Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства
учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. Статья посвящена изучению теоретических основ концепции контекстного обучения. В работе изучены основные подходы ученых к определению сущности контекстного обучения, основные образовательные формы и базовые модели его реализации в рамках образовательного процесса высшей школы, принципы применения, функции, механизмы достижения образовательных целей и результатов. На основе анализа теоретических аспектов контекстного обучения в исследовании определены основные преимущества применения компонентов контекстного обучения в системе профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе профессионально-ориентированного характера.
Ключевые слова: контекст, концепция контекстного обучения, контекстный подход, компетентностный подход, модель, базовые образовательные формы, принципы, преимущества, профессиональное педагогическое образование, профессионально-ориентированное образование.
Annotation. The article is devoted to the study of the theoretical foundations of the concept of contextual learning. The paper studies the main approaches of scientists to the definition of the essence of contextual learning, the main educational forms and basic models of its implementation in the educational process of higher education, the principles of application, functions, mechanisms for achieving educational goals and results. Based on the analysis of the theoretical aspects of contextual learning in the study, the main advantages of the use of contextual learning components in the system of professional training of future teachers in higher school of professionally-oriented character are determined.
Keywords: context, the concept of contextual learning, contextual approach, competence-based approach, model, basic educational forms, principles, advantages, professional pedagogical education, vocational-oriented education.
Введение. На современном этапе своего развития система высшего профессионального образования переживает период модернизации. В данном ключе стоит отметить, что не составляет исключения и профессиональное педагогическое образование. В период модернизации профессионального образования в качестве ведущей концептуальной основы признан компетентностный подход. Реализация данного подхода происходит не обособленно, а в комплексном сочетании с другими концептуальными подхода, такими как гуманистический, личностно-ориентированный, профессионально-ориентированный, системно-деятельностный.
При разработке содержания и форм профессиональной подготовки будущих специалистов, в том числе и педагогов, реализуется поиск эффективных образовательных технологий, методов и форм обучения для придания процессу обучения профессионально-ориентированной направленности. В данном ключе целесообразно поделиться мнением Е.В. Батухиной, которая утверждает, что «В качестве концептуальной основы реализации компетентностного подхода в образовании может выступить теория контекстного обучения, которая в течение 30 лет разрабатывается в научно-педагогической школе А.А. Вербицкого» [1, с. 1471. Подтверждение данного тезиса требует изучения теоретических основ контекстного обучения и обоснования его потенциала относительно решения проблемы реализации профессионально-ориентированного образования будущих педагогов.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение теоретических основ теории контекстного обучения, обоснование преимуществ применения технологий, форм и методов контекстного обучения в профессиональной подготовке будущих педагогов, обладающей профессионально-ориентированной направленностью.
Изложение основного материала статьи. Реализация цели данного исследования требует фундаментального изучения основ контекстного обучения для определения его профессионально-ориентированного потенциала, а также обоснования преимуществ его использования в системе профессионального образования будущих педагогов высшей школе.
Предпосылками появления теории контекстного обучения являются поиски оптимальных путей повышения уровня готовности будущих специалистов к реализации профессиональной деятельности, введения студентов в контекст профессии еще в рамках обучения в высшей школе.
Идея последовательного систематического приближения студента к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в высшей школе реализована в трудах А.А. Вербицкого, разработавшего концепцию контекстного обучения.
На основе изучения позиций теоретиков контекстного подхода, поиск оптимальных путей реализации профессионального образования и обоснования в качестве одного из них контекстного обучения обусловлено наличием ряда противоречий, существующих в системе высшего профессионального образования, а именно между:
- компетентностной направленностью обучения и утверждением ведущей роли теоретических знаний в содержании обучения вузов;
- необходимостью подготовки специалистов, способных действовать за пределами учебных ситуаций и недостаточной практической ориентированностью профессиональных дисциплин;
- индивидуальным характером обучения студентов и коллективным в профессиональной деятельности;
- преимуществом информационно-знаковой модели обучения и дефицитом практики работы со знаниями;
- исполнительской дисциплиной студентов и потребностью в инициативной и самостоятельной позиции специалиста в деятельности;
- направленностью на профессиональное становление будущего педагога в рамках учебной деятельности и существующим на практике большим периодом адаптации молодого специалиста в условиях производственной деятельности [3; 4; 10].
По определению А. Вербицкого, «контекстным является такое обучение, в котором на языке науки и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов» [3, с. 53].
Анализ теоретических трудов отечественных ученых в области педагогики позволил определить ряд подходов к пониманию сущности анализируемого нами образовательного подхода. Так, в отечественной педагогике на современном этапе ее развития феномен «контекстное обучение» понимается учеными как:
- обучение, в рамках которого динамически моделируются как предметное, так и социальное содержание профессионального труда, обеспечивая условия для трансформации учебной деятельности будущего специалиста в профессиональную [6];
- форма активного обучения, предназначенная для использования в вузе, ориентированная на профессиональную подготовку будущих специалистов и реализующаяся посредством системного использования профессионального контекста, путем постепенного насыщения образовательного процесса элементами профессиональной деятельности [9];
- реализация динамической модели движения деятельности обучающихся: от собственно учебной деятельности (лекция) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (исследовательская деятельность, производственная практика студентов и др.) к собственно профессиональной деятельности, то есть обучение, в котором динамически моделируются предметное и социальное содержание профессионального труда, обеспечивая таким образом условия естественного перерастания учебной деятельности будущего специалиста в профессиональную [8].
Контекстный подход в обучении охватывает компетентностное содержание профессии. Он направлен на формирование у студентов определенных знаний, умений и навыков, способностей к выбранной профессии и профессионально значимых качеств, достаточных для успешного начала реализации деятельности, приобретение которых предусмотрено содержанием профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе.
В основе контекстного обучения - понятие контекста как содержательной категории данного подхода. Контекст, по мнению Е.В. Батухиной, «это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации» [1, с. 147].
«Внутренний контекст - это индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека, внешний - информационные, предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует. Контекст обуславливает смысл и значение для человека всей ситуации и ее компонентов» [5, с. 124].
Основной функцией контекстного подхода в обучения является создание условий для трансформации учебно-познавательной деятельности в профессиональную. Таким образом моделируется образовательная среда, максимально приближенная по форме и содержанию к профессиональной.
Реализации концептуальных основ контекстного обучения, согласно теории А.А. Вербицкого, осуществляется через три базовые образовательные формы:
- учебную деятельность академического типа;
- квазипрофессиональную деятельность;
- учебно-профессиональную деятельность [4].
К учебной деятельности академического типа А.А. Вербицкий относит информационную лекцию. На данном этапе обучения намечаются предметно-технологические (предметный контекст) и социальные (социальный контекст), составляющие содержание профессиональной деятельности специалистов. В рамках учебной деятельности академического типа моделируются действия специалистов, решаются концептуальные и противоречивые вопросы и проблемы теоретической стороны профессии.
Сущность квазипрофессиональной деятельности оправдывает свое название, так как ей присущи черты как собственно учебной, так и будущей профессиональной деятельности. В форме квазипрофессиональной деятельности на вузовских занятиях языком учебной информации моделируются условия, содержание и динамика производственного процесса, а также специфика отношений специалистов. В технологии контекстного обучения и организации квазипрофессиональной учебной деятельности студентов важное место занимает практика моделирования (имитационные модели), заключающаяся в замещении реального объекта его модельным логико-чувственным воспроизведением в виде описания наиболее значимых свойств [4].
В ходе учебно-профессиональной деятельности студент выполняет программные виды исследовательской работы и совершенствует профессиональные компетенции путем внедрения интеллектуальных дидактических компонентов адаптивных образовательных систем, сочетающихся с традиционными формами обучения. В контексте данного типа деятельности происходит трансформация учебной деятельности в профессиональную.
Указанным образовательным формам соответствуют следующие базовые модели обучения:
- семиотическая;
- имитационная;
- социальная.
Реализация контекстного обучения должна происходить, по мнению А.А. Вербицкого, на основе учета следующих принципов:
- психолого-педагогического обеспечения включения будущего специалиста в учебную деятельность;
- последовательного моделирования в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности;
- проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в образовательном процессе;
- адекватности форм организации учебной деятельности будущих специалистов целям и содержанию профессионального образования;
- ведущей роли совместной деятельности студентов, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса;
- методически обоснованного сочетания традиционных и инновационных педагогических технологий;
- учет индивидуально-психологических особенностей и кросскультурных (семейных, национальных, религиозных и др.) контекстов обучающихся [2].
В системе профессиональной подготовки будущих педагогов необходимость обращения к технологиям и методам контекстного обучения обусловлено рядом преимуществ данного подхода. Среди них, в первую очередь, стоит назвать возможность существенного повышения познавательной активности обучающихся, мотивации к обучению и овладению навыка профессионально-педагогического труда, побуждения к творчеству. По мнению Т.В. Ивановой, факторами, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и творческой деятельности являются:
- познавательный и профессиональный интерес;
- игровой характер проведения занятий, состязательность;
- творческий характер учебно-производственной деятельности;
- эмоциональное воздействие [7, с. 550].
Выводы. Обобщая вышеизложенное, заключим, что среди ряда образовательных подходов одной из ведущих основ реализации компетентностного подхода в профессиональном педагогическом образовании выступает теория контекстного обучения. Применение образовательных форм и базовых моделей контекстного обучения позволит максимально приблизить процесс обучения в вузе к характеру профессиональной деятельности. Это будет способствовать более эффективному формированию ключевых профессиональных компетентностей будущих педагогов, позволит придать процессу подготовки в высшей школе профессионально-ориентированной направленности.
Литература:
1. Батухтина Е.В. Педагогические технологии в контекстном обучении будущих бакалавров биологии // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 147-149. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3857/ (дата обращения: 05.02.2019).
2. Вербицкий А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова. - М.: Научно исследовательский институт высшей школы, Вып. 3, 1986. - 40 с.
3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС. -2004. - 84 с.
4. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. - 1987. -№ 5. - С. 31-37.
5. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М.: Логос, 2012. - 336 с.
6. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. -Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
7. Иванова Т. В. Инновационные образовательные технологии в инженерном образовании (на примере контекстного обучения в СПО) // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 549-551. — URL https://moluch.ru/archive/137/38390/ (дата обращения: 05.02.2019).
8. Калугин Ю.Е. Основы педагогики профессионального дополнительного образования и профессионального самообразования: учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 161 c.
9. Контекстное обучение / Википедия - свободная энциклопедия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/.
10. Лаврентьев Г.В. Обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лавреньева, Н.А. Неудахина. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. - 232 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Кочемасова Любовь Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности студента в условиях модернизации и разработки содержания профессионально-педагогического образования. Наиболее оптимальной формой профессионально-педагогического образования является профессиональная подготовка конкурентноспособного специалиста с учетом требований компетентностного подхода.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность; компетентностный подход, профессионализм; профессиональное мастерство; модернизация профессионально-педагогического образования.
An^tatton. The article is devoted to the problem of the formation of a student's professional competence in the context of modernization and the development of the content of vocational-pedagogical education. The most optimal form of vocational and pedagogical education is professional training of a competitive specialist taking into account the requirements of the competence approach.
Keywords: competence, professional competence; competence approach, professionalism; professional skill; modernization of vocational and pedagogical education.
Введение. Преобразования, происходящие во всех сферах общества, коснулись решения поставленной цели проведения анализа понятийного поля термина «компетентность», «профессиональная компетентность», показывающий многоаспектность определений, акцентирующих значимость различных структурных и содержательных составляющих.