Научная статья
УДК 377.031
DOI10.52070/2500-3488_2022_4_845_20
Теоретические аспекты развития понятия «непрерывное образование взрослых»
Л. А. Гейнце
Московский педагогический государственный университет, Москва Россия
larissa_geintze@mail.ru
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена запросами современного общества в формировании человека,
способного эффективно адаптироваться к реалиям мира, занимающегося самообразованием на протяжении всей жизни. Цель статьи заключается в обзоре теоретических аспектов понятия «непрерывное образование взрослых». Автор сформулировала понятие «непрерывное образование взрослых», опираясь на труды известных исследователей и учитывая особенности развития современного мира.
Ключевые слова: андрагогика, образование взрослых, образование длиною в жизнь, непрерывное образование, неформальное и информальное образование
Для цитирования: Гейнце Л. А. Теоретические аспекты развития понятия «непрерывное образование взрослых» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 4 (845). С. 20-27. DOI 10.52070/2500-3488_2022_4_845_20
Original article
Lifelong Education for Adults: Its Basement, Development and Theories
Larisa A. Geintse
Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia larissa_geintze@mail.ru
Abstract. The relevance of the article is due to the demands of modern society in the formation of a person who
is able to effectively adapt to the modern realities of the world, engaged in self-education throughout his life. The purpose of the article is to review the theoretical aspects of the concept of „continuing adult education". The author formulates the concept of „continuous adult education", based on the works of well-known researchers and taking into account the peculiarities of the development of the modern world.
Keywords: andragogy, adult education, lifelong education, continuing education, non-formal and informal
education
For citation: Geintse, L. A. (2022). Lifelong Education for Adults: Its Basement, Development and Theories.
Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 4(845), 20-27 10.52070/2500-3488_2022_4_845_20
ВВЕДЕНИЕ
Всё более популярным становится представление о том, что не только материальные ресурсы, но и уровень развития человеческого капитала влияет на эффективное развитие экономики страны. Сегодня лидерами в мире стали те страны, которые научились формировать, развивать и применять знания и навыки современного человека, его способность к дальнейшему обучению и совместной деятельности, которые сумели создать качественное профессиональное образование, выстроенное с учетом новых тенденций и потребностей общества.
Современное общество характеризуется высокой степенью вариативности различных его составляющих, что требует поиска нового, адекватного подхода к развитию дополнительного профессионального образования [Леонидова, Устинова, 2012]. На наш взгляд, это концепция обучения в процессе всей жизни. Считаем важным рассмотреть основные этапы развития непрерывного образования и проанализировать теоретические основы данного понятия на протяжении последних столетий.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА
Изучая и анализируя истоки, процессы становления и развития непрерывного образования, мы пришли к выводу, что первые упоминания о важности непрерывного образования взрослых встречаются в произведениях великих мыслителей древности: Платона, Аристотеля, Конфуция, Сенеки, которые рассуждали о безграничных возможностях человеческого духа в познании окружающего мира, природы и самопознании [Сенека, 2001].
В XIX веке в трудах Вальтера, Гёте и Руссо были выделены некоторые элементы непрерывного образования. Ученые считали, что развитие человека абсолютно невозможно без реализации идей образования будущего: обучения на протяжении всей жизни [Вольтер, 2005].
Ключевая идея изучаемой нами концепции достаточно четко и открыто была изложена в трудах известного американского педагога начала ХХ века Дж. Дьюи, отводившего особое место образованию в развитии общества и человека. Вопреки представлению о том, что образование является неким пожизненным резервом, именно Дж. Дьюи впервые высказался о приоритетах концепции непрерывного обучения: «То, что образование не должно прекращаться с окончанием школы, является прописной истиной. И суть этой прописной истины в том, что назначение школьной организации состоит в обеспечении продолжения образования посредством организации сил, гарантирующих развитие. Склонность учиться у самой жизни и создавать условия жизни, позволяющие всем учиться в процессе жизненного пути, является самым лучшим результатом школьного обучения [Dewey, 1916].
Очевидно, он полагал, что право на непрерывное образование должно быть предоставлено каждому человеку, так как жизнь - это постоянное развитие, и образование в стране должно обеспечивать условия для роста гражданина независимо от возраста.
Идеи Дж. Дьюи продолжил развивать его ученик Эдуард Линдеман. В своем труде «Значение образования взрослых» (1926) он изложил идеи образования взрослых, представленные в схеме 1.
Как мы видим из схемы, одной из основных и важных составляющих Э. Линдеман называет мотивацию и стремление взрослых к учению, так как, по его мнению, они обладают определенными потребностями, которые необходимо восполнить, развить или реализовать. Именно эти потребности и интересы автор определяет как отправные пункты для организации деятельности обучения взрослых, именно на них необходимо опираться при выстраивании такой системы работы. Если рассмотреть данный аспект через призму современной ситуации в системе непрерывного образования взрослых, то мы можем соотнести его с понятием профессиональных дефицитов - профессиональных педагогических компетенций, которые отсутствуют или выражены недостаточно для эффективного
мотивация и стремление взрослого человека к обучению
Идеи Э. Линдемана об образовании взрослых
самостоятельность обучающегося
Схема 1
Схема 2
Бейзил йексли о непрерывном образовании взрослых
осуществления образовательной деятельности. По сути дела, определение профессиональных дефицитов должно стать первостепенной задачей обучающего (преподавателя, тьютора или наставника) при составлении индивидуальной программы по обучению взрослых в системе обучающий-обучающийся.
Следующим не менее важным аспектом в построении процесса обучения взрослых является, по словам Э. Линдемана, опыт и подбор соответствующего содержания. что касается опыта, то Э. Линдеман называл его богатейшим ресурсом для обучения взрослых; так как анализ собственного опыта в профессиональной деятельности является отправной точкой для выстраивания процесса учения. Речь может идти в данном контексте и про подбор практико-ориентированных ситуаций, заданий, близких и понятных обучающемуся, и про начальный уровень, от которого стоит отталкиваться обучающему при выстраивании процесса обучения. Учитывая все вышесказанное, Линдеман полагает, что при таких методах и подходах обучение будет более эффективным.
Третьим аспектом исследователь называет стремление к самостоятельности, независимости. Преподавателю отводится особая роль, которую он выполняет совместно со своим подопечным. Если проанализировать современные тенденции в образовании и сравнить их с идеями Э. Линдемана, мы придем к таким выводам: взрослым учащимся предоставляется не только право выбора образовательных ресурсов и форм обучения, но и право отбора необходимого содержания своего обучения. Совместно со своим наставником, тьютором, каковым является преподаватель, он может это сделать, чтобы достичь положительного результата обучения. Э. Линдеман говорил об особой роли преподавателя. По его убеждению, он перестает быть просто источником знаний, которые должен передать своему обучающемуся, он становится наставником, помощником и единомышленником
для последнего. Оба субъекта обучения, вдохновляясь новыми идеями, анализируя промежуточные результаты, обсуждают ход процесса обучения в форме дискуссии, принимают совместные решения и вместе реализуют намеченное [Smith, 2004].
Таким образом, взгляд Э. Линдемана на образование не ограничивался классами и формальными учебными программами или констатирующим оцениванием по завершению процесса обучения. Он рассматривал образование как жизнь, и наша жизнь, уверял он, состоит в обучении, поэтому у образования не может быть конца. Аналогичные представления о непрерывном обучении встречаются и в работах педагогов других стран.
Идея непрерывного образования взрослых была представлена Б. йексли в работе «Образование в течение жизни», вышедшей в свет в 1929 г. Британский исследователь определил основные аспекты образования взрослых на протяжении всей жизни (см. схему 2).
Как видно из схемы, предложенной Б. йекс-ли, непрерывное образование взрослых занимает особое место, так как оно оказывает особое влияние на всю существующую систему образования. Британский ученый одним из первых определил этот вид образования как всеобщий и доступный для большинства населения. Вместе с Э. Линде-маном он отмечает важность самоорганизации. «Жизнь, чтобы быть радостной, полной, творческой, требует постоянной рефлексии собственного опыта, чтобы поступки были продиктованы мудростью, а работа была формой самовыражения» [YeaxLee, 1929, с. 70].
Таким образом, высокомотивированные взрослые могут заниматься самообразованием и саморазвитием на основе своего опыта, а также осуществлять регулярный мониторинг полученных результатов. Говоря современной терминологией, управлять процессом собственного самообразования.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА
Вторая половина ХХ века охарактеризовалась бурным научно-техническим развитием, в результате чего общество встало перед проблемой нехватки высококвалифицированных работников. Одной из причин такой ситуации стало то, что не все специалисты были готовы быстро и эффективно адаптироваться к современным реалиям и обучаться новому [Бирюкова, 2009].
Главной целью, по мнению М.Ш. Ноулза, одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых того времени, стало производство компетентных людей - таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни [Knowl.es и др., 2005].
Именно в 1970-х годах были окончательно сформулированы основы науки, которая занималась именно обучением взрослых, - андрагогики.
В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулз познакомил научный мир со своими идеями по андрогогике, представленными в труде «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». Группа теоретиков и практиков с ним во главе выдвинула концепцию о том, что стиль обучения взрослых и детей отличаются друг от друга.
Разработав андрагогическую модель обучения взрослых, они проанализировали и сравнили последнюю с педагогической моделью по шести аспектам: потребность знать; Я-концепция»; роль опыта; готовность учиться; ориентация на учение; мотивация [Тухватуллина, 2009].
В следующих двух схемах предлагаем рассмотреть основные идеи данных моделей (см. схема 3 и 4).
Схема 3.
Андрагогическая модель обучения взрослых
Схема 4.
Педагогическая модель обучения детей
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в андрагогической модели взрослому обучающемуся необходимо предоставить больше самостоятельности, чем ребенку-ученику. Взрослый обучающийся способен самостоятельно управлять своим процессом обучения, что является ключевым аспектом в определении всех параметров обучения. Задача педагога в этой ситуации - стимулировать и поддерживать стремление взрослых обучающихся развиваться от полной независимости к самоуправлению, помогать им в поиске информации по интересующим их вопросам.
Важным этапом развития концепции непрерывного образования взрослых стала V Международная конференция ЮНЕСКО в Гамбурге в 1997 г., которая определила пути развития образования XXI в. В итоговой декларации представлены основные тезисы развития непрерывного образования взрослых, которые провозглашают, что:
- непрерывное обучение взрослых является главным ключом к достижению успеху в XXI веке;
- учение должно быть дополняющим и постоянным на протяжении всей жизни.
Исходя из этого, были сформулированы следующие цели:
- развивать чувство ответственности у каждого гражданина перед обществом, дабы быть профессионалом, полезным и востребованным в этом обществе;
- развивать у человека умение ориентироваться в современном мире и справляться с трудностями и изменениями, которые регулярно появляются в экономике, культуре и в обществе целом1.
Для того чтобы реализовать все поставленные цели, необходимо было грамотно выстроить систему обучения взрослых, и одним из важных аспектов этой системы был профессионализм преподавателей, которые занимались бы обучением взрослых. В связи с этим были разработаны требования к работникам сферы образования взрослых, представленные в схеме 5.
Анализируя результаты конференции, можно сделать вывод, что за это время сформировались основные концепции непрерывного образования, в соответствии с которыми сегодня работает и живет современное образование: индивидуализация обучения, сотрудничество и совместная работа всех субъектов образовательной системы, процесс в выборе содержания, форм и методов обучения и т. д. Так же, как и сегодня, более 20 лет назад важным аспектом развития образования взрослых являлась проблема профессионализма работников, которые могли бы реализовать все поставленные цели нового общества [Зайцева, 2009].
1Гамбургская декларация об обучении взрослых URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hamburg_decl.shtml (дата обращения: 02.06.2022).
Схема 5
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТНИКАМ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
принцип совместной ответственности обучающихся и преподавателя
в определении целей, содержания и форм обучения
преподаватель разрабатывает учебные
курсы с учетом индивидуальных запросов, потребностей и мотивации обучающихся
г \
реализация нового подхода к оцениванию: обучающийся получает право оценивать свой собственный прогресс в течение учебного периода на трех различных уровнях: действительно ли согласованные с преподавателем умения и знания были сформированы;
в какой степени они были сформированы; насколько изменился характер деятельности
Требования к работникам сферы образования взрослых
создание партнерских связей образовательных организаций с другими
организациями (гражданскими, экономическими, политическими и др.) для достижения высокого уровня обучения
оказание помощи преподавателем обучающемуся в разработке учебного проекта, основанного на индивидуализации обучения
преподаватель совместно с обучающимся осуществляет поиск нового содержания, форм и технологий обучения
реализация новой концепции образовательного центра с целью сделать образовательные курсы более доступными для использования
Другим важным событием в сфере образования, которое оказало значительное влияние на дальнейшее развитие непрерывного образования взрослых, является Европейский саммит. Он состоялся в марте 2000 года в Лиссабоне. Одним из основных вопросов, обсуждаемых на заседаниях Еврокомиссии, был вопрос, посвященный развитию системы непрерывного образования.
По итогам работы саммита и Европейской комиссии был разработан проект «Меморандума о непрерывном образовании», в котором была определена европейская образовательная политика, ставившая перед собой цель разработать стратегию непрерывного образования во всех сферах общественной и личной жизни.
Выводы, которые были сформулированы в меморандуме, подтверждают, что Европа стала обществом, которое основывается на знаниях, так называемое knowledge-based society. Это говорит
0 том, что знания и информация занимают лидирующие позиции в обществе, которое стремится их постоянно обновлять1. Для этого гражданам необходимо постоянно узнавать новое, развиваться и совершенствоваться, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, чтобы справляться с новыми вызовами современного общества и уметь
1 Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. URL: https://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 05.06.2022).
быстро и эффективно адаптироваться к новым реалиям современного мира. И только образование, по мнению исследователей, сможет помочь это реализовать.
По итогам проведения этого международного мероприятия были сформулированы и зафиксированы в Меморандуме шесть ключевых принципов непрерывного образования (см. схему 6).
Мы можем сделать вывод, что именно эти принципы стали основополагающими в системе непрерывного образования последних десятилетий. Во-первых, навыки и компетенции, необходимые современному человеку: уверенность в себе, ответственность за свою судьбу, умение рисковать, адаптироваться к переменам и ориентироваться в потоке информации, умение сотрудничать и общаться. Сегодня такие навыки получили называние soft skills - гибкие навыки. Не только приобретение этих умений и навыков чрезвычайно важно сегодня, но и их постоянное обновление.
Во-вторых, привлекаются новые, актуальные образовательные технологии, более ориентированные на обучающегося, который, в свою очередь, перестает быть пассивным получателем информации и становится самым активным участником образовательного процесса. Роль обучающего также меняется: он становится преимущественно консультантом, помощником, наставником, чья основная задача заключается в оказании помощи
Схема 6
ШЕСТЬ КОЛЮЧЕВЫХ ПРИНЦИПОВ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗВАНИЯ
Принцип 1:
Новые базовые знания для всех
Гарантия всеобщего непрерывного доступа к образованию для того, чтобы получить или обновить навыки, необходимые для включенности в информационное общество. Актуальные навыки: компьютерная грамотность, иностранные языки, технологическая культура, предпринимательство и социальные навыки
Принцип 4:
Новая система оценки полученного образования
Изменить подходы к оцениванию учебной деятельности и ее результатов, разработать систему критериального оценивания
Принцип 2:
Увеличение инвестиций в человеческие русурсы
Самый ценный компонент успешной работы и функционирование системы образования в современном мире - это человеческий капитал
/■-\
Принцип 5:
Развитие наставничества и консультирования
Обеспечение каждому свободного доступа к информации об образовательных возможностях в стране и в городе и к необходимым консультациям и рекомендациям
ч_У
Принцип 3:
Инновационные методики преподавания и обучения
Разработка новых методологий обучения для эффективной работы системы непрерывного образования, внесение корректив в понимание роли преподавателя
Принцип 6: Приближение образования к дому
Приближение образовательных возможностей к месту проживания обучающихся с помощью сети учебных консультационных пунктов, а также использования информационных технологий
обучающемуся спланировать свое образование и в осознании личной ответственности за процесс обучения и достигнутые результаты.
В-третьих, информационные технологии современного мира предоставляют большой спектр возможностей получения качественного образования в любом отдаленном уголке. Используя дистанционное, электронное обучение, современный человек получает круглосуточный доступ к разным ресурсам и формам обучения вне зависимости от возраста и денежного состояния обучающегося. Таким образом, система непрерывного образования становится общедоступной.
Помимо этого, впервые на саммите в Лиссабоне подняли вопрос о необходимости и важности реализации неформального и информального типов образования, так как до этого момента при формировании образовательной политики учитывалось только формальное образование, а остальным двум категориям не уделялось практически никакого внимания [Колесникова, 2013].
В последнее десятилетие, в скоростной век информационных технологий неформальное и информальное образование становятся приоритетными. Взрослый человек, не покидая места работы, может заняться собственным профессиональным развитием: посещать курсы, вебинары, семинары и мастер-классы коллег (неформальное обучение) в своем образовательном учреждении, а в свободное время самостоятельно спланировать самообучение (информальное обучение), принимая активное участие в информационно насыщенной образовательной среде (участвует в музейных программах, образовательных событиях, путешествиях).
Таким образом, непрерывное образование -это не система образовательных программ, которые взаимно адаптируются, а процесс личностного и профессионального развития на протяжении всей жизни, который гарантирует, что его опыт соответствует требованиям меняющихся производственных и социальных отношений, и главная задача государства - построить систему непрерывного образования для образования взрослых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что понятие «система непрерывного образования взрослых» является комплексным понятием, пред-полагающьи вовлечение в этот процесс различных учреждений (государственных, негосударственных, которые реализуют как базовые программы, так и дополнительные программы (профессиональные и общеразвивающие)) и непрерывность основных компонентов образования.
Ведущей идеей непрерывного образования является развитие человека как личности и профессионала. Активность личности в образовании и самообразовании, стимулирование интереса личности к обновлению и получению новых знаний и компетенций через индивидуализацию в выборе форм и методов обучения и интеграцию формального, неформального и информального типов образования - всё это способствует созданию конкурентоспособного, уверенного в своих силах и готового адаптироваться к новым вызовам современного человека.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Леонидова Г. В., Устинова К. А. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 6 (24). С. 124-137.
2. Сенека Л. А. Философские трактаты / пер. с лат., вступ. ст., комм. Т. Ю. Бородай. СПб. : Алетейя, 2001.
3. Вольтер Ф. М. А. Философские трактаты и диалоги. М. : Эксмо, 2005.
4. Dewey J. Education and Democracy. N. Y., 1916. URL: https://www.gutenberg.org/files/852/852-h/852-h.htm (дата обращения: 04.06.2022).
5. Smith M. K. Eduard Lindeman and the making of adult education // Youth and Policy. 2004. № 82. P. 75-86.
6. Yeaxlee B. A. Lifelong Education, 1929. URL: https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.224059/page/n21/ mode/2up (дата обращения: 06.06.2022).
7. Бирюкова Н. А. Концепция непрерывного учения как теоретическая база образования взрослых в Европе // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 4. С. 346-354.
8. Knowles M. S. [и др.]. The adult learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development / M. S. Knowles, F. Elwood III., Holton, R. A. Swanson. 6th ed. Burlington : Elsevier. USA, 2005.
9. Тухватуллина С. Ю. Основные понятия андрагогики. Андрагогическая модель обучения // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2013. № 17. С. 51-58.
10. Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 7 (85). С. 106-109.
11. Колесникова И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век: научный электронный журнал. 2013. Вып. 1. URL: http://lll21.petrsu.ru/
REFERENCES
1. Leonodova, G. V., Ustinova, K. A. (2012). Neprerivnoye obrazovanie kak uslovie formirovaniya chelovecheskogo kapitala = Lifelong education as a condition for the formation of human capital. Economical and social changes: facts, tendencies, nearest future, 6(24), 124-137. (In Russ.)
2. Seneka, L. A. (2001). Filosofskie traktaty* = Philosophical treatises. transl. from latin, entry. st., comm. T.Yu. Borodai. St. Petersburg: Aletheya. (In Russ.)
3. Volter, F. M. A. (2005). Filosofskie traktaty' i dialogi = Philosophical treatises and dialogues. Moscow: Eksmo. (In Russ.)
4. Dewey, J. Education and Democracy. N. Y., 1916. https://www.gutenberg.org/files/852/852-h/852-h.htm (the date of last access is 4th, June, 2022).
5. Smith, M. K. (2004). Eduard Lindeman and the making of adult education. Youth and Policy, 82, 75-86.
6. Yeaxlee, B. A. (1929). Lifelong Education. https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.224059/page/n21/ mode/2up
7. Biryukova, N. A. (2009). Concept of long-life education as theoretical basis of adult education in Europe. Siberian pedagogical journal, 4, 346-354. (In Russ.)
8. Knowles, M. S. et. al. (2005). The adult learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6th ed. Burlington: Elsevier, USA.
9. Tukhvallina, S. Y. (2013). Osnovniye ponyatia andragogiki. Androgogicheskaya model obucheniya = Basic concepts of andragogy. Andragogical model of learning. Intellectual potential of the XXI century: stages of awareness, 17, 51-58. (In Russ.)
10. Zaitseva, O. V. (2009). Continuous education: main definitions and terminology. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 7(85), 106-109. (In Russ.)
11. Kolesnikova, I. A. (2013). Lifelong education in the 21st century: new research perspectives, 1. http://lll21.petrsu.ru/. (In Russ.)
информация об авторе
Гейнце Лариса Александровна
аспирант кафедры управления образовательных систем им. Т. И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета
information about the author Geintse Larissa Alexandrovna
Postgraduate at the Department of Management of Educational Systems named after T. I. Shamova, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
Статья поступила в редакцию 21.06.2022 одобрена после рецензирования 08.09.2022 принята к публикации 26.09.2022
The article was submitted 21.06.2022 approved after reviewing 08.09.2022 accepted for publication 26.09.2022