Научная статья на тему 'Теоретические аспекты правового регулирования срочного рынка в Российской Федерации'

Теоретические аспекты правового регулирования срочного рынка в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
срочный рынок / производные финансовые инструменты / деривативы / финансовый рынок / регулирование / futures market / derivative financial instruments / derivatives / financial market / regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов Андрей Леонидович

Введение: в настоящее время в силу относительной молодости российской финансовой системы остаются недостаточно изученными и проработанными теоретические основы правового регулирования срочного рынка. Цель: исследование теоретических основ правового регулирования срочного рынка в Российской Федерации и формулировка предложений по направлениям дальнейшего развития законодательства в данной сфере. Методологическая основа: инструменты, составляющие симбиоз диалектического метода с общенаучными и специально-юридическими методами, среди которых анализ, синтез, сравнение, системный метод, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: раскрыты теоретические основы правового регулирования срочного рынка. В рамках исследования предложен авторский вариант понятия «срочный рынок», дана полная характеристика ключевых признаков понятия, аргументирована авторская позиция относительно принятия единого нормативного правового акта в данной сфере. Выводы: в настоящее время теоретические основы правового регулирования срочного рынка остаются не до конца проработанными. Также имеет место лишь фрагментарное регулирование рынка производных финансовых инструментов. Целесообразно рассмотреть возможность принятия единого нормативного правового акта, целиком охватывающего отношения, возникающие при заключении и исполнении сделок с производными финансовыми инструментами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Aspects of the Legal Regulation of the Futures Market in the Russian Federation

Background: currently, due to the relative youth of the Russian financial system, the theoretical foundations of the legal regulation of the futures market remain insufficiently studied and developed. Objective: the study of the theoretical foundations of the legal regulation of the futures market in the Russian Federation and the formulation of proposals for the further development of legislation in this area. Methodology: tools that make up a symbiosis of the dialectical method with general scientific and special legal methods, including analysis, synthesis, comparison, systemic method, formal legal and comparative legal methods were used. Results: the theoretical foundations of the legal regulation of the futures market are disclosed. Within the framework of the study, the author’s version of the concept of “futures market” is proposed, a full description of the key features of the concept is given, the author’s position regarding the adoption of a single regulatory legal act in this area is argued. Conclusions: currently, the theoretical foundations of the legal regulation of the futures market remain not fully developed. There is also only a fragmentary regulation of the market of derivative financial instruments. It is advisable to consider the possibility of adopting a single regulatory legal act that fully covers the relations arising during the conclusion and execution of transactions with derivative financial instruments.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты правового регулирования срочного рынка в Российской Федерации»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-1-222-230 УДК 346.7

А.Л. Белоусов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СРОЧНОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение: в настоящее время в силу относительной молодости российской финансовой системы остаются недостаточно изученными и проработанными теоретические основы правового регулирования срочного рынка. Цель: исследование теоретических основ правового регулирования срочного рынка в Российской Федерации и формулировка предложений по направлениям дальнейшего развития законодательства в данной сфере. Методологическая основа: инструменты, составляющие симбиоз диалектического метода с общенаучными и специально-юридическими методами, среди которых анализ, синтез, сравнение, системный метод, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: раскрыты теоретические основы правового регулирования срочного рынка. В рамках исследования предложен авторский вариант понятия «срочный рынок», дана полная характеристика ключевых признаков понятия, аргументирована авторская позиция относительно принятия единого нормативного правового акта в данной сфере. Выводы: в настоящее время теоретические основы правового регулирования срочного рынка остаются не до конца проработанными. Также имеет место лишь фрагментарное регулирование рынка производных финансовых инструментов. Целесообразно рассмотреть возможность принятия единого нормативного правового акта, целиком охватывающего отношения, возникающие при заключении и исполнении сделок с производными финансовыми инструментами.

Ключевые слова: срочный рынок; производные финансовые инструменты, дери-вативы, финансовый рынок, регулирование.

A.L. Belousov

THEORETICAL ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF THE FUTURES MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

Background: currently, due to the relative youth of the Russian financial system, the theoretical foundations of the legal regulation of the futures market remain insufficiently studied and developed. Objective: the study of the theoretical foundations of the legal regulation of the futures market in the Russian Federation and the formulation of proposals for the further development of legislation in this area. Methodology: tools that make up a symbiosis of the dialectical method with general scientific and special legal methods, including analysis, synthesis, comparison, systemic method, formal legal and comparative legal methods were used. Results: the theoretical foundations of the legal regulation of the futures market are disclosed. Within the framework of the study, the

© Белоусов Андрей Леонидович, 2022

Кандидат экономических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации); е-mail: andreybelousov@mail.ru © Belousov Andrey Leonidovich, 2022

Candidate of economics sciences, Associate Professor, Department of Legal regulation of economic activity 222 (Financial University under the Government of the Russian Federation)

author's version of the concept of "futures market" is proposed, a full description of the key features of the concept is given, the author's position regarding the adoption of a single regulatory legal act in this area is argued. Conclusions: currently, the theoretical foundations of the legal regulation of the futures market remain not fully developed. There is also only a fragmentary regulation of the market of derivative financial instruments. It is advisable to consider the possibility of adopting a single regulatory legal act that fully covers the relations arising during the conclusion and execution of transactions with derivative financial instruments.

Key-words: futures market; derivative financial instruments, derivatives, financial market, regulation.

Финансовый рынок представляет собой сложный и быстроразвивающийся механизм, включающий в себя взаимосвязанные сектора, финансовые потоки и инструменты. Устойчивость финансового рынка напрямую зависит от надлежащего правового регулирования, не позволяющего участникам накапливать чрезмерные риски и злоупотреблять своими интересами в ущерб интересов контрагентов. Срочный рынок как часть финансового рынка, с одной стороны, предоставляет его участникам возможность использовать механизмы минимизации рисков, связанных с неблагоприятными изменениями рыночной конъюнктуры (т.е. получать дополнительную прибыль), но, с другой стороны, — создает дополнительные системные риски которые могут, как показывает практика, привести к серьезнейшим последствиям, вплоть до локального (в рамках одного государства) или даже глобального финансового кризиса.

Однако правовое регулирование российского срочного рынка, в силу относи- е

о

тельной молодости современной российской финансовой системы, значительно и отстает от правового регулирования срочных рынков развитых стран. Как по- а

а

казывает практика, на российском срочном рынке в настоящее время имеет о

л

место ряд ключевых проблем. Это и несистемность правового регулирования, о и несовершенство существующей категоризации клиентов профессиональных л участников срочного рынка, и недостаточная проработанность механизмов обе- а

л

спечения исполнения финансовых сделок и т.д. в

Таким образом, возникает довольно парадоксальная ситуация: несмотря на о

всю важность срочного рынка для финансовой системы государства на сегод- р

няшний момент действующее российское законодательство не отвечает задачам |

адекватного и своевременного регулирования отношений, возникающих на к

срочном рынке, а участникам, в числе которых особое место отведено кредит- а

ным организациям, напрямую влияющих на стабильность банковского сектора е

экономики, приходится действовать «на ощупь», принимая на себя дополнитель- |

ные риски. Указанные правовые неопределенности становятся существенным g

препятствием на пути качественного развития отечественного срочного рынка 1

и обеспечения стабильности банковского сектора экономики и в этой связи тре- )

буют совершенствования законодательства в указанной сфере правоотношений. 2

Работа по формированию комплексного, отвечающего веяниям времени, правового поля в области функционирования срочного рынка и производных финансовых инструментов является задачей актуальной и, безусловно, востребованной как в настоящее время, так и в будущей перспективе. Однако, как представляется, вопросам развития института срочного рынка и производных

финансовых инструментов, а также анализа деятельности кредитных организа- 223

ции на срочном рынке в научной литературе уделяется недостаточное внимание. В большинстве своем ученые-теоретики и практики анализируют лишь частные вопросы функционирования срочного рынка и обращения производных финансовых инструментов.

В этой связи необходимость проведения исследования обусловлена, в том числе и тем, что данный институт находится, в настоящее время, еще на стадии формирования. Как представляется, важно раскрыть теоретические основы правового регулирования срочного рынка, а также провести анализ существующей нормативно-правовой базы и институциональной среды, в условиях которой функционирует срочный рынок. Помимо этого, имеет смысл обозначить ключевые проблемы в регулировании данных отношений. И, как итог, необходимо сформулировать предполагаемые направления развития правового регулирования срочного рынка в будущем.

Обращаясь к теоретическим основам правового регулирования срочного рынка важно отметить, что в настоящее время в российском правовом поле отсутствуют легальные определения понятий «срочный рынок» и «срочная сделка». Вместе с тем, данная терминология широко применяется как в деловом обиходе, так и в научной литературе. Изучая вопросы правового регулирования срочного рынка, важно раскрыть его экономической сущность.

Финансовый рынок в научной литературе рассматривается в двух ипостасях: как рынок капиталов и как собирательный термин, относящийся ко всем сегментам финансовой сферы в целом, включая рынок ценных бумаг, рынок страхования, рынок банковских услуг, рынок деривативов, валютный рынок, рынок драгоценных металлов [1, с. 13]. С экономической точки зрения финансовый рынок может определяться как совокупность рыночных форм торговли финансовыми активами: иностранной валютой, ценными бумагами, кредитами, депозитами, производными финансовыми инструментами. По мнению А.Г. Гуз-нова с юридической точки зрения он может быть представлен как «совокупность экономико-правовых отношений, возникающих между различными субъектами, которые используют денежные средства в качестве средства накопления (депозиты), платежа, кредита (займа), а также совершают сделки с ценными бумагами, производными и иными финансовыми инструментами, предоставляют (получают) финансовые услуги» [2, с. 29].

По мнению И.В. Чумакова, в самом общем виде срочный рынок может быть охарактеризован, как рынок срочных финансовых инструментов, который представляет собой экономические отношения продавцов и покупателей срочных финансовых инструментов, и основным признаком которого выступает условие осуществление сделки в будущем по заранее определенной цене [3, с. 41].

А.В. Самигулина, в зависимости от характера заключаемых сделок на рынке ценных бумаг, предлагает выделять несколько сегментов, а именно (1) спотовый (кассовый) рынок, объектом которого являются ценные бумаги, (2) срочный рынок (рынок производных финансовых инструментов), объект которого — ценные бумаги и иные биржевые товары (иностранная валюта, денежные средства, обязательственные права), а также (3) — рынок РЕПО, на котором заключаются сделки РЕПО, являющиеся сочетанием спотовой сделки по первой части договора, и поставочного форвардного контракта по второй части сделки1.

1 См.: Самигулина А.В. Правовой аспект инвестиционных отношений на рынке ценных бумаг. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Совершенно иное понятие срочного рынка предлагает Г.А. Малов, определяя его как «систему рисковых отношений, возникающих между сторонами биржевых и внебиржевых срочных сделок, а также иные отношения по обеспечению условий для совершения и обращения деривативов, в том числе с участием субъектов инфраструктуры и субъектов регулирования» [4]. В данном определении находят отражение сразу несколько квалифицирующих признаков срочного рынка, позволяющие раскрыть его правовую сущность.

Стоит отметить, что попытки дать легальное определение понятия «срочный рынок» встречались на законодательном уровне, а в актах Банка России долгое время даже фигурировали термины «срочная сделка», «срочный рынок». В пояснительной записке к проекту Федерального закона № 147313-3 «О срочных сделках» указывается, что срочный рынок является «классическим институтом рыночной экономики, имеющим единую организационную, экономическую и правовую основу, вне зависимости от специфики конкретного базисного актива»1, и в этой связи существует необходимость разработки единого правового регулирования отношений, возникающих на срочном рынке. В качестве предмета правового регулирования срочного рынка в законопроекте определены отношения, возникающие при совершении срочных сделок, которыми являются «соглашение сторон, определяющее их права и обязанности в отношении базисного актива в установленную дату в будущем (или в течение установленного периода в будущем), порядок и условия осуществления которых определяются правилами организатора торговли либо непосредственно соглашением сторон»2.

Кроме того, наблюдались и отдельные попытки внесения изменений в гражданское законодательство в виде закрепления термина «дериватив» в гл. 27 ГК РФ3. По итогу 2009 г. в Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее также — «Закон о рынке ценных бумаг») были внесены изменения, в результате которых в п. 23 ч. 1 ст. 2 указанного закона было закреплено легальное определение «производные финансовые инструменты»4. Однако термин «срочный рынок» и «срочные сделки» продолжают фигурировать в отдельных нормах отраслевого законодательства (к примеру, в соответствующих статьях части второй Налогового Кодекса Российской Федерации), а также отдельных актах Банка России.

В этой связи, опираясь на существующие теоретические положения, а также используя отдельные имеющиеся подходы законодателя к пониманию срочного рынка, имеет смысл для целей правового регулирования и легального закрепления предложить единый термин, определяющий срочный рынок как совокупность отношений, возникающих между субъектами, осуществляющими сделки, предметом которых выступают срочные финансовые инструменты.

В условиях отсутствия четкого легального понятия срочного рынка, для лучшего понимания как самой сущности данного института, так и специфики

1 См.: Пояснительная записка «К проекту Федерального закона „О срочном рынке"». Доступ 8 из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 См.: Проект Федерального закона №147313-3 «О срочном рынке» (в ред. от 2 нноября 2001 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 См.: Проект Федерального закона № 385142-3 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о деривативах)» (в ред. от 1 ноября 2003 г.) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 См.: Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные

акты Российской Федерации» (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Российская газета. 2009. 30 нояб. 225

отношений, складывающихся в рамках функционирования срочного рынка, имеет смысл рассмотреть его ключевые признаки. Поэтому сформулируем и раскроем признаки срочного рынка подробнее.

Во-первых, объектом срочного рынка выступают срочные сделки (далее по тексту также — «производные финансовые инструменты», «деривативы» (от англ. «derivative» — вторичный, производный)). В самом общем виде деривативы определяются как «сделка в отношении определенного базового актива, требования и обязательства по которой определяются с учетом показателей, фиксированных на дату заключения сделки, и исполняются не ранее третьего рабочего дня с даты ее заключения». Таким образом, в отличие от иных рынков, в которых в качестве объекта выступают определенные товары, работы, услуги, ценные бумаги и т.д., объектом срочного рынка выступает определенные гражданско-правовые сделки.

При этом стоит отметить, что в научной литературе существуют дискуссии относительно того, как срочный рынок соотносится с рынком производных финансовых инструментов. Т.Ю. Сафонова и И.В. Чумаков полагают, что понятия срочный рынок и рынок производных финансовых инструментов необходимо разграничивать. И.В. Чумакова отмечает, что с экономической точки зрения, рынок производных финансовых инструментов охватывает сделки, обладающие признаком производности, т.е. сделки в которых наблюдается постоянная функциональная зависимость цены финансового инструмента от цены базисного актива, лежащего в их основе. Так, рынок срочных финансовых инструментов охватывает сделки, в которых момент заключения и момент исполнения не совпадают, т.е. присутствует признак срочности [5, с. 38]. Таким образом, с экономической точки зрения рынок срочных финансовых инструментов пересекается с рынком производных инструментов, однако каждый из них имеет также и самостоятельный сегмент.

Е.П. Губин и Е.Б. Латус придерживаются позиции, что в отношении сделок, заключаемых на финансовом рынке правильнее говорить о рынке производных финансовых инструментах, а не о срочном рынке, т.к. именно первый выступает в качестве вторичного рынка по отношению к рынку наличности, колебание цен на котором отражается на рынке производных финансовых инструментов, не исключая при этом концептуальной возможности использования данных понятий как взаимозаменяемых1. Л.А. Гарслян предлагает использовать оба исследуемых понятия как тождественные [6, с. 3].

Как представляется, разделение срочного рынка и рынка производных финансовых инструментов не является необходимым для целей правового регулирование. Поэтому в рамках данной статьи срочный рынок и рынок производных финансовых инструментов рассматриваются в качестве взаимозаменяемых понятий, как и термины «производные финансовые инструменты», «срочные сделки», «деривативы».

Во-вторых, взаимоотношения сторон обусловлены рисковым характером, который выражается в том, что предметом срочных сделок, в большинстве своем, выступает ценовой риск базисного актива.

1 См.: Губин Е.П., Латус Е.Б. Производные финансовые инструменты и срочный рынок: понятие и правовое регулирование (лекция в рамках учебного курса «предпринимательское 226 право»). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Предпринимательская деятельность любого субъекта гражданского оборота подвержена многочисленным рискам, как экономического, так и неэкономического характера, в т.ч. ценовым рисками фондового рынка, рынка валюты, долгового и товарного рынков и др. Не являются исключением и кредитные организации, которым присущ ряд дополнительных банковских рисков таких как кредитный риск, страновой риск, риск потери ликвидности и т.д. Одним из инструментов управления рисками является заключение срочных сделок, позволяющих минимизировать их возникновение и возможные негативные последствия, а в некоторых случаях — получить дополнительную прибыль. При заключении срочных сделок стороны либо приобретают, либо передают «ценовой риск базисного актива» (к примеру, риск изменения валютных котировок и т.д.), что, по мнению Т.Ю. Сафоновой, выступает квалифицирующим признаком сделок на срочном рынке, в отличие от всех других сегментов финансового рынка [5, с. 37].

Вместе с тем, нельзя не отметить существенный парадокс: срочный рынок, основной целью которого первоначально являлось страхование исполнения и неизменности условий сделки, на сегодняшний день сам является достаточно рискованным. На дату заключения срочной сделки зачастую невозможно достоверно определить, для какой из сторон сделки финансовый результат такой сделки окажется положительным, и кто, соответственно, окажется в позиции кредитора, а кто — в позиции должника по сделке. При этом степень риска зависит как от вида заключаемой срочной сделки, так и от цели ее заключения. К примеру, продажа опциона влечет для продавца риски неограниченного увеличения цены базисного актива, в результате чего может быть многократно превышен размер получаемой продавцом опционной премии. В свою очередь, приобретение поставочного форварда или фьючерса неизбежно влечет риски изменения спот-цены (цены за который аналогичный базовый актив может быть приобретен на момент исполнения обязательств по сделке).

В-третьих, в целях правового регулирования, необходимо понимать, что срочный рынок включает в себя два сегмента, принципиально отличающиеся между собой как видами заключаемых производных финансовых инструментов, так и условиями их заключения и исполнения, а также организацией инфраструктуры срочного рынка:

биржевой срочный рынок;

внебиржевой срочный рынок.

Первый обуславливает заключение сделок на организованных торгах с оформлением стандартизированных контрактов. Условия таких контрактов фиксируются в разработанных организатором торгов спецификациях на определенный вид договора, утвержденных в соответствующих правилах организаторов торгов с возможностью определения сторонами исключительно цены контрактов и количество лотов. В соответствии с п. 1 ст. 51.4 Федерального закона РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»1 (далее по тексту — Закон «О рынке ценных бумаг») заключение срочных сделок на организованных торгах допускается при условии, что другой стороной по таким договорам выступает центральный контрагент, о которых подробнее речь пойдет во второй главе.

1 См.: Российская газета. 1996. 25 апр.

227

На внебиржевом срочном рынке условия совершения сделки определяются сторонами самостоятельно, а обязательное участие центрального контрагента, на сегодняшний момент, требуется только в случаях, прямо установленных Банком России1. В случае, если стороны имеют намерение заключать несколько срочных сделок, то для упрощения взаимоотношений они, как правило, согласовывается генеральное соглашение (рамочный договор), в рамках которого заключаются отдельные сделки путем направления сторонами так называемых подтверждений по сделкам, в которых стороны определяют предмет сделки и иные существенные коммерческие условия. Стороны также могут согласовать применения примерных и/или стандартных условий для определенных видов сделок, разработанных саморегулируемыми организациями финансовой сферы.

Кроме того, срочный рынок может быть разделен и на отдельные сегменты в зависимости от вида базисного актива, лежащего в основе срочной сделки:

товарный срочный рынок, базисным активом по сделкам на котором выступают, материальные активы, среди которых нефть, газ, с/х продукция и проч.;

валютный срочный рынок, базисным активом срочных сделок на котором выступает, соответственно, валюта;

фондовый срочный рынок, базисным активом срочных сделок на котором выступают ценные бумаги;

рынок кредитно-дефолтных свопов и проч.

В-четвертых, важным признаком срочного рынка является наличие, помимо самих участников срочного рынка, специальных субъектов, обеспечивающих надлежащее функционирование инфраструктуры срочного рынка. Так, помимо центрального контрагента, надлежащее функционирование и снижение системных рисков на срочном рынке обеспечивают в т.ч. репозитарии, брокеры, дилеры, субъекты инфраструктуры организованных торгов.

Отталкиваясь от признаков срочного рынка и подводя определенный итог исследованию, стоит отметить следующее: основу правового регулирования срочного рынка составляют как нормы законодательства о рынке ценных бумаг в целом, так и нормы Закона о рынке ценных бумаг, в частности. Помимо этого, отдельные аспекты совершения сделок с производными финансовыми инструментами урегулированы актами Банка России [7, с. 41]. Специфика совершения сделок на биржевом срочном рынке, а также инфраструктура биржевого срочного рынка регулируется нормами системы законодательства об организованных торгах. Инфраструктура внебиржевого срочного рынка включает в себя также законодательство о правовом регулировании клиринговой деятельности и соответствующие акты Банка России. Основы регулирования порядка использования инсайдерской информации и обеспечения свободного формирования цен на производные финансовые инструменты закреплены в Федеральном законе РФ от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 223-Ф3)2. Срочные сделки, связанные с валютой и валютными ценностями,

1 См.: Указание Банка России от 16 декабря 2019 г. № 5352-У «О случаях, когда договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, заключаются только при условии, что другой стороной по таким договорам является лицо, осуществляющее функции центрального контрагента» // Вестник Банка России. 2020. 29 апр.

228 2 См.: Российская газета. 2010. 30 июля.

входят в предмет регулирования законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Несмотря на то, что основу правового регулирования срочного рынка составляет законодательство о рынке ценных бумаг, срочные сделки могут быть даже косвенно не связаны с рынком ценных бумаг. Таким образом, представляется справедливым вывод о том, что система норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере срочного рынка, включая инфраструктуру срочного рынка, нуждаются в особом самостоятельном консолидированном правовом регулировании. В противном случае отдельные сегменты срочного рынка (валютный, товарный), не входящие в предмет законодательства о рынке ценных бумаг, выпадают из поля правового регулирования, что может привести к повышению системных и регуляторных рисков и, как справедливо отмечает Т.Ю. Сафонова, «резко снижает качество правового регулирования» [5, с. 38].

Становится очевидным, что внесение отдельных изменений в Закон о рынке ценных бумаг не является достаточным для обеспечения надлежащего функционирования и создания консолидированной системы правового регулирования срочного рынка. Представляется целесообразным следовать пути формирующихся международных стандартов правового регулирования данной области правоотношения, и в частности, рассмотреть возможность принятия закона, предметом регулирования которого будут являться общие принципы функционирования инфраструктуры срочного рынка.

В настоящее время сформировано лишь фрагментарное регулирование рынка производных финансовых инструментов, представленное в виде отдельных положений различных нормативных правовых актов, основополагающим из которых является Закон о рынке ценных бумаг. Такой подход законодателя не позволяет в полной мере охватить всю систему правоотношений, возникающих по поводу заключения и исполнения сделок с производными финансовыми инструментами, поскольку такой финансовый инструмент не является ценной бумагой, а его базовым активом могут выступать не только ценные бумаги, но и иные активы, в том числе валюта, прогнозные значение, кредитно-дефолтные риски третьих лиц и т.д. На наш взгляд, целесообразнее рассмотреть возможность принятия единого нормативного правового акта, предметом которого будут являться правоотношения, возникающие при заключении и исполнении сделок с производными финансовыми инструментами, а также правоотношения по обеспечению инфраструктуры срочного рынка.

Научная новизна проведенного исследования заключается в комплексном изучении теоретических основ правового регулирования срочного рынка. Практическая значимость работы состоит в формировании определенной теоретической базы, необходимой как для лучшего понимания сущности срочного рынка, так и для выработки предложений по корректировке нормативно-правовой базы в данной сфере в будущем.

Библиографический список

1. Гусева И.А. Финансовые рынки и институты. М.: Юрайт, 2016. 347 с.

2. Гузнов А.Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. 47 с.

3. Чумаков И.В. О сущности и функциях рынка срочных финансовых инструментов // Финансы и кредит. 2009. № 27 (363). С. 40-47.

4. Малов Г.А. Кредитные организации на срочном рынке: вопросы правового регулирования. М.: Юстицинформ, 2017. 248 с.

5. Сафонова Т.Ю. Рынок производных финансовых инструментов как самостоятельный сектор финансового рынка // Деньги и кредит. 2016. № 11. C. 34-40.

6. Гарслян Л.А. Правовое регулирование рынка внебиржевых производных финансовых инструментов в России, США и Европейском союзе (ЕС): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 30 с.

7. Белоусов А.Л. Вопросы регулирования деятельности организаторов торговли на рынке ценных бумаг // Финансы и кредит. 2016. № 12(684). С. 40-49.

References

1. Guseva I.A. Financial Markets and Institutions: textbook and workshop for academic baccalaureate. M.: Yurayt Publishing House, 2016. 347 р.

2. Guznov A.G. Financial and Legal Regulation of the Financial Market in the Russian Federation: diss. ...Doc. of law. Moscow, 2016. 47 р.

3. Chumakov I.V. On the Essence and Functions of the Market for Fixed-Term Financial Instruments // Finance and Credit. 2009. No. 27 (363). P. 40-47.

4. Malov G.A. Credit Organizations in the Derivatives Market: Issues of Legal Regulation. Moscow: Justicinform, 2017. 248 p.

5. Safonova T.Yu. Financial Derivatives Market as an Independent Sector of the Financial Market // Money and credit. 2016. No. 11. P. 34-40.

6. Garslyan L.A. Legal Regulation of the Market of Over-the-Counter Financial Derivatives in Russia, the USA and the European Union (EU): extended abstract diss. ...cand. of law. Moscow, 2019. 30 р.

7. Belousov A.L. Issues of Regulating the Activities of Trade Organizers in the Securi-g ties Market // Finance and Credit. 2016. No. 12 (684). Р. 40-49.

2 Ф

x ro

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ^

0

01

T

s ^

s o. 2

0

X

1 Ф CO и

о. го

и О

о ^

о со О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.