Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ2'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ2 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / КОНКУРЕНЦИЯ / БАНК / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайникова Е.А., Шелестова Д.А.

Рынок банковских услуг играет большую роль в экономическом развитии страны. Он обеспечивает аккумулирование и вложение временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций в различные отрасли народного хозяйства. Функционирование данного рынка во многом связано с уровнем развития на нем конкуренции. На сегодняшний день существует объективная необходимость формирования высоко конкурентной среды на рынке банковских услуг, в полной мере соответствующей разнообразным и постоянно меняющимся потребностям населения, предприятий и организаций на всей территории страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF BANKING SERVICES MARKET RESEARCH2

The banking services market plays an important role in the country's economic development. It provides accumulation and investment of temporarily available funds of the population, enterprises and organizations in various sectors of the national economy. The functioning of this market is largely related to the level of competition in it. Today, there is an objective need to create a highly competitive environment in the banking services market that fully meets the diverse and constantly changing needs of the population, enterprises and organizations throughout the country.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ2»

УДК 336.717

Чайникова Е.А. студент магистратуры 3 курса Шелестова Д.А., кандидат экономических наук

доцент

Волгоградский государственный университет

Россия, Волгоград

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА

БАНКОВСКИХ УСЛУГ

Аннотация: Рынок банковских услуг играет большую роль в экономическом развитии страны. Он обеспечивает аккумулирование и вложение временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций в различные отрасли народного хозяйства. Функционирование данного рынка во многом связано с уровнем развития на нем конкуренции. На сегодняшний день существует объективная необходимость формирования высоко конкурентной среды на рынке банковских услуг, в полной мере соответствующей разнообразным и постоянно меняющимся потребностям населения, предприятий и организаций на всей территории страны.

Ключевые слова: рынок, банковские услуги, конкуренция, банк, стратегия.

Chainikova E.A. master of 3 courses Shelestova D.A., candidate of economic sciences

associate professor Volgograd State University Russia, Volgograd

THEORETICAL ASPECTS OF BANKING SERVICES MARKET

RESEARCH

Abstract: The banking services market plays an important role in the country's economic development. It provides accumulation and investment of temporarily available funds of the population, enterprises and organizations in various sectors of the national economy. The functioning of this market is largely related to the level of competition in it. Today, there is an objective need to create a highly competitive environment in the banking services market that fully meets the diverse and constantly changing needs of the population, enterprises and organizations throughout the country.

Keywords: market, banking services, competition, bank, strategy.

Рынок банковских услуг является сегментом рынка в целом и финансового рынка в частности. На данном рынке взаимодействуют между собой продавец (кредитные организации и небанковские кредитно-финансовые институты) и покупатель (физические и юридические лица) по поводу купли-продажи соответствующих банковских услуг, в первую очередь связанных с организацией денежного обращения, привлечением временно свободных денежных средств и их размещением во временное пользование и за плату.

Целью функционирования рынка банковских услуг является удовлетворение общественной потребности в банковских услугах, связанной с организацией денежного обращения, аккумулированием временно свободных капиталов и кредитованием тех субъектов, которые нуждаются в денежных средствах.

К составляющим элементам рынка банковских услуг относятся:

- универсальные и специализированные кредитные организации, небанковские кредитно-финансовые институты (кредитные кооперативы, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые компании и др.), предоставляющие банковские услуги;

- юридические и физические лица, имеющие интерес в приобретении банковских услуг;

- банковские услуги, характеризуемые соответствующим уровнем спроса и предложения;

- органы, осуществляющие регулирование предоставления банковских услуг (Центральный банк, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации);

- рыночная инфраструктура (совокупность организационно -правовых форм, которые поддерживают формирование спроса на банковские услуги и их предложение, а также создают соответствующие условия для купли-продажи банковских услуг через кредитные организации и небанковские кредитно-финансовые институты).

По функциональному назначению банковских услуг стратегия обеспечения конкурентоспособности банка на рынке может быть классифицирована следующим образом:

- стратегия обеспечения конкурентоспособности банка по привлечению ресурсов во вклады (депозиты), когда банк нацелен на наращение пассивов (сберегательная стратегия);

- стратегия обеспечения конкурентоспособности банка по прямому и косвенному кредитованию, когда банк нацелен на предоставление временно свободных денежных средств на определенный срок и за плату;

- стратегия обеспечения конкурентоспособности банка по финансовым вложениям, когда банк ориентируется на инвестиционные операции на финансовых рынках;

- стратегия обеспечения конкурентоспособности банка по организации наличных и безналичных расчетов, когда банк ориентируется на организацию операций клиентов в наличной и безналичной формах;

- стратегия обеспечения конкурентоспособности банка по организации трастового обслуживания клиентов, когда банк ориентируется на доверительное и агентское обслуживание клиентов;

- стратегия обеспечения конкурентоспособности банка по организации консультационного обслуживания клиентов, когда банк ориентируется на предоставление клиентам консультаций финансово-инвестиционного, правового и иного характера.

Соответственно эффективность стратегии обеспечения конкурентоспособности банка может определяться посредством:

- финансово-экономического подхода, который представлен критерием прибыльности (получение заданного объема прибыли по банковским операциям и сделкам),

- нормативного подхода, который представлен критерием компаративности (соответствие фактических показателей деятельности банка установленным нормативным и плановым показателям);

- маркетингового подхода, который представлен критерием удовлетворенности (соответствие качества и цены банковских операций и сделок требованиям клиентов).

И в заключение важно отметить, что конкуренция на рынке банковских услуг имеет двуединую природу. С одной стороны, она представляет собой процесс соперничества между кредитно-финансовыми институтами, направленный на обеспечение каждым субъектом рынка банковских услуг лучшего положения по сравнению с конкурентами. С другой стороны, конкуренция выступает инструментом регулирования эффективности функционирования всей кредитно-финансовой системы страны.

Использованные источники:

1. Венгеровский Е.Л. К вопросу о правовом содержании конкурентных отношений на рынке банковских услуг // Банковское право. - 2017. - № 3. -С. 60 - 64.

2. Организация деятельности коммерческого банка / Маркова О.М. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.