Научная статья на тему 'НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УМНОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УМНОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ / BORDER REGION / THREAT TO ECONOMIC SECURITY / SITUATIONAL CENTER / REGIONAL CONTROL CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганчар Никита Александрович

В статье представлен подход к концепции умного устойчивого региона, включающего подсистему информационного обеспечения стратегической системы распределенных ситуационных центров, деятельность которых обеспечивает выявление и диагностику угроз экономической безопасности приграничных регионов. Показано, что центры управления регионом целесообразно рассматривать как подсистему системы распределенных стратегических ситуационных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ганчар Никита Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUTRALIZATION OF THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF BORDER MUNICIPALITIES IN THE CONCEPT OF THE SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM OF SMART SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article presents an approach to the concept of a smart sustainable region, which includes a subsystem of information support for a strategic system of distributed situational centers, whose activities ensure the identification and diagnosis of threats to the economic security of border regions. It is shown that the regional control centers should be considered as a subsystem of the system of distributed strategic situational centers.

Текст научной работы на тему «НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УМНОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

Ганчар Никита Александрович,

соискатель кафедры Экономическая безопасность

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УМНОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

г. Санкт-Петербург.

Аннотация. В статье представлен подход к концепции умного устойчивого региона, включающего подсистему информационного обеспечения стратегической системы распределенных ситуационных центров, деятельность которых обеспечивает выявление и диагностику угроз экономической безопасности приграничных регионов. Показано, что центры управления регионом целесообразно рассматривать как подсистему системы распределенных стратегических ситуационных центров.

Ключевые слова: приграничный регион, угроза экономической безопасности, ситуационный центр, центр управления регионом.

NEUTRALIZATION OF THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF BORDER MUNICIPALITIES IN THE CONCEPT OF THE SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM

OF SMART SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Abstract. The article presents an approach to the concept of a smart sustainable region, which includes a subsystem of information support for a strategic system of distributed situational centers, whose activities ensure the identification and diagnosis of threats to the economic security of border regions. It is shown that the regional control centers should be considered as a subsystem of the system of distributed strategic situational centers.

Keywords: border region, threat to economic security, situational center, regional control center.

Влияние приграничного положения на социально-экономическое развитие приграничных муниципалитетов проявляется в интервале, граничными точками которого являются:

- муниципалитеты, располагающиеся в центре транспортных и торговых межстрановых потоков товаров, услуг и контактов граждан пограничных стран;

- муниципалитеты, в отношении которых действует режим пограничной зоны с определенными ограничениями по экономической и социальной активности. [1]

Цифровые угрозы экономической безопасности, имеющие экстерриториальный характер возникновения и воздействия, могут оказывать серьезное негативное воздействие на пограничную и национальную безопасность страны, поскольку способны оказывать дестабилизирующее влияние на социальное и экономическое развития приграничных муниципалитетов, ослабляя тем самым каркас безопасности страны. И напротив, цифровые угрозы пограничной безопасности порождают ряд - 1370 -

угроз экономической безопасности приграничных регионов, нейтрализация которых требует разработки инновационной концепции, в основу которой может быть положено представление об умном устойчивом городе ( smart and sustaiblecity, SSC) [2] и его инновационном кадровом, техническом, организационном, информационном, финансовом и институциональном обеспечении. Нейтрализация угроз экономической безопасности приграничных муниципалитетов как социально-экономических систем умного устойчивого развития (smart and sustaiblecity municipality, SSM) [3,4] предполагает создание следующих подсистем:

- геоинформационная система;

- электронная полиция;

- электронное здравоохранение;

- электронное здравоохранение;

- открытые данные экологического мониторинга;

- интеллектуальная транспортная система;

- система взаимодействия граждан и администрации муниципального образования;

- подсистема информационного обеспечения стратегической системы распределенных ситуационных центров, включая подсистему «Безопасность приграничных территорий».

Подсистема «Безопасность приграничных регионов» может включать два блока:

- «Экономическая безопасность приграничного муниципалитета», включающая систему соответствующих индикаторов и их пороговых значений.

- «Пограничная безопасность приграничного муниципалитета», включающая индикаторы защищенности государственной границы и приграничной территории от реальных и возможных угроз интересам Российской Федерации, проявляющихся в пограничной зоне, т.е. на участке территории, непосредственно примыкающей к границе.

Стратегическая система распределенных ситуационных центров осуществляет комплекс аналитических работ, обеспечивающих принятие стратегических решений, которые, в числе прочих, обеспечивают национальную, пограничную и экономическую безопасность приграничных муниципалитетов. Включение задачи информационного обеспечения данной системы в состав задач, решаемых средствами умного устойчивого муниципалитета, позволит унифицировать информационные потоки. Концепция распределенных ситуационных центров развивается в соответствии с Указом Президента РФ от 25.06.2013 г. № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия» на основе создания и функционирования информационной аналитической платформы ситуационных центров. Распределенные ситуационные центры призваны решать информационные и аналитические задачи стратегического планирования на основе раннего выявления проблем и угроз экономической и национальной безопасности на национальном и региональном уровне.

При решении задач органами регионального управления с 2020 года предполагается использовать так называемые центры управления регионом, призванные:

- обеспечивать обратную связь с населением муниципальных образований;

- осуществлять сбор и обработку информации, моделирование ситуаций и социально-экономическое прогнозирование;

- обеспечивать информационную поддержку принятия решений;

- создавать условия для эффективного и своевременного обмена информацией с федеральными органами исполнительной власти.

В ряде публикаций [5,6] справедливо отмечается, что центр управления регионом - это, по сути, ситуационный центр на муниципальном уровне, встроенный в иерархическую систему таких центров. Поэтому представляется рациональным использовать включать подсистему информационного обеспечения стратегической системы распределенных ситуационных центров, включая подсистему «Безопасность приграничных территорий» в систему «Умный устойчивый приграничный муниципалитет».

Организация обратной связи с населением муниципальных образований и обработка обращений граждан позволит построить своего рода карту рисков социально-экономического развития по критерию количества обращений за определенный период наблюдения, динамика которых может стать инструментом выявления угроз экономической безопасности муниципального образования. Мониторинг данной информации по региону даст возможность сформировать актуальную карту угроз экономической безопасности приграничного региона.

Концепция «умных городов» - цифровых муниципальных систем, которые делают все: от управления транспортными сетями и обеспечения качества воды до продвижения онлайн-голосования и определения источников выстрелов в отдаленных районах, внедряется во многих странах мира. Это быстро растущий сегмент рынка: исследования показывают, что к 2023 году во всем мире будет потрачено 189 миллиардов долларов на инициативы в области умных городов. [7] Формирование умных устойчивых муниципалитетов в составе приграничных регионов на территории сопредельных стран порождает не только новые возможности для приграничного сотрудничества, но и потенциально может породить новые цифровые угрозы экономической безопасности приграничных регионов Российской Федерации. Развитие системы распределенных ситуационных центров, обеспечивающих информационно-аналитическую поддержку выявления угроз экономической безопасности приграничных регионов, может внести весомый вклад в процесс их своевременной нейтрализации.

Список использованных источников

1. Недужей, М.В., Лазарева, В.В., Плешивцев, А.В. Влияние приграничного положения на социально-экономическое развитие приграничных муниципальных районов [Электронный ресурс]/М.В.Недужей, В.В.Лазарева, А.В.Плешивцева// В

сборнике: Россия и Китай: вектор развития. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Цепелева. 2019. С. 7375. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41460929_70055062.pdf. Дата обращения 15.11.2020

2. Modi A. Smart Cities - the ideal city of the future. URL: http://bwsmartcities. businessworld.in/article/Smart-Cities-the-ideal-city-of-the-future/10-05-2018-148810/. Дата обращения 11.11.2020

3. Smart City Strategy of Municipality ofAmfikleia-Elateia. URL: https://eu-smart-cities.eu/group/1923/description. Дата обращения 11.11.2020

4. Сошина, О.Н. Основные проблемы обеспечения уровня экономической безопасности региона в цифровой экономике [Электронный ресурс]/О.Н.Сошина// Экономика. Информатика. 2020. Т. 47. №2 1. С. 31-39. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_43899279_98479440.pdf. Дата обращения 13.11.2020.

5. Соколова, Е. Центр управления или портал обратной связи с населением: что появится в регионах [Электронный ресурс]/Е.Соколова. URL: https://www. comnews.ru/content/205797/2020-04-27/2020-w18/centr-upravleniya-ili-portal-obratnoy-svyazi-naseleniem-chto-poyavitsya-regionakh. Дата обращения 12.11.2020.

6. Овчаренко А. ЦУР - это только элемент полноценного ситуационного центра. [Электронный ресурс]. URL: https://d-russia.ru/cur-jeto-tolko-jelement-pol-nocennogo-situacionnogo-centra.html. Дата обращения 14.11.2020

7. This is how we secure smart cities. URL: https://www.weforum.org/agen-da/2020/03/this-is-how-we-secure-smart-cities/. Дата обращения 16.11.2020.

Дадашев Арслан Мирзеагаевич,

студент кафедры Экономическая безопасность

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ КРИТЕРИЕВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт-Петербург

Аннотация. Исследование посвящено вопросу оценки качества жизни населения Российской Федерации на основе критериев экономической безопасности. В данной статье даются понятия «качество жизни», «экономическая безопасность». Рассмотрены особенности внешних и внутренних угроз экономической безопасности государства. Проведен анализ основных социально-экономических показателей качества жизни населения в РФ.

В результате исследования сделан вывод о необходимости развития комплекса мер по усилению эффективности реализации механизмов обеспечения экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.