Научная статья на тему 'Теоретические аспекты построения региональной логистической системы управления товарными потоками'

Теоретические аспекты построения региональной логистической системы управления товарными потоками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.С. Журавский

В статье сформирована система целей создания, функционирования и развития региональных логистических систем. Общей целью создания системы является организация экономически надежной и логистически обусловленной производственно-транспортно-коммерческой деятельности для оптимального производства продукции в едином комплексе с материально-техническим обеспечением и сбытом. На основании чего рассмотрены механизм и пути построения региональной логистической системы управления товарными потоками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF CONSTRUCTION OF THE REGIONAL LOGISTICAL CONTROL SYSTEM OF COMMODITY STREAMS

In the article the system of the purposes of creation, functioning and development of regional logistical systems is generated. A common aim of system creation is organization of economically reliable and caused logistics of industrial-transportcommercial activity for optimum production in an uniform complex with material support and selling. On this basis the mechanism and ways of construction of a regional logistical control system by commodity streams are considered.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты построения региональной логистической системы управления товарными потоками»

Информация об авторе

Ёнчик Лилия Тадеушевна - научный сотрудник сектора продовольственной безопасности Государственного предприятия "Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси". Информация для контактов: тел. (раб. ): 8(017) 212-20-07. E-mail: yonya@tut.by.

Дата поступления статьи - 22 апреля 2009 г.

УДК 330.4:330.142.27

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ПОТОКАМИ

А. С. ЖУРАВСКИЙ, аспирант УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

THEORETICAL ASPECTS OF CONSTRUCTION OF THE REGIONAL LOGISTICAL CONTROL SYSTEM OF COMMODITY STREAMS

A. ZHURAVSKIY, the post-graduate student

The Establishment of Education "The Belorussian State Agricultural Academy"

В статье сформирована система целей создания, функционирования и развития региональных логистических систем. Общей целью создания системы является организация экономически надежной и логистически обусловленной производственно-транспортно-коммер-ческой деятельности для оптимального производства продукции в едином комплексе с материально-техническим обеспечением и сбытом. На основании чего рассмотрены механизм и пути построения региональной логистической системы управления товарными потоками.

In the article the system of the purposes of creation, functioning and development of regional logistical systems is generated. A common aim of system creation is organization of economically reliable and caused logistics of industrial-transport-commercial activity for optimum production in an uniform complex with material support and selling. On this basis the mechanism and ways of construction of a regional logistical control system by commodity streams are considered.

Введение. Внедрение логистических подходов в управление товарно-материальными потоками приобрело большую актуальность на современном этапе развития экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношении, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей, в том числе производственной инфраструк-

туры. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения, хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствования их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования. Принципиальное значение приобретают экономические методы регулирования и стимулирования региональных логистических систем на уровне республиканских и региональных органов государственного управления, позволяющие составить систему государственной поддержки развития в экономике рациональной организации товарно-материальных потоков. В связи с этим в статье рассмотрены теоретические аспекты построения региональной логистической системы управления товарно-материальными потоками. Целью построения логистической системы является достижение в прогнозируемом периоде оптимальных значений социально-экономических показателей собственной, воспроизводственной деятельности, а также оптимизации результирующих показателей обслуживаемых потребителей.

Материалы и методы. В качестве методов исследования использовались общелогические приемы познания (анализ и синтез, обобщение, аналогии), методы эмпирического и экономического анализа. Материалами исследования послужили публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам построения логистических систем и управления товарными потоками.

Результаты и предложения. Под региональной логистической системой понимается интегральная система функционирующих в сформированном по какому-либо признаку (договорному, административно -территориальному, национальному) в регионе организаций, предприятий, служб любой формы собственности. Они могут соответствовать любым параметрам, любой подчиненности, предназначенных для логистического управления собственной производственной и транспортно-коммерческой деятельностью, а также соответствующими ей материальными, трудовыми, финансовыми, информационными потоками и процессами в соответствии с принятыми в стране условиями рыночных отношении [5, с. 32].

Проектирование региональной логистической системы целесообразно начинать с формирования системы целей.

Цели создания, функционирования и развития региональных логистических систем могут и должны формироваться с учетом целей и направлений воспроизводственной деятельности в регионе и стране, а также их иерархической взаимосвязи с целями обслуживаемых и обслужи-

вающих систем (имеется в виду соподчинение систем, их многоуровне-вость взаимодействия с внешней средой).

Общей целью региональной логистической системы является, исходя из базисных социально-экономических условий, организация экономически надежной и логистически обусловленной производственно-транспортно-коммерческой деятельности. В эту деятельность включается многовариантная оптовая и розничная торговля товарами различного назначения в целях планомерного обеспечения и развития процессов труда в собственных, обслуживаемых и обслуживающих предприятиях и организациях и для удовлетворения личного потребления населения. Эта деятельность осуществляется на основе договоров (контрактов) и иных правил, используемых на региональном и внешнем рынках [3, с. 78]. Функциональным логистическим назначением является оптимальная организация ориентированного на рынок производства продукции в едином комплексе с материально-техническим обеспечением и сбытом. В этот комплекс входит также доставка произведенных продуктов потребителям в необходимом ассортименте, количестве и качестве. Доставка должна производиться в оптимальном для использования состоянии и в запланированных договорами месте и времени. При этом в комплексе " производство - снабжение -сбыт" должна соблюдаться минимизация необходимых суммарных затрат на материальные, трудовые и иные задействованные ресурсы.

Производными от общей цели являются основные перспективные, текущие и оперативные цели. Они системно связаны между собой и осуществляются на базисных, то есть принятых в данной стране, социально-экономических условиях, в первую очередь, на принципах товарно-денежных отношений.

На наш взгляд, систему основных целей можно представить в следующем агрегированном виде:

1. Формирование ориентированных на потребности рынка производственных, транспортных, складских и иных необходимых мощностей, их подсистем и элементов, с позиций пространства и времени, а также формирование их производственных программ. Это - начало воспроизводственной деятельности в собственных подсистемах и, что вполне возможно, в обслуживающих и обслуживаемых системах.

2. Планомерный ввод в систему товарно-материальных и сопряженных с ними потоков от внерегиональных и региональных поставщиков, а также их оплата. Этим завершается процесс воздействия на воспроизводство обслуживающих систем, продолжается собственная воспроизводственная деятельность и начинается воздействие на воспроизводство обслуживаемых систем.

3. Своевременное, надежное, с минимальными затратами хранение материальных ресурсов, доведение их до более высокого качественного состояния. Формирование оплаченных или обеспеченных иными признаками взаимозачетов, материальных и сопряженных с ними потоков в процессах собственного воспроизводства.

4. Надежное, своевременное, с минимальными затратами доведение оплаченных или обеспеченных на основе взаимозачетов товарно-материальных и сопутствующих потоков в их прежнем, или в качественно новом состоянии до всех конечных потребителей в системе. Результатом этого является продолжение, в соответствии с производственными программами, процесса воспроизводства обслуживаемых внутрисистемных производственных и других подсистем.

5. Формирование товарно-материальных и сопутствующих потоков на этапах сбыта и торговли и доведение оплаченных из них до соответствующих конкретных потребителей в процессе собственного воспроизводства. Этим цикл завершается и начинается воспроизводство новых систем, производственные программы которых формировались данной или иной региональной или внерегиональной логистической системой.

Указанная система основных целей логистических систем, сформированная на базе общей цели, дополняется целями маркетинговых исследований, экономического, экологического и социально-этического равновесия во внутренней среде и с внешней средой, формирования информационных и финансовых потоков, организационной, технической и технологической совместимости элементов региональной логистической системы и подобной же совместимости со смежными системами (обслуживаемыми и обслуживающими), а также прочими целями, дополняющими обеспечение экономической надежности как системы в целом, так и ее составляющих.

Количество целей и их взаимосвязи могут варьироваться в зависимости от времени и места функционирования проектируемых структур. Цели региональных логистических систем достигаются в процессе сложного взаимодействия собственных подсистем и их элементов между собой и в сопряжении с обслуживаемыми и обслуживающими производственными, транспортными и коммерческими структурами как в регионе, так и вне его, которые формируют внутреннюю и внешнюю среду функционирования региональной логистической системы.

Логистические системы, являясь неотъемлемой частью региона и его своеобразной инфраструктурой, должны стимулировать региональные логистические рыночные отношения, способствовать формированию эффективных и надежных территориально-отраслевых комплексов [2, с. 84].

Формирование структур логистического управления производством, транспортом, коммерцией, их материальными и сопутствующими потоками должно предопределять целостность любой, в том числе региональной, логистической системы, ее первичность. Каждое структурное подразделение, являясь частью системы и, в определенной мере, ее самостоятельной составляющей, будет иметь свое логистическое предназначение, направленное на достижение обшей для системы цели.

В республике и регионах всегда функционировали и функционируют наряду с ведомственными производственными и транспортными предприятиями значительное число организаций и предприятий снабжения и сбыта различных отраслей и ведомств, а в настоящее время и форм собственности. Также существуют службы материально-технического обеспечения административно-территориальных и политических органов управления.

Указанные органы в зависимости от специфики и мощности обслуживаемых ими сфер человеческой деятельности имели и имеют различные параметры. Эти органы, управляя материальными потоками в масштабах своих параметров и в соответствии со своими функциональными обязанностями и возможностями, формировали в разные периоды отдельные логистические элементы, блоки, подсистемы, а иногда и относительно локальные логистические системы. Эти элементы имели разные, соответствующие своему времени, интегральные и адаптивные свойства. Но, как показывает опыт, их развитие осуществляется с различной интенсивностью, неодинаковыми темпами, а в некоторые периоды и в разных направлениях. Это, по нашему мнению, приводило и приводит:

во-первых, к неоправданно резкой контрастной диспропорции в развитии органов, предназначенных для одной цели;

во-вторых, к малоэффективному параллелизму и дублированию их деятельности, что не свойственно как сбытовой ориентации производства в прошлом, так и маркетинговой конкурентной борьбе и условиям развивающегося рынка.

Логистическая система в регионе может не только обслуживать функционирующие в нем хозяйственные системы, но и, развивая и модифицируя свою деятельность, стимулировать развитие их мощностей, а также самостоятельно инициировать и инвестировать новые, востребованные рынком производственные мощности, обеспечивая их функционирование собственной инфраструктурой управления материальными и сопряженными потоками [1, с. 32].

Учитывая цели проектируемой системы в регионе, необходимо установить соответствующий порядок производственной и транспортно-коммерческой деятельности, включая весь или любой выгодный для каждой подсистемы и системы в целом набор из ее следующих видов:

■ маркетинговая производственно-экономическая логистика - для построения и контроля реализации (с позиций потребителя и производства), а также перспективных, текущих и оперативных производственных программ изготовления конкретной продукции, соответствующего качества, цены и в необходимом количестве;

■ закупочная снабженческо -комплектовочная логистика - для построения и реализации (с позиции обслуживаемого производства и его рынка) перспективных, текущих и оперативных программ материально-технического обеспечения и производственно-технологической комплектации производства;

■ организационно-производственная логистика - для оптимального управления теми производственными процессами, которые прогнозируются маркетинговой производственно-экономической логистикой и формируют внутрипроизводственные материальные, информационные и прочие потоки;

■ торгово-сбытовая коммерческая логистика - для построения и реализации оптимальных (с позиций потребителя и производства) перспективных, текущих и оперативных программ (с учетом возможных изменений на рынке) распределения и торговли продукцией, изготовленной в соответствии с производственными программами;

■ контейнерно-транспортно-складская логистика, универсальная по назначению и сущности для остальных логистик, но всегда конкретная для конкретных условий производственной и транспортно-коммерчес-кой деятельности;

■ информационная логистика - для формирования единого информационного пространства необходимых параметров и в соответствующем режиме времени (проходит и насыщает деятельность всех перечисленных логистик);

■ аналитическая финансово-учетная логистика формирует финансовые потоки и в соответствующей мере прогнозирует, контролирует, анализирует и учитывает границы рентабельности в функционировании системы, а также социально-экономические, финансовые и технологические возможности ее воспроизводства.

С учетом изложенного, для внедрения ориентированной на рынок системы логистического управления производственной и транспортно-коммерческой деятельностью в регионе, предлагается осуществить следующие мероприятия трансформации традиционных органов управления товарно-материальными потоками:

1) распределить сферы логистической деятельности между имеющимися или вновь формируемыми в регионе посредническими, производственными, транспортно-складскими, торговыми и другими соответствующими организациями и предприятиями таким образом, чтобы в регионе сформировался целостный логистический организованно-

го

производственный комплекс. Этот комплекс должен заниматься разработкой и реализацией производственных и в первую очередь коммерческих программ и соответствующих им материальных, информационных, финансовых и иных потоков. Такой комплекс представлял бы собой организованный объект логистики и, управляя им, можно было бы системно воздействовать на любую логистическую операцию в границах региона, а при необходимости и за ее пределами;

2) в соответствии с предшествующими мероприятиями оптимизационно перераспределить в регионе функциональные обязанности, права, ответственность и стимулы между логистическими подразделениями обслуживающих, обслуживаемых систем и имеющимися или вновь создаваемыми в регионе (в том числе в зоне концентрации потребителей) посредническими производственными, транспортно -складскими, торговыми, распределительными и иными логистическими структурами. Это необходимо произвести таким образом, чтобы каждый из участников логистического обслуживания максимально абстрагировался от неспецифичных для него проблем, выполняя при этом в полном объеме, своевременно, качественно, надежно и эффективно только свойственные ему функции. При этом должны создаваться предпосылки для формирования логистических, единых для региональной системы в целом материальных и информационных потоков, а также соответствующих им финансовых и социально-экономических процессов.

После выявления результатов описанной выше трансформации и принимая их во внимание, планируется создавать предпосылки для проведения таких мероприятий,как:

• концентрации материально-технических ресурсов в масштабах региона или зон концентрации потенциальных потребителей, которые поступают к потребителям транзитом и распыляются между ними, создавая для региона локальные материальные запасы;

• концентрации финансовых ресурсов, распыленных между участниками логистического обслуживания, что существенно снижает их текущие и особенно перспективные финансовые возможности, в том числе инвестиционные и инновационные возможности;

• концентрации трудовых ресурсов, рассредоточенных между участниками логистического обслуживания. Тем самым предотвращается дублирование и параллелизм при осуществлении тождественных функций со всеми соответствующими негативными последствиями, в том числе низким уровнем производительности труда;

• концентрацииматериально -технической базы, в том числе средств производства и информационного обеспечения, включая производствен-

ные и складские площади, средства транспортирования, компьютеры, оргтехника и т. д.

При формировании единой региональной логистической системы возможны различные экономические, организационные и правовые формы интеграции. При этом могут быть созданы экономически интегрированные системы с единым информационным пространством, но без создания юридически целостной формации, или формирование региональных организационно-экономических формаций с полным комплексом атрибутов юридического лица.

Кроме того, региональные логистические системы могут включать постоянные, временные и мигрирующие подсистемы. При этом набор этих подсистем и последовательность включения их в деятельность может зависеть от множества возможных структурных сочетаний в логистических цепях и функциональных событий логистических потоков в пространстве и времени.

Заключение. Таким образом, в результате изучения проблемы построения региональной логистической системы, нами была определена система целей и мероприятий по созданию, функционированию и развитию региональной логистической системы управления товарными потоками. Применение данного подхода к построению логистической системы в регионе позволит достичь оптимальных значений социально-экономических показателей собственной воспроизводственной деятельности, а также оптимизации результирующих показателей обслуживаемых потребителей.

Литература

1. Голиков, Е.А. Маркетинг и логистика / Е.А. Голиков. - М.: Издательский Дом "Дашков и К", 2000. - 176 с.

2. Гордон, Н.П. Логистика товародвижения / Н.П. Гордон, С.Б. Карнаухов. -М. : Центр экономики маркетинга, 2000. - 215 с.

3. Нагловский, С.Н. Логистика / С.Н. Нагловский. - Ростов н/Д : РГЭА, 1997. - 189 с.

4. Неруш, Ю.М. Коммерческая логистика / Ю.М. Неруш. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 196 с.

5. Стаханов, В.Н. Промышленная логистика / В.Н. Стаханов, С.Н. Тамбов-цев. - М.: ПРИОР, 2000. - 264 с.

Информация об авторе

Журавский Алексей Сергеевич - аспирант кафедры математического моделирования экономических систем в АПК УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (моб.) 8 (029) 356-15-45.

Дата поступления статьи - 16 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.