Научная статья на тему 'Педагогическая модель контекстного обучения безопасности жизнедеятельности в высшей школе'

Педагогическая модель контекстного обучения безопасности жизнедеятельности в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SAFETY LIVING / PEDAGOGICAL MODEL / CONTEXTUAL TRAINING / COMPETENCES / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Димова Екатерина Викторовна

В статье представлены теоретико-методологические разработки контекстного обучения безопасности жизнедеятельности в высшей школе, обозначена актуальность обучения безопасности жизнедеятельности в условиях реализации компетентностного подхода. Произведённый анализ работ в сфере контекстного обучения в высшей школе позволил сформировать и представить педагогическую модель контекстного обучения безопасности жизнедеятельности в вузе. В статье описаны основные компоненты модели: целевой, содержательный и организационный, выделены базовая и вариативная составляющие, даны основные критерии эффективной сформированности компетенций безопасности жизнедеятельности (когнитивный, деятельностный, личностный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Model of Context-Based Teaching Basis of Safety Living in Higher Education

The article describs the theoretical and methodological development of context-based teaching Basis of safety living in higher education. The article emphasizes the urgency of using competence approach for teaching Basis of safety living. The analysis of works in the field of contextual learning in higher education made it possible to form and present a pedagogical model of context-based teaching Basis of safety living which includes the following main components of the model: target, content and organizational. In the content, the basic and variable components are singled out. The main criteria for the formation of the safety living competence (cognitive, active, personal) are presented.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель контекстного обучения безопасности жизнедеятельности в высшей школе»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 378.37

Педагогическая модель контекстного обучения безопасности жизнедеятельности в высшей школе

Е. В. Димова

Учебный центр гражданской, экологической и промышленной

безопасности, г. Южно-Сахалинск

Аннотация.

Ключевые слова:

В статье представлены теоретико-методологические разработки контекстного обучения безопасности жизнедеятельности в высшей школе, обозначена актуальность обучения безопасности жизнедеятельности в условиях реализации компетентностного подхода. Произведённый анализ работ в сфере контекстного обучения в высшей школе позволил сформировать и представить педагогическую модель контекстного обучения безопасности жизнедеятельности в вузе. В статье описаны основные компоненты модели: целевой, содержательный и организационный, выделены базовая и вариативная составляющие, даны основные критерии эффективной сформированности компетенций безопасности жизнедеятельности (когнитивный, деятельностный, личностный).

безопасность жизнедеятельности, педагогическая модель, контекстное обучение, компетенции, высшее образование.

Современный период развития человечества характеризуется возросшими масштабами техногенной деятельности общества в целом: урбанизация, потребление и переработка природных ресурсов, строительство огромного количества разнообразных по функциям производственных комплексов и др. Результаты данного вида деятельности напрямую связаны с частотой негативных явлений разнообразного генезиса: стихийных бедствий, аварий, катастроф т. п. Особо значимыми эти проблемы являются для территории Сахалинской области, где очень часто имеют место опасные природные явления, случаются чрезвычайные ситуации техногенного, экологического и социального происхождения. По частоте повторяемости, разрушениям, количеству жертв и материальному ущербу на территории области большую опасность представляют чрезвычайные си-

туации природного происхождения (землетрясения, извержения вулканов, цунами, снежные лавины, сели, оползни и др.), а также чрезвычайные ситуации экологического происхождения, как правило, обусловленные аварийными выбросами и сбросами, произведёнными различными промышленными предприятиями и объектами инфраструктуры. Примерами таких негативных событий являются: снежная лавина в пос. Средняя Медвежка (09.12.45), цунами в г. Северо-Курильске (05.11.52), цунами в пос. Малокурильское (04.10.1994), землетрясение в пос. Нефтегорске (28.05.95), землетрясение в г. Невельске (22.08.07) и др. Все эти явления унесли человеческие жизни, нанесли материальный ущерб и т. п.

Именно поэтому обучение населения в сфере безопасности как превентивная мера является важнейшей задачей любого государства [7; 9]. О роли образования в сфере безопасности указывается в работах С. В. Абрамовой, С. В. Белова, Я. Д. Вишнякова, В. А. Девисилова, Ю. Б. Казимирова, С. В. Камашева, Б. Ч. Месхи, Е. Ю. Молодцова, Е. В. Муравьевой, Л. С. На-срутдиновой, Э. М. Ребко и др. авторов.

В условиях реализации компетентностного подхода обучение основам безопасности жизнедеятельности раскрывается с новой стороны: профессиональная безопасность отражена в компетенциях, содержащихся в требованиях федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО) (компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области) [1]. В ряде компетенций предусмотрено владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация «бакалавр») -ОК-15; направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация «бакалавр») - ОК-21) [8] и др.

В этой связи особую актуальность приобретает разработка педагогических моделей обучения в высшей школе, ориентированных на реализацию компе-тентностного подхода. В сфере высшего образования в настоящее время одной из наиболее востребованных является теория контекстного обучения (А. А. Вербицкий), концептуальным ядром которой является мысль о влиянии контекста профессиональной деятельности на учебную деятельность студентов. По определению А. А. Вербицкого, «контекстным называется такое обучение, в котором с помощью различных дидактических форм, методов и средств моделируется предметное, социальное и морально-нравственное содержание, контекст будущей профессиональной деятельности». Усвоение абстрактных знаний здесь с самого начала «наложено на канву» этой деятельности, осуществляется последовательное систематическое приближение студента к будущей профессии [2; 3; 4; 5].

В общем, контекст рассматривается как система внутренних (индивидуально-психологических особенностей, знаний и опыта, а также внешних (предметных, социокультурных и др.) условий жизни и деятельности человека, которые влияют на восприятие, понимание и преобразование конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому либо её компонентам. Задавая такие контексты в образовательном процессе, можно системно и последовательно моделировать предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов, обеспечивать

осмысленное формирование у них необходимыхкомпетенций.

Актуальность формирования компетенций безопасности жизнедеятель-ио вти с усллвиох контекстного обучения в вузе обусловлена, с одной стороны, требованиями к качеству подготовки современного специалиста в этой с феро л соылветствии с нГОС° О, ас хр°лоо стрфеоул-необходимоссью опоры в процессе эффективной реализации этих требований на адекватную педагогическую теорию, в качестве которой может выступить теория кон-рскетно го ыОуыесил.

В отношении моделирования контекстного обучения безопасности жиз-сс- еянолырсьрм студентов кпысл мо-ель спределяется как форма подготовки, направленная на формирование у студентов компетенций в области профессиональной безопасности (рис. 1).

ФГОС ФО КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

^^^^^^^ I ^^^^^^^

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ форм-новым-у хкмоыоымц-Н Кызкоысмксо- ж-змыдыооысьмксо-

I

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

III

Формы обучения Методы обучения Средства обучения

Принципы обучения

I

РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ Компетенции безопасности жизнедеятельности

Рос. 1. Модель коотекстного обучения безопасностижизнедеятельности

Основными компонентами модели являются целевой, содержательный и о pгaнкзоциoиный.

Цель модели контекстного обучения безопасности жизнедеятельности -формирование компетенций безопасности жизнедеятельности студентов вузов.

Содержательный компонент педагогической модели составляет содержание образования, которое выступает основным средством формирования компетенций, а также профессионально значимых качеств личности будущего специалиста в области безопасности.

В отношении модели контекстного обучения безопасности жизнедеятельности содержательный компонент включает в себя базовую (обязательную) и вариативную части профессионального цикла ФГОС ВО. Базовая часть представлена курсом «Безопасность жизнедеятельности», а вариативная - специальным курсом «Профессиональная безопасность в чрезвычайных ситуациях» - дисциплина, основной целью которой является формирование знаний о вопросах профессиональной безопасности организаций (предприятий, учреждений) в условиях поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, а именно:

- идентификация опасных факторов чрезвычайных ситуаций;

- реализация профессиональных действий как мер собственной и коллективной защиты от опасных факторов при угрозе чрезвычайных ситуаций;

- принятие профессиональных решений по собственной и коллективной защите от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и т. п. [10].

Модель предполагает реализацию исследовательского мини-проекта (О. А. Абдуллина, Л. Ф. Авдеева, Н. С. Амелина, В. А. Артёмов, В. Б. Бонда-ревский, В. М. Вергасов, Р. Р. Ильясова, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Е. В. Родина, А. И. Савенков, В. А. Сластёнин, М. Ф. Шкляр, Ф. А. Шогено-ва, Н. Б. Шумакова и др.), так как именно овладение обучающимися исследовательскими умениями и навыками является одной из главных задач высшего образования. Существует множество интерпретаций понятий «исследовательские умения» и «исследовательские навыки». И. А. Зимняя, В. В. Успенский, Н. Л. Головизнина, Е. А. Шашенкова и др. рассматривают исследовательские умения в качестве результата и меры исследовательской деятельности (как способность к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов, приобретаемую в процессе решения различного рода задач). М. Н. Поволяе-ва, Н. В. Сычкова, П. Ю. Романов и др. рассматривают исследовательские умения как способность к действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности. Наше понимание понятий «исследовательские умения и навыки» соотносится с формулировкой П. В. Середенко, по мысли которого «исследовательские умения и навыки - это возможность и её реализация, выполнение совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию» [6].

Исследовательский мини-проект является завершающим этапом модели контекстного обучения безопасности жизнедеятельности. После реализации дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» (1-й год обучения) и «Профессиональная безопасность в чрезвычайных ситуациях» (4-й год обучения) в период прохождения производственной практики студенты наряду с отчётом о преддипломной практике готовят исследовательский мини-проект. Данный мини-проект должен отражать состояние уровня безопасности организации (предприятия, учреждения) - места прохождения практики при реализации поражающих факторов чрезвычайных ситуаций и включать в себя: состав, ос-

новные задачи и функционирование объектового звена Российской системы предупреждения и действий в чрезвучайных ситуациях и гражданской обороны предприятия (организации, учреждения); основные задачи, функции и организация деятельности штаба (отдела, сектора) по делам ГО и ЧС объекта (предприятия, организации, учреждения); основные задачи, состав и организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) на объекте (предприятия, организации, учреждения), функциональные обязанности членов комиссии и др.

Мини-проект создаст возможность на практике проверить сформирован-ность компетенций в области профессиональной безопасности, покажет способность к самостоятельной исследовательской деятельности и выявит те стороны профессиональной компетентности, которые необходимо развивать в дальнейшей профессиональной деятельности.

Организационный компонент модели включает в себя реализацию комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность модели: осуществление профессорско-преподавательским составом вуза педагогического сопровождения усвоения студентами охарактеризованного выше содержательного компонента; проведение преподавателями специально направленных действий по выяснению цели подготовки студентов в вузе к дальнейшей работе в экстремальных ситуациях; использование разнообразных видов взаимодействия преподавателя и студентов.

Компетенции, формируемые посредством реализации охарактеризованной модели, определяются как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области безопасности жизнедеятельности, а результатом успешного их формирования будет являться способность решать проблемы и задачи, возникающие в экстремальных ситуациях при осуществлении профессиональной деятельности.

Критериями эффективной сформированности компетенций будут являться:

- когнитивный - включает в себя систему теоретических знаний (студент может адекватно оценивать сложившиеся ситуации, имеет представление о вариантах развития событий, обладает знаниями о действиях в сложившейся ситуации);

- деятельностный - определяет практическое и оперативное применение знаний, опыт их проявления в нестандартных ситуациях;

- личностный - характеризует осознание важности эффективности применения знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях.

Таким образом, можно утверждать, что обучение безопасности жизнедеятельности в высшей школе будет эффективным, если контекст будет выступать как ведущий фактор формирования компетенций безопасности жизнедеятельности, так как именно контекст как комплекс квазипрофессиональных действий приближает учебно-профессиональную деятельность к профессиональной. Использование предложенной педагогической модели позволит успешно повысить качество учебного процесса в вузе, эффективно формируя компетенции студентов в предметной области «Безопасность жизнедеятельности».

Список литературы

1. Абаскалова, Н. П. Основы методики преподавания курса «Безопасность жиз-

недеятельности» в вузе : учеб.-метод. пособие / Н. П. Абаскалова. - Новосибирск : НГПУ, 2004. - 71 с.

2. Вербицкий, А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 39-46.

3. Вербицкий, А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2011. - №2 5. - С. 32-37.

4. Вербицкий, А. А. Через контекст - к модулям: опыт МГГУ им. М. А. Шолохова / А. А. Вербицкий, В. Д. Нечаев // Высшее образование в России. - 2010. - № 6. - С. 3-10.

5. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий. - М. : ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

6. Середенко, П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам / П. В. Середенко. - М. : МПГУ

2007. - 186 с.

7. Фалеев, М. И. Образование как системообразующий фактор снижения рисков чрезвычайных ситуаций / М. И. Фалеев // Технологии гражданской безопасности. - 2004. - № 3. - С. 20-21.

8. ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация «бакалавр»); направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация «бакалавр» [Электронный ресурс] // Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. - иЯЬ: http://fgosvo.rU/fgosvpo/7/6/1/8 (дата обращения: 10.08.2017).

9. Цаликов, В. Культура безопасности жизнедеятельности - системообразующий фактор снижения рисков ЧС / В. Цаликов // Основы безопасности жизнедеятельности. -

2008. - № 4. - С. 3-7.

10. Юсупов, В. З. Реализация принципа вариативности в проектировании содержания профессионального образования / В. З. Юсупов, В. Г. Коротаев // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 4. - С. 21-25.

Pedagogical Model of Context-Based Teaching Basis of Safety Living in Higher Education

E. V. Dimova

Autonomous non-profit organization of additional vocational education "Training Centre of Civil, Environmental and Industrial Safety", Yuzhno-Sakhalinsk

Abstract. : The article describs the theoretical and methodological development of context-based teaching Basis of safety living in higher education. The article emphasizes the urgency of using competence approachfor teaching Basis of safety living. The analysis of works in the field of contextual learning in higher education made it possible to form and present a pedagogical model of context-based teaching Basis of safety living which includes the following main components ofthe model: target, content and organizational. In the content, the basic and variable components are singled out. The main criteria for the formation of the safety living competence (cognitive, active, personal) are presented.

Keywords: safety living, pedagogical model, contextual training, competences, higher education.

Димова

Екатерина Викторовна

преподаватель

Учебный центр гражданской, экологической и промышленной безопасности

693008, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 290, корпус 6

e-mail: dimova-ekaterina@mail.ru

Dimova

Ekaterina Viktorovna

Teacher

Training Centre of Civil, Environmental and Industrial Safety

290, b 6, Lenina St., Yuzhno-Sakhalinsk, 693008

e-mail: dimova-ekaterina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.