Б01: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2020.4-4.442 УДК 614.8:355.23::796 (476)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ МЧС БЕЛАРУСИ
Чумила Е.А., Маркач И.И., Гурин А.А.
Цель. Теоретическое обоснование подходов, направленных на преобразование системы профессионально-прикладной физической подготовки в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Методы. Основу проведенного исследования составили содержательные аспекты педагогического процесса, направленные на обеспечение эффективности функционирования системы профессионально-прикладной физической подготовки спасателей. Использованы следующие методы исследования: структурно-функциональный, анализ, обобщение и систематизация, сравнение, формализация.
Результаты. Представлены подходы по преобразованию системы профессионально-прикладной физической подготовки в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Обобщены принципы и пути, представленные в научной и научно-методической литературе, которые прежде всего ориентированы на оптимизацию содержания профессионально-прикладной физической подготовки спасателей на всех этапах профессиональной подготовки. Обосновано, что каждый этап профессионального становления зависит от ряда общих и частных особенностей, а тщательное рассмотрение и ведение учета индивидуальных особенностей обеспечит эффективную деятельность системы подготовки спасателя.
Область применения исследований. Результаты исследований могут быть использованы в системе профессионально-прикладной физической подготовки спасателей МЧС Беларуси.
Ключевые слова: специалист-спасатель, профессионально-прикладная физическая подготовка, обучающийся, гуманитаризация, чрезвычайная ситуация.
(Поступила в редакцию 9 октября 2020 г.)
Введение
В настоящее время в связи со стремительным развитием промышленности, строительства, внедрением в производство сложных технологических процессов, аппаратов и технических устройств увеличивается риск не только числа чрезвычайных ситуаций техногенного характера, но и их масштабов.
Можно с уверенностью сказать, что авария на промышленном предприятии в наше время может стать катастрофой для районов и даже целых городов. Различные оперативно-тактические характеристики объектов различного назначения и сложность их внутренней планировки требуют от спасателей не только теоретических знаний, но и организованности, высокого уровня физической подготовленности, психологической устойчивости и ряда других качеств, которые обусловлены также дефицитом времени и быстрой сменой оперативной обстановки в условиях увеличения объема чрезвычайной ситуации.
Все эти качества достигаются в ходе обучения на различных этапах профессиональной подготовки, система организации которой функционирует во всех органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Для качественного выполнения поставленных задач, грамотного руководства и правильного выбора средств и методов для ликвидации ЧС спасателям необходимо постоянно совершенствоваться. Это требует и своевременного преобразования системы профессионально-прикладной физической подготовки (далее - ППФП), от которой напрямую зависит уровень профессионального мастерства работников ОПЧС в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основная часть
Эффективность функционирования системы ППФП спасателей МЧС Беларуси - залог успешного решения задач по снижению гибели людей на пожарах и других ЧС. Известно, что ППФП является важным элементом подготовки работников спасательных подразделений к профессиональной деятельности и занимает ведущую роль в системе становления специалистов. Существенная значимость ППФП выражена на начальных этапах профессиональной подготовки, поскольку этот период активно сопровождается формированием физической готовности специалистов к выполнению профессионально значимых задач [1-4].
В качестве одного из путей, направленных на уменьшение величины прямого и косвенного ущерба от ЧС, является совершенствование системы ППФП спасателей, основанное на активном поиске и внедрении новых педагогических технологий. Это требует применения мер, направленных на обеспечение содержательного компонента физической подготовки, соответствующего основным направлениям профессиональной деятельности и отвечающего требованиям руководящих документов, регламентирующих порядок организации профессиональной подготовки в ОПЧС [5].
Ключевым вектором дальнейшего преобразования системы ППФП спасателей является совершенствование государственных стандартов и образовательных программ, направленных на всестороннее формирование личности и обеспечивающих гуманитаризацию процесса профессиональной подготовки, что в большинстве развитых стран выступает немаловажным показателем преобразования системы подготовки специалистов [6; 7].
Особо значимы в данном направлении действия отдельно взятого человека и его роль в процессе трансформирования и преобразования на современном этапе формирования социума. В последние десятилетия существенно возросла роль человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности. Об этом свидетельствуют данные статистики причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В Республике Беларусь проблема предотвращения возникновения ЧС и минимизации их последствий имеет особую значимость. Необходимость дальнейшего совершенствования подходов, обеспечивающих участие всех заинтересованных органов и организаций, к решению указанной проблемы обусловлена прежде всего достаточно большим количеством ЧС, а также величиной причиняемого ущерба. Указанная задача не может быть решена без разработки комплексной программы подготовки специалистов, участвующих в предупреждении и ликвидации ЧС.
По данным статистики Республиканского центра управления и реагирования на ЧС МЧС, в период с 2005 по 2019 г. в Республике Беларусь произошло более 118 000 ЧС, в результате которых погибли более 12 000 человек. По вине человеческого фактора ежегодно происходит более 90 % ЧС. Важным направлением по преодолению отмеченной тенденции является целенаправленное повышение уровня подготовленности спасателей посредством максимальной реализации всего комплекса их способностей, в том числе физических. Ряд авторов рассматривают данный подход как ключевой при организации педагогического процесса [8-11].
Существует множество показателей, оказывающих воздействие на максимальную реализацию потенциала будущих работников МЧС. Важным показателем выступает программа становления и развития личности обучающихся, ориентированная на возрастные показатели и уровень развития физических качеств, что безусловно способствует совершенствованию образовательного процесса посредством выбора оптимального варианта для достижения его наибольшей эффективности.
Можно утверждать, что существенные изменения в системе ППФП спасателей ориентированы на поиск и практическую реализацию технологических подходов, обеспечивающих наиболее полное с практической точки зрения соответствие составляющих показателей образовательного процесса и особенностей обучающихся. Выполнение этого требования
предусматривает целенаправленную деятельность педагогов на всех этапах функционирования системы ППФП спасателей.
Ряд авторов отмечают, что начальные этапы профессионального становления спасателей требуют акцентирования внимания на реализации целого комплекса способностей обучающихся. Особое внимание авторы обращают на физические способности, находящиеся в периоде, наиболее благоприятном для формирования психологических свойств и видов поведения. Это связано с тем, что организм обучающихся находится в процессе активного развития, предполагающего активизацию не всех физических качеств. В связи с этим исследователи особое внимание обращают на показатели, находящиеся в сенситивном периоде развития личности обучающихся. Решение указанной задачи способствует развитию физических качеств обучающихся и позволяет эффективно воздействовать на формирование у них профессионально-прикладного двигательного фонда [12-14].
На наш взгляд, используемые в настоящее время формы и методы организации образовательного процесса спасателей не в полном объеме включают созданный научной общественностью потенциал в области обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки. Процесс формирования личности в системе ППФП показал, что в отношении профессиональной подготовки спасателей перспективным направлением является ориентация педагогического процесса в отношении требований к предстоящей профессиональной деятельности и полного раскрытия потенциала отдельно взятого обучающегося [6; 15].
Н.И. Кашин, С.В. Лобанов и В.А. Сальников указывают на то, что содержание ППФП должно учитывать специфику факторов, способствующих всестороннему развитию личности и обеспечивающих поддержание организма в оптимальном рабочем состоянии на протяжении обучения и профессионального становления [1-3].
Особое значение на начальном этапе профессионального становления спасателя занимает однородность содержательных, организационных и управленческих аспектов физической подготовки с системой физического воспитания общества, что на практике способствует решению задач по оптимизации физической подготовки спасателей и позволяет обеспечить эффективное использование средств по формированию личности. По мнению целого ряда авторов, преобразования, обеспечивающие реализацию физических качеств с учетом возрастных этапов развития обучающихся, позволят обеспечить реализацию гуманитаризации системы ППФП спасателей МЧС Республики Беларусь [6; 14; 15].
Развитие подобных систем ППФП в экономически развитых странах свидетельствует о значительном увеличении доли дисциплин, обеспечивающих гуманитаризацию образовательного процесса. Наряду с этим, можно утверждать, что содержание ППФП как в учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, так и в других учреждениях высшего образования силового блока, не претерпело значительных преобразований, способствующих изменению существующей практики. С этой точки зрения особая значимость должна отводиться деятельности, направленной на обоснование и практическую реализацию учебно-программной документации, содержание ППФП которой максимально бы соответствовало особенностям обучающихся. При этом неоспоримым является тот факт, что содержание ППФП должно быть направлено на развитие физических качеств обучающихся, формирование у них профессионально-прикладного двигательного фонда, определенных особенностями предстоящей профессиональной деятельности. С практической точки зрения преобразования в данном направлении позволят оптимизировать содержание ППФП спасателей на всех этапах их профессиональной подготовки. При постановке задач, направленных на обеспечение образовательного процесса, важно учитывать возрастные, психологические, социальные, физические, мотиваци-онные и другие особенности обучающихся. В связи с этим требуется проведение системных исследований, направленных на уточнение места и роли каждого из этапов в единой системе профессионального формирования личности [1; 12].
Реализация поставленных вопросов требует детального рассмотрения структуры физических способностей и специфики их формирования посредством направленного применения педагогических воздействий на обучающихся на начальном этапе профессиональной подготовки спасателей и уточнения вопросов их обусловленности со стороны возрастной программы развития личности. Несомненно, подробного рассмотрения требуют также содержательные и организационные аспекты процесса профессиональной подготовки. Содержательные аспекты педагогического процесса на каждом из этапов профессионального становления детерминированы общими и частными особенностями (требования профессиональной деятельности, специфика обучаемых, сложившиеся традиции, материально-техническое обеспечение и т. п.). Следовательно, строгий учет перечисленных особенностей обеспечивает эффективность деятельности педагогической системы, чем определяется результат ее функционирования [1].
Наряду с этим, на сегодня также приходится учитывать влияние, оказываемое на систему подготовки спасателей со стороны таких факторов, как уровень соматического здоровья и физической подготовленности абитуриентов; дефицит учебного времени, выделяемого на физическую подготовку; воздействие увеличивающейся учебной нагрузки на организм обучающихся [4].
Заключение
В результате проведенного анализа научно-методической литературы определено, что обеспечение эффективности функционирования системы ППФП спасателей МЧС, повышение уровня их подготовленности посредством реализации физических способностей и формирования профессионально-прикладного двигательного фонда, позволит повысить качество подготовки спасателей, что, в свою очередь, гарантированно улучшит качество проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, сохранит человеческие жизни.
Работа выполнена при финансовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (проект Г20М-041).
ЛИТЕРАТУРА
1. Кашин, Н.И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения: на примере вузов МВД: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.И. Кашин. - СПб., 2005. - 219 л.
2. Лобанов, С.В. Состояние и некоторые направления совершенствования физической подготовки призывников к службе в армии / С.В. Лобанов // Научные исследования и разработки в спорте. -СПб., ВИФК, 1996. - С. 40-45.
3. Сальников, В.А. Возрастные и индивидуальные особенности физического развития на различных этапах спортивного совершенствования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В.А. Сальников. - СПб., 1996. - 57 с.
4. Чумила, Е.А. О некоторых аспектах профессиональной подготовки работников ОПЧС / Е.А. Чу-мила // Проблемы формирования готовности сотрудников и военнослужащих государственных органов системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь к применению физической силы: сб. материалов Респ. науч.-метод. семинара, Минск, 30 марта 2018 г. / ГУО «ИПС РБ»; под ред. А.В. Козыревского. - Минск, 2018. - С. 60-62.
5. Барчуков, И.С. Физическая подготовка. Теория и практика / И.С. Барчуков, В.А. Собина. - М., 1999. - 420 с.
6. Карманов, А.И. Актуальные проблемы гуманитаризации подготовки военных кадров / А.И. Карманов // Информационно-методический бюллетень. - М.: Военное образование. 1996. - № 1. -С.14-19.
7. Карманов, А.И. Актуальные проблемы совершенствования системы военного образования, повышения качества подготовки офицерских кадров / А.И. Карманов // Военное образование. 1997. -№ 2. - С. 9-14.
8. Восьмирко, Е.О. Проблемы статистического изучения чрезвычайных экологических ситуаций техногенного характера: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.19 / Е.О. Восьмирко. - М., 2000. - 135 л.
9. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В.П. Губа. - М.: ВНИИФК, 1997. - 50 с.
10. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект пресс, 2000. -373 с.
11. Калашников, А.Ф. Теория и практика специальной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: дис. ... д-ра пед. наук / А.Ф. Калашников. - СПб.: ВИФК, 1999. - 327 с.
12. Научное обоснование структуры и содержания проектов руководств по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах РФ: итоговый отчет о НИР «Спектр» / ВИФК; рук. Г.А. Ивах-ненко. - СПб., 2001. - 117 с.
13. Ротенберг, А.Р. Адаптация спортивных единоборств в системе физической подготовки учебных заведений довузовского звена: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.Р. Ротенберг. - СПб.: ГАФК, 2002. - 217 с.
14. Федоров, В.Г. Научно-теоретические основы многоуровневого военно-физкультурного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / В.Г. Федоров. - СПб.: ВИФК, 1998. - 42 с.
15. Шаповаленко, Л.Л. Направленность профессионально-прикладных разделов физической подготовки кадетов: учеб.-метод. пособие / Л.Л. Шаповаленко, А.Р. Ротенберг, Г.А. Ивахненко. - СПб.: ФНИ, 2001. - 54 с.
Теоретические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки
спасателей МЧС Беларуси
Theoretical aspects of professionally applied physical training of rescuers of the Ministry of Emergencies of Belarus
Чумила Евгений Анатольевич
кандидат педагогических наук, доцент
Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра физической подготовки и спорта, доцент
Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь e-mail: cchhuumm@mail.ru ORCID: 0000-0002-5551-4215
Маркач Игорь Иванович
Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра физической подготовки и спорта, старший преподаватель
Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь e-mail: pasfp_mark14@mail.ru ORCID: 0000-0002-6885-7209
Evgeniy A. Chumila
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor
State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Physical Training and Sports, Associate Professor
Address: Mashinostroiteley str., 25,
220118, Minsk, Belarus e-mail: cchhuumm@mail.ru ORCID: 0000-0002-5551-4215
Igor'I. Markach
State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Physical Training and Sports, Senior Lecturer
Address: Mashinostroiteley str., 25,
220118, Minsk, Belarus e-mail: pasfp_mark14@mail.ru ORCID: 0000-0002-6885-7209
Гурин Алексей Александрович
Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», курсант
Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь e-mail: Arget98@mail.ru
Aleksey A. Gurin
State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Cadet
Address: Mashinostroiteley str., 25,
220118, Minsk, Belarus e-mail: Arget98@mail.ru
DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2020.4-4.442
THEORETICAL ASPECTS OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF RESCUERS OF THE MINISTRY OF EMERGENCIES OF BELARUS
Chumila E.A., Markach I.I., Gurin A.A.
Purpose. Theoretical substantiation of the approaches aimed at transforming the system of professionally applied physical training in the bodies and units for emergency situations of the Republic of Belarus.
Methods. The study was based on the contents aspects of the pedagogical process aimed at ensuring the effectiveness of the system of professionally applied physical training of rescuers. The following research methods were used: structural and functional, analysis, generalization and systematization, comparison, formalization.
Findings. The approaches to transforming the system of professionally applied physical training in the bodies and units for emergency situations of the Republic of Belarus are presented. The principles and ways presented in scientific and scientific-methodical literature focusing on the optimization of the content of professionally applied physical training of rescuers at all stages of professional training are generalized. It has been substantiated that each stage of professional development depends on a number of general and particular characteristics. Careful consideration and keeping records of individual characteristics will ensure the effective operation of the rescuer training system.
Application field of research. The research results can be used in the system of professionally applied physical training of rescuers of the Ministry for Emergency Situations of Belarus.
Keywords: specialist rescuer, professionally applied physical training, cadet, humanitarization, emergency.
(The date of submitting: October 9, 2020) REFERENCES
1. Kashin N.I. Soderzhanie i metodika professional'no-prikladnoy fizicheskoy podgotovki kursantov vuzov silovykh vedomstv na nachal'nom etape obucheniya: na primere vuzov MVD [The content and methodology of professionally applied physical training of cadets of higher educational institutions of law enforcement agencies at the initial stage of training: on the example of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs]. PhD pedagogical sci. diss. St. Petersburg, 2005. 219 p. (rus)
2. Lobanov S.V. Sostoyanie i nekotorye napravleniya sovershenstvovaniya fizicheskoy podgotovki prizyv-nikov k sluzhbe v armii [The state and some directions of improving the physical training of conscripts for military service]: Nauchnye issledovaniya i razrabotki v sporte, 1996. Pp. 40-45.
3. Sal'nikov V.A. Vozrastnye i individual'nye osobennosti fizicheskogo razvitiya na razlichnykh etapakh sportivnogo sovershenstvovaniya [Age and individual characteristics of physical development at different stages of sports development]. Grand PhD pedagogical sci. diss. Synopsis: 13.00.04. St. Petersburg, 1996. 57 p. (rus)
4. Chumila E.A. O nekotorykh aspektakh professional'noy podgotovki rabotnikov OPChS [On some aspects of vocational training of employees of bodies and departments for emergency situations]. Proc. scientific-methodological seminar «Problemy formirovaniya gotovnosti sotrudnikov i voennosluzhash-chikh gosudarstvennykh organov sistemy obespecheniya natsional'noy bezopasnosti Respubliki Belarus' kprimeneniyu fizicheskoy sily», Minsk, March 30, 2018. State educational institution «Institute of the Border Guard Service of the Republic of Belarus». Ed.by: A. V. Kozyrevskogo, D. N. Savich. Minsk, 2018. Pp. 60-62. (rus)
5. Barchukov I.S., Sobina V.A. Fizicheskayapodgotovka. Teoriya ipraktika [Physical training. Theory and practice]. Moscow, 1999. 420 p. (rus)
6. Karmanov A.I. Aktual'nye problemy gumanitarizatsii podgotovki voennykh kadrov [Actual problems of humanitarization of training military personnel]. Information and methodological bulletin. Moscow: Voennoe obrazovanie, 1996. No. 1. Pp. 14-19. (rus)
7. Karmanov A.I. Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya sistemy voennogo obrazovaniya, povysheniya kachestva podgotovki ofitserskikh kadrov [Actual problems of improving the military education system, improving the quality of officer training]. Voennoe obrazovanie, 1997. No. 2. Pp. 9-14. (rus)
8. Vos'mirko E.O. Problemy statisticheskogo izucheniya chrezvychaynykh ekologicheskikh situatsiy tekhnogennogo kharaktera [Problems of statistical study of environmental emergencies of man-made nature]. PhD economic sci. diss.: 08.00.19. Moscow, 2000. 135 p. (rus)
9. Guba V.P. Vozrastnye osnovy formirovaniya sportivnykh umeniy u detey v svyazi s nachal'noy orien-tatsiey v razlichnye vidy sporta [Age-related bases for the formation of sports skills in children in connection with the initial orientation in various sports]. Grand PhD in pedagogical sci. diss. Synopsis: 13.00.04. All-Russian Scientific Research Institute of Physical Culture and Sports. Moscow, 1997. 50 p. (rus)
10. Psikhofiziologiya [Psychophysiology]: textbook. Ed. by N.N. Danilova. Moscow: Aspekt press, 2000. 373 p. (rus)
11. Kalashnikov A.F. Teoriya i praktika spetsial'noy fizicheskoy podgotovki kursantov i slushateley obra-zovatel'nykh uchrezhdeniy MVD Rossii [Theory and practice of special physical training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Grand PhD pedagogical sci. diss. Military Institute of Physical Education. St. Petersburg, 1999. 327 p. (rus)
12. Ivakhnenko G.A. Nauchnoe obosnovanie struktury i soderzhaniya proektov rukovodstv po fizicheskoy podgotovke i sportu v Vooruzhennykh Silakh RF [Scientific substantiation of the structure and content of draft manuals on physical training and sports in the Armed Forces of the Russian Federation]: report (final). Military Institute of Physical Education. St. Petersburg, 2001. 117 p. (rus)
13. Rotenberg A.R. Adaptatsiya sportivnykh edinoborstv v sisteme fizicheskoy odgotovki uchebnykh zavedeniy dovuzovskogo zvena [Adaptation of combat sports in the system of physical training of educational institutions of pre-university level]. PhD pedagogical sci. diss.: 13.00.04. State Academy of Physical Culture named after P.F. Lesgaft. St. Petersburg, 2002. 217 p. (rus)
14. Fedorov V.G. Nauchno teoreticheskie osnovy mnogourovnevogo voenno-fizkul'turnogo obrazovaniya [Scientific theoretical foundations of multilevel military-physical education]. Grand PhD pedagogical sci. diss. Synopsis. Military Institute of Physical Education. St. Petersburg, 1998. 42 p. (rus)
15. Shapovalenko L. L., Rotenberg A.R., Ivakhnenko G.A. Napravlennost' professional'no-prikladnykh razdelov fizicheskoy podgotovki kadetov [The focus of professionally applied sections of physical training of cadets]: teaching aid. St. Petersburg: FNI, 2001. 54 p. (rus)