Научная статья на тему 'Теоретические аспекты изучения социального здоровья общества'

Теоретические аспекты изучения социального здоровья общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2265
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИУМ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / SOCIAL HEALTH / SOCIETY / HUMAN CAPITAL / COMPLEX APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морев Михаил Владимирович

В статье рассматриваются теоретические подходы отечественных и зарубежных учёных к пониманию социального здоровья общества. Представлена трактовка данного понятия с точки зрения социологии, психологии, экономики, демографии, философии. Рассмотрены современные концепции исследования социального здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of social health research

The article deals with theoretical approaches of national and foreign scientists to the understanding of social health. It presents the interpretation of the concept from sociological, psychological, economic, demographic and philosophical view points. The modern concepts of social health research are described.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты изучения социального здоровья общества»

Социальные проблемы развития территорий

© Морев М.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются теоретические подходы отечественных и зарубежных учёных к пониманию социального здоровья общества. Представлена трактовка данного понятия с точки зрения социологии, психологии, экономики, демографии, философии. Рассмотрены современные концепции исследования социального здоровья.

Социальное здоровье, социум, человеческий капитал, комплексный подход.

Опыт преодоления социально-экономических кризисов 1991 и 1998 гг. показал, что негативные явления в экономике оказывают существенное влияние на состояние социального здоровья общества. При этом начавшаяся с 2000 года стабилизация экономической и политической ситуации в стране шла более быстрыми темпами по сравнению с восстановлением духовно-нравственного потенциала, что стало одной из главных причин замедленных темпов улучшения демографической ситуации на фоне экономического положения в стране.

На современном этапе в российском обществе как социокультурной системе происходят значительные перемены во всех сферах общественной жизни [21, с. 3].

МОРЕВ Михаил Владимирович к.э.н., научный сотрудник, и.о. зав. лабораторией ФГБУН ИСЭРТ РАН [email protected]

Правительство РФ всё большее внимание уделяет социально-демографическому развитию государства. Стартовавшие с 2005 года приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное жильё», демографические программы положительно повлияли на социально-экономическое положение страны [10, с. 151].

Тем не менее в России по-прежнему актуальны такие проблемы, как смертность населения от неестественных причин, заболеваемость алкоголизмом и наркоманией, криминогенность социальной обстановки и т. д. Все они не являются экономическими в прямом смысле слова, однако выступают сдерживающим фактором развития российского общества, что свидетельствует о необходимости анализа всех аспектов общества в целом, а не только отдельных его составляющих.

Значимость изучения круга проблем, связанных с укреплением и развитием социального здоровья, а также поиском факторов, определяющих его динамику, обусловлено тем, что в современном понимании (с точки зрения комплекс-

ного подхода) термин «социальное здоровье» объединяет в себе все аспекты общественной жизни: социально-экономические, духовно-нравственные, демографические и т. д.

В связи с этим во главу угла социальноэкономической политики необходимо поставить интерес человека в улучшении жизни и развитии личности. Нужно создать все условия для изменений в сферах, определяющих социальное здоровье населения, прежде всего для улучшения качества образования, культуры, жилищных условий, экологии, безопасности. Недаром в Постановлении Правительства РФ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» предлагается методика на основе анализа и сопоставления показателей, характеризующих социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, в т. ч. удовлетворённость населения качеством предоставляемых государственных услуг и деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, среди которых доля лиц, ранее осуждавшихся за совершённые преступления, смертность от внешних воздействий, доля детей, оставшихся без попечения родителей и др. [12].

Таким образом, социальное здоровье является одним из важнейших условий объективности при оценке правительственных реформ и его можно рассматривать как интегральный показатель развития территории.

Сложность человека как биосоциального и духовного существа требует рассмотрения здоровья с точки зрения единства морфологических, психоэмоциональных, социально-психологических и духовно-нравственных показателей. Всемирная организация здравоохранения

определяет здоровье как «не просто отсутствие болезней, а объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального благополучия».

В более широком смысле здоровье можно рассматривать как феномен культуры и мировоззренческую ценность, определяющую стиль и образ жизни человека.

Социальное здоровье выступает важной характеристикой как индивидуального здоровья личности, так и здоровья социума. На уровне социума - это сущностная характеристика жизнеспособности всего общества как социального организма, его возможности гармоничного развития в экономической, политической, духовной сферах, способности всей общности и каждого её члена в конкретных условиях наиболее эффективно осуществлять свои социальные и биологические функции.

На индивидуальном уровне социальное здоровье является интегральной характеристикой полноценности физического, психического, социального и духовного функционирования личности, зрелости механизмов личностной саморегуляции, способности человека эффективно взаимодействовать с другими людьми и выступать активным субъектом своей жизни.

Социальное здоровье первоначально рассматривалось в рамках медицинской социологии - науки, использующей социологические данные для объяснения демографических и биологических проблем общества. Экономисты, политологи и социологи конца XVIII и XIX веков (Т. Мальтус, К. Маркс, Э. Фромм, Э. Дюрк-гейм), характеризуя социальное здоровье общества, оперировали медицинскими терминами. При этом они рассматривали не всё общество в целом, а отдельные его компоненты - социальные группы, процессы и явления.

Основатель теории человеческих отношений Э. Мэйо, работы которого были опубликованы в первой половине XIX века, утверждал, что главная проблема современности - установление мира в промышленности, преодоление опасной социальной болезни - конфликтности. По его мнению, социальное здоровье - это «социальное равновесие», «состояние сотрудничества», к нему и нужно всячески стремиться, используя не только экономические, но и психологические методы, в частности формирование благоприятного психологического климата в производственных коллективах, чувства удовлетворённости трудом, демократического стиля руководства.

В XX веке начинает разрабатываться понятие о социальных болезнях, к которым были отнесены туберкулез, венерические заболевания, алкоголизм, некоторые виды психозов. В середине прошлого столетия сама медицина стала объектом социологии. Появилась новая наука - социология медицины, чему способствовали работы Т. Парсонса,

А. Штрауса. Таким образом, сменился вектор изучения проблемы социального здоровья, однако данная категория по-прежнему рассматривалась в рамках медицины и биологии.

Традиция рассмотрения здоровья в социальном аспекте была заложена во второй половине ХХ в., когда в структуре заболеваемости и смертности начали превалировать болезни, вызванные не внешними, а внутренними (поведенческими) причинами. В социологических исследованиях стало уделяться всё больше внимания проблемам качества жизни. У истоков теоретической разработки проблем здоровья в социальном аспекте стоят американские исследователи Д. Мездок и Э. Фрейдсон, они перенесли социальные закономерности на медицину, рассматривая состояние здоровья как определённую форму поведения индивида.

Одно из первых определений социологии здоровья в 1980-е годы дали В.Н. Иванов и В.М. Лупандин, которые считали, что данная научная дисциплина исследует «закономерности формирования и сохранения здоровья человека, функционирования разнообразных условий и факторов, влияющих на здоровье различных социально-демографических и профессиональных групп населения, а также деятельности по охране здоровья людей». По мнению специалистов, основными в предмете социологии здоровья являются категории «образ жизни» и «качество здоровья», «право на здоровье» и другие.

В это же время вводится новый показатель уровня социального развития -индекс развития человеческого капитала. Его появление означало, что на смену экономическим теориям, в основе которых был валовой национальный продукт, пришла новая концепция, ориентированная на повышение социального здоровья человека, поскольку кроме роста доходов существуют и другие цели развития индивида: образование, долголетие, участие в общественной жизни и т. д.

В этом контексте формируются новые направления в изучении социального здоровья: во-первых, исследование механизмов улучшения социального здоровья; во-вторых, анализ природы и сущности социального здоровья; в-третьих, разработка проблемы управления социальным здоровьем, которая, в частности, включает управление качеством труда, технологий, образования, окружающей среды, культуры и науки, социальных и экологических систем; в-четвёртых, выделение основных сегментов анализа социального здоровья, среди которых наиболее подробную разработку получили следующие аспекты:

-/ социально-экономический аспект, предполагающий анализ экономического развития, целью которого является соз-

дание условий для развития цивилизации по таким индикаторам, как уровень потребления продуктов питания, уровень и качество потребления услуг, здоровья, образования, безопасности личности, социального обеспечения и др.;

экологический аспект, цель которого - анализ существующей экологической политики, направленной на сбалансированное развитие природы и общества, и выделение таких индикаторов, как уровень развития антропогенных и экологических систем, состояние окружающей среды, состояние расширенного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов и др.;

демографический аспект, предусматривающий анализ качества населения и выделение таких показателей, как суммарный коэффициент рождаемости, условный коэффициент депопуляции, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, младенческая смертность, заболеваемость населения, материнская смертность и др.;

^ духовно-культурологический аспект, направленный на анализ развития культуры, и выделение таких индикаторов, как уровень духовных потребностей личности, удовлетворённость культурно-досуговой сферой, её доступностью, состояние этнокультурного разнообразия.

Научно-исследовательская традиция в отечественной социально-философской литературе, посвящённой изучению проблем здоровья, имеет свои особенности. Изучение ценностей и смысла жизни, соотношения индивидуального и общественного является центральным вопросом в философии всеединства Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева и П.А. Флоренского. Состояние здоровья рассматривается как комплексное явление, включающее в себя экономические условия развития общества, качество окружающей среды, условия, созданные обществом для реализации возможностей личности, а также

оценку этих условий самой личностью (А.С. Акопян, Г.Н. Голухов, Ю.В. Шиленко,

В.А. Бояджян, В.Ю. Семенов, Б.Г. Юдин, А.Ж. Демин). В названном контексте здоровье представляет скорее «социальное явление, а не физическую сущность или характеристику индивидов, поскольку низкий уровень здоровья, высокая склонность к заболеваниям нарушают эффективное выполнение социальных ролей, поэтому здоровье прежде всего ценный социальный ресурс для индивидуальных достижений и стабильного функционирования общества» (А.В. Александрова,

Н.А. Зоркая, Н.М. Мартынова).

Основы социологического подхода к пониманию социального здоровья лежат в теоретических концепциях здоровья Т. Парсонса и Э. Фромма [9].

Концепция Т. Парсонса основывается на представлении о болезни как специфическом типе социальной девиации, которая изменяет социальный статус индивида, выполнение привычных ролевых функций, влияет на отношения с окружающими. Болезнь формирует у личности определённые социальные ожидания в отношении ближайшего окружения и общества в целом. Парсонс рассматривает заболевание или отклонение от привычной нормы как динамичный процесс, характеризующийся развитием и сменой качественно отличных друг от друга этапов, выработкой оптимальных типов поведения на основе принимаемых решений.

Концепция Э. Фромма базируется на положении о том, что здоровье личности зависит в первую очередь не от неё самой, а от структуры данного общества. При этом общество оказывает как развивающее, так и деформирующее влияние на человека.

Таким образом, следуя социологическому пониманию социального здоровья, можно сказать, что в самом общем виде оно представляет собой сложный социальный феномен, возникающий в про-

цессе взаимодействия индивида с социальной средой и отражающий уровень этого взаимодействия. Социальное здоровье обусловливается, с одной стороны, статусно-ролевыми и аксиологическими характеристиками самой личности, а с другой - специфическим влиянием ближайшего окружения и общества в целом (детерминированного существующим социальным укладом).

Категория «социальное здоровье» имеет немаловажное значение в теории социального и человеческого капитала. Здоровье и все его виды сами по себе являются капиталом, который человек использует для достижения своих жизненных целей, руководствуясь определёнными ценностными установками. В связи с этим социальное здоровье служит необходимым условием сохранения и развития социального и, в конечном счёте, человеческого капитала.

Основоположники теории социального капитала (П. Бурдье, Д. Коулман, Р. Патнэм) с различных позиций рассматривали возможности наиболее эффективного социального устройства общества.

Пьер Бурдье, использовавший марксистский подход, выделял три формы капитала: экономический, культурный и социальный. Он считал, что обладание социальным капиталом вовсе не обязательно приводит к обладанию экономическим капиталом, однако является атрибутом элит, средством удержания власти и привилегий. Джеймс Коулман, изучив опыт неэлитарных групп, полагал, что маргинальные сообщества или рабочий класс также могут получать пользу от обладания социальным капиталом. Роберт Патнэм, рассматривая социальный капитал с точки зрения политологии, пришёл к выводу о его огромном значении для благосостояния людей.

Несмотря на различия в подходах основоположников социального капитала, социальное здоровье в их теориях выступает критерием общественного развития,

поскольку является качественной характеристикой социальных связей, возникающих между социальными группами, слоями, индивидами. Так, например, сообщества с высоким социальным капиталом меньше страдают от преступности и других социальных девиаций, лучше развиваются экономически.

В настоящее время в социологической науке наиболее известны два принципиальных подхода к исследованию социального здоровья [9]:

1. Первый подход - плюралистический. В его русле социальное здоровье рассматривается как отражение не только физического (физиологического) и психического статусов человека, но и его социального статуса, детерминированного, в том числе, определённым ценностным мировосприятием. То есть физический и психический статусы человека выступают, наряду с его социальным статусом, основными показателями социального здоровья, охватывая в своём единстве всю совокупность его сущностных параметров. Таким образом, плюралистический подход обосновывает в самом широком смысле необходимость изучения социального здоровья с таких основных позиций, как физическое, психическое и собственно социальное здоровье человека.

2. Гносеологический подход (более узкий), напротив, опирается на положение о том, что социальное здоровье представляет собой интегративный показатель совокупности определённых объективных и субъективных социальных характеристик личности. Физические и психические характеристики рассматриваются вне структуры социального здоровья в системе его личностных факторов. Такая исследовательская логика основывается на признании опосредован-ности влияния психических и физических параметров человека на общий показатель его социального здоровья. Механизм этого влияния состоит в непрерывном

формировании в социальной структуре личности под воздействием изменяющихся состояний психики и организма социальных новообразований, обусловливающих изменение социальных показателей и, в итоге, общее состояние социального здоровья индивида.

В основе такой интерпретации лежит понимание социального здоровья как «продукта» социальных взаимодействий индивида в обществе, а также приоритет статусных и поведенческих характеристик личности, ценностной природы её жизнедеятельности. Соответственно базовым процессом, определяющим параметры социального здоровья человека, необходимо рассматривать процесс его социализации. Данный подход позволяет сосредоточиться на социальных показателях социального здоровья, выявить их многогранность, функциональную специфику, меру влияния и уровень взаимосвязи и взаимозависимости.

Таким образом, анализ различных теоретико-методологических подходов к

пониманию сущности социального здоровья даёт возможность сделать вывод о том, что современное, мультидисципли-нарное понимание социального здоровья сложилось относительно недавно. Одни учёные по-прежнему рассматривают социальное здоровье в русле «медицинской теории» (Г.Л. Волков, Н.И. Уткин, К.Н. Хаби-буллин). Другие сводят анализ социального здоровья к поиску корреляционных связей между состоянием физического здоровья и социальными характеристиками (доходы, общественный статус и т.д.). Вместе с тем изучение социального здоровья общества как целостной системы, состоящей из отдельных подсистем и обеспечивающей длительное и благополучное состояние общества, находится на стадии формирования и систематизации комплекса знаний, накопленных в рамках различных научных дисциплин.

Теоретические подходы к трактовке понятия «социальное здоровье» можно представить следующим образом (таблица).

Подходы к трактовке понятия «социальное здоровье»

Подход Автор Определение

Фило- софский Т.Б. Сергеева Сущностным моментом социального здоровья является наличие социальных контактов, а важнейшим признаком - организация гармоничного взаимодействия личности с социумом [17, с. 10].

О.А. Рагимова Социальное здоровье трактуется как состояние индивидуума, группы, общества, соответствующее норме с точки зрения всех статусных параметров (психологического, семейного, социального, культурного, экономического, этнического) [15, с. 2]. Это ресурс, социальный капитал, необходимый как молодёжи, так и взрослым людям для успешной социализации и социальной адаптации в новых общественно-экономических условиях, а также в условиях модернизации российского общества [16, с. 6].

Социологический Е.В. Дмитриева Социальное здоровье - это состояние человека, не сводимое к клиническим проявлениям организма, а выражающееся в удовлетворённости условиями труда, социально-экономическим положением и семейно-бытовыми условиями [6, с. 162].

Р.А. Зобов О.А. Келасьев Социальное здоровье - это комфортное состояние человека в рамках той или иной социальной системы. Оно может рассматриваться как некоторая интегральная характеристика развития личности (группы, общества в целом), взятая в единстве социальных и биологических показателей и выражающаяся в совокупности критериев жизненной удовлетворённости, соматического и психического здоровья и социальной активности [7, с. 57].

Н.А. Чентемирова Социальное здоровье выражается в умении адаптироваться в жизни и социуме и обладать социально-ролевой саморегуляцией. Оно определяется социальной активностью человека, его профессиональными достижениями, высокой коммуникативностью, широким кругом общения, наличием взаимопонимания, социально-психологической поддержки. Социальное здоровье обусловливается, с одной стороны, статусно-ролевыми и аксиологическими характеристиками самой личности, а с другой - специфическим влиянием ближайшего окружения и общества в целом (детерминированного существующим социальным укладом) [20, с. 7].

Окончание таблицы

Л.В. Колпина Социальное здоровье - это взаимоотношение социального субъекта с социальной средой, детерминируемое его индивидуальными особенностями и социальной ситуацией. Это взаимоотношение выражается в субъективной и объективной достаточности социального статуса человека для реализации своих потребностей, целей и ценностей в процессе социального взаимодействия в соответствии с общественными экспектациями* [8, с. 151].

В.И. Кирпичев Социальное здоровье отражает меру социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его социальной востребованности [18, с. 20].

Л.С. Товстоногов В самом общем виде социальное здоровье можно определить как способность людей быть субъектами познавательной деятельности. Речь идёт об осознании ими своих потребностей, сочетании собственных интересов с интересами других, учёте объективных условий, о способности осуществлять соответствующую деятельность и постоянно вносить в неё необходимые коррективы [5].

>s о о о о X S 0 с CD 1 cd S о о М.А. Болдина Социальное здоровье индивидуума - это устойчивое состояние благополучия, обеспечивающее успешность функционирования, развития и самореализации личности в условиях современного общества [4, с. 11-17].

А.Г. Комков Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде [2, с. 131-134].

Н.М. Борщева Социальное здоровье выступает важной характеристикой индивидуального здоровья личности и здоровья социума. На уровне социума социальное здоровье - это сущностная характеристика жизнеспособности всего общества как социального организма, возможности его гармоничного развития в экономической, политической, духовной сферах, способности всей общности и каждого её члена в конкретных условиях наиболее эффективно осуществлять свои социальные и биологические функции [1, с. 57-60].

>S S о о ■J- S о о X S о с Г.С. Никифоров Понятие «социальное здоровье» трактуется как оценка биологического состояния определённой части или всей человеческой популяции на основе интегрированных статистических показателей, составляющих так называемую социальную статистику [15, с. 143]. Социальное здоровье определяется как количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества. Сущностной характеристикой социального здоровья является полноценное выполнение человеком своих социальных функций [15, с. 32].

И.В. Кузнецова Социальное здоровье представляет собой определённый уровень развития, сформированности и совершенства форм способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определённый уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие [11, с. 6].

О.М. Бландинская Социальное здоровье - это состояние благополучия, удовлетворённости социальными отношениями, адекватное восприятие социальной действительности, принятие и выполнение социальных норм общества [3, с. 5].

Л.А. Байкова Социальное здоровье представляет собой состояние гармонии взаимоотношений человека с другими людьми, обществом, культурой, - гармонии способствующей не только эффективному развитию и самоактуализации личности, но и благотворному влиянию, которое активная личность оказывает на других людей, общество и культуру в целом [18, с. 88].

>s S S£ о о S о cd о с Е.Н. Приступа Социальное здоровье личности - это такое состояние человека, при котором его биопсихические возможности способствуют установлению равновесия с социальной средой путём адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам. Это состояние, которое напрямую связано с особенностями личностного и психического развития [14, с. 117-125].

Г.М. Андреева, И.И. Осипова, П.И. Пидкасистый, А.Н. Тесленко, К.Д. Ушинский Социальное здоровье здесь предстаёт в виде отношения общества к человеку, которое реализуется через социальную интеграцию и коммуникацию в разнообразные структуры современного социума. Социальное здоровье понимается как результат социализации личности. Основным критерием социального здоровья в рамках данного подхода выступает воспитанность как результат воспитательной работы по формированию социального поведения, положительных личностных качеств, социально принимаемых и одобряемых ценностных ориентаций и отношений к себе, другим людям и окружающей среде. [19, с. 188]

Медицинский Л. Г. Розенфельд, А. В. Журавлев, В. В. Тесленко Акцент делается на внутренних характеристиках человека. Социальное здоровье - это способность и возможность осуществлять биологические и социальные функции, реализовать свой потенциал, а также наличие условий и внутренней потребности к поддержанию своего здоровья [12, с. 30].

М.Л. Емельянова, А.В. Литвинова, И.Х. Пикалов Акцент делается на внешних условиях. Социальное здоровье - это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества [12, с. 34].

* Экспектация - набор индивидуальных ожиданий человека, обусловленный свойственным ему типом социального поведения, его социальным статусом, а также характеристиками современного ему общества.

Таким образом, понимание социального здоровья с точки зрения системного подхода в настоящее время находится на стадии формирования. Единая система показателей и методика измерения отсутствуют, однако общепризнанным является тот факт, что социальное здоровье является важнейшей характеристикой общества. В связи с этим возникает необходимость изучения теоретико-методологических подходов к проблеме социального здоровья, совершенствования методик оценки её состояния и поиска влияющих факторов.

По нашему мнению, к изучению социального здоровья следует подходить с социологической точки зрения

(Т. Парсонс, Э. Фромм), трактующей его как сложный социальный феномен, возникающий в процессе взаимодействия индивида с социальной средой и отражающий уровень этого взаимодействия. В данном аспекте личность и общество рассматриваются в комплексе, что является необходимым условием для анализа социального здоровья. Мы полагаем, что только мультидисципли-нарный подход к изучению круга проблем, связанных с социальным здоровьем, позволяет получить достоверные результаты, обладающие высокой степенью практической значимости, в том числе для принятия управленческих решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акутаев, Р.М. К вопросу о методах измерения латентной преступности [Текст] / Р.М. Аку-таев // Государство и право. - 1998. - № 7. - С. 57-60.

2. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних / А.А. Бакаев, Н.И. Остапенко. - М., 2003. - С. 131-134.

3. Бландинская, О.М. Социально-психологические особенности мотивации сохранения и укрепления здоровья у старшеклассников [Текст]: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук: 19.00.05 / О.М. Бландинская. - Ярославль, 2002. - 26 с.

4. Болдина, М.А. Социальное здоровье семьи [Текст] / М.А. Болдина // Социальное здоровье: теоретические подходы, модели, технологии развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Тамбов, 18 ноября 2008 года. - Тамбов: ТГУ 2008. - С. 11-17.

5. Вся Россия: портал поддержки международного научного, культурного и делового сотрудничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.allru.org/SD/SDShow. asp?SdID=7706

6. Дмитриева, Е.В. Теоретико-методологические и методические основы социологии здоровья [Текст]: дис. на соиск. уч. степ. д-ра социол. наук: спец. 22.00.01 / Е.В. Дмитриева. - М.: РГБ,

2005. - 423 с.

7. Зобов, Р.А. Социальное здоровье и социализация человека [Текст]: учебное пособие для вузов / Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев; фак. социологии СПбГУ - СПб.: Химиздат, 2005. - 166 с.

8. Колпина, Л.В. Теоретико-методологические основы исследования социального здоровья личности [Текст] / Л.В. Колпина. - М.: СГУ 2009. - 179 с.

9. Комплексное социально-психологическое исследование «Социальное здоровье подростка» / Ханты-Мансийское региональное отделение Академии социальных технологий и местного самоуправления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.astmsu.ru/ project/project_54.html?part=1

10. Кондакова Н.А. Здоровье и условия жизни подрастающего поколения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - № 1. - 214 с.

11. Кузнецова, И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих техноло-гий в образовательных учреждениях [Текст]: автореф. дис. на соиск. уч. степ. д-ра психол. наук / И.В. Кузнецова. - М., 2003. - 58 с.

12. Максимова, Т.М. Социальный градиент в формировании здоровья населения [Текст] / Т.М. Максимова. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 240 с.

13. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2012 № 1142 // Сайт Правительства Российской Федерации. - Режим доступа: http://xn--80aealotwbjpid2k.xn--p1ai/gov/results/23087/

14. Приступа, Е.Н. Междисциплинарное теоретическое обоснование понятия «социальное здоровье» личности ребёнка [Текст] / Е.Н. Приступа // Социальная политика и социология. -2007. - № 2. - С. 117-125.

15. Психология здоровья [Текст]: учебник для вузов / под ред. Г С. Никифорова. - СПб.: Питер,

2006. - 607 с.

16. Рагимова, О.А. Социальное здоровье младших школьников в условиях трансформации российского общества [Текст] / О.А. Рагимова. - Саратов: СГУ 2004. - 228 с.

17. Сергеева, Т.Б. Социальное здоровье человека: философский аспект [Текст]: учеб. пособие / Т.Б. Сергеева. - Ставрополь: СГМА, 2003. - 29 с.

18. Теория и методика изучения психологических особенностей работников производства в системе профилактики техногенных катастроф [Текст]: монография / под ред. Л.А. Байковой. - Рязань: Рязанский гос. ун-т, 2008. - 172 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Цикалюк, Е.В. Основные теоретические подходы к осмыслению сущности социального здоровья [Текст] / Е.В. Цикалюк // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитар-но-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия «Философия, культурология, социология, социальная работа». - 2010. - № 4 (33]. - С. 185-190.

20. Чентемирова, Н.А. Социология здоровья в российских условиях рынка медицинских услуг [Текст] / Н.А. Чентемирова. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 256 с.

21. Шабунова, А.А. Модернизация экономики региона / А.А. Шабунова, К.А. Гулин, М.А. Ласточкина, Т.С. Соловьева. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.