Научная статья на тему 'Теоретические аспекты проблемы постсоветских российско-казахстанских приграничных отношений'

Теоретические аспекты проблемы постсоветских российско-казахстанских приграничных отношений Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
273
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коцюбинский И. П.

Проблемы российско-казахстанских приграничных отношений являются исключительно актуальными для Омской области, доля Казахстана только во внешней торговле составляет 33%. В этой связи видимое противоречие между необходимостью укрепления границы независимых государств и общностью сопредельных территорий находит свое диалектическое разрешение через углубление приграничного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical aspects of the problem of Russian Kazakhstan border area relations

The problems of Russian Kazakhstanian border area relations is most actual for Omsk region, Kazakhstan foreign trade here is 33 per cent. Thats why the obvious contradiction between the necessity in consolidation of the border of independent state and the community of contiguous territories comes into the dialectical permission through development of collaboration.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты проблемы постсоветских российско-казахстанских приграничных отношений»

УДК 947+957 И. П. КОЦЮБИНСКИЙ

Московский государственный областной педагогический институт

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОСТСОВЕТСКИХ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИХ ПРИГРАНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Проблемы российско-казахстанских приграничных отношений являются исключительно актуальными для Омской области, доля Казахстана только во внешней торговле составляет 33%. В этой связи видимое противоречие между необходимостью укрепления границы независимых государств и общностью сопредельных территорий находит свое диалектическое разрешение через углубление приграничного сотрудничества.

Трансграничное сотрудничество, локомотивом которого является сотрудничество России и Казахстана, — новая реалия постсоветского геополитического пространства.

Рождение феномена российско-казахстанского трансграничного сотрудничества обусловлено объективными причинами, уходящими корнями в многовековую историю. Во-первых, традицией добрососедских отношений, неомраченных событиями межнациональной вражды, территориальными спорами, военными столкновениями и т.д. Во-вторых, общностью территорий, входящих в один природно-географический и культурно-хозяйственный ареал. В-третьих, совместным существованием в составе одного государства (в том числе в СССР). Все указанные обстоятельства (даже с учетом культурной и национальной самобытности народов) определили исторические черты идеологической, политической, экономической и культурной однородности, утрата которых, вне всякого сомнения, могла нанести ущерб как России, так и Казахстану.

Высокий интеграционный потенциал сопредельных территорий послужил основанием для рассмотрения приграничной зоны, «как феномен (или систему), имеющий самостоятельное по отношению к сопредельным государствам значение»1.

Такой теоретический посыл хорошо иллюстрируется статистическими данными за 2000 г. Доля Казахстана во внешней торговле Алтайского края составляла 51 %, Омской области — 33 %, Новосибирской области — 28%, Оренбургской области — 27 %, Челябинской области — 22 %.

С другой стороны, границы в новых политических условиях являются «важнейшим атрибутом государственного суверенитета»2.

В этой связи видимое противоречие между необходимостью укрепления границы независимых государств и общностью сопредельных территорий находит свое диалектическое разрешение через углубление приграничного сотрудничества.

Попытка дифференцировать эти реалии могла привести не только к серьезным издержкам в развитии хозяйства и гуманитарной сферы территорий, расположенных вдоль границы, но и существенно повредить общенациональной безопасности. Так, полное обустройство постсоветской границы России и Казахстана обошлось бы, по оценкам военных экс-

пертов, в миллиард долларов США3, что при условии обоюдности такого шага неизбежно нанесло бы ущерб укреплению внешней границы на южных рубежах Казахстана и в связи с этим национальным интересам обеих сторон.

Вместе с тем реальны и вполне ощутимы условия, действующие в противоположном интеграции направлении. Одним из главных факторов, негативно сказывающимся на процессах сближения приграничных территорий, является наркотрафик, вектор которого направлен с юга на север и проходит через территорию Казахстана. Сопоставление товарооборота стран СНГ в 1999 г., исчисляемого суммой в 25 — 30 млрд долл. и стоимости афганского героина, направляемого по «северному пути» (130— 140 млрд долл.), красноречиво обосновывает точку зрения противников либерализации границ4. Ежемесячно на российско-казахстанской границе изымается около 100 кг героина5. В связи с этим все настойчивее звучит мнение отдельных чиновников ФПС России о необходимости ужесточения пограничного режима на российско-казахстанской границе.

Другим фактором, отрицательно сказывающемся на политическом климате «пограничья», является незаконная миграция, общая тенденция распространения которой тождественна наркотической угрозе (с юга на север). Незаконную миграцию называют в числе главных проблем жители российских регионов, граничащих с Казахстаном. В связи с этим идея ужесточения пограничного режима присутствует здесь в общественном мнении. Согласно проведенному в конце 2000 — начале 2001 г. Федеральной пограничной службой социологическому опросу, в 10-ти приграничных регионах 55% респондентов высказалось за полное закрытие российско-казахстанской гра-ницы6.

Ощутимым препятствием, усиливающим барьери-зацию российско-казахстанской границы, в последнее время становится фактор конфессиональной дифференциации. В действиях местных властей прослеживается мотивация, исходящая из стремления аккумулировать население одного вероисповедания с титульной нацией7.

Кроме того, практика мировых отношений содержит в себе и другие общие противоречия, присущие в том числе приграничным российско-казахстанским отношениям:

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

1. противоречие между глобализацией экономики, опирающейся на широкую либерализацию межгосударственных экономических отношений, и протекционистской сущностью государств;

2. культурной унификацией в рамках глобализма и национальной (региональной) культурной идентичностью;

3. богатыми (центральными) и бедными (периферийными) странами и районами стран;

4. международной региональной интеграцией (сотрудничеством стран и их суверенитетом);

5. политическими центрами, стремящимися укрепить или сохранить свое влияние, и подчиненными им территориями, желающими расширения своих прав полномочий и, в частности, в международной сфере.

«По сути дела, эти противоречия можно свести к проблеме соотношения однородности и различий (континуальности и дискретности) в динамике мирового пространства, в которой ключевую роль играют государственные границы и приграничные территории»8.

Однако политическая воля России и Казахстана к сотрудничеству способствует разрешению проблем, представляющих предмет обоюдных усилий. Укрепление национальных границ и борьба с глобальными вызовами современности ведет не к эффекту «расползающегося оврага», а к поиску путей решения имеющихся сложностей на основе дальнейшего расширения и углубления приграничного сотрудничества. Например, реализация идеи создания совместных контрольно-пропускных пунктов (высказанная президентом Казахстана на встрече в Челябинске в 2004 г.), безусловно, повысит качество пограничного контроля при улучшении комфортности для лиц, пересекающих границу.

Вполне обосновано в этой связи предложение отдельных военных и политических экспертов о дополнении термина «пограничная безопасность» содержанием понятия «трансграничная безопасность»9.

Трансграничная безопасность помимо уже перечисленных аспектов совместной деятельности сопредельных государств включает в себя и координацию действий в контртеррористической борьбе, пресечении преступности и правонарушений, в преодолении экологических и техногенных катастроф и т.д.

Помимо общего исторического прошлого и однородности генерированной совместным существованием в рамках одной страны, российско-казахстанское трансграничное сотрудничество вобрало в себя мировой опыт порубежного взаимодействия, выработанный в Европе. И хотя этот опыт, как уже отмечалось, в значительной степени отражает специфически европейские процессы интеграции, тем не менее именно его тщательное изучение легло в основу выработки общей концепции российско-казахстанского «пограничья»10.

Первые попытки наладить трансграничное сотрудничество в Европе были предприняты в 1950 г. между приграничными территориями Нидерландов и Германии, а также Германии и Франции для преодоления «эффекта барьера», возникшего в результате исторических процессов на континенте, продолжавшихся в течение столетий. В 60-70-е гг. формировались различные ассоциации приграничных регионов, задачей которых было решение ряда общих проблем.

90-е годы прошлого столетия, которые ознаменовались созданием единого рынка ЕС, а также политическими переменами в странах Центральной и Вос-

точной Европы, расширили и углубили трансграничное сотрудничество. Именно тогда Европейская комиссия разработала специальные финансовые инструменты, которые стимулировали развитие трансграничного сотрудничества внутри ЕС-15, на внешних границах ЕС-15, а также на внешних границах ЕС-25.

Для членов ЕС с 1990 г. реализуется инициатива INTERREG. Для стран-кандидатов с 1994 г. — PHARE CBC (Cross Border Cooperation — трансграничное сотрудничество), а с 1996 г. будущие соседи ЕС начали получать трансферты программ TACIS CBC, CARDS и MEDA. Бюджет INTERREG на 2000-2006 гг. составляет 4,875 млрд евро.

Европейская комиссия выделяет несколько основных задач трансграничного сотрудничества. Это:

— превращение государственной границы из разделительной линии в место сотрудничества между соседями;

— преодоление исторически сложившихся взаимных стереотипов и предубеждений населения, проживающего на приграничных территориях;

— развитие демократии и повышение эффективности региональных и локальных органов государственного управления;

— преодоление последствий периферийного положения и изоляции приграничных регионов;

— интенсификация экономического развития и повышение уровня жизни населения;

— и, наконец, ускоренное включение приграничных территорий в процессы европейской интеграции.

Одним из приоритетов трансграничного сотрудничества является развитие приграничной инфраструктуры, а именно — строительство и модернизация пограничных переходов, дорог и коммуникаций. Степень интегрированности приграничных территорий увеличивается за счет развития приграничной инфраструктуры, которая, в свою очередь, способствует развитию кооперации между фирмами, вузами, органами местного самоуправления, исследовательскими центрами и т.п.

Второй приоритет — экология и охрана окружающей среды. Большинство экологических проблем имеют транснациональный характер, и эффективность решения этих проблем зависит от слаженности действий партнеров по разные стороны границ.

Следующий приоритет — развитие туризма.

В целом проекты трансграничного сотрудничества реализуются во многих областях, включая образование (летние школы, языковые курсы, обмен опытом и т.п.), деловые контакты (бизнес-форумы, семинары, выставки) и культуру.

Несмотря на специфику европейского опыта трансграничного сотрудничества, российско-казахстанское приграничное взаимодействие опиралось на уже имеющийся в международной практике механизм реализации сотрудничества сопредельных территорий. В частности, согласно европейскому опыту функционирования еврорегионов, были созданы рабочие группы сопредельных территорий для решения проблем, представляющих наибольший интерес для данных областей, осуществлялось широкое региональное сотрудничество в гуманитарной сфере.

Вместе с тем российско-казахстанское трансграничное сотрудничество имеет свою специфику. Пока доминирующим фактором углубления трансграничных связей с обеих сторон остается Центр и политическая воля правящей элиты, а не местная инициатива, что, в значительной степени, объясняется особенностью переживаемого странами переходного к рын-

ку периода. Важнейшая роль в российско-казахстанских приграничных отношениях принадлежит межправительственной комиссии и подкомиссии с участием министров двух стран.

При общих задачах, формированием региональных структур внутри ЕС и в постсоциалистических странах отличается. Если для западноевропейских стран приоритетом является улучшение развитой многоуровневой системы взаимоотношений, то для России и Казахстана главная цель — восстановление сотрудничества всех уровней на постсоветском пространстве. Существенно отличаются уровень рыночных отношений и стартовые условия взаимодействия на межгосударственном и региональном уровнях, состояние нормативно-правовой базы и исходной инфраструктуры.

Одной из главных проблем российско-казахстанского приграничного сотрудничества остается финансирование. Нехватка средств, проблемы с их получением и эффективным распределением препятствуют развитию деловых и культурных отношений в приграничных районах.

Понятия, связанные с приграничным сотрудничеством, имеют приблизительно тождественную трактовку в международных отношениях и являются адекватными практике российско-казахстанских отношений.

Трансграничное сотрудничество осуществляется в рамках территориально-административных единиц или в пределах полномочий региональных властей в соответствии с местным законодательством»11.

Определение, данное в «Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации» (09.02.2001), трактуется следующим образом: «Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого

12

развития приграничных территорий»12.

Важно отметить, что использование опыта функционирования еврорегионов позволило определить в российской правовой базе существо таких важных понятий как сотрудничество приграничных регионов (согласованные действия органов государственного управления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и населения сопредельных стран, направленные на укрепление и развитие отношений) и традиционной хозяйственной деятельности (исторически сложившаяся в течение длительного времени деятельность приграничного населения и хозяйствующих субъектов сопредельных государств)13.

Важнейшим правовым документом, регулирующим приграничное и трансграничное сотрудничество в регионах Европы, является «Европейская хартия пограничных и черезграничных регионов», принятая 20 ноября 1981 г. и обновленная дополнениями 1 декабря 1995 г. В преамбуле этого документа сказано: «Границы есть «шрамы истории». Приграничное сотрудничество помогает уменьшать неудобства границ, преодолевать отдаленное национальное местоположение и улучшать условия жизни населения. Это должно включать все сферы жизни: культурную, социальную, экономическую, инфраструктурную. Знание и понимание соседей столь же важно,

14

как и развитие доверия»14.

Анализ этого основополагающего документа явился основой выработки концепции развития политико-

правовой базы российско-казахстанского сотрудничества. Особый интерес и практическую значимость для реализации последнего имеет 4-я глава документа, определяющая механизм осуществления трансграничного сотрудничества:

— постоянный контроль черезграничного планирования путем социально-экономического анализа;

— регулярная черезграничная координация всех региональных проектов;

— развитие и непрерывное обновление блока проблем пограничных районов;

— развитие региональных черезграничных моделей развития и планов и их интеграция в национальное региональное развитие и опытное планирование;

— развитие общих международных региональных планов с прямыми обязательствами как самой широкой формы регионального черезграничного планирования;

— местное черезграничное планирование. В первом случае все планы должны быть выровнены;

— черезграничное выравнивание и участие в важных мерах и средствах обслуживания регионального планирования и региональной политики;

— постепенное выравнивание региональных и политических инструментов в содействующих пограничных районах;

— взаимное вовлечение граждан, муниципалитетов и пограничных районов в соответствующее месту планирование и меры.

Интересны в этом смысле выводы, сделанные в Хартии, которые в полной мере применимы и в приграничных отношениях России и Казахстана. Их смысл заключается в том, что любые межгосударственные и международные связи не должны превращать приграничные регионы в простые транзитные территории. Расширение инфраструктур движения должно, в первую очередь, учитывать интересы населения, проживающего в приграничье, а также строго соблюдать условия защиты окружающей среды. Главное требование раздела — «проект инфраструктуры движения может создаваться только с равным участием пограничных заинтересованных областей».

Положения Хартии, использованные в практике российско-казахстанского сотрудничества, содержат указания на средства достижения результативности в пограничном взаимодействии. Это:

— развитие приграничного сотрудничества между малыми и средними компаниями;

— развитие новых приграничных отношений между производителями и поставщиками (старые индустриальные структуры разрушены, а новые пока еще не развиты). (Здесь очевидна аналогия с современным состоянием казахстанско-российских приграничных связей, когда после развала СССР разрушились крепкие технологические контакты);

— создание предварительных условий (учреждения, преподаватели, планы преподавания) для изучения языка соседней страны во всех видах школ;

— содействие профессионально-техническому приграничному обучению и подтверждению соответствующих национальных квалификаций;

— развитие приграничных концепций укрепления туризма как местного экономического фактора и т.д.

Примечания

1 Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. — М., 2000. С. 108.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (63) 2008

2 Вардомский, Л.Б., Голицина, И.И., Самбурова, Е.Н. Государственные границы и региональное развитие: политико-географический аспект // Политическая география: современное состояние и пути развития. — М., 1989. С. 35 — 46.

3Рубан, О. Безграничные просторы Отчизны // Эксперт. -2001. - № 97. - 51.

4 Куртов, А.А. Наркомафия и исламский экстремизм — новый тандем в Центральной Азии // Границы безопасности и безопасность границ. — Челябинск, 2001. С. 53 — 55.

5 Независимое военное обозрение. - 2001. - № 1. С. 36.

6 Человек и граница. Российско-казахстанское приграничье. Социальный паспорт и одномерные статистические распределения. — Челябинск, 2001. С. 53, 54.

7 Известия. - 2001. - №56. - 7.

8 Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. С. 216.

9 Основы пограничной политики Российской Федерации. — М., 1996. С. 5.

10 Опыт европейского трансграничного сотрудничества являлся предметом обсуждения на многих российско-казахстанских встречах и конференциях. См., например: Международная конференция «Приграничное сотрудничество: опыт, проблемы и перспективы». — Оренбург, 28 — 29 февраля. 2000; доклад Питера

Ван Руна, эксперта Проекта ТАСИС EDRUS9602 «Европейский опыт международного приграничного сотрудничества»; Кулешов, А.К. Международный опыт функционирования еврорегионов.

11 Европейский союз вчера, сегодня, завтра. — М., 2003. С. 272.

12 Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации // Правительственный вестник. Февраль. 2001.

13 О ратификации соглашения об основных принципах приграничного сотрудничества государств — участников Договора

об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Закон Российской Федерации от 29 марта 1996 // Правительственный вестник. -1996. - Март.

14 Европейская хартия пограничных и черезграничных регионов // Экспресс-информация Отдела информационно-аналитической работы Парламента Республики Казахстан. — Астана, 2003. С. 2.

КОЦЮБИНСКИЙ Игорь Петрович, проректор по безопасности, аспирант кафедры «История».

Статья поступила в редакцию 10.01.08 г.

© И. П. Коцюбинский

УДК 902 В. К. МЕРЦ

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, Республика Казахстан

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ГОЛОЦЕНОВЫХ КОМПЛЕКСОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА

В статье автор описывает результаты исследования голоценовых комплексов многослойной стоянки Шидерты, представленных в вертикальной последовательности, от раннего мезолита до энеолита и ранней бронзы включительно, а также представляет все основные этапы развития каменных индустрий в регионе. Которые позволяют на основании стратиграфии памятника установить не только их периодизацию, но и решить проблемы хронологии каменных индустрий всего Северного и Центрального Казахстана, а также соседних регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первые находки каменных орудий голоценовой эпохи на территории Северо-Восточного Казахстана были сделаны еще в начале ХХ века. В 1916 году А. С. Сорокиным собрана коллекция каменных орудий на оз. Шарбакты, затем в 1926 году, П. Л. Дра-вертом в окрестностях Баянаула обнаружены неолитические стоянки и наскальные рисунки [1. с. 231 — 234; 2. с. 40 — 43]. С тех пор по каменному веку региона была накоплена значительная информация: в 1955 году обнаружен Железинский неолитический могильник [3. с. 35 — 36], затем открываются голоценовые памятники на трассе канала Иртыш—Караганда в окрестностях озер Кудайколь, Карасор и в долине р. Шидерты [4. с. 66 — 69; 5. с. 26 — 27]. В 1970 году Л. А. Чалой проводятся первые раскопки неолитических стоянок Пеньки 1 и 2 [6]. В 1976 году Л. Л. Гайдученко открывает неолитическую стоянку у с. Тлек-тес [7] и ряд других памятников, но систематическое изучение голоценовых памятников начинается лишь с организацией в 1988 году Павлодарской археологи-

ческой экспедиции [8]. Лишь работы последних двух десятилетий позволили систематизировать накопленную информацию, разобраться в порядке формирования комплексов каменных индустрий в регионе, перенести их результаты на более широкую территорию и сделать некоторые уточнения в хронологии и периодизации каменных индустрий всего Северного и Центрального Казахстана.

Наиболее сложным является вопрос, связанный с иследованием мезолитических комплексов региона, как относящихся к одному из малоизученных периодов каменного века Казахстана. Проблема изучения мезолита волновала многих казахстанских исследователей [9—11], но в науке до сих пор нет ясного представления об этом переходном периоде из-за низкой интенсивности работ, проводимых в этом направлении. Проблематичным являлось и наличие самих мезолитических объектов на территории Казахстана, так как возраст ряда комплексов, отнесенных к мезолиту, вызывает сомнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.