Научная статья на тему 'Теоретические аспекты развития навыков технологического предпринимательства будущих педагогов в вузе'

Теоретические аспекты развития навыков технологического предпринимательства будущих педагогов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
навык / предпринимательство / технологическое предпринимательство / будущий педагог / ресурсная база / маркетплейсы образовательных услуг / наставничество. / skill / entrepreneurship / technological entrepreneurship / future teacher / resource base / educational service marketplaces / mentoring.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богач М. А., Проводова Е. В.

Цель исследования – определить способы развития навыков технологического предпринимательства будущих педагогов в вузе. В публикации рассмотрены нормативно-правовые документы в области технологического предпринимательства, проведен анализ понятийного аппарата по теме исследования, определены способы развития навыков технологического предпринимательства будущих педагогов в вузе. Научная новизна заключается в уточнении понятия "навыки технологического предпринимательства будущих педагогов" и раскрытии его структурных компонентов. Описана ресурсная база для развития навыков технологического предпринимательства будущих педагогов в вузе. В результате установлено, что для развития навыков технологического предпринимательства будущих педагогов в вузе необходим комплекс ресурсов: учебные дисциплины, направленные на развитие навыков технологического предпринимательства, доступ к маркетплейсам образовательных услуг, соответствующая техническая база и наставничество педагогов и предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богач М. А., Проводова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of the development of technological entrepreneurship skills of future teachers at the university

The purpose of the study is to identify ways to develop the skills of technological entrepreneurship of future teachers at the university. The publication examines regulatory documents in the field of technological entrepreneurship, analyzes the conceptual apparatus on the topic of the study, identifies ways to develop the skills of technological entrepreneurship of future teachers at the university. The scientific novelty consists in clarifying the concept of "technological entrepreneurship skills of future teachers" and revealing its structural components. The resource base for the development of technological entrepreneurship skills of future teachers at the university is described. As a result, it was found that for the development of technological entrepreneurship skills of future teachers at the university, a set of resources is needed: academic disciplines aimed at developing technological entrepreneurship skills, access to educational service marketplaces, appropriate technical base and mentoring of teachers and entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты развития навыков технологического предпринимательства будущих педагогов в вузе»

Theoretical aspects of the development of technological entrepreneurship skills of future teachers at the university

Bogach Maria Alikovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Provodova Ekaterina Valerievna, Master of Pedagogical Education

Surgut State University, Surgut

The purpose of the study is to identify ways to develop the skills of technological entrepreneurship of future teachers at the university. The publication examines regulatory documents in the field of technological entrepreneurship, analyzes the conceptual apparatus on the topic of the study, identifies ways to develop the skills of technological entrepreneurship of future teachers at the university. The scientific novelty consists in clarifying the concept of "technological entrepreneurship skills of future teachers" and revealing its structural components. The resource base for the development of technological entrepreneurship skills of future teachers at the university is described. As a result, it was found that for the development of technological entrepreneurship skills of future teachers at the university, a set of resources is needed: academic disciplines aimed at developing technological entrepreneurship skills, access to educational service marketplaces, appropriate technical base and mentoring of teachers and entrepreneurs.

Keywords: skill; entrepreneurship; technological entrepreneurship; future teacher; resource base; educational service marketplaces; mentoring.

Цитировать: Богач М.А., Проводова Е.В. Теоретические аспекты развития навыков технологического предпринимательства будущих педагогов в вузе // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 180-185. EDN: POWSZJ. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.31

Богач Мария Аликовна, кандидат педагогических наук, доцент

Проводова Екатерина Валерьевна, магистр педагогического образования

Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – определить способы развития навыков технологического предпринимательства будущих педагогов в вузе. В публикации рассмотрены нормативно-правовые документы в области технологического предпринимательства, проведен анализ понятийного аппарата по теме исследования, определены способы развития навыков технологического предпринимательства будущих педагогов в вузе. Научная новизна заключается в уточнении понятия «навыки технологического предпринимательства будущих педагогов» и раскрытии его структурных компонентов. Описана ресурсная база для развития навыков технологического предпринимательства будущих педагогов в вузе. В результате установлено, что для развития навыков технологического предпринимательства будущих педагогов в вузе необходим комплекс ресурсов: учебные дисциплины, направленные на развитие навыков технологического предпринимательства, доступ к маркетплейсам образовательных услуг, соответствующая техническая база и наставничество педагогов и предпринимателей.

Ключевые слова: навык; предпринимательство; технологическое предпринимательство; будущий педагог; ресурсная база; маркетплейсы образовательных услуг; наставничество.

УДК 378

5.8.2, 5.8.7

Богач М.А., Проводова Е.В.

Теоретические аспекты развития навыков технологического предпринимательства будущих педагогов в вузе

Введение

Один из основных принципов современного образования – это подготовка обучающихся к жизни и работе в условиях быстро меняющихся технологических трендов. Развитие новых технологий происходит так быстро, что система образования не успевает к ним адаптироваться. Чтобы подготовить обучающихся к будущим вызовам и дать им возможность успешно проявлять себя в современном мире, важно научить их успешно справляться с изменениями и быть готовыми к технологическим инновациям, применять знания на практике, мыслить нестандартно, находить новые подходы и решения для сложных проблем, создавать новые продукты и услуги, уметь управлять рисками, планировать, работать в команде и быть способными создавать инновации, которые могут решать глобальные проблемы и улучшать качество жизни людей.

Все эти навыки говорят о важности внедрения технологического предпринимательства в образование.

Технологическое предпринимательство представляет собой процесс создания и развития новых технологий, которые могут быть использованы для создания новых или улучшения существующих продуктов и услуг. Включение технологического предпринимательства в программы обучения может способствовать развитию у будущих выпускников навыков творчества, инноваций, коммуникации, управления ресурсами и решения проблем. Овладев навыками технологического предпринимательства, выпускники смогут создавать новые или улучшать существующие продукты и услуги.

Актуальность развития технологического предпринимательства рассматривается на государственном уровне. Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» призван «повысить предпринимательский потенциал страны, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации» [5]. Проанализировав цели, задачи, а также мероприятия, запланированные в рамках данного проекта (тренинги предпринимательских компетенций для студентов, создание университетских стартап-студий, работа грантовой программы «Студенческий стартап» и др.), мы можем сделать вывод о том, что государство уделяет большое внимание развитию технологического предпринимательства студентов и готово вкладывать средства в развитие этой области.

Еще один документ, который указывает на актуальность развития технологического предпринимательства в образовании – это «Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации». Целью Концепции является «обеспечение лидирующих позиций России в области технологической грамотности и технологической одаренности обучающихся, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики» [2].

Как мы видим, государство отводит большую роль во взращивании не только компетентных кадров, обладающих необходимыми знаниями, навыками и умениями в области технологического предпринимательства, но и заботится о создании благоприятных условий для творческого и инновационного подхода к предпринимательству, что в дальнейшем станет опорой в развитии экономики и привлечении инвестиций.

Основная часть

Аспекты технологического предпринимательства затронуты в трудах А. Алчиан, Х. Демзетц, Р. Коуз, О. Уильямсон, И. Шумпетер, П. Друкер. Вопросы предпринимательства в образовании рассматривали Н.А. Александрова, М.Б. Алексеева, И.В. Андреева, О.Н. Арзякова, Г.В. Балашов, С.А. Беляков, Е.Н. Богачев, В.М. Бугаков, В.Н. Владимиров, Т.М. Волкова, А.Б. Дайновский, С.А. Дятлов, Г.А. Егизарян, А.П. Ефремов, В.А. Жамин, Е.Н. Жильцов, У.Г. Зиннуров, С.Л. Костанян, А.Я. Лившиц, М.А. Лукашенко, О.А. Макарчева, А.И. Михайлушкин, А.П. Панкрухин, Н.Р. Патлис, Н.И. Пащенко, И.Б. Романова, Ю.Б. Рубин, С.Г. Струмилин, А.Н. Тихонов, В.П. Тихомиров, В.Н. Чистохвалов и др. Некоторые зарубежные экономисты также рассматривали вопросы предпринимательства в образовании: Р. Акофф, Г. Беккер, С. Бирс, Я. Корнай, П. Мюрелл, Р. Маккинтон, Дж. Риггс, Р. Сингх, Т. Шульц и др.

Чтобы уточнить понятие «навыки технологического предпринимательства будущих педагогов» необходимо рассмотреть понятия «навык», «предпринимательство» и «технологическое предпринимательство». Обычно, «навык» определяется как умение выполнять определенное действие или решать задачу на основе знаний, опыта и практики. Навык отличается от знания тем, что знания представляют собой понимание теории или фактов. Навык, в свою очередь, является умением применять знания на практике. Таким образом, навыки – это не просто знания, полученные из книг или лекций, а результат их применения в реальных ситуациях. Навыки могут быть различными и касаться различных сфер жизни, таких как профессиональные, социальные, коммуникативные и так далее. Например, профессиональные навыки могут включать умение работать с определенным программным обеспечением или оборудованием, в то время как социальные навыки могут включать умение общаться с людьми и работать в команде. Навыки могут быть приобретены и улучшены через обучение, практику и опыт. Чем больше человек практикует свои навыки, тем более уверенным и опытным он становится в их использовании. По мнению И.А. Тютьковой, навык – это действие, которое превратилось в набор операций, включенных в более сложное действие [7, с. 70].

Рассматривая понятие «предпринимательство», мы можем его определить, как процесс создания и управления бизнесом, где предприниматель использует свои знания, навыки и ресурсы для запуска и развития предприятия. В гражданском кодексе Российской Федерации предпринимательство (предпринимательская деятельность) определяется активность, осуществляемая на свой собственный риск, которая направлена на регулярное получение прибыли от владения имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [1]. И.А. Семенова довольно лаконично и емко дает определение понятию «предпринимательство» указывая на его роль как источника благосостояния и экономического роста. Автор считает, что оно позволяет создавать рабочие места и внедрять инновации для эффективного развития бизнеса [6].

Расширяя понятие «предпринимательство», необходимо рассмотреть понятие «технологическое предпринимательство», которое представляет собой процесс создания и развития новых технологий, призванные создавать новые или улучшать существующие продукты и услуги. Оно также может включать в себя создание и управление бизнесом, который использует эти технологии для получения прибыли или достижения социальных целей. В своем учебном пособии П.Л. Глухих описывает технологическое предпринимательство как форму предпринимательской деятельности, характеризующуюся повышенным риском и неопределенностью. Автор указывает, что технологическое предпринимательство основано на передовых научных достижениях и технологиях, которые направлены на решение значимых проблем потребителей через создание инновационных товаров, услуг и сервисов с большей добавленной стоимостью. Целью технологического предпринимательства является быстрый рост и получение прибыли, а также других выгод. [4] М.В. Хайруллина говорит о технологическом предпринимательстве как об определенном подходе и стиле ведения бизнеса. По мнению автора, понятие включает в себя выявление перспективных возможностей для производства и продвижения продукции, а также сбор инновационных ресурсов и принятие соответствующих решений [8].

Технологическое предпринимательство формируется посредством взаимодействия между наукой, технологиями и бизнесом. На основе вышеизложенного мы считаем, что навыки технологического предпринимательства будущих педагогов – это способность студентов, обучающихся на направлении 44.03.01 «Педагогическое образование», к предпринимательской деятельности, базирующаяся на наличии мотивации к созданию инновационных образовательных бизнес-идей, знаниях технологий разработки междисциплинарных проектов и умениях их реализовать в учебной и профессиональной деятельности.

На основе анализа педагогической литературы (А.В. Шарина, Е.М. Землина, К.Ф. Гусин), мы определили компоненты навыков технологического предпринимательства будущих педагогов как мотивационный, когнитивный и деятельностный. Мотивационный компонент навыков технологического предпринимательства будущих педагогов представляет совокупность мотивов в достижении успеха и независимости, в получении прибыли и нового опыта, желание работать в своей области интересов и быть полезным обществу. Когнитивный компонент – совокупность знаний о технологическом предпринимательстве, о современных инструментах создания технологического продукта, о методах маркетинга и командной работы для успешного развития образовательного стартапа. Деятельностный компонент навыков технологического предпринимательства будущих педагогов – совокупность умений и навыков проектирования бизнес-моделей технологических стартапов, работы в команде, разработки инновационных продуктов с применением инновационных технологий.

Для того, чтобы проанализировать различия между традиционным и технологическим предпринимательством, необходимо понимать, что за основу последнего взято использование инновационных технологий для создания и продвижения продуктов и услуг. Человеку, который осуществляет деятельность в сфере технологического предпринимательства, необходимо уметь решать нестандартные задачи и проблемы в области технологий, а также ориентироваться на разработку новых технологий и изобретений. В этом и состоит отличие от традиционных предпринимателей, которые преимущественно используют уже существующие технологии и способы в своей деятельности, а технологические предприниматели в свою очередь создают инновации и развивают новые технологии для достижения своих бизнес-целей. В рамках технологического предпринимательства часто применяются новые технологии, такие как искусственный интеллект, блокчейн, Интернет вещей и другие современные инновации. Эти инструменты находят применение в различных сферах, включая здравоохранение, транспорт, финансы, образование и другие.

Изучая информацию о технологическом предпринимательстве, мы обнаружили примеры стартапов, созданных на базе университетов и научных учреждений. В качестве примера можно привести такие компании, как ABBY (Московский физико-технический институт), «Яндекс» (Институт проблем Управления АН СССР), «Билайн» (Радиотехнический институт имени академика А. Л. Минца), «Рамблер» (Институт биохимии и физиологии микроорганизмов), «ВКонтакте» (Санкт-Петербургский государственный университет), SkyEng (Московский физико-технический институт), Miro (Пермский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»), Учи.ру (Московский физико-технический институт), Revolut (Московский физико-технический институт), Playrix (Воронежский государственный педагогический университет). На данных примерах можно убедиться в том, что, имея необходимые инструменты в области технологического предпринимательства, можно создавать востребованные продукты, даже являясь студентом. В связи с чем, можно сделать вывод о важности развития навыков технологического предпринимательства среди студентов. Студенты, которые делают первые шаги в сфере технологического предпринимательства, смогут заинтересовать своими проектами инвесторов и спонсоров, что в дальнейшем окажет помощь в реализации своих идей, а также получить необходимое финансирование.

Для организации помощи в создании и дальнейшей реализации инновационных проектов среди студентов, со стороны вуза необходимо обеспечить доступную и эффективную ресурсную базу. Мы проанализировали имеющиеся инструменты, которые в дальнейшем могут использоваться в качестве ресурсной базы в работе со студентами:

1. Практические занятия в рамках учебного плана. Возможно использование проектных и лабораторных работ, семинарские занятия. Данный формат занятий позволит получить практические навыки технологического предпринимательства.

2. Хакатоны, конкурсы, стартап-инкубаторы. Организация и проведение данных мероприятий для студентов позволит не только развить навыки технологического предпринимательства, но и познакомит с бизнес-индустрией.

3. Наставники в учебном процессе. Организация сотрудничества с предпринимателями позволит получить опыт от действующего специалиста в области технологического предпринимательства. Наставник в сфере технологического предпринимательства имеет знания и опыт при составлении бизнес-стратегий, маркетинга, управления проектами, привлечения инвестиций и других связанных с технологическим предпринимательством областей. Наставники сопровождают проекты и отслеживают этот процесс, а также контролируют выполнение задач, соблюдение сроков и помогают оценить свой прогресс. Стоит отметить, что наставник может быть, как внутренним, так и внешним. Обычно внутренними наставниками являются преподаватели или сотрудники в вузе, которые имеют опыт в технологическом предпринимательстве. Внешние наставники являются действующими предпринимателями, которые готовы к сотрудничеству с вузом. Роль наставников также состоит не только в передаче своего опыта и сопровождения обучения, но и в установлении связей с представителями индустрии и бизнес-сообщества, что позволит студентам еще на стадии обучения начать разработку своих бизнес-проектов.

4. Курсы и тренинги по технологическому предпринимательству. Кроме обучения на базе вузов студенты могут самостоятельно изучать теоретический и практический материал в области технологического предпринимательства через маркетплейсы образовательных услуг. Маркетплейсы образовательных услуг – это платформы, на которых собраны различные образовательные курсы и программы, разработанные разными образовательными учреждениями и специалистами (Coursera, Udemy, Skillshare, edX, FutureLearn, Skillbox, Stepik).

Анализируя учебный план по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Технологическое образование» можно сделать вывод, что студенты, обучающиеся на этом направления получают навыки предпринимательства. Об этом свидетельствует перечень дисциплин по данной тематике: работа в команде, основы предпринимательской деятельности, экономика образования, основы проектной деятельности, методика обучения финансовой грамотности, компьютерная графика, цифровая грамотность, аналитика данных. Этот комплекс дисциплин помогает обучающимся овладеть необходимыми основами предпринимательства. Хотелось бы отметить, что дисциплины, входящие в обязательную программу направлены лишь на обучение базовым основам предпринимательства, и не в полной мере способствуют развитию навыков технологического предпринимательства. В связи с этим, мы определили, что для развития навыков технологического предпринимательства будущих педагогов в вузе необходимы следующие ресурсы:

- учебные дисциплины, направленные на развитие навыков технологического предпринимательства и разработку образовательного стартапа;

- доступ образовательных организаций к маркетплейсам образовательных услуг, на которых студенты могут получить необходимые дополнительные знания и навыки в области технологического предпринимательства;

- соответствующая техническая база, включающая современную технику и информационные технологии: 3D принтеры, плоттеры, VR очки, программное обеспечение и т.д.;

- наставничество опытных преподавателей и действующих предпринимателей, с целью получения актуальных знаний в области технологического предпринимательства и опыта работы с современными технологиями.

Заключение

В результате нашего исследования, мы определили, что навыки технологического предпринимательства необходимо развивать не только будущим предпринимателям, но также и будущим педагогам. Это обосновывается нормативно-правовыми документами, а также растущим вниманием к этой проблеме. В наше время общество испытывает необходимость в прогрессивных решениях, которые могут активно способствовать достижению новых высот и преображению традиционных форм образования.

Мы считаем, что освоение навыков технологического предпринимательства будущих педагогов в вузе дает возможность для преобразования учебного процесса и активного вовлечения студентов в предпринимательскую деятельность. Все это дает возможность формирования у обучающихся необходимых знаний в области технологического предпринимательства, развития навыков разработки инновационных продуктов создания образовательных проектов, которые необходимы для их профессиональной деятельности. Разумеется, крайне важно предоставлять студентам необходимые навыки и знания в рамках программ высшего профессионального образования.

Литература:

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

2. «Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/kemd/2018/Koncepcija-razvitija-TO.pdf

3. Воротникова А.И. Педагогический словарь-справочник: учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и педагогов / А.И. Воротникова, Т.Л. Кремнева. – М., Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 73 с.

4. Глухих П.Л. Технологическое предпринимательство: учебное пособие / П.Л. Глухих. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 316 с.

5. Платформа университетского технологического предпринимательства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/platform_utp/

6. Семенова И.А. Развитие молодежного предпринимательства в России / И. А. Семенова // Развитие предпринимательских компетенций школьников и студентов: интеграция в образовательный процесс : сб. материалов Международной научно-практической конференции, Ижевск, 24 ноября 2022 года. – Ижевск: Удмуртский университет, 2022. – С. 45-48.

7. Тютькова И.А. Педагогический тезаурус / И. А. Тютькова. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.

8. Хайруллина М.В. Технологическое предпринимательство: сдерживающие факторы и условия развития // Российское предпринимательство. – 2016. – Т. 17. - №16. – С. 1831-1848.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.