УДК 629.735.083.02/06:006.34
АНАЛИЗ НОВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ПО НАДЕЖНОСТИ ПО ГОСТ Р 27.002-2009 И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
А.А. ИЦКОВИЧ, И.А. ФАЙНБУРГ
Приведены результаты анализа понятий, терминов и определений по надежности, установленных ГОСТ Р 27.002-2009, с учетом возможности применения при эксплуатации авиационной техники, дано обоснование замечаний и предложений по изменениям и дополнениям к стандарту.
Ключевые слова: надежность, терминология, новый ГОСТ, возможность применения при эксплуатации авиационной техники.
ГОСТ Р 27.002-2009. "Надежность в технике. Термины и определения" [1] был выпущен с обозначением ГОСТ Р 53480-2009, которое было изменено на обозначение ГОСТ Р 27.002-2009 (см. поправки к ГОСТ Р 27.002-2009).
ГОСТ Р 27.002-2009 (новый стандарт) внес значительные изменения в применяемую более 40 лет терминологию по надежности в соответствии с ГОСТ 27.002-89 [2] (прежний стандарт) и его прототипами, значительно расширил номенклатуру установленных терминов, в том числе терминов, относящихся к состояниям, техническому обслуживанию, временным характеристикам и показателям надежности. Это дает возможность выполнения более глубокого анализа надежности. Новый стандарт разработан с учетом основных требований международного стандарта МЭК 60050 (191): 1990-12 "Надежность и качество услуг".
В связи с тем, что в производственной, научной и учебной деятельности в области воздушного транспорта используется терминология по надежности, соответствующая ГОСТ 27.002 - 89 [2, 3, 4], возникает необходимость в анализе новой терминологии по ГОСТ Р 27.002
- 2009 и определения возможности ее применения при эксплуатации авиационной техники.
1. В новом стандарте в понятие «надежности» включены свойство готовности и влияющие на него свойства безотказности и ремонтопригодности, и поддержки технического обслуживания. В примечании указано, что данный термин используется для общего неколичественного описания надежности. В связи с этим возникают следующие вопросы: куда входят рассматриваемые далее в стандарте свойства долговечности и сохраняемости? Как оценить свойство надежности, если не количественно, то хотя бы качественно? Можно ли сказать высокий или низкий уровень надежности, удовлетворяющий или неудовлетворяющий требованиям, надежное изделие или ненадежное?
2. Отсутствуют комментарии к термину "надежность", раскрывающие концептуальный подход, реализованный в новом стандарте.
В прежнем стандарте такой подход заключался в следующем: надежность является составляющей качества и рассматривается как сложное свойство, включающее свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Оценка надежности выполняется по комплексным показателям, а оценка безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости по соответствующим единичным показателям. Имеются исправное, неисправное, работоспособное, неработоспособное и предельное состояния изделий. Рассматриваются события: "повреждение" перехода из исправного в неисправное состояние, при сохранении работоспособности, и "отказ" перехода из работоспособного в неработоспособное состояние.
3. "Неработоспособное состояние" и "неисправность" (неисправное состояние) определены практически одинаково, как неспособность выполнять требуемую функцию. "Отказ" как потеря
способности выполнять заданную функцию, согласно примечания, приводит к неисправности, а какое событие приводит к неработоспособному состоянию? Раньше в прежнем стандарте "повреждение" как событие, заключающееся в потере исправности, приводило к переходу в неисправное, но работоспособное состояние, а "отказ" как событие, заключающееся в потере работоспособности, приводил к переходу в неработоспособное состояние и могло быть неисправное, но работоспособное состояние. В новом стандарте "повреждение" определено, как приемлемая для пользователя неполная способность изделия выполнить требуемую функцию, т. е. рассматривается как состояние.
4. "Неработоспособное состояние" определено как состояние изделия, при котором оно не способно выполнять требуемую функцию по любой причине, т.е. и по причине непредставления необходимых внешних ресурсов? При этом "работоспособным состоянием" считается состояние изделия, при котором оно способно выполнять требуемую функцию при условии, что представлены необходимые внешние ресурсы. Здесь допущено явное противоречие.
5. В стандарте отсутствует исправное состояние, хотя есть "неисправность" (неисправное состояние), "работоспособное" и "неработоспособное" состояния, а ведь в надежности исправное состояние является целевым состоянием.
6. Отсутствуют в новом стандарте внезапный и постепенный отказы. Считается, что к внезапным отказам приводит механизм мгновенных повреждений, а к постепенным отказам -механизм накопления повреждений. Известно, что появление внезапных отказов нельзя предупредить профилактическими мероприятиями при эксплуатации, так как они возникают, главным образом, из-за воздействия нагрузок, превышающих заданные. Здесь требуются либо изменение условий эксплуатации, либо конструктивно - технологические мероприятия. Кроме того, так как появление внезапного отказа не зависит от наработки изделия, и поэтому интенсивность отказов - постоянная, т.е. функция распределения наработки до отказа -экспоненциальная. Постепенные отказы можно предупредить профилактическими мероприятиями в эксплуатации и интенсивность отказов при них - возрастающая, а функция распределения наработки до отказа может иметь, например, распределение Вейбулла, нормальное или логарифмически нормальное распределения.
7. "Наработка" определена как интервал времени, а в примечании указано, что она может измеряться в часах, километрах пробега, числом циклов, срабатываний, запусков; добавим, в авиации
- количеством полетов (посадок) воздушных судов, т. е. определяется не только интервалом времени.
8. В новом стандарте отсутствуют термины "назначенный ресурс" и "назначенный срок службы", широко используемые при эксплуатации авиационной техники. После выработки "назначенного ресурса" или истечении "назначенного срока службы" применение изделия должно быть прекращено. По-видимому, с отсутствием указанных терминов связано неудачное определение понятия "ремонта" как части корректирующего технического обслуживания, включающего непосредственные действия, выполняемые на изделии. "Корректирующее техническое обслуживание" определяется как техническое обслуживание, выполняемое после обнаружения неисправности с целью возвращения изделия в работоспособное состояние. В авиационной практике ремонт осуществляется также после выработки ресурса до первого ремонта (межремонтного ресурса) или истечения соответствующего срока службы, а не только после обнаружения неисправности. Приведенные в новом стандарте определения понятий "техническое обслуживание" и "ремонт" так же не соответствуют ГОСТ 18322-78. "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения".
9. В примечании к термину "дефект" указано, что различие между понятиями "дефект" и "несоответствие" является важным, так как имеет подтекст юридического характера, особенно связанный с вопросами ответственности за качество продукции. Следовательно, термин "дефект" следует использовать крайне осторожно.
Такая интерпретация термина "дефект" противоречит многолетней практике эксплуатации авиационной техники. В авиационной практике при техническом обслуживании и ремонте
"дефектами" считаются как конструктивно-производственные недостатки, так и эксплуатационные повреждения и применяются такие термины, как "дефектация", "дефектная ведомость", "технология дефектации", «участок дефектации", "дефектовщик".
10. Отсутствуют удельные показатели надежности, например, применительно к авиационной технике: удельная продолжительность технического обслуживания (ремонта), ч/ ч налета; удельная трудоемкость технического обслуживания (ремонта), чел.-ч/ч налета; удельная стоимость технического обслуживания (ремонта), руб./ч налета.
11. В новом стандарте отсутствует термин "эксплуатационная неисправность" как неисправность из-за несовершенства или нарушения правил эксплуатации. Приведенные определения терминов "конструкционная неисправность" и "производственная неисправность" следует уточнить: из-за несовершенства или нарушения правил разработки или изготовления изделий соответственно. Следует также уточнить само понятие "неисправность".
Следует рассмотреть предложение об изменении структуры ГОСТ Р 27.002-2009 (таблица).
Таблица
Предложение по изменению структуры раздела 2 ГОСТ Р 27.002-2009
№ п/п Предлагаемое содержание видов терминов Содержание видов терминов в стандарте
1 2 3
1 Общие понятия (услуга в технике, требование, требуемая функция, соответствие, несоответствие, варификация, эффективность применения, возможность) Общие понятия
2 Понятия, относящиеся к объектам (изделие, составная часть, восстанавливаемое изделие, невосстанавливаемое изделие, модификация)
3 Понятия, относящиеся к свойствам надежности (надежность, безотказности, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, готовность) Основные понятия
4 Понятия, относящиеся к состояниям объектов (исправное, неисправное, работоспособное, неработоспособное, предельное) Понятия, относящиеся к состояниям и времени. Понятия, относящиеся к неисправностям.
5 Понятия, относящиеся к событиям (повреждение, отказ) Понятия, относящиеся к отказам
6 Величины и показатели надежности: - показатели безотказности, - показатели долговечности, - показатели ремонтопригодности, - показатели сохраняемости, - показатели готовности. Величины и показатели безотказности, долговечности и сохраняемости. Величины и показатели ремонтопригодности и поддержки технического обслуживания. Показатели готовности.
7 Понятия, относящиеся к стадиям жизненного цикла объекта: - разработка, - испытания, - эксплуатация (техническое обслуживание), - анализ надежности. Понятия, относящиеся к разработке. Понятия, относящиеся к испытаниям. Понятия, относящиеся к техническому обслуживанию и его поддержке. Понятия, относящиеся к анализу.
Для реализации этого предложения следует перераспределить отдельные термины, например, термин "комплексное материально-техническое обеспечение" перенести из раздела
"Основные понятия" в раздел "Понятия, относящиеся к техническому обслуживанию и его поддержке".
Таким образом, наряду с положительной оценкой ряда изменений терминологии по надежности в ГОСТ Р 27.002-2009, следует отметить, что некоторые из указанных выше изменений представляются неприемлемыми для возможности применения в отрасли при эксплуатации авиационной техники. При разработке нового стандарта, в ряде случаев, оказался утраченным многолетний положительный опыт применения терминологии, установленной ГОСТ 27.002-89. В связи с этим возникает необходимость в устранении указанных недостатков ГОСТ Р 27.002-2009 для обеспечения возможности его внедрения в гражданской авиации при эксплуатации авиационной техники.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ Р 27.002 - 2009. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Госстандарт России, 2010.
2. ГОСТ Р 27.002 - 2009. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Госстандарт России, 2010.
3. Ицкович А. А. Надежность летательных аппаратов и авиадвигателей: учеб. пособие. - М.: МИИ ГА, 1990. - Ч. 1.
4. Ицкович А. А. Надежность летательных аппаратов и авиадвигателей: учеб. пособие. - М.: МГТУ ГА, 1995. - Ч. 2.
THE ANALYSIS OF NEW TERMINOLOGY FOR RELIABILITY BY GOST Р 27.002-2009 AND POSSIBILITIES OF ITS APPLICATION AT OPERATION OF AVIATION TECHNICS
Itskovich A.A., Faynburg I. A.
Results of the analysis of concepts, terms and definitions for reliability, established by GOST Р 27.002-2009, taking into account application possibility are resulted at operation of aviation technics, the substantiation of remarks and offers for changes and additions to the standard is given
Key words: reliability, the terminology, new GOST, application possibility for the operation of aviation technics
Сведения об авторах
Ицкович Александр Абрамович, 1934 г.р., окончил УАИ (1957), профессор, доктор технических наук, профессор кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей, автор более 250 научных работ, область научных интересов - эксплуатационная надежность и эффективность эксплуатации авиационной техники, управление процессами технической эксплуатации и поддержания летной годности летательных аппаратов.
Файнбург Инна Александровна, окончила МИИВТ (1989), кандидат технических наук, доцент кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей, автор 40 научных работ, область научных интересов - управление процессами технической эксплуатации и поддержания летной годности летательных аппаратов.