Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жихарева Л. В.

Информационная эпоха, современная социально-политическая ситуация в стране существенно влияют на все стороны нашей жизни, в том числе и на коммуникативные процессы в обществе. Информационно-психологическая культура в современном чрезвычайно динамичном и глобализированном мире становится все более весомой составляющей жизнедеятельности личности. Это обусловлено не только тем, что информационно-психологическая культура является важным психологическим средством саморегуляции и самодетерминации человека - она является также ценным ресурсом для ослабления негативных влияний информационного общества. В статье представлен теоретический анализ содержания понятий информационной и информационно-психологической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL CULTURE OF SOCIETY

The article presents a theoretical analysis of the content of the concepts of information and information-psychological culture of the individual. The information age, the current socio-political situation in the country significantly affect all aspects of our life, including the communicative processes in society. Information and psychological culture in today's extremely dynamic and globalized world is becoming an increasingly significant component of a person's life activity. This is due not only to the fact that information and psychological culture is an important psychological means of self-regulation and self-determination of a person - it is also a valuable resource for weakening the negative influences of the information society. The formation of the information and psychological culture of the individual is determined not only by external factors, but also by internal factors - the level of development of individuality as a mental world, personal properties and traits that determine the readiness of the individual to overcome barriers in informatization. Information and psychological culture as an objective phenomenon are also constantly enriched and improved with the development of the information society and the emergence of new social circumstances that require the development of new aspects of psychological culture. For information and psychological culture, it is necessary to develop an optimal response to information and adequate behavior of a person, to form the ability to act in conditions of insufficient or excessive information, to assess its quality, to select reliable information, etc. An important component of information and psychological culture is the information security of the individual, which is characterized by the protection of her psyche and consciousness from dangerous information influences: manipulation, misinformation, image, inducement to deviant activity, etc.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. Специальный выпуск. С. 133-140.

УДК 159.9

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО -ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Жихарева Л. В.

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»

Симферополь, Республика Крым, Россия

Е-mail: Шiya_80@list.ru

Информационная эпоха, современная социально-политическая ситуация в стране существенно влияют на все стороны нашей жизни, в том числе и на коммуникативные процессы в обществе. Информационно-психологическая культура в современном чрезвычайно динамичном и глобализированном мире становится все более весомой составляющей жизнедеятельности личности. Это обусловлено не только тем, что информационно-психологическая культура является важным психологическим средством саморегуляции и самодетерминации человека - она является также ценным ресурсом для ослабления негативных влияний информационного общества. В статье представлен теоретический анализ содержания понятий информационной и информационно-психологической культуры личности.

Ключевые слова: информационно-психологическая культура, информационная компетентность, критическое мышление, информационная рефлексия.

ВВЕДЕНИЕ

В ХХ1 ст. появляется новый вид и нформационных сетей, которые отличаются от предыдущих традиционных СМИ, это - Интернет и виртуальные социальные сообщества. Они являются результатом технологической глобализации мира и образовали принципиально новые объединения, взаимосвязи между членами общества. В их пределах действуют другие законы социальной жизнедеятельности. Цифровая сеть является удобным пространством для осуществления активности для большинства людей, которые испытывают психологический дискомфорт в реальной, физической среде (А. Гольдберг, К. Янг и др.). Жизнедеятельность в нем требует специфических форм адаптации, которые до этого были освоены лишь незначительной частью общества.

Эволюция способов взаимодействия личности с информационным пространством является результатом изменения роли и значения знаний в жизни человека. Если в начале ХХ в. считалось, что знания (информация) управляют миром, то в XXI в. - знания порождают миры. Способность к овладению информацией, знаниями и, что не менее важно, оперирования ими: критический анализ, реструктуризация, интеграция и имплементация, становятся базовыми социальными свойствами современного человека, осуществляющего жизнедеятельность в цифровом информационном обществе.

133

Социокультурные изменения, к которым привели изобретения в области информационных технологий, связаны с изменением ценности информации в жизни общества и личности. Все виды социокультурной активности связаны с постоянной необходимостью усвоения информации в виде знаний и общественного опыта. С начала зарождения человеческой цивилизации знания играли значительную роль, однако на их усвоение отводился определенный период социально-возрастного развития. Это было связано с тем, что система общественных знаний имела относительно целостную структуру и претерпевала незначительные изменения в контексте жизнедеятельности отдельного человека. В современном информационном обществе большинство свойств информации являются релятивными, а, следовательно, их истинность, новизна, объективность и устойчивость могут меняться. Постоянная смена информационного контекста и содержания привела к необходимости приобретать новые знания и опыт, верифицировать их, дополнять, изменять структуру и т.п. Способность оперировать большим количеством информационного контента, становится основой личностной и профессиональной успешности в современном информационном обществе.

Недостаточно исследованной остается функциональная природа информационно-психологической культуры, которая помимо рационального отражения и обработки информации, имеет еще и другие социально важные функции - унификации социального восприятия окружающей действительности и становления личностного отношения к ней.

Цель статьи: определение психологических особенностей информационно -психологической культуры общества.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В результате информатизации и увеличения общественной ценности информации отмечается появление особого типа отношений между членами общества в локальном либо глобальном контексте, которые опосредованы общим информационным полем (Д. Белл, Э. Белами, В. Л. Иноземцев) [1-3]. Под влиянием научно-технического прогресса виртуализация социальных процессов привела к появлению нового типа отношений, который базируется на возможности доступа к всемирной телекоммуникационной сети. Исследователи психологических аспектов виртуального пространства часто сравнивают его с «третьим миром» Карла Поппера, который известен человеку после внутреннего и внешнего пространства. По словам Б. М. Величковского, важнейшими объектами третьего мира являются теории, высказывания или предложения, проблемы, аргументы, приказы, уговоры, молитвы, договоры, поэзия и сказание [цит. по: 4]. Логика восприятия реальности третьего мира проистекает из его понимания как продукта деятельности человека. Третий мир (частью которого является человеческий язык) вырабатывается людьми, так же, как мед вырабатывается пчелами [там же]. Итак, интернет - это достижение общества, результат продуктивной деятельности людей, то есть феномен культуры в широком ее понимании.

Неоднозначными остаются трактовки понятий «информационная культура» и «культура информационного общества», соответственно смещают акцент

134

исследования и полученные результаты. Культура информационного общества, требует определенный уровень культуры ее носителей, способность осуществлять образовательную, рекреационную, профессиональную и другие виды социальной активности в виртуальной цифровой среде или использовать ИКТ и актуальные знания для решения текущих задач.

Культура - это сбалансированная система, которая стремится к устойчивости и динамичности в то же время, традиции и ценности определяют ее стабильность, а творчество и прогресс приводят к движению. Х. Ортега-и-Гассет к основным задачам культуры относил создание среды бытия человека [5].

Индивидуальная культура — это своеобразная интерпретация собственной жизни, массовая культура интерпретирует общественный прогресс, общественную историю.

Впервые понятие «Информационная культура» было использовано Г. Г. Воробьевым в 1971 году в работе «Информационная культура в управленческом труде». В целом монография была посвящена проблемам документооборота организации, однако включала анализ значения информации в жизни общества, ее свойств. Г. Г. Воробьев считает, что в условиях стремительного накопления знаний в обществе не обойтись без специфических правил взаимодействия с информацией [3]. Впервые понятие «информационная культура» появилось в работах Э. П. Семанюка, которое определялось им как степень информатизации общества и уровень сложности информационных связей в нем [6]. В начале 80-х годов «Информационная культура» в основном была связана со способностью личности пользоваться цифровыми средствами коммуникации и обработки информации в профессиональной деятельности и, впоследствии, и в повседневной жизни (А. П. Ершов, А. Г. Здравомыслов, А. П. Суханов) [8-10].

В научной литературе прослеживается двухвекторный дискурс рассмотрения понятия «информационная культура». Психолого-педагогический дискурс рассмотрения проблемы опирается на определение информационной культуры как внутренней личностной характеристики субъекта социальных отношений, который определяет наиболее рациональный способ взаимодействия с информацией (В. Г. Воронкова, А. Я. Романишина, А. Л. Столяревская) [11; 12]. В этом ключе анализа авторы склоняются к мнению, что современное общество переходит к потребительскому способу жизнедеятельности, оно стало зависимым от информационно-коммуникационных средств. Снижается активность рядового потребителя в процессе обработки информационного контента, в силу большого количества и легкоусваемости информации, теряется способность к активному мировосприятию и как следствие переход к потреблению продукта в его конечной форме: с соответствующим содержанием, отношением и эмоциональными проявлениями (допустимыми эмоциями). Из определенного набора моделей восприятия следуют реакции на определённые события и явления: трагические события чаще вызывают печаль и грусть, комические - смех и радость.

Глобализация унифицировала способы социального бытия человека, сделала его потребности более предсказуемыми и менее сложными в когнитивном плане. В современном понимании определение «информационная культура» несколько

135

смещает аспект с технологической осведомленности личности на когнитивно-поведенческую способность потреблять информационный контент и использовать его для решения повседневных задач.

Если ранние этапы детства считаются периодом социализации исключительно в системе отношений с родителями и близкими родственниками в процессе включения в их замкнутый круг общения, то с началом утверждения культуры информационного общества ребенок на ранних этапах онтогенеза включается в глобальную информационную сеть, получая, таким образом, доступ к информации, находящейся в свободном доступе. В период профессиональной подготовки и обучения личность получает основные социально-профессиональные компетенции, которые позволяют ему в будущем решать широкий круг профессиональных задач. Блок «информационных компетенций» включен сегодня в структуру профессиональной готовности большинства профессий.

Рационализация социального бытия за счет активного использования преимуществ цифровой информационной сети привела к атрофии некоторых интеллектуальных функций, которые связаны с анализом информации и ее критической переработкой. Средством ускоренного освоения информационно-коммуникационных технологий стали ресурсы для самообразования. В Сети Итернет появилось множество опЦпе-курсов, создателями которых являются как официальные учреждения и учебные заведения, так и частные лица, которые могут свободно распространять свой индивидуальный опыт в виде дидактических материалов, в результате чего, культура информационного общества наполнилась смыслами, которые до того не взаимодействовали между собой, что привело к появлению противоречий и неоднозначности в интерпретации событий и явлений окружающего мира.

Основной центральной характеристикой современного информационного общества является относительность и релятивность всего, что окружает человека. Отсутствие прописных истин, иллюзия вседозволенности, вектор личностного отношения определяет контекст восприятия информации. Любой опыт взаимодействия с миром влечет за собой относительные изменения в личностной картине мира и приводит к определенной ее реорганизации. В зависимости от личностного настроя относительно предмета информационного сообщения, эти изменения могут иметь не только конструктивный характер [11].

Информационная культура и ее эволюционное значение может быть оценено с точки зрения информационно-психологического иммунитета, способности личности противодействовать глобализационному влиянию информатизации, способствовать выработке внутренних механизмов самоограничения потребления информации и осуществлять оценку ее качества и содержания в соответствии с текущими потребностями человека [13].

Информационная культура является составляющей общей культуры личности. По мнению Р. С. Гуревича в последние десятилетия увеличился удельный вес знаний в общественном прогрессе, что образовало целый пласт культурных ценностей, которые порождают познавательный интерес человека и настраивают на миропознание [14]. Ценность интеллекта в современных условиях объясняется тем,

136

что для обработки информации высокой плотности, когнитивной и символической многозначности, необходим определенный психический ресурс, интеллектуальный и эмоциональный потенциал, направленность на поисковую активность и регулярную верификацию знаний.

К составляющим информационной культуры С. Д. Карагодов относит [15]: информационную (компьютерную) грамотность; информационную компетентность; информационный ценностно-содержательный компонент; информационную рефлексию; информационное творчество.

Информационная компетентность и информационная грамотность считаются автором ключевыми, поскольку они обеспечивают процессуальную составляющую информационной деятельности человека и формируют определенное ценностное отношение к знаниям и являются основой информационного творчества. В условиях современного общества информационная компетентность рассматривается не только как условие личностной успешности, но, и как способность осуществлять жизнедеятельность на минимально достаточном уровне.

Доступ к колоссальным возможностям телекоммуникационных сетей привел к определенным последствиям:

1. Изменились требования к форме представления информации: чтобы к ней был интерес, информация должна быть интересной, простой и понятной. Ведь большинство пользователей телекоммуникационных сетей не имеют привычки читать сложные тексты, не готовы преодолевать трудности для понимания таких текстов, не будут потреблять неинтересную информацию.

2. Огромные возможности виртуального информационного пространства создают иллюзию «я все знаю», что способствует такой тенденции в мировосприятии пользователей, как отсутствие авторитетов; этой тенденции способствует и то, что пользователь может отреагировать на какую-то информацию анонимно, дать ей оценку, в том числе резкую и негативную, не считаясь с этическими нормами.

3. Виртуальное информационное пространство открыло возможность для получения незамедлительной обратной связи, например, в виде отклика на какую-то информацию (пост, утверждения, комментарии и т. п.), обсуждения, в том числе в форме дискурса.

Усугубляют ситуацию и особенности общества: с одной стороны, существует избыток ненужной, противоречивой и деструктивной информации, которая агрессивно вмешивается в повседневную жизнь, а с другой - отсутствие у большинства людей навыков, необходимых для конструктивной работы с информацией, дефицит объективных знаний, разрушение традиционных схем осмысления действительности, например, человек перестает думать, запоминать, апеллирует к поисковой системе, а не к своему разуму, бездумно использует Интернет) и др.

Психологическая культура - это интегральное объединение психологической компетентности, ценностно-смыслового компонента (отношение к людям, к миру, к деятельности), когнитивной составляющей (уровень развития познавательных процессов) и рефлексии.

137

Итак, информационно-психологическая культура - особый вид культуры, которая отражает не только общий социальный опыт человечества и индивидуальный опыт человека; обеспечивает оптимальную и адекватную реакцию на информацию, умение действовать в условиях недостаточной или избыточной информации, оценивать ее качество, отбирать достоверную информацию; защищает психику и сознание от опасных информационных воздействий.

Становление информационно-психологической культуры личности обусловлено не только внешними факторами, но и внутренними - уровнем развития индивидуальности как психического мира, личностными свойствами и чертами, определяющими готовность личности к преодолению барьеров в информатизации.

Информационная и психологическая культура как объективное явление также постоянно обогащаются и совершенствуются с развитием информационного общества и возникновением новых социальных обстоятельств, требующих развития новых аспектов психологической культуры.

Важной составляющей информационно-психологической культуры является информационная безопасность личности, которая характеризуется защищенностью ее психики и сознания от опасных информационных воздействий: манипулирование, дезинформирование, образ, побуждение к девиантной активности и т. п.

ВЫВОДЫ

Информационно-психологическая культура обеспечивает устойчивость психики личности к различным информационным воздействиям. В связи с этим уровень информационно-психологической культуры личности будет определяться через способность к критическому анализу, оценке воспринимаемой информации для принятия объективного решения с учетом этих данных.

Информационно-психологическую культуру составляют два принципиально отличных уровня: инструментальный (технологический) и социально-психологический.

Инструментальный уровень информационно-психологической культуры, это -способность субъекта социальных отношений взаимодействовать с цифровыми информационными технологиями, пользоваться ИКТ и его функционалом.

Социально-психологический уровень информационно-психологической культуры связан со способностью субъекта социальных отношений осуществлять анализ и переработку информации, использовать ее для осуществления социальной активности.

Список литературы

1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. Новая технократическая волна на Западе / Д. Белл. - Москва: Прогресс, 1986. - С. 330-342.

2. Беллами Е. Будущий век / Е. Белами; [пер. с англ. Л. Гей]. - Санкт-Петербург: Издательство А. С. Суворина, 1891. - 334 с.

3. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учеб. пособие для студентов вузов / В.Л. Иноземцев. - Москва: Логос, 2000. - 304 с.

138

4. Кузнецова Ю. М. Психология жителей интернета. Изд. 2-е., испр. / Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова. - М.: Изд-во ЛКИ, 2011. - 224 с.

5. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: перев. с исп. / сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича. -Москва: Весь Мир, 1997. - 704 с.

6. Воробьев Г. Г. Информационная культура в управленческом труде / Г.Г. Воробьев. - Москва: Экономика, 1971. - 106 с.

7. Семенюк Э.П. Информатизация общества, культура, личность / Э.П. Семенюк // Научно-техническая информация. - Серия 1. - 1993. - № 1. - С. 1-3.

8. Ершов А. П. Информация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре / А.П. Ершов // Коммунист. - 1982. - № 2. - С. 82-92.

9. Здравомыслов А. Г. Человек и его работа / А.Г. Здравомыслов. - Москва: Экономика, 1989. - 185 с.

10. Суханов А. П. Информация и прогресс / А.П. Суханов. - Новосибирск: Наука, 1998. -192 с.

11. Воронкова В. Г. Формирование информационной культуры личности как условие успешной адаптации человека к жизни в информационном обществе / В.Г. Воронкова - Киев: Изд-во ТОВ «НВП» «В1Р», 2014. - № 86 (7). - С. 198-203.

12. Столяревская А. Л. Средства и методы формирования информационной культуры студентов. / А.Л. Столяревская // Сборник научных трудов международнпенкиой научно-практической конференции «Информационные технологии: наука, техника, технология, образование, здоровье». - Харьков: ХГПУ, 1996. - С. 110-111.

13. Лучинкина А.И. Информационно-психологическая безопасность личности / А. И. Лучинкина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2017. - № 3 (9). - С. 17-20.

14. Гуревич Р. С. Формирование информационной культуры будущего специалиста. Педагогика и психология профессионального образования: результаты исследований: Сборник нучных трудов / Р.С. Гуревич - Киев, 2003. - С. 354-360.

15. Карагодов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности. / С.Д. Карагодов // Педагогическая информатика. - 2000. - № 2. - С. 41-55.

THEORETICAL ASPECTS OF INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL

CULTURE OF SOCIETY

Zhykhareva L. V.

Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation Е-mail: liliya_80@list.ru

The article presents a theoretical analysis of the content of the concepts of information and information-psychological culture of the individual.

The information age, the current socio-political situation in the country significantly affect all aspects of our life, including the communicative processes in society. Information and psychological culture in today's extremely dynamic and globalized world is becoming an increasingly significant component of a person's life activity. This is due not only to the fact that information and psychological culture is an important psychological means of self-regulation and self-determination of a person - it is also a valuable resource for weakening the negative influences of the information society.

The formation of the information and psychological culture of the individual is determined not only by external factors, but also by internal factors - the level of development of individuality as a mental world, personal properties and traits that determine the readiness of the individual to overcome barriers in informatization.

139

Information and psychological culture as an objective phenomenon are also constantly enriched and improved with the development of the information society and the emergence of new social circumstances that require the development of new aspects of psychological culture.

For information and psychological culture, it is necessary to develop an optimal response to information and adequate behavior of a person, to form the ability to act in conditions of insufficient or excessive information, to assess its quality, to select reliable information, etc.

An important component of information and psychological culture is the information security of the individual, which is characterized by the protection of her psyche and consciousness from dangerous information influences: manipulation, misinformation, image, inducement to deviant activity, etc.

Keywords: information and psychological culture, information competence, critical thinking, information reflection.

References

1. Bell D., Social'nye ramki informacionnogo obshchestva. Novaya tekhnokraticheskaya volna na Zapade, p. 330 (Moskva, Progress, 1986).

2. Bellami E., Budushchij vek, 334 p. (Sankt-Peterburg, Izdatel'stvo A. S. Suvorina, 1891).

3. Inozemcev V. L., Sovremennoe postindustrial'noe obshchestvo: priroda, protivorechiya, perspektivy: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, 304 p. (Moskva, Logos, 2000).

4. Kuznecova Y. M., Chudova N. V., Psihologiya zhitelej internet, 224 p. (Izd-vo LKI, 2011).

5. Ortega-i-Gasset H. Izbrannye Trudy, 704 p. (Moskva, Ves' Mir, 1997).

6. Vorob'ev G. G., Informacionnaya kul'tura v upravlencheskom trude, 106 p. (Moskva, Ekonomika, 1971).

7. Semenyuk E.P. Informatizaciya obshchestva, kul'tura, lichnost', Nauchno-tekhnicheskaya informaciya, 1, 1 (1993).

8. Ershov A. P., Informaciya: ot komp'yuternoj gramotnosti uchashchihsya k informacionnoj kul'ture, Kommunist, 2, 82 (1982).

9. Zdravomyslov A.G., CHelovek i ego rabota, 185 p. (Moskva, Ekonomika, 1989).

10. Suhanov A. P. Informaciya i progress, 192 p. (Novosibirsk, Nauka, 1998).

11. Voronkova V.G., Formirovanie informacionnoj kul'tury lichnosti kak uslovie uspeshnoj adaptacii cheloveka k zhizni v informacionnom obshchestve, 303 p. (Kiev, Izd-vo TOV «NVP» «VIR», 2014).

12. Stolyarevskaya A.L., Sredstva i metody formirovaniya informacionnoj kul'tury studentov, Sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Informacionnye tekhnologii: nauka, tekhnika, tekhnologiya, obrazovanie, zdorov'e» (1996), p.110.

13. Luchinkina A.I., Yudeeva T.V., Ushakova V.R., Informacionno-psihologicheskaya bezopasnost' lichnosti v internet-prostranstve, 152 p. (Simferopol': DIAJPI, 2015).

14. Gurevich R. S., Formirovanie informacionnoj kul'tury budushchego specialist, Pedagogika i psihologiya professional'nogo obrazovaniya: rezul'taty issledovanij: Sbornik nuchnyh, p. 354 (2003).

15. Karagodov S.D. Informacionnaya kul'tura v kontekste obshchej teorii kul'tury lichnosti, Pedagogicheskaya informatika, 2, 41 (2000).

140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.