Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2020. С. 18-26
УДК 378.4. Ильина Анна Михайловна, Смоленская Православная Духовная Семинария
Теоретические аспекты работы с терминологической
лексикой при изучении дисциплины «русский язык и культура речи» в духовной семинарии
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, касающиеся теоретических аспектов работы с терминологической лексикой при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» в духовной семинарии. В связи с необходимостью формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций студентов семинарии данная работа представляется актуальной. Автор характеризует основные особенности термина как носителя научного знания и единицы лексической системы, определяет необходимые для эффективного усвоения термина условия. Отмечая актуальность исследования терминологии православия, следует признать, что овладением термином и овладением предметным знанием, заключенным в нем, будет способствовать формированию системы знаний, необходимых для овладения бакалаврами теологии указанными компетенциями.
Ключевые слова: образовательное пространство; русский язык и культура речи; компетенции; коммуникация; термин, терминологическая лексика; терминология православия; нормативно-научная картина мира; терминологическая система; преподавание русского языка; бакалавр теологии; предметные знания; специальные понятия.
В настоящее время духовные семинарии Русской Православной Церкви являются неотъемлемой частью современного российского образовательного пространства, осуществляя, в том числе подготовку бакалавров по направлению «Теология». Подписанное «Соглашение о сотрудничестве между Учебным комитетом Русской Православной Церкви и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки»1 подтверждает этот факт и «создает рабочий механизм конструктивного и доброжелательного сотрудничества»2. Таким образом обеспечивается «своевременное решение текущих вопросов и упреждение возможных проблем в сфере богословского (теологического) и духовного образования, в частности, для гармонизации механизмов государственной и церковной аккредитации теологических программ», что создает «необходимое условие полноценного развития» богословского образования3.
Современный федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по любому направлению подготовки определяет требования к
1 Учебный комитет Русской Православной Церкви // URL: http://www.uchkom.info/ novosti/7583/ (доступ от: 09.02.2021).
2 Там же.
3 Там же.
результатам освоения программы следующим образом: «... у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой»1, в нашем случае — программой бакалавриата. В качестве универсальных компетенций, согласно Приказу Минобрнауки России от 25.08.2020 N 1110 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 48.03.01 Теология», определены «системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение), безопасность жизнедеятельности, инклюзивная компетентность, экономическая культура, в том числе финансовая грамотность, гражданская позиция»2. Тот же ФГОС ВО определяет и следующие общепрофессиональные компетенции: «богословская эрудиция» и «культура богословского мышления»3.
В рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» целесообразным представляется формирование такой универсальной компетенции, как коммуникация, заключающейся в приобретении способности «осуществлять коммуникацию в религиозной сфере в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)»4. Также изучение данной дисциплины, на наш взгляд, будет способствовать формированию таких общепрофессиональных компетенций, как богословская эрудиция (способность применять базовые знания практико-ориентированных теологических дисциплин при решении теологических задач) и культура богословского мышления (способность выделять теологическую проблематику в междисциплинарном контексте и использовать знания смежных наук при решении теологических задач)5.
Однако следует отметить, что как осуществление коммуникации, так и обладание эрудицией представляется весьма затруднительным без освоения необходимого объема научных знаний по изучаемым дисциплинам. Языковыми средствами концентрации и выражения научного знания являются термины. В рамках данной статьи обратимся к основным теоретическим аспектам работы с терминологической лексикой, которые, на наш взгляд, следует учитывать при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» студентами духовной семинарии.
Термины «как языковое выражение специальных понятий представляют собой особый способ репрезентации профессионального (специального) знания. Выражая через языковой знак специальное понятие, определяющее в объекте нечто общее и
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 48.03.01 ТЕОЛОГИЯ. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24/98 (доступ от: 08.02.2021).
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
закономерное, термин становится инструментом познания»1. При этом термин является элементом лексической (языковой) системы, и потому большинство факторов, характеризующих усвоение языка, действуют и в сфере усвоения терминологической лексики, усиливаясь или ослабляясь под воздействием специфики термина2.
Традиционно работа с терминами включалась в общую словарную работу (важность последней при разработке методики преподавания русского языка отмечали выдающиеся русские лингвисты Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский и др.). Систематическое проведение словарной работы было предусмотрено в программах по русскому языку 30-х годов XX века, однако внимание к внутренней стороне термина стало формироваться только во второй половине XX века3.
К началу 60-х годов XX века достижения лингвистики и смежных научных дисциплин в области исследования терминологической лексики как в общетеоретическом плане, так и в изучении терминологий различных областей научно-технической и производственной деятельности привели к закреплению терминологии в статусе самостоятельной научной дисциплины4.
Изучение терминологической лексики в современной филологии имеет свои уже ставшие классическими принципы и традиции, однако следует отметить возникновение интереса к исследованию терминологической религиозной лексики именно в настоящее время, что на наш взгляд, во многом обусловлено факторами экстралингвистического характера5. При этом на данный момент среди исследователей существует множество подходов как к определению, так и к наименованию данных лексических единиц.
Например, М.О. Алексеева определяет «церковно-религиозную специальную лексику., как отраслевую терминологию, представляющую собой единый корпус терминов конфессионального характера (религионимов), обслуживающих важную сферу общественной жизни и человеческой деятельности»6, отмечая, что данная лексика «находится в фокусе интересов широкого круга субъектов: церковнослужителей и прихожан, богословов и философов, культурологов и религиоведов, историков и искусствоведов, лингвистов и студентов, изучающих русский язык»7.
1 Володина М.Н. Когнитивно-информационная природа термина (на материале терминологии средств массовой информации). М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 21.
2 Ильина А.М.Работа с лингвистическими терминами на занятиях по русскому языку с иностранными военнослужащими подготовительного курса как способ формирования лингвистической компетенции // Научно-методическая конференция «Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся». Воронеж: Научная книга, 2010. С. 89—93.
3 Ильина А.М. Терминологическая работа как путь к профессиональному знанию. Новые педагогические исследования // Профессиональное образование. 2007. № 3. С. 79—81.
4 Там же.
5 Ильина А.М. К вопросу об изучении религиозной лексики: теоретический и практический аспекты // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии: ежегодный научный журнал. 2020. № 6. С. 92.
6 Алексеева М.О. Когнитивные аспекты изучения терминологии русского православия // Известия РГПУ им А И Герцена. 2009. № 119. С. 198.
7 Там же.
Безусловно, включение религиозной лексики (в её широком понимании) в современное образовательное пространство дополняет нормативно-научную картину мира (ННКМ), являющуюся «системой организации и языкового представления знания, образующегося в сознании обучающегося в результате усвоения общеобязательной научной информации»1.
Основным минимальным носителем научного знания является термин. Роль терминов в формировании ННКМ является ведущей, поскольку в них закреплены основные понятия каждой науки (как и каждой учебной дисциплины). «Уникальность роли термина в данном процессе связана с особенностью его природы: термин, с одной стороны, принадлежит к системе научных понятий, являясь их основным носителем, с другой стороны, термин — неотъемлемая часть языковой системы. Овладение термином подразумевает овладение и предметным знанием, заключенным в термине. Отметим, что существует прямая зависимость между уровнем владения языком и способностью к овладению предметными знаниями»2.
Следовательно, процесс усвоения терминологии любой учебной дисциплины непосредственно связан с проникновением в его содержание, что необходимо учитывать при работе с терминологической лексикой3.
В основу построения этой работы должен быть положен учёт двойственной природы термина, впервые отмеченной А.А. Реформатским, указавшим, что определяющим свойством термина является его одновременная принадлежность и системе языка, и системе научных понятий. Отсюда следует, что владеть термином — значит, с одной стороны, уметь правильно его употребить, с другой — знать место термина в соответствующей понятийно-терминологической системе4.
При этом для терминологии православия5, как и для любой терминологической системы, характерны «все возможные виды семантических отношений: моносемия, амбисемия, полисемия и эврисемия, а также наличие синонимов, омонимов и паро-нимов»6.
Память как наиболее существенное для преобразования внешних воздействий свойство нервно-психической организации человека является одной из основных категорий, обусловливающих процессы овладения языком, в том числе и его лек-
1 Максимчук Н.А. Нормативно-научная картина мира русской языковой личности в комплексном лингвистическом рассмотрении. Ч. 1. Смоленск: СГПУ, 2002. 184 с.
2 Ильина А.М. Лингвистический компонент нормативно-научной картины мира школьника: содержательный и методический аспекты: диссертация канд. педагог. наук. Смоленск, 2008. 418 с.
3 Ильина А.М.Компетентностный подход к преподаванию дисциплины «Русский язык и культура речи» в неязыковом вузе // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Русский язык в современном обществе: проблемы преподавания». Смоленск, ВА ВПВО ВС РФ, 2011. С. 74-77.
4 Ильина А.М. Терминологическая работа как путь к профессиональному знанию. Новые педагогические исследования... С. 79-81
5 Алексеева М.О. Специфика религиозного дискурса как объекта исследования // Вестник Московского университета. Сер. 22. Теория перевода. 2011. № 3. С. 59-69.
6 Алексеева М.О. Семасиологические аспекты изучения терминологии православия // Вестник Московского университета. Сер. 22. Теория перевода. 2009. № 2. С. 142.
сикой. Роль памяти в процессе обучения обусловлена очевидной связью памяти и мыслительных процессов и, согласно И.М. Сеченову, сочетается с их анализом и синтезом. При условии того, что фактором внешнего воздействия является язык, его единицы складываются в строго организованную систему, наличие которой и позволяет при производстве речи осуществлять выбор нужной единицы из совокупного множества. Так психологический механизм усвоения человеком языковых единиц, опирающийся на врожденные знания, опыт и мышление, объективирует понятие системности лексики, базирующееся и на особенностях за-печатления и хранения слов в памяти. Если этими единицами являются термины, одним из основополагающих свойств которых является системность, то «для обеспечения их системного запечатления и, следовательно, устойчивого хранения в памяти необходимым представляется целенаправленное формирование системного представления о внутрипредметных связях и отношениях терминов в процессе изучения учебных дисциплин»1.
Так, можно утверждать, что эффективность работы с терминологическими (как и другими языковыми) единицами зависит от организации такой работы с усваиваемым материалом, которая обеспечивает качественное запоминание изученного и его практическое применение. Следует особо подчеркнуть роль понимания при усвоении содержания термина.
Еще одним из основных условий усвоения термина можно считать также и формирование у обучающихся способностей называть существенные признаки понятия и осознавать место данного понятия в системе понятий. Именно запоминание термина и его правильное употребление в речи, закрепляющее изученный материал, является одним из необходимых элементов работы. Использование терминов (запоминание, сохранение, опознавание и воспроизведение) является сложной формой речевой активности. Так в процессе обучения формируется языковой опыт, складывается определенная система знаний, в которой термины как носители научного знания играют значительную роль2.
Учитывая особенную значимость и специфику дисциплины «Русский язык и культура речи» для студентов духовных семинарий, можно определить цель преподавания данной дисциплины в рамках направления «Теология» следующим образом: «повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах его функционирования, в письменной и устной его разно-
1 Ильина А.М.Работа с лингвистическими терминами на занятиях по русскому языку с иностранными военнослужащими подготовительного курса как способ формирования лингвистической компетенции. Научно-методическая конференция «Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся»... С. 90.
2 Ильина А.М.Работа с лингвистическими терминами на занятиях по русскому языку с иностранными военнослужащими подготовительного курса как способ формирования лингвистической компетенции. Научно-методическая конференция «Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся»... С. 91.
видностях»1. Отметим, что, как овладение новыми навыками и знаниями в этой области, так и их совершенствование неразрывно связано с углублением понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации. Расширение общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка также можно считать одной из задач данного курса.
Практические задачи курса состоят в формировании у студентов основных навыков продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения. Данными навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают «не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, — фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация)»2.
В ходе изучения курса «Русский язык и культура речи» целесообразной представляется работа студентов с различными тематическими текстами так называемой «профильной тематики», содержащими терминологическую лексику. В ходе данной работы студенты должны научиться практически применять данную лексику для построения и редактирования текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения различных коммуникативных целей. Отдельно следует отметить необходимость разработки практических аспектов организации данного вида деятельности студентов: определение объема терминов с учетом этапа обучения студентов по профильным дисциплинам, выбора конкретных методов и приемов, отбора текстов для составления заданий и др.
Таким образом, можно выделить следующие теоретические аспекты работы с терминологической лексикой при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи». Во-первых, уникальность природы термина как основной единицы системы научных понятий и неотъемлемой части языковой системы обеспечивает прямую взаимосвязь между овладением термином и овладением предметным знанием, заключенным в нем. Во-вторых, владение термином подразумевает как его правильное употребление, так и знание места термина в соответствующей ему терминологической системе. Изучение терминологии православия в теоретическом и практическом направлении следует признать одной из актуальных задач современной филологии. В-третьих, приобретение языкового опыта использования термина при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» будет способствовать формированию системы знаний, необходимых для овладения будущими бакалаврами теологии всех
1 Ильина А.М. Некоторые аспекты преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в рамках государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Теология» // Авраамиевские чтения: сборник научных статей. Вып. VIII. Смоленск: ООО «Издательство "Радопа"», 2011. С. 16.
2 Там же. С. 17.
видов компетенций. При этом отметим, что описание и разработку практических аспектов работы с терминологической лексикой следует признать отдельным актуальным и перспективным направлением современных исследований.
Список литературы
1. Алексеева М.О. Когнитивные аспекты изучения терминологии русского православия // Известия РГПУ им А И Герцена. 2009. № 119. С. 197-202.
2. Алексеева М.О. Семасиологические аспекты изучения терминологии православия // Вестник Московского университета. Сер. 22. Теория перевода. 2009. № 2. С. 140-156.
3. Алексеева М.О. Специфика религиозного дискурса как объекта исследования // Вестник Московского университета. Сер. 22. Теория перевода. 2011. № 3. С. 59-69.
4. Володина М.Н. Когнитивно-информационная природа термина (на материале терминологии средств массовой информации). М.: Изд-во МГУ, 2000. 127 с.
5. Ильина А.М. К вопросу об изучении религиозной лексики: теоретический и практический аспекты // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии: ежегодный научный журнал. 2020. № 6. С. 92-100.
6. Ильина А.М. Компетентностный подход к преподаванию дисциплины «Русский язык и культура речи» в неязыковом вузе // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Русский язык в современном обществе: проблемы преподавания». Смоленск, ВА ВПВО ВС РФ, 2011. С. 74-77.
7. Ильина А.М. Лингвистический компонент нормативно-научной картины мира школьника: содержательный и методический аспекты: диссертация канд. педагог. наук. Смоленск, 2008. 418 с.
8. Ильина А.М. Некоторые аспекты преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в рамках государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Теология» // Авраамиевские чтения: сборник научных статей. Вып. VIII. Смоленск: ООО «Издательство "Радопа"», 2011. С. 15-19.
9. Ильина А.М. Работа с лингвистическими терминами на занятиях по русскому языку с иностранными военнослужащими подготовительного курса как способ формирования лингвистической компетенции // Научно-методическая конференция «Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся». Воронеж: Научная книга, 2010. С. 89-93.
10. Ильина А.М. Терминологическая работа как путь к профессиональному знанию. Новые педагогические исследования // Профессиональное образование. 2007. № 3. С. 79-81.
11. Максимчук Н.А. Нормативно-научная картина мира русской языковой личности в комплексном лингвистическом рассмотрении. Ч. 1. Смоленск: СГПУ, 2002. 184 с.
12. Учебный комитет Русской Православной Церкви // URL: http://www.uchkom.info/ novosti/7583/ (доступ от: 09.02.2021).
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 48.03.01 ТЕОЛОГИЯ. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24/98 (доступ от: 08.02.2021).
Ilina A.M.,
Smolensk Orthodox Theological Seminary
Theoretical aspects of working with terminological vocabulary in the study of the discipline "Russian language and culture of speech" in theological seminary
Abstract: The article discusses issues related to the theoretical aspects of working with terminological vocabulary in the study of the discipline "Russian language and culture of speech" in theological seminary. In connection with the need to form universal and general professional competencies of seminary students, this work seems relevant. The author characterizes the main features of the term as a carrier of scientific knowledge and a unit of the lexical system, defines the conditions necessary for the effective assimilation of the term. Noting the relevance of the study of the terminology of Orthodoxy, it should be recognized that mastering the term and mastering the subject knowledge contained in it will contribute to the formation of a system of knowledge necessary for mastering the specified competencies by bachelors of theology.
Keywords: educational space; Russian language and culture of speech; competence; communication; term, terminological vocabulary; terminology of Orthodoxy; normative scientific picture of the world; terminological system; teaching Russian; bachelor of theology; subject knowledge; special concepts.
References
Alekseeva M.O. Kognitivnye aspekty izucheniia terminologii russkogo pravoslaviia [Cognitive aspects of studying the terminology of Russian Orthodoxy]. Izvestiia RGPU im A I Gertsena — Izvestia of the Herzen Russian State Pedagogical University, 2009, no. 119, pp. 197-202.
Alekseeva M.O. Semasiologicheskie aspekty izucheniia terminologii pravoslaviia [Sema-siological aspects of studying the terminology of Orthodoxy]. VestnikMoskovskogo universi-teta. Ser. 22. Teoriia perevoda — Bulletin of the Moscow University. Ser. 22. Translation theory, 2009, no. 2, pp. 140-156.
Alekseeva M.O. Spetsifika religioznogo diskursa kak ob"ekta issledovaniia [Specificity of religious discourse as an object of research] // Vestnik Moskovskogo universiteta — Bulletin of Moscow University. Ser. 22. Translation theory Ser. 22. Teoriia perevoda, 2011, no. 3, pp. 59-69.
Volodina M.N. Kognitivno-informatsionnaia priroda termina (na materiale terminologii sredstv massovoi informatsii) [Cognitive-informational nature of the term (based on the terminology of the mass media)]. Moscow, 2000.
Il'ina A.M. K voprosu ob izuchenii religioznoi leksiki: teoreticheskii i prakticheskii aspek-ty [On the question of the study of religious vocabulary: theoretical and practical aspects]. Teologicheskii vestnik Smolenskoi Pravoslavnoi Dukhovnoi Seminarii: ezhegodnyi nauchnyi zhurnal — Theological Bulletin of the Smolensk Orthodox Theological Seminary: an annual scientific journal, 2020, no. 6, pp. 92—100.
Il'ina A.M. 2011. Kompetentnostnyi podkhod k prepodavaniiu distsipliny «Russkii iazyk i kul'tura rechi» v neiazykovom vuze [Competence approach to teaching the discipline "Russian language and culture of speech" in a non-linguistic university]. Materialy mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Russkii iazyk v sovremennom obshchestve: problemy pre-podavaniia» [Materials of the interuniversity scientific-practical conference "Russian language in modern society: teaching problems"]. Smolensk, 2011, pp. 74—77.
Il'ina A.M. Lingvisticheskii komponent normativno-nauchnoi kartiny mira shkolnika: soderzhatelnyi i metodicheskii aspekty [The linguistic component of the normative-scientific picture of the schoolchild's world: substantive and methodological aspects]. Smolensk, 2008.
Il'ina A.M. 2011. Nekotorye aspekty prepodavaniia distsipliny «Russkii iazyk i kul'tura rechi» v ramkakh gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniia po napravleniiu «Teologiia» [Some aspects of teaching the discipline "Russian language and culture of speech" within the framework of the state educational standard of higher professional education in the direction of "Theology"]. Avraamievskie chteniia: sbornik nauchnykh statei [Avraamievskie readings: collection of scientific articles]. Smolensk, 2011, vol. 8, pp. 15-19.
Il'ina A.M. 2010. Rabota s lingvisticheskimi terminami na zaniatiiakh po russkomu ia-zyku s inostrannymi voennosluzhashchimi podgotovitel'nogo kursa kak sposob formirovaniia lingvisticheskoi kompetentsii [Working with linguistic terms in the Russian language classes with foreign military personnel of the preparatory course as a way to form linguistic competence]. Nauchno-metodicheskaia konferentsiia «Problemy prepodavaniia filologicheskikh dist-siplin inostrannym uchashchimsia» [Scientific and methodological conference "Problems of teaching philological disciplines to foreign students"]. Voronezh , 2010, pp. 89-93.
Il'ina A.M. Terminologicheskaia rabota kak put' k professional'nomu znaniiu. Novye pedagogicheskie issledovaniia [Terminological work as a path to professional knowledge. New pedagogical research]. Professional'noe obrazovanie — Professional education, 2007, no. 3, pp. 79-81.
Maksimchuk N.A. Normativno-nauchnaia kartina mira russkoi iazykovoi lichnosti v kom-pleksnom lingvisticheskom rassmotrenii [The normative-scientific picture of the world of the Russian linguistic personality in a complex linguistic examination]. Smolensk, 2002, vol. 1.
Uchebnyi komitet Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [The Study Committee of the Russian Orthodox Church]. Available at: http://www.uchkom.info/novosti/7583/ (accessed: 09.02.2021).
Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniia — bakalavriat po napravleniiu podgotovki 48.03.01 Teologiia [Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the direction of preparation 03/48/01 Theology]. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/98 (accessed: 08.02.2021).