Таким образом, особенности современных инноваций предъявляют жесткие требования к их потребителям: реализовать эффект от инноваций возможно только путем перестройки процесса потребления (например, путем изменения квалификационного состава рабочей силы, обеспечения повышенной загрузки дорогостоящих автоматизированных систем и т.п.). При этом, экономический эффект инноваций выражается не в снижении удельной цены, а путем сокращения единицы совокупной стоимости применения инноваций по отношению к сумме их полезных свойств, особенно радикальных нововведений, удовлетворяющих принципиально новые общественные потребности.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Барр Р. Политическая экономия. М.: Международные отношения, 1995.
2. Новая технология и организационные структуры. М.: Экономика, 2000.
3. Рудакова И.Е., Смородинов О.В., Фролова Н.Л. Инновационный процесс в странах развитого капитализма. М.: Изд-во МГУ, 1998.
4. Сакс Д.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика: глобальный подход. М.: Дело, 2000.
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1999.
л
I-
□
ш
7
УКОЛОВА Л.В.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
|\
□ □
а ф
Рыночные субъекты хозяйствования, и организации потребительской организации в том числе, находятся в постоянном поиске конкурентных преимуществ, так как они являются сердцевиной их деятельности, наиболее значимыми факторами конкурентоспособности и основными определяющими элементами конкурентной позиции на рыночном сегменте.
Анализ различных точек зрений ученых-экономистов, занимающихся исследованием проблемы поиска факторов формирования конкурентных преимуществ, позволил определить, что в процессе становления современной теории преимуществ сложилось два подхода (рис. 1).
о ф
О
Рисунок 1. Подходы к поиску факторов формирования конкурентных преимуществ.
Первый подход — рыночный (начало его развития получило в школах планирования И. Ан-соффа и позиционирования М. Портера), а второй — ресурсный (развивается школой ресурсов, способностей и компетенций).
Базируясь на данных подходах нами совокупность факторов формирования и развития конкурентных преимуществ субъектов системы подразделена на внешние и внутренние, а в рамках внутренних факторов выделены осязаемые и неосязаемые (рис. 2).
Факторы формированы и развития конкурентных преимуществ организации потребительской кооперации
-ЛЕГ
Ннетиние факторы
и
Демирафнчеетгде
Соцнэдквые
"Экономически г
Шиштнческие
П рирол ио-кли маткн^ск и; усании
Нориятгано-цмнпн
1
Внутренние факторы
ТГ
Нсосмжчыс (орган иззднонные компетенции]
Раци оепышя йрпанша-инон пая структ^ ра системы Прозричжхть >ГЧСТ£ и отчетности
Дивйрс К^Н КЛ1-1Л деятельности Гибкая ценсам вдтлвд
Система внутренних и прргнерскнк взаиивдайпкий Информационный по7еицищг
В-ЫГТО'НСНИО ванмутшцншнен ролл в сельской местности Интеижтуалшй гютилции
Темюяогсчвсий потенции
Организационная яультура
Осязаемые
Социальный летенинап
Трудной пвпенциал
Имущественен й лоаенинат
Финансовый
потенциал
Рисунок 2. Классификация факторов формирования конкурентных преимуществорганизаций потребительской кооперации. Экономический вестник Ростовского государственного университета -Ф- 200У №1 часть 2
I
I
В качестве основных внешних факторов нами выделены демографические, социальные, экономические, политические, природно-климатические и нормативно-правовые. Исследуя значимость каждого из них, мы установили, что первостепенными выступают демографические и социальные, которые представлены численностью обслуживаемого населения и качеством его жизни. Это связано с тем, что кооперативные магазины обслуживают не только пайщиков, а все сельское население.
Оборот розничной торговли напрямую связан с уровнем доходов населения, рост которых означает повышение его покупательной способности и покупательского спроса. Поскольку в сельской местности потребительская кооперация выполняет роль работодателя, то создание рабочих мест, увеличение численности работников, занятых в организациях потребительской кооперации, означают развитие внутренних источников формирования конкурентных преимуществ, способствуя росту доходов сельского населения.
Положения теории ресурсов, способностей и компетенций были положены в основу определения внутренних факторов формирования конкурентных преимуществ организаций потребительской кооперации, которые позволили подразделить их на осязаемые и неосязаемые. Осязаемые факторы представлены элементами социально-экономического потенциала, имеющими физическую природу и являющимися материальными объектами. К неосязаемым мы отнесли организационные компетенции, то есть те параметры внутренней среды, которые не имеют физической натуральной формы, но наделены «неосязаемой ценностью». ^ Как важнейший фактор формирования и развития конкурентных преимуществ, организацион-
¡5 ная компетенция, по мнению К. Прахалада и Г. Хэмэла, стоявших у истоков развития ресурсной ^ концепции, обладает тремя основными свойствами: во-первых, она дает потенциальный доступ к 1 широкому спектру рынков, во-вторых, добавляет значительную потребительную стоимость конеч-1ному продукту, воспринимаемую покупателем, а в-третьих, требуются большие затраты и усилия ^ для того, чтобы скопировать ее сопернику.
^ К организационным компетенциям субъектов потребительской кооперации отнесены рацио-
□ нальная организационная структура системы, диверсификация деятельности, система внутренних и ^ партнерских отношений, организационная культура, гибкая ценовая политика, выполнение коммуникационной роли в сельской местности, а так же возможность развития интеллектуального, инфор-с мационного и технологического потенциала.
ф Обосновывая наличие такой компетенции, как рациональная структура системы, нами исполь-
о зованы теоретические положения, изложенные в трудах К. Койна и С. Субраманьяма, согласно ко-
а
ф торым успех достается тем компаниям, которые имеют рациональную структуру отрасли.
| Основополагающим источником формирования конкурентных преимуществ, представляющим
о собой организационную компетенцию потребительской кооперации, выступает сложившаяся и со-
о вершенствующаяся организационная структура, обеспечивающая целостность и иерархичность си-
ф стемы.
5 Целостность потребительской кооперации следует из определения кооператива как объедине-
о ния группы лиц в целях удовлетворения потребностей своих членов и населения. Иерархичность
^ заключается в ее многоуровневой организационной структуре, которая обеспечивает ее организационное единство, предоставляет возможность потребительским обществам и их союзам совместно действовать по защите интересов системы, способствует организации согласованной работе и уси-
^ лению вертикали ответственности.
о В числе неосязаемых источников формирования конкурентных преимуществ потребительской
0 кооперации нами выделена сложившаяся и отлаженная годами система внутренних и партнерских ^ взаимодействий, которые определяют свойство эмерджментности системы. Оно предполагает полу-
1 чение синергетического эффекта как результата внутрисистемного взаимодействия и взаимодействия ф потребительской кооперации с деловой средой.
т
В процессе внутрисистемных отношений происходит усиление экономического и производствен-| ного взаимодействия с пайщиками, работниками, между организациями и образовательными учреж-® дениями, что способствует развитию вертикальной интеграции, позволяющей более эффективно Л использовать имеющиеся ресурсы, и создает предпосылки для наращивания конкурентных преиму-^ ществ.
Составляющим элементом организационных компетенций кооперативных организаций высту-
пает выполнение коммуникационной роли в сельской местности. Кооперативный магазин, как главное звено потребительского общества в реализации хозяйственных и социальных задач, становится центром организации и проведения работы по всем направлениям деятельности потребительской кооперации: торговой, закупочной, организационно-массовой, сервисной, информационно-консультационной и т.д. Данный фактор позволяет потребительской кооперации завоевывать доверие сельских жителей, улучшать качество жизни на селе, что в свою очередь повышает социальный статус системы и укрепляет ее рыночные позиции на действующих сегментах.
В числе организационных компетенций важнейшим источником конкурентных преимуществ потребительской кооперации является организационная культура, которая представляет собой убеждения, нормы поведения, установки, систему ценностей организации, которые являются правилами, воплощенными в различных сторонах ее деятельности (микроклимат, атмосфера, стиль руководства и видения бизнеса, нормы и правила, производственные традиции и т.д.).
В кооперативных организациях организационная культура отражает систему ценностей, этические нормы, традиции организации, межличностные отношения между работниками, пайщиками, некооперированным населением, как потенциальными пайщиками, особую внутреннюю среду, методы ведения социально-экономической деятельности. В качестве ее базиса и надстройки служит устоявшаяся ценностная база кооперативных организаций, включающая в себя реализацию социальной миссии, наличие кооперативных ценностей и принципов.
В числе организационных компетенций потребительской кооперации нами выделены и такие факторы формирования конкурентных преимуществ, как гибкая ценовая политика и прозрачность
учета и отчетности. ¡5 Гибкая ценовая политика позволяет увеличивать охват денежных доходов населения, направ- [д ленных на покупку товаров, и рыночную долю в обороте территории, привлекая все большее число 7 потребителей. Это связано с тем, что субъекты системы самостоятельно устанавливают цены на Г продукцию собственного производства, торговые надбавки на покупные товары, наценки обществен- ^ ного питания, которые значительно ниже, чем у конкурентов. Данное преимущество одновременно д отвечает интересам системы и приемлемо для покупателей. □ Прозрачность учета и отчетности является признаком социальной ответственности системы, что, ^ в свою очередь, повышает ее социальный статус. Вместе с тем, отсутствие сокрытия налогооблагаемой базы кооперативных организаций дает реальную возможность органам местного самоуправле- 0 ния увеличивать налоговые поступления. ® В числе неосязаемых факторов формирования конкурентных преимуществ потребительской о кооперации нами выделена имеющаяся способность развития ее субъектами информационного, ин- ® теллектуального и технологического потенциала.
Информационный потенциал потребительской кооперации представляет собой возможность использования информационных систем при помощи компьютерных технологий передач, накоплений и обработок информации, необходимой для успешной реализации социальной миссии и эффективного ведения хозяйственной деятельности. В силу своих возможностей он способен уско-
а.
рить социально-экономическое развитие кооперативных организаций, что влияет на прирост их о
рыночных долей. Роль информационного потенциала на основе неограниченных возможностей со временных информационных технологий в настоящее время многократно возросла. Особеннос
тью системы потребительской кооперации выступает использование ею программы «Центросоюз- 2
Свод», которая позволяет приводить отчетность кооперативных организаций всех уровней в еди- о
ный баланс. о
Наряду с данным фактором, нематериальной основой развития и успеха организаций потре- о
бительской кооперации и формирования ими конкурентных преимуществ служит и интеллектуаль- ~
ный потенциал. ^
Под интеллектуальным потенциалом организации понимается совокупность интеллектуальных ф способностей работников (знаний, умений, информации, ценностей, навыков и т.д.), возможностей
их раскрытия, развития и использования. То есть он представляет собой внутренний ресурс хозяй- ^
ствующего субъекта, от уровня и развитости которого зависят не только экономические показатели ®
всех остальных видов ресурсов, но и изменение его занимаемых рыночных позиций. 5
Организации потребительской кооперации отличаются от других субъектов рыночной эконо- §
мики тем, что они имеют собственные образовательные учреждения, готовящие специализирован- о
ных специалистов системы. В связи с этим, кооперативные организации имеют реальную возможность проводить систематическое повышение квалификации работников, повышая тем самым интеллектуальный потенциал и создавая условия для карьерного роста. Эти преимущества потребительской кооперации позволяют ее организациям иметь высококвалифицированные кадры, что несомненным образом оказывает влияние как на эффективность их работы, так и на укрепление занимаемых рыночных позиций.
Постоянное обновление и технологическое развитие деятельности кооперативных организаций выступает еще одним немаловажным фактором формирования конкурентных преимуществ, создающим новые возможности для разработки уникальных товаров, новых способов маркетинга, производства, доставки, улучшения сопутствующих услуг. Для совершенствования и развития системы ее субъектами осуществляется инновационная деятельность, которая отражается, во-первых, на расширении диверсификации деятельности, во-вторых, на дифференциации продукции (услуг).
Организационные компетенции, следуя положениям ресурсной концепции, опосредуются специализированными ресурсами, эффективное использование которых способствует достижению привилегированного положения на рынке. Развитие хозяйствующих субъектов в данном аспекте представляет собой непрекращающийся процесс приобретения, развития и расширения своих ресурсных возможностей, и поскольку ход развития каждой компании строго индивидуален, имеющиеся в распоряжении у организаций ресурсы различны.
Формирование конкурентных преимуществ происходит вследствие оптимальных конфигураций организационных компетенций и имеющегося набора ресурсов. Заключенная в ресурсах возможность, которая направлена на развитие субъекта, представляет собой потенциал, реализация которого должна быть воплощена в процессе формирования и развития конкурентных преимуществ.
Понятие потенциала потребительской кооперации нами трактуется исключительно в единстве экономического и социального. Это обусловлено тем, что потребительская кооперация представляет собой социально ориентированную экономическую систему, в деятельности которой экономическое и социальное тесно взаимосвязаны. Она успешно сочетает социальную деятельность с экономической, которая связана не только с производством (реализацией) продукции (услуг), но и с привлечением финансовых ресурсов и множества других подобных операций.
Социально-экономический потенциал потребительской кооперации представляет собой совокупную способность социальных, трудовых, имущественных и финансовых ресурсов системы, объединенных определенными организационными принципами и структурой управления, призванных реализовывать достижение высшей цели — удовлетворения материальных и иных потребностей членов потребительских кооперативов и всего сельского населения.
Одним из важнейших составляющих социально-экономического потенциала потребительской кооперации, что отличает ее от других хозяйственных структур, является ее социальная база, представленная пайщиками. Социальная база выступает фундаментом, на котором возвышается все кооперативное здание. Игнорирование социальной базы лишает сущности рассмотрения социально-экономического потенциала как потенциала потребительской кооперации.
Социальную базу, т.е. пайщиков, следует признавать не просто составной частью социально-экономического потенциала, а его центральным элементом, определяющим внутреннюю глубинную сущность явления. Отсутствие пайщиков искажает саму природу потребительской кооперации, лишает его сущности социально ориентированной структуры.
В числе традиционных компонентов потенциала потребительской кооперации выделен трудовой, имущественный и финансовый потенциал.
Все составляющие социально-экономического потенциала представляют собой внутренние осязаемые факторы формирования конкурентных преимуществ потребительской кооперации, которые достаточно широко освещаются в экономической литературе.
Таким образом, исследование внутренних и внешних факторов формирования конкурентных преимуществ, основанных на теоретических положениях рыночной и ресурсной концепцией, положенных в основу классификаций факторов, позволяет сделать вывод о том, что успех в конкурентной борьбе кооперативных организаций зависит, во-первых, от оптимальности конфигурации организационных компетенций и имеющихся ресурсов, а во-вторых, от своевременного изучения компонентов внешней среды, способствующего гибкому реагированию организаций на их изменения.