Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
118
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНЫЙ РЕГИОН / ТИП / КЛАССИФИКАЦИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дохолян Сергей Владимирович

Цель работы. Целью работы является терминологический анализ дефиниций «комплексное развитие региона», «проблемный регион», а также выделение типов проблемных регионов. Метод или методология проведения работы. Методологической базой исследования послужили нормативные документы, а также труды отечественных и зарубежных ученых, изучающих сущность и виды проблемных регионов. Обоснование практических рекомендаций осуществлялось на основе системного подхода с использованием методов сравнительного анализа, синтеза и сравнения. Результаты. По результатам исследования было выявлено, что для дальнейшего роста Российской Федерации в глобальном пространстве, необходимо устранить межрегиональные диспропорции на внутреннем рынке. В работе, путем систематизации подходов к определению сущности проблемного региона выявлены его основные характеристики, которые легли в основу классификации его видов. Предложенная авторская классификация типов проблемного региона включает шесть критериев: вид проблемы; субъектно-территориальный признак; географический; длительность; уровень проблемности; степень влияния на социально-экономический механизм страны. Основываясь на результатах терминологического анализа дефиниции «комплексное развитие региона», выявлении их преимуществ и недостатков, а также учете специфических характеристик проблемного региона было предложено авторское определение понятия «комплексное развитие проблемного региона». Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке региональных социально-экономических программ, направленных на развитие проблемных регионов. Выводы. Делается вывод, что государственная поддержка должна быть дифференцированной в зависимости от типа проблемного региона, что позволит оптимизировать бюджетные расходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дохолян Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE COMPLEX DEVELOPMENT OF PROBLEM REGIONS

Objective. The purpose of the work is a terminological analysis of the definitions "complex development of the region", "problem region", as well as the identification of types of problem regions. Method. The methodological basis of the study were the regulatory documents and the work of domestic and foreign scientists, which studied the essence and types of problem regions. The rationale for practical recommendations was carried out on the basis of a systematic approach using methods of comparative analysis, synthesis and comparison. Results. According to the results of the study, it was revealed that for the further growth of the Russian Federation in the global space, it is necessary to eliminate interregional imbalances in the domestic market. In the article, by systematizing the approaches to defining the essence of the problem region, the au thor identified its main characteristics, which formed the basis for the classification of its types. The proposed author's classification of the types of the problem region includes six criteria: type of problem; subject-territorial feature; geographical; duration; level of problematicity; level of influence on the socio-economic mechanism of the country. Based on the results of the terminological analysis of the concept of " complex development of the region", identifying their advantages and disadvantages, as well as taking into account the specific characteristics of the problem region, the author's definition of the concept of " complex development of the problem region" was proposed. Application results. The results of the study can be used in the development of regional socio-economic programs aimed, which purpose is to develop the problem regions. Conclusions. It is concluded that government support should take into account the type of problem region, which will optimize budget spending.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ»

УДК 336.13 ДОХОЛЯНСЕРГЕИ ВЛАДИМИРОВИЧ

доктор экономических наук, главный научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,

Махачкала, Российская Федерация, E-mail: sergsvd@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ

Аннотация. Цель работы. Целью работы является терминологический анализ дефиниций «комплексное развитие региона», «проблемный регион», а также выделение типов проблемных регионов. Метод или методология проведения работы. Методологической базой исследования послужили нормативные документы, а также труды отечественных и зарубежных ученых, изучающих сущность и виды проблемных регионов. Обоснование практических рекомендаций осуществлялось на основе системного подхода с использованием методов сравнительного анализа, синтеза и сравнения. Результаты. По результатам исследования было выявлено, что для дальнейшего роста Российской Федерации в глобальном пространстве, необходимо устранить межрегиональные диспропорции на внутреннем рынке. В работе, путем систематизации подходов к определению сущности проблемного региона выявлены его основные характеристики, которые легли в основу классификации его видов. Предложенная авторская классификация типов проблемного региона включает шесть критериев: вид проблемы; субъектно-территориальный признак; географический; длительность; уровень проблемности; степень влияния на социально-экономический механизм страны. Основываясь на результатах терминологического анализа дефиниции «комплексное развитие региона», выявлении их преимуществ и недостатков, а также учете специфических характеристик проблемного региона было предложено авторское определение понятия «комплексное развитие проблемного региона». Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке региональных социально-экономических программ, направленных на развитие проблемных регионов. Выводы. Делается вывод, что государственная поддержка должна быть дифференцированной в зависимости от типа проблемного региона, что позволит оптимизировать бюджетные расходы. Ключевые слова: проблемный регион, тип, классификация, комплексное развитие региона, социально-экономические проблемы, государственная поддержка.

DOKHOLYANSERGEY VLADIMIROVICH

Dr.Sc. of Economics, Chief Research, Institute of Socioeconomic Studies of the DFRC of the RAS, Makhachkala, the Russian Federation, E-mail: sergsvd@mail.ru

THEORETICAL ASPECTS OF THE COMPLEX DEVELOPMENT OF PROBLEM REGIONS

Abstract. Objective. The purpose of the work is a terminological analysis of the definitions "complex development of the region", "problem region", as well as the identification of types of problem regions. Method. The methodological basis of the study were the regulatory documents and the work of domestic and foreign scientists, which studied the essence and types of problem regions. The rationale for practical recommendations was carried out on the basis of a systematic approach using methods of comparative analysis, synthesis and comparison. Results. According to the results of the study, it was revealed that for the further growth of the Russian Federation in the global space, it is necessary to eliminate interregional imbalances in the domestic market. In the article, by systematizing the approaches to defining the essence of the problem region, the au-

thor identified its main characteristics, which formed the basis for the classification of its types. The proposed author's classification of the types of the problem region includes six criteria: type of problem; subject-territorial feature; geographical; duration; level of problematicity; level of influence on the socio-economic mechanism of the country. Based on the results of the terminological analysis of the concept of " complex development of the region", identifying their advantages and disadvantages, as well as taking into account the specific characteristics of the problem region, the author's definition of the concept of " complex development of the problem region" was proposed. Application results. The results of the study can be used in the development of regional socio-economic programs aimed, which purpose is to develop the problem regions. Conclusions. It is concluded that government support should take into account the type of problem region, which will optimize budget spending.

Keywords: problem region, type, classification, complex development of the region, socioeconomic problems, state support.

Введение. Несмотря на наличие огромного потенциала России все еще не достигла высоких позиций в мировых рейтингах. Так, по уровню человеческого развития в 2019 г. Российская Федерация занимала 49 место из 189 [19], по размеру валового национального дохода на душу населения находилась на 65 месте из 195 стран [21], а по уровню глобальной конкурентоспособности - 43 место из 141 [5]. Одной из причин, замедляющей рост России в мировом пространстве, является неоднородность социально-экономического развития ее регионов. Межрегиональные диспропорции связаны, как с объективными (наличие природных богатств, климат, географическое положение, исторические и культурные особенности и т.д.), так и субъективными (проведение региональной политики) причинами. В результате, одни регионы устойчиво развиваются, а другие, так называемые проблемные регионы, требуют внешней поддержки. Так, на сегодняшний день в России выделено десять проблемных регионов, среди которых: Республики Алтай, Карелия,Тывы, Адыгея, Марий Эл, Чувашия, Алтайский край, Курганская и Псковская области, для развития которых правительство в ближайшие три года планирует выделить порядка 26 млрд. руб. [4]. В связи с чем, актуализируется вопрос выявления сущности проблемных территорий, определения их видов и эффективного развития для выравнивания межрегиональных диспропорций и повышения конкурентоспособности всей страны на мировом рынке.

Методы исследования. Понятие комплексного развития является одним из базовых понятий экономической науки, изучающей региональную экономику, а развитие регионов представляет одну из главных стратегических задач России в современных условиях. Тем не менее, данное понятие относительно проблемного региона является недостаточно изученным, что требует детального рассмотрения ключевых составляющих: комплексное развитие региона, проблемный регион, тип проблемного региона.

В современной экономической литературе все еще не выработано единое мнение относительно дефиниции «комплексное развитие региона». Так, по мнению Е. Коваленко комплексное развитие региона представляет собой установление рациональных отраслевых и территориальных связей, направленных на увеличение доли региона в экономике страны и эффективного обеспечения потребностей населения региона [6, с. 28]. Преимуществом данного определения является учет роли региона в экономике всей страны.

А.Г. Калинина раскрывает сущность комплексного развития региона через механизм привлечения и использования потенциала региона во взаимодействии и структурных преобразованиях его воспроизводственного комплекса, с целью усиления конкурентоспособности, как на внутреннем региональном, так и глобальном рынках [16, с. 277]. Однако, спорным является наличие потенциала у проблемного региона.

В свою очередь, Д.В. Нехайчук, Ю.С. Нехайчук рассматривают понятие «комплексное развитие региона» с позиции комплексности и системности, определяя его, как оптимальное сочетание подсистем и элементов региональной экономики: природных, материальных и трудовых ресурсов, социальной, производственной, инвестиционно-финансовой инфраструктуры и других элементов в территориально-производственной и социально-экономической системах (комплексах), в рамках которых путем реализации рыночных и других методов хозяйствова-

ния, обеспечивается эффективное решение социально-экономических задач и создается благоприятная среда для жизни населения [17, с.53]. Несмотря на бесспорные преимущества данного определения, отражающего все элементы экономики региона, а также цели его развития, оно не учитывает субъектов, которые осуществляют развитие территории и уровень развития (степень проблемности) самого региона.

Субъектный подход заложен в определении законодателя, где комплексное развитие территории определяется как деятельность, с участием органов власти, инвесторов и собственников недвижимого имущества, направленная на эффективное использование территории и обеспечение жизнедеятельности населения путем размещения объектов капитального строительства производственного, жилого, общественно-делового и других фондов [10]. В тоже время, как и в предыдущих определениях, особенности проблемных регионов не учитываются. В связи с этим, для получения более точного определения, необходимо рассмотреть, что представляет собой проблемный регион.

Таблица 1

Терминологический анализ понятия «проблемный регион»

Автор Определение

В.Н. Видяпин [2], М. Н. Толчинская [13] Проблемный регион являет собой территорию, не способную самостоятельно решить свои социальные и экономические проблемы, или реализовать свои потенциальные возможности развития, в связи, с чем ему необходима активная государственная поддержка.

С.Р. Кривко [7] Проблемный регион представляет собой территорию, которой для решения своих социальных и экономических проблем требуется государственная поддержка.

Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 -2004 годы)» [11] Проблемные (с особыми аномалиями) регионы представляют собой регионы, которые подверглись негативному влиянию природных или техногенных катастроф, крупных общественно - политических конфликтов (Чеченская Республика), критического падения производства и жизненного уровня, что повлекло за собой потерю накопленного экономического потенциала и вынужденную эмиграцию населения в значительных масштабах.

З. В. Герасимчук [15] Проблемный регион - это такие пространственно-территориальные образования, в которых из-за социальных, экономических, экологических и других причин прекращают действовать стимулы саморазвития и нет надежды рассчитывать на самостоятельное решение кризисной ситуации.

М. О. Барановский [14] Проблемный регион - представляет собой обобщенное понятие различных типов территорий, характеризующихся определенными негативными тенденциями.

Г. М. Лаппо, Я. Г. Машбиц, [8] Проблемный регион - это регион, который не может решить свои проблемы без помощи государства, что представляет угрозу для социально-экономического развития всей страны.

Usnesení vlady Ceskë гериЬНку о vymezení regюnй se soustfedënou podporou statu па гоку 2010 - 2013[20] Проблемные регионы характеризуются низкой долгосрочной экономической эффективностью или наличием неблагоприятных социально-экономических явлений (например, грамотность людей)

Радковская Е.В. [12] Проблемная территория представляет собой территорию, где в результате исторически сложившихся или вновь образовавшихся социально-экономических, геополитических, природно-техногенных катастроф, этнонациональных проблем, образовалась ситуация, которая существенно тормозит процесс самостоятельного развития территории на основе собственного потенциала и в связи с этим нуждается в поддержке государства для решения возникших проблем.

Источник: составлено автором по данным [2; 7; 8; 11-15; 20]

Что касается сущности понятия «проблемный регион», то большинство авторов [2; 7; 13; 20] сходятся во мнении, что это территория, где наблюдаются социально-экономические проблемы, которые данный регион не в состоянии решить самостоятельно и требует государственной поддержки (табл. 1). При этом, В.Н. Видяпин [2] делает акцент на том, что количество проблемных регионов не должно быть очень большим, поскольку в таком случае госу-

дарственная помощь по их поддержанию будет неэффективной. Другая группа авторов расширяет перечень проблем в своих определениях, добавляя помимо социально-экономических проблем также и экологические, геополитические, катастрофы разного характера и т.д. [11; 12; 15]. А, например, М.О. Барановский [14], вообще не конкретизирует проблему, а характеризует проблемный регион, как регион, где наблюдаются негативные тенденции. Особенностью определения Я. Г. Машбиц, Г. М. Лаппо [8] является то, что исследователи акцентируют внимание на возможности угрозы со стороны проблемного региона для социально-экономического развития всей страны, что представляет собой существенный признак рассматриваемого понятия.

Таким образом, представляется возможным выделить ключевые признаки проблемного региона:

- наличие глубоких проблем (социально-экономических, геополитических, катастрофы (природные, техногенные, социальные и др.), конфликты между этническими группами), что приводит к падению жизненного уровня, росту безработицы, вынужденной эмиграции населения, деградации накопленного экономического потенциала, угрозе конфликтов и пр.;

- серьезность и масштабность проблем, поскольку их невозможно решить силами региона, и они требует поддержки государства;

- значимость проблемы, поскольку если проблемы региона не будут решены, то это может представлять угрозу для развития всей страны.

В связи с этим наиболее полным является определение Радковской Е.В., учитывающее виды проблем и их серьезность, и которое можно дополнить значимостью проблемного региона для социально-экономического развития всей страны.

Спорным является и вопрос типологизации проблемных регионов. Так, В.Н. Видяшин [2] классифицируют проблемные регионы по признаку субъектности, к которым могут относиться: субъекты РФ в целом; отдельные части субъектов РФ; смежные части ряда субъектов РФ; территории, которые включают несколько субъектов (например, зона ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, регионы Крайнего Севера и др.).

Большинство авторов [3; 7; 11; 13] классифицируют проблемные регионы в зависимости от уровня экономической активности на следующие типы:

- депрессивные - их ключевым отличием от отсталых регионов является то, что, несмотря на более низкие социально-экономические показатели по сравнению со средними по стране, в прошлом они были развитыми, имели довольно высокий производственно-технический, кадровый и экономический потенциал. Однако некоторые авторы не соглашаются с тем, что депрессивными могут быть только промышленные районы, которые в прошлом обладали экономическим потенциалом, а впоследствии его утратили, поскольку такой подход не отражает разнообразие возникновения депрессивных территорий. Так, по мнению С.И. Плотницкой де-прессивность является в основном приобретенной в процессе социально-экономического развития, а не следствием исторически сложившихся тенденций [18, с. 200];

- отсталые, где долгое время наблюдается низкий уровень жизни населения и развития производства, экономического потенциала, инвестиционной активности, а также более высокий уровень безработицы относительно среднего значения по стране.

При этом, депрессивные регионы, в зависимости от продолжительности депрессивного состояния, А.Г. Гранберг [3] подразделяет на:

- дореформенные депрессивные территории, ухудшение положения в которых датируется дореформенным периодом, а в ходе реформ их состояние стало еще хуже;

- новые депрессивные регионы - до внедрения реформ демонстрировали устойчивый рост, а на данный момент испытывают кризис, условия для выхода из которого отсутствуют.

Недостатком данного подхода, является то, что речь идет о реформах 90-х годов, которые потеряли свою актуальность на данный момент.

В свою очередь, И.В. Митрофанова и В.В. Батманова выделяют в депрессивных регионах фоновые и кризисные. Характерными чертами фоновых депрессивных регионов являются низкий жизненный уровень жителей региона, использование устаревшей технологической базы, низкая конкурентоспособность на рынке, нехватка кадров. Кризисные депрессивные регионы значительно отстают от других регионов страны по социально-экономическому, инфра-

структурному уровню развития, в них наблюдается высокая безработица, а также большое число социальных конфликтов [9, с. 101].

Что касается отсталых регионов, то в зависимости от возможности их развития в будущем, М. Н. Толчинская предлагает классифицировать на регионы, которые имеют потенциал развития и регионы, не имеющие такового [13].

Исследователи Г. Ф. Балакина и Н. В. Колоскова [1, с. 6] без выделения какого-либо критерия, определяют следующие типы проблемных регионов:

- депрессивные - ранее занимающие ведущие позиции в экономике страны, но на данный момент, демонстрирующие низкие показатели социально-экономического развития вследствие ряда причин (исчерпание ресурсов, включая отток трудовых ресурсов, дефицит инвестиций, моральное устаревание технологий, ухудшение инвестиционной привлекательности региона и др.),

- приграничные - основными причинами низкого ссоциально-экономического развития данных регионов являются: удаленность территорий от промышленных центров; слабая транспортная инфраструктура, что существенно повышает транспортные расходы; суровый климат; низкий уровень инновационного развития; ориентация на добычу сырья, а не производства товаров с высокой добавленной стоимостью; дефицит бюджетных средств и др.;

- горные - характеризуются дефицитом вливания финансовых вложений в регион из-за их труднодоступности, низкой инвестиционной привлекательностью, низким инновационным уровнем вследствие нехватки денежных средств.

Однако, приграничные и горные регионы, по сути, определены на основании географического признака, тогда как, депрессивные - по критерию экономической активности. В таком случае, целесообразно было бы дополнить данный подход путем выделения проблемных зон, находящихся на удалении от центра и в центре страны.

Интересным представляется подход Радковской Е.В., которая в зависимости от вида проблемы выделяет 4 класса проблемных территорий [12, с. 42-45]:

- депрессивные - развитые в прошлом территории, находящиеся в упадочном состоянии экономики и существенно отстающие по основным социально-экономическим показателям от других регионов, что не позволяет им саморазвиваться, вызывает высокую социальную напряженность и характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью;

- отсталые (слабоосвоенные) - территории, где вследствие объективных (чаще геополитических) факторов исторически наблюдается негативная ситуация, что проявляется в низком социально-экономическом развитии и отсутствии возможностей для собственного развития;

- конфликтная зона - характеризуется возникновением или продолжением конфликтов на фоне этнических, межнациональных, религиозных различий, без наличия экономических предпосылок, что выражается в претензиях на территорию;

- зона бедствия (экологическая, социальная, политическая и пр.) - характеризуется наличием реальной угрозы жизни и здоровью людей и требует незамедлительного вмешательства от государства.

Его преимуществом является то, что причины возникновения проблем отличаются, что позволяет принимать подходящие для каждого случая решения.

Похожий подход к разграничению типов проблемного региона представлен в работе И.В. Митрофановой и В.В. Батмановой, где выделены: слаборазвитые; депрессивные; экологически опасные; приграничные; регионы религиозных, национальных и этнических конфликтов; регионы промышленного освоения, где наблюдаются экстремальные природные условия [9].

В европейской практике, выявление проблемных регионов, например в Чешской Республике, осуществляется на основании Закона № 248/2000 Coll. «О поддержке регионального развития» [20]. В этом законе в зависимости от уровня поддержки определены три основных типа проблемных региона: регионы с дефицитом структурного баланса, регионы со слабой экономикой и регионы с высокой безработицей.

Результаты. Следует отметить, что, несмотря на такие важные черты проблемного региона, как глубокий характер, серьезность и значимость проблемы, в представленных в современной литературе классификациях это никак не отражено. Таким образом, суммируя вышеизложенное, предлагается расширенная классификация проблемного региона, включающая такие

критерии как: вид проблемы; субъектно-территориальный признак; географический; длительность; уровень проблемности; степень влияния на социально-экономический механизм страны (табл. 2).

Таблица 2

Классификация типов проблемного региона

Критерий Тип проблемного региона

Вид проблемы (социально-экономические, геополитические, катастрофы (природные, техногенные, социальные и др.), межэтнические) депрессивные (фоновые и кризисные); отсталые (с потенциалом развития и без); конфликтная зона; зона бедствия.

Субъектно-территориальный субъекты РФ в целом; отдельные части субъектов РФ; смежные части ряда субъектов РФ; территории, включающие несколько субъектов.

Географический приграничные, горные, отдаленные, центральные

Длительность регион с затяжным кризисом; регион с недавно начавшимся кризисом.

Уровень проблемности регион с глубоким кризисом; регион со средним уровнем кризиса; регион с низким уровнем кризиса.

Степень влияния на социально-экономический механизм страны регионы, имеющие стратегически важное значение для страны (например, богатые природными ресурсами северные территории); регионы, имеющие среднее значение для страны; регионы, имеющие невысокое значение для страны

Источник: составлено автором по данным [1-3; 7; 9; 11-13]

Использование предложенной классификации позволит комплексно подходить к обеспечению государственной поддержки проблемных регионов, направленной на их развитие, за счет повышения эффективности расходования бюджетных средств на решение проблем таких регионов.

В свою очередь, комплексное развитие проблемных регионов можно определить как получение синергетического эффекта за счет устранения дисбаланса в развитии всех элементов региональной экономики благодаря совместным усилиям органов власти, инвесторов и собственников, и направленное на решение специфических внутрирегиональных проблем с целью снижения угрозы для экономики страны и обеспечения достойного уровня жизни жителей региона.

В авторском подходе отражены все ключевые элементы, отражающие специфику проблемного региона: объекты и субъекты региональных отношений; наличие внутрирегиональных проблем; необходимость устранения угрозы для государства.

Выводы. Обеспечение комплексного развития проблемных регионов представляет собой длительный процесс, который связан со структурными преобразованиями производственной, социально-экономической и окружающей сферы, и требующий значительных финансовых вложений со стороны государства и частных инвесторов. В тоже время, как было выявлено в ходе исследования, проблемные регионы могут иметь разные виды и глубину проблем, уровень природного, производственного, трудового, финансового и других видов потенциала, степень влияния на социально-экономический механизм страны. Все это обуславливает необходимость дифференции степени поддержки со стороны государства, а предложенная классификация типов проблемных регионов, позволит оптимизировать бюджетные расходы и направить их в регионы, особо остро нуждающиеся в финансовых ресурсах.

Литература

1. Балакина Г.Ф., Колоскова Н.В. Инструменты финансового регулирования социально-экономического развития проблемного региона. Экономика. Профессия. Бизнес. 2020. №3. с.5-13.

2. Видяпин В.Н. Региональная экономика. Под ред. Видяпина В.И., Степанова М.В. М.: ИНФРА-М,

2007. - 666 с.

3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. - 3-е изд. М.: ГУ ВШЭ. 2003.

4. Еськов П. Правительство РФ выделило на поддержку проблемных регионов 26 млрд. рублей - URL: https://fingazeta.ru/ekonomika/rossiyskaya_ ekonomika/463568?page=15(дата обращения 14.11.2020).

5. Индекс глобальной конкурентоспособности в 2019 г. Центр гуманитарных технологий. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index (дата обращения 11.11.2020).

6. Коваленко Е. Региональная экономика и управление: уч. пособ. СПб. : Питер, 2005. - 288 с.

7. Кривко С.Р. О принципах развития сферы услуг в проблемных регионах РФ. - URL: http://dom-hors.ru/ rus/files/arhiv_zhurnala/pep/2012-4/krivko.pdf (дата обращения 12.11.2020).

8. Лаппо Г.М., Машбиц Я.Г. Проблемные регионы: понятие, типы, особенности. Изв. Российской академии наук, серия Географическая. 1994. №5..

9. Митрофанова И. В., Батманова В.В. Региональная экономика и политика: учеб. пособие. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2012. - 378 с.

10. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации. Федеральный закон № 373-ФЗ от 03.07.2016 г. - URL: http:// base.garant.ru/71436074/(дата обращения 16.11.2020).

11. О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы). Утверждена распоряжением Правительства РФ № 910-р от 10.07.2001 г. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901793094 (дата обращения 13.11.2020).

12. Радковская Е.В. Критерии и приоритеты экономического развития проблемных территорий (на примере Уральского экономического района): диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 [Место защиты: Ур. гос. эконом. ун-т]. Екатеринбург, 2014. - 235 с.

13. Толчинская М.Н. Типизация отсталых регионов России и пути преодоления депрессивности. - URL: http://www.rppe.ru/wp-content/uploads/ 2010/02 tolchinskaja-mn.pdf (дата обращения 12.11.2020).

14. Барановський М. О. Депресивтсть регiонiв Украши. Теорiя та практика до^джень: зб. наук. пр. викладачiв природ-геогр. ф-ту. Шжин, 2006. Вип. 1. С. 74-81.

15. Герасимчук З. В., Галущак В.Л. Полiтика розвитку проблемних регiонiв: методологiчнi засади фор-мування та реалiзацiï: монографiя. Луцьк: Надстир 'я, 2006. - 248 с.

16. Калiнiна А.Г. Суттсть та необхiднiсть забезпечення комплексного розвитку регiону. Reporter of the Priazovskyi State Technical University Section: Economic sciences. 2015. № 29. С. 273-279.

17. Нехайчук Д.В., НехайчукЮ.С. Комплекснийрозвитокрегiонiвяк основаякостi життя населення. -URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/ handle/123456789/93437/11 -Nekhaichuk.pdf?sequence=1 (дата обращения 16.11.2020).

18. Плотницька С.1 Проблеми iдентифiкацiï депресивних територш Украши. Вiсник Запорiзького нацюнального утверситету. №4(16). 2012. С. 195-200.

19. United Nations Development Programme: Human Development Report 2019. - URL: https://gtmarket.ru/ files/research/human-development-index/Human_ Development_Report_2019.pdf (дата обращения 14.11.2020)

20. Usneseni vlâdy Ceské republiky o vymezeni regionu se soustredënou podporou stàtu na roky 2010 - 2013. - URL: https://www. mmr.cz/cs/ministerstvo/regionalni-rozvoj/regionalni-politika/koncepce-a-strategie/archiv/ usneseni-vlady-ceske-republiky-o-vymezeni-regionu (дата обращения 13.11.2020).

21. World Development Indicators Database: Gross National Income. The World Bank. - URL: data.worldbank.org (дата обращения 14.11.2020).

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Balakina G.F., Koloskova N.V. Instrumenty finansovogo regulirovaniya social'no-ekonomicheskogo razviti-ya problemnogo regiona. Ekonomika. Professiya. Biznes. 2020. №3. s.5-13.

2. Vidyapin V.N. Regional'naya ekonomika. Pod red. Vidyapina V.I., Stepanova M.V. M.: INFRA-M, 2007. -666 s.

3. Granberg A.G. Osnovy regional'noj ekonomiki: uchebnik dlya vuzov. - 3-e izd. M.: GU VSHE. 2003.

4. Es'kov P. Pravitel'stvo RF vydelilo na podderzhku problemnyh regionov 26 mlrd. rublej - URL: https:// fingazeta.ru/ekonomika/rossiyskaya_ ekonomika/463568?page=15(data obrashcheniya 14.11.2020).

5. Indeks global'noj konkurentosposobnosti v 2019 g. Centr gumanitarnyh tekhnologij. - URL: https:// gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index (data obrashcheniya 11.11.2020).

6. Kovalenko E. Regional'naya ekonomika i upravlenie: uch. posob. SPb.: Piter, 2005. - 288 s.

7. Krivko S.R. O principah razvitiya sfery uslug v problemnyh regionah RF. - URL: http://dom-hors.ru/rus/ files/arhiv_zhurnala/pep/2012-4/krivko.pdf (data obrashcheniya 12.11.2020).

8. Lappo G.M., Mashbic YA.G. Problemnye regiony: ponyatie, tipy, osobennosti. Izv. Rossijskoj akademii nauk, seriya Geograficheskaya. 1994. №5..

9. Mitrofanova I. V., Batmanova V. V. Regional'naya ekonomika i politika: ucheb. posobie. Volgograd: Izd-vo Volgogr. gos. un-ta, 2012. - 378 s.

10. O vnesenii izmenenij v Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii, otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti sovershenstvovaniya regulirovaniya podgotovki, soglasovaniya i utverzhdeniya doku-mentacii po planirovke territorii i obespecheniya kompleksnogo i ustojchivogo razvitiya territorij i priznanii utrativshimi silu otdel'nyh polozhenij zakonodatel'nyh aktov Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon № 373-FZ ot 03.07.2016g. - URL: http://base.garant.ru/71436074/(data obrashcheniya 16.11.2020).

11. O programme social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na srednesrochnuyu perspektivu (2002 - 2004 gody). Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF № 910-r ot 10.07.2001 g. - URL: http:// docs.cntd.ru/document/901793094 (data obrashcheniya 13.11.2020).

12. Radkovskaya E.V. Kriterii i prioritety ekonomicheskogo razvitiya problemnyh territorij (na primere Ural'skogo ekonomicheskogo rajona): dissertaciya ... kandidata ekonomicheskih nauk: 08.00.05 [Mesto zash-chity: Ur. gos. ekonom. un-t]. Ekaterinburg, 2014. - 235 s.

13. Tolchinskaya M.N. Tipizaciya otstalyh regionov Rossii i puti preodoleniya depressivnosti. - URL: http:// www.rppe.ru/wp-content/uploads/2010/02 tolchinskaja-mn.pdf (data obrashcheniya 12.11.2020).

14. Baranovs'kij M. O. Depresivnist' regioniv Ukraini. Teoriya ta praktika doslidzhen': zb. nauk. pr. vi-kladachiv prirod-geogr. f-tu. Nizhin, 2006. Vip. 1. S. 74-81.

15. Gerasimchuk Z. V., Galushchak V.L. Politika rozvitku problemnih regioniv: metodologichni zasadi formu-vannya ta realizacii: monografiya. Luc'k: Nadstir'ya, 2006. - 248 s.

16. Kalinina A.G. Sutnist' ta neobhidnist' zabezpechennya kompleksnogo rozvitku regionu. Reporter of the Pri-azovskyi State Technical University Section: Economic sciences. 2015. № 29. S. 273-279.

17. Nekhajchuk D. V., Nekhajchuk YU.S. Kompleksnij rozvitok regioniv yak osnova yakosti zhittya naselennya.

- URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/ handle/123456789/93437/11 -Nekhaichuk.pdf?sequence=1 (data obrashcheniya 16.11.2020).

18. Plotnic'ka S.I Problemi identifikacii depresivnih teritorij Ukraini. Visnik Zaporiz'kogo nacional'nogo universitetu. №4(16). 2012. S. 195-200.

19. United Nations Development Programme: Human Development Report 2019. - URL: https://gtmarket.ru/ files/research/human-development-index/Human_ Development_Report_2019.pdf (data obrashcheniya 14.11.2020)

20. Usneseni vlady Ceske republiky o vymezeni regionu se soustredenou podporou statu na roky 2010 - 2013.

- URL: https://www. mmr.cz/cs/ministerstvo/regionalni-rozvoj/regionalni-politika/koncepce-a-strategie/archiv/ usneseni-vlady-ceske-republiky-o-vymezeni-regionu (data obrashcheniya 13.11.2020).

21. World Development Indicators Database: Gross National Income. The World Bank. - URL: da-ta.worldbank.org (data obrashcheniya 14.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.