Научная статья на тему 'РОЛЬ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

РОЛЬ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INFORMATION TECHNOLOGIES / SITUATIONAL CENTER / REGIONAL SECURITY / DIGITAL ECONOMY / NETWORK-CENTRIC CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслобоев А.В., Путилов В.А.

В работе рассматривается роль ситуационных центров в управлении региональной безопасностью в условиях цифровой экономики. Представлены исторические этапы развития ситуационных центров в России. Определяются цели и задачи ситуационных центров в сфере государственного и регионального управления. Приводятся проблемы и пути развития системы распределенных ситуационных центров. Дана характеристика ситуационных центров Мурманской области и обоснована необходимость их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маслобоев А.В., Путилов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SITUATIONAL CENTERS IN REGIONAL SECURITY MANAGEMENT UNDER DIGITAL ECONOMY

The role of situational centers in the regional security management under digital economy is considered. Situational center evolution and legal regulations in Russia are represented. Goals and objectives of situational center application for public and regional administration are defined. Development problems and lines of the distributed situational center system are discussed. Situational center concept description of Murmansk region is given and its upgrading necessity is justified.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

материалы IV Всероссийской Поспеловской конференции с международным участием. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2018. С. 355-362.

9. Boris Kulik, Alexander Fridman. N-ary Relations for Logical Analysis of Data and Knowledge, IGI Global, 2017.

10. Mendelson E. Introduction to Mathematical Logic. 6th ed. Taylor & Francis Group. 2015.

11. Boris A. Kulik, Alexander Ya. Fridman. Techniques to Detect and Eliminate Inconsistencies in Knowledge Bases of Interacting Robots. / Andrey E. Gorodetskiy, Irina L. Tarasova. Smart Electromechanical Systems. Group .Interaction. / Springer International Publishing. 2019.

DOI: 10.37614/2307-5252.2020.8.11.017 УДК 004.89, 338.24

А.В. Маслобоев, В.А. Путилов

Апатиты, Институт информатики и математического моделирования ФИЦ КНЦ РАН

РОЛЬ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В работе рассматривается роль ситуационных центров в управлении региональной безопасностью в условиях цифровой экономики. Представлены исторические этапы развития ситуационных центров в России. Определяются цели и задачи ситуационных центров в сфере государственного и регионального управления. Приводятся проблемы и пути развития системы распределенных ситуационных центров. Дана характеристика ситуационных центров Мурманской области и обоснована необходимость их совершенствования.

Ключевые слова:

информационные технологии, ситуационный центр, региональная безопасность, цифровая экономика, сетецентрическое управление.

A.V. Masloboev, V.A. Putilov

Apatity, Institute for Informatics and Mathematical Modelling, KSC RAS

THE ROLE OF SITUATIONAL CENTERS IN REGIONAL SECURITY MANAGEMENT UNDER DIGITAL ECONOMY

Abstract

The role of situational centers in the regional security management under digital economy is considered. Situational center evolution and legal regulations in Russia are represented. Goals and objectives of situational center application for public and regional administration are defined. Development problems and lines of the distributed situational center system are discussed. Situational center concept description of Murmansk region is given and its upgrading necessity is justified.

Keywords:

information technologies, situational center, regional security, digital economy, network-centric

control.

В настоящее время цифровизация государственного и регионального управления является общемировой тенденцией. Потенциал цифровых технологий в управлении социально-экономическими системами охватывает все этапы управления - от сбора данных, мониторинга и анализа слабоструктурированной информации до прогнозирования различных вариантов развития ситуаций, непрерывного форсайта и формирования рекомендаций для принятия решений в процессе оперативного, тактического и стратегического планирования и управления. Эффективным инструментом ситуационного управления сегодня являются ситуационные центры (СЦ), способные в реальном масштабе времени обрабатывать огромные потоки разноплановой информации о влиянии различных угроз на состояние социально-экономических систем, вследствие чего потребности в СЦ возрастают с каждым днем [1]. Система распределенных СЦ позволяет создать условия для обеспечения целенаправленности процессов управления и координации принятия решений в многоуровневой распределенной управленческой среде при высоком уровне рисков и неопределенности причин возникающих кризисных событий. Создание таких условий на основе внедрения цифровых технологий во все сферы государственного управления посредством СЦ крайне необходимо для повышения эффективности современной системы обеспечения национальной и региональной безопасности, а также для поддержания риск-устойчивого развития экономики нашей страны.

В развитии СЦ в России для задач государственного управления и обеспечения региональной безопасности можно условно выделить пять основных этапов:

1. 1986-1996 гг. - идея создания СЦ и первый опыт;

2. 1997-2007 гг. - разработка и ввод в эксплуатацию отдельных СЦ, формирование типовых функциональных и информационных элементов СЦ;

3. 2008-2012 гг. - массовое внедрение СЦ в практику работы органов государственной власти;

4. 2013-2017 гг. - создание системы распределенных СЦ, работающих по единым организационным и техническим регламентам;

5. с 2018 г. по настоящее время - развитие и расширение системы распределенных СЦ за счет разработки и внедрения новых моделей ситуационной осведомленности, а также формирования сети виртуальных когнитивных центров ситуационного управления.

СЦ позволяют реализовать новый формат управления региональной безопасностью, прежде всего, на основе создания особого информационно-технологического пространства для проблемного мониторинга и прогнозирования показателей безопасности региональных социально-экономических систем, а также для координации децентрализованного принятия решений и контроля их исполнения.

Сегодня представления об СЦ, как просто ситуационном зале, отошли на второй план. Приоритеты при создании СЦ смещаются в содержательную область. В условиях дефицита времени на выработку и реализацию управленческих решений, особенно в различных сферах безопасности, генеральной целью системы обеспечения региональной безопасности становится комплексное, эффективное и оптимальное ситуационное управление. Эта цель -

одна из ключевых при решении экономических и социальных проблем средствами СЦ федерального и регионального уровней. Для достижения этой цели в нашей стране создается пространственно-распределенная сеть СЦ -принципиально нового класса информационно-управляющих систем, предназначенных для повышения эффективности принятия решений органами государственного управления в социально-экономической и общественно-политической сферах [2]. Эти системы в рамках СЦ должны обеспечивать целеполагание, формализацию функциональных задач, мониторинг, комплексный анализ вероятных сценариев развития чрезвычайных (кризисных) ситуаций, формирование взаимоувязанных баз данных и обобщенных метаданных (базы знаний) и их оперативную аналитическую обработку для организации стратегического планирования и контроля качества реализации антикризисных мероприятий, а также координации сил, средств и ресурсов по обеспечению региональной и национальной безопасности страны.

Основными целями создания системы распределенных СЦ являются [2]:

- обеспечение информационно-аналитической поддержки государственного и регионального управления, стратегического планирования и мониторинга реализации комплексных планов обеспечения национальной безопасности и риск-устойчивого развития экономики страны;

- повышение эффективности государственного и регионального управления в мирное и в военное время, в том числе при возникновении чрезвычайных (кризисных) ситуаций за счет использования информационных и технологических возможностей СЦ, обеспечивающих анализ, оценку, прогнозирование изменения обстановки и поддержку принятия управленческих решений.

Главной задачей сетецентрической системы СЦ является информационная поддержка управления - формирование ситуационной осведомленности и выработка рекомендаций для согласованного принятия управленческих решений на всех уровнях управления. Эта задача пока еще остается открытой как у нас, так и за рубежом, не имеет окончательного решения и, поэтому, требует детальной научной и экспериментальной проработки [3].

Основания для проведения работ по разработке СЦ и развитию сетецентрической системы СЦ определяются рядом нормативных документов, принятых на государственном уровне:

- Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. №637;

- Комплекс мер по исполнению Комплексного плана мероприятий по реализации Стратегии национальной безопасности РФ и Основ стратегического планирования в РФ;

- Указ Президента РФ «О формировании системы распределенных СЦ, работающих по единому регламенту взаимодействия» от 25 июля 2013 г. №648;

- Концепция создания системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия» от 3 сентября 2013 г. № Пр-2308;

- План первоочередных мероприятий, направленных на формирование и обеспечение функционирования системы распределенных ситуационных центров от 5 октября 2013 г. № Пр-2363;

- Концепция информационной безопасности системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия (протокол №1 Межведомственной комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти от 5 декабря 2013 г.);

- Единый регламент взаимодействия распределенных ситуационных центров (протокол №2 Межведомственной комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти от 7 мая 2015 г.);

- Методические рекомендации по созданию и вводу в эксплуатацию ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия (протокол №2 Межведомственной комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти от 7 мая 2015 г.);

- Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31 декабря 2015 г. N 683;

- Указ Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13.05.2017 г. № 208.

Перечислим основные этапы создания системы распределенных СЦ:

- I этап (2012 г.) - разработка и утверждение концепции создания системы распределенных СЦ;

- II этап (2014 г.) - разработка и утверждение единого регламента взаимодействия и методических рекомендаций по созданию СЦ, ввод в эксплуатацию опытного района системы распределенных СЦ;

- III этап (2015 г.) - создание и ввод в эксплуатацию Центра управления и координации системы распределенных СЦ, завершение создания системы и развитие ее функциональных возможностей;

- IV этап (2016 г.) - разработка системного проекта на создание системы распределенных СЦ;

- До 2020 г. - реализация Плана по модернизации действующих и созданию новых СЦ (поручение Правительства РФ).

- Общие функции региональных и федеральных СЦ в составе системы распределенных СЦ:

- поддержка управленческой деятельности на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях принятия решений;

- разработка и информационно-аналитическое сопровождение реализации эффективных стратегий развития государства и Субъектов РФ, а также системы обеспечения региональной безопасности;

- прогнозирование непредвиденных явлений и событий в социально-экономической и общественно-политической сферах на основе комплексного мониторинга, анализа и оценки оперативной обстановки как в стабильных, так и в критических условиях, а также тенденций и закономерностей развития региональных кризисных ситуаций;

- многофакторный анализ текущей ситуации по результатам мониторинга;

- формирование рекомендаций лицам, принимающим решения, по оперативному реагированию в случае чрезвычайных обстоятельств;

- интеграция систем информационной поддержки государственного и регионального управления в единое информационное пространство для повышения эффективности работы системы обеспечения региональной

безопасности, построенной на базе СЦ, с точки зрения качества и оперативности формирования и анализа информации для принятия решений.

Основные задачи СЦ управления региональной безопасностью в рамках системы распределенных СЦ:

регулярно проводимый по определенной программе мониторинг и контроль внутренних и внешних угроз региональной безопасности для оценки состояния развития региона, оценки происходящих в нем процессов и своевременного выявления негативных тенденций их изменения;

сценарный анализ и прогнозирование состояния процессов эффективного развития региона и показателей его безопасности в различных измерениях;

программно-целевое планирование на перспективу и постановка задач оптимального распределения ресурсов для достижения поставленных целей безопасного развития региона, формирование соответствующих программ управления и проектов решений;

регулирование процессов реализации программ управления и проектов решений в целях эффективного развития и обеспечения безопасности региона.

Необходимость увязки развития СЦ с направлениями модернизации российской экономики и трансформации системы государственного управления обусловлена четырьмя факторами [4]:

- для осуществления стратегического, тактического и оперативного планирования мер по обеспечению безопасности социально-экономического развития государства и субъектов РФ существует объективная необходимость обмена информацией между СЦ Президента, Правительства РФ и других органов государственной власти, а также СЦ регионального уровня;

- работы по проектированию и созданию СЦ в ряде министерств и Субъектах РФ ведутся без учета необходимости их интеграции с действующими СЦ;

- необходимо провести работу по созданию единого информационного пространства субъектов РФ, а также по разработке и внедрению информационно-аналитических систем для поддержки принятия управленческих решений во все сферы регионального управления;

- в настоящее время уже разработаны концептуальные подходы к созданию системы распределенных СЦ и использованию доверенной программно-аппаратной среды на основе специальных средств защиты информации.

В Мурманской области также создаются СЦ, которые предназначены для поддержки оперативного принятия управленческих решений и мониторинга социально-экономической ситуации в регионе. Однако на текущий момент они находятся еще в стадии развития. По экспертным оценкам на апрель 2019 г. проектирование и разработка СЦ Главы Мурманской области практически завершена - общая готовность СЦ к эксплуатации составляет 50%, в том числе выполнение технического задания - 100%, реализация проекта - 100%, готовность аппаратного комплекса - 80%, готовность программного комплекса - 20%. Дополнительно требуется создание и внедрение средств интеллектуальной поддержки принятия решений в работу этого СЦ, а также развертывание и настройка информационно-коммуникационной инфраструктуры СЦ для стыковки с другими СЦ региона и интеграции в сетецентрическую систему СЦ.

Отдельные ведомства, отвечающие за различные стороны региональной безопасности, являются организационно разобщенными и имеют разные цели и сферы интересов. Поэтому управлять ими и координировать их деятельность чрезвычайно

трудно. Для повышения эффективности их деятельности предлагается формирование единого информационного пространства СЦ, как попытка объединить их всех под эгидой сетецентрического управления [5]. Это будет способствовать решению существующих проблем управления региональной безопасностью, особенно в условиях перехода государства к цифровой экономике.

Результаты исследования будут использованы при реализации основных направлений государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года в части разработки методов и средств поддержки принятия решений для информационно-аналитического обеспечения региональных СЦ в Мурманской области.

Исследование выполнено в рамках государственного задания ИИММ КНЦ РАН (тема НИР № 0226-2019-0035) и частично поддержано РФФИ (проект 18-29-03022-мк).

Литература

1. Маслобоев А.В. Концепция Центра перспективных исследований и обеспечения безопасности Арктики // Арктика: экология и экономика. - 2019. - №2(34). - C. 129-143.

2. Салухов В.И., Соколов Б.В. Информационно-методические основы формирования системы распределенных ситуационных центров и центров компетенций // Модели мышления и интеграция информационно-управляющих систем: материалы II Междунар. науч. конф. - Нальчик: КБНЦ РАН, 2018. - С. 72-76.

3. Oleynik A., Fridman A., Masloboev A. Informational and analytical support of the network of intelligent situational centers in Russian Arctic // CEUR Workshop Proceedings. 2018. vol. 2109. pp. 57-64.

4. Охтилев М.Ю., Соколов Б.В., Юсупов Р.М., Пухов Г.Г. Методология и технологии создания и использования систем поддержки принятия решений в ситуационных центрах при управлении сложными объектами // Материалы XI Российской мультиконференции по проблемам управления. - СПб.: АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», 2018. - С. 17-30.

5. Маслобоев А.В., Путилов В.А. Информационное измерение региональной безопасности в Арктике. Апатиты: КНЦ РАН, 2016. 222 с.

РСН: 10.37614/2307-5252.2020.8.11.018 УДК 004.9

А.Г. Олейник, А.Я. Фридман

Апатиты, Институт информатики и математического моделирования ФИЦ КНЦ РАН

СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТАХ*

* Работа частично поддержана грантами РФФИ (проекты №№ 18-29-03022-мк, 18-07-00132-а, 18-01-00076-а и 19-08-00079-а).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.