Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 29 (320). Филология. Искусствоведение. Вып. 83. С. 73-76.
Н. Г. Кантышева
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ТЕРМИНОСИСТЕМ
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации ,Соглашение № 14.В37.21.0717 «Моделирование терминосистемы «Экологический аудит» и ее лексикографическое описание в систематизирующем комплексном словаре.
Рассматриваются возможности представления семантических отношений между терминологическими единицами в свете когнитивно-дискурсивного анализа языков для специальных целей. Такие возможности актуальны, в первую очередь, для терминологий полиаспектных областей.
Ключевые слова: когнитивное терминоведение, междисциплинарность, терминология.
Междисциплинарность выражается в современном мире по-разному, например, в форме универсальных научных тенденций. Некоторые авторы соизмеряют и идентифицируют этот термин с понятием «синтез». Синтетический характер как следствие междисциплинарных исследований влечет за собой ценность познания - когда проблемы и теории, освещаемые одной дисциплиной, расширяются, дополняются, изменяются, уточняются, устанавливают отношения через призму другой дисциплины.
Некоторые новые научные направления, такие как квантитативная лингвистика, биохимия, геотехника, возникли в результате длительного междисциплинарного взаимодействия. Несмотря на границы дисциплин, происходит процесс понимания, находится общий язык для описания и решения проблем, происходит обмен критериями оценки качества научных достижений.
Знание и информация выступают не единственными составными частями «познающего общества». Основополагающим моментом является доступ к этим знаниям, их систематизация и дальнейшее использование. Особое внимание должно быть обращено на человека, который в конечном счете выступает в качестве продуцента и реципиента, классифицирует и исследует предложенные знания.
В связи с этим когнитивное терминоведение ставит в настоящее время новые вопросы
о языке для специальных целей (Ь8Р), структурах знания, которые обозначены термином, об особенностях профессионального общения с опорой на достижения корпусной лингвистики и других прикладных дисциплин. Когнитивное терминоведение «исходит из необходимости учета как прототипической категоризации кон-
цептов (что составляет требования новой парадигмы терминоведения), так и актуализации термина как знака “интеллектуально зрелого” и ясно очерченного понятия в сфере специальной коммуникации»1.
К основным функциям Ь8Р можно отнести следующие:
- представлять концептуальную и языковую картину данной области знания;
- осуществлять профессиональную норми-рованность и адекватность языковых средств, быть хранилищем структур человеческого знания и опыта;
- служить обеспечению описания специальной области знания и общения в ней, а также ее развитию2.
Эти задачи становятся тем более актуальными, когда в процесс формирования значения термина включается контекст, дискурс в своем когнитивном аспекте, то есть как «как вербально опосредованная деятельность в специальной сфере»3. Когнитивный подход к описанию терминологической системы предполагает концептуальное описание терминов, которые выступают в качестве когнитивных структур специального знания (в классическом понимании Е. С. Кубряковой4).
Для дальнейшего развития темы представляется необходимым обозначить ключевое понятие темы: под концептуальным моделированием мы будем понимать систематизацию и структурирование составляющих конкретного фрагмента научной картины мира в ментальном пространстве специалиста.
В рамках когнитивно-дискурсивного подхода терминосистема рассматривается разными авторами как:
- когнитивная карта5 (основными этапами когнитивного картирования науки выступают: вычленение базовых концептов; выявление концептуальных признаков; объединение тождественных концептов в категории-рубрики; представление в виде схем отдельных фрагментов и всей науки в целом6);
- концептосфера науки или ее фрагмента7 в виде древовидной схемы, систематизация концептов в которой осуществляется по уровням языковой категоризации;
- концептуальная интеграция8, представляющая собой органичное взаимодействие разных ментальных пространств в одной концеп-тосфере;
- когнитивная матрица9, выступающая как система взаимосвязанных когнитивных контекстов или областей концептуализации смысла;
- фреймовая схема-сеть10 в виде своеобразного контура, в виде сети, «набрасываемой» на реальную действительность для извлечения понятийной информации и заполняемой в зависимости от предыдущего опыта более детализированным содержанием.
Организация любой терминологии, а тем более относящейся к формирующимся, всегда является результатом процесса сложного и достаточно продолжительного, поскольку зависит не только от ряда факторов и условий, но и от их взаимодействия. Процесс становления понятийной системы определяет формирование терминов как лингвистических знаков, обозначающих специальные понятия. Этот тезис в полной мере применим к гетерогенной (по классификации С. Г. Казариной11) терминологии экологического аудита. Возникновение новой системы экономического обеспечения рационального природопользования, охраны окружающей среды и его распространение -экологического аудита - потребовали создания соответствующего лексического инструментария, позволяющего партнерам устанавливать взаимовыгодные контакты и обеспечивать адекватную коммуникацию.
Важными шагами концептуального моделирования терминологии «экологический аудит» выступают изучение экстралингвистических аспектов (представление экстралингвистиче-ских факторов, влияющих на развитие терминологии; сравнение этапов становления предметной области в России и за рубежом), так и непосредственно языковых (выявление принципов формирования терминологии; фиксация тенденций развития языка для специальных
целей; выделение наиболее значимых характеристик терминологии).
Материалом исследования на первоначальном этапе послужили 40 дефиниций лексической единицы экологический аудит, полученных из словарей разных типов, ГОСТов, законодательной и учебной литературы за период 1998-2012 гг. В качестве методологической основы выбран когнитивно-дискурсивный анализ, в ходе которого, среди прочего, предполагается применение когнитивного моделирования дефиниций для выявления специфики репрезентации концепта в определенном типе дискурса. Такое моделирование может служить базой для дальнейшего формирования профессиональных концептов и выявления специфики семантических отношений в процессе терминологизации языкового знака в экологическом дискурсе.
Критический обзор российских и зарубежных законодательных актов, экологической и экономической литературы и анализ дефиниций основополагающего термина дисциплины позволяет нам зафиксировать несколько основных подходов к пониманию экологического аудита:
1. Независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и норм, документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (ФЗ «Об охране окружающей среды», «Геоэкология и природопользование: понятийно-терминологический словарь»12);
2. Объективный, независимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности («Экология и охрана природы : словарь-справочник»13);
3. Экологическая ревизия (проверка) проектов или компаний; оценка воздействия на окружающую среду действующих объектов, независимая оценка состояния выполнения (соблюдения) природоохранных законодательных и нормативных требований («Экологический энциклопедический словарь»14);
4. Составная часть экологического менеджмента - объективная, систематическая, документированная и регулярно повторяемая проверка состояния охраны окружающей среды на предприятии («Экономическая энцикло-педия»15);
Концептуальное моделирование междисциплинарных терминосистем.
75
5. Проверка деятельности хозяйствующего субъекта для оценки его воздействия на окружающую среду и установление соответствия этой деятельности определенным критериям аудита (с использованием экономико-математических методов («Экономико-математический энциклопедический словарь»16);
6. Систематическое наблюдение за тем влиянием, которое оказывает производственная деятельность компании на окружающую среду («Менеджмент : словарь-справочник»17);
7. Отрасль экологического права («Юридический энциклопедический словарь»18);
8. Экологический контроль, связанный с ме-
тодами производства в компании («Международная торговля: терминологический сло-
варь»19);
9. Экономико-правовой инструмент стимулирования природоохранной деятельности с целью повышения инвестиционной привлекатель-ности20.
В ходе дефиниционного анализа лексической единицы экологический аудит была выявлена интегрированная модель названного макроконцепта с использованием терминов смежных научных отраслевых направлений (указаны в скобках):
- консультирование по экологическим платежам (экономика);
- контроль за экологически опасными аспектами функционирования хозяйствующего субъекта (экология);
- оценка и управление экологическими рисками и ущербами, минимизация вредных факторов воздействия (страхование);
- стратегический экологический аудит, используемый при разработке и анализе инвестиционных проектов, составление бизнес-планов (бизнес);
- проектирование систем управления окружающей средой (СУОС) в соответствии с действующими требованиями и стандартами (менеджмент);
- экологическая паспортизация и сертификация (маркетинг);
- разработка природоохранных разделов проектной документации (юриспруденция).
Современные терминологи не считают полисемию в таких случаях недостатком терминологической единицы. Наличие разноплановых и иногда противоречащих друг другу дефиниций (аудит = процесс, аудит = результат), относящихся к одному и тому же концепту, является когнитивным механизмом, который играет
функциональную роль в процессе конструирования и передачи знания, в то время как каждый вариант отражает разные стороны/ грани этого концепта21. Анализируя многочисленные концепции и исследования по данной проблематике и обозначая более общие группы направлений этой предметной области, представляем комплексный аудит следующими блоками:
1. Экологический (оценка ландшафтно-географической и ресурсной характеристики; анализ уровня нарушенности экосистем и экологической деградации; оценка способности к самовозобновлению и саморегуляции);
2. Экономический (оценка использования собственных основных средств; анализ затрат на производство; оценка потока отходов);
3. Социальный (мнение о демографической политике; оценка процессов миграции и воспроизводства; анализ уровня жизни).
Обобщив зафиксированные определения основополагающего термина и проведя анализ многочисленных классификаций направлений дисциплины, можно утверждать, что когнитивный анализ выявляет фиксацию «многослойной семантики термина»22 - семантики узкоспециальной, отработанной словоупотреблением в языках для специальных целей, и семантики общеязыковой того же знака, которая отражается в общих словарях, рассчитанных на неспециалистов. Термины и терминологические системы понимаются в таком случае как «динамические конструкты, которые рождаются в дискурсе и изменяют свое содержание и свою форму в процессе когниции»23.
Исходя из этого, важным этапом анализа любой отраслевой терминосистемы, и особенно межотраслевой и гетерогенной по составу, нужно назвать выявление ее концептуальной структуры, которая смогла бы зафиксировать положение, по крайней мере, опорных концептов. Это представляет практический интерес в связи с тем, что дает наглядное представление о понятийном аппарате, на котором базируется все многообразие сложных взаимоотношений субъектов в анализируемой предметной области.
Концептуальное моделирование в случае изучения междисциплинарных терминосистем дает возможность отразить архитектонику и организацию определенной совокупности терминологических единиц и выяснить иерархию составляющих ее элементов и типы внутрисистемных связей, которые позволяют такой тер-миносистеме функционировать и развиваться самостоятельно.
Примечания
1 Шелов, С. Д. Новая парадигма терминоведения: некоторые перспективы // Терминология и знание : материалы III междунар. симпозиума. М., 2013. С. 57.
2 Новодранова, В. Ф. Методы когнитивного анализа в исследованиях языков для специальных целей // Терминология и знание... С. 12.
3 Алексеева, Л. М. Медицинский дискурс: теоретические основы и принципы анализа / Л. М. Алексеева, С. Л. Мишланова. Пермь, 2002. 200 с.
4 Краткий словарь когнитивных терминов / сост. Е. С. Кубрякова и др. М., 1996. С. 93.
5 Массалина, И. П. Дискурсивные маркеры в английском языке военно-морского дела / И. П. Массалина, В. Ф. Новодранова. Калининград, 2009. С. 18.
6 Федотова, Е. А. Когнитивно-дискурсивный анализ специального языка научной области «Безопасность производства и технологических процессов» (на материале немецкой научной литературы) : автореф. дис. . канд. филол. наук. Калининград, 2011. С. 8.
7 Дроздова, Т. В. Типы знаний и их представление в научном дискурсе // Проблемы представления (репрезентации) в языке. Типы и форматы знаний : сб. науч. тр. М., Калуга, 2007. С. 111-120.
8 Дудецкая, С. Г. Метафоризация как способ терминообразования (на материале английской терминологии черепно-челюстно-лицевой хирургии и стоматологии) : автореф. дис. . канд. филол. наук. Самара, 2007. 23 с.
9 Болдырев, Н. Н. Когнитивно-матричный анализ английских христианских топонимов / Н. Н. Болдырев, В. В. Алпатов // Вопр. когни-тив. лингвистики. 2008. № 4. С. 5-14.
10 См.: Ивина, Л. В. Лингво-когнитивные основы анализа отраслевых терминосистем (на примере англоязычной терминологии венчурного финансирования). М., 2003. С. 103.
11 Казарина, С. Г. Типологические характеристики отраслевых терминологий. Краснодар, 1998.С. 73.
12 Геоэкология и природопользование : по-нятийно-терминолог. словарь / под ред. В. В. Козина, В. А. Петровского. Смоленск, 2005. С.529.
13 Экология и охрана природы : слов.-справ. / под ред. А. В. Снакина. М., 2000. С. 28.
14 Экологический энциклопедический словарь / под ред. В. И. Данилова-Данильяна. М., 1999. С.763.
15 Экономическая энциклопедия / Инст-т экон. РАН ; гл. ред. Л. И. Абалкин. М., 1999. С. 37.
16 Экономико-математический энциклопедический словарь / под ред. В. И. Данилова-Да-нильяна. М., 2003. С. 634.
17 Менеджмент : слов.-справ. / под ред. С. Э. Саркисова. М., 2005. С. 786.
18 Юридический энциклопедический словарь / под общ. ред. В. Е. Крутских. 3-е изд. М., 2000. С.440.
19 Международная торговля : терминолог. слов. / под ред. Дж. М. Розенберг. М., 1997. С. 99.
20 См.: ICC Position Paper on Environmental Auiditing , материалы Международной торговой палаты.
21 См.: Fernandez-Silvia, S. Text genre and terminological variation: a corpus-driven research in the domain of psychology // Languages for Special purposes in a multilingual, transcultural world. Vienna, 2013. P. 33.
22 Шелов, С. Д. Новая парадигма терминоведения... С. 58.
23 Там же. С. 59.