9. Шишкина, М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления -[Электронный ресурс] / М. А. Шишкина // Марина Анатольевна Шишкина - журналист, общественный деятель. - URL: http://marinashishkina.ru/uploads/pdf/216.pdf (дата обращения: 04.04.2020).
10. PR деятельность в России [Электронный ресурс] // Научный словарь-справочник. - URL: https://spravochnick.ru/reklama_i_pr/pr_deyatelnost_v_rossii/ (дата обращения: 04.04.2020).
Абрамов Анатолий Серафимович - преподаватель спецдисциплин ГАПОУ ЧР «Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского» Минобразования Чувашии, [email protected].
Абрамова Галина Васильевна - учитель чувашского языка МАОУ «СОШ № 59», г. Чебоксары Минобразования Чувашии, [email protected].
Разумова Светлана Анатольевна - учитель чувашского языка МАОУ «СОШ № 1», г. Чебоксары, [email protected].
DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10216
А. А. И. Алшакарна
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО КОНТЕНТА В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
Данная статья посвящена исследовательскому полю, связанному с изучением проблем медиаконвергенции и перехода отдельных видов СМИ к дистрибуции в социальных сетях. В статье анализируются и систематизируются научные подходы к проблемам взаимодействия телевидения и социальных медиа, в частности в области распространения новостного телевизионного контента. В статье выявляются основные подходы к проблемам медиаконвергенции в СМИ в российской и зарубежной науке о журналистике, анализируются теоретические аспекты рассмотрения взаимодействия ТВ-редакций и социальных медиа.
Ключевые слова: телевидение, социальные медиа, дистрибуция видеоконтента, медиаконвергенция, пользовательское внимание.
Тема данной статьи актуальна в настоящее время, так как все труднее добиться максимального охвата аудитории без понимания того, что такое дистрибуция каналов и как она работает. Это связано с перенасыщением контента в Интернете. Наша работа посвящена необходимости обобщения теоретических подходов к проблеме продвижения ТВ-контента в социальных медиа.
Наибольшее внимание в социальных сетях и новых медиа сегодня приковано к видео, что связано с тенденцией к визуальной насыщенности социальных сетей, новых медиа, порталов и ресурсов в Интернете и предопределяется интересами аудитории.
Рассматривая медиаконвергенцию в современной цифровой действительности, исследователи Дж. Стейгер и С. Хейк утверждают, что если раньше под конвергенцией понимали размещение контента в технологическом пространстве различных традиционных СМИ (например, и радио, и ТВ, и Интернет, и печать) [23], то в настоящее
время, когда весь контент стал преимущественно цифровым, медиаконвергенция осуществляется в области сращивания сайтов СМИ с социальными медиа [1].
К. А. Карякина, обобщая разные подходы исследователей, указывает на четыре основные черты современных новых медиа: конвергенция, дигитализация, интерактивность и принадлежность данных медиаресурсов к сетевому пространству [3]. В. А. Бирюков понимает медиаконвергенцию как передачу одного контента разными средствами, а также процесса распространения интернета на традиционные медиа [2].
А. А. Моисеева определяет дигитализацию и её влияние на СМИ в аспекте медиаконвергенции. Дигитализация, по мнению исследовательницы, - это преобразование чего-либо нецифрового в цифровой формат, но это означает не замену исходного документа, а именно использование цифровых технологий для модернизации прежних процессов [4]. Самое главное здесь то, что дигитализация телевизионных сигналов расширила возможности современной технологии передачи и дала огромные возможности для модернизации и продвижения ТВ-контента.
Представление о медиаконвергенции как ключевом процессе современного информационного пространства, в которое вынужденно втянуты печатные СМИ, находим у П. В. Посталовского [6]. С социологической точки эти процессы описывает О. И. Молчанова [5].
Обобщая имеющиеся в российской медианауке подходы к самому феномену медиаконвергенции, можно отметить, что на первое место здесь выходят вопросы рисков конвергентного подхода к производству медиа. Авторы подчеркивают, что конвергентный подход, с одной стороны, способствует универсализации журналиста, а с другой - утрате им глубоких навыков работы на определенной платформе.
Анализ различных подходов к медиаконвергенции в зарубежной науке о журналистике показывает, что истоком теоретической мысли о медиаконвергенции являются труды И. Пула [19]. С точки зрения этого исследователя, конвергенция является основой свободы - журналисты перестанут зависеть от конкретного собственника платформы и смогут действовать в синтетической среде. Позднее Дж. Сингер, опираясь на идеи И. Пула, проанализировал практическое состояние четырех крупных редакций, предложив рассматривать медиаконвергенцию как систему, в которой действуют три типа элементов: сами производители контента (журналисты), произведения, которые они создают, и, наконец, платформы, обеспечивающие медиапроизводство и дистрибуцию контента.
Проблемы медиаконвергенции активно изучает известный исследователь журналистики Марк Дезе. Проанализировав актуальные на время подготовки его работы подходы, он указал на две взаимосвязанные части конвергенции СМИ. Первая - конвергенция медиаиндустрии, которая восходит к середине 1990-х годов, когда некоторые новостные компании начали интегрировать процессы между отдельными сотрудниками, отделами новостей и службами. Вторая - конвергенция производства и потребления медиа, связанная с обращением профессиональной журналистики к пользователям (публике) в процессе поиска и распространения новостей [10]. Несомненно, распространение такой модели отношений журналистики и ее аудитории повлияло на индустрию телевизионных новостей, в частности, на способ сбора новостей и привлечения новостной аудитории.
А. Лотц отмечает, что различные промышленные, технические и культурные силы оказывали медленное, но радикальное воздействие на телевидение (середина 1980-х годов - 2000-е годы); она использует понятие «многоканального перехода» для этого периода [16]. В последнее время телезрители могут сдвинуть время просмотра, пропустить рекламу и создать свои собственные библиотеки записанных на носителях видеопродуктов. Когда-то это был «линейный» опыт, означающий, что программы транслировались в определенное время на определенном канале; благодаря конвергенции
с интернет-пространством телевидение стало нелинейным, что позволяет смотреть программы в любое время и в любом месте по выбору зрителя.
Особенный интерес представляют наблюдения исследователей за профессиональным поведением журналистов в условиях медиаконвергенции. Большая подборка таких исследовательских работ собрана в недавнем труде Юсуфа Ал-Юсуфи. В частности, он указывает на исследования таких авторов, как Б. Силкок и С. Кейт [21]. Они отметили вслед за Дж. Сингером [22], что основная проблема конвергенции (смешения редакций) - это столкновения специалистов, сопротивление переменам, иногда откровенное следование только своим «старым» профессиональным задачам. Свидетельства пессимистического отношения журналистов-профессионалов к необходимости перехода к кросс-платформенным формам работы содержатся в трудах таких ученых, как М. Дупан, Б. Гаррисон [11], П. Гейд, Э. Равиола [13] и др., изучавших состояние профессиональной журналистики в условиях медиаконвергенции середины 2000-х годов.
Медиаконвергенция, рассматриваемая как практика создания новостей для различных платформ (телевидение, радио, Интернет и газеты), породила пессимизм как журналистов, так и ученых, анализирующих перспективы отрасли. Так, Б. Силкок и С. Кейт указывают на то, что создание новостей в мультимедийных новостных отделах вынуждает журналистов «недопустимо разбрасывать свои усилия или выполнять больше работы без дополнительной оплаты». С. Куинн отмечает, что, хотя в конвергентных редакциях новостей можно создать новый способ повествования и, следовательно, улучшить журналистику, создание новостей для мультиплатформ оказывает давление на журналистов, которые становятся настолько занятыми, что у них «просто нет времени на размышления и анализ» [20].
Таким образом, мы видим, что в зарубежной науке медиаконвергенция рассматривалась и как кросс-платформенная профессиональная журналистская деятельность, и как вызов журналистам, качество работы которых в конвергентных ньюсрумах падало.
Если сравнить два представленных подхода, то можно сделать следующие выводы: российские исследователи преимущественно показывают риски медиаконвергенции, хотя и считают ее будущим журналистики, а для зарубежных исследователей период увлечения объединенными ньюсрумами стал и периодом разочарований; обращаясь к профессиональной среде, они встречают недоумение и растерянность практикующих журналистов, которые одновременно видят перед собой нерешаемые задачи перехода на новые платформы и увеличение объема работы «за ту же плату».
В то же время, как показывает анализ источников, с середины 2010-х годов появилось множество работ, акцентирующих внимание на таком аспекте медиконвергенции, как перемещение в область социальных медиа. Мы считаем важным, что развитие социальных медиа, их заведомо универсальный платформенный характер (и звук, и видео, и текст) в определенном смысле сделало размышления о конвергенции как «союзе» ТВ, радио, печати и Интернета не совсем актуальным: теперь журналисту предстояло осваивать основы SMM, а не производства разноплатформенного контента [17].
В. А. Степанов считает важной частью работы журналистов в условиях повсеместного распространения социальных медиа и совершенствования их технических возможностей взаимодействие с аудиторией [7].
Аудитория перестала быть пассивным получателем информации, голос пользователя в эпоху социальных медиа оказался частью контента, а реакция на журналистский материал стала выражаться мгновенно. Важно, что пользователь сам стал создателем новости. И это изменило отношения между журналистикой и ее аудиторией, что повлекло за собой дополнительные последствия для журналистской практики, осуществляющейся в повседневной работе редакции.
Интеграция телевизионных новостных организаций в платформы социальных сетей облегчает взаимодействие между этими организациями и их аудиториями и стимулирует взаимодействие с широким кругом пользователей. Исследования предполагают, что вовлечение аудитории является ключевым фактором, способствующим привлечению большего количества людей; этот подход эффективно используется многими СМИ, которые прилагают значительные усилия для расширения взаимодействия со зрителями через социальные платформы.
Пользователи склонны делиться своими историями с другими - это потребность, социальная практика и естественная черта коммуникации [9]. Следовательно, в эпоху социальных сетей новостным организациям необходимо учитывать это поведение людей как важную социальную функцию, для осуществления которой сайты социальных сетей рассматриваются как жизненно важные, позволяющие пользователям общаться практически в режиме незамедлительного получения информации.
Можно отметить, что в зарубежных и российских медиаисследованиях одинаково подчеркивается изменение места и роли аудитории современной журналистики, ее переход в статус активного участника новостного процесса. Функции журналиста меняются -он неизбежно оказывается частью этих потоков, но в тоже время способен этими потоками управлять. Это особенно касается телевидения, которое из «однонаправленного» СМИ превращается в дистрибуционное. Исследователи говорят о том, что ТВ становится именно интерактивным - и эта интерактивность выражается в возможности активно вмешиваться в различные элементы структуры ТВ-потоков, во всяком случае, понятие «сетка вещания» начинает утрачивать свою значимость.
Ю. Ал-Юсуфи показывает, что, согласно множеству опросов, проводимых в последнее время в различных группах пользователей, люди рассматривают гражданскую активность как ключевую роль журналистов в эпоху социальных сетей [8]. Аудитория новостей, очевидно, поддерживает гражданскую активность и ожидает, что журналисты будут привлекать людей, предоставляя им лучшую возможность для самовыражения в новостях.
Развивая эти мысли, Б. Васике утверждает, что взаимодействие является обязательным в отношениях между новостными организациями и аудиторией, поскольку оно приближает выпуск новостей к тем, кого он обслуживает [24]. Многие ученые - например, такие, как Дж. Майер, - предлагают провайдерам новостей переосмыслить последствия дистанцирования от своей аудитории или создания чувства отстраненности аудитории от новостных организаций. Она утверждает, что в современном медиапространстве журналисты обязаны общаться с людьми, которые заинтересованы в содержании их новостей.
В связи с этим Дж. Хаслангер объясняет необходимость участия команды социальных сетей в редакциях новостей в выполнении обязанностей, которые ближе к аудитории новостных агентств по сравнению с другими традиционными журналистскими задачами. Она определяет три концепции, которые в основном относятся к обязанностям журналистов в социальных сетях: делиться, искать и связывать. Первая функция заключается в том, что журналисты социальных сетей обязаны делиться новостями, созданными в редакциях на различных платформах социальных сетей. Вторая задача -найти новостные сюжеты, используя источники в социальных сетях, будь то общественные мероприятия или люди, которые с энтузиазмом взаимодействуют с командой социальных сетей. И, наконец, целенаправленная связь с аудиторией является обязательной задачей для развития этого взаимодействия, чтобы оно было значимым для сообщества [14].
Таким образом, исследователи убедительно доказывают, что новостные телеканалы должны найти способы эффективного взаимодействия со своей аудиторией и стимулирования их участия в контенте. Анализ источников показывает, что создание
возможностей взаимодействия для аудитории является одним из наименее частых видов деятельности групп в социальных сетях, помимо работы с фейками или дезинформацией. Кроме того, согласно мнению ученых, у журналистов остается мало времени для привлечения аудитории из-за ряда препятствий, которые мешают основным функциям журналистов в социальных сетях, таких, как увеличение рабочей нагрузки, нехватка персонала и раздробленность обязанностей [12]. Аналогичным образом, исследование, проведенное Дж. Хаслангер [14], показывает, что большинство самоидентифицированных журналистов - специалистов по работе в социальных сетях -не участвуют во взаимодействии со своим сообществом.
Социальные сети, как показывает анализ исследовательской литературы, больше не считаются легким дополнением к серьезному бизнесу редакции, а являются основой сбора и распространения новостей. Тем не менее, многие эмпирические исследования свидетельствуют о том, что телевизионные новостные станции продолжают отказываться от контроля над тем, какие потребители видят какой контент, а также от важного вопроса доходов от рекламы.
В целом систематизация научных подходов к проблеме смены дистрибуционной модели телевидения приводит к следующим выводам. Традиционно продвижение на телевидении основывалось на модели, которая во многих отношениях требовала немедленного удовлетворения, - использовании неканальных средств массовой информации, чтобы побудить потребителей настроиться на телевизионную трансляцию. С появлением социальных сетей телевизионные станции использовали этот новый инструмент таким же образом, но сделали это с ограниченным успехом, за исключением увеличения числа подписчиков в социальных сетях [15]. Использование социальных сетей телевизионными маркетологами более нюансировано, отличается сочетанием контента, вовлеченности и взаимодействия. В настоящее время маркетологи на ТВ-станциях делают ставку на долгосрочные инвестиции в повышение узнаваемости бренда, что, как показывают изученные нами научные источники, приведет к телевизионным рейтингам [18], которые затем будет возможно монетизировать.
Список литературы
1. Баранова, Е. А. Трансформация института СМИ в условиях медиаконвергенции [Текст] / Е. А. Баранова// Коммуникология. - 2016. - Т. 4, № 3. - С. 188-203.
2. Бирюков, В. А. Конвергенция как ключевой фактор трансформации средств массовой информации [Текст] / В. А. Бирюков // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - М., 2016. - С. 41-43.
3. Карякина, К. А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента [Электронный ресурс] / К. А. Карякина // Медиаскоп. - 2010. - Выпуск 1. - URL: mediascope.m/актуальные-формы-и-модели-новых-медиа-от-понимания-аудитории-к-созданию-контента (дата обращения: 26.04.2020).
4. Моисеева, А. А. Условия и последствия диджитализации современного общества: социально-экономический анализ [Текст] / А. А. Моисеева // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2017. -№ 39. - С. 216-226.
5. Молчанова, О. И. Формирование социологических взглядов на процессы медиаконвергенции [Текст] / О. И. Молчанова // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2018. - № 3. - С. 7-23.
6. Посталовский, А. В. Пути повышения эффективности работы печатных СМИ в условиях медиаконвергенции национального информационного поля [Текст] /
A. В. Посталовский // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. - 2018. - Т. 8, № 3. -
C. 113-119.
7. Степанов, В. А. Социальные медиа в процессах трансформации журналистской деятельности в Беларуси : автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / В. А. Степанов. -Минск, 2017. - 24 с.
8. AL Yousufi, Yousuf H. The Role of Social Media Journalists in TV News: Their Effects on the Profession and Identity of TV Journalism, the Quality of News, and the Audience Engagement [Electronic resource] / Yousuf H. AL Yousufi. - University of Florida, 2019. -URL: https://scholarcommons.usf.edu/etd/7723 (дата обращения: 27.04.2020).
9. Bullard, B. S. Editors Use Social Media Mostly to Post Story Links [Text] /
B. S. Bullard // Newspaper Research Journal. - 2015. - № 36 (2). - P. 170-183. - DOI: 10.1177/0739532915587288.
10. Deuze, M. The Changing Context of News Work: Liquid Journalism and Monitorial Citizenship [Text] / M. Deuze // International Journal of Communication. - 2008. - № 2. -P. 848-865.
11. Dupagne, M., Garrison, B. The Meaning and Influence of Convergence [Text] / M. Dupagne, B. Garrison // Journalism Studies. -2006. - № 7 (2). - P. 237-255. - DOI: 10.1080/14616700500533569.
12. Elizabeth, J. After a decade, it's time to reinvent social media in newsrooms [Electronic resource] / J. Elizabeth // American Press Institute. - 2017. - URL: https://www. americanpressinstitute.org/publications/reports/strategy-studies/reinventing-social-media/ (дата обращения: 20.04.2020).
13. Gade, P., Raviola, E. Integration of News and News of Integration: A Structural Perspective on News Media Changes [Text] / P. Gade, E. Raviola // Journal of Media Business Studies. - 2009. - № 6 (1). - P. 87-111. -DOI: 10.1080/16522354.2009.11073480.
14. Haslanger, J. Social Journalism: The Who, What, Where, When, Why and How [Electronic resource] / J. Haslanger // Tow- Knight Center for Entrepreneurial Journalism. -2015. - URL: http://towknight.org/research/social-journalism-who-what-when-how/ (дата обращения: 20.04.2020).
15. Hermida, A. Share, Like, Recommend [Text] / A. Hermida, F. Fletcher,
D. Korell, D. Logan // Journalism Studies. - 2012. - № 13 (5/6). - P. 815-824. - DOI: 10.1080/1461670X.2012.664430.
16. Lotz, A. D. The Television Will Be Revolutionized [Text] / A. D. Lotz. - NY : NYU Press, 2014. - 352 p.
17. Mayer, J. Engaging communities: content and conversation [Electronic resource] / J. Mayer // Nieman Reports. - 2011. - № 2. - P. 12. - URL: https://niemanreports.org/articles/ engaging-communities-content-and-conversation/ (дата обращения: 20.04.2020).
18. Nielsen Holdings N. V. Nielsen Launches 'Nielsen Twitter TV Ratings' [Electronic resource] / N. V. Nielsen Holdings. - 2013. - URL: http://www.nielsen.com/us/en/press-room/2013/nielsen-launches-nielsen-twitter-tvratings.html, свободный (дата обращения: 27.04.2020).
19. Pool, I. Technologies of Freedom [Text] / I. Pool. - London : Harvard University Press, 1984. - 311 p.
20. Quinn, S. Convergence's Fundamental Question [Text] / S. Quinn // Journalism Studies. - 2005. - № 6 (1). - P. 37. - DOI: 10.1080/1461670052000328186.
21. Silcock, B. W. Translating The Tower of Babel? Issues of definition, language, and culture in converged newsrooms [Text] / B. W. Silcock, S. Keith // Journalism Studies. -2006. - № 7 (4). - P. 610-627. - DOI: 10.1080/14616700600758025.
22. Singer, J. B. Strange bedfellows? The diffusion of convergence in four news organizations [Text] / J. B. Staiger// Journalism Studies. - 2004. - № 5 (1). - P. 3-18. - DOI: 10.1080/1461670032000174701.
23. Staiger, J. Convergence Media History [Text] / J. Staiger (ed.), S. Hake (ed.). - NY : Routledge, 2009. - 224 p. - DOI: https://doi.org/10.4324/9780203883433.
24. Wasike, B. S. Framing News in 140 Characters: How Social Media Editors Frame the News and Interact with Audiences via Twitter [Text] / B. S. Wasike // Global Media Journal: Canadian Edition. - 2013. - № 6 (1). - Р. 5-23.
Алшакарна Ахмед Абдул-Хай Ибрагим - магистрант первого курса факультета журналистики Челябинского государственного университета, ahmad.shkarnah89@gmail.
Научный руководитель: Загидуллина Марина Викторовна - профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета.
БО1: 10.24411/2070-0717-2020-10217 Л. А. Горшкова
Самарский национальный исследовательский университет
имени академика С. П. Королева Самара (Россия)
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО МЕДИА YOUTUBE В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Видеохостинги становятся новым средством коммуникации, в которых формируется особая культура интернет-общения, обладающая своим собственным языком. Одним из активно развивающихся типов интернет-площадок являются социальные медиа, представляющие собой интерактивные онлайн-средства, с помощью которых широкая группа людей получает возможность создавать, редактировать, потреблять информационный контент. Наиболее популярной интернет-площадкой является видеохостинг «ТооиТиЬе». Он совмещает в себе возможность массовой и межличностной коммуникации.
Ключевые слова: медиа, видеохостинг, блогер, коммуникация, контент.
Видеохостинги становятся новым средством коммуникации, в которых формируется особая культура интернет-общения, обладающая своим собственным языком. Наибольший интерес представляют видеоблогеры, они особенно популярны у молодежной аудитории и имеют многомиллионных подписчиков. Блогеры применяют различные коммуникативные тактики, создают собственные бренды, благодаря чему легко узнаваемы аудиторией [17].
Целью данного исследования является нахождение общих для русскоязычного сегмента YouTube коммуникативных тактик видеоблогинга. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- проанализировать основные формы коммуникативного взаимодействия;
- выявить стилистическую специфику современной интернет-коммуникации;
- определить функциональные особенности коммуникации адресата и адресанта в рамках видеохостинга YouTube.