Список литературы /References
1. Aimy Anne Racine. Bicultural Identity Integration at Work: Effects of Identity Conflict on Role Conflict Perceptions and Exhaustion / Waterloo, Ontario, Canada, 2016.
2. Haslam Divna, Filus Ania, Morawska Alina, Sanders Matthew R. and Fletcher Renee. The Work-Family Conflict Scale (WAFCS): development and initial validation of a self-report measure of work-family conflict for use with parents. Child Psychiatry & Human Development, 2014. 46 (3), 346-357.
3. Shockley Kristen M., Shen Winny, DeNunzio Michael M., Arvan Maryana L. Disentangling the Relationship Between Gender and Work-Family Conflict: An Integration of Theoretical Perspectives Using Meta-Analytic Methods // Journal of Applied Psychology, 2017. Vol. 102. № 12. 1601-1635.
4. Pryce-Jones J. (2010). Happiness at work: Maximizing your psychological capital for success. Wiley-Blackwell.
5. Kopelman Richard E., Greenhaus Jeffrey. A model of work, family, and interrole conflict: A construct validation study / Organizational Behavior and Human Performance. 2 (32), 1983. 198-215.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ Плотникова С.В. Email: [email protected]
Плотникова Снежана Вячеславовна - студент, кафедра педагогической и прикладной психологии, Московский городской педагогический университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются проблемы взаимосвязи детско-родительских отношений со страхами детей. Тип родительского отношения будет влиять на интеллектуальное, личностное и социальное развитие ребенка, в части создания положительной или отрицательной эмоциональной направленности. Проблема развития эмоциональной сферы ребенка в настоящее время привлекает многих ученых. Это связано с тем, что современное поколение детей воспитывается в особых условиях, в ситуации социальной, экономической и политической нестабильности, смены психолого-педагогических установок на воспитание и обучение дошкольников, модернизации системы образования.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, страхи, эмоциональная сфера.
THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF THE RELATIONSHIP OF CHILD-PARENT RELATIONS WITH CHILDREN'S FEARS Plotnikova S.V.
Plotnikova Snezhana Vyacheslavovna - Student, DEPARTMENT OF PEDAGOGICAL AND APPLIED PSYCHOLOGY, MOSCOW CITY PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the article analyzes the problems of the relationship of child-parent relations with the fears of children. The type of parental relationship will affect the intellectual, personal and social development of the child, in terms of creating a positive or negative emotional orientation. The problem of the development of the emotional sphere of the child currently
attracts many scientists. This is due to the fact that the modern generation of children is brought up in special conditions, in a situation of social, economic and political instability, the change of psychological and pedagogical attitudes to the upbringing and training of preschool children, the modernization of the education system. Keywords: child-parent relations, fears, emotional sphere.
УДК 159.9
Семья, как один из важнейших факторов социализации, оказывает существенное влияние на формирование направленности поведения ребенка.
Являясь первым сообществом, с которым сталкивается ребёнок, семья закладывает фундамент нормального физического, психического и социального развития. Являясь на начальном этапе жизни критерием физического и эмоционального комфорта, родительская любовь по мере взросления начинает всё больше выполнять развивающую функцию. Кошелева А.Д. отмечает: «Главное требование к семейному воспитанию - требование любви, понимания, принятия ребенка. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека». В семье складывается эмоционально-нравственный опыт детей. Именно от взаимоотношений членов семьи в значительной мере зависит уровень и содержание эмоционально-волевого и социально-нравственного развития ребенка. Многие учёные говорят о том, что в жизни ребёнка выступает как в качестве положительного, так и в качестве отрицательного фактора развития эмоционально -волевой сферы. Кошелева А.Д. отмечает, что «... в семье ребенок приобретает первый эмоциональный опыт, и он может быть очень разным» [1].
Влияние семейного окружения на особенности развития ребенка представляет большой интерес для исследователей в области психологии развития. В настоящее время, в связи со значительными изменениями в социально-культурной среде, которые затрагивают современную семью, становится всё более актуальной проблема изучения эмоциональной сферы ребенка и, в частности, возникновения детских страхов.
Спиваковская А.С. под «детско-родительским отношением» понимает реальную направленность, позволяющую описывать широкий фон отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми, а также позволяющая представить структуру в целом и изучить, каким образом те или иные, сознательные и бессознательные, мотивы структуры личности родителей выражаются, актуализируются в конкретных формах поведения и взаимопонимания с детьми [2].
Как отмечает Д.И. Фельдштейн: «Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности» [3].
Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие: внутрисемейные конфликты; неадекватные воспитательские позиции родителей; нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей; ранняя изоляция ребенка от семейного окружения; личностные характеристи-ки родителей и некоторые другие. Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением, что в отечественной психологии рассматривается в качестве одного из механизмов формирования и развития личностных аномалий [4].
Овчарова Р.В. выделяет следующие виды страхов:
Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряженностью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха.
Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем [5].
Невыявленные детские страхи в дошкольном возрасте могут серьезно мешать учебному процессу младшего школьника, а также отрицательно сказываться на его социальной активности и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
По мнению А. И. Захарова, наиболее успешно психологическому воздействию подвергаются страхи в дошкольном и младшем школьном возрасте. Психологическая коррекция определяется как «исправление» и оптимизация процесса психического развития личности и предполагает использование естественных движущих сил психологического и личностного развития [6].
Семья играет в развитии ребёнка значительную роль. Детско-родительские отношения - это отношения, которые имеют избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка со своими родителями. В семье складывается эмоционально-нравственный опыт детей. Именно от взаимоотношений членов семьи в значительной мере зависит уровень и содержание эмоционально-волевого и социально-нравственного развития ребенка.
Список литературы / References
1. Эмоциональное развитие дошкольника // Под ред. Кошелевой А.Д. М: Просвещение, 1985. 176 с.
2. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. М.: ООО Апрель Пресс. ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
3. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
4. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. М.: Т.Ц. Сфера, 1996. 240 с.
6. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / А.И. Захаров. М.: Каро, 2006. 672 с.