Б01 10.46320/2077-7639-2024-16-122-166-174
Теоретические аспекты развития конкурентной разведки и контрразведки
Красилюк Т.П., Атякшева Д.А.
Научная статья посвящена изучению теоретических аспектов развития конкурентной разведки и контрразведки в современном бизнесе. В условиях глобальной конкуренции и быстрого развития цифровых технологий конкурентная разведка становится неотъемлемой частью стратегического управления компаниями. В рамках статьи рассматривается роль конкурентной разведки в формировании конкурентных преимуществ компании, выявляются основные задачи и функции разведывательной деятельности. Особое внимание уделяется вопросам этики и законности проведения разведывательных операций, а также влиянию цифровизации на процессы сбора и анализа информации. Другой важной темой, затрагиваемой в статье, является контрразведка как инструмент защиты компании от утечки информации и внешних угроз. Авторы анализируют основные принципы контрразведывательной деятельности, методы обнаружения и предотвращения утечек конфиденциальной информации, а также рассматривают практические примеры успешной контрразведки.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003
Красилюк Г.П., Атякшева Д.А. Теоретические аспекты развития конкурентной разведки и контрразведки // Дискуссия. -2024. - Вып. 122. - С. 166-174.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Конкурентная разведка, контрразведка, стратегическое управление, информационная безопасность, конкурент.
,1Е1_: М20, М21, М31
DOI 10.46320/2077-7639-2024-16-122-166-174
Theoretical aspects of the development of competitive intelligence and counterintelligence
Krasilyuk G.P., Atyaksheva D.A.
The scientific article is devoted to the study of theoretical aspects of the development of competitive intelligence and counterintelligence in modern business. In the context of global competition and the rapid development of digital technologies, competitive intelligence is becoming an integral part of the strategic management of each company. The article examines the role of competitive intelligence in the formation of a company's competitive advantages, identifies the main tasks and functions of intelligence activities. Special attention is paid to the ethics and legality of intelligence operations, as well as the impact of digitalization on information collection and analysis processes. Another important topic covered in the article is counterintelligence as a tool to protect a company from information leaks and external threats. The authors analyze the basic principles of counterintelligence activities, methods for detecting and preventing leaks of confidential information, and also consider practical examples of successful counterintelligence.
FOR CITATION APA
Krasilyuk G.P, Atyaksheva D.A. Theoretical aspects of the development of competitive intelligence and counterintelligence. Diskussiya [Discussion], 122, 166-174.
KEYWORDS
Сompetitive intelligence, counterintelligence, strategic management, information security, competitive.
JEL: M20, M21, M31
В условиях глобального рынка и увеличения конкуренции между компаниями конкурентная разведка становится ключевым инструментом для обеспечения конкурентных преимуществ. Таким образом актуальность исследования обусловлена тем, что с развитием современных технологий необходимость в понимании теоретических аспектов разведки и контрразведки стало более очевидным как для предпринимателей, так и специалистов, продвигающих продукт или услугу.
При эволюции производства, обязательной составляющей данного процесса является экономическая разведка, динамика характера, инстру-
ментов и способов осуществления которой зависит от особенностей развития производительных сил конкретной страны и степени совершенствования научно-технической сферы. На современном этапе во всех мировых государствах функционируют особые подразделения, предназначенные для защиты коммерческих интересов компаний. Соответствующие подразделения создаются как в публичных, так и в частных структурах, что актуализирует необходимость изучения развития конкурентной разведки и контрразведки.
Как указывает Б. Джилад, исторически, развитие разведывательной работы предусматривало
два вектора деятельности: разведка и контрразведка в интересах страны; разведывательная деятельность частного характера (иными словами, деловая разведка). Преимущественное число стран обслуживают бизнес-сектор, способствуя конкурентной разведке в рамках глобальных рынков [5].
Практический перенос способов и инструментов государственных разведок в среду предпринимательских взаимодействий незамедлительно продемонстрировал недоступность применения некоторых продуктивных методов разведывательной деятельности, что обуславливалось их криминальным характером. Вполне очевидно, что для ведения качественной предпринимательской работы и выстраивания продолжительных бизнес-отношений недопустимо использование диверсии, шантажа и иных аналогичных способов. При этом, количество доступных к реализации в бизнес-среде приемов государственной разведки хватило для демонстрации продуктивности конкурентной разведки, быстро ставшей популярной у представителей предпринимательского сообщества.
Л. Кеннеди в своем исследовании уточняет, что подразделения конкурентной разведки организованы в значительном числе компаний и корпораций Японии. В этой стране именно государственные органы имеют высокое значение в процессе сбора данных и их последующего распространения среди членов бизнес-сообщества [7].
В послевоенный период на территории Японии начала функционировать комплексная организация, членами которой стали все субъекты внешнеэкономической деятельности. Данная организация получила название JETRO (аббревиатура от Japan External Trade Organisation). Полномочия JETRO распространяются на сбор сведений о компаниях-конкурентах отечественных предприятий на внешних рынках и основных тенденциях их развития. Среди значимых источников такой информации выделяются печатные СМИ.
Фундаментальной базой всей японской системы сбора бизнес-сведений выступает издательская группа Nikkei («Японский экономический журнал»). Для получения необходимой информации (в частности, экономических данных, новостей, сведений конкурентной разведки и пр.), предприятие-заказчик подает в издательскую группу соответствующую заявку, одновременно указывая удобный канал ее получения (напри-
мер, электронную почту и пр.). Для топ-менеджеров предприятий предусмотрена возможность постоянного просмотра деловой информации посредством Глобальной сети (путем вывода непрерывной бегущей строки или систематических новостных блоков).
Следующим вариантом сбора сведений конкурентной разведки является система пресс-клубов, организованная в Японии. Получив рабочее место в таком пресс-клубе, представитель СМИ наделяется правом участия в каждом заседании и получения ответов на интересующие вопросы. Отдельно подчеркнем, что некоторые сведения, озвучиваемые на этих заседаниях, впоследствии не подлежат публикации. Как правило, они становятся предметом приобретения предприятия, проявляющего к ним свой интерес.
Благодаря государственному участию в процессе конкурентной разведки, предпринимательское сообщество получает сведения, отличающиеся высоким уровнем достоверности. Подобная информация доступна к использованию при выработке бизнес-решений оперативного и стратегического характера.
В Японии, ответственные за принятие решений субъекты лично просматривают собранные данные, что способствует своевременному контролю деятельности корпоративного аналитика. Среди недостатков подразделений конкурентной разведки этой страны следует выделить невысокую скорость осуществления оперативного анализа.
Значительное влияние на американскую конкурентную разведку имеет факт отсутствия у представителей частного бизнеса доверия к властным структурам США и правительству страны. В целом, такой подход является традиционным для преимущественного числа американских граждан. Независимое предпринимательство считается базисом американского образа жизни. Среди предпринимателей превалирует стабильная уверенность в необходимости ограждения возможностей государства вмешиваться в дела частного бизнеса. При этом любые взаимодействия с государственными учреждениями в каждом случае сопровождаются подозрениями в коррупции.
Зарубежными исследователями [16], [18], [19] выделяется, что, особенность конкурентной разведки США проявляется в акценте на краткосрочный подход к выбору путей преодоления постановленных задач. Соответственно, основная
направленность работы служб конкурентной разведки связана с превенцией возможных угроз. Ключевыми характеристиками их деятельности являются: краткосрочность выполняемых заданий, выбор простейших способов статистического анализа, лаконичные справки.
Слабой стороной американских подразделений конкурентной разведки выступает недооценка информации, собранной из зарубежных государств. Как правило, в ходе анализа работы внешних конкурентов, внимание сосредотачивается исключительно на местных источниках информации. В некоторых случаях, отсутствие должной оценки грозит негативными последствиями. Для их недопущения используется государственное вмешательство, обуславливающее последующее рассмотрение дела в рамках комиссии Конгресса, либо использование потенциала законодательных органов страны. В результате, государство-нарушитель подвергается давлению посредством официальных дипломатических каналов.
Ярким примером является 1995 г., когда ЦРУ удалось нелегально завладеть документом, составленным отделом прикладных исследований Департамента экономики, науки и техники Франции. Информация, содержащаяся в этом документе, касалась оценки американских военно-промышленных предприятий на основании закрытых данных. Полный перечень включал десятки предприятий, о чем ЦРУ сообщил каждому из них. После этого, проведя изучение полученной информации, компания Hughes Aircraft приняла решение не участвовать в предстоящем Парижском авиасалоне [17].
Применение профессионального разведывательного потенциала для конкурентной разведки Германии было обусловлено необходимостью восстановления эффективной работы разрушенной экономической системы страны. Организованную в 1968 г. службу БНД (Bundesnachrich tendienst), находившуюся в подчинении федерального агентства, впоследствии реорганизовали для осуществления конкурентной разведки, сохранив исходное наименование службы [15].
Благодаря государственным усилиям, в стране была сформирована общая система конкурентной разведки, действующая на территории всего государства. Компаниям, нуждающимся в информации конкурентной разведки, доступно ее систематическое получение от государственных структур. Традиционно, большую часть за-
казчиков составляют банки и иные финансовые учреждения.
Среди достоинств системы конкурентной разведки Германии - почти бесплатный и полностью беспрепятственный доступ заинтересованных фирм и предприятий к широкому спектру сведений. Из недостатков - низкая скорость использования полученных результатов, поскольку рекомендации, предлагаемые службой БНД, утрачивают актуальность до момента принятия решения о целесообразности их применения.
Во Франции специалисты-разведчики способствуют развитию государственной экономики в течение продолжительного времени. Так, еще в 1958 г. полномочия Службы внешней документации и контршпионажа (ЕСЕ) объединили, помимо прочего, также функцию сбора информации технического характера из западных государств (включая США). Систематическая работа французских спецслужб в данном направлении предусматривала командировки для сбора деловых сведений. При этом преимуществом пользовались регионы с высоким уровнем развития научно-технической сферы. Полученная информация впоследствии распространялась среди коммерческих компаний Франции, заинтересованных в соответствующих данных [14].
Любая французская фирма вправе заключить договор найма с госслужащим в целях осуществления конкурентной разведки в интересах этой компании. Благодаря взаимодействиям между сотрудниками спецслужб и представителями бизнес-сектора Франции, у многих корпораций и предприятий отпадает необходимость содержания широкого штата профессиональных разведчиков. При этом все подразделения конкурентной разведки в частном бизнесе являются структурными составляющими единой государственной системы экономической разведки Франции.
Согласно подходу, принятому в Швеции, подразделения конкурентной разведки бизнес-сообщества являются инструментом обеспечения и поддержания безопасности страны. Стоит подчеркнуть, что экономика этого государства характеризуется одним из наиболее высоких уровней открытости по сравнению с другими мировыми государствами. Это, в свою очередь, обуславливает существенную роль информации из зарубежных стран. Продолжительный нейтралитет рассматриваемого государства влияет на специфику конкурентной разведки, осуществляемой частным бизнесом, и ее связь с власт-
ными органами. В обязанности крупных шведских корпораций вменяется обмен информацией. Такая необходимость определяется целями продуктивного совершенствования экономической системы страны [15].
Расположенные в различных частях мира посольства данной страны систематически направляют отчеты об экономическом и политическом состоянии государств своей аккредитации. Эта информация применяется частным бизнесом Швеции как для решения вопросов текущего функционирования, так и для решений стратегического характера. Усилиями компании Upplsnigs Centralen, ориентированной на проведение исследований по вопросам конкурентной разведки, формируются единые информационные базы, объединяющие существенные объемы значимых зарубежных сведений. В качестве постоянного заказчика данной компании - правительство Швеции. Также следует выделить Шведское национальное бюро технического развития, занимающееся сбором экономических и технологических данных для последующего предоставления заинтересованным промышленным предприятиям. По большей части, такая информация аккумулируется из общедоступных источников и каналов [19].
В октябре 2007 г. организован Европейский форум «Конкурентная разведка», собравший профессионалов из бизнес-сектора и промышленной сферы. В рамках этого форума впервые одновременно участвовали специалисты двух организаций, а именно: Общества конкурентной разведки и Немецкого форума разведки. Спектр докладчиков не ограничивался исключительно исследователями-теоретиками, объединяя также корпоративных практикующих специалистов и профессионалов конкурентной разведки. Форум включал в себя различные мероприятия (встречи, презентации и пр.) тематической направленности. Среди основных вопросов, подлежащих рассмотрению: особенности конкурентной и экономической разведки, специфика осуществления бизнес-планирования, принципы и инструменты сбора информации и пр. Участниками форума стали многие крупные корпорации (например, Cisco, Chinabrand и пр.) [18].
По мнению руководителя Chinabrand, современная политическая система Китая и особенности функционирования рынка страны способствуют проявлениям недобросовестной конкуренции, в связи с чем западным корпорациям, ведущим здесь бизнес, необходимо больше ин-
формации о потребителях, поставщиках, предприятиях-партнерах. Таким образом, многие иностранные корпорации, осуществляющие деятельность в Китае, рассматривают конкурентную разведку в качестве значимого источника достижения конкурентных преимуществ, фундаментальной базы принятия стратегических и тактических бизнес-решений.
В нашей стране история развития конкурентной разведки сравнительно непродолжительна. Как отмечает В. В. Романов с соавторами, до 1991 г. фактически отсутствовал соответствующий рынок, конкурентное пространство, профессионалы данной сферы [9]. В 1991 г. отечественный рынок труда пополнился существенным числом сотрудников спецслужб, причиной чему являлось массовое сокращение штата силовых структур. Однако их профессиональные услуги не были востребованы в контексте конкурентной разведки, поскольку основное внимание первого частного бизнеса в данный период сосредотачивалось на простых вопросах безопасности компании. Далее последовали 90-е гг., сопровождавшиеся массовым рэкетом, превалированием методов промышленного шпионажа и иных инструментов, характерных для этапа первоначального наращивания финансового капитала. Соответственно, легальные способы конкурентной разведки также не пользовались спросом [2].
Улучшение сложившегося положения наметилось в конце 90-х гг., после завершения рыночных преобразований и достижения относительной стабильности бизнес-сектора. Частные предприятия стали функционировать по принципам реальной конкуренции, что свидетельствовало о цивилизованных условиях сформированного рынка [8]. В результате, актуализировалась потребность систематической информационной поддержки частного предпринимательства для принятия адекватных и взвешенных решений управленческого характера. Именно на данном этапе, как отмечает С. Г. Зюкин, становятся популярными «методы конкурентной разведки» [6].
Охрана коммерческих тайн частного бизнеса в РФ находится на менее высоком уровне, чем, например, в США [1]. Сотрудники российских компании недостаточно подготовлены в данном вопросе, что в некоторых случаях способствует сбору интересующей конкурента информации (порой, достаточно лишь вывести нужного сотрудника на разговор, не прибегая к финансовым расходам для проведения дополнительных разведывательных мероприятий) [ з ].
В противовес нашему государству, американским и европейским законодательством закрепляется открытость информации экономического характера. Как следствие, организовано множество баз данных для беспрепятственного получения пользователями информации о перечне мошенников и пр. Открытый доступ предусматривается в отношении материалов судебных процессов, с участием тех или иных корпораций, с которыми также можно ознакомиться. Существуют базы Общества промышленной безопасности США и т. д. [4].
В качестве примера продуктивного совершенствования корпоративной разведки можно привести специализированное подразделение компании Р&О. В процессе развития данной службы его структура последовательно сменила централизованный и децентрализованный типы, в пользу радиально-осевой структуры, что способствовало рационализации и улучшению взаимодействий отдельных подразделений корпорации [10].
На сегодняшний день конкурентная среда деятельности частного бизнеса диктует следующие основные категории конкурентоспособности предприятия: инновация и темпы внедрения
нового продукта. Соответственно, преобразуются и ключевые задачи, постанавливаемые перед конкурентной разведкой. Как определяет А. И. Сулыма, среди современных задач выделяются, в частности: определение потенциала персонала компании; изучение инновационных технологических возможностей; исследование моделей бизнеса, применяемых фирмами-конкурентами [11]. Таким образом, вместо прежних задач по аккумуляции, изучению и последующей передаче сведений, работа конкурентной разведки стала заключаться в способствовании компании в вопросах применения информации и знаний для выбора оптимальной конкурентной стратегии своей деятельности. Благодаря работе службы конкурентной разведки Р&в, был обеспечен рост качественных характеристик анализа альтернатив развития компании и формирование стабильной продуктивной конкурентной стратегии. В целом, компания Р&в откорректировала собственный внутрикорпоративный подход к конкурентной разведке, при котором акцент с индивидуальной организации деятельности и строгой функциональной дифференцированности сместился в пользу групповой работы, объединяющей команду многопрофильных профессионалов.
Соответствующие изменения благоприятно отразились на качестве бизнес-планирования.
Примером, подтверждающим высокую значимость конкурентной разведки для работы бизнес-сектора, является фирма NutraSweet. Так, в процессе продвижения собственного товара, у предприятия возник ряд сложностей. Для преодоления проблем фирма ориентируется на обеспечение конкурентных преимуществ посредством сокращения цены своей продукции и повышения спроса на нее. При этом возможность усиления конкурентных позиций фирмы зависит от потенциала специалистов конкурентной разведки к поиску требуемой информации. Одновременно устанавливаются конкретные требования, которым должны соответствовать собранные сведения: актуальность, простота применения, отсутствие искажений информации, использование этичных и легальных способов получения. В целях повышения продуктивности конкурентной разведки фирма объединяет ее специалистов в отдельную специализированную службу.
Отсутствие подразделения конкурентной разведки способно негативно повлиять на деятельность предприятия. Например, именно этот фактор стал причиной утраты компанией Starbucks израильского рынка [io]. Так, несмотря на наличие существенных конкурентных преимуществ (сильное положение на глобальном рынке, внушительный ассортимент и пр.), фирма не смогла завоевать рынок Израиля, несмотря на двухлетнюю работу в данном направлении. По мнению консультанта данной компании А. Barnea, причинами неудачи являются: отсутствие действий по сбору первичной информации о новом рынке; неверная интерпретация поведения компаний-конкурентов; нерешительность управляющего состава фирмы [16]. Становится очевидным, что наличие подразделения конкурентной разведки позволило бы компании сформировать объективные представления о динамике нового рынка и определиться с оптимальной стратегией последующих действий.
Таким образом, конкурентная разведка представляет собой отдельное маркетинговое направление, предусматривающее маркетинг рисков и потенциала. Иными словами, речь идет о деятельности по способствованию формированию оптимальных решений в сфере управления, связанной со сбором, анализом и выдачей информации о компаниях-конкурентах. Что касается смысловой корректности термина
«конкурентная разведка», то имеются и иные доступные к употреблению формулировки, отличающиеся меньшей одиозностью (в частности, «опережающее реагирование», «конкурентный маркетинг» и пр.).
В отношении понятия «конкурентная контрразведка», менее распространенного в сравнении с «конкурентной разведкой», представляется целесообразно включить соответствующий функционал в компетенцию службы безопасности предприятия. Отечественный рынок конкурентной разведки частного бизнеса условно дифференцируется на следующие составляющие: специализированные службы крупных корпораций; специализированные российские подразделения иностранных зарубежных фирм; независимые организации, основная деятельность которых связана со сбором конкурентной информации.
В настоящее время объективная оценка объемов конкурентной разведки в нашей стране невозможна, поскольку со стороны специалистов этого вида деятельности отсутствует реклама, а расширение списка их клиентов происходит, как правило, посредством рекомендаций. Согласно данным исследования, осуществленного международным центром конференций «On conference», примерное количество компаний конкурентной разведки в европейской части РФ составляет несколько сотен. Тем не менее, при подсчете принимались во внимание также консалтинговые и маркетинговые агентства, декларирующие соответствующие услуги. Согласно оценкам экспертов, крупных специализированных организаций в данной сфере - порядка 30 - 40.
Итак, подводя итоги исследования, стоит отметить, что, как свидетельствует современная российская и зарубежная практика, обязательным условием продуктивной работы частного бизнеса является качественный анализ конкурентного рыночного пространства. Соответственно, коммерческая деятельность компании невозможна без разведывательной работы. В настоящее время предпринимательская деятельность сопровождается множеством актуальных и потенциальных угроз, что обуславливает непродуктивность исключительно традиционных способов защиты бизнес-активов. Для обеспечения эффективности своей деятельности в условиях повышенной конкурентной борьбы, все большее число предприятий отдают предпочтение современным методам и инструментам, обеспечиваемым конкурентной разведкой и контрразведкой.
Список литературы
1. Голованова Е. В. Использование электронных инструментов конкурентного анализа для повышения конкурентоспособности компании: дисс. в. эк-х наук. - 170 с.
2. Городов О. А. Недобросовестная конкуренция и конкурентная разведка: проблемы квалификации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - 2022. - № 7 (95). - С. 77-84.
3. Грошева Е. С. Конкурентная разведка в структуре современной организации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2020. - № 4. - С. 5-13.
4. Денисов Р. В. Деловая разведка как фактор повышения конкурентоспособности предприятия: дис. ... канд. эк-х наук. -М., 2012. - 190 с.
5. Джилад Б. Конкурентная разведка. Как распознавать внешние риски и управлять ситуацией. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
6. Зюкин С. Г. Конкурентная разведка как элемент интегрированной системы маркетинговой информации: автореф. дисс. к. эк-х наук. - Краснодар, 2013. - 28 с.
7. Кеннеди Л. Конкурентная разведка в конструировании бизнес - процесса: исследование в компании Digital Equipment Corporation // Конкурентная разведка: Уроки из окопов. -М.: Альбина Бизнес Букс, 2010. - 336 с.
8. МагомедоваД. М. Формирование и функционирование конкурентной разведки в маркетинговой среде: автореф. дисс. к. эк-х наук. - Екатеринбург, 2012. - 28 с.
9. Романов В. В. Бизнес: особенности конкурентной разведки в России / В. В. Романов, А. М. Потапенко, А. А. Кравцов // Известия ЮЗГУ. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2015. - № 3(16). - С. 156-160.
10. Соколов А. П., Идрисов И. М. Роль бизнес-разведки в обеспечении экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Прикладные экономические исследования. - 2022. -№ 4. - С. 45-50.
11. СулымаА. И. Конкурентная разведка: сущность и отличительные характеристики // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. - 2019. - Т. 5 (71), № 4. - С. 147-156.
12. Таранов А. И. Конкурентная разведка в деятельности строительных организаций и деловая репутация строительной организации в условиях цифровой трансформации экономики // Московский экономический журнал. - 2022. -№ 2. - С. 721-730.
13. Трунцевский Ю. В., Есаян А. К. Конкурентная разведка как фактор предупреждения преступлений // Вестник ЮГУ. -2019. - № 1 (52). - С. 23-30.
14. Du Toit A. Competitive intelligence research: An investigation of trends in the literature // Journal of Intelligence Studies in Business. - 2015. - Т. 5, № 2. - С. 14-21.
15. Ishikawa А. An Introduction to Knowledge Information Strategy: from Business Intelligence To Knowledge Sciences / А. Ishikawa, J. Nakagawa. - Singapore: World Scientific Publishing, 2013. -236 с.
16. KahanerL. Competitive Intelligence: How to Gather, Analyze, and Use Information to Move Your Business to the Top. - New York: Simon & Schuster, 1997. - 300 с.
17. Rodriguez-Salvador M, Salinas-Casanova L. Applying Competitive Intelligence: The Case of Thermoplastics Elastomers // Journal of Intelligence Studies in Business. - 2012. - Т. 2, № 3. -C. 41-47.
18. Seyyedamiri N. Competitive Intelligence and Developing Sustainable Competitive Advantage / N. Seyyedamiri, S. Shirkavand, M. Chalak, N. Razaeei // AD-minister. - 2017. -Т. 30. - C. 173-194.
19. West С. Competitive Intelligence. - New York: Palgrave, 2001. -236 c.
References
1. Golovanova E. V. The use of electronic tools of competitive analysis to increase the competitiveness of the company: dissertation of V. E. sci. - 170 p.
2. Gorodov O. A. Unfair competition and competitive intelligence: problems of qualification // Bulletin of the O. E. Kutafin University. - 2022. - № 7 (95). - Pp. 77-84.
3. Grosheva E. S. Competitive intelligence in the structure of a modern organization // Models, systems, and networks in economics, technology, nature, and society. - 2020. - № 4. -Pp. 5-13.
4. Denisov R. V. Business intelligence as a factor in increasing the competitiveness of an enterprise: dis. ... candidate of Economics. - M., 2012. - 190 p.
5. Gilad B. Competitive intelligence. How to recognize external risks and manage the situation. - St. Petersburg: Peter, 2010. -320 p.
6. Zyukin S. G. Competitive intelligence as an element of an integrated marketing information system: abstract. Dissertation of the Candidate of Economics. - Krasnodar, 2013. - 28 p.
7. Kennedy L. Competitive intelligence in business process design: research at Digital Equipment Corporation // Competitive intelligence: Lessons from the trenches. - M.: Albina Business Books, 2010. - 336 p.
8. Magomedova D. M. Formation and functioning of competitive intelligence in the marketing environment: abstract. Dissertation of the Candidate of Economics. - Yekaterinburg, 2012. - 28 p.
9. Romanov V. V. Business: features of competitive intelligence in Russia / V. V. Romanov, A.M. Potapenko, A. A. Kravtsov //
Izvestia South State University. Series: Economics. Sociology. Management. - 2015. - № 3(16). - Pp. 156-160.
10. Sokolov A. P., Idrisov I. M. The role of business intelligence in ensuring the economic security of an economic entity // Applied economic research. - 2022. - № 4. - Pp. 45-50.
11. Sulyma A. I. Competitive intelligence: the essence and distinctive characteristics // Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Economics and management. -2019. - Vol. 5 (71), № 4. - Pp. 147-156.
12. TaranovA. I. Competitive intelligence in the activities of construction organizations and the business reputation of a construction organization in the context of digital transformation of the economy // Moscow Economic Journal. - 2022. -№ 2. - Pp. 721-730.
13. Truntsevsky Yu. V., Yesayan A. K. Competitive intelligence as a crime prevention factor // Bulletin of the SOUTH. - 2019. -№ 1 (52). - Pp. 23-30.
14. Du Toit A. Competitive intelligence research: a study of trends in literature // Journal of Intelligence Studies in Business. -2015. - Volume 5, № 2. - Pp. 14-21.
15. Ishikawa A. Introduction to the Information Strategy of Knowledge: from Business Analytics to Knowledge Sciences / A. Ishikawa, J. Nakagawa. - Singapore: World Scientific Publishing, 2013. - 236 p.
16. Kahaner L. Competitive Intelligence: how to collect, analyze and use information to promote your business to the top. New York: Simon & Schuster, 1997. - 300 p.
17. Rodriguez-Salvador M, Salinas-Casanova L. Applying Competitive Intelligence: The Case of Thermoplastics Elastomers // Journal
of Intelligence Studies in Business. - 2012. - Vol. 2, № 3. -Pp. 41-47.
18. Seyyedamiri N. Competitive Intelligence and Developing Sustainable Competitive Advantage / N. Seyyedamiri, S.
Shirkavand, M. Chalak, N. Razaeei // AD-minister. - 2017. -Vol. 30. - P. 173-194.
19. West С. Competitive Intelligence. - New York: Palgrave, 2001. -236 p.
Информация об авторах
Красилюк Г.П., аспирант кафедры «Предпринимательство и конкуренция» НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва, Российская Федерация).
Атякшева Д.А., преподаватель кафедры английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва, Российская Федерация).
Information about the authors
Krasilyuk G.P., postgraduate student of the Department «Entrepreneurship and Competition» at the Moscow Financial and Industrial University «Synergy» (Moscow, Russian Federation).
Atyaksheva D.A., Lecturer at the Department of English and Professional Communication at the Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation).
© Красилюк Г.П., Атякшева Д.А., 2024. © Krasilyuk G.P., Atyaksheva D.A., 2024.