Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВУЗА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ИЗУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМА / АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцова Лариса Алексеевна, Абдурахманова Марина Асадуллаевна, Гасанова Диана Имиралиевна

В статье рассматриваются теоретические аспекты изучения проблемы адаптации студентов к образовательному процессу вуза. Особенно важен процесс социокультурной адаптации студентов первых курсов к среде учебного заведения, который происходит в подростковом возрасте, в категорию которого входят первокурсники. Автором рассмотрены вопросы социально-психологической адаптации путем изучения трудов отечественных и зарубежных исследователей прошлых лет. Успешность адаптации зависит от личностных особенностей, составляющих адаптационный потенциал личности. В процессе адаптации личность не только подстраивается под условия, но и воздействует на окружение, изменяя саму среду. Показана роль тренингов, способствующих успешной адаптации первокурсников к вузу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравцова Лариса Алексеевна, Абдурахманова Марина Асадуллаевна, Гасанова Диана Имиралиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF STUDYING THE PROBLEM OF STUDENTS' ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

The article discusses the theoretical aspects of studying the problem of adaptation of students to the educational process of the university. Especially important is the process of socio-cultural adaptation of first-year students to the environment of an educational institution, which occurs in adolescence, the category of which includes first-year students. The author considers the issues of socio - psychological adaptation by studying the works of domestic and foreign researchers of the past years. The success of adaptation depends on the personal characteristics that make up the adaptive potential of the individual. In the process of adaptation, the personality not only adapts to the conditions, but also affects the environment, changing the environment itself. The role of trainings contributing to the successful adaptation of first-year students to the university is shown.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВУЗА»

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013 г. №1155)

2. Аронова, Е.А. Иммунитет. Теория, философия и эксперимент: Очерки из истории иммунологии ХХ века / Е.А. Аронова. - Москва: КомКнига, 2016. - 240 с.

3. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. Сада / Е.Н. Вавилова. - Москва: Просвещение, 2003. - 144 с.

4. Воронова, В.Я . Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. - Москва: 1997. - 104 с.

5. Доман, Г.А. Гармоничное развитие ребенка / Г.А. Доман. - Москва, 2016. - 400 с.

6. Кочеткова, Т.Н. Физическая культура / Т.Н. Кочеткова - Красноярск: СФУ, 2012. - 103 с.

7. Латышина, Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа / Д.И. Латышина. - Москва: Школьная Пресса, 2014. - 128 с.

8. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. - Москва: 1986. - 112 с.

9. Фесюкова, Л.Б. От трех до семи / Л.Б. Фесюкова. - Харьков; СПб., 1996. - 446 с.

Педагогика

УДК 37.012

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Кравцова Лариса Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Абдурахманова Марина Асадуллаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Гасанова Диана Имиралиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ

ПРОЦЕССУ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты изучения проблемы адаптации студентов к образовательному процессу вуза. Особенно важен процесс социокультурной адаптации студентов первых курсов к среде учебного заведения, который происходит в подростковом возрасте, в категорию которого входят первокурсники. Автором рассмотрены вопросы социально-психологической адаптации путем изучения трудов отечественных и зарубежных исследователей прошлых лет. Успешность адаптации зависит от личностных особенностей, составляющих адаптационный потенциал личности. В процессе адаптации личность не только подстраивается под условия, но и воздействует на окружение, изменяя саму среду. Показана роль тренингов, способствующих успешной адаптации первокурсников к вузу.

Ключевые слова: теоретические аспекты, изучение, проблема, адаптация, студенты, образовательный процесс, вуз.

Annotation. The article discusses the theoretical aspects of studying the problem of adaptation of students to the educational process of the university. Especially important is the process of socio-cultural adaptation of first-year students to the environment of an educational institution, which occurs in adolescence, the category of which includes first-year students. The author considers the issues of socio - psychological adaptation by studying the works of domestic and foreign researchers of the past years. The success of adaptation depends on the personal characteristics that make up the adaptive potential of the individual. In the process of adaptation, the personality not only adapts to the conditions, but also affects the environment, changing the environment itself. The role of trainings contributing to the successful adaptation of first-year students to the university is shown.

Key words: theoretical aspects, study, problem, adaptation, students, educational process, university.

Введение. Проблемы социально-психологической адаптации студентов в вузе всегда находились в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. О чем сговорит большое количество публикуемых статей, методических пособий, диссертационных исследований. Успешность обучения и профессионального становления во многом зависит от благоприятного освоения новой для студентов среды ВУЗа.

Особенно важен процесс социокультурной адаптации студентов первых курсов к среде учебного заведения, который происходит в подростковом возрасте, в категорию которого входят первокурсники. Подростковый возраст в целом крайне противоречив и характерной его особенностью является несоответствие уровня притязаний подростка и его реальными возможностями. Этот сложный этап характеризуется конформизмом, негативизмом, повышенной чувствительностью, страхом перемен, обидчивостью, стеснительностью, неуверенностью в себе. Особенности физического развития могут приводить к осуждению со стороны сверстников (часто мнимому). Изъяны внешности могут доставлять много неприятностей, доходить до полного неприятия себя, возникновения чувства неполноценности. А усугубляются все эти проблемы переменой социальной среды при переходе из общеобразовательного учебного заведения в среднее специальное учебное заведение.

Изложение основного материала статьи. Вопросы социально-психологической адаптации студентов к вузу рассматривались в трудах современных педагогов и психологов - В.А. Иванникова, В.Н. Панфёрова, С.А. Седракян, так же фундаментальные вопросы социально - психологической адаптации рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных исследователей прошлых лет: Г.А. Балл, Л.И. Божович, Ж. Пиаже, 3. Фрейда, Э. Эриксона.

Так, Царегородцев Г.И трактует «социально-психологическую адаптацию как баланс требований, предъявляемых окружающей средой и внутренними стимулами личности» [11, C. 14].

По мнению Милославской И А. социально-психологическая адаптация характеризуется гармоничным равновесием личности и среды, в случае нарушения этого равновесия, или расхождением реальной ситуации и личностных ценностей, может возникнуть психологический конфликт. А достижение духовного равновесия и психологического здоровья - есть цель успешной адаптации. Помимо этого, автор перечисляет факторы, которые оказывают вторичное влияние на успешную адаптацию в ВУЗ - психологические особенности студента, его личностные качества, особенности самого ВУЗа (его

престижность, материально-техническое оснащение учебных аудиторий, организация учебного процесса, педагогическое мастерство педагогов, работа психологической службы), не маловажную роль играет состояние здоровья, материальное положение, уровень базовых знаний и мотив выбора учебного заведения самим студентом.

Анализ литературы (Бронзино Л.Ю., Вольчина А.Е., Кузьмишкин, А.А., Хотулёва О.В., Ющенко В.А.) позволяет выделить следующие сложности, с которыми сталкиваются первокурсники в ходе адаптации к образовательному процессу в ВУЗе.

Существенно увеличивается объём учебной нагрузки, появляются новые дисциплины, для освоения которых студентам не всегда хватает знаний, полученных в школе. Обучение в ВУЗе часто требует у студента обладать многозадачностью, решать одновременно несколько проблем: посещать занятия, самостоятельно находить и изучать учебную литературу, выполнять домашние задания, реализовывать проектную деятельность, а так же участвовать в студенческой жизни. Стиль занятий в ВУЗе во многом отличается от того, к которому студенты привыкли за время обучения в школе - необходимо конспектировать лекции, готовиться к семинарам и лабораторным работам. Перестройка на новый стиль восприятия информации зачастую осложнён тем, что требует навыков, которые не формируются, или формируются недостаточно при обучении в школе.

Расписание и продолжительность занятий в ВУЗе отличается от школьных, за годы учёбы в школе, учащиеся привыкли к определённой длительности учебных занятий и ритму жизни, уроки как правило начинаются с утра, а во второй половине дня школьники свободны. В ВУЗе же и занятия длятся дольше и могут начинаться как утром, так и во второй половине дня.

Стоит подчеркнуть, что процесс адаптации представляет собой, в первую очередь понимание ситуации в целом и умение из нее делать выводы, что конечном итоге позволяет изменить свое отношении к ней, что непосредственно влияет на психологическую оценку у человека. Напротив, бывают ситуации, когда человек, в силу обстоятельств, связанных с его психологическим здоровьем, не может удовлетворить свои актуальные потребности, то тогда чаще всего возникает чувство тревоги, страх беспокойство выступающие как защитный механизм. Возникновение тревоги, в свою очередь усиливает поведенческую активность и видоизменяет формы поведения.

Важная характеристика педагогического процесса - его совместный характер, то есть непосредственное взаимодействие педагога и студента. Образовательный же процесс может носить как характер взаимодействия педагога и студента, так и индивидуальный характер, то есть самообучение студента, самостоятельная работа. Эти различия прослеживаются и в школе, но в ВУЗе они становятся более явными, так как в высшей школе значительно больше материала отводится для самостоятельного изучения.

Обучение в ВУЗе требует от студента проявления компетенций, которые не требовались в школе, или требовались в гораздо меньшем объёме, так для успешного обучения студент должен проявить такие качества как; многозадачность, умение работать самостоятельно, выполнять большой объём работы в сжаты сроки, самостоятельно искать необходимую информацию, проявление коммуникативных способностей для выстраивания дружеских отношений со сверстниками и деловых отношений с преподавателями. Эти различие объясняются тем, что образовательный процесс ВУЗа характеризуется намного более высокими требованиями к самоорганизации, самодисциплине, «взрослости» студента, чем школа. Еще одни немаловажным отличием школьного образовательного процесса от ВУЗа, это иные форматы занятий, если в школе преобладает классно-урочная систем, то в высшей школе это лекции, семинары, практические и лабораторные работы, производственные практики.

Так же образовательный процесс ВУЗа отличается специфичностью целей, задач и содержания, в зависимости от направления подготовки будущих специалистов, непосредственная и многогранная связь с государственными интересами -выполнение государственного заказа.

Осознавая эти различия, часто в ВУЗах к группам первого курса прикрепляют куратора из числа активистов, проводятся мероприятия для первокурсников (посвящение в студенты, психологические квесты, игры), психологические тренинги, мероприятия, направленные на введение в будущую профессию. В целях избегания сложностей с аттестацией в первую сессию, проводится промежуточная аттестация. Все эти меры помогают первокурсникам включиться в образовательный процесс.

Например, тренинг жизненных умений развивает у людей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, адекватность реагирования на эти ситуации и нахождение выхода, а также эти тренинги способствуют повышению самооценки личности и уверенности. Основная часть тренинга заключается в работе над условными рефлексами. В ходе тренинга жизненных умений человек приобретает знания и навыки по решению жизненных задач через проигрывание ситуаций и изменение взгляда на проблему путем применения убеждений, установок и использованию методик релаксации и саморегуляции.

Следующий вид тренинга, который можно применить в решении проблем адаптации в профессиональном становлении называется тренинг социальных перцепций, задача которого заключается в понимании собственного психического состояния и состояние партнера по невербальным признакам (жесты, мимика, положение тела, особенности речи). Главными инструментами тренинга выступают сами люди и их чувства и картинки с изображенными эмоциями. В этом виде тренинга участнику предлагается провести внутренний диалог и придумать историю к картинке, прочувствовать всех ее участников. Также могут применяться игры по демонстрации самого себя или партнера.

Интерактивный тренинг. В ходе этого тренинга участники познают тонкости взаимодействия с другими людьми, если говорить по-научному - интеракцией и выработке навыков при ведении дискуссии. Здесь, определяются различия в ценностях, убеждениях, целях и представлениях участников и тем самым находятся точки соприкосновения. Обычно в этом виде тренинга для решения цели и задач применяется метод мозгового штурма и проблемных задач, а также даются упражнения на развитие переключаемости внимания и сосредоточения на главной проблеме.

Ввиду отличий образовательного процесса вуза от образовательного процесса школы, у студентов могут возникнуть сложности в адаптации, а на их фоне - повышенная утомляемость, апатия, высокий уровень тревожности, агрессивное поведение, отсутствие учебной мотивации и разочарование в выбранной профессии,можно заключить, что образовательный процесс в ВУЗе, это сложный многогранный процесс взаимодействия педагога и студента, в ходе которого студент приобретает новые знания, умения и навыки. Так же становится ясно, что образовательный процесс школы и вуза во многом отличается и требует от первокурсников проявления компетенций, не требовавшихся в школе, или требовавшихся с меньшей степени на фоне которого у студентов первого курса могут возникнуть сложности в адаптации.

Рассматривая средовые факторы адаптации, И.В. Григорьевская [4, С. 110] выделила две большие группы факторов -педагогические и социально-психологические. К педагогическим факторам Григорьевская относит использование возможностей дополнительного образования, активное использование приёмов практико-ориентированного обучения, применение современных образовательных технологий, особенно интерактивных. К социально-психологическим факторам автор относит систему социально-психологических мероприятий (тренинги, мастер-классы и др.), преобладание демократического стиля в общении преподавателей и студентов и развитие рефлексивных способностей студента.

Ю.В. Жегульская [6, С. 130] выделяет факторы, влияющие на адаптацию можно разделить на субъективные и объективные. К объективным факторам (зависящие от внешних обстоятельств) относятся; организация учебного процесса в ВУЗе: учебно-методическое обеспечения, требования преподавателей, уровень школьных знаний, учебная нагрузки и др. К субъективным факторам (зависящие от студента) Ю.В. Жегульская относит уровень организованности, зрелости -инфантильности, умение выступать на семинарских занятиях и участвовать в дискуссии.

По мнению И.М. Хорева, факторы, оказывающие влияние на адаптацию, можно разделить на психологические и социальные. К психологическим относится способность оценивать ситуацию, креативность, адекватная самооценка. К социальным факторам И. В. Хорева относит ценностные ориентации, микроклимат в семье, отношения со сверстниками и педагогами [10, С. 140].

С.В. Сергеева и О.А. Воскрекасенко в своей работе разделяют все факторы, влияющие на адаптацию на несколько групп:

1. Факторы, характеризующие особенности положения семьи студента (характер семейных взаимоотношений и стиль воспитания, финансовое и эмоциональное благополучие, санитарно-гигиенические условия).

2. Факторы, касающиеся образовательного процесса в учебном заведении (педагогическое мастерство преподавателей, совокупность методов, форм и технологий обучения, качество организации образовательного процесса, и др.)

3. Факторы, характеризующие какие-либо индивидуальные особенности (тип темперамента, преобладающие черты характера, состояние здоровье и т.д.) [9, С. 137].

Свойства личности, принадлежащие к высшим уровням личностной культуры, определяют успешность протекания процесса психолого- педагогической адаптации - к такому выводу в своей работе пришла И.А. Геогриева [4, С. 110]. Автор имеет ввиду такие свойства как: самооценка, совокупность психологических диспозиций, личностные установки, направленность, психологические доминанты. Все названные автором факторы, вкупе определяют характер отношений личности к деятельности в целом и к профессиональной и учебной в частности (реализация себя как профессионала, саморазвитие, творчество, карьерный рост и др.).

Е.В. Виттенберг, изучив социально-психологическую адаптацию студентов к ВУЗу, утверждает, что адаптированность студента - результат не просто наличия определенного качества, а правильное сочетание и взаимодействие определенных психологических качеств, среди которых -общительность, эмпатия, стрессоустойчивость, умение идти на компромисс, дружелюбие, чувство юмора, альтруизм [3, С. 4].

Так как процесс адаптации очень сложен и многогранен - существует огромное множество переменных, определяющие его успешность. Так, например, в одном отдельно взятом случае, общительность может выступать активным адаптором, а в другом случае - стрессоустойчивость и т.д. Е.В. Виттенберг утверждает, что не существует готового «рецепта», формулы наличия и пропорции определенных качеств, обладая которыми студент наверняка успешно пройдёт путь адаптации. Однако, поощряя и взращивая в себе вышеперечисленные психологические факторы, вчерашний школьник может надеяться на успешную адаптацию [3, С. 5].

Исследование, в котором выявлялась взаимосвязь уровня тревожности и адаптированностью студента в ВУЗе, провела В.В. Зашихина [7, С. 629], в ходе ее исследования у студентов выявляли уровень тревожности и адаптированности, после чего искали взаимосвязь исследуемых характеристик. В результате стало ясно, что у подавляющего большинства студентов с высоким уровнем тревожности (92%), наблюдаются низкие показатели по шкале адаптированности.

В работе А.Э. Агаевой [2, С. 1221] изучена взаимосвязь стрессоустойчивости и социально-психологическую адаптацию студентов младших курсов. Проанализировав ответы респондентов, становится очевидным, что студенты, обладающие низкими показателями по шкале стрессоустойчивости, в 75% случаев испытывают сложности с адаптацией. Такие студенты чаще других находились или в угнетенном психологическом состоянии, или напротив - агрессивном или чрезмерном эмоциональном возбуждении.

Следующее исследование авторства И.В. Малышева и С.В. Галаева [8, С. 62] рассматривает проблему социально-психологической адаптации личности с точки зрения используемых копинг-поведенческих стратегий, то есть тех стереотипов поведения, которые личность проявляет в стрессовой ситуации. В рамках исследования авторы выявили, что те студенты, которые используют поведенческие копинг-стратегии - в числе которых сотрудничество, обращение, альтруизм, обладают более высоким показателями по шкале адаптированности. Студенты же, проявляющие в стрессовой ситуации эмоциональные и когнитивные копинг-стратегии, обладают более низкими показателями адаптированности.

А.С. Авдеенко [1, С. 4] в свою очередь рассматривает взаимосвязь особенностей психологической адаптации студентов к учебной деятельности и своей учебной группе с типом темперамента индивида на основании результатов эмпирического исследования. Показано, что дифференцированность уровня адаптации студентов с разным темпераментом к учебной группе более выражена. Адаптация к учебной деятельности более успешна у флегматиков и сангвиников.

Выводы. Таким образом, успешность адаптации зависит от личностных особенностей, составляющих адаптационный потенциал личности. В процессе адаптации личность не только подстраивается под условия, но и воздействует на окружение, изменяя саму среду. Приспособление и приспосабливание двусторонний процесс. Необходима организация специальной работы, направленной на создание благоприятных социально-психологических условий для успешной адаптации первокурсников к вузу, организации педагогического сопровождения первокурсников.

Литература:

1. Авдеенко, А.С. Психологическая адаптация студентов ВУЗа / А.С. Авдеенко // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - №2 (13). - Т. 4. - С. 4-8.

2. Агаева, А.Э. Особенности адаптации студентов I курса к обучению в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1221-1225.

3. Виттенберг, Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: канд. -Спб, 2007. - 16 с.

4. Георгиева, И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Гуманитарные науки. Педагогика. - 2009. - № 5. - С. 110-118.

5. Григорьевская, И.В. Факторы адаптации студентов к образовательной среде колледжа / И.В. Григорьевская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11 (139). - С. 124-126.

6. Жегульская, Ю.В. Факторы учебной адаптации студентов первого курса (на примере Кемеровского государственного университета культуры и искусств) / Ю.В. Жегульская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 15. - С. 130-138

7. Зашихина, В.В. Физиологические аспекты адаптации к стрессогенным ситуациям при обучении в вузе / В.В. Зашихина, Т.В. Цыганок // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 4-3. - С. 629-633.

8. Малышев, И.В., Галаев С.В. Характеристика социально- психологической адаптации и копинг поведения студентов в

стрессовых ситуациях // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2019. - Вып. 4. - С. 61-70.

9. Сергеева, С.В. Основные направления педагогического сопровождения студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко // Гуманитарные науки. Педагогика. - 2018. - № 3. -С. 137-144.

10. Хорев, И.М. Социальная адаптация студентов вузов как актуальная психолого-педагогическая проблема / И.М. Хорев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2021. - № 12. - С. 140-148

11. Царегородцев, Г.И. Философские проблемы теории адаптации. - М.: Просвещение, 2015. - 277 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ

Аннотация. Цифровая трансформация образования требует опережающей подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровых образовательных сред; освоения современных педагогических технологий; формирования готовности к использованию цифровых инструментов и ресурсов. Рассмотрены используемые в цифровой образовательной среде педагогические технологии. Особое внимание уделено подготовке будущих учителей к применению дистанционных образовательных технологий, смешанного обучения. Представлен опыт подготовки будущих учителей к организации обучения в цифровой образовательной среде школы на примере направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», реализуемого в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. Студенты знакомятся с такими технологиями, как «1 ученик: 1 компьютер», перевернутое обучение, ротация станций и др. Анализируются различные цифровые образовательные ресурсы, электронные учебники, возможности облачных технологий и сервисов Веб 2.0. Также студенты изучают сквозные технологии, такие как блокчейн, искусственный интеллект, виртуальная реальность, робототехника. Для этого используются возможности педагогических технопарков и кванториумов. Важно выяснить и особенности использования традиционных педагогических технологий в цифровой образовательной среде. Применение цифровых инструментов и сервисов, сделает применение этих технологий более эффективным. Будущие учителя убеждаются в этом на примере организации проектной деятельности в цифровой образовательной среде школы. Сегодня инструментальную основу проектной деятельности составляют средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий и, прежде всего, сетевые технологии. Студенты готовятся к организации сетевой проектной деятельности. Преподаватели, готовящие студентов к будущей педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной среде, сами должны демонстрировать навыки грамотного использования современных педагогических и цифровых технологий. Для этого каждый преподаватель формирует свою развивающую предметную цифровую образовательную среду.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, современные педагогические технологии, дистанционное обучение, смешанное обучение.

Annotation. The digital transformation of education requires advanced training of future teachers to work in digital educational environments; mastering modern pedagogical technologies; formation of readiness for the use of digital tools and resources. The pedagogical technologies used in the digital educational environment are considered. Particular attention is paid to the preparation of future teachers for the use of distance learning technologies, blended learning. The experience of preparing future teachers for organizing training in the digital educational environment of the school on the example of the training direction 44.03.05 "Pedagogical education", implemented at the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University is presented. Students get acquainted with such technologies as "one-to-one", flipped learning, station rotation, etc. Various digital educational resources, electronic textbooks, cloud technologies and Web 2.0 services are analyzed. Students also study end-to-end technologies such as blockchain, artificial intelligence, virtual reality, and robotics. For this, the possibilities of pedagogical technoparks and quantoriums are used. It is also important to find out the features of using traditional pedagogical technologies in the digital educational environment. The use of digital tools and services will make the use of these technologies more efficient. Future teachers are convinced of this by the example of organizing project activities in the digital educational environment of the school. Today, the instrumental basis of project activities is the means and services of information and communication technologies and, above all, network technologies. Students prepare for the organization of network project activities. Teachers who prepare students for future teaching activities in a digital educational environment must themselves demonstrate the skills of competent use of modern pedagogical and digital technologies. To do this, each teacher forms his own developing subject digital educational environment.

Key words: digital educational environment, modern pedagogical technologies, distance learning, blended learning.

Введение. Цифровая эпоха требует пересмотра традиционного преподавания и учения. Быстро растущие технологические инновации в образовании обусловливают смену парадигмы от традиционного преподавания к использованию современных педагогических технологий. Современные цифровые технологии открывают многочисленные новые образовательные возможности и подходы, позволяющие сделать обучение более эффективным, обогатить его, облегчить процессы персонализации обучения, поддержать обучающихся с ограниченными возможностями.

Анализ публикаций по проблеме цифровизации образования [4, 11, 12] показал, что авторы выделяют информационно-коммуникационные технологии универсального назначения; педагогические технологии, основанные на использовании цифровых инструментов; цифровые технологии, обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и профессиональных компетенций. Считаем, что список технологий обучения в цифровой образовательной среде должен быть дополнен сквозными технологиями, на освоение которых сегодня нацеливают различные нормативные документы. Это технологии Интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, робототехники, больших данных.

Среди педагогических технологий исследователи выделяют: доцифровые педагогические технологии (например, проектный метод, технология «кейс-стади» и др.), которые могут предполагать использование ИКТ как вспомогательного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.