Научная статья на тему 'Теоретические аспекты когнитивного исследования терминосистемы инженерной психологии в немецком языке'

Теоретические аспекты когнитивного исследования терминосистемы инженерной психологии в немецком языке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Ключевые слова
КОГНИТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ТЕРМИНОСИСТЕМА / ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / COGNITIVE RESEARCH / TERMINOSYSTEM / ENGINEERING PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клёстер Анна Михайловна

Данная статья посвящена описанию теоретических аспектов когнитивного исследования терминосистемы, рассмотрению особенностей подъязыка инженерной психологии, а так же определению структуры знания в рамках когнитивно-коммуникативного терминоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of cognitive research term systems engineering psychology in the German language

This article is devoted to the description of theoretical aspects of terminosystem cognitive research, to consideration of sublanguage engineering psychology features, and also the determination of knowledge structure within cognitive and communicative terminology science.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты когнитивного исследования терминосистемы инженерной психологии в немецком языке»

УДК 811

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОГНИТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРМИНОСИСТЕМЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ В НЕМЕЦКОМЯЗЫКЕ

А. М. Клёстер

Данная статья посвящена описанию теоретических аспектов когнитивного исследования терминосистемы, рассмотрению особенностей подъязыка инженерной психологии, а так же определению структуры знания в рамках когнитивно-коммуникативного терминоведения.

Ключевые слова: когнитивное исследование, терминосистема, инженерная психология.

Когнитивная наука направлена на изучение процессов познания человеком окружающего мира, поэтому выявление структур человеческого знания, вербализованного в терминологии и формирующего научную картину мира, имеет особое значение, так как ученый, носитель научного знания, стремится познать, изучить окружающий мир, проникнуть в суть вещей и описать объективную картину мира.

В настоящее время термин в трудах представителей современного когнитивного терминоведения (Л. М. Алексеевой, Л. А. Ма-нерко, В. Ф. Новодрановой, С. Л. Мишлановой и др.) понимается как особая когнитивная структура, требующая соответствующего поведения, как динамическая единица, как результат дискурса, реализующего процесс познания [1. С. 40]. В этом процессе термин оказывается результатом длительного приближения к адекватности специального знания. Терминология же рассматривается как результат когнитивной деятельности специалиста, заключающейся в концептуализации, категоризации и вербализации профессиональных знаний, поэтому важно выявить, какие именно концепты (по структуре, по содержанию, по степени конкретности) лежат в основе терминологической номинации и более всего способствуют фиксации, хранению и передаче научных знаний [6. С. 95].

В целом когнитивно-коммуникативное терминоведение в насто-

Ып^атоЫШ№ 1 (40), 2013

ящее время выдвигает ряд следующих последовательных этапов исследования:

1. Научный вид дискурса, функционирующий благодаря влиянию разнообразных языковых личностей, участвующих в общении, и отражающий многообразие структур знания, является процессуальным, деятельностным и динамическим явлением [5. С. 123]. Для осуществления дискурса необходим краткий и емкий по своему содержанию термин и в то же время передающий информацию в простом для ее узнавания виде. Это достигается за счет свертывания определения термина сначала в раздельнооформленное словосочетание затем в цельнооформленную единицу [7. С. 151].

2. Одним из наиболее важных моментов описания терминологии являются совокупности терминов, системность которых определяется экстралингвистически, то есть в зависимости от принадлежности к определенной области знания. Принципы структурирования науки, которую данная область терминов обслуживает, указывают на внутреннюю структуру терминологии, зависимой от концептуально-фреймовой структуры дискурсивного пространства. Подобное упорядочение указывает на наличие специально сформированных терминосистем.

На оформление терминосистем как явлений, возникших под влиянием номенотворческой и речемыслительной деятельности человека, непосредственное влияние оказывают два важных процесса -категоризация и концептуализация.

Концептуализация и категоризация представляют собой классификационную деятельность, но они различаются по цели и/или своему конечному результату. Процесс концептуализации направлен на выделение минимальных содержательных единиц человеческого опыта, структур знания, а процесс категоризации - на объединение сходных или тождественных единиц в более крупные разряды, категории [2. С. 22]. Концептуализация - это осмысление поступающей информации, мысленное конструирование предметов и явлений, которое приводит к образованию определенных представлений о мире в виде концептов. Категоризация - это деление мира на категории, то есть выделение в нем групп, классов, категорий аналогичных объектов или событий, включая концептуальные категории как обобщение конкретных смыслов, или концептов. Вместе с тем, категоризация как познавательный процесс - это мысленное соотнесение объекта или события с определенной категорией.

3. Внутренняя структура терминосистемы и ее подсистем отличается выделением разноуровневых отношений (видородовых, инклюзивных, партитивных, причинно-следственных, субъектно-объектных и др.) Подобные отношения говорят о строгой упорядоченности специальных понятий и единиц, выделенных на их основе, внутри терминосистемы.

Но помимо этого каждая сформировавшаяся, развитая терми-носистема обладает некоей концептуальной организацией, которая фиксируется посредством языковых средств, появившихся в результате процессов терминообразования. Данная концептуальная организация опирается на определенные механизмы образования конкретных подсистем, структуры и форматы знания, некие образцы переработки и сортировки информации, которые могут быть построены по определенным каноническим и прототипическим формам ее языкового представления. Выбор каждого элемента подсистемы определяется процессом восприятия пространства, целенаправленного внимания к конкретному предмету со стороны человека, учету психологических и культурных характеристик членов языковой категории. Поэтому в языковых категориях как основных элементах терминосистем возможно выделение некоего концептуального ядра и периферии [5. С. 120].

4. Некоторые системы отличаются номинативным ядром, в котором основную нагрузку несут только определенные словообразовательные и фразообразовательные модели субстантивных конструкций. Среди подобных терминосистем оказываются язык современной техники, компьютерной и вычислительной терминологии, терминология программирования и некоторые другие специальные области знания. У других терминосистем наблюдается смещение в сторону единиц, реализующих глагольную семантику. Здесь выделяются терминосистемы земельного права, венчурного финансирования, экономическая и торговая терминология, терминология бизнеса и многие другие, в которых фиксируется значительное количество глагольных конструкций. Обе разновидности терминосистем отличаются антропоцентрическими представлениями, раскрывающими особенности активности человека в определенной сфере деятельности.

Представление о строении и организации терминосистем тесно связано с когнитивным определением термина, которое стало возможным с возникновением когнитивной науки и со становлением в лингвистике когнитивно-дискурсивной парадигмы знания. Только

в рамках этой парадигмы можно выделить основополагающие признаки термина, позволяющие показать его сущность как с когнитивной, так и с коммуникативной точек зрения. Когнитивная сущность термина связана с особенностями структуры представляемого им знания. Структура знания - это совокупность концептов, объединенных определенной иерархией и объективированных в термине. Конкретно такая структура знания характеризуется тем, что отражает собой часть специального знания, выработанного в определенной науке [7. С. 150]. Эта структура знания, являясь результатом когнитивной деятельности специалиста, представляет собой интеграцию нескольких видов знания: знания об определенном фрагменте мира (куда входят обыденное, общенаучное и собственно специальное знание), знания о концептуальных формах его отражения в сознании, знания о языковых формах репрезентации, а также знания об оперировании языковыми единицами с целью обработки, хранения и передачи информации. Термин отражает элементы опыта и оценки специалистом данного фрагмента научной области, а также хранит научные факты и умножает знания. Но, осуществляя когнитивные операции со структурами знания, специалист должен учитывать одновременно и коммуникативную функцию, функцию использования термина в профессиональной речи. С точки зрения коммуникации термин должен быть лаконичен и удобен для употребления, он должен соблюдать правила экономии, компактности и должен удовлетворять условиям профессионального общения. Таким образом, термин возникает как результат взаимодействия когниции и коммуникации в профессиональной деятельности.

В данном исследовании также учитывается мнение Р. А. Будаго-ва, который считает, что термины, как и система терминов, неразрывно связаны со знаниями, с различными науками, с их непрерыв-нымразвитием [3. С. 20].

Анализ специальной литературы показал, что инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук. Поэтому характерными для нее являются черты обеих наук. Следовательно, процесс терминологизации в подъязыке инженерной психологии качественно отличается от подобного же процесса, протекающего в области ряда точных наук. Ему присущи особенности как гуманитарных, так и технических наук.

Как психологическая наука инженерная психология изучает психические и психофизиологические процессы и свойства человека,

выясняя, какие требования к отдельным техническим устройствам и построению систем «человек-машина-среда» (СЧМС) в целом вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.

Как техническая наука инженерная психология изучает принципы построения сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин, технологические процессы для выяснения требований, предъявляемых к психологическим, психофизиологическим и другим свойствам человека-оператора [4. С. 15].

Изучив понимание термина с позиции когнитивного терминове-дения, выяснилось, что новое когнитивное понимание термина не противоречит традиционной трактовке, а лишь дополняет его. Итак, термин является необходимым условием существования, хранения, дальнейшего развития и совершенствования профессионально-научного знания. Когнитивное направление открывает новые возможности для переосмысления проблем терминоведения и позволяет сделать новый шаг в описании терминологии, предлагая иной взгляд на ранее изученные вещи - рассматривает вопрос взаимодействия профессионального мышления и терминологии как средства его вербализации.

Список литературы

1. Алексеева, Л. М. Медицинский дискурс : теоретические основы и принципы анализа / Л. М. Алексеева, С. Л. Мишланова. Пермь, 2002. 199 с.

2. Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов : Изд-во Тамбовск. ун-та, 2000.123 с.

3. Будагов, Р. А. Человек и его язык. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. 429 с

4. Душков, Б. А. Основы инженерной психологии: учеб. для студентов вузов / Б. А. Душков, А. В. Королёв, Б. А. Смирнов. М. : Академический проект ;

List of literature

1. Alekseeva, L. M. Medicinskij diskurs : teoreticheskie osnovy i principy analiza / L. M. Alekseeva, S. L. Mishlanova. Perm', 2002. 199 s.

2. Boldyrev, N. N. Kognitivnaja semantika: Kurs lekcij po anglijs-koj filologii. Tambov : Izd-vo Tam-bovsk. un-ta, 2000. 123 s.

3. Budagov, R. A. Chelovek i ego jazyk. M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1976. 429 s

4. Dushkov, B. A. Osnovy inzhenernoj psihologii: ucheb. dlja studentov vuzov / B. A. Dushkov, A. V. Koroljov, B. A. Smirnov. M. : Akademicheskij

Екатеринбург : Деловая книга, 2002. 576 с.

5. Манерко, Л. А. Истоки и основания когнитивно-коммуникативного терминоведения // Лексикология. Терминоведение. Стилистика: сб. науч. трудов. Москва ; Рязань, 2003. С. 120-126.

6. Мишланова, С. Л. Терминоведение XXI века: история, направления, перспективы // Научные доклады высшей школы. Филол. науки. 2003. № 2. С. 94-101.

7. Новодранова, В. Ф. Проблемы терминообразования в когнитивно-коммуникативном аспекте // Лексикология. Терминоведение. Стилистика: сб. науч. трудов. Москва ; Рязань, 2003. С. 110-154.

proekt ; Ekaterinburg : Delovaja kniga, 2002. 576 s.

5. Manerko, L. A. Istoki i os-novanija kognitivno-kommu-nikativnogo terminovedenija // Leksikologija. Terminovedenie. Stilistika: sb. nauch. trudov. Moskva ; Rjazan', 2003. S. 120-126.

6. Mishlanova, S. L. Terminovedenie XXI veka: istorija, naprav-lenija, perspektivy // Nauchnye doklady vysshej shkoly. Filol. nau-ki. 2003. № 2. S. 94-101.

7. Novodranova, V. F. Problemy terminoobrazovanija v kognitivno-kommunikativnom aspekte // Leksikologija. Terminovedenie. Stilistika: sb. nauch. trudov. Moskva ; Rjazan', 2003. S. 110-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.