УДК 372.881.1
Д. Р. Шебанова, И. А. Гребенникова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРЫ
КАК ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
ИНОЯЗЫЧНЫХ УМЕНИЙ
В данной статье представлены результаты теоретического исследования сущности игры, её классификаций, роли в обучении иностранном языку, а также методические и организационные аспекты применения игр на уроках иностранного языка.
Ключевые слова: игра, урок иностранного языка, взаимодействие, иноязычные умения, методические и организационные аспекты.
DOI: 10.24412/2227-1384-2023-352-69-74
Федеральный государственный образовательный стандарт в области языковой подготовки диктует необходимость формирования и развития языковых компетенций на уроках иностранного языка с применением различных форм интенсивного обучения, способствующих выработке иноязычных умений. Одним из продуктивных методов обучения выступает игра.
Вопрос о проблеме эффективного применения игр на уроках иностранного языка изучали такие специалисты, как И. Л. Бим, Е. И. Пассов, Н. Д. Гальскова, Г. В. Рогова, З. Н. Никитенко и др. Все авторы подчёркивают мысль о том, что игра представляет собой особый вид деятельности, организованной на взаимодействии личности с конкретными людьми или группой для закрепления или расширения способностей и развития интеллекта.
С. А. Мухиддинова и Д. С. Уралова в своей статье указывают на следующие функции игры на уроке иностранного языка. Она выступает средством повышения мотивации к изучению языка, средством изучения и познания окружающего мира, развития умственных процессов и позитивных поведенческих действий. По мнению авторов, игра является одной из важнейших форм речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Благодаря речевому взаимодействию возможно
Шебанова Дарья Романовна — студент (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: dasha.sheba2001@gmail.com.
Гребенникова Ирина Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой европейских и восточных языков (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: ira_greb@mail.ru.
© Шебанова Д. Р., Гребенникова И. А., 2023
69
развитие вербальной коммуникации на иностранном языке на основе совместной деятельности [7].
З. Н. Никитенко и Н. Д. Гальскова также указывают на создание атмосферы иноязычного общения средствами игры, которая объединяет и сплачивает коллектив детей и позволяет установить эмоциональный контакт в группе. Игровые приёмы можно также реализовы-вать и в ходе урочной формы занятий. Например, в начале урока перед обучающимися в игровой форме ставится обучающая цель. С помощью игры можно объяснять учебный материал и переводить дидактические задачи в плоскость игры, где результат связывается с решением учебных задач [8].
М. Ф. Стронин классифицирует обучающие игры, исходя из аспектов языка. Он выделяет подготовительные игры, с помощью которых и формируются речевые навыки и творческие, которые способствуют дальнейшему оттачиванию языковых и речевых навыков. К первой группе автор относит фонетические, лексические, грамматические и орфографические игры. По мнению учёного, грамматические игры позволяют активизировать активную речь обучающихся. В то время как целью лексических игр является отработка и запоминание новых лексических единиц, фонетические игры позволяют на начальном этапе овладеть произносительными нормами. Автор отмечает, что обучающие игры обычно являются комбинированными и комплексно отрабатывают как лексико-грамматические реалии, так и орфографию [11].
Е. И. Пассов подразделяет игры по цели их использования, выделяя формирующие навык игры, развивающие игры, игры на отработку навыка и закрепления материала [9].
Н. Д. Гальскова рассматривает языковые, коммуникативные, ролевые и деловые игры. Языковые игры используются для развития языковых умений и навыков, начиная от слогов до минитекстов. К играм такого рода она относит лото, кроссворды, игры с кубиком, карточками, лабиринты, составления слов и предложений и др. Целью коммуникативных игр является обучение общению на основе репродуктивно -продуктивных упражнений, использования речевых клише и выбора адекватных речевых средств в задаваемой ситуации. Данные игры подразумевают реализацию речевых намерений в условиях смоделированной ситуации. Ролевые игры обладают рядом характерных черт, включая наличие проблемы, персонажей или ролей. Они формируют умение пользоваться языковыми средствами в различных ситуациях общения, способность выражать свою точку зрения, применять различные стратегии общения (уметь выражать просьбу, благодарность, согласие, возражение, правильно применять речевые и этикетные формулы). Главная цель деловых игр состоит в формировании комплекса знаний, умений и навыков для использования уместных языковых и речевых средств и тактик делового общения, что является воз-
70
можным на среднем и продвинутом этапах изучения иностранного языка [4].
Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина выделяют следующие виды игр на уроках иностранного языка на раннем этапе обучения: фонетические игры, игры для работы с алфавитом, орфографические игры, лексические игры, грамматические игры, игры для обучения чтению, игры для обучения аудированию, игры для обучения монологической и диалогической речи, а также подвижные игры [10]. Таким образом, использование игры на раннем этапе изучения иностранного языка решает множество задач и позволяет повысить мотивацию к учебному процессу.
Для эффективной организации урока иностранного языка в младшей школе необходимо соблюдать методические рекомендации для использования игры. Как отмечает С. Г. Бегларян, учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста и обучающий потенциал игры, желательно прибегать к игровым упражнениям на каждом уроке для развития внимания, восприятия и развития коммуникативности, использования изучаемых грамматических структур и новой лексики, обучения чтению и письму. Автор указывает, что на определение места игры и отведение времени для этого вида деятельности на уроке иностранного языка влияет ряд факторов. К ним С. Г. Бегларян отнес уровень языковой подготовки обучающихся, содержание изучаемого материала, целей, задач и условий урока. Для первичного закрепления материала и запоминания новых лексических единиц или грамматических конструкций целесообразно использовать 15 — 20 минут урока. В дальнейшем этой же игре можно уделять 3 — 5 минут для повторения материала и эмоциональной разрядки на уроке [2].
Н. А. Бирюкова отмечает, что одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока для достижения различных целей. Многое зависит от личностных качеств учителя, его психологических характеристик, условий труда и творческого подхода. Тем не менее, следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода его необходимо дозированно использовать, поскольку игры могут потерять эмоциональную новизну [3].
В. С. Красильникова выделяет основные требования к играм на уроке иностранного языка. По её мнению, игра должна повышать мотивацию к обучению, вызывать у учащихся интерес и желание правильно выполнить задание для достижения положительного результата. В игре необходимо опираться на ситуации, приближенные к реальным коммуникативным ситуациям. Игра должна быть принята всей группой учащихся и проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере, чтобы учащиеся имели возможность в активном речевом общении использовать отрабатываемый языковой материал с максимальной эффективностью [6].
По мнению А. С. Зятькевич, необходимыми условиями для проведения игр на уроках является использование яркой наглядности, умение
71
подбирать игры в соответствии с возрастом детей и изучаемыми темами. Важно вовлекать в игру всех учащихся, предварительно объяснив инструкцию и проверив готовность к осуществлению игровой деятельности. Стоит также помнить об объективности и проявлении такта, оценивая результаты игры. При отрицательной оценке результатов игры снижается активность её участников и их мотивация, поэтому целесообразно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов, а только потом сместить акцент на недостатки [5].
Как указывает автор, любая игровая деятельность должна организовываться по отработанной технологической схеме, включая этап подготовки, этап объяснения игры, этап проведения игры и подведения результатов.
На этапе подготовки разрабатывается игровой сценарий, составляется план игры, обсуждаются роли, прорабатываются необходимые языковые средства, подбираются атрибуты игры, такие как наглядные пособия, карточки с перечнем вопросов, эпизоды с фильмами, видеоролики и др. Далее следует этап объяснения игры, где ставится проблема, производится знакомство с раздаточным материалом. После этапа проведения игры проводится рефлексия, где производится оценка и самоанализ, делаются выводы и раздаются рекомендации.
Н. И. Арзамасцева считает, что на раннем этапе изучения иностранного языка учитель должен демонстрировать правила и ход игры, а в дальнейшем делегирует эту роль успешному обучающемуся. Необходимые речевые навыки формируются только при многократной отработке материала, мотивируя учеников к изучению иностранного языка [1].
Таким образом, анализ теоретической литературы показал, что игра является одной из важнейших форм речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Существуют различные классификации игр, которые способствуют активному взаимодействию учащихся на уроке иностранного языка, расширению и закреплению знаний, отработке языкового и речевого материала, формированию коммуникативных компетенций. Для эффективной организации урока иностранного языка в младшей школе необходимо соблюдение педагогом методических рекомендаций, которые включают в себя учёт возрастных психологических особенностей младшего школьника, дидактических возможностей игры, её места и времени. Грамотное проведение игры на уроке иностранного языка с соблюдением всех организационных и методических аспектов способствует выполнению поставленных педагогом задач, достижению целей урока, а также созданию благоприятной эмоциональной обстановки и повышению мотивации к изучению иностранного языка. Игра — это великолепный инструмент, позволяющий как сформировать необходимый эмоциональный фон, так и решить дидактические задачи.
72
Список литературы
1. Арзамасцева Н. И., Игнатова О. А. Организация и использование игр при формировании у учащихся иноязычных грамматических навыков. Йошкар-Ола: Марийский гос. пед. ин-т им. Н. К. Крупской, 2007. 28 с.
2. Бегларян С. Г. Обучающие игры на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе / / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Международной научной конференции (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). Казань: Изд-во Молодой учёный, 2013. С. 77-79. EDN QZJMEA.
3. Бирюкова Н. А., Масленникова Ю. В. Изучаем английский, играя / / Современные технологии обучения иностранным языкам: материалы республиканской научно-практической конференции. Йошкар-Ола: Mari, 1997. С. 138-143.
4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводи-дактика и методика. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2006. 336 с. ISBN 57695-2969-5.
5. Зятькевич А. С. Игра как форма взаимодействия и средство развития иноязычных умений в средней школе // Студенческий вестник. 2021. № 41-1 (186). С. 27-29. EDN TQJYVK.
6. Красильникова В. С. Игра и игровые приёмы обучения школьников иностранному языку / / Иностранные языки в школе. 1975. № 5. С. 167 — 175.
7. Мухиддинова С. А., Уралова Д. С. Роль игры в процессе изучения английского языка в школе // Молодой ученый. 2013. № 7 (54). С. 397 — 399. URL: https://moluch.ru/archive/54/7313/
8. Никитенко З. Н., Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. 159 с. (Педагогическое образование). ISBN 5-89308-195-1. EDN QVKYNP.
9. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
10. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
11. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 2001. 370 с.
•Jc -Jc -Jc
Shebanova Daria R., Grebennikova Irina A. THE THEORETICAL ASPECTS OF STUDYING THE GAME AS A FORM OF INTERACTION AND MEANS OF FOREIGN LANGUAGE SKILLS DEVELOPMENT
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)
This article presents the results of theoretical study of the essence of the game, its classifications and role in teaching a foreign language, as well as methodological and organizational aspects of the use of games in foreign language lessons.
Keywords: game, foreign language lesson, interaction, foreign language skills, methodological and organizational aspects.
DOI: 10.24412/2227-1384-2023-352-69-74
73
References
1. Arzamastseva N. I., Ignatova O. A. Organizatsiya i ispol'zovaniye igr pri formirovanii u uchashchikhsya inoyazychnykh grammaticheskikh navykov (Organization and use of games in the development of foreign language grammatical skills in students), Yoshkar-Ola, MGPI im. N. K. Krupskoy Publ., 2007. 28 p.
2. Beglaryan S. G. Educational games in English lessons in secondary schools [Obuchayushchiye igry na urokakh angliyskogo yazyka v sredney obshcheobrazovatel'noy shkole], Aktual'nyye voprosy sovremennoy pedagogiki: materialy IV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (g. Ufa, noyabr' 2013 g.) (Current issues of modern pedagogy: materials of the IV International Scientific Conference (Ufa, November 2013)), Kazan, Molodoy uchonyy Publ., 2013, pp. 77-79.
3. Biryukova N. A., Maslennikova Yu. V. Learning English by playing [Izuchayem angliyskiy, igraya], Sovremennyye tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam: materialy respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Modern technologies for teaching foreign languages: materials of the republican scientific and practical conference), Yoshkar-Ola, Mari Publ., 1997, pp. 138-143.
4. Galskova N. D., Gez N. I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika (Theory of teaching foreign languages. Lingvodidactics and methodology), 3rd ed., Moscow, Akademiya Publ., 2006. 336 p. ISBN 5-7695-2969-5.
5. Zyatkevich A. S. Game as a form of interaction and a means of developing foreign language skills in secondary school [Igra kak forma vzaimodeystviya i sredstvo razvitiya inoyazychnykh umeniy v sredney shkole], Studencheskiy vestnik, 2021, no. 41-1 (186), pp. 27-29. EDN TQJYVK.
6. Krasilnikova V. S. [Igra i igrovyye priyomy obucheniya shkol'nikov inostrannomu yazyku], Inostrannyye yazyki v shkole, 1975, no. 5, pp. 167—175.
7. Mukhiddinova S. A., Uralova D. S. The role of games in the process of learning English at school [Rol' igry v protsesse izucheniya angliyskogo yazyka v shkole], Molodoy uchenyy, 2013, no. 7 (54), pp. 397 — 399. Available at: https://moluch.ru/ archive/54/7313/
8. Nikitenko Z. N., Galskova N. D. Teoriya i praktika obucheniya inostrannym yazykam v nachal'noy shkole: uchebnoye posobiye dlya studentov pedagogicheskikh vuzov i kolledzhey (Theory and practice of teaching foreign languages in elementary school: a textbook for students of pedagogical universities and colleges), Smolensk, Assotsiatsiya XXI vek Publ., 2007. 159 p. ISBN 5-89308-195-1.
9. Passov Ye. I. Kommunikativnyy metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu (Communicative method of teaching foreign language speaking), 2nd ed., Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1991. 223 p.
10. Rogova G. V., Vereshchagina I. N. Metodika obucheniya angliyskomu yazyku na nachal'nom etape v sredney shkole (Methods of teaching English at the initial stage in secondary school), Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1988. 224 p.
11. Stronin M. F. Obuchayushchiye igry na uroke angliyskogo yazyka (Educational games
in the English lesson), Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2001. 370 p.
* * *
74