Научная статья на тему 'Теоретические аспекты работы педагога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта'

Теоретические аспекты работы педагога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
914
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ПЕДАГОГИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гумерова Т.В.

В данной статье рассмотрены теоретические вопросы, раскрывающие современное состояние проблемы изучения особенностей развития детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены и обоснованы основные направления работы педагога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты работы педагога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта»

20

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

© Гумерова Т.В.*

МОУ СКШИ, г. Нерюнгри

В данной статье рассмотрены теоретические вопросы, раскрывающие современное состояние проблемы изучения особенностей развития детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены и обоснованы основные направления работы педагога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта.

Ключевые слова семья, педагоги, дети с нарушением интеллекта.

Результативность воспитания и обучения ребенка во многом зависит от качества взаимодействия специальных (коррекционных) образовательных учреждений и семьи. Такая взаимосвязь увеличивается многократно в том случае, если ребенок имеет нарушения развития. Когда развитие ребенка нарушено, для оказания ему эффективной помощи необходима специальная организация всей жизни. Помощь детям с умственной отсталостью требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

Решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной психолого-социальной поддержке.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители, педагоги. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают специфику работы, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Вот почему решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной психологической социальной поддержке.

Следует отметить, что семья, воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, имеет свои особенности. Вопросы, решае-

Учитель начальных классов.

Педагогическая и коррекционная психология

21

мые данной категории семей на определенных стадиях жизненного цикла, отличаются от тех, с которыми в процессе жизнедеятельности сталкивается обычная семья. Отдельные указания на наличие специфических проблем функционирования семьи с ребенком с особыми образовательными потребностями, можно встретить в работах отечественных и зарубежных исследователей: Ю.Е. Алешина, Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий, Е.М. Мастюко-ва, А.Г Московкина [8].

Семья, воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, - это «особая» семья, в которой помимо типичных семейных вопросов, возникающих перед семьей на рассматриваемой фазе развития, имеется еще ряд своих специфических. Есть специфические проблемы возникающие при появлении в семье ребенка-инвалида: получение точного диагноза; эмоциональное привыкание (адаптация) к больному ребенку; проблема информирования других членов семьи. Когда ребенок достигает школьного возраста, появляются проблема определения формы обучения ребенка (интегрированное, специализированное обучение, обучение на дому); хлопоты по устройству в школу; переживание реакций сверстников; заботы по внешкольной деятельности ребенка.

В научных исследованиях Р.Б. Дарлинг, М. Селигман, Э.Г. Эйдемиллер семья, воспитывающая ребенка с нарушениями в развитии, рассматривается как негармоничная, обладающая типичными дисфункциями [1].

Исследователи отмечают, что родители не всегда находят адекватные воспитательные стратегии и могут искаженно воспринимать индивидуальные особенности ребенка, нереалистично оценивать перспективы его дальнейшего развития. Физическая и эмоциональная перегруженность родителей нередко приводит к повышению уровня тревожности и даже усилению патохарактерологических черт их личности [4].

После рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты семьи с окружающим социумом искажаются, что связано с психологическими особенностями больного ребенка и с эмоциональной нагрузкой на членов его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в такой ситуации оказываются беспомощными, их положение можно определить как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

Качественные изменения отношений в таких семьях проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях.

Психологический уровень: рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается родителями как величайшая трагедия, является сильнейшим стрессом для родителей, в первую очередь - для матери. Стресс деформирует психику родителей и оказывает травмирующее изменение жизненного уклада семьи.

Фрустрация детей и родителей, является одним из факторов детско-родительских отношений. У детей они проявляются дефицитарностью поло-

22

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

жительных эмоциональных отношений с родителями и полноценного общения с ними, повышенным уровнем агрессивности и тревожности. У родителей также отмечается повышенный уровень тревожности и агрессивности, на фоне которого часто формируется нарушенный стиль воспитания по типу эмоционального отвержения, неуверенность в своих воспитательных возможностях [2].

Надежды и ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается на длительный период, по многим причинам: психологическим особенностям личности родителей; способностью родителей принять больного ребенка; комплексом расстройств аномалии развития ребенка; отсутствием позитивной поддержки окружающих семьи с больным ребенком и т.д. Травмирующее воздействие стресса на родителей ребенка неравнозначно.

Жизненный стереотип отца обычно не меняется, он не оставляет работы, не исключается из привычных социальных отношений, проводит большую часть времени в той же социальной среде, гораздо меньше времени, чем мать, проводит с ребенком, его психика не подвергается столь интенсивно патогенному воздействию, как психика матери, а многие отцы вообще отстраняются от проблем ребенка.

Анализируя исследования Н.В. Жутиковой, Д.Н. Исаева, Л.М. Шипи-цыной, можно сказать, что для большинства современных отцов такие дела как участие в уходе за ребёнком и воспитании, представляются нормой. Таким образом, современные отцы демонстрируют не меньшую, чем матери готовность к успешному родительству, и это, скорее всего, зависит от комплекса факторов: во-первых от состояния здоровья ребёнка, во-вторых от полоролевого типа отца, и в-третьих от занятости вне дома и семьи [3].

Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую больного ребенка, неизмеримо значительнее. Сам факт того, что именно она произвела на свет больное существо, заставляет мать невыносимо страдать. У матерей часты истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие женщин по поводу будущего ребенка, порождают чувство одиночества, потерянности, ощущение «конца жизни». Матери находятся с детьми постоянно, жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребенком, на повышенную физическую и моральную нагрузку, подтачивающую силы и вызывающую утомление. Рождение больного ребенка, его воспитание, обучение и общение с ним являются постоянным патогеннным психологическим фактором, и личность матери претерпевает значительные изменения [4]. Депрессивные переживания матери могут трансформироваться в невротическое развитие личности и нарушить ее социальную адаптацию.

Социальный уровень качественных изменений: после рождения больного ребенка его семья становится малообщительной, избирательной в кон-

Педагогическая и коррекционная психология

23

тактах, сужает круг знакомых и даже родственников из-за особенностей больного ребенка и установок самих родителей (страха, стыда).

Существует мнение о том, что «больные» дети рождаются лишь в семьях с низким социальным и культурным уровнем является неверным. Анализ исследования Д.Е. Жукова показывает, что большинство отцов детей с ограниченными возможностями здоровья росли в полных семьях, их образовательный уровень выше, жилищные условия и материальный достаток выше, чем у контрольной группы отцов, воспитывающих здоровых детей. В целом образовательный, материальный и культурный уровень выше у отцов, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [3].

Соматический уровень: стресс, возникший в результате необратимых расстройств у ребенка, является пусковым механизмом процесса различных заболеваний матери. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, стресс вызывает соматические или психические заболевания самой матери (колебания артериального давления, бессонницу, сильные головные боли, нарушения терморегуляции).

Чувства страха, неуверенности в себе, различные формы депрессий -эти болезненные состояния родителей являются не только ответной реакцией на травмирующее переживание, но и ответной защитной реакцией всего их организма. Нервно-психическая реактивность организма родителей может меняться вследствие повышения психогенной «ранимости», возможны возникновения резидуальных невротических состояний.

Известный американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.

2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

5. Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все [8].

24

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Итак, все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители - нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей.

Из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что при воспитании и обучении детей с нарушением интеллекта возникает множество различных трудностей, которые должны преодолеваться при тесном взаимодействии семьи со специалистами различных сфер: медицины, социальных служб и особенно психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Результативность воспитания и обучения ребенка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи.

Контингент родителей, воспитывающих ребенка-инвалида неоднороден: одни при поступлении ребенка в коррекционное учреждение считают, что теперь вопросы обучения и воспитания становятся прерогативой педагогов и всецело полагаются на их компетентность. Другие родители ссылаются на недостаточность своих знаний о подходах в обучении и воспитании такого ребенка, третьи же, наоборот, считают, что они все знают, а коллектив учебного учреждения не компетентен.

Соответственно, каждая семья, воспитывающая ребенка с нарушением интеллекта, нуждается в индивидуальной социально-педагогической поддержке, которая позволит повысить уровень знаний родителей, их уверенность в себе и своем ребенке. Поэтому работа с семьей - один из основных видов профессиональной деятельности учителя-дефектолога.

Индивидуальная педагогическая работа может заключаться в том, что педагог проводит анкетирование, беседы, консультации, а так же приглашает родителей на занятия, где помогает:

- сформировать у родителей установку на положительные формы общения со своим ребенком;

- учит приемам адекватного взаимодействия с ним;

- предлагает игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию речи, познавательной деятельности, двигательной сферы;

- обучает приемам привития ребенку навыков самообслуживания и гигиены, культуры поведения;

- обучает их методам и приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком дома.

Результатом индивидуальной работы является уверенность родителей в собственных силах, адекватное восприятие возможностей развития своего ребенка, доверие к школе и педагогам.

Педагогическая и коррекционная психология

25

Для повышения педагогической компетентности родителей учитель-дефектолог проводит родительские собрания с использованием различных форм организации совместной деятельности: дискуссии, обучающие семинары, с приглашением узких специалистов, работающих с детьми: логопеда, психолога, социального педагога. Учитель дает рекомендации, предлагает материалы по актуальным проблемам, знакомит со специальным инструментарием обучения и развития детей.

Важным направлением в работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта, является организация учителем общения и совместной деятельности родителей и детей. Эта работа включает в себя: организованное проведение досуга, участие в культурных мероприятиях, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев, театров.

Присутствие родителей на концертах, праздниках, в которых принимают участие их дети, формирует положительный эмоциональный настрой, доброжелательное отношение к школе. Цель таких мероприятий - эмоционально поддержать родителей, дать возможность общения и обмена мнениями, помочь родителям обрести объективно-адекватное отношение к ребенку и к самим себе.

Таким образом, только при объединении усилий и взаимном сотрудничестве родителей и педагогов школы возможно эффективное решение задач развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями и их успешная интеграция в общество.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии: Собр. Соч. в 6 т. / АПН СССР. -М.: Педагогика, 1984.

2. Демор Ж. Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе. - М., 1989.

3. Жуков Д.Е. Центральные личностные функции у родителей детей с синдромом РДА // Биопсихосоц. парадигма медицины и её влияние на развитие психоневрологич. науки и практики: Мат-лы науч.-практ. конф. молодых ученых, СПб., 28 февраля - 3 марта 2002 г. - СПб.: Изд. НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2004.

4. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители. Взаимопонимание или отчуждение? Книга для родителей. - М., 1996.

5. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст]: метод. пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2008.

6. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями [Текст]: книга для родителей / А.Р. Маллер. - М.: Педагогика-Пресс, 2007.

7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных

26

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛА-ДОС, 2003.

8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психотерапия семьи. - СПб., 2000.

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Лимонцева Г.В.*

МБДОУ «Детский сад № 35», г. Воркута

В статье представлены результаты коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности старших дошкольников с помощью методов арт-терапии. Эффективность применения методов арт-терапии, в частности - изобразительной деятельности, подтверждена результатами диагностики и положительной динамикой в поведении детей.

Ключевые слова арт-терапия, дошкольники, занятия, игра, развитие, рисование, тревожность.

Приоритетной задачей работы педагога-психолога ДОУ является сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства, создание условий для эмоционального благополучия детей. Одним из значимых факторов, который отрицательно влияет на эмоциональное развитие ребенка, является повышенный уровень тревожности.

Тревожность рассматривается как состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию на страх [2].

Тревожность и страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития [5].

Такой ребенок особо восприимчив к похвале, уязвимо относится к наказаниям и неудачам, отличается мнительностью и впечатлительностью. Наблюдается разница в поведении во время и вне занятий: на занятиях он зажат, скован, отвечает на вопросы тихим голосом, при сильном волнении может начать заикаться, возникает двигательное возбуждение (теребит одежду, сжимает руки, манипулирует предметами). Отмечается склонность к вредным привычкам невротического характера, например, грызть ногти (карандаши), сосать пальцы, кусать губы и т.п. Тревожность как черта личности может стать предвестником развития неврозов [6].

Педагог-психолог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.