах по подготовке специалистов по востребованным в экономике страны и ее регионов профессиям.
СО НКО, выполняя государственный заказ, способны заполнить эту нишу. Подготовка специалистов среднего звена имеет меньший временной лаг (в сравнение с высшим образованием), на этом уровне подготовки специалистов уделяется большое количество часов их практическому обучению, что позволяет формировать необходимые первичные трудовые навыки выпускников для погружения в будущую профессию, где навыки у обучающихся формируются в результате реальной практики на предприятиях, а значит повышают качество освоения образовательных программ СПО. Этим создаются условия и мотивация для получения среднего специального образования, привлекая трудоспособное население получить новые и востребованные на рынке труда специальности.
По данным Министерства просвещения России, в 2021 году среднее профессиональное образование получили 3,4 миллиона студентов. Из них 83% проходили обучение по программам подготовки специалистов, остальные - по программе квалифицированных рабочих и служащих. Самыми популярными направлениями являются сестринское дело
Количество образовательных организаций 2017 2018 2019 2020 2020 к 2017 в абс. знач.
Частных организаций ВО 266 245 229 213 - 53
Государственных и муниципальных организаций ВО 500 496 495 492 - 8
Государственных и муниципальных образовательных организаций СПО 2 999 2 961 2 922 39 462 +36 463
Частных организаций СПО 317 350 378 884 +567
Таблица 3
Количество обучающихся по программам профобразования 3
Количество обучающихся по образовательным программам подготовки: 2017 2018 2019 2020 2021 2021 к 2017 в абс. знач. и в %
Квалифицированных рабочих, служащих 543 224 542 074 543 373 576 493 577 668 +34 444 (106,3%)
Специалистов среднего звена 2 387 583 2 464 286 2 575 997 2 759 830 2 856 197 +468 614 (119,6%)
По программам высшего образования 4 245 885 4 161 672 4 068 327 4049333 4 044 203 -201 682 (-4,8%)
ВСЕГО 7 176 692 7 168 032 7 187 697 7 385 656 7 478 068 +301 376 (104,2%)
Таблица 2
Организации профобразования в структуре СО НКО 2
(207 тыс. чел.), право и организация социального обеспечения (178 тыс. чел.), информационные системы и программирование (112 тыс. чел.) [Минпросвещение России... web].
Согласно приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 октября 2020 года № 744 к востребованным и новым профессиям, требующих среднего профобразования относятся: агроном, ветеринарный фельдшер, графический дизайнер, мастер отделочных строительных и декоративных работ, мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики, а также медицинская сестра/брат [Приказ Министерства труда ...]. В данный список включены 50 основных востребованных профессий, по которым сохраняется дефицит рабочих кадров на региональных рынках труда.
По словам заместителя главы Минобр-науки Д. Афанасьева самыми востребованными профессиями в сфере высшего профобразования являются все инженерные специальности. После них те, «...кто работает с цифровой экономикой: айтишники, программисты, электронщики, связисты, ну и масса других направлений, связанных с цифровой техникой» [Афанасьев web]. Следующим по востребованности и количеству бюджетных мест идут образовательные направления подготовки и педагогические науки, где существует нехватка не только учителей, но работников дошкольных организаций, в том числе дефекто-логов, наряду с преподавателями СПО и дополнительного образования. В настоящее время есть новые направления, где не хватает специалистов (микроэлектроника, генетические технологии, современная перспективная зеленая энергетика, все это связано с искусственным интеллектом, биомедициной). В качестве мотивации, данные востребованные экономикой страны направления подготовки,
имеют больше всего бюджетных мест [Афанасьев web].
Отметим, что система образования не сможет развиваться самостоятельно в условиях рынка, без государственной поддержки. Поддержка состоит, прежде всего, в финансировании деятельности образовательных организаций. В таблице 4 представлены статистические данные о госрасходах на сферу профессионального образования.
Как видно из таблицы 4 государственное финансирование профобразования в абсолютных значениях к 2021 году увеличивается по всем уровням, растет и сумма госрасходов, но в процентном выражении доля госрасходов остается на уровне примерно 5 %, где только в 2018 и 2019 годах госбюджетные расходы были наибольшими в периоде. С учетом инфляции рост доли госрасходов не значителен. Следует отметить, что финансирование профобразования государством не снизилось во время пандемии COVID-19.
Отметим, что НКО в сфере профобразования имеют возможность привлекать дополнительные финансовые ресурсы (обучение на договорной основе и др.), направляемые на их собственное развитие, что формирует их устойчивость в рыночных условиях.
Сфера образования требует инвестиций и основным инвестором, по мнению авторов, должно быть государство. Такие инвестиции являются социальными, основное их направление - это накопление и развитие человеческого капитала. Профессиональное образование выполняет важную роль в социально-экономическом развитии общества, формирует и развивает кадровый потенциал экономики регионов, влияет на ситуацию на региональном рынке труда, поддерживая тем самым высококвалифицированную экономику знаний и минимизируя риски безработицы и социальной изоляции людей по причине низкой квали-
Вид профессионального образования 2017 2018 2019 2020 2021
Среднее профессиональное образование 212,0 251,6 315,4 331,1 368,1
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 23,9 33,0 43,3 47,4 48,3
Высшее образование 511,0 554,2 585,2 644,3 667,2
Всего выделенных средств 755,9 838,8 940,9 1 022,8 1 083,6
% от госбюджета 5,43 5,84 5,89 5,12 5,04
Таблица 4
Государственные расходы на профессиональное образование в РФ, млрд руб.4
фикации. Другими словами, более качественное обучение способно принести высокую отдачу с экономической и социальной точки зрения. СО НКО непосредственно могут справиться с этой задачей.
Заключение
Анализ зарубежных и российских научных работ, нормативно-правовых актов позволил выделить основную сущность НКО, заключающуюся в цели их создания, т.е. для удовлетворения потребностей общества в социальных благах на безвозмездной основе, а распределение их прибыли реинвестируется согласно реализации заявленных ими целей. Таким образом, сущность функционирования НКО заключается в достижении целей и интересов социальных общественных потребностей, основывается на концепции добровольчества, позволяет контролировать собственную деятельность, исходя из миссии организаций. Деятельность НКО не требует государственного вмешательства, но и не лишена его надзора в рамках правовых отношений и не отделена от государственной поддержки.
Исследование сущности СО НКО и их правового поля деятельности позволяет выделить данные организации как призванные решать социальные проблемы общества, развивать гражданское общество в России, гарантирующие качество и доступность предоставляемых услуг, кроме того, они характеризуются таким преимуществом как производство уникальных, редких услуг, не предоставляемых учреждениями социальной защиты, отличаются индивидуальным подходом в предоставлении услуг высокого качества. СО НКО привлекают волонтеров и добровольцев, имеют возможности получения дополнительного финансирования для развития их деятельности. Их деятельность также ограничена миссией и целями, исходя из которых СО НКО заинтересованы предоставлять качественные услуги, а в случае не достижения поставленных ими целей они могут потерять доверие общественности, что делает невозможным их дальнейшее существование.
Анализ показателей деятельности организаций профессионального образования в структуре СО НКО выявил количественные
и качественные изменения. Таким образом, профессиональное образование выполняет важную роль для социально-экономического развития общества через формирование кадрового потенциала регионов, минимизируя риски безработицы и социальной изоляции людей, чем влияет на накопление человеческого потенциала. Сфера образования нуждается в инвестициях, которые СО НКО имеют возможности привлекать, но основным инвестором должно выступать государство. Качество обучения специалистов способно принести высокую экономическую и социальную отдачу обществу и с данной задачей СО НКО вполне могут справиться.
Развитие профессионального образования в структуре СО НКО в новых экономических условиях, образовавшихся в результате современной геополитической ситуации, является необходимым условием для формирования сильной национальной экономики. Третий сектор экономики для России становится реальным фактором социально-экономического развития, о чем свидетельствует рост его доли в ВВП страны.
По итогам исследования можно сформулировать следующие выводы.
1. НКО, как часть институциональной сферы, способны более эффективно выражать интересы общества для решения социальных проблем.
2. Все организации в составе СО НКО создаются с определенными миссией и целью, что позволяет им функционировать исключительно для удовлетворения социальных потребностей. Услуги предоставляются с соответствующим качеством, которое контролируют их потребители. Анализ функционирования организаций профессионального образования доказывает востребованность предоставления социальных услуг.
3. Развитие в перспективе третьего сектора экономики в России имеет высокую значимость для социально-экономического развития общества и страны в новых условиях, поскольку данный сектор представляет альтернативу государству в случае неэффективности его деятельности в социальной сфере, может привлекать ресурсы для осуществления собственной деятельности и выполнять функцию перераспределения на добровольной основе.
Создание и развитие деятельности некоммерческих организаций представляется недостаточно исследованным направлением, что обусловлено разнообразием целей и видов их деятельности, кроме того, понятие социально-ориентированных организаций достаточно емкое, что вызывает интерес к дальнейшим исследованиям их задач и возможностей.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Составлено авторами по итогам выборочного отбора Росстата: https://www.fedstat.ru/indicator/ 43638; https://www.fedstat.ru/indicator/58625, https:// www.fedstat.ru/indicator/58621,https://www.fedstat.ru/ indicator/43638; https://www.fedstat.ru/indicator/58625 (дата обращения: 15.08.2022).
2 Составлено авторами по итогам выборочного отбора Росстата и Федеральной службы государственной статистики: https://www.fedstat.ru/ indicator/44281; https://www.fedstat.ru/indicator/ 44260; https://rosstat.gov.ru/statistics/education/ publications (дата обращения: 15.08.2022).
3 Составлено авторами по итогам выборочного отбора Росстата и Минобрнауки: https:// www.fedstat.ru/indicator/59645;https://www.fedstat.ru/ indicator/59644; https://minobrnauki.gov.ru/opendata/ 9710062939-svedeniya-o-prieme-chislennosti-studentov-i-vypuske-spetsialistov-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-os (дата обращения: 15.08.2022).
4 Составлено авторами по итогам выборочного отбора Росстата и Минобрнауки: https://www.fedstat.ru/ indicator/59656; https://minobrnauki.gov.ru/opendata/ 9710062939-svedeniya-o-prieme-chislennosti-studentov-i-vypuske-spetsialistov-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-os; Индикаторы образования: 2018 : стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018; Индикаторы образования: 2021: стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л М. Гохберг, В. И. Кузнецова [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2021; Индикаторы образования: 2022 : стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, О. А. Зорина [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2022 (дата обращения: 15.08.2022).
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
Абрегова 2009 - Абрегова Ф.М. Механизм интеграции некоммерческих организаций в сфере высшего профессионального образования
(ВПО): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Майкоп, 2009.
Аксенов 2018 - Аксенов В.В. Проблема оценки социально-экономической эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (со НКО) // Ученые записки. 2018. № 3 (27). С. 85-92.
Антропова, Коробейникова 2015 - Антропова Ю.Ю., КоробейниковаА.П. Роль социально ориентированных некоммерческих организаций в развитии инноваций в социальной сфере региона // Дискуссия. 2015. N° 11 (63). С. 64-70.
Афанасьев web - Афанасьев Д.В. Минобрнауки назвало наиболее востребованных в России специалистов // https://tass.ru/obschestvo/ 14448891
Баликова 2006 - БеликоваМ.С. Стратегии и инструменты управления некоммерческой организацией в сфере высшего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Майкоп, 2006.
Бочко 2022 - Бочко В. С. Конструирование образа будущего территорий: мировоззренческие подходы // Alter Economies. 2022. № 19 (3). С. 407-423.
Глазьев web - Глазьев С.Ю. О глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса // https://glazev.ru/ artides/1-mirovoy-krizis/78041-o-glubinnykh-prichinakh-narastajushhego-khaosa-i-merakh-po-preodoleniju-jekonomicheskogo-krizisa
Гражданский кодекс РФ ... от 30.11.1994 - Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
Грегова 2008 - Грегова Е.Я. Роль третьего сектора в современной экономике // Управленческое консультирование. 2008. № 1. С. 127-135.
Дворядкина, Простова 2019 -ДворядкинаЕ.Б., Про-стова Д.М. Некоммерческие организации в региональной экономике: теоретический подход к исследованию // Journal of New Economy. 2019. Т. 20, № 4. С. 47-69.
Заславская, Ядов 2008 - Заславская Т.И., Ядов В.А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 8-22.
Зворыкина 2017 - Зворыкина Т. И. Перспективы и проблемы развития социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере социального обслуживания // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16, № 5 (124). С. 73-81.
Королева 2011 - Королева Л.П. Проблемы и предложения по квалификации статуса социально-ориентированной некоммерческой организа-
ции в качестве налогоплательщика // Налоги и финансовое право. 2011. N° 6. С. 192-196.
Крутиков, Зайцев, Демина 2013 - Крутиков К.В., Зайцев Ю.В., Демина О.В. Создание системы некоммерческих организаций в учреждениях высшего профессионального образования как инструмента просвещения, обеспечивающего формирование гражданского общества и национальную безопасность // Дайджест-Финансы. 2013. № 7 (223). С. 53-59.
Литвинцева web - Литвинцева Г. Словарь терминов по институциональной экономике // https://vocable.ru/slovari/slovar-terminov-po-institucionalnoi-ekonomike. html
Минпросвещение России... web - Минпросвеще-ние России. Статистика // https://edu.gov.ru/ activity/statistics
Нещадин, Кашин, Тульчинский 2014 - Нещадин А., Кашин В., Тульчинский Г. К вопросу о формах социального предпринимательства // Общество и экономика. 2014. № 9. С. 143-161.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 октября 2020 г. ... - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 октября 2020 года № 744 // https:// docs.cntd.ru/document/566132131
Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019... -Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 23.03.2021) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».
Сойфер 2016 - Сойфер Т.В. Экономическая деятельность некоммерческих организаций и ее гражданско-правовое обеспечение // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 22-30.
Тищенко 2011 - Тищенко Г.А. Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере услуг высшего профессионального образования: на примере Хабаровского края: автореф. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Хабаровск, 2011.
Указ Президента РФ от 02.07.2021... - Указ Президента РФ от02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Федеральный закон № 7-ФЗ 1996... - Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ 1996 г.
Федеральный закон от 05.04.2010... - Федеральный закон от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
Barrett web - Barrett D.W. A Call for More Lenient Director Liability Standards for Small, Charitable Nonprofit Corporations // Indiana Law Journal.
1996. 71 (fall) // http://paperity.Org/p/82770136/ a-call-for-more-lenient-director-liability-standards-for-small-charitable-nonprofit
Borgaza, Tortia 2010 - Borgaza C., Tortia E. The Economics of Social Enterprises. An Interpretative Framework // The Economics of Social Responsibility: The World of Social Enterprises. Becchetti L., Borgaza C. (eds.). 2010. P. 15-33.
Connor et al. 2022 - Connor C., De Valliere N., Warwick J. et al. The COV-ED Survey: Exploring the Impact of Learning and Teaching from Home on Parent/Carers' and Teachers' Mental Health and Wellbeing During COVID-19 Lockdown // BMC Public Health 22, 889. 2022.
Jacobsen, Waggett 2022 - Jacobsen K.H., Waggett C.E. Global Health Education for the Post-Pandemic Years: Parity, People, Planet, Priorities, and Practices // Glob Health Res Policy. 2022. № 7. P. 1. DOI: 10.1186/s41256-021-00234-y
Hansmann 1980 - Hausmann H.B. The Role of Nonprofit Enterprise // The Yale Law Journal. 1980. Vol. 89, № 5 (April). P. 835-898.
Hansmann 1987 - Hansmann H.В. Economics Theories of Non-Profit Organization // Powell W.W. (ed.). The Non-Profit Sector: A Research Handbook. New Haven: Yale University Press, 1987.
National Council of Voluntary... 1995 - National Council of Voluntary Organisations, Feasibility Study on Obtaining Information on the Economic Activities of Non-Charitable Nonprofit-Making Bodies. London, 1995.
Salamon, Anheier 1992a - Salamon L.M., Anheier H.K. In Search of the Nonprofit Sector I: The Question of Definitions // Voluntas. 1992. №3 (2). P. 125-151.
Salamon, Anheier 1992b - Salamon L.M., Anheier H.K. In Search of the Nonprofit Sector II: The Problem of Classification // Voluntas. 1992. № 3 (3). P. 267-309.
Salamon, Anheier 1996 - Salamon L.M., Anheier H.K. The Emerging Nonprofit Sector. Manchester, Manchester University Press, 1996.
Van Slyke, Lecy, Yoon web - Van Slyke D. M., Lecy J.D., Yoon N. What Do We Know About Nonprofit Entrepreneurs? Results From a Large-Scale Survey // https://www.researchgate.net/publication/31800 0878_What_Do_We_Know_About_ Nonprofit_ Entrepreneurs_Results_from_a_Large-Scale_ Survey
REFERENCES
Abregova F.M., 2009. The Mechanism of Integration of Non-Profit Organizations in the Field of Higher Professional Education (HPE):
Abstract of a Candidate ofEconomic Sciences: 08.00.05. Maykop.
Aksenov V.V., 2018. The Problem of Assessing the Socio-Economic Efficiency of the Activities of Socially Oriented Non-Profit Organizations (SO NPOs). Uchenye zapiski, no. 3 (27), pp. 85-92.
Antropova Yu.Yu., Korobeynikova A.P., 2015. The Role of Socially Oriented Non-Profit Organizations in the Development of Innovations in the Social Sphere of the Region. Disscusion, no. 11 (63), pp. 64-70.
Afanasiev D.V., 2022. The Ministry of Education and Science Named the Specialists Most in Demand in Russia. URL: https://tass.ru/obschestvo/ 14448891
Balikova M.S., 2006. Strategies and Tools for Managing a Non-Profit Organization in the Field of Higher Professional Education: Abstract of a Candidate ofEconomic Sciences: 08.00.05. Maykop.
Bochko V S., 2022. Designing the Image ofthe Future Territories: Worldview Approaches. Alter Economics, no. 19 (3), pp. 407-423.
Glazyev S.Yu., 2020. On the Underlying Causes ofthe Growing Chaos and Measures to Overcome the Economic Crisis. URL: https://glazev.ru/articles/ 1-mirovoy-krizis/78041-o-glubinnykh-prichinakh-narastajushhego-khaosa-i-merakh-po-preodoleniju-jekonomicheskogo-krizisa
Civil Code of the Russian Federation: Part one Dated 11/30/1994 No. 51-FZ.
Gregova E.Ya., 2008. The Role of the Third Sector in the Modern Economy. Administrative Consulting, no. 1, pp. 127-135.
Dvoryadkina E.B., Prostova D.M., 2019. Non-Profit Organizations in the Regional Economy: A Theoretical Approach to Research. Journal of New Economy, 2019, vol. 20, no. 4, pp. 47-69.
Zaslavskaya T.I., Yadov V.A., 2008. Social Transformations in Russia in the Era of Global Changes. Journal of Sociology, no. 4, pp. 8-22.
Zvorykina T.I., 2017. Prospects and Problems of Development of Socially Oriented Non-Profit Organizations in the Field of Social Services. Social Policy and Sociology, vol. 16, no. 5 (124), pp. 73-81.
Koroleva L.P., 2011. Problems and Proposals for Qualifying the Status of a Socially Oriented NonProfit Organization as a Taxpayer. Taxes and Financial Law, no. 6, pp. 192-196.
Krutikov K.V., Zaitsev Yu.V., Demina O.V., 2013. Creation of a System of Non-Profit Organizations in Institutions of Higher Professional Education as an Educational Tool that Ensures the Formation of Civil Society and National Security. Digest-Finance, no. 7 (223), pp. 53-59.
Litvintseva G. Dictionary of Terms in Institutional Economics. URL: https://vocable.ru/slovari/ slovar-terminov-po-institucionalnoi-ekonomike.html
Ministry of Education of Russia. Statistics. URL: https: //edu. gov. ru/activity/statistics
Neshchadin A., Kashin V., Tulchinsky G., 2014. On the Issue of Forms of Social Entrepreneurship. Society and Economics, no. 9, pp. 143-161.
Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 26, 2020 № 744. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 566132131
Order of the Government of the Russian Federation of February 13, 2019 № 207-r (As Amended on March 23, 2021) "On approval of the Strategy for Spatial Development of the Russian Federation for the period up to 2025".
Soyfer T.V., 2016. Economic Activity of Non-Profit Organizations and Its Civil Law Support. Journal of Russian Law, no. 1, pp. 22-30.
Tishchenko G.A., 2011. Economic Foundations for the Functioning of Non-Profit Organizations in the Service Sector of Higher Professional Education: On the Example of the Khabarovsk Territory: Abstract of a Candidate of Economic Sciences: 08.00.05. Khabarovsk.
Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 № 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation".
Federal Law "On Non-Commercial Organizations", № 7-FZ1996.
Federal Law of 04/05/2010 № 40-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Issue of Supporting Socially Oriented Non-Commercial Organizations".
Barrett D.W.,1996. A Call for More Lenient Director Liability Standards for Small, Charitable Nonprofit Corporations. Indiana Law Journal. 71 (fall). URL: http://paperity.org/pZ82770136/ a-call-for-more-lenient-director-liability-standards-for-small-charitable-nonprofit
Borgaza C., Tortia E., 2010. The Economics of Social Enterprises. An Interpretative Framework. The Economics of Social Responsibility: the World of Social Enterprises. Becchetti L., Borgaza C. (eds.), pp. 15-33.
Connor C., De Valliere N., Warwick J. et al. 2022. The COV-ED Survey: Exploring the Impact of Learning and Teaching from Home on Parent/ Carers' and Teachers' Mental Health and Wellbeing During COVID-19 Lockdown. BMC Public Health 22, 889.
Jacobsen K.H., Waggett C.E., 2022. Global Health Education for the Post-Pandemic Years: Parity,
People, Planet, Priorities, and Practices. Glob Health Res Policy, 2022, no. 7, p. 1. DOI: 10.1186/ s41256-021-00234-y
Hausmann H.B., 1980. The Role ofNonprofit Enterprise The Yale Law Journal, 1980, vol. 89, no. 5 (April), pp. 835-898.
Hansmann H.B., 1987. Economics Theories of NonProfit Organization. Powell W.W. (ed.). The NonProfit Sector: A Research Handbook. New Haven, Yale University Press.
National Council of Voluntary Organisations, 1995. Feasibility Study on Obtaining Information on the Economic Activities of Non-Charitable Nonprofit-making Bodies. London.
Salamon L.M., Anheier H.K., 1992. In Search of the Nonprofit Sector I: The Question of Definitions. Voluntas, 1992, no. 3 (2), pp. 125-151.
Salamon L.M., Anheier H.K., 1992. In Search of the Nonprofit Sector II: The Problem of Classification. Voluntas, no. 3 (3), pp. 267-309.
Salamon L.M., Anheier H.K., 1996. The Emerging Nonprofit Sector. Manchester, Manchester University Press.
Van Slyke D.M., Lecy J.D., Yoon N. What Do We Know About Nonprofit Entrepreneurs? Results From a Large-Scale Survey. URL: https://www. researchgate.net/publication/318000878_What_ Do_We_Know_About_Nonprofit_Entrepreneurs_ Results_from_a_Large-Scale_Survey
Information About the Authors
Irada M. Dudina, Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor, Department of Social Policy, P.G. Demidov Yaroslavl State University, Sovetskaya St, 14, 150003 Yaroslavl, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1536-5099
Elena G. Efimova, Candidate of Sciences (Economy), Associate Professor, Department of Regional, Municipal Economics and Management, Ural State University of Economics, 8 Marta/Narodnoi Voli St, 62/45, 620144 Ekaterinburg, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0703-7063
Dina M. Prostova, Candidate of Sciences (Economy), Associate Professor, Foreign Language Department, Ural State University of Economics, 8 Marta/Narodnoi Voli St, 62/45, 620144 Ekaterinburg, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1203-194X
Информация об авторах
Ирада Мехтиевна Дудина, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной политики, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, ул. Советская, 14, 150003 г. Ярославль, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1536-5099 Елена Георгиевна Ефимова, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, Уральский государственный экономический университета, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45, 620144 г. Екатеринбург, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0703-7063
Дина Михайловна Простова, кандидат экономических наук, доцент кафедры иностранных языков, Уральский государственный экономический университета, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45, 620144 г. Екатеринбург, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1203-194X