Научная статья на тему 'Теоретические аспекты процесса технической диагностики авиационной техники'

Теоретические аспекты процесса технической диагностики авиационной техники Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
323
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЁТОВ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бабак Алексей Владимирович

В статье анализируются теоретические основы диагностирования технического состояния авиационной техники, цели и задачи технической диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты процесса технической диагностики авиационной техники»

инженерного образования Российской Федерации (ЛИО РФ) и других организаций выделяют следующие необходимые для современного инженера профессионально-значимые качества: профессиональная компетентность, коммуникационная готовность; развитая способность творческого подхода к решению профессиональных задач; умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать проблемы, разрабатывать план действий и реализовывать его; устойчивое осознанное позитивное отношение к своей профессии, стремление к постоянному совершенствованию; владение методами технико-экономического анализа производства с целью его рационализации, оптимизации и реновации; владение методами экологического обеспечения технологического процесса и инженерной защиты окружающей среды; владение методами моделирования, прогнозирования и экспериментальных исследований, необходимыми для создания интеллектуальных ценностей и материальной продукции; понимание тенденций и основных направлений развития науки и техники.

Список литературы

1. Курина А.А., Ступина А.Г. Формирование гражданской культуры у студентов педагогических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. 2006. №44. С.57-63.

2. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся // Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 1 (103).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Бабак А.В.

Бабак Алексей Владимирович - аспирант, кафедра авиационной техники, факультет лётной эксплуатации и управления воздушного движения,

Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева,

г. Ульяновск

Аннотация: в статье анализируются теоретические основы диагностирования технического состояния авиационной техники, цели и задачи технической диагностики.

Ключевые слова: безопасность полётов, техническое состояние, диагностика, прогнозирование, авиационная техника.

В последние годы в решении проблемы обеспечения безопасности полётов (БП) наметился переход от накопления и анализа многочисленных и разрозненных данных о причинах авиационных происшествий (АП) к созданию общей теории БП [1].

Для количественной оценки уровня БП используют статистические и вероятностные показатели. Статистические показатели позволяют учесть все факторы и причины АП, т.к. они отражают уровень совершенства авиационной техники (АТ), организацию и обеспечение полетов, степень подготовки наземного и летного состава.

На вероятностные показатели БП, характеризующие полет как событие, которое будет завершено без АП, влияют следующие факторы: отказы АТ, ошибки персонала и внешние условия [2].

Несмотря на меры, принимаемые для повышения надежности авиационной техники, отказы изделий в процессе их эксплуатации исключить невозможно.

Отказы изделий могут оказать отрицательное влияние на БП, а проведение дополнительных работ по устранению отказов увеличивает затраты на техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) и, в ряде случаев, снижает регулярность полетов из-за задержки рейсов, вызванных отказами изделий.

Для обеспечения требуемого уровня безопасности, регулярности и экономичности полетов необходимо своевременно обнаруживать и устранять отказы.

В этой связи особое значение имеет проблема определения технического состояния изделий на всех этапах эксплуатации авиационной техники.

Решением вопросов этой проблемы занимается техническая диагностика (ТД). Техническая диагностика - это область знаний, охватывающая теорию, методы и средства определения технического состояния объектов. Процесс определения технического состояния объекта называется техническим диагностированием.

В процессе эксплуатации изделие АТ может находиться в одном из следующих состояний (рисунок 1), при этом переход из состояния в состояние осуществляется через определенное событие [3].

Исправное - состояние, при котором объект соответствует всем требованиям, установленным технической документацией. Эти требования касаются как основных выходных параметров (т.е. определяющих качество выполнения объектом заданных функций), так и второстепенных, неосновных параметров, от которых не зависит работоспособность объекта на рассматриваемом отрезке времени. Так, для системы регулирования напряжения к основным (определяющим) параметрам можно отнести выходное напряжение и ток нагрузки, мощность генератора и т.п. К неосновным (второстепенным) можно отнести качество контровки элементов крепления, окраски корпуса генератора и т.п.;

1 - повреждение; 2 - отказ; 3 - переход изделия АТ в предельное состояние из-за неустранимого разрушения конструкции; 4 - восстановление (ремонт); 5 - восстановление

Рис. 1. Схема основных состояний объекта эксплуатации авиационной техники

Работоспособное - состояние, при котором значения всех параметров, характеризующих способность объекта выполнять заданные функции, соответствуют требованиям технической документации. При этом какие-то из неосновных

параметров или качественных характеристик (контровка, окраска и т.п.) могут не удовлетворять нормативным требованиям;

Неисправное - состояние, при котором объект не соответствует хотя бы одному из требований технической документации.

Следовательно, исправный объект всегда является и работоспособным, но работоспособным может быть и неисправный объект;

Неработоспособное - состояние, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность объекта выполнять заданные функции, не соответствует требованиям технической документации. Неработоспособное состояние всегда является и неисправным;

Предельное - состояние, при котором дальнейшее применение объекта по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Восстанавливаемый (невосстанавливаемый) объект - объект, для которого в рассматриваемой ситуации проведение восстановления работоспособного состояния предусмотрено (не предусмотрено) в нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Дефект - каждое отдельное несоответствие объекта всем установленным требованиям технической документации.

Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния.

Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта. При отказе один или несколько основных параметров объекта выходят за границы полей допусков.

Под функционированием объекта понимается выполнение предписанного объекту алгоритма функционирования при применении объекта по назначению. Правильное функционирование означает, что объект в текущий момент времени выполняет предписанный алгоритм функционирования.

Целью технического диагностирования является определение, в каком из этих возможных состояний находится объект диагностирования. Эта цель достигается решением следующих основных задач технического диагностирования:

1. Контроль технического состояния - определение вида технического состояния.

Результатом решения задачи контроля технического состояния является указание,

в каком из двух множеств состояний работоспособном или неработоспособном находится объект в момент контроля.

2. Поиск места отказа - определение части объекта, отказ которой вызвал его неработоспособность.

Результатом решения задачи поиска места отказа является указание, в каком из множества неработоспособных состояний находится объект.

3. Прогнозирование технического состояния - определение технического состояния объекта на предстоящий интервал времени.

Результатом решения задачи прогнозирования технического состояния является указание, в каком из множеств работоспособных или неработоспособных состояний будет находиться объект в предстоящий момент времени [4].

Современная техническая диагностика пользуется для определения технического состояния авиационной техники приборами, дающими возможность более объективно определять состояние этой техники, а также воспринимать диагностические сигналы, излучаемые механизмом, недоступные восприятию непосредственно органами чувств человека.

Методы и средства диагностики отдельных агрегатов, систем и механизмов определяются их конструкцией и выполняемыми функциями.

Список литературы

1. Волкова В.Н. Теория систем [Текст] / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. М.: Высшая школа, 2006. 511 с.

2. Аралов Г.Д. Состояние и перспективы решения задач повышения надежности, долговечности и ресурсов конструкции самолетов ГА [Текст] / Г.Д. Аралов, Б.С. Мокшанцев. М.: Воздушный транспорт, 1984. 47 с.

3. Ицкович А.А. Надежность летательных аппаратов и двигателей [Текст] / А.А. Ицкович. М.: МГТУ ГА, 1990. 104 с.

4. Воробьев В.Г. Надежность и техническая диагностика авиационного оборудования: учебник. / В.Г Воробьёв, В.Д. Констонтинов. М.: МГТУ ГА, 2010. 448 с.

5. Машошин О.Ф. Диагностика авиационной техники: учеб. пособие. М.: МГТУ ГА, 2007. 141 с.

6. Диагностирование и прогнозирование технического состояния авиационного оборудования: учеб. пособие для вузов гражд. авиации / под ред. И.М. Синдеев. М.: Транспорт, 1984. 191 с.

7. Биргер И.А. Техническая диагностика. М.: Машиностроение, 1978. 240 с.

8. Чекрыжев Н.В. Разработка методов и моделей повышения эффективности технического обслуживания летательных аппаратов и их систем: дисс. кан. тех. наук. Самара, 2014. 178 с.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Чаплинскис Е.Г.

Чаплинскис Елена Гунтисовна - студент магистратуры, группа транспорта и логистики, кафедра управления транспортно-экспедиционным обслуживанием, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются основные проблемы развития пассажирского транспорта. Описаны причины выявленных проблем. Отмечена взаимосвязь государства с данными проблемами, а также предложены возможные пути решения данных проблем.

Ключевые слова: пассажирский транспорт, управление, развитие, привлечение инвестиций.

В современном мире важной составляющей отрасли транспорта является пассажирский транспорт. Его главная задача заключается в обеспечении потребности населения в перевозках. Пассажиры могут пользоваться услугами общественного транспорта по нескольким причинам, таким как необходимость перемещения из дома до работы, общественно-значимых мест (поликлиника, школа, садик и т.п.). С течением времени развивается инфраструктура, создаются новые поселения, а, следовательно, меняется транспортная подвижность жителей, а также средняя дальность поездки. Для обеспечения пассажиров необходимым уровнем качества оказываемых услуг важно развивать и совершенствовать пассажирские перевозки. Но на пути совершенствования пассажирского транспорта имеется ряд противоречий и проблем, мешающих его развитию. Данные проблемы, состоящие из 4 основных направлений, необходимо решать на уровне государства. К этим направлениям относятся: правовые основы деятельности, организация и финансирование деятельности, инвестиции в пассажирский транспорт и организация управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.