Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2171
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / YOUTH / YOUTH POLICY / MUNICIPAL PROGRAM / MUNICIPAL ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Войтенко Е.И., Коновалова К.Ю.

В данной статье исследуется сущность категории «молодежная политика». На основании анализа научных статей, монографий, нормативных и правовых актов по вопросам формирования и реализации государственной молодежной политики авторами выявляются возможности реализации на территории муниципального образования механизмов молодёжной политики в трансформационных социально-экономических системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF YOUTH POLICY IN THE TERRITORY OF THE MUNICIPALITY

This article examines the essence of the category «youth policy». Based on the analysis of scientific articles, monographs, regulations and legal acts on the formation and implementation of the state youth policy, the authors identify the possibility of implementing the mechanisms of youth policy in the territory of the municipality in the transformational socio-economic systems.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Экономические науки

31

УДК 321

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Войтенко Е. И., магистрант 2-го года обучения факультета экономики, управления и права, направление «Региональноеуправление и муниципальный менеджмент» Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, г. Пятигорск E-mail: Katerina.Vojtenko@yandex.ru

Коновалова К. Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансового права Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, г. Пятигорск E-mail: kris89.11@yandex.ru

В данной статье исследуется сущность категории «молодежная политика». На основании анализа научных статей, монографий, нормативных и правовых актов по вопросам формирования и реализации государственной молодежной политики авторами выявляются возможности реализации на территории муниципального образования механизмов молодёжной политики в трансформационных социально-экономических системах.

Ключевые слова: молодёжь, молодежная политика, муниципальная программа, муниципальное управление.

THEORETICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF YOUTH POLICY IN THE TERRITORY OF THE MUNICIPALITY

Voitenko E. I., Master of the 2nd year of the Faculty of Economics, Management and Law,

focus on "Regional Management and Municipal Management" of the North Caucasus Institute - a branch

of the RANEPA, city of Pyatigorsk

E-mail: Katerina.Vojtenko@yandex.ru

Konovalova К. Y., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economy and financial law, North Caucasian institute - branch of a RANEPA, city of Pyatigorsk E-mail: kris89.11@yandex.ru

This article examines the essence of the category «youth policy». Based on the analysis of scientific articles, monographs, regulations and legal acts on the formation and implementation of the state youth policy, the authors identify the possibility of implementing the mechanisms of youth policy in the territory of the municipality in the transformational socio-economic systems.

Key words: youth, youth policy, municipal program, municipal administration.

В настоящий момент в регионах России наблюдается большое количество социально экономических проблем в молодежной среде: сокращение трудовых ресурсов, демографические проблемы, обеспечение жильем, доступность образования. Следовательно, назрела острая необходимость в

пристальном внимании к молодежи со стороны государства, политической воле для системного разрешения ее проблем, что связано с поиском новых путей и форм стимулирования политической и правовой активности молодого поколения, разработкой новой концепции формирования

политической и правовой культуры молодежи с целью трансформации её активности в социально-полезном направлении.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация муниципальной молодежной политики проводится недостаточно эффективно и требует внесения определенных корректировок. Если эти проблемы не решать, то они могут представлять серьезную угрозу для муниципального образования, так как на их фоне наблюдается низкий уровень участия молодежи в процессах местного самоуправления. Поэтому необходимо искать пути совершенствования реализации молодежной политики на муниципальном уровне.

Результатом поиска решения выявленных проблем может стать выявление интересов, ценностей и потребностей молодежи и на их основе формирование направления научно-обоснованной молодежной политики муниципального образования и её соответствие с общегосударственной и региональной политикой.

Основной целью молодежной политики на муниципальном уровне является помощь в информационном и ресурсном поиске и поддержании выбора молодого человека, а не просто его воспитывать и дисциплинировать.

Направления деятельности молодежной политики муниципального образования должны поддерживать инициативы молодежи и ее организаций, а не навязывать свои варианты решений.

Поэтому сегодня основной задачей, в процессе совершенствования молодежной политики на муниципальном уровне, является уход от превосходства механизмов социальной поддержки молодого поколения в пользу создания благоприятных условий для ее позитивной самореализации, социализации и совершенствования.

Эффективность реализации молодежной политики на муниципальном уровне зависит от многих факторов и, в первую очередь, от учета интересов, нереализованных потребностей, желаний молодежи. Одним из самых главных факторов, от которых зависит показатель эффективности молодежной политики, является сложившаяся в настоящее время ситуация в качестве получаемого образования, также непростая ситуация складывается с трудоустройством молодежи, и в создании условий для проведения досуга.

Поэтому возникает потребность в проведении периодических исследований молодежи для получения достоверной информации об ее жизни,

насущных потребностях и интересах. Только на основе полученной объективной информации о положении молодежи можно проводить эффективную работу по реализации молодежной политики в муниципальных образованиях.

Молодежная политика, реализуемая на муниципальном уровне, представляет собой комплекс целей, задач и мер, принимаемых органами местного самоуправления с целью обеспечения условий для развития и самореализации личности молодых людей, развития молодежных организаций, движений и объединений.

Реализация молодежной политики в муниципальных образованиях является важным этапом формирования, развития и использования потенциала молодого подрастающего поколения. В муниципальных образованиях государственная молодежная политика проводится через отраслевые органы местной власти, на которые в соответствии с п.34 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложены функции по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью. В качестве государственной правовой базы социальной защиты молодёжи выступают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», важные положения намечены и обсуждаются в проекте ФЗ «О молодёжи и государственной молодёжной политике в Российской Федерации» [1].

В комплексную структуру молодежной политики, реализуемую на муниципальном уровне, входят множество элементов, такие как система образования и здравоохранения, военно-патриотическое воспитание молодежи, их социальная защита, а также культурные и развлекательные мероприятия. Для каждого перечисленного элемента, входящего в структуру, с учетом существующих на сегодняшний день проблем, разрабатываются специальные программы, главная задача которых - наиболее точно отображать существующую проблему и её решение. Разрабатываемые программы могут быть как регионального, так и муниципального уровней [2].

В. Т. Лисовский считается одним из первых ученых, которого заинтересовало изучение проблем молодежи [3]. Именно он в 1968 г. впервые дал определение «молодежи» как социального слоя. «Молодёжь - поколение людей, прохо-

теоретические аспекты осуществления молодежной Политики на территории муниципального образования

дящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет».

Позднее проблемами молодежи занимался талантливый ученый И. С. Кон. Он расширил определение молодежи. В трудах этого ученого молодежь является «социально-демографической группой», выделяемой на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. «Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [4].

Д. Никольский выделил, что «Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества» [5].

Выдающийся отечественный исследователь по проблемам молодежи В. Н. Боряз считает, что понятие «молодежь» является многогранным и имеет несколько смыслов. По его мнению «Молодежь есть - объективное общественное явление, выступающее всегда как специфическая возрастная большая общественная группа; биологическая и социальная природа и сущность молодежи на любом этапе исторического движения воплощены в той части человечества, которая является совокупным субъектом определенной конкретно-исторической формы общества; процесс присвоения природы и сущности этой части человечества осуществляется молодежью в соответствии с такими общими законами, как закон воспроизводства общественной жизни, закон неравномерности и закон стадийности развития; достижения молодежью состояния полного присвоения природы и сущности данной части человечества есть момент утверждения молодежи в качестве целостного и всестороннего субъекта и объекта общественного движения и, тем самым, собственного отрицания себя как молодежи;

возрастные границы молодежи объективно обусловлены длительностью периода ее развития, а возрастание градации в рамках этих границ -длительностью отдельных стадий развития». По мнению В. Н. Боряза, молодое поколение становится своеобразной общественной группой, для которой характерны возрастные границы. Когда процесс познания закончен и возрастные рамки достигнуты, представители молодежи перестают относиться к данной категории общества [6].

В научной литературе, посвященной возрастной психологии, понятие молодежь характеризуется как группа индивидов, у которых происходят определенные периоды формирования социального статуса личности и устойчивой системы ценностей. Особую роль приобретает процесс формирования личности.

Восприимчивое сознание молодежи обладает способностью перерабатывать и усваивать огромное количество информации, развивается критичность мышления, способность аргументировано давать собственную оценку разным ситуациям и явлениям. Формируется оригинальность мышления. Но вместе с этим, в молодом возрасте все еще сохраняются некоторые стереотипы, свойственные старшему поколению, которые в какой-то мере оказывали влияние на формирование личности молодых людей. Это происходит потому, что в период активной деятельности, молодежи приходится сталкиваться с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, недостаточной вовлеченности молодого поколения в систему общественных отношений.

Когда речь идет о молодежи, чаще всего имеют в виду возрастной критерий, и поэтому не всегда в понятие «молодежь» помимо хронологических и биологических характеристик вкладывают социально-психологические характеристики. Чаще все при попытке определения возрастных рамок молодежного возраста исследователи сталкиваются с рядом проблем.

По определению границ молодежного возраста до сих пор исследователи ведут дискуссии.

Так, например, В. В. Павловский по возрастной классификации выделяет четыре возрастных группы:

- 14-16 лет - ученый относит к подростковому возрасту, для которого характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития;

17 • 2019 • научные известия

- 17-19 лет - данный возраст ученый относит к юношескому возрасту. В этот период начинается процесс социализации, что сопровождается приобретением почти всей полноты гражданских прав, расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности;

- 20-24 года - к данной группе автор относит студентов и молодых людей, вступающих в трудовую деятельность. В этом возрасте большинство молодых людей создают семьи;

- 25-30 лет - составляет зрелая молодежь [7].

А. В. Мудрик, в своих трудах предлагает «выделяет три группы возраста: 15-17 лет - ранняя юность; 18 - 23 года - юность; 23-33 года - молодость. По мнению А. В. Мудрика молодежный возраст составляет - от 15 до 33 лет [8].

Г. С. Абрамова, дает классификацию молодежного возраста с позиций возрастной психологии и предлагает следующую структуру молодежного возраста: подростковый возраст - 13-17 лет; юность - 18-22 года; взросление - 23-30 лет. По мнению ученого возрастная структура молодежного возраста находится в промежутке между 13 и 30 годами. Все же большинство ученых придерживаются возрастных границ в диапазоне 14-30 лет. Поэтому классификация, предложенная В. В. Павловским, является приоритетной при проведении исследований молодежи.

Специфические социальные особенности, характерные для молодого поколения, а также занимаемая позиция молодежи в процесс воспроизводства социальной структуры, определяются способностью сложившихся общественных отношений, которые складываются из потенциальных сил самого молодого поколения. В результате чего возникают противоречия внутри описанного процесса, которые приводят к целому комплексу «молодежных проблем».

Молодежь как становящийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях».

Д. С. Загутин в монографии «Воспитание молодёжи в контексте национальной безопасности» рассматривает социальное партнёрство в системе

развития творческой деятельности как способ укрепления производственной безопасности и региональные модели формирования культуры технической творческой деятельности личности ввиду современных тенденций относительной автоматизации социально-экономической жизни местных сообществ. Это вызвано тем, что наличие именно культуры технической творческой деятельности у молодёжи в целом городском организме представляет собой важнейший элемент его развития [9].

Согласно определению «государственная молодежная политика», приведенному в «Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года», является системой формирования государственных приоритетов и мер, нацеленных на создание условий и спектра возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, обеспечение ее конкурентоспособности [10].

Вопросам формирования и реализации государственной молодежной политики посвящены труды таких отечественных ученых, как Г. С. Абрамовой, А. Апокина, П. И. Бабочкина, И. А. Василенко, Ю. П. Волкова, Ф. Д. Добренькова, В. Ю. Войтовича, И. М. Ильинского, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, Т. А. Нигматуллиной, В. В. Павловского, М. С. Шевхужева и других.

Проблемы управления региональной молодежной политикой в Российской Федерации явились предметом исследования Я. В. Гетц, Б. А. Дейч, И. Е. Клейменовой, Д. В. Кротова, А. И. Орлова, В. А. Смирнова и др.

Среди зарубежных исследователей проблем молодежи можно выделить работы Д. Торкилд-сена и В. Леви.

Перечисленные научные работы по реализации молодежной политики на муниципальном уровне позволяют нам сформировать представление о современном положении молодого поколения в России. Демонстрируют нам изменения, происходящие внутри молодежи, а также состояние проблем реализации молодежной политики на муниципальном уровне.

Согласно определению, представленному в работе М. С. Шевхужева, «Молодежная политика -это научно-обоснованная теоретическая и практическая деятельность ее субъектов по защите и реализации интересов и потребностей молодежи,

теоретические аспекты осуществления молодежной политики на территории муниципального образования

как особой социально-демографической группы, по воздействию субъектов на молодежь в своих интересах» [11].

И. М. Анисимов отмечает, что современное муниципальное управление осуществляется с целью наиболее полного обеспечения прав и свобод местного населения. К числу обязательных направлений муниципальной политики относится и обеспечение решения местного значения всех видов муниципальных образований, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью, что обусловливает актуальность и значимость деятельности по разработке и реализации муниципальной молодежной политики [12].

Анализ литературных источников также показывает, что большинство исследований направлено на изучение сущности молодежной политики как инструмента для решения проблем социализации и адаптации молодых людей, воспитания молодежи, решения проблем трудоустройства, жилищной проблемы молодых семей и т. д.

Сегодня к прогнозированию и планированию молодежной политики всем органам местного самоуправления, следует подходить с научной точки зрения.

Программа разработки и реализации молодежной политики на всех уровнях должна соответствовать национальным и мировым тенденциям развития общества. В результате чего стратегические инструменты развития молодежной политики на муниципальном уровне становятся необходимой социальной инновацией, от которой зависит развитие региона или конкретного муниципального образования.

Проблема развития территорий районов, городов с учетом выстраивания четкой структуры реализации инновационной молодежной политики на местном уровне изучена недостаточно, чтобы применить полученные навыки на практике.

Так, А. С. Проваторова в статье «Проблемы разработки и реализации государственной молодежной политики в муниципальном образовании» отмечает, что именно на муниципальном уровне накопился комплекс проблем, связанных с разработкой и реализацией молодежной политики, в том числе несовершенство нормативно-правовой основы, неадекватность социальных ресурсов целям и задачам молодежной политики, организационные и кадровые проблемы, отсутствие глубокихтеоретических разработок технологии

осуществления молодежной политики на муниципальном уровне [13].

В. В. Торохтий, Е. А. Лавренко в статье «Особенности реализации молодежной политики в муниципальных образованиях (на примере Дом-баровского района Оренбургской области)» выделяют актуальные проблемы, решение которых позволит улучшить результаты работы в рамках реализации молодежной политики, такие как недостаток финансирования и отсутствие ставок для кадров по работе с молодежью в поселениях муниципального образования. По мнению авторов, данные обстоятельства определяют необходимость совершенствования существующих подходов в процессе разработки и реализации программ молодежной политики.

Несмотря на то что молодежная политика сегодня оформлена в нормативном и организационном отношении, необходимо принятие дополнительных мер, направленных на придание ей системного характера, позволяющего развивать муниципальную молодежную политику в едином направлении с «Основами государственной молодежной политики в Российской Федерации». Главным результатом совершенствования молодежной политики, по мнению авторов, должны стать улучшение положения молодежи в муниципальном образовании и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие своей территории [14].

Вопросы эффективной кадровой политики органов местного самоуправления также исследуют И. А. Акулич, Н. С. Целепкова [15]. Авторы в статье «Взаимодействие органов местного самоуправления и департамента образования по привлечению молодых специалистов» считают, что решением вопроса по привлечению молодых специалистов может стать взаимодействие органов местного самоуправления и департамента образования. В комплекс взаимных действий, по мнению авторов, целесообразно включить: мероприятия по прохождению студентами стажировки и практики в органах местного самоуправления, формирование молодежного кадрового резерва муниципальной службы из числа аспирантов и выпускников высших учебных заведений, формирование информационной базы данных о наиболее перспективных студентах старших курсов вузов.

К. С. Мазуров в статье «Совершенствование деятельности органов власти по реализации молодежной политики в муниципальном образовании

(по материалам Администрации Краснинского муниципального района Липецкой области)» эффективную деятельность муниципальных органов в сфере молодежной политики считает одним из важнейших факторов устойчивого развития муниципального района, роста благосостояния его граждан и совершенствования общественных отношений, которую следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности, предусматривающее формирование необходимых социальных условий развития муниципального района, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями [16].

М. Ю. Стрыгина в статье «Особенности реализации молодежной политики на муниципальном уровне» раскрывает специфические особенности реализации молодёжной политики на муниципальном уровне и отмечает, что передача отдельных государственных полномочий муниципалитетам в рамках административной реформы вывела проблему реализации молодежной политики на новый уровень - уровень муниципальных образований. Автор видит новые методологические возможности для решения проблемных вопросов молодежной политики в использовании новых муниципальных механизмов, не противоречащих закону: муниципально-частное партнёрство, развитие социальной ответственности, муниципальные программы, концессионные соглашения с негосударственными коммерческими организациями, некоммерческими организациями [17].

Л. С. Пастухова в статье «Формирование гражданской идентичности молодежи средствами социально-проектной деятельности: региональная модель» исследуя региональную модель организации социально-проектной деятельности молодежи на уровне территории(муниципального образования) отмечает, что для создания системы организации и поддержки проектных инициатив детей и молодежи в муниципальном образовании должна сложиться вертикально интегрированная структура управления этим процессом на межведомственной основе, включающая руководителя муниципального образования, общественные формирования (Общественную палату территории, объединенный орган молодежного самоуправления и т. д.), детские и молодежные общественные объединения, некоммерческие организации, образовательные организации

разного уровня, Объединение работодателей территории, работодателей, градообразующие предприятия, Межведомственную конкурсную комиссию (проектный комитет) территории, активных детей, молодежь и взрослое население территории, СМИ, интернет [18].

Формы поддержки социально-проектной деятельности детей и молодежи в территории могут быть разнообразными:

- организационными - разработка и принятие программ развития и поддержки проектной деятельности детей и молодежи; создание инфраструктуры поддержки проектных инициатив детей и молодежи;

- научно-методическими - организация и проведение школ проектирования для детей и молодежи; разработка и издание методических пособий по проектированию и т.д.;

- информационными - положительное позиционирование и продвижение в СМИ, на интернет-ресурсах;

- политическими - привлечение партнеров и инвесторов для поддержки проектных инициатив детей и молодежи;

- финансово-экономическими - принятие нормативных правовых актов о грантовой поддержке проектных инициатив детей и молодежи.

Необходимость в усилении работы теоретиков и практиков в сфере государственной молодежной политики для определения критериев эффективности управления муниципальной молодежной политикой обосновывается В. В. Касьяновым, Л. И. Щербаковым, С. И. Самыгиным [19]. Авторы в статье «Эффективность управления региональной молодежной политикой: проблема детерминации критериев» отмечают, что эффективность управления молодежной политикой оценивается с точки зрения заказчика -муниципалитета, федеральных и региональных органов власти. Но редко, по мнению учёных, учитывается оценка эффективности управления территориальной молодежной политикой со стороны молодежи.

Среди основных проблем, касающихся эффективности управления региональной молодежной политикой и требующих решения на современном этапе, авторы выделяют:

- полномочий органов исполнительной власти в подведомственные учреждения;

- формирование четких ведомственных перечней государственных услуг и работ, в усло-

теоретические аспекты осуществлению молодежи ой потитики на территории муниципального образования

виях, когда управление молодежной политикой и связаны с реализацией мероприятий на региональных уровнях;

- определение измеряемых и качественных показателей оказываемых услуг и формирование на их основе сбалансированных, выполнимых и результативных государственных заданий на региональных уровнях;

- формирование штатных расписаний подведомственных учреждений, соответствующих специфике и объемам оказываемых услуг и реализуемых видов деятельности;

- устранение противоречий в механизмах финансирования учреждений при включении их в качестве субъекта реализации целевых региональных программ.

Авторами предлагаются индексы удовлетворенности, по которым можно судить об эффективности управления молодежной политикой на территориальном уровне: во-первых, самой молодежи (по уровню удовлетворения потребностей и решения социальных проблем); во-вторых, органов государственной власти (степени её участия в решении задач, поставленных государственной молодежной политикой); в-третьих, структур гражданского общества (уровня гражданского сознания молодежи).

А. С. Багрийчук, Д. М. Горлов для проведения оценки развития молодежной политики используют целевые показатели муниципальной программы («Реализация молодежной политики на территории муниципального образования город Краснодар») и к наиболее существенным показателям относят:

- количество комплексных молодежных центров;

- количество молодых людей, вовлеченных в деятельность молодежных центров;

- количество молодых людей, вовлеченных в культурно-досуговые мероприятия;

- количество творческих и интеллектуальных клубов, осуществляющих деятельность по повышению творческого и интеллектуального развития молодых граждан;

- количество молодых людей муниципального образования, вовлеченных в добровольческую деятельность;

- количество трудоустроенных молодых граждан;

- количество молодых людей, участвующих в мероприятиях, направленных на гражданское

и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие молодежи [20].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В трудах М. Г. Круталевича рекомендации по повышению эффективности реализации муниципальной молодёжной политики включают:

- введение социального проектирования, как один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом, основанное на современной концепции молодежной политики, выявляющей эту социальную ценность для нынешних условий и прогнозирующей достаточно отдаленные этапы принимаемых сегодня решений;

- улучшение качества ведения статистики молодёжи в целях анализа основных тенденций изменений, ведение учёта по следующим критериям: общее количество, отношение к взрослому населению, возрастные группы; динамика роста молодого населения: мужчины и женщины, городская и сельская молодежь;

- повышение объёма финансирования - основного показателя уровня реализации молодежной политики, так как эффективность молодежной политики прямо пропорциональна объемам финансирования всех видов деятельности в интересах молодежи [21].

А. Ю. Кретов полагает, что российская молодежь в современных условиях должна восприниматься властными институтами не только как объект, но и как субъект государственной политики. Состояние политики государства в отношении российской молодежи напрямую определяется состоянием средств ее реализации, среди которых особое значение исследователь отводит нормативно-правовому механизму. Он указывает на недостатки в реализации интересов молодых граждан в современной России, обуславливая их несовершенством нормативной основы стратегии государства в отношении молодежи. Основным недостатком автор видит отсутствие федерального закона, который бы определил статус молодых граждан в обществе и выдвигает приоритетные направления государственной молодежной политики:

- реформирование всей системы законодательного обеспечения политики в отношении молодежи с преодолением несоответствия между федеральным законодательством и нормативными актами субъектов Федерации;

- унифицировать региональные законы о молодежи на основе будущего единого нормативного акта национального масштаба;

- сформировать механизм обеспечения молодежной политик в регионах и муниципальных образованиях;

- утвердить единую систему базовых понятий и терминов в области законотворчества, разграничивая компетенции институтов исполнительной и законодательной власти, которые наделены полномочиями в сфере молодежной политики в субъектах Федерации;

- обеспечить надзор и контроль за соблюдением положений нормативных актов, организовать взаимодействие с институтами гражданского общества регионов для мониторинга результатов реформы системы государственной молодежной политики в период модернизации нормативно-правовых механизмов политики в отношении молодежи в регионах России.

В своей статье «Нормативно-правовые механизмы государственной молодежной политики: специфика и приоритеты совершенствования в регионах России» А. Ю. Кретов представляет алгоритм реформирования нормативно-правового механизма государственной молодежной политики в масштабах субъектов Российской Федерации в следующей последовательности:

Разработка и принятие общенационального закона, определяющего статус молодежи и учреждающего фундаментальные принципы молодежной политики в Российской Федерации.

На следующем этапе происходит унификация региональных законов о молодежи. На основе федерального закона формируется механизм поддержки молодежной политики в субъектах Федерации, структурируется единая система ключевых понятий и терминов в области концептуализации и законотворчества. Осуществляется разграни-

чение компетенции исполнительных и представительных органов региональной государственной власти в сфере молодежной политики.

На всех этапах реформирования нормативно-правовой подсистемы молодежной политики должны быть обеспечены надзор и контроль за соблюдением норм законодательства со стороны властных институтов всех уровней.

Необходимо разработать и внедрить обоснованные критерии оценки качества решений, принимаемых в области поддержки молодежи органами политического управления. Для решения отмеченной задачи могут привлекаться не только государственные, но и общественные эксперты, осуществляющие мониторинг результативности реализуемых целевых программ и проектов поддержки российской молодежи [22].

Таким образом, для того чтобы региональные механизмы молодежной политики стали полноценным компонентом её нормативной подсистемы, необходимо добиться удовлетворения следующих условий:

- отсутствие противоречий между региональным и федеральным законодательствами молодежной политики государства;

- обязательная связь между положениями федерального законодательства и нормативными актами и концепциями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- обязательная реакция региональных законодательных собраний на правовые решения федерального законодателя;

- наличие в региональном и муниципальном законодательствах механизмов и технологий практической реализации положений нормативных актов о государственной поддержке молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вакула И. М. Современные вызовы социализации молодёжи в контексте национальной безопасности: монография / Вакула И. М., Загутин Д. С. М.: Русайнс, 2018. -122 с. ISBN 978-5-4365-2981-3. - URL: https://book. ru/book/931263 (дата обращения: 09.12.2019)

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» информации // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: Законодательство: Версия Проф. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base. consultant.ru (дата обращения: 09.04.2019);

3. Лисовский В. Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: Мысль, 1990. -216 с.

4. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1987. -366 с.

теоретические аспекты осуществления! молодежной политики на территории муниципального образования_

1. Никольский Д. Социология молодежи. М.: Феникс, 2002 - 456 с.

2. Боряз В. Н. Молодежь: методологические проблемы исследования. ЛГУ, 1973. - 674 с.

3. Павловский В. В. Ювенология: становление науки о молодежи. Краснояр. гос. ун-т, Краснояр. агроунивер-ситет. Красноярск: КГУ, 1997. -185 с.

4. ПрытковаД. Ю., ВостроиловаЕ. В. Социально-педагогическая концепция А. В. Мудрика: основные идеи // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики // Материалы открытой региональной конференции Всероссийского научно-практического форума / под ред. М. В. Шакуровой. 2019. С. 352-355.

5. ЗагутинД. С. Воспитание молодёжи в контексте национальной безопасности: монография. М.: Русайнс, 2019. -29 с. ISBN 978-5-4365-2983-7. URL: https://book.ru/book/934140 (дата обращения: 09.04.2019).

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 506-р «Об утверждении Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года» Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: Законодательство: Версия Проф. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base. consultant.ru (дата обращения: 09.04.2019).

7. ШевхужевМ. С. Формирование и реализация государственной молодежной политики на Северном Кавказе в 90-х годах XX века (на материалах Ставропольского и Краснодарского краев): автореф. ...канд. ист. наук. Карачаевск, 2004. -28 с.

8. Анисимов И. М. Разработка и реализация молодежной политики в муниципальном образовании // Экономика и социум. 2019. № 9 (64). С. 352-355.

9. Проваторова А. С. Проблемы разработки и реализации государственной молодежной политики в муниципальном образовании // Социальная политика и социальное партнерство. 2019. № 8. С. 47-50.

10. Торохтий В. В., Лавренко Е. А. Особенности реализации молодежной политики в муниципальных образованиях (на примере Домбаровского района Оренбургской области) // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 9 (25). С. 624-633.

11. Акулич И. А., Целепкова Н. С. Взаимодействие органов местного самоуправления и департамента образования по привлечению молодых специалистов // Вопросы современной юриспруденции. 2017. №3. 4(65). С. 121-128.

12. Мазуров К. С. Совершенствование деятельности органов власти по реализации молодежной политики в муниципальном образовании (по материалам Администрации Краснинского муниципального района Липецкой области) // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 8 (49). С. 65, 66.

13. Стрыгина М. Ю. Особенности реализации молодежной политики на муниципальном уровне // Энигма. 2019. Т. 1. № 6. С. 107-115.

14. Пастухова Л. С. Формирование гражданской идентичности молодежи средствами социально-проектной деятельности: региональная модель // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 3 (51). С. 7-27.

15. Касьянов В. В., Щербакова Л. И., Самыгин С. И. Эффективность управления региональной молодежной политикой: проблема детерминации критериев // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 3. С. 230-234.

16. Багрийчук А. С, Горлов Д. М. Сущность и механизм реализации молодёжной политики в МО г. Краснодар // Научный журнал «Дискурс». 2019. № 4(30). С. 118-128.

17. Абаимов Н. Н., Круталевич М. Г. Реализация молодежной политики на муниципальном уровне управления // Шаг в науку. 2017. № 2. С. 5-8.

18. Кретов А. Ю. Нормативно-правовые механизмы государственной молодежной политики: специфика и приоритеты совершенствования в регионах России // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: «История и право». 2018. Т. 8. № 3 (28). С. 141-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.