Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРАВОВЫХ КОЛЛИЗИЙ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРАВОВЫХ КОЛЛИЗИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ / СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРАВОВЫХ КОЛЛИЗИЙ / МОНИТОРИНГ / КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ / LEGAL CONFLICTS / WAYS OF RESOLVING LEGAL CONFLICTS / MONITORING / CONFLICT OF LAWS RULES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитин Александр Всеволодович, Захарова Татьяна Евгеньевна

В статье рассматриваются общие правила и принципы, на которых строится разрешение правовых коллизий, а также анализируются специальные способы разрешения правовых коллизий, в частности, мониторинг нормативных правовых актов и применение коллизионных норм. Дается анализ положениям Конституции Российской Федерации о приоритетности норм международных договоров над внутренним законодательством, а также соотносятся положения Конституции РФ с международными предписаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical aspects of the application of different ways to resolve legal conflicts

The article discusses the General rules and principles on which the resolution of legal conflicts is based, as well as special methods of resolving legal conflicts, in particular, monitoring of regulatory legal acts and the application of conflict of laws rules. The article analyzes the provisions of the Constitution of the Russian Federation on the priority of the norms of international treaties over domestic legislation, as well as the provisions of the Constitution of the Russian Federation with international regulations.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРАВОВЫХ КОЛЛИЗИЙ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРАВОВЫХ КОЛЛИЗИЙ

НИКИТИН Александр Всеволодович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». E-mail: kirill-lena@mail.ru;

ЗАХАРОВА Татьяна Евгеньевна,

аспирант кафедры теории и истории государства и права ЧОУ ВО «Нижегородская правовая академия». E-mail: kirill-lena@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются общие правила и принципы, на которых строится разрешение правовых коллизий, а также анализируются специальные способы разрешения правовых коллизий, в частности, мониторинг нормативных правовых актов и применение коллизионных норм. Дается анализ положениям Конституции Российской Федерации о приоритетности норм международных договоров над внутренним законодательством, а также соотносятся положения Конституции РФ с международными предписаниями.

Abstract: The article discusses the General rules and principles on which the resolution of legal conflicts is based, as well as special methods of resolving legal conflicts, in particular, monitoring of regulatory legal acts and the application of conflict of laws rules. The article analyzes the provisions of the Constitution of the Russian Federation on the priority of the norms of international treaties over domestic legislation, as well as the provisions of the Constitution of the Russian Federation with international regulations.

Ключевые слова: правовые коллизии, способы разрешения правовых коллизий, мониторинг, коллизионные нормы.

Keywords: legal conflicts, ways of resolving legal conflicts, monitoring, conflict of laws rules.

Разрешение правовых коллизий, как правило, строится на сочетании в применении общих принципов и правил коллизий правовых норм, нормативных правовых актов, а также конкретных приемов и способов разрешения таких коллизий.

В основе общих принципов и правил лежит идея приоритета одного нормативного правового акта над другим. К таким общим правилам можно отнести, например, положение о приоритете нормативного правового акта, обладающего более высокой юридической силой. Данное правило выражается в установлении, что один нормативный правовой акт определенного вида не может противоречить нормативному правовому акту более высокой юридической силы. Также общим правилам разрешения правовых коллизий можно отнести и то, что законы обладают верховенством и высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам. Данные положения носят конституционный характер, поскольку в Конституции Российской Федерации закрепляются правила о том, что федеральные законы не могут противоречить

федеральным конституционным законам, указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

На формирование правовых коллизий также влияет форма государственного устройства. Например, коллизии могут возникать между федеральными нормативными правовыми актами и актами субъектов Российской Федерации. Федеральные законы имеют высшую юридическую силу по отношению к актам субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 76 закрепляет, что федеральные конституционные и иные законы, изданные в пределах ее ведения, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Приоритет также установлен в отношении международных договоров по отношению к внутреннему законодательству. Данное положение установлено в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. В юридической науке вопрос приоритета международных договоров над внутренним законодательством является дискуссионным.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2018. № 7(163)

О. И. Тиунов считает, что основную роль в разрешении коллизий между законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации играют государства. [Тиунов, 2008]

Так, государства предлагают различные способы разрешения правовых коллизий, при применении которых возникает обязанность опираться на основополагающие принципы, закрепленные в их внутреннем законодательстве и, в первую очередь, в конституциях и основных законах. При помощи внутригосударственного регулирования осуществляется большинство международных актов, и в ходе этой реализации разрешаются правовые коллизии.

Согласно п/п. «а» п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» закреплено, что ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом.

Коллизии между внутренним законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, зачастую, разрешаются в пользу международного договора, то есть применяются положения международного договора, если при этом, согласие на обязательность его применения выражено в форме федерального закона.

При этом, в случае приоритета международных договоров федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации не утрачивают своей юридической силы, а только не применяются в конкретном случае.

Помимо общих правил, применяемых при разрешении правовых коллизий, для их разрешения применяются конкретные способы, представляющие определенные приемы, средства, механизмы, процедуры преодоления и устранения коллизий. Применение того или иного способа обусловлено конкретным видом коллизии, требующей разрешения. В юридической науке высказывались следующие точки зрения относительно способов разрешения правовых коллизий.

Н. И. Матузов выделяет следующие наиболее распространенные способы разреше-

ния правовых коллизий: толкование, принятие нового акта, отмена старого акта, внесение изменений или уточнений в действующие акты, судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство, систематизация законодательства, гармонизация юридических норм, переговорный процесс, создание согласительных комиссий, конституционное правосудие, оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики, международные процедуры. [Мату-зов, 1995, 34]

А. Ю. Буяков, соглашаясь с классификацией профессора Н. И. Матузова, дополняет перечень способов разрешения коллизий способами согласования национального законодательства с нормами международного права, законов и подзаконных нормативных актов, федеральных и региональных актов, нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления. [Буяков, 1999, 24]

Интересным способом разрешения правовых коллизий является мониторинг нормативных правовых актов. Мониторинг позволяет выявлять несоответствие и противоречия, содержащиеся в нормативных правовых актах.

В резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики: методология и мировоззрение» Ю.Г. Арза-масовым было отмечено, что «мониторинг правового пространства и правоприменительной практики - это система оценки, анализа и прогноза состояния и динамики законодательства и практики его применения с целью выявления их соответствия планируемому результату правового регулирования, а также ожиданиям участников законодательного процесса, должностных лиц исполнительных, судебных и иных органов и уровней власти, институтов гражданского общества и, в конечном счете, граждан». [Арзамасов, 2007, 35-39]

Мониторинг позволяет своевременно выявить коллизии между нормативными правовыми актами.

Ю. Г. Арзамасов справедливо отмечает, что мониторинг нормативных правовых актов включает в себя наблюдение, сбор, изучение, анализ относящихся к регулируемому вопросу актов законодательства и подзаконных актов, до-

говоров о разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, материалов научных исследований, положительной и негативной практики применения действующих актов, а также анализ иных аналитических, статистических, служебных материалов, социологических исследований общественного мнения о состоянии законодательства, прогнозирование действия тех или иных нормативных актов. Таким образом, это систематизированный объем необходимой правовой информации о развитии, функционировании и отмене нормативных актов. [Арзама-сов, 2007, 35-39]

Наиболее же универсальным способом разрешения правовых коллизий является применение и издание коллизионных норм.

Как отмечает А. А. Тилле, коллизионные нормы представляют правила, которыми регулируются коллизии законов во времени и в пространстве. [Тилле, 1965, 158]

Традиционно коллизионные нормы изучаются наукой международного частного права. Но в юридической литературе отмечается наличие коллизионных норм и в других отраслях права. В настоящее время коллизионные нормы играют очень важную роль не только в международном частном праве, но и во внутригосударственном праве.

Например, коллизионные нормы можно встретить в конституционном праве. Такие нормы обладают определенной спецификой, которая заключается в том, что часть этих норм содержится в Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой. Коллизионные нормы, содержащиеся в Конституции

Библиография:

Российской Федерации, устанавливают общие правила разрешения коллизий, применяемые во всех отраслях права.

Эффективность применения коллизионных норм заключается в наличии у них особых функций. Например, Н. А. Власенко выделял две основные функции коллизионных норм, это функция обслуживания права, которая заключается в разрешении этими нормами коллизий, возникающих в правовой системе в силу объективных причин; и функция обеспечения законности - это устранение различного рода столкновений норм, появляющихся вследствие ошибок нормотворческих органов. [Власенко, 1984, 36-37]

Можно согласиться с мнением Н. Е. Тае-вой, которая определяет коллизионные нормы в конституционном праве как специализированные нормы, представляющие собой общеобязательные формально-определенные правила поведения, созданные государством с целью устранения коллизий, возникающих между конституционно-правовыми предписаниями, и обеспеченные мерами государственного принуждения. [Таева, 2007, 20-24]

Таким образом, для разрешения правовых коллизий необходимо комплексное применение различных способов. Все способы разрешения правовых коллизий, так или иначе, взаимодействуют между собой. При этом каждый из рассмотренных способов выполняет свои определенные функции.

При этом необходимо отметить, что способ разрешения коллизий, в первую очередь, должен быть правовым. Противоречия в праве должны разрешаться законным методом, иначе коллизионная проблема сохранится.

1. Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Российская газета. № 140. 21.07.1995.

2. Арзамасов Ю. Г. Понятие и функции мониторинга нормативных актов // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 10.

3. Буяков А. Ю. Юридические коллизии и способы их устранения. Автореф. дисс...канд. юрид. наук. Саратов, 1999.

4. Власенко Н. А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1984.

5. Матузов Н.И. Юридические коллизии и способы их разрешения // Теория государства и права. Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 1995.

6. Таева Н. Е. Коллизионные нормы в конституционном праве России // Конституционное и муниципальное право. 2007.

№ 15.

7. Тилле А. А. Время, пространство, закон. М.: Издательство «Юридическая литература», 1965.

8. Тиунов О. В. Выступление с докладом на Международном научном симпозиуме «Принцип соблюдения международных договоров: коллизии международного и национального права» (21 апреля 2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.