Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ УСИЛИЯ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веретенов А.О.

Рассмотрены некоторые черты предпринимательской и коммерческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF BUSINESS

We consider some of the characteristics of entrepreneurial and commercial activities.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Верен-нов Л.О., аспирант Международной академии оценки и консалтинга (МЛОК) Рассмотрены некоторые черты предпринимательской и коммерческой деятельности.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские усилия, деловая активность, производственная деятельность, коммерческая деятельность.

THEORETICAL ASPECTS OF BUSINESS

Vcretenov A., the post-graduate student. International Academy of valuation anil consulting IIс consider some of the characteristics of entrepreneurial and commercial activities. Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial dri\e. business activity, industrial activity, commercial activity.

В настоящее время в рамках различных национальных кулыур сложились самые разнообразные форы деловой активности. Наиболее распространёнными видами экономической деятельности являются производственная и коммерческая деятельность. При этом развивающаяся инновационная деятельность связана с производством новых или модификацией имеющихся товаров или услуг, методов производства, рынков или источников сырья.

Следует отметить, что всем формам деловой активности свойственны риски, порождаемые такими однотипными факторами >ко-номического окружения, как социально-экономическая, политико-правовая и технологическая среда. К указанным обстоятельствам мы отнесем и несовершенство или нестабильность законодательной базы, и колебания процентных ставок и цен. и изношенность основных фондов, и недостаточные инвестиции в собственные научно-технологические разработки, и нехватка рабочей силы нужной номенклатуры или квалификации, и многие подобные факторы. Все они действовали вчера, действуют сегодня и. к сожалению, в некотором смысле аналогичное положение сохранится и в будущем.

В теоретическом отношении все виды деятельности целесообразно делить по объектам приложения предпринимательских усилий н способам получения предпринимательской прибыли. В этом отношении целесообразно выделять как самостоятельные производственную. финансово-кредитную, коммерческую и посредническую деятельность.

Ряд видов предпринимательства имеют ярко выраженные специфические черты, наиболее часто встречаются на практике. Разумеется. предложенное подразделение видов предпринимательской деятельности не следует рассматривать как абсолютное. Однако, как было уже отмечено, из методических соображений, а также, исходя из явных различий в объекте и предмете деятельности, средствах и способах получения дохода такое деление может считаться вполне оправданным.

Что касается разработки и осуществления конкретных стратегии и тактики ра ¡работки управленческих решении, то. разумеется. одних лишь концептуальных представлений об этом процессе будет явно недостаточно. Для успешного решения подобных задач необходимо глубокое понимание существа и особенностей каждого из отдельных видов предпринимательской деятельности. 11о без шанпя общих подходов и методов также не обойтись, ведь в противном случае каждый раз нужно будет начинать с изучения именно этих общих мест. Вот почему важно иметь системное представление и об общих закономерностях разработки решений в бизнесе с целью сохранения или получения дополнительной прибыли. Именно поэтому важно с научных позиции, то есть - системно взглянуть на общие черты и отличительные особенности каждого из видов предпринимательской деятельности.

В частности, целью производственной деятельности является получение прибыли в результате производства продукции - работ, услуг, товаров - для последующей продажи потребителю. Всю подобную продукцию можно условно разделить по типу ее. так сказать, содержательного наполнения на материальную и интеллектуальную.

К основным видам производственной деятельности, прежде всего, относится производство машин, механизмов и оборудования, орудий труда, продуктов питания, одежды и обуви, жилищ, медицинских аппаратов и препаратов, средств и систем транспорта и

др. Продукция интеллектуального содержания - это все го. что обеспечивает вторичные человеческие потребности. Ведь чтобы жить, человеку мало просто физически существовать. Ему требуется удовлетворять потребности в духовной жизни и общении, культурном и научном росте, самовыражении и т.п.

Объектом приложения предпринимательских усилий при производстве продукции материального содержания является материальное сырье. Средством достижения цели служат различные технологии. в рамках которых задействуют рабочую силу, производственные помещения и орудия труда.

При разработке или анализе производственной деятельности центральным является такое понятие, как «проект». 11апрнмер, проект духовного возрождения общества, проект фармацевтического производства, строительный проект, проект локальной информационно-вычислительной сети, проект в шоу-бизнесе и др.

С другой стороны, целью коммерческой деятельности является извлечение прибыли из продвижения, продажи или перепродажи готовых товаров потребителю по цене, превышающей цену приобретения. Для этого товары приобретают в одном месте, там, где их избыток и они дешевы, а продают в другом, где подобных товаров мало или совсем нет. Торгуют уже давно, везде и всем, что может составить потребительский интерес. По масштабам она может быть мелкорозничной, с ежедневным оборотом в несколько долларов. а может быть - крупнооптовой, на миллиарды долларов. В настоящее время торговля все более становится мировой, причем для оценки ее масштабов отдельные государства прибегают к сравнительным и знаковым показателям.

Объектом приложения коммерческих усилий являются предметы собственности или товары, приобретаемые коммерсантом у собственников, производителей или у других лиц (посредников). Механизм коммерческой деятельности - это оптовая и розничная торговля, разнообразные торги, аукционы, распродажи и другие аналогичные процессы. Средством достижения цели выступают торговые н складские помещения, транспортные средства для доставки (продвижения) товаров на рынки и др.

В цивилизованном рынке для реализации получения прибыли формируют всякого рола торги и аукционы. На них покупатели и продавцы состязаются за приобретение прав на объекты собственности или за преимущества при предоставление тех или иных услуг. Именно там. где преобладают настоящие рыночные отношения. формируется настоящая рыночная цена. Поэтому торги и аукционы являются важным видом действий па финансовом рынке. Аукционные торги имеют некоторые отличия от обычных. На таких торгах вначале устанавливают начальную цену каждого из объектов, выставленного на аукцион. Затем для приобретения конкретного объекта покупателям предлагается повышать цену. Устанавливается строгое правило: каждое повышение должно происходить на сумму, не меньшую, чем наперед установленную правилами аукциона. Тот из потенциальных покупателей, кто предложит самую большую цену, и становится приобретателем выставленного на аукцион объекта.

Опенка ликвидационной стоимости проводится в целях реализации специфической бизнес - стратегии, ориентированной на извлечение дохода из самого факта покупки товаров или услуг по демпинговым ценам. Это совершенно ясно, поскольку приобретение активов по ликвидационной стоимости позволяет покупателю получить ощутимую выгоду при последующей перепродаже имуще-

ства по рыночной стоимости. Однако и при организации нового бизнеса такая покупка оказывается часто значительно более выгодной. чем приобретение требуемого оборудования или имущества по рыночной цене.

Достаточно часто ликвидационная стоимость оценивается для принятия решения о выдачи кредита под залог или при ускоренной реализации имущества в соответствии с действующим законодательством. Наконец, частой причиной, по которой требуется определение ликвидационной стоимости, является решение о реструктуризации того или иного предпринимательского дела.

Почти самостоятельной сферой коммерческой деятельности в настоящее время все чаще выступает страховая деятельность. Страхование оказалось не только весьма востребованным, но и прибыльным предприятием в условиях рыночной экономики. Целью страхования является извлечение дохода, так сказать, из «платы за страх». Объектом страховой деятельности выступает реальная рискованная деятельность, имущество и даже сама жизнь клиентов-страхователей. Страховщик-предприниматель за определенную плату гарантирует страхователю компенсацию возможных потерь или убытков от потерн имущества, средств, ценностей и даже самой жизни в результате непредвиденных рисковых обстоятельств. В основе страховой деятельности лежит строго научный, математический подход теория вероятностей, математическая статистика. теория надежности. Так. согласно закону больших чисел, если фиксировать достаточно большое число случайных событий, в ходе которых конкретный физический и экономический объект подвергался воздействию определенного фактора риска, можно выявить объективные количественные закономерности, присущие рассматриваемому процессу проявления риска. Чем больше статистическая выборка (наблюдаемое число событий), тем точнее будут вычислены вероятностные характеристики этого случайного события. В частности, статистический подход позволяет с наперед заданной точностью оценивать интенсивность появления интересующих страховщика событии в единицу времени, среднее число страховых случаев, которые могут наступить за фиксированный промежуток времени и т.п.

Страхование от перерывов в производстве обеспечивает дополнительное страхование основных и оборотных фондов. Это обус-

ловлено том. что перерыв в производстве чаще всего возникает ■>• за потерн (например, повреждения) части этих фондов. ПоэтсяЛ полагают, что состав и перечень страховых событий для них ■»>] жжен считаться одинаковым. Это, однако, не исключает однемрн менное страхование и самих основных и оборотных фондов. ■ -4 страхование от перерывов в производстве. Одновременное так.-*»! чение договоров страхования имущества и страхования от npocrj отвечает экономическим интересам и предпринимателя, и стра-v^J щика.

При вынужденном простое размер вызываемого им ушсрЯ существенно зависит от продолжительности перерыва в прои>»ж стве. Поэтому страховщику важно определить длительность пстчм ода его ответственности, то есть как можно более точно рассчитан период, в течение которого он обязан возмещать убытки от ггрм стоя. Наиболее часто встречающийся в мировой практике сро* -»-кой ответственности - до одного года. Тем не менее, страховате:«* предоставляется право уменьшать этот срок и одновременно .м кращать сроки платежей.

Ставки страховых взносов при страховании от простоя > навлнвакггея в процентах к стоимости выпускаемой продукция т годичный период. При установлении периода ответственное™ ■ перерыв в производстве в течение более короткого периода (нагт;« мер. шести или трех месяцев) ставки платежей соответственно c»J крашают пропорционально этому сроку. Причём, такое сикр i щ! нне идет опережающими темпами: за перерыв в производстве в ние шести или трех месяцев ставки платежей сокращают более чев в два и четыре раза соответственно.

Литература:

1. Ковылкин Д.Ю. Оценка привлекательности видов эконочЛ ческой деятельности. - 11.11.. 2012,- 119 с.

2. Кондраков I !.П. Основы малого и среднего предприниматели ства. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 435 с.

3. Фролов A.M. Основы предпринимательской деятелыюслЯ Самара. 2012.-109 с.

4. Шереметьев В.А. Теория организации.. Челябинск,: Ю)Я ГУ. 2013,- 125 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ

РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ

Се.эьсков Л.В.. д.э.н.. Института мировой экономики и информапшки/ии Се.1ьскова Г.В., к.э.н.. доцент МАШI Радомский Л.В.. соискатель Института мировой экономики и информатизации

В статье расс мотрен процесс формирования вектора стратегического инновационного развития экономической систе мы в репщ mame взаимодействия параметров общественного спроса и производственного предложении.

Ключевые слова: экономический цикл, экономическая спираль, общественные потребности, вектор инновационного стратеги'к . г-го развития, инновационный продукт.

FORMATION OF THE INNOVATIVE DIRECTION OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC SYSTEM IN A VOLATILE MARKET ENVIRONMENT

Selskov A., Doctor of Economics. Institute of World Economy and Informatization Selskov Т.. Ph.D.. assistant professor. MAM! Radomsky A., the applicant. Institute of World Economy and Informatization

The article describes the process of forming a strategic vector of innovation development of the economic system as a result of the interacrmi parameters of public demand and industrial demand.

Keywords: business cycle, economic spiral, the public needs vector innovative strategic development, product innovation.

Формирование вектора стратегического развития в экономическом пространстве осуществляется под влиянием сбалансированных между собой проеетно-производствснных < К,,.)п креднтно-рыпоч-ных (Кьч1) отношений. Развитиекредитно-рыночных отношений показано на рис. 1а. Здесь процесс экономической деятельности производится под влиянием кредитных линий, сформированных с пелыо поддержания на достигнутом уровне текушихобъемов хо-

зяйственной деятельности.

Снижение объемов производственной деятельности ошушзе* ся на товарном рынке в виде возникновения неудовлетворение*« спроса. В условиях бездефицитного ведения хозяйственной деяте.» ностн возникает необходимость в открытии кредитных линяй 4 целью закупки сырья н комплектующих для возобновления цесса производства. Произведенные партии готового продукта сл^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.