Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тагиева Ольга Витальевна

В данной работе рассматриваются теоретические аспекты процесса самоактуализации личности в студенческом возрасте, делаются выводы о значимости данного процесса для дальнейшего исследования вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE PROCESS OF PERSONALITY SELF-ACTUALIZATION AT THE STUDENT AGE

Theoretical aspects of the process of personality self-actualization at the student age are considered; conclusions of the significance of this process for further research of the issue are drawn in the article.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

№ 3 (93)

4« 7univen»um югг

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

март, 2022 г.

DOI - 10.32 743/UniPsy.2022.55.93.3.13240

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Тагиева Ольга Витальевна

аспирантка

кафедры педагогики и психологии ФГО Новосибирского государственного технического университета,

РФ, г. Новосибирск E-mail: ov. tagieva@mail.ru

THEORETICAL ASPECTS OF THE PROCESS OF PERSONALITY SELF-ACTUALIZATION

AT THE STUDENT AGE

Olga Tagiyeva

post-graduate student of Pedagogics and Psychology Chair,

Department of Liberal Education, Novosibirsk State Technical University, Russia, Novosibirsk

АННОТАЦИЯ

В данной работе рассматриваются теоретические аспекты процесса самоактуализации личности в студенческом возрасте, делаются выводы о значимости данного процесса для дальнейшего исследования вопроса.

ABSTRACT

Theoretical aspects of the process of personality self-actualization at the student age are considered; conclusions of the significance of this process for further research of the issue are drawn in the article.

Ключевые слова: теория самоактуализации, личность, студенческий возраст. Keywords: self-actualization theory; personality; student age.

Возобновившийся интерес и разносторонний подход к теории самоактуализации в современном мире и науке, связан, прежде всего, с анализом и осмыслением полученных знаний и опыта, концептуальных взглядов исследователей прошлых поколений, преломленных временем и взглядами современной науки. Где человек выступает как целая система, многогранная и содержательная, социализирующаяся в окружающей среде.

Возвращаясь к историческим истокам развития теории самоактуализации личности в психологической науке, мы видим, как давно эта проблема поднималась разными исследователями, которые говорят как о частных, так и уникальных характеристиках самоактуализации.

Процесс самоактуализации личности для психологов гуманистического направления стал системообразующим элементом, выступающим как осознанное стремление к раскрытию и реализации своего потенциала, результаты которого будут приносить не только личностное удовлетворение, но и нести определенный вклад в развитие общества. Где развитие гармоничного и конструктивного «Я», целостность и сила переживания в момент становления играет важнейшую роль.

Многие идеи относительно самоактуализации, выдвинутые Куртом Гольдштейном стали классическими, так же как и сам термин «самоактуализация», который далее был изучен Абрахамом Маслоу, Карлом Роджерсом и другими последователями.

К. Гольдштейн в определении самоактуализации говорит о творческой составляющей человеческую природу, как основе развития и совершенствования. Стремление познания, процесс обучения и чтения позволяет человеку заполнить внутреннюю пустоту. Таким образом, потребность или же ощущение дефицита мотивирует человека на восполнение, которое и является самоактуализацией или самореализацией.

Изучению самоактуализации как психологического феномена посвящены работы Э. Фромма, Ф. Перлза, Д. Бьюджанталя, Р. Мэя, Г. Олпорта, Е.Е. Вахромова, И.А. Витина, В.И. Слабодчикова и других авторов.

«Самоактуализация - процесс, который происходит в течение всей жизни социализирующейся личности, имея свои возрастные особенности. И конечно, студенческий возраст не исключение. Студенты находятся в активном творческом процессе реализации личностной составляющей: потребностей, мотивов, ценностей, установок и др. Студенты находятся в это время в состоянии социального роста,

Библиографическое описание: Тагиева О.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2022. 3(93). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/13240

№ 3 (93)

4« .'unlveraumcarr.

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗ'

ОВАНИЕ

персонализации, личностной и профессиональной самореализации» [Петровский Ф.В., с. 68]

В современной психологической литературе совершены неоднократные попытки описания и осмысления процесса самоактуализации в студенческом возрасте.

Например, Е.Е. Вахромов, утверждает, что личность в студенческом возрасте, обладая определенным спектром психологических особенностей, расставляя приоритеты, определяя себя и свою роль в социуме, достигает идентичности. Выверение и оценка «Я идеального» и «Я реального» происходит в период студенческого возраста. Итак, важными факторами самоактуализации и личностной, и профессиональной, безусловно, являются адекватная «Я-концепция» и стабильная идентичность.

Коротаева Е.В. говорит об самоактуализации, как о процессе познания личности себя, ценностей и установок, о своем предназначении.

Наличие потенциала и способность видеть возможности личностного развития и профессионального становления являются важнейшими факторами в студенческом возрасте, во многом зависящие от степени выраженности способности к самопринятию и самопониманию.

Анализ научных трудов, позволяет нам согласиться с выводами, которые хорошо представлены в работе Шилакиной А.В.: «Самоактуализация в современной психолого-педагогической науке представляет собой сложную категорию, которую можно рассматривать в динамическом плане - как выявление внутренних противоречий саморазвития, разрешение экзистенциальных проблем, приводящих к переходу личностных качеств человека из потенциального в актуальное состояние; в содержательном плане - как интегративное личностное качество, обеспечивающее человеку готовность и возможность преодолевать внутренние противоречия в

март, 2022 г.

ходе саморазвития, мобилизовать свои ресурсы для реализации жизненных планов, программ, эффективного решения личностных и профессиональных задач.

Самоактуализацию следует рассматривать в большей степени как внутренний механизм развития человека, выявления его субъектности по отношению к жизнедеятельности в целом и ее отдельным сферам в частности». [Шилакина А.В., с. 79]

Итак, самоактуализацию возможно рассмотреть, как спектр комплексной реализации талантов и способностей, процесс реализации многогранного потенциала.

Рассмотрев теоретические аспекты процесса самоактуализации личности в студенческом возрасте, о которых говорят многие авторы-исследователи, можно сделать вывод о высокой значимости данного процесса особенно в университете, образовательном пространстве и требует дальнейшего исследования данного вопроса. Так как студенты - это интеллектуальное, профессиональное и культурное наследие нашей страны.

В студенческом возрасте вопрос о самоактуализации приобретает особое значение, как вопрос о принятии себя, раскрытии своих талантов, осознании своего многогранного потенциала, а также приобретении знаний и умений, повышении своей компетентности в решении определенных жизненных ситуаций и профессиональных задач. В итоге это важно для воспитания и развития личности, способной принимать нестандартные решения, выдвигать новые идеи и внедрять свои изобретения.

Актуальной и важной задачей университета является поддержка процесса самоактуализации студента, его вовлечение в образовательное и научно -исследовательское пространство с целью раскрытия его творческих способностей и реализации многогранного потенциала.

Список литературы:

1. Абрахам Маслоу и трансперсональная психология // Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. Спб, 2002. С.489 497.

2. Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000.

3. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации [Текст] / Е.Е. Вахромов. - М.: Международная педагогическая академия, 2011. -160 с.// MONSTERA#5: Философские проблемы социально гуманитарного знания. Выпуск 5. - М.МГТУ «МАМИ», 2005. С.197 210.

4. Вахромов Е.Е. Самоактуализация специалиста, менеджера в профессиональной деятельности: проблемы и возможности.

5. Маслоу А. Мотивация и личность, - СПб., 1999.

6. Петровский Ф.В. Общая психология 2-е изд., перераб. и доп. / Петровский Ф.В. - М.: Просвещение, 2011 -479 с.

7. Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов - СПб.: Питер, 2000.

8. Самаль Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: Автореферат диссертационного исследования кандидата психологических наук. - Ярославль, 2008. - 24 с.

9. Шилакина А.В. Развитие профессиональной самоактуализации у студентов-психологов в вузе [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / А. В. Шилакина. Моск. гор. пед. ун-т. - М.: 2009. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.