визуализации, усиливая восприятие учеников чтением воспоминаний дочери Александры, проводит словарно-фразеологическую работу слов обоз, шашка.
Далее ученики делятся на пять групп и выполняют работу по заполнению двухчастного дневника.
Групповая работа:
1 группа: Природа Кавказа и климатические условия (какова функция пейзажа в рассказе? Как меняется описание пейзажа на протяжении произведения?).
2 группа: Внешний вид и одежда (мы наблюдаем совершенно разные наряды: о чем они говорят нам?).
3 группа: Традиции и обычаи, религия (для чего автор так детально описывает традиции и обычаи горцев?).
4 группа: Жилище, быт, пища (как вы думаете, для чего горцы читают молитву до и после еды?).
5 группа: Отношение между аулами. Отношение горцев к русским (с какой целью черкесы держат своих пленников? Почему Жилин наблюдает за жизнью жителей аула? Почему Дина помогает освободиться Жилину?).
После того, как дети подробно ознакомились с культурой Кавказа, проанализировали произведение, учитель предлагает классу приступить к самостоятельной работе: к заполнению культуроведческого словаря по следующим блокам (словарно-фразеологическая работа):
1. Историзмы (колодки, монисто, сафьянные башмачки, лоханка, аршин, «галунчиком обшит» и др.).
2. Архаизмы (вострый и др.).
3. Непонятные слова и выражения («выправил отпуск», «провожатые солдаты», «рассолодел», «под мышки да под лытки» и др.).
На этапе рефлексии подводятся итоги.
- Ребята, как вы считаете, как необходимо относиться к людям другой национальности?
Я считаю, что к людям другой национальности нужно относиться уважительно, потому что все люди на Земле равны. Люди, которые нас окружают. Нужно в первую очередь видеть в человеке человека, ведь его характер определяется не цветом кожи, а воспитанием и образованием (Света Р).
В нашем городе живет много разных национальностей, и у каждой есть свои особенности: традиции, обычаи, религия. Если рассмотреть каждый народ отдельно, можно найти множество интересных и познавательных фактов. По-моему нужно уважать каждого человека независимо от его нации (Саяна П.).
Я думаю, что каждый из нас должен уважительно относиться к людям других национальностей, ведь то, где ты родился и, как тебя зовут, не имеет никакого значения, гораздо важнее то, что находится у человека внутри, его личные качества (Вадим М).
Библиографический список
- Что мешает людям жить в мире и дружбе?
Мне кажется, что эгоизм становится причиной всех войн и вражды. Люди думают только о себе, не замечая никого вокруг. Например, немало конфликтов между государствами возникло из-за того, что правители не находили общего языка друг с другом, не шли на компромисс и затевали национальную вражду. Народ не должен участвовать в этом конфликте интересов двух людей, но он слушает того, кто им правит (Ярослав Т.).
А я считаю, что вражда между национальностями возникает из-за территории и богатства. Жадность порождает конфликт. Мы должны жить дружно и беречь друг друга, но вместо этого мы вредим друг другу (Айаал С.).
- Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду?
Нас всех роднит то, что мы все люди. У нас у всех одинаковое количество ног и рук. У каждого народа есть свой язык и своя история, и друг о друге мы узнаем только благодаря нашей дружбе (Оля Н.).
Люди мира - одна большая семья, несмотря на то, какими разными бы мы не казались. Культура одного народа черпает что-то из другого, добавляя что-то свое и подстраивая под себя. Таким образом образуется единая нить, которая нас всех связывает (Владислав Б.).
- Возможна ли дружба людей разных национальностей?
Дружба людей разных национальностей возможна, и она есть, иначе не было бы всего того, чего человечество добилось на сегодня. Не было бы прогресса (Амелия И.).
Тема «кавказского пленника» в русской литературе остаётся волнующе притягательной, мотив плена и побега всегда будет вызывать интерес у современных читателей. И чтобы избежать вражды к целому народу, необходимо на уроках литературы говорить о диалоге культур, взаимовыручке между людьми разных национальностей.
Таким образом, в заключение мы приходим к выводу о том, что анализ художественного текста, содержащего межкультурный компонент, способствует обогащению духовного мира учеников, развитию их способностей, художественных предпочтений, а конечном итоге - ценностному мироопределению.
Уроки, содержащие в себе межкультурный компонент, имеют огромное развивающее, воспитательное и обучающее значение. Имея большое разнообразие приёмов и форм проведения уроков при организации учебной деятельности, они положительно влияют на развитие уровня читательского интереса современных школьников, повышают мотивацию к осознанному выбору литературы для самостоятельного чтения, формируют моральные ценности, расширяют литературные знания и, главное, развивают у подрастающего поколения чувство толерантности и милосердия.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/
2. Багратион-Мухранели И.Л. Концепт кавказского пленника в русской литературе ХХ века. Новое прошлое. 2019; № 3: 178 - 201.
3. Муратов А.Ю. Использование проектного метода для формирования межкультурной компетенции. Интернет-журнал «Эйдос». 2005. Available at: http://www,eidos.ru/ joumal/2005/0523.htm
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
5. Плеханова М.В. Межкультурный компонент как основа формирования межкультурной компетенции при обучении иноязычному общению студентов технического вуза. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007; № 7 (70): 62 - 67.
6. Корнеева Л.И. Межкультурная компетенция как условие успешной профессиональной деятельности российских менеджеров. Вестник УГТУ-УПИ. 2004; № 10: 54 - 61.
7. Кула Й. «Кавказский пленник» в традиции русской литературы. TEXTUS. 2014; № 14 (14): 350 - 360.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/
2. Bagration-Muhraneli I.L. Koncept kavkazskogo plennika v russkoj literature ХХ veka. Novoeproshloe. 2019; № 3: 178 - 201.
3. Muratov A.Yu. Ispol'zovanie proektnogo metoda dlya formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii. Internet-zhurnal «'Ejdos». 2005. Available at: http://www,eidos.ru/ joumal/2005/0523.htm
4. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.
5. Plehanova M.V. Mezhkul'turnyj komponent kak osnova formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii pri obuchenii inoyazychnomu obscheniyu studentov tehnicheskogo vuza. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2007; № 7 (70): 62 - 67.
6. Korneeva L.I. Mezhkul'turnaya kompetenciya kak uslovie uspeshnoj professional'noj deyatel'nosti rossijskih menedzherov. VestnikUGTU-UPI. 2004; № 10: 54 - 61.
7. Kula J. «Kavkazskij plennik» v tradicii russkoj literatury. TEXTUS. 2014; № 14 (14): 350 - 360.
Статья поступила в редакцию 26.10.21
УДК 378
Odaeva E.S., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: diana.musaevna@mail.ru
THEORETICAL ASPECTS OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN STUDENT' SELF-DEVELOPMENT. The article deals with a problem of pedagogical support in self-development of adolescent students. The understanding of the basic concepts of the problem under study is analyzed from a philosophical, psychological and pedagogical point of view. The author identifies features of modern childhood, draws attention to the lack of differentiated attention to the conditions of self-development of the child's personality. It is emphasized that in order to meet the need for self-development of children, the help and support of an adult is needed. The article also presents and characterizes components of pedagogical support: meaningful, activity-based and effective, acting as an integral system. The author concludes that pedagogical support is a technologically provided system of pedagogical assistance in self-development, the goals of pedagogical support are filled with specific content, taking into account age characteristics.
Key words: pedagogical support, self-development, technologies of pedagogical support.
Э.С. Одаееа, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, Е-mail: diana.musaevna@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В САМОРАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматривается проблема педагогической поддержки в саморазвитии учащихся подросткового возраста. Анализируются основные понятия исследуемой проблемы с философской, психологической и педагогической точек зрения. Автором на основе анализа литературы обозначены особенности современного детства, обращается внимание на отсутствие дифференцированного внимания к условиям саморазвития личности ребенка. Подчеркивается, что для удовлетворения потребности в саморазвитии детей нужна помощь и поддержка взрослого. В статье также представлены и охарактеризованы компоненты педагогической поддержки: содержательный, деятельностный и результативный, действующие как целостная система. Автор делает вывод о том, что педагогическая поддержка является технологически обеспеченной системой педагогической помощи в саморазвитии, цели педагогической поддержки наполняются конкретным содержанием с учетом возрастных особенностей.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, саморазвитие, технологии педагогической поддержки.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в документах, регулирующих сферу образования, подчеркнута важность учета интересов, способностей и потребностей детей, их саморазвития (Закон «Об образовании в РФ», Стратегия развития воспитания в РФ, Концепция духовно-нравственного воспитания и развития, Федеральный государственный образовательный стандарт и др.). Таким образом, решение обозначенной проблемы по педагогической поддержке саморазвития учащихся выступает одной из актуальных задач современной педагогической науки.
Цель данной статьи - теоретическое обоснование сущности педагогической поддержки в саморазвитии учащихся, ее компонентов, функций и технологий.
Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть понятия «педагогическая поддержка», выделить сущностные характеристики данного педагогического феномена; определить, какие противоречия и риски сследует учитывать в организации педагогической поддержки в процессе саморазвития подростков.
Методы исследования: анализ философской, психологической и педагогической литературы, обобщение.
Идеи саморазвития человека представлены в философской литературе как деятельностно-практические изменения человеком самого себя [1-12].
В исследованиях по психологии саморазвитие рассматривается как становление самосознания [1 и др.], как способность личности самостоятельно решать задачи, направленные на самоизменение.
В педагогике саморазвитие определяется как предмет специально организованного процесса интериоризации личностью общечеловеческих ценностей (В.А. Сластенин).
В Концепции духовно-нравственного воспитания поддержка рассматривается как нравственно ориентированное влияние педагога, которое выражается в помощи поиска решения, выбора, самостоятельного действия ребенка; мотивирование на саморазвитие и становление ребенка как создателя личной жизни. В динамично развивающемся обществе человек постоянно стоит перед необходимостью выбора, оценки своих потребностей, мотивов, целей и возможностей их достижения.
Для эффективного решения жизненных задач необходимо обладать развитыми субъектными качествами, сформированной способностью к саморазвитию. Каждый возрастной этап обладает своим особым, присущим только ему содержанием, вносит значительный вклад в становление способности к саморазвитию.
Как подчеркивает Д.И. Фельдштейн, ситуация современного детства соотнесена с уровнем саморазвития ребенка, который старается найти решение встающих перед ним задач, среди которых учебные, творческие и проблемы взаимодействия [9]. В статье «Современное Детство как социокультурный и психологический феномен» он отмечает, что современные дети более динамичны, чем традиционно оценивают их старшие по возрасту, ведя поиск устойчивых закономерностей.
Следует отметить, что два-три десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума - семьи, класса, ближайшего окружения, а сегодня он находится в принципиально новой ситуации. С дошкольного, младшего школьного возрастов он находится в огромном развернутом социальном и новом зна-ниевом пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей, прежде всего, из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей. При этом все это происходит в обстановке резко изменившейся системы отношений не только между взрослыми и детьми, но и между взрослыми, включая отношения между родителями, понимания ими ценностей, а главное - в обстановке потери ими ответственности за детей, приводящей к психическому напряжению последних [9].
В статье также подчеркивается, что это связано и с тем, что в нашем взрослом мире реально не выработан подход к детству как к субъекту взаимоотношений, поэтому отсутствует дифференцированное учитывание характера ребенка, условий его социального созревания. В частности, это проявляется в том, что взросление, самостоятельность, общественная ценность растущего человека не подчеркивается, не фиксируется, атрибутивно не обозначается [9]. Д.И. Фельдштейн также делает вывод о том, что современный ребенок, с одной
стороны, имеет тенденции к саморазвитию, с другой стороны, тенденции к социальным рискам.
Саморазвитие человека происходит в любом возрасте. А цели педагогической поддержки наполняются конкретным содержанием с учетом возрастных особенностей. Анализ теории и практики показал, что в современных условиях при организации педагогической поддержки процесса саморазвития подростков должны учитывать противоречия и риски, которые присущи подростковому периоду.
Современные подростки отличаются увлечениями, вкусами, способами самовыражения, которые не соответствуют общепринятым нормам поведения. В подростковом возрасте проявляется потребность в самовыражении и в идентификации себя с ровесниками и др. Изменения, которые произошли в нашем обществе, в мире в целом, в условиях жизни подростков существенно влияют на их поведение, которое характеризуется противоречивостью. Многие исследователи подчеркивают, что наряду с их нежеланием участвовать в коллективной деятельности, уклонением от школьных обязанностей, пренебрежением к интересам группы, сложными отношениями с педагогами, родителями, сверстниками они стремятся к общению, участию в общественно полезной деятельности для самореализации.
Исследователи особенностей подросткового возраста считают, что противоречивость поведения подростков можно объяснить противоречиями, связанными с особенностями их социализации (А.В. Мудрик). В связи с этим основное внимание в воспитательной деятельности педагога, который работает с подростками, должно быть направлено на создание благоприятных педагогических условий для утверждения подростка себя как личности в системе человеческих отношений, свойственных миру взрослых (П.В. Степанов) [8]. Это связано с самостоятельным определением своей позиции, с обретением независимости во мнениях, суждениях, поступках; с участием в общественно полезной деятельности; переживанием чувства собственной социальной значимости.
Следует отметить, что процесс утверждения подростком себя как личности тесно связан с процессами самопознания (проявление интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определения своих потенциальных возможностей); самореализации (раскрытие своих возможностей и личностных качеств); самоидентификации (определение своей принадлежности к тем или иным социальным группам). Анализ исследований показывает, что реализация этих потребностей во многом будет зависеть от той среды, которая окружает ребенка, той общности, с которой идентифицирует себя подросток; от той деятельности, в которую он включен. Все это образует определенное пространство самоутверждения и саморазвития.
Таким пространством может быть спортивная секция, студия, кружок, школа, семья, микрорайон, класс и др. Это пространство, как подчеркивает П.В.Степанов, должно удовлетворять насущным возрастным потребностям подростка и быть благоприятным для его личностного развития [8]. Взрослым надо поддержать его природное любопытство, стремление к независимости, самостоятельной ответственности, потребность проявить себя среди других. Анализ исследований показывает, что особая роль в этом процессе принадлежит подростковому возрасту. Потребность в саморазвитии является характерной чертой подростков. Однако для удовлетворения этой потребности они не владеют средствами ее реализации, и в этом им нужна помощь и поддержка взрослого. Проблема в организации педагогической поддержки в саморазвитии учащихся подросткового возраста рассматривается в трудах Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, А.Н. Ивле-вой, В.В. Серикова, Е.А. Ямбурга и др. Они считают педагогическую поддержку в саморазвитии учащихся способом личностно развивающего взаимодействия. О.С. Газман, который впервые в своих исследованиях рассмотрел идею педагогической поддержки учащихся, определяет ее как совместный поиск путей решения проблем ребенка [4]. Его ученики и последователи уточнили некоторые его идеи, отмечая, что педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию; она рассматривается как принцип личностно ориентированной системы воспитания, как педагогическая технология, направленная на содействие самоопределению, саморазвитию и самовыражению личности ребенка.
В своих исследованиях М.И. Рожков рассматривает педагогическую поддержку в саморазвитии учащихся как систему корректирующих влияний, направ-
ленных на стимулирование инициативы в выборе ими оптимальных решений по выходу из проблемных ситуаций и создание условий для осмысления своего потенциала в самосовершенствовании [7]. Он подчеркивает также, что педагогическую поддержку можно понимать как воспитание - взаимодействие. Это, с одной стороны, деятельность педагогов, родителей и других субъектов, осуществляющих педагогическое сопровождение детей, с другой, деятельность воспитанников, направленная на саморазвитие. При этом обе стороны реализуют субъектную позицию.
Технология педагогической поддержки рассматривается как целенаправленная система педагогических действий, которые обеспечивают становление у учащегося мотивационного и операционального компонентов сознательного подхода к саморазвитию. Технология педагогической поддержки имеет цели, идеи, содержательный, деятельностный и результативный компоненты, действующие как целостная система. Целями педагогической поддержки в процессе саморазвития подростков являются актуализация у учащихся потребности в самопознании, содействие в обнаружении и осмыслении проблем, с которыми они сталкиваются в жизни, в учебной деятельности; помощь учащимся в осознании цели саморазвития, способов самопознания и саморегуляции.
Деятельность педагога по педагогической поддержке учащихся в саморазвитии состоит из следующих компонентов: определение педагогом субъективного потенциала ребенка; ориентирование ребенка на раскрытие собственных интересов; помощь ребенку в поисках смысла и ценностей в значимых для него интересах; поддержка в самоопределении, самореализации; организация рефлексии [5]. Педагогическая поддержка в саморазвитии подростков выполняет мотивационную, технологическую, защитную функции. Следует отметить, что мотивационная функция выражается в учете интереса подростков, в усилении
Библиографический список
информационного и деятельностного пространства, актуализации потребности в саморазвитии, увеличении возможностей самостоятельного выбора способов в саморазвитии. Создание различных видов деятельности, ситуаций, расширение круга общения и рефлексия являются составляющими технологической функции.
Например, опыт работы в школе показывает, что формами организации педагогической работы по педагогической поддержке в саморазвитии подростков могут быть кружки, студии, спортивные секции. Так, например, литературная студия собирает любителей поэзии, прозы. Здесь дети могут самовыражаться, написав рассказ, сказку, сочинив стихотворение. Подростки, которые занимаются в студии, могут издавать литературную газету, где отражены результаты их творчества, участвовать в различных конкурсах регионального и всероссийского уровней. Тем самым в студийной деятельности учащиеся подросткового возраста учатся общаться, раскрывают возможности адекватной самоактуализации. Защитная функция выражается в правильной организации и использовании методов, средств, способов помощи ребенку.
Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволил нам заключить, что педагогическая поддержка является технологически обеспеченной системой педагогической помощи в саморазвитии учащимся.
Научная новизна статьи определяется выявлением основных форм проявления социальной активности подростков в учебной и внеучебной деятельности.
Теоретическая значимость статьи заключается в расширении педагогического знания об особенностях педагогической поддержки в процессе саморазвития учащихся подросткового возраста.
Практическая значимость состоит в определении рисков и противоречий в саморазвитии подростков, которые следует учитывать педагогам при организации педагогической поддержки этого процесса.
1. Аксиньева М.А. Организация педагогической поддержки старшеклассникам в среднем профессиональном образовательном учреждении. Гуманистические и социально-экономические науки. Спецвыпуск. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2006; № 4.
2. Аракчеева С.А. Педагогическое сопровождение формирования готовности подростков к саморазвитию. Available at: //https^iberieninka/m
3. Братусь Б.С. Аномалия личности. Москва, 1990.
4. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей. Народное образование. 199S; № 6: 108 - 111.
б. Иванова И.В. Педагогическая поддержка как современная образовательная практика. Педагогическое образование в России. 201б; № 12: 108 - 112.
6. Михайлова H.H., Юсфина С.М. Тактика педагогической поддержки. Новые ценности образования. 200б; № б.
7. Рожков M.K Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей. Ярославский педагогический вестник. 2013; Т. 2: 23 - 27.
5. Степанов П.В. Воспитательная деятельность педагога: методические рекомендации. Москва, 2019.
9. Фельдштейн Д.И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен. Вестник Герценовского университета. 2012; № 1: 20 - 29.
10. Торхова А.В., Царик И.А. Педагогическая поддержка саморазвития учащихся. Минск, 2016.
11. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва, 2021.
12. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва, 2021.
References
1. Aksin'eva M.A. Orçanizaciya pedagogicheskoj poddechki starsheklassnikam v srednem professionalem obrazovatel'nom uchrezhdenii. Gumanisticheskie i social'no-'ekonomicheskie nauki. Specvypusk. Pedagogika. Rostov-na-Donu, 2006; № 4.
2. Arakcheeva S.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya gotovnosti podrostkov k samorazvitiyu. Available at: //httpsxiberieninka/m
3. Bratus' B.S. Anomaliya lichnosti. Moskva, 1990.
4. Gazman O.S. Vospitanie i pedagogicheskaya podderchka detej. Narodnoe obrazovanie. 1998; № 6: 108 - 111.
6. Ivanova I.V. Pedagogicheskaya poddechka kak sovremennaya obrazovatel'naya praktika. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 201б; № 12: 108 - 112.
6. Mihajlova N.N., Yusfina S.M. Taktika pedagogicheskoj poddechki. Novye cennostiobrazovaniya. 200б; № б.
7. Rozhkov M.I. 'Ekzistencial'nyj podhod k social'no-pedagogicheskomu sopravozhdeniyu detej. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2013; T. 2: 23 - 27.
8. Stepanov P.V. Vospitatel'naya deyatel'nost'pedagoga: metodicheskie rekomendacii. Moskva, 2019.
9. Fel'dshtejn D.I. Sovremennoe detstvo kak sociokul'tumyj i psihologicheskij fenomen. Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2012; № 1: 20 - 29.
10. Torïova A.V., Carik I.A. Pedagogicheskaya podderzhka samorazvitiya uchaschihsya. Minsk, 2016.
11. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gotounova N.V., Davydova L.N. i dr Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.
12. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.
Статья поступила в редакцию 11.10.21
УДК 378
Shapovalov V.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Professor of Department of Pedagogy, Methodology and Technology of Education,
North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: shapovalov.v.k@gmail.com
Igropulo I.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), leading researcher, Department of Pedagogy, Methodology and Technology of Educaton,
North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: igropulo@mail.ru
Arutiunian M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Methodology and Technology of Education,
North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: m.arutiunian@gmail.com
INFRASTRUCTURE OF SOCIAL AND ENTREPRENEURIAL EDUCATION AT A UNIVERSITY: ETHNOREGIONAL CONTEXT. The article is dedicated to the analysis of the role of social entrepreneurship and social-entrepreneurship education in the North Caucasus. The authors consider the role of the North Caucasus Federal University in the regional entrepreneurial ecosystem, taking into account the ethno-regional context. Special attention is paid to the substantiation of the university's infrastructure for the systematic development of socio-entrepreneurial education. The novelty and prognosticality of the results obtained lies in the substantiation and characterization of an interconnected set of conceptual-strategic, organizational-prognostic, content-technological and personnel-methodological blocks of the infrastructure of social and entrepreneurial education, ensuring the integration of the necessary resources for the development of social entrepreneurship in the North Caucasus.
Key words: social entrepreneurship, social-entrepreneurial education, educational programs, infrastructure, entrepreneurial competencies, ethnore-gional features.
4б