УДК 159
Толмачева Ольга Александровна
аспирант кафедры общей и клинической психологии Московского гуманитарного института им. Е.Р. Дашковой [email protected]
Теоретические аспекты
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Olga A. То1таеИвуа
graduate student at the Department of general and clinical psychology Moscow Humanitarian Institute of E.R. Dashkova [email protected]
Theoretical aspects of
INTELLECTUAL GIFTEDNESS AND CREATIVE THINKING
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой интеллектуальной одаренности и творческого мышления. Ведь творческое мышление служит основным маркером одаренной личности. Наличие дивергентных интеллектуальных способностей (или собственно креативности) указывает на то. Креативность-это одна из составляющих интеллекта. Как интеллектуальная одаренность проявляется в творческой активности? Каким образом креативность влияет на интеллектуальную основу одаренности? Эти и другие вопросы рассматриваются в данной статье с точки зрения формирования ментального опыта такой личности.
Ключевые слова: интеллект, одаренность, ментальный опыт, творческая личность, креативность.
Annotation. The article discusses the issues related to the problem of intellectual giftedness and creative thinking. After all, creative thinking is the primary marker of a talented person. The presence of divergent intellectual abilities (or creativity) indicates it. Creativity is one of the components of intelligence. How intellectual giftedness is manifested in creative activity? How creativity affects the intellectual Foundation for giftedness? These and other questions are considered in this article from the point of view of the formation of mental experience such a personality.
Keywords: intelligence, talent, mental experiences, creative, creativity.
В последнее время в психологической науке значительно усилился интерес к изучению проблемы интеллектуальной одаренности как проявлению творческого мышления и креативности. Многие вопросы остаются открытыми.
Известно, что творческое мышление служит основным маркером одаренной личности - с этим согласны все психологи. Но нет единого подхода к выделению и оценке факторов его развития.
Для прояснения этих вопросов необходимо разобраться в основных понятиях, что такое «интеллектуальная одаренность» и «творчество».
Интеллектуальной одаренностью в психологии считается определенное состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной активности, то есть деятельности, связанной с созданием новых идей, использованием нестандартных способов в решении задач, чувствительностью к ключевым и наиболее результативным векторам поиска решений в той или иной предметной области, открытостью к любым новшествам и т.д. [1].
Одаренная личность - это обычно творческая
личность. Наличие дивергентных интеллектуальных способностей (или собственно креативности) указывает на этот момент. Креативность же - одна из составляющих интеллекта.
Б.Г. Ананьев считает, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека [3].
Творчество как научная проблема изучается в психологии сравнительно давно и не случайно считается одной из самых серьезных областей теоретического и экспериментального исследования. В этой проблеме в той или иной мере представлены вопросы активности психического отражения, продуктивности человеческой деятельности, природы способностей, их социальной и биологической обусловленности.
Что же такое творческое мышление? Одним из самых известных исследователей психологии творчества, кто попытался сформулировать ответ на данный вопрос, был Дж. Гилфорд. Он считал, что творческое мышление связано с доминированием в нем следующих особенностей:
• Оригинальность, необычность высказываемых идей, стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек всегда стремится
101
найти свое собственное, отличное от других решение.
• Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование.
Теоретическое исследование одаренных и творческих личностей позволяет выделить следующие личностные черты таких людей:
- независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность;
- открытость ума - восприимчивость к новому, нестандартному и необычному;
- высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям;
- развитое эстетическое чувство.
Независимость от группы в сочетании с собственным видением мира, оригинальным нестандартным мышлением и поведением вызывают негативную реакцию социальной группы, как правило, радеющей за соблюдение норм, что само по себе является фрустрирующим моментом.
Кроме того, особенности взаимодействия сознания и бессознательного - определяют типологию творческих личностей и особенности их жизненного пути [2].
А.Д. Де Гроот пришел к заключению, что любой творческий продукт - это всегда следствие специфического саморазвития личности, связанного с длительным накоплением и дифференциацией полезного для данной области деятельности опыта [4].
Дж. Уолтере и X. Гарднер описали явление «кристаллизации опыта», возникающее в результате определенного взаимодействия потенциально одаренного субъекта с какой-то конкретной предметной областью (конкретной ситуацией, проблемой и т.д.) [6].
В исследованиях, направленных на изучение развития интеллектуально одаренных (талантливых) людей в контексте социума, были также выделены макросоциальные факторы, влияющие на становление их опыта [5].
Необходимо подчеркнуть тот факт, что внешние влияния на ранних этапах развития одаренной личности значительно более важны, чем воздействия, оказываемые всей последующей жизнью.
Итак, изучение талантливых людей показывает, что в процессе своего становления интеллектуально одаренная личность приобретает достаточно специфический умственный опыт, уникальность состава и строения которого и является психологической основой их неординарных
Литература:
интеллектуальных возможностей. Это проявляется, прежде всего, в своеобразии индивидуального видения действительности.
Известно, что к одаренным людям нельзя подходить с какой-либо единой меркой, так как каждый одаренный человек своеобразен и уникален. И все-таки есть то общее, что характеризует одаренных людей: они по-особому смотрят на происходящее, у них другой взгляд на мир.
Тот вопрос, на который и должна ответить современная психологическая теория интеллектуальной одаренности, - это вопрос о том, почему одаренные люди видят происходящее не так, как остальные. Категория «ментального опыта» в какой-то мере позволяет наметить ориентиры для поиска ответа на этот вопрос, поскольку психологической основой интеллектуальной одаренности является уникальность склада ментального опыта личности. Соответственно, механизм интеллектуальной одаренности следует искать в специфических особенностях состава и строения ментальных структур, специфических характеристиках ментального опыта и построения ментальных репрезентаций.
Процесс формирования ментального опыта раскрывает сущность вопросов становления и функционирования интеллекта одаренной личности. Нестандартное мышление плюс внешние микро и макро влияния оказываются отражением такого опыта в творениях талантов.
Подобный подход к одаренности позволяет наметить основы нового научного направления по формированию творчески и интеллектуально активной личности, в котором бы учитывалось, что фундамент такой активности закладывается еще в дошкольные годы. И очень важно выстроить единую систему воспитания такой личности, где будут учтены все подводные камни на пути становления юного дарования. Фундамент ментального опыта закладывается в такой ранний период человеческого развития, что огромное количество внешних влияний может как способствовать, так и препятствовать раскрытию личностных потенций. Сюда, прежде всего, относятся такие внешние воздействия, как родительское влияние, а также все окружающие сенсорные стимулы. Необходимо корректное педагогическое сопровождение и психологически грамотная поддержка для проявления одаренности.
Таким образом, творческая и интеллектуальная одаренность - это результат длительного, подчиняющегося определенным закономерностям процесса, суть которого заключается в выстраивании и обогащении индивидуального ментального опыта, начинающегося в раннем детстве и продолжающегося всю жизнь [3].
Literature:
102
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001.
2. Дружинин В.Н. «Психология общих способностей» СПб. : Питер. 1999.
3. Холодная М.А. «Психология интеллекта: парадоксы исследования». Питер : 2001.
4. De Groot A. Thought and choice in chess. Hague, 1965.
5. Simonton, 1978.
6. Walters, Gardner, 1986, Р. 331.
1. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. SPb. : Piter, 2001.
2. Druzhinin V.N. Psikhologiya obshchikh sposob-nostei. SPb. : Piter, 1999.
3. Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta: para-doksy issledovaniya. SPb. : Piter, 2001.
4. De Groot A. Thought and choice in chess. Hague, 1965.
5. Simonton. 1978.
6. Walters, Gardner. 1986. Р. 331.
103