Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СОБСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СОБСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ПРОБЛЕМА / ОСМЫСЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / СОБСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусаева Марха Сайд-Магомедовна, Ахмадова Тамуса Хамидовна, Озиева Любовь Сосланбековна

В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы осмысления студентами собственного профессионального выбора. Показана проблема выбора дальнейшей деятельности заключающуюся в том, что чаще всего школьник со своим мировоззрением и самосознанием не имеет большого жизненного опыта и основывается лишь на примитивных представлениях о дальнейшей сфере деятельности, не зная полностью аспектов будущей работы, аспектов и необходимости выполнения задач при осуществлении процесса обучения. Автор видит актуальность проблемы в необходимости изучения проблем и факторов, влияющих на возникновение кризисной ситуации в жизни студента, связанной с потерей интереса к ранее выбранной профессии. При обучении в учебных заведениях при возникновении сомнений в правильности выбранной профессии у студентов происходит потеря мотивации к одному или нескольким аспектам будущей деятельности, которые раньше выступали в качестве мотиваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусаева Марха Сайд-Магомедовна, Ахмадова Тамуса Хамидовна, Озиева Любовь Сосланбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF STUDENTS' UNDERSTANDING OF THEIR OWN PROFESSIONAL CHOICE

The article discusses the theoretical aspects of the problem of students' understanding of their own professional choice. The problem of choosing further activities is shown, which consists in the fact that most often a student with his worldview and self-awareness does not have much life experience and is based only on primitive ideas about the future field of activity, without fully knowing the aspects of future work, aspects and the need to perform tasks during the learning process. The author sees the urgency of the problem in the need to study the problems and factors affecting the emergence of a crisis situation in a student's life associated with the loss of interest in a previously chosen profession. When studying in educational institutions, when there are doubts about the correctness of the chosen profession, students lose motivation for one or more aspects of future activities that previously acted as motivations.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СОБСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА»

Таблица 5

Сводная таблица диагностики духовно-нравственной воспитанности обучающихся 2 класса

№ Уч-ся Компоненты духовно-нравственной воспитанности уровень

когнитивный эмоционально-ценностный деятельностный

1 2 3 1 4 5 | 6 7 | 8 9

1 Ярослав В. В В В В

2 Андрей Г. Н Н Н Н

3 Денис Г. Н Н Н Н

4 Галя Д. С С В С

5 Саша Д. Н Н Н Н

6 Саша Д. В В В В

7 Ефим Ф. С С С С

8 Илья Ф. Н Н С Н

Выводы. Таким образом, мы возвращаемся к поставленным вопросам и делаем вывод о том, что анализ терминологического поля «духовно-нравственного воспитания» показал достаточно широкий разброс в интерпретациях разных авторов, но общие положения во всех формулировках позволяют нам говорить о духовно-нравственном воспитании, как об особом целенаправленном процессе по формированию системы ценностей у ребёнка. Говоря об наиболее эффективных методах и формах духовно-нравственного воспитания, мы обращаем внимание на методы по формированию духовно-нравственного сознания (рассказ, беседа, убеждение, объяснение и разъяснение, дискуссия, внушение); методы организации деятельности и опыта духовно-нравственного поведения (упражнение, поручение, поручение, игровой метод, воспитывающая ситуация, пример, подражание, требование); методы стимулирования и контроля (поощрение, методы контроля, создание ситуации успеха, общественное мнение). Формами духовно-нравственного воспитания младших школьников в этом случае могут выступить: беседы, экскурсии, праздники, благотворительные акции и т.д.

Кроме того, мы провели исследование по определению уровня сформированности духовно-нравственных качеств у младших школьников на примере сельской школы. После проведенных наблюдений и методов экспертной оценки, можно сделать вывод, что у 50 % класса компоненты духовно-нравственного воспитания развиты на среднем и высоком уровнях. Обучающиеся показали низкий уровень в когнитивном и эмоционально-ценностном компонентах духовно-нравственного воспитания. И поэтому в учебном году будет происходить работа по формированию этих компонентов.

Литература:

1. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. - Москва: Просвещение, 2009. - 291 с.

2. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 1983. - 786 с.

3. Воронова, О.С. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника: диссертация канд. пед. наук: 13.00.01 / О.С. Воронова. - Иркутск: Полиграф, 2006. - 155 с.

4. Власова, Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников / Т.И. Власова. - Ростов-на Дону: Монография, 2009. - 210 с.

5. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2010. - 26 с.

6. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. - Москва: изд-во ПСТГУ, 2012. - 237 с.

7. Куревина, О.А. Воспитание основ духовности и нравственности / О.А. Куревина // Начальная школа: плюс. До и После. - 2010. - № 9. - С. 3-5.

8. Трофимова, А.А. Нравственное воспитание / А.А. Трофимова, А.А. Кутлугузина // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №11. - С. 62-63.

Педагогика

УДК 378

ассистент кафедры информатики и вычислительной техники Мусаева Марха Сайд-Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Грозненский государственный нефтяной технический университет имени М.Д. Миллионщикова» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ахмадова Тамуса Хамидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

кандидат философских наук, доцент кафедры физвоспитания Озиева Любовь Сосланбековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СОБСТВЕННОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы осмысления студентами собственного профессионального выбора. Показана проблема выбора дальнейшей деятельности заключающуюся в том, что чаще всего школьник со своим мировоззрением и самосознанием не имеет большого жизненного опыта и основывается лишь на примитивных представлениях о дальнейшей сфере деятельности, не зная полностью аспектов будущей работы, аспектов и необходимости выполнения задач при осуществлении процесса обучения. Автор видит актуальность проблемы в необходимости изучения проблем и факторов, влияющих на возникновение кризисной ситуации в жизни студента, связанной с потерей интереса к ранее выбранной профессии. При обучении в учебных заведениях при возникновении сомнений в правильности выбранной профессии у студентов происходит потеря мотивации к одному или нескольким аспектам будущей деятельности, которые раньше выступали в качестве мотиваций.

Ключевые слова: теоретические аспекты, проблема, осмысление, студенты, собственный профессиональный выбор.

Annotation. The article discusses the theoretical aspects of the problem of students' understanding of their own professional choice. The problem of choosing further activities is shown, which consists in the fact that most often a student with his worldview and self-awareness does not have much life experience and is based only on primitive ideas about the future field of activity, without fully knowing the aspects of future work, aspects and the need to perform tasks during the learning process. The author sees the urgency of the problem in the need to study the problems and factors affecting the emergence of a crisis situation in a student's life associated with the loss of interest in a previously chosen profession. When studying in educational institutions, when there are doubts about the correctness of the chosen profession, students lose motivation for one or more aspects of future activities that previously acted as motivations.

Key words: theoretical aspects, problem, comprehension, students, own professional choice.

Введение. В настоящее время проблема выбора профессии и дальнейшей реализации себя в профессиональной сфере студентами очень многогранна. Проблема выбора дальнейшей деятельности заключается в том, что чаще всего школьник со своим мировоззрением и самосознанием не имеет большого жизненного опыта и основывается лишь на примитивных представлениях о дальнейшей сфере деятельности, не зная полностью аспектов будущей работы, аспектов и необходимости выполнения задач при осуществлении процесса обучения. Все это зачастую приводит к тому, что уже в качестве студента человек начинает задумываться и задавать себе вопросы «В правильном ли месте я нахожусь? Не теряю ли я зря время? Готов ли я после окончания обучения реализовывать свои амбиции в жизни именно в этой сфере?».

Все это весьма болезненно сказывается на эмоциональном состоянии студента, так как то, что раньше от называл целью, со временем от называет необходимостью, так как однажды принял неверное решение о своей будущей жизни.

Проблема эта весьма сложна, ведь она затрагивает не только философскую, теоретическую часть жизни человека о его будущем, но и играет огромную роль в самой жизни человека: студент, решивший сменить будущую профессию, теряет огромную часть своего времени на бесцельное обучение профессии, которая ему перестала нравиться, вынужден начинать процесс обучения сначала, теряя и время, и финансы, а самое главное - разочаровываясь в собственном выборе и беспокоясь повторения кризисной ситуации. Актуальность проблемы заключается в необходимости изучения проблем и факторов, влияющих на возникновение кризисной ситуации в жизни студента, связанной с потерей интереса к ранее выбранной профессии.

Рассматривая проблему осмысления студентами профессионального выбора необходимо изначально рассмотреть проблему, связанную с выбором профессии школьниками, так как она занимает весьма обширную составляющую дальнейших сомнений в желании обучаться и реализовывать свои умения в дальнейшей жизни выпускниками.

Выбор профессии сегодня - очень важный аспект человеческой жизни. От правильности выбора профессии зависит множество событий в жизни человека. Зачастую сегодня встречаются ситуации, когда школьник выбирает дальнейший путь обучения по профессии, которая ему нравится, но впоследствии прекращает обучение или после окончания обучения решает сменить профессиональную деятельность. Все это вызывает большое количество стрессов, потерю времени, финансов и множество негативных аспектов. Кроме того, рассматривая данную проблему через призму успешности человека в жизни, на основе неудачного опыта личность может считать, что не добился успеха в профессиональной деятельности, вследствие чего - самостоятельно снижать уровень своих амбиций в другой сфере и в целом в жизни [3, С. 45].

Изложение основного материала статьи. Зачастую мы сталкиваемся с ситуациями, когда изначально выбрали одну профессию, но впоследствии меняем свое мнение? Причина на самом деле довольно банальна. Чаще всего в школе человек имеет мало опыта и о профессии, и о жизни в целом, совершенно не представляя всех аспектов будущей профессии. Это является одной из самых главных причин, ведь, когда в процессе обучения начинающий профессионал понимает, с чем столкнется в будущем: какие проблемы его будут ожидать, с какими сложностями придется столкнуться, когда он представляет будущую профессию уже более углубленно, он начинает задумываться, реально ли хочет жить такой жизнью и выполнять эти профессиональные обязанности на протяжении долгого времени.

Еще одной важной причиной неправильного выбора профессии является мнение родителей и значимых для школьника людей. Например, зачастую бывают ситуации, когда отец ребенка - военный, добившийся в военной службе больших успехов. Он обеспечен социальными гарантиями, получает высокую заработную плату и планирует, что сын «пойдет по его стопам». Вследствие этого, желая своему ребенку безопасную жизнь, впоследствии - с довольно высоким доходом, он советует поступать в военный институт, основываясь на собственных взглядах и убеждениях. Часто ребенку не дают право выбора, и так же зачастую ребенок, не зная аспектов и сложностей будущей профессии делает выбор в ее пользу, так как видит и слышит от родителей только «плюсы» без акцентирования внимания на сложностях [4, С. 108].

Также часто происходят ситуации, в которых человек просто перестает видеть перспективы в собственной профессии, со временем и изменением мировоззрения при условии видения перспектив в других отраслях.

Все эти аспекты перетекают в сомнения студентов о правильности выбора профессии. И проблема сегодня на самом деле имеет огромную актуальность, так как затрагивает не только лишь философские, теоретические знания о проблемах выбора профессии, она затрагивает большую часть жизни каждого человека: студент, который решает отчислиться по причине изменения «вектора» своего развития в конкретной области теряет несколько лет своей жизни впустую. Человек, который только начал работу после выпуска из учебного заведения, решивший сменить свою профессию, теряет еще и деньги, ведь в период повторного обучения другой профессии он вынужден не работать и не зарабатывать деньги, а снова постигать азы уже другой науки.

Часто сомнения в выборе профессии порождают возникновение кризисной ситуации в жизни человека. Особенно негативно это протекает у студентов, которые разочаровались в выборе профессии при обучении в высшем учебном заведении, но не знают, какая профессия нравилась бы им больше. Еще сложнее протекает этот кризис у студентов, которые не только не знают дальнейший «вектор» своего развития, но и воспринимают необходимость изменения обучения по будущей профессии на основе уже имеющегося опыта, представляя себе то, что другая профессия так же может «разонравиться» в процессе обучения.

Студент, который находится в таком эмоциональном состоянии долгое время и не меняет направление обучения по будущей профессии, теряет смысл самого обучения, у него пропадает «блеск» в глазах и желание продолжать обучение. И нахождение в состоянии выбора (продолжать обучаться, получить уже диплом и работать в другой профессии или сменить факультет или учебное заведение) очень страшно для человека, так как он теряет большое количества времени, не получая знания и просто посещает занятия без всякого энтузиазма овладеть новыми знаниями.

Вытекающие из этого последствия не приводят ни к чему хорошему, так как в конце концов человек все же делает выбор в пользу той или иной профессии, но перед тем, как рассматривать негативные последствия возникновения проблемной ситуации в жизни человека, необходимо сформулировать основные мотивы выбора профессии человеком.

Основными мотивирующими факторами для человека при выборе профессии являются:

- востребованность будущей профессии;

- материальный достаток;

- социальные гарантии;

- престижность;

- преимущества в процессе обучения и дальнейшем выполнении профессиональных обязанностей;

- перспективы [5].

Востребованность будущей профессии сегодня играет большую роль для каждого студента, так как большинство учебных заведений не оказывают помощи студентам в трудоустройстве, а контракт на выполнение дальнейшей профессиональной деятельности дают возможность реализовывать лишь в исключительных случаях. Востребованность профессии ассоциируется у студентов с безопасностью и гарантией трудоустройства после окончания учебного заведения: они понимают, что им нет смысла беспокоиться, если в стране нужны специалисты в их профессиональной сфере, понимают, что не будут вынуждены после выпуска реализовывать свои жизненные амбиции в другой сфере в поисках рабочего места [6, С. 302].

Материальный достаток служит весомым мотивирующим фактором для каждого студента, ведь от материального достатка зависит качество жизни человека. Чем больше заработная плата, тем чаще всего является профессия престижной, тем выше уровень жизни человека и возможность воплотить в жизнь свои мечты.

Социальные гарантии наряду с востребованностью и материальным достатком являются одним из важных факторов, так как социальные гарантии обеспечивают человеку уверенность в завтрашнем дне, понимание и ощущении себя в безопасности, снижении уровня стресса при обучении и дальнейшем выполнении профессиональной деятельности. Под социальными гарантиями понимаются такие гарантии как: бесплатный проезд в общественном транспорте, а также в отпуск, возможность получения бесплатного медицинского обеспечения для самого сотрудника и членов его семей, возможность посещать санатории, возможность при необходимости получить денежную премию, ранний выход на пенсию и многие другие аспекты. Все эти аспекты дают человеку понимание стабильности и отсутствия стрессовых факторов, связанных с финансовой безопасностью в жизни.

Престижность работы также имеет важное значение для большинства людей. Под престижностью работы каждый студент понимает уважение со стороны окружающих людей конкретно к нему как к личности вследствие занятия престижной должности в известной компании. Уважение от окружающих людей очень сильно сказывается на выборе профессии школьником и на отношение к процессу обучения будущей профессиональной деятельности студента, так как один человек с гордостью может сказать, что учится на адвоката и планирует в дальнейшем иметь большую карьеру в этой области в то время как другой, к примеру, говорит, что учится на сварщика, нисколько не умаляя важности и ценности этой профессии.

Также от престижности работы или будущей работы зависит представление человека о самом себе. Как правило, люди, занимающие высокие должности в престижных корпорациях, имеют весьма высокое мнение о себе как о личности лишь по причине того, что с точки зрения выполнения трудовой деятельности добились каких-либо успехов в жизни в то время как те, кто работает не в престижной организации, напротив, может стесняться своей работы, своего выбора и негативно оценивать свою успешность в жизни.

Преимущества в процессе обучения или выполнения профессиональной деятельности могут тесно переплетаться с социальными гарантиями, но чаще всего имеют более «низменный» характер, чаще всего «закрывая» лишь элементарные потребности человека. Например, к преимуществам в процессе обучения можно относить легкую информацию для понимания, нетребовательность преподавателей, вследствие чего возможность уделять время другим вещам, например, совмещать образовательный процесс с трудовой деятельностью не по специальности или одновременно осваивать сразу две профессии [7, С. 54].

Говоря о выполнении профессиональной деятельности, преимуществом можно назвать возможность уходить в отпуск в желаемый месяц, нетребовательность со стороны начальства, низкий уровень необходимого проявления ответственности у сотрудника.

Перспективы профессии также представляют собой важный мотивирующий фактор для большинства людей. На самом деле лишь малая часть людей хотела бы на протяжении всей жизни работать, например, поваром в одном и том же месте, быть бухгалтером без карьерного роста или же быть военнослужащим, находящимся только в подчинении и выполняющие одинаковые распоряжения на протяжении всей жизни. Возможность карьерного роста зачастую сопоставляется с ростом заработной платы, повышения престижности, получения определенных привилегий при выполнении профессиональной деятельности, поэтому перспективы будущей профессии очень сильно отражаются в душах студентов, ведь каждый человек хочет высокого уровня жизни и уважения со стороны окружающих людей [1, С. 12].

Очень важно понимать, что при обучении в учебных заведениях при возникновении сомнений в правильности выбранной профессии у студентов происходит потеря мотивации к одному или нескольким аспектам будущей деятельности, которые раньше выступали в качестве мотиваций. Безусловно, на возникновение утраты мотивации влияют отрицательные факторы, например: студент понимает, что будущая работа будет связана с ненормированным графиком работы, начинает соотносить уделенное время работе с доходом и понимает, что в других отраслях мог добиться большего.

Часто студентов начинают пугать сложности профессии, и, когда он с каждым днем постигает науку все глубже и глужбе, он понимает, что процесс обучения - лишь небольшая часть того, что ему нужно освоить для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей, вследствие чего возникает представление о работе, как о чем-то сложном, с огромным количеством аспектов, что постепенно снижает уровень интереса и мотивации к образовательной деятельности в учебном заведении [2, С. 28].

Зачастую случаются ситуации, когда студент просто «перегорает». У него угасает интерес к процессу обучения из-за однообразия донесения учебного материала, пропадает мотивация из-за сложности обучения, и он начинает представлять себе более легкий процесс обучения, и, как результат, более легкую в выполнении профессиональную деятельность и жалеть, что не начал реализовывать свои амбиции в совершенно иной сфере.

Сейчас является очень актуальным вопрос: угасание интереса студентов к процессу обучения и выполнения профессиональной деятельности в дальнейшей жизни - вариант нормы или эту проблему нужно решать и прилагать все усилия, чтобы студент «шел до конца», формируя в себе качество знаний для поглощения в жизнь своего выбора, сделанного в школьные годы?

Правильным ответом на этот вопрос с моей точки зрения будет то, что желание изменить выбранную профессию на другую является вариантом нормы.

Если представить себе любого сотрудника в любой сфере деятельности, который не стремится самосовершенствоваться, самореализовываться в этой профессии, работу делает нехотя, просыпается утром с огромным нежеланием еще на протяжении целого дня выполнять определенную деятельность - все эти факторы будут накладывать

негативные отпечатки на самореализацию человека в жизни, на развитии сферы деятельности, а также на качестве выполняемой работы сотрудником.

Поэтому при изменении мнения относительно правильности выбора профессии студент должен принимать решение самостоятельно. Но очень важно учитывать, что студент должен отличать реальное желание стать профессионалом в другой сфере деятельности от мимолетных сложностей при процессе обучения, от которых просто «опустились руки», ведь во втором случае ситуация не имеет серьезных оснований, но может пагубно сказаться на профессиональном самосознании студента [8, С. 15].

Выводы. Возвращаясь к вопросу выбора профессии, стоит акцентировать внимание на том, что чаще всего будущий студент склонен при выборе процессии больше отталкиваться от престижности профессии, ее востребованности в современном мире, уровня заработной платы и также перспектив, не беря во внимания свои внутренние профессиональные качества и эмоциональные характеристики, ставя на второй план направленность своей личности. Вследствие этого происходит угасание интереса уже в процессе получения знаний о будущей профессии, что может негативно сказаться на дальнейшем успешности освоении новых знаний в процессе становления студента профессионалом.

Литература:

1. Батаршев, А.В. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления и личностного развития педагога / А.В. Батаршев // Концепт. - 2014. - № 6. - С. 1-11.

2. Белова, О.В. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов педагогических ВУЗов: Автореф. дис.канд. психол. наук. - М.: 2013. - 28 с.

3. Головей, Л.А. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л.А. Головей, М.В. Данилова, Л.В. Рыкман [и др.]; - СПб.: Нестор-История, 2015. - 336 с.

4. Кипурова, С.Н. Сущность профессионального самоопределения студента ВУЗа / С.Н. Кипурова, Д.В. Малий // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - №4-2. - С. 108-117.

5. Кондаков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь / И.М. Кондаков. - СПб: Прайм-Еврознак, 2007. - 784 с.

6. Лупанова, Н.А. Самоопределение личности как научная категория / Н.А. Лупанова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - №3. - С. 302-306.

7. Милюкова, А.В. Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения студентов / А.В. Милюкова // Символ науки. - 2016. - №11(3). - С. 220-221.

8. Львова, С.В. Профессиональная мотивация педагогов образовательного учреждения / С.В. Львова // Системная психология и социология. - 2015. - №3 (15). - С. 54-62.

9. Пивоварова, Е.В. Проблемы профессионального самоопределения современной молодёжи / Е.В. Пивоварова // Социосфера. - 2014. - №3(14). - С. 15-19.

Педагогика

УДК 378.147. 378. 147. 227

кандидат педагогических наук, доцент Мустафаева Зюре Исмаиловна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье описана разработанная модель профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по совершенствованию изобразительных умений старших дошкольников. Обоснована актуальность данного исследования и раскрыты запланированные этапы экспериментальной работы.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, модель, изобразительные умения, изобразительная деятельность, педагогические условия, этапы работы.

Annotation. The article describes the developed model of professional activity of teachers of preschool educational organizations to improve the visual skills of older preschoolers. The relevance of this work is substantiated and the planned stages of experimental work are disclosed.

Key words: senior preschool children, model, visual skills, visual activity, pedagogical conditions, stages of work.

Введение. Актуальность исследуемой проблемы заключается в изучении специфики влияния изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка в процессе совершенствования изобразительных умений. В процессе изобразительной деятельности происходит активизация познавательного интереса и дети выражают в продуктах своего художественного творчества свои эмоциональные впечатления.

Реалии современного образовательного процесса позволяют констатировать, что в практической деятельности многих детских образовательных учреждений данному вопросу уделяется мало внимания, а потребность огромна, так как недостаточный уровень освоения детьми предшкольного возраста изобразительных умений влечет за собой огромные трудности всего последующего периода обучения не только художественному искусству но и овладению графическими навыками - письмом. Педагогам и родителям необходимо помнить, что степень развития мелкой моторики рук, позволяющая ребенку отображать полученные впечатления на листе, один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Изложение основного материала статьи. С целью повышения изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста, нами была разработана модель профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по совершенствованию изобразительных умений старших дошкольников. Разработанная нами модель состояла из четырех взаимосвязанных между собой этапов: 1. целеполагающий этап, 2. содержательный этап, 3. процессуально-деятельностный этап, 4. диагностико-аналитический этап.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим основные положения нашей модели.

Цель целевого этапа, целеполагающего, заключается в создании программы по формированию технических умений и умений переводить реальный объект в графический образ у детей старшего дошкольного возраста, посредством авторских интегрированных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.